пд. Таким образом, православное учение о молитве, как существенной принадлежности таинства священства, не подлежит сомнению; но это общее положение вызывает необходимость некоторых дальнейших разъяснений. По православному чинопоследованию, при рукоположении во все высшие иерархические степени положено по три молитвы 321 , непосредственно следующие одна за другой, причём первая из этих молитв возглашается рукополагающим, а две остальных читаются им же тайно. При таком составе чина естественно возникает вопрос: которую же из этих молитв должно признать совершительной, т. е. такой, которая, вместе с возложением рук, имеет значение видимой стороны таинства? Многие из наших русских богословов, по-видимому, довольно решительно утверждают, что совершительное значение имеет именно та молитва, которая возглашается и которая состоит из слов: „Божественная благодать, всегда немощная врачующи“ и т. д. В догматическом богословии арх. Антония 322 говорится напр.: „Видимую или подлежащую чувствам принадлежность Таинства Священства составляют: а) возложение рук... б) слова, произносимые Архиереем при возложении рук на главу поставляемого: „Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует“ и проч. В сочинении архиеп. Игнатия о таинствах 323 читаем: „Образ (forma) или видимость, третья принадлежность Таинств, в Таинстве Священства состоит в рукоположении святительском с произношением слов: „Божественная благодать, всегда немощная врачующая“ и т. д. 324 Внимательное исследование вопроса приводит, однако, к заключению, что в православном чине рукоположения за одной только этой молитвой „Божественная благодать“ никак нельзя признать совершительного значения. В этом могут убедить нас, как некоторые исторические справки, так более всего рассмотрение самой молитвы и всего чина рукоположения по их существу. В некоторых древнейших изложениях чина рукоположения, как напр. в „канонах Ипполита“ 325 , в „постановлениях Апостольских“ 326 и др. 327 эта молитва не приводится и о ней нет никакого упоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

3 . Историко-статистические результаты позволяют оценить общий масштаб научно-богословской деятельности КазДА. До преобразования 1870 г. КазДА каждые два года присуждала кандидатские и магистерские степени, начиная с первого выпуска в 1846 г., но эти работы были выпускными, квалификационными, хотя некоторые из них могли претендовать на вполне серьёзную научную оценку. Что касается старшей – докторской – научно-аттестационной степени, то до 1870 г. КазДА лишь один раз ходатайствовала о присуждении таковой, причём «под занавес» действия Устава 1814 г. В 1869 г. по предложению и отзыву Казанского архиепископа Антония (Амфитеатрова) и ходатайству Конференции этой чести был удостоен ректор академии архимандрит Никанор (Бровкович) , магистр СПбДА (1851) – за сочинение, посвящённое разбору католического учения о видимом главенстве в Церкви 63]. После 1870 г. Совет КазДА активнее других академических Советов присуждал учёные степени как докторские, так и магистерские, ставшие уже не учебными, а учёными. На докторском уровне это не так заметно: за 1870–1918 гг. КазДА удостоила докторской степенью 43 богословов, в то время как СПбДА присудила 38 докторских степеней, МДА – 42, КДА – 23. Но на магистерском уровне эта активность Совета КазДА более заметна, а после преобразования 1869/70 гг., когда к магистерской диссертации предъявлялись полноценные научные требования, именно этот уровень свидетельствовал о динамике исследовательского развития. Так, за указанные годы Совет КазДА положительно оценил 130 магистерских диссертаций, Совет СПбДА – 101, МДА – 123, КДА – 99. В подавляющем большинстве случаев профессора и выпускники КазДА были патриотичны, то есть, представляли диссертации в свою родную академию, даже если преподавали в других. Так, именно в Совет КазДА представили свои докторские диссертации выпускники академии 1882 г. А.А. Дмитриевский и 1890 г. И.И. Соколов хотя первый к тому времени уже более десяти лет успешно преподавал в КДА, а второй – в СПбДА. Поэтому количество степеней, присуждённых КазДА, свидетельствует и о плодотворной научной деятельности её выпускников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. 123. 131. el al. Свои нужные дела по городам и гражданскому ведомству монастыри должны были вести чрез учрежденных на то апокрисиариев, прокураторов, синдиков, которых позволялось иметь каждому монастырю. Vid. ibidem. 