XV. Ведомость о. Ректора Академии о пропущенных наставниками Академии лекциях в октябре месяце сего года, из которой видно, что а) ординарный профессор В.О. Ключевский , доценты: А.П. Шостьин и А.И. Введенский опустили по 4 лекции; доценты: Н.А. Заозерский , В.Н. Мышцын и и. д. доцента А.А. Спасский – по 2 лекции; и. д. доцента Π.Н. Соколов и С.С. Глаголев – по 1 лекции – по болезни; б) экстраординарные профессоры П.И. Горский и Η.Ф. Каптерев опустили по 4 лекции вследствие поездки в г. Дмитров Московской губернии по обязанности гласных уездного земского собрания. Вовсе не было читано лекций по вакантной кафедре истории и обличения русского раскола. Определили : Ведомость напечатать вместе с журналами Совета Академии. —315— На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства : «Дек. 11. Иордана Видойковича вновь принять в академию. Прочее утверждается». 17 декабря 1894 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, члены Совета Академии, кроме профессоров: А.П. Лебедева и В.О. Ключевского , не присутствовавших по домашним обстоятельствам, В.Ф. Кипарисова и И.А. Татарского, не бывших по болезни. Слушали : I. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «Ноябр. 30. В совет академии» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 18 ноября за 5184: «По указу Его Императорского Величества , Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора от 31 минувшего октября за 20408, с заключением Хозяйственного Управления, по ходатайству Вашего Преосвященства о разрешении Совету Московской Духовной Академии принять получившего на приемных испытаниях в названной Академии неудовлетворительный балл по истории и разбору западных исповеданий воспитанника класса Вифанской духовной семинарии сирийского уроженца Александра Шамие в число академических студентов I курса, с назначением ему стипендии из средств Святейшего Синода. Приказали : В виду требований Синодального постановления 11 марта / 9 апреля 1869 года, коим предписано начальствам духовно-учебных заведений поступающих в сии заведения иностранцам оказывать возможное снисхождение как на приемных и выпускных экзаменах, так и во время прохождения наук, не стесняясь требованиями уставов тех заведений и во внимание к ходатайству Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: 1) разрешить Совету Московской Духовной Академии принять воспитанника класса Вифанской духовной семинарии сирийского уроженца Александра Шамие в число академических студентов I курса и 2) назначить Александру Шамие стипендию в названной Академии по двести двадцати рублей в год, со дня поступления его в Академию, с отнесением сего расхода, согласно

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В собрании, сём кандидат богословия, окончивший курс наук в Московской Духовной Академии в 1892 году и оставленный при Академии для приготовления к замещению вакантных профессорских кафедр, Иван Попов прочитал, согласно определению Совета Академии от 1 Мая сего года, две пробные лекции, – одну на тему по собственному избранию: « Тертуллиан » (опыт литературной характеристики), другую – по назначению Совета Академии: «О задачах и методах патрологии». Обе прочитанные кандидатом Поповым лекции признаны были Советом Академии удовлетворительными. Справка: 1) § 48 устава духовных академий: «Для получения звания доцента надлежит иметь степень не ниже магистра». 2) По § 55 того же устава, кандидаты, оставляемые при Академии для приготовления к замещению вакантных кафедр «по истечении года представляют отчёт Совету о своих занятиях и затем могут быть определяемы на соответственные их приготовлению вакантные кафедры, с званием исправляющих должность доцента до окончательного утверждения в степени магистра. Срок для получение ими сей степени назначается не более двух лет со дня поступления на должность». 3) По § 81 лит. б. п. 4 устава, избрание кандидата на должность доцентов значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: 1) Благопочтительнейше ходатайствовать пред —122— Его Преосвященством о разрешении Совету Академии допустить к чтению лекций по вакантной кафедре патристики кандидата богословия Ивана Попова в качестве исправляющего должность доцента Академии со времени избрания. 2) Объявить кандидату Попову, что для определения на должность доцента Академии по означенной кафедре он должен получить степень магистра, согласно § 55 устава Духовных Академий, не позже двух лет со дня избрания его на должность доцента, т. е. с 1-го июня текущего года. На сём журнале резолюция Его Преосвященства: «1893г. 5 июнь. Согласен». 