Церковно-апологетическая деятельность митрополита Антония разворачивалась в ту эпоху, когда в русском обществе высоким авторитетом и вниманием пользовались сочинения Вл. С. Соловьева и Л. Н. Толстого. Вполне естественно, что полемике с ними он посвятил немало страниц. Как рассказывает архиеп. Никон (Рклицкий) , владыка Антоний внимательно следил за Вл. С. Соловьевым «еще с гимназических лет и подмечал некоторые уклонения Соловьева. Так, по поводу его лекций о богочеловечестве, имевших особенно шумный успех в столице, владыка говорил: „Его чтения о богочеловечестве, которые нашими невежественными критиками признавались самыми ценными и оригинальными творениями, являются почти полным плагиатом с немецкого философа Шеллинга. Это было во второй половине 70-х годов, и эти статьи из Православного обозрения, вышедшие потом отдельным изданием, обличил профессор Московской духовной академии П. П. Соколов в журнале Вера и разум, но, конечно, панегиристы Соловьева сделали вид, что они тех статей не заметили, и продолжали трубить об оригинальности этих чтений, а публика, усердно посещавшая эти лекции, продолжала встречать и провожать его дружными аплодисментами“. Впоследствии Вл. С. Соловьев несколько раз навещал владыку Антония в Московской духовной академии, но затем он перешел на сторону революционеров, поляков и католиков, сам принял католичество и стал защищать идеи, совершенно чуждые владыке Антонию, и создал зародыш того, из чего впоследствии выросло уже в эмиграции так называемое Софианство» 829 . Переход Соловьева в католичество прямого подтверждения не нашел, но его папистические идеи общеизвестны, и им митрополит Антоний посвятил статьи «Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьевым» (1890) и «„Подделки“ Вл. Соловьева» (1891). Сознательно отказываясь «обличать либерально-политические идеи» философа 830 – что могло быть воспринято как донос – молодой богослов сделал упор именно на понимании Соловьевым идеи Церкви как внешней, формальной организации, полагая что именно это уклонение мысли предвидел Ф. М. Достоевский, «который в своем „Великом Инквизиторе“ охарактеризовал папизм именно как учение, привлекательное по своей мирской силе, но утратившее дух христианского богообщения и презрения к мировому злу» 831 . Именно через понятие «церковно-государственной организации» трактует философ идею Царства Божия, ибо вместе с «миром» и иудеями не хочет «смотреть на религию как на начало совершенно новой жизни, само из себя дающее ей свое содержание и вытесняющее содержание ветхозаветной жизни ( 2Кор.4:16 ), а лишь как на начало, регулирующее эту ветхую, греховную жизнь» 832 …

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Книжный раздел даёт представление о том, как проникало слово Владыки к читателям и слушателям в Советском Союзе, как появились первые издания на русском языке за рубежом, а затем и в России. Тут же представлены некоторые книги Владыки в переводах на многие языки мира. Фотографии отражают некоторые биографические моменты, но ещё больше — лейтмотив всей жизни митрополита Антония: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор 9:22). Выставку украшает портрет Владыки работы художника Кирилла Соколова, покойного супруга Аврил Пайман. Присутствующие отмечали особую атмосферу любви и доброжелательства, царившую в зале, что (по слову одного участника) редкость для научной конференции. Вероятно, этому способствовала общая молитва: дни начинались с молитвы, в субботу вечером в зале была отслужена вечерня, в воскресенье утром многие молились на Литургии, совершённой в одном из близлежащих храмов, где настоятель, протоиерей Валентин Радугин, пригласил к сослужению клириков, приехавших на конференцию. В заключение был показан третий фильм петербургского режиссера-кинодокументалиста В. И. Мат­­­­веевой из серии “Апо­с­тол Люб­ви”, имеющий подзаголовок “Встречи в России”. Всё завершилось панихидой, отслуженной протоиереем Сергием Овсянниковым, в конце которой зал пропел пасхальные стихиры. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе.

http://pravmir.ru/hronika-pervaya-konfer...