16 Vid. acl. concil. III–VII oecumen. He редко пастыри Церкви сами вызывали из монастырей и пустынь известных им подвижников, к участию в делах церковных, как напр. св. В. вызвал в Александрию Антония В. на борьбу с арианами ер. 33. ad casir). Тот же св. Антоний не редко брал на себя, по просьбам обиженных, ходатайство за них у гражданских властей и судов (Sozom. 1, 13), св. Златоуст свидетельствует, что Антиохия спасена была от гнева имп. Феодосия, между прочим, усилеными мольбами соседних иноков, которые, оставя свои обители, стеклись в город и умоляли правительство о прощении виновных, тогда как все знатные лица и большая часть жителей от страха разбежались. Chrysost. Нот. 17. ad Antioch. 19 Изображение ставропигиальных прав патриаршей власти можно видеть в указе патриарха цареградского Гермапа (715), ар. Leunclavtum in iure Graeco–Itomano lib. 3. pag. 235–7. Меньшие права принадлежали патриархам в тех монастырях, которые получали от них кресты не при самом основании своем, а после уже. Vid. ibidem. 20 Leonis et Ecloga tit. 3. § 10 ар. Leunclavium. На западе привилегии независимости от епархиального начальства давались монастырям иногда добровольно от самих епископов, иногда по ходатайству светских властей; потом папы начали своей властью освобождать монастыри от подсудимости епископам. Впрочем, папа Адеодат (672), которому первому приписывается введение таких привилегий на западе, сознавал, что это противно древним правилам Церкви. Давая привилегию одному монастырю, он говорил: «нас теперь приводит в сомнение только то, что обычай и предание св. Церкви не дозволяет отделять священные места от управления епископского». Concil. Gallic. Т. 1. apud Bevereg. annol, ad canon. 4. Chalced. Ho на западе не было таких ставропигий, как на востоке; папы обыкновенно освобождали монастыри от всякой посторонней власти: (extra отпет diecesim).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Синодальным Обер-Прокурором 16 текущего Декабря, от данного им назначения на службу в упомянутые заведения, по случаю болезненного их состояния. Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сем совету академии для надлежащего сведения в дополнение к отношениям оной от 22 Сентября и 11 Ноября текущего года за 5052 и 5983». Справка: По распоряжению о. Ректора Академии всем означенным лицам сообщено было о состоявшихся относительно их распоряжениях Высшего Начальства. Определили: Принять к сведению. VI. Ведомость о. Ректора Академии о пропущенных наставниками лекциях в Декабре месяце минувшего года, из коей видно, что а) экстра-ординарный профессор И. Н. Корсунский , и. д. доцента И. В. Попов опустили но 1 лекции, доценты: А. П. Шостьин , А. И. Введенский и и. д. доцентов: П. П. Соколов, С. С. Глаголев и А. А. Спасский – по 2 лекции по болезни; б) Экстра-ординарный профессор А. Д. Беляев опустил 4 лекции – вследствие нахождения в отпуску. Кроме того вовсе не были читаны лекции по вакантным кафедрам нравственного богословия (на IV курсе) и Священного Писания Ветхого Завета, (на II курсе). Определили: Ведомость напечатать вместе с журналами Совета Академии. —7— VII. Предложение о. Ректора Академии архимандрита Антония: «Честь имею предложить совету академии войти в обсуждение вопроса о замещении вакантной в настоящее время кафедры Священного Писания Ветхого Завета». Определили: Пригласить на вакантную кафедру Священного Писания Ветхого Завета окончившего курс в Московской Академии в 1890 году со степенью кандидата богословия и оставленного в том же году при Академии для приготовления к замещению вакантных кафедр, ныне преподавателя Рязанской духовной семинарии В.Н. Мышцына и, в случае его согласия занять означенную кафедру, а равно и неимения препятствий к этому со стороны семинарского правления, вести в свое время дело установленным порядком». VIII. Сообщения Правления Академии о том, что на тысячу рублей наличных денег, присланных Преосвященным Подольским и Брацлавским, куплен один 4% билет 4-го внутреннего займа за 866781–90 в 1000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кассиан считал, что излишние аскетические подвиги не нужны, потому что приводят к гордыне, гораздо важней прилежный труд. Он давал инокам послабления, согласно которым было допустимо есть дважды в день и покидать монастыри. Устав Кассиана перекликался с идеями Василия Великого : он предназначался для массового пользовании, не для исключительных личностей, а для средних людей, которым нужна постоянная