5 июня 1893 г. Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, Инспектор Академии Архимандрит Григорий, члены Совета Академии, кроме профессоров Н. Субботина и В. Ключевского , не присутствовавших по домашним обстоятельствам и профессора В. Кипарисова , не присутствовавшего по семейным обстоятельствам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Муретова . 5 июня Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, все члены Совета Академии. Слушали : I. Внесённые председателями комиссий, производивших испытания студентов в текущем году, списки студен- —164— тов III курса с отметками баллов по ответам, данным ими на испытаниях, и сочинениям, написанным ими в течение учебного года. По рассмотрении сих списков оказалось, что из 52 студентов 46 имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям баллы не менее 4 и ни по одному предмету менее 3:25 и один студент имеет в среднем выводе балл 3:73. Студент Алексей Целебровский не представил семестрового сочинения по пастырскому богословию, студент Константин Богданов – по догматическому богословию, студент Сергей Добров – по русской церковной истории и догматическому богословию, студенты Николай Цыганков и Александр Товаров не держали испытаний ни по одному из предметов III курса, кроме того Цыганков не представил ни одного семестрового сочинения, а Товаров – одного по истории западных исповеданий. II. Внесённый и. д. инспектора Академии, Архимандритом Петром, список студентов III курса с обозначением баллов по их поведению; в этом списке поведение 50-ти студентов обозначено баллом 5 и 2-х студентов – баллом 4. III. Прошения студентов III курса. 1) Константина Богданова: «Вследствие болезни (воспаления лёгких), заставившей меня пользоваться помощью академического врача в продолжение почти двух месяцев, начиная с 13 января сего года, а потом – и ещё прожить в больнице до Пасхи для совершенного выздоровления, я не мог подать в назначенный срок семестрового сочинения по догматическому богословию. А посему покорнейше прошу Совет Академии ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об отсрочке подачи этого сочинения впредь до 15 августа сего года. При сем прилагаю медицинское свидетельство». 2) Сергея Доброва: «Неблагоприятные домашние обстоятельства и вызванное ими нервное расстройство, соединённое с общим упадком сил, не позволили мне во вторую половину этого учебного года заниматься должным образом; вследствие чего мною не приготовлены к подаче два семестровых сочинения: по русской церковной истории и по догматическому богословию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– 2) По определению Совета от 20-го того же сентября студент Севастьянов, не явившийся в Академию после летних каникул более недели после назначенного срока и не представивший никаких сведений о причине своей неявки, – считается выбывшим из Академии. – 3) По определению Святейшего Синода от 16–26 ноября 1877 года 1738, обратное принятие таковых студентов в Академию зависит от усмотрения Совета Академии. Определили: Зачислить просителя обратно в списки студентов III-ro курса Академии. XVIII. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академии священника Подольской епархии, Проскуровского уезда, села Ружичанки Антония Карповича: «Имея желание получить высшее богословское образование, —362— имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство принять меня в число вольнослушателей лекций в вверенной Вам Духовной Академии с января м. 1908 года. Необходимые документы о моем образовании и службе будут высланы мною немедленно, по требованию Совета Академии». Определили: Уведомить просителя чрез академическую Канцелярию, что по определению Совета Академии от 14-го декабря 1906 года прием вольнослушателей производится лишь с начала каждого учебного года. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1908 г. Янв. 21. По ст. X. Профессорскому стипендиату Семидалову разрешается четырехмесячный отпуск с правом пользоваться за это время назначенным ему окладом. Прочее принято к сведению». 20 декабря 1907 года 19 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии – экстраординарный профессор А. П. Шостьин , заслуженные ординарные профессора А. Д. Беляев и Μ. Д. Муретов, ординарные профессора А. П. Голубцов , А. И. Введенский и А. А. Спасский, экстраординарные профессора: Π. П. Соколов, И. В. Попов , Н. Г. Городенский и С. И. Смирнов . – Отсутствовали: ординарные профессора С. С. Глаголев и Μ. Μ. Тареев, экстраординарные профессора И. Д. Андреев и А. И. Покровский и сверхштатный заслуженный ординарный профессор Н. А. Заозерский .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