В жертву этой подготовке были принесены и крестьянство, и интеллигенция, и старые партийные кадры, и… сам коммунизм. Всесторонне развитая, гармоничная, свободная, созидающая сама себя личность, не нуждающаяся в государстве, окончательно стала вредной мечтой. Время требовало волевых, сплоченных, в чем-то, безусловно, ограниченных, но преданных социалистическому отечеству бойцов. Бойцы эти зачастую пренебрегали Церковью и не читали Евангелия, но они каким-то непостижимым образом оказались более верующими людьми, чем их потерявшие человеческий облик противники, чеканившие на пряжках своих ремней «С нами Бог». В их сердце осталось место святыне. «Меня раздражает: несут знамя, а Тарасов за столом президиума чинит карандаш», – писал Макаренко. Его много раз упрекали в том, что он не хотел дать детям достаточно свободы, знаний, комфорта. Обоснованно доказывали, что знамя не заменит ни еды, ни образования, ни крыши над головой. А он и не думал возражать. Потому что средоточием его работы было не знамя, а люди – знаменосец и тот, кто с верой пойдет за ним под огнем к рейхстагу. скрыть способы оплаты Комментарии Елена 16 августа 2010, 18:34 ох, какая статья! замечательная! и неожиданная. спасибо. Соколов Ричард Валентинович 23 марта 2010, 02:26 А загляните, уважаемый историк, на мой сайт sokolovr.ru . Там в разделе " А.С.МАКАРЕНКО: ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ " есть много материалов и на тему " несоветский Макаренко " и наша с женой статья о православных корнях А.С.Макаренко и дополненный вариант нашей книги " Корни православной педагогической культуры А.С.Макаренко; судьба подвижника и его педагогического опыта " , мой фильм " Русь православная об А.С.Макаренко " . А статья Артемия Ермакова хорошая. Только зря вот он назвал Антония Макаренко безбожником. Артемий, почитайте нашу книжку, фильм посмотрите... Спаси Вас Господи! Олег (Ричард)Соколов(кандидат социологических наук и макаренковед с 40-летним стажем). Наталья 11 марта 2010, 13:32 По моему автор статьи не читал полного собрания сочинений Макаренко,поэтому сделал неправильные выводы.Хотя в одном я согласна. Макаренко был глубоко верующим человеком.Без веры у него не было бы таких

http://pravoslavie.ru/1162.html

б) От 5 Февраля того же года: «Февр. 14. Представить Святейшему Синоду». в) От 4 Декабря 1894 года: «Февр. 14. Представлено». Справка: 1) В статье пятой журнала Совета от 31 Января текущего года Совет Академии благопочтительнейше просил ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении доцента Академии Н. А. Заозерского в степени доктора церковного права. 2) В журнале от 5 Февраля текущего года и 4 Декабря минувшего года Совет Академии благопочтительнейше просил ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении в степени магистра богословия – преподавателя Вифанской духовной семинарии Ивана Николина и законоучителя 2-й Пензенской классической гимназии, священника Василия Васильева. Определили: Резолюции Его Высокопреосвященства принять к сведению и исполнению. IV. Отношение Канцелярии Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода от 5-го Февраля за 623: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором, 26 минувшего Января, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Владимир Покровский допущен к исполнению обязанностей по должности учителя Ардонского Александровского Осетинского (духовного) училища, в порядке, —35— указанном в ст. 8. Высочайше утвержденного 6 Мая 1894 года Положения о производстве дел по Инспекторской части гражданского ведомства и в ст. 5 Высочайше утвержденных 4-го Июля того же года дополнительных к сему положению правил. Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сем Совету Академии для зависящего распоряжения, присовокупляя, что об отправлении упомянутого лица на место предназначенной ему службы ныне же сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде». Справка: По распоряжению о. Ректора Академии кандидату Владимиру Покровскому сообщено о назначении его на духовно-учебную службу. Определили: Принять к сведению. V. Ведомость о. Ректора Академии Архимандрита Антония о пропущенных наставниками Академии лекциях в Январе месяце текущего года, из которой видно, что а) э.-орд. профессором П.И. Горским опущено 10 лекций, э.-орд. профессором В.А. Соколовым 3 лекции, орд. профессорами Е.Е. Голубинским , П.И. Цветковым , доцентом А.П. Шостьиным и и. д. доцента П.П. Соколовым – по 2 лекции, доцентом А.И. Введенским и и. д. доцента И.М. Громогласовым – по 1 лекции – по болезни и б) и. д. доцента С.С. Глаголевым – 8 лекций – по семейным обстоятельствам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