помощь и поддержка и которых слишком большие испытания могут надломить, а не излечить. В отличие от неграмотного монашества в Египте, на Западе в монастырях с самого начала ценилась ученость. Патриций Кассиодор основал в Италии обитель под названием Вивариум, где монахи полностью посвящали себя науке. Сам Кассиодор писал учебники, посвященные не только богословию, но и светским наукам: арифметике, музыке, астрономии, геометрии, истории, географии и орфографии. Он заходил так далеко, что допускал даже изучение еретических сочинений, цитируя слова Вергилия: «Золото есть и в навозе». В своей монастырской школе он собрал большую библиотеку. Одним из самых известных основателей западного монашества был Мартин Турский, считавший для себя образцом Антония Великого . По профессии он был военным, но отличался добротой и состраданием: как – то зимой в мороз он одел замерзшего человека, разорвав собственный плащ. Уйдя в отставку, Мартин основал монашеское общежитие близ Пуатье, следуя тем же строгим правилам, что практиковались в Египте: уединенная жизнь, безмолвие, питание один раз в день. Монахи не имели ничего своего и жили за счет милостыни, селились в пещерах или деревянных хижинах и носили власяницу из верблюжьего волоса, подражая Иоанну Крестителю. Бенедиктинцы Однако суровый аскетизм Мартина Турского в Европе не прижился, так же как и аскеза египетских отцов. Монахи жаловались Мартину Турскому: «Было бы бесчеловечно нас, людей галльской нации, заставлять жить по образу ангелов». Гораздо большее влияние на западное монашество оказал итальянец Бенедикт из Нурсии, потомок древнего римского рода Анициев (родился в 480 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тему для первого упражнения дать доценту Алексею Введенскому , для второго, о. Ректору и для третьего – экстраординарному профессору Александру Беляеву с тем, чтобы доцентом Введенским и профессором Беляевым темы были предварительно представлены на благоусмотрение о. Ректора Академии. 2) 23:24 и 25 Августа произвести испытания по священному Писанию Нового Завета посредством комиссии из о. Ректора, ординарного профессора М. Муретова и профессора Д. Голубинского. 3) 26:27 и 28 Августа произвести испытания по церковной истории общей и русской посредством комиссии из ординарных профессоров Е. Голубинского , А. Лебедева и экстраординарного профессора Н. Каптерева . 4) 31 Августа, 1 и 2 Сентября произвести испытания по латинскому языку посредством комиссии из ординарного профессора П. Цветкова и экстраординарного профессора И. Корсунского . 5) 3 Сентября произвести испытания по новым языкам; по немецкому языку комиссию составят: Инспектор Архимандрит Григорий и Лектор Вас. Лучинин; но французскому и английскому – доценты А. Голуб- —268— цов и А. Шостьин . 6) 4 Сентября произвести испытания студентов Академии, которые не держали оных в конце минувшего академического года, – посредством комиссии из профессоров Академии, назначенных в утвержденном Его Преосвященством расписании. На сём журнале резолюция Его Преосвященства: «1893 г. 18 Авг. Утверждается». 17 Августа 1893 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Архимандрита Антония, члены Совета Академии, кроме профессоров: Н. Субботина , В. Ключевскаго . П. Горского, не присутствовавших по болезни, В. Соколова , Г. Воскресенского, И. Татарского и А. Беляева , не присутствовавших вследствие нахождения в отпуску. В собрании сём кандидат богословия, окончивший курс наук в Московской Духовной Академии в 1890 году и оставленный при Академии для приготовления к замещению вакантных кафедр, Анатолий Спасский, прочитал согласно определению Совета Академии от 6 Июня сего года две пробные лекции, – одну на тему по собственному избранию: «Новейшая византология и её ближайшие результаты», другую – по назначению Совета Академии: «О причинах и характере крестовых походов».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1284 Так сложно по своему содержанию и глубоко по своему значению для духовной жизни человека весьма распространенное в жизни и малоприметное для порабощенных ему греховное настроение фарисейства. По примеру руководителя своего Антония, пустынножителя египетского, видит Святитель Игнатий и показывает нам для посильного внимания греховные сети диавола, распростертые по всему миру для уловления человеков в погибель. Погружается он задумчиво в рассматривание сетей диавола. Они расставлены вне и внутри человека. Одна сеть близко присоединена к другой; в иных местах сети стоят в несколько рядов; в других-сделаны широкие отверстия, которые, однако ведут к самым многочисленным изгибам сетей, избавление от которых кажется уже невозможным. Расставлены сети для ума человеческого в различных книгах, именующих себя светом, а содержащих в себе учение тьмы, записанных под явным или прикрытым влиянием мрачного и всезлобного миродержца, из разума, поврежденного грехопадением, писателями, которые «без ума дмятся от ума плоти своея» ( Колос.2:18 ). Ближний, в любви к которому должен я искать спасения, соделывается для меня сетью, уловляющею меня в погибель, когда ум его уловлен сетями учения, мудрования лживых и льстивых. Мой собственный ум носит на себе печати падения, покрыт покрывалом мрака, заражен ядом лжи: сам он, обольщаемый миродержителем, расставляет для себя сети, с дерзостью упивается он чашей знания ядовитого и тем решительно уничтожает вкус и вожделение к Божественной чаше знания спасительного. Для сердца моего сколько сетей! Духовному взору подвижника видны сети грубые и сети тонкие, и неясно, которые из них более опасны и страшны. Ловец искусен, – и кто ускользает от сетей грубых, того он уловляет в сети тонкие. Конец ловитвы один – погибель. Сети прикрыты всячески, с отличным искусством. Падение облечено во все виды торжества; человекоугодие, лицемерство, тщеславие – во все виды добродетели, Обман, темная прелесть, носят личину духовного, небесного. Любовь душевная, часто порочная, прикрыта наружностью любви святой; сладость ложная, мечтательная, выдается за сладость духовную. Для тела сколько сетей! Оно само какая сеть! Как пользуется им миродержец! Забывается Бог, небо, вечность, назначение человека. Миродержитель старается содержать нас в непрестанном развлечении, омрачении, посредством наслаждений телесных. Через чувства эти двери в душу, которыми она сообщается с видимым миром, он непрестанно вводит в нее чувственное наслаждение, неразлучные с ним грех и плоть; Гремит в знаменитых земных концертах музыка, выражающая и возбуждающая различные страсти; эти страсти представлены на земных театрах, взволнованы в земных увеселениях человек всеми возможными средствами приводится к наслаждению убившим его злом. В упоении им он забывает спасающее его добро Божественное и кровь Богочеловека, которой мы искуплены. 1286

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

697 Письмо Епископа Игнатия к некоторому духовному лицу (Сочинения Епископа Игнатия, т. III, стр. 311). 704 Там же, стр. 300–301. Пример пользования Свящ. Писанием для уяснения понятия о духах можно видеть неоднократно в «Слове о смерти,» напр. стр. 28. 705 Таковы, напр., в III. т. Сочинений Епископа Игнатия, стр. 138–147; 187–188; 253–260; 268; 270–271 и др. 707 Так, напр., по вопросу о мытарствах Преосв. Игнатий цитирует и анализирует «Канон молебный ко Господу Иисусу Христу и к Божией Матери», молитвы после кафизм, положенные на келейном правиле, «Чин разлучения души от тела, внегда человек долго страждет», «Канон Ангелу хранителю и многие церковные молитвословия. См. напр. в III т., стр. 149–151. 708 Особенно догматическим богословием Преосв. Антония в его 7-м издании 1857 года. Напр. в т. III, стр. 192–215. 710 Учение Декарта о материи и духе, особенно об отношении последнего к пространству подвергается Епископом Игнатием критике в «Слове о смерти» и «Прибавлении» к нему (Сочинения Епископа Игнатия, т. III, стр. 188–194, 206–211, 282–285. и др.). 711 Математику Преосвященный Игнатий признает особенно сродной и согласной с богословием, а глубокое знание математики и философии считает необходимым условием для богослова, намеревающегося создать полную и основательную систему христианства. Выдающимся в этом отношении местом сочинений Епископа Игнатия представляется его рассуждение о бесконечном в богословии и математике. Понятие бесконечности в отношении бытия Божия вечности и бесконечности адских мук, по мнению Преосвященного Игнатия, заимствовано из математической теории о бесконечном. В собственном смысле непостижимые и необъяснимые отношения тварей к Творцу не может объяснить ни одна наука, кроме математики. Вселенная есть число и все составные части её суть числа. Все числа, столько различные между собой, вместе совершенно равны одно с другим в отношении к бесконечному. Причина такого равенства заключается в бесконечной, следовательно, постоянно равной разнице между бесконечным и каким бы то ни было