27 июля 1905 г. Император Николай Александрович подписал указ о необходимости подготовительных работ по вопросам, предложенным к рассмотрению на Поместном Соборе. Перечень этих вопросов был составлен К. П. Победоносцевым с учетом документов, появившихся в период обсуждения церковной реформы весной 1905 г., и отражал определенные итоги газетной полемики. Всем епархиальным архиереям до 1 декабря 1905 г. предлагалось подать докладные записки по указанным вопросам. Во исполнение этого указа 19 сентября 1905 г. при митрополите С.-Петербургском Антонии (Вадковском) создана была специальная Комиссия для обсуждения предложенных вопросов. В нее вошли викарные епископы Сергий (Страгородский) , Антонин (Грановский), Кирилл (Смирнов), а также протопресвитер о. И. Л. Янышев, профессор Петербургского университета протоиерей о. М. И. Горчаков, ректор Петербургской духовной семинарии архимандрит о. Сергий (Тихомиров) , преподаватели СПбДА по каноническому праву и историческим дисциплинам: архимандрит о. Михаил (Семенов), профессора П. Н. Жукович, И. И. Соколов , А. И. Бриллиантов ; от приходского духовенства смотритель духовного училища протоиерей о. Д. Т. Мегорский и священник о. И. Острогорский. Секретарями были назначены И. Острогорский и архимандрит Михаил (Семенов), активно привлекавшийся митрополитом Антонием для составления различных записок о церковной реформе. Первое заседание Комиссии проходило вечером 22 сентября в покоях митрополита Антония 1775 . Решено было создать две подкомиссии. В первую под председательством М. И. Горчакова вошли архимандрит Михаил (Семенов), П. Н. Жукович, И. И. Соколов , А. И. Бриллиантов , о. Д. П. Мегорский, И. Острогорский и викарные епископы. Во вторую (где рассматривался всего один вопрос – об усовершенствовании духовной школы) помимо о. И. Л. Янышева (председателя) вошли ректор СПбДС архимандрит Сергий (Тихомиров) , профессор СПбДА М. И. Каринский 1776 , инспектор духовной семинарии В. А. Мартинсон 1777 и смотритель духовного училища протоиерей о. Д. Д. Целиков. Подкомиссии было предоставлено право приглашать в свой состав компетентных в указанном вопросе лиц. 28 сентября о. Янышев подал заявление с просьбой освободить его от поста председателя, 30 сентября оно было рассмотрено в заседании академического Совета и тогда же председателем подкомиссии вместо него был назначен ректор СПбДА епископ Сергий (Страгородский) , формально в этой должности утвержденный 25 октября 1778 ; затем в протоколах председателем значится архимандрит Сергий (Тихомиров) , 12 октября назначенный ректором СПбДА 1779 . Из профессоров Духовной Академии к работе подкомиссии были привлечены Н. Н. Глубоковский и Н. К. Никольский (профессор по кафедре гомилетики, с 23 декабря 1905 г.– по кафедре русской церковной истории).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

При этом журналисты, интересующиеся православной тематикой, но работающие в светских СМИ, нащупывают эти проблемные точки, но не всегда могут их адекватно описать. Например, в прошлом году заместитель главного редактора журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов-Митрич написал репортаж «Очень маленькая вера», который вскрыл целый пласт противоречий церковной жизни, в том числе между простым духовенством и мирянами с одной стороны и административным церковным аппаратом с другой. При этом обида героев репортажа на «православного журналиста Соколова-Митрича» была такова, что обсуждение реальных проблем, поднятых в тексте, осталось на периферии дискуссии, а в центре стояло «личное дело» автора. В церковных изданиях поднялся шквал публикаций, созывались круглые столы и виртуальные обсуждения, главной целью которых было перебить эффект от публикации Митрича, доказать, что он в своих выводах заблуждается. Сам Соколов-Митрич не раз признавался, что вовсе не этого результата хотел достичь своей публикацией . Ликбез для вечного неофита Собственно, качественных журналистских материалов — аналитики, расследований, неудобных вопросов — сегодня от православных СМИ мало кто ждет. Ждут преимущественно материалов для аудитории, которую можно условно назвать «вечный неофит». Именно на эту многочисленную и неоднородную по социальному положению, возрасту и степени вовлеченности в церковную жизнь аудиторию работают сегодня почти все православные медийные ресурсы. В интервью интернет-изданию «Татьянин день» главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов (на «Эхе» уже второй сезон выходит православная передача с протоиереем Максимом Козловым) на вопрос, чего не хватает, на его взгляд, православным СМИ, ответил: «Первое, о чем я хотел бы прочитать, — это жития святых, написанные современным языком. Каждый день, делая программу «Метеоскоп», мы говорим о народных приметах, а также говорим: сегодня день святого Антония. А кто это? Где это найти на человеческом языке — story , как Библия для маленьких.

http://pravmir.ru/chto-takoe-pravoslavny...

Помочь «Правмиру» Фонд EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Человек Наши современники Православные истоки педагогического опыта А.С. Макаренко: к 120-летию со дня рождения 13 марта, 2008. Р.В. Соколов Антон Семенович родился 13 марта 1888г. на Украине в г. Белополье. На следующий день («страха ради смертного”) был крещён. Дело в том, что мать несла вёдра на коромысле, поскользнулась, упала навзничь… Вот и родился он недоношенным и был “болезненным ребёнком” хранитель фондов Педагогического музея А.С.Макаренко Наталья Валентиновна Соколова, кандидат социологических наук Ричард Валентинович Соколов Семья А.С.Макаренко была воистину патриархальная      Антон Семенович родился 13 марта 1888г. на Украине в г. Белополье. На следующий день («страха ради смертного”) был крещён. Дело в том, что мать несла вёдра на коромысле, поскользнулась, упала навзничь… Вот и родился он недоношенным и был “болезненным ребёнком” (Там же). Но выжил и наречён Антонием. Как говорилось в народе: «Младенец Бога не знает, а Бог его любит». Так появился на Днепре ещё один Антоний, которому суждено было стать тоже весьма и весьма известным и на Руси, и далеко за её пределами. Антон долго болел, ходить стал лишь в полтора года. Лет восемь был очень болезненным и слабым. Но к взрослым годам окреп.        Отец Антония Семён Григорьевич родился в Харькове.   Там говорили на русском языке, и он говорил так же. Формально не получивший никакого образования (рано осиротев, он уже мальчиком вынужден был работать маляром в каретной мастерской) выучился читать, свободно писал. Умел рисовать. Позже выписывал журнал “Нива”, читал Достоевского. Ко времени рождения долгожданного сына (до этого родилось две дочери) стал хорошим «цеховым» в железнодорожных мастерских г. Белополье, а позже, переехав в Крюков (пригород Кременчуга), стал бригадиром, мастером железнодорожных мастерских. (8, с. 6) И уважаемым в городе человеком.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-istoki-pe...

В) О назначении стипендий, оставшихся свободными, своекошт­ным студентам Академии. Справка: В настоящее время свободны: двенадцать стипен­дий Троице – Сергиевой Лавры, по 220 рублей каждая, две стипен­дии А. И. Хлудова, по 275 руб. каждая, одна стипендия Прео­священного Никодима в 200 руб., две стипендии Протоиерея И. В. Рождественского , по 200 руб. каждая, одна стипендия Про­тоиерея А. В. Горского в 200 руб. (с добавлением 20 руб. из третьей неполной, в 100 руб., стипендии И. П. Соколова), две стипендии Московской кафедры, по 110 руб. каждая, и одна стипендия Г. И. Хлудова в 95 руб. Определили: Девять стипендий Троице-Сергиевой Лавры на­значить студентам: IV курса – Евгению Бречкевичу, Александру Зыкову, Михаилу Шувалову, Конону Рахманову и Семену Ши­шаеву, III курса – Константину Демидову и II курса – Дмитрию Казанскому, Сергею Кулюкину и Александру Кедрову; стипендию Преосвященного Никодима – студенту IV к. Сергею Доброву, две стипендии Прот. Рождественского – студентам III курса Василию Некрасову и Павлу Тихомирову , две стипендии Московской кафедры – студентам II курса Василию Корсунскому и Михаилу Се­славинскому, стипендию Г.И. Хлудова – студенту того же курса Василию Сенатову. Две стипендии А. И. Хлудова, одну стипендию Прот. А. В. Горского и три стипендии Троице-Сергиевой Лавры —358— предоставить тем 6-м студентам из числа первых 36 по списку воспитанников, принятых в текущем году в со­став 1 курса, которые окажутся лучшими по успехам и поведению при переходе во 2-й курс. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1891 г. Сент. 23. Утверждается». 6 сентября. Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, все члены Совета Академии, кроме про­фессора П. Субботина, не присутствовавшего по болезни, и все преподаватели Академии. В собрании сем обсуждали вопрос о продолжении в буду­щем 1892 году издаваемого при Московской Духовной Академии журнала: «Творения Святых Отцев», указывали на необходи­мость расширить программу издания, изменить сроки выхода кни­жек и изменить название журнала