числом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Из Киева доставлено нужное количество железа, и принято по найму большее число кузнецов. Для приготовления прокладной и карнизной плиты, капителей к пилястрам и колоннам договорен, вместо Соколова, сказавшегося не исправным, каменотесец крестьянин Смоленской губернии Егор Голубков, по цене за выбивку, доставку, обделку и укладку в стену от штуки плиты прокладной и спусковой по 3 р. 50 к. карнизной по 4 р. 50 к., за капители к колоннам по 24 р., а к пилястрам по 8 р. с. Работы начались в первых числах мая; производились безостановочно и успешно со всей прочностью и возможно чистой отделкой, и первый этаж окончательно выстроен к 15 числу октября. Постройка колокольни в 1865 г. этим прекратилась. Расходов, по устроению 1–го этажа было около одиннадцати тысяч р. с. 11. Что приобрела Почаевская лавра при преосвященном Антонии Архипастырской заботливостью преосвященного Антония Почаевская лавра, в течении пяти протекших лет, приобрела следующие более значительные предметы: а) По ризнице: В 1862 г. на лаврскую сумму сделана в С.–Петербурге митра на золотом глазете, украшенная драгоценными камнями. Уплачено за нее 1200 р. с. В декабре месяце того же 1862 г. послан в Москву благочинный лавры иеромонах Рафаил, для устроения на месте разных утварных и ризничных вещей. По заказу, под личным его, иеромонаха Рафаила, наблюдением, сделаны придворным золотых и серебряных дел мастером Сазиковым в изящнейшем виде, следующие серебренные позолоченные вещи: рипиды, посох, 4 ручные креста, блюда – всенощное и под крест, два ковчега, кружа на благовоние при освящении храмов, кадило, ковшики и другие вещи, а также некоторые утварные вещи серебра накладного и медные, и. п. водосвятные чаши, блюда, кувшины, бронзовая люстра и другие. Равно устроены там же: архиерейская мантия, митра, сулок и две перемены полного архиерейского облачения, – а по соборной ризнице: золотой парчи шесть с полным прибором священнических облачений и восемь такой же парчи стихарей; из парчи по белому атласу 12 священнических с полным прибором облачений и столько же стихарей. Сверх того, куплено там же в Москве из келарных предметов – посуда и столовое белье. На приобретение всего вышеписанного, с доставкой на место и другими расходами лавра издержала до 13 тысяч р. с.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Все это, однако, были пока лишь цветочки, а вскоре затем показались и ягодки. В одно совсем не прекрасное утро призвал меня о. ректор к себе и передал мне словесный ультиматум митрополита: не печатать в «Богословском Вестнике» никаких статей бывшего ректора академии о. Антония и профессоров Е.Е.Голубинского и А.П.Лебедева . О. ректор добавил при этом, что никаких исключений, а также и никаких объяснений и разговоров по поводу этого распоряжения не полагается. Таким образом одним безапелляционным приказом самовластного Владыки академический журнал лишен был весьма ценного содействия нескольких сотрудников и притом таких, которые в кругу читателей пользовались высоким авторитетом, с полным сочувствием доставляли доселе в «Богосл. Вестник» свои интересные работы и на будущее время изъявляли готовность оказывать ему ревностную поддержку. Приказ Владыки обнаруживал явное стремление подрубить у академического журнала те корни, которые поддерживали его питание. Вскоре после этого то же стремление Владыки выразилось в несколько иной форме, коснувшись материальных средств журнала. Одно из следующих свиданий с о. ректором принесло мне новый сюрприз. Митрополит требовал от редакции «Богосл. Вестника» объяснения: на каком основании она доселе пользовалась и продолжает пользоваться накопившимися излишками упомянутого выше филаретовского капитала и текущими с него процентами, употребляя их на свои нужды, когда капитал этот имеет свое специальное назначение? По поводу этого запроса, цель которого была, конечно, вполне понятна, являлась необходимость отстаивать права «Богосл. Вестника», опираясь при этом на таких основаниях, которые могли бы быть убедительными даже для Владыки, заведомо предрасположенного в неблагоприятном для журнала смысле. Принявшись за такую работу и надлежащим образом познакомившись с обстоятельствами происхождения филаретовского капитала, я разыскал в нашем архиве редакции все сохранившиеся протоколы заседаний того редакционного комитета, который заведывал изданием прежнего академического журнала «Творения Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010