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Продолжение следует) Протоколы заседаний [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1895 г.//Богословский вестник 1895. Т. 3. 9. С. 1–32 (4-я пагин.) —1— 31 Января 1895 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, члены Совета Академии, кроме профессоров: В.О. Ключевского , находящегося в командировке, П.И. Горского, В.А. Соколова и И.А. Татарского, не присутствовавших по болезни. Слушали: I. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале Совета Академии от 17 Декабря 1894 года: «Дек. 27. Постановление седьмое согласно ли с уставом, – о сем умолчано; осьмое утверждается; прочее читано. Студент Алексей Никольский утверждается в степени кандидата богословия». Справка: 1) В статье VII означенного журнала было изложено следующее постановление Совета Академии: «разрешить студенту III курса Дмитрию Мучкапскому писать третье семестровое сочинение по церковному праву (вместо истории западных исповеданий)». 2) В статье VIII того же журнала было определение Совета, представленное на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства, о выдаче следующих премий: а) одной Митрополита Литовского Иосифа, в 165 руб., окончившему курс в минувшем учебном году кандидату Леониду Соколову : б) одной протоиерея А. И. Невоструева, в 158 руб., окончившему курс в том же году кандидату Ивану —2— Романову; в) одной бывшего Ректора Академии протоиерея С. К. Смирнова, в 98 руб., окончившему курс в том же году кандидату Михаилу Сменцовскому; г) двух покойного Митрополита Макария, по 91 р. 70 к. каждая, студентам настоящего IV курса Николаю Городенскому и Сергею Смирнову и д) одной покойного протоиерея И. Орлова, в 32 р., окончившему курс в минувшем учебном году кандидату иеромонаху Евдокиму (Мещерскому). Определили: 1) Благопочтительнейше донести Его Высокопреосвященству, что, на основании § 100 устава духовных академий, церковное право относится к предметам изучаемым всеми студентами Академии, относительно же семестровых сочинений в § 123 того же устава сказано, что «в течение года в первых трех курсах студентам назначается не менее трех сочинений», так что Совет Академии, назначая для студентов I-й группы сочинение по церковному праву, а для студентов II-й группы, на которой состоит студент Мучкапский, – по истории западных исповеданий, имел в виду лишь правильное распределение трудов между наставниками Академии, читающими письменные работы, а потому, в виду согласия преподавателя церковного права прочитать сочинение студента Мучкапского, не находил препятствий к исполнению просьбы Мучкапского. 2) О выдаче премий сообщить (и сообщено) Правлению Академии для зависящих распоряжений. 3) Об утверждении Алексея Никольского в степени кандидата богословия сообщить в Учебный Комитет при Святейшем Синоде и в Канцелярию Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода. 4) Изготовив для А. Никольского кандидатский диплом, препроводить его, по родопроисхождению Никольского, в Рязанскую духовную консисторию; прочее принять к сведению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка : 1) В ст. VI означенного журнала совет академии благопочтительнейше просил ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении Высокопреосвященного Феоктиста, Архиепископа Рязан- —206— ского и Зарайского в звании почетного члена академии. 2) В ст. совет благопочтительнейше просил ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о возведении Высокопреосвященного Саввы, Архиепископа Тверского в степень доктора истории и Преосвященного Виссариона, Епископа Костромского в степень доктора богословия. 3) В ст. VΙII совет благопочтительнейше просил ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об увольнении доцента академии А.П. Шостьина с научной целью в Англию на 1894–95 учебный год и об отпуске на поездку его денежного пособия в размере 800 рублей. Определили : Резолюцию Его Высокопреосвященства принять к сведению и исполнению. VI. Предложение о. ректора академии, архимандрита Антония: «Честь имею предложить совету академии избрать кого-либо из ныне окончивших курс студентов академии для приготовления к замещению вакантных кафедр в академии». Справка : 1) §§ 54–56 устава духовных академий: «Для приготовления к занятию преподавательских вакансий в академии, совету предоставляется оставлять при оной на годичный срок наиболее даровитых студентов, кончивших курс с отличным успехом. Примечание. Лица сии получают содержание из особо назначенных для того сумм, в размере не свыше 700 рублей на каждого. По истечении года они представляют отчет совету в своих занятиях и затем могут быть определяемы на соответственные их приготовлению вакантные кафедры в академии или семинариях». 2) По § 81 лит. б. п. 5 того же устава «оставление при академии окончивших курс студентов для приготовления к занятию преподавательских кафедр в оной и назначение им содержания» значится в числе дел совета академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили : Оставить для приготовления к замещению вакантных кафедр в академии в будущем учебном году ныне окончивших курс в академии студентов Леонида Соколова и Ивана Романова с производством им содержания по 700 р. каждому, за вычетом 2% на пенсии. Мнение сие благопочтительнейше представить на утверждение Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010