264 The Anglican and Eastern Churches. A Historical Record, 1914–1921, London, S.P.C.K., 1921, особенно p. 27 sv., включающую обзор: Dr. S. Runkevitch, The Russian Church in the years 1915–1918; Resolution of the Council, p. 43–44. Cfr. отрывки из писем отца Пуллера, в Report of the A.E.O.C.U., American Branch, 1912, p. 63–67. В связи с прениями в С-Петербурге (1912), см. статью об англиканском рукоположении проф. И. П. Соколова в «Христианском чтении», Февраль, 1913. 265 Переписка архиепископа Антония с представителями Епископальной Церкви в Америке, Вера и разум, 1915 и 1916 (перевод с французского на русский); Подлинных писем нет среди бумаг Гарднера, хранящихся в настоящее время в Общей духовной семинарии в Нью-Йорке. Cfr. R. Gardiner, Les Églises orientales et la World Conference, Int. Kirchl. Zeitschrift, 1919, 3, p. 234–253; Архимандрит Иларион, Единство Церкви, Богословский вестник, Январь, 1917. – С. 3–60. См. Троицкий С., Международная конференция о вере и устроении, Церковные ведомости, 1915, 14 и 15 (Письмо Гарднера автору приводится в переводе с французского на русский). 266 Solovjev, La Russie et 1Église Universelie, Paris, A. Savine, 1889; английский перевод: Russia and the Universal Church, London, Centenary Press, 1948; книга была написана по-французски. Не менее важными являются различные работы Соловьева, написанные в 80-е, особенно предисловие к «Истории и будущности теократии», касающееся идеи «догматического развития» (В его Собрании сочинений, тт. 3 и 4). Cfr. Monarchia Sancti Petri. Die Kirchliche Monarchic des heiligen Petrus als freie und universelie Theokratie im Lichte der Weisheit. Aus den Hauptwerken von Wladimir Solowjew, systematisch gesammelt, übersetzt und erklärt von L. Kobilinski-Ellis, Mainz-Wiesbaden, 1929; также Bernhard Schultze, Russische Denker, Herder, Wien (1950). On Soloviev: D. Stremooukhoff, Vladimir Soloviev et son oeuvre messianique, Paris, 1935 (Publications de la Faculté des Letter es de 1Université de Strassbourg, fasc. 69), с обширной библиографией; Ludolf Muller, Solovjev und der Protestantismus, Herder, Freiburg, 1951, с послесловием Dr. W. L. Szylkarski, с римско-католической точки зрения. Cfr. Müller, Offener Brief an Herrn Szylkarski, als Erwiderung auf sein Nachwort zu meinem Buche (ронеотип).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Антония» смотрит-де на вещи глубже 12 . В ответ на это обвинение Д. Г. категорически заявил, что оно совершенно неприложимо к его диссертации, на заглавном листе которой ясно и определенно ограничен ее предмет. Таковым оказываются исключительно физические явление сектантского экстаза, и странно было бы в книге с таким заглавием трактовать о «душе экстаза». По намеченному автором плану, психическим проявлением экстаза будут посвящены дальнейшие выпуски исследование. Начал же он не с них, а с физических, главным образом, потому, что метод восхождение от наглядного и простого к более отвлеченному и сложному признает самым целесообразным. Полным недоразумением со стороны оппонента считает автор и обвинение в небогословском характере диссертации. Ведь физиологические явление сектантского экстаза исследуются в ней не изолированно от их природной религиозно-психологической почвы, а в связи с последней, как, именно, явления религиозные поскольку сами сектанты считают их действиями Св. Духа в человеке. От обвинения автора в злоупотреблении физиологией, оппонент, по какой-то неуловимой ассоциации, перешел к противоположному обвинению – стал упрекать автора за чрезмерное увлечение психиатрией, которая, как известно, есть наука о «душевных» болезнях. Ясно, что этим вторым возражением оппонент опровергал свое первое и вообще сам ясе дискредитировал их оба. Объяснение такого грубого внутреннего противоречие в возражениях г. Айвазова нужно искать в его плохом знакомстве с книгой, благодаря чему, за отсутствием собственных возражений, ему пришлось пробавляться чужими, к тому ясе и нс всегда правильно воспринятыми и часто ложно освещенными. Особенное пристрастие обнаружил он к возражениям проф. Соколова, нередко искажая их до степени карикатуры, что вызвало невольный смех в рядах публики. Не понимая истинного смысла этого, в сущности безобидного смеха, г. Айвазов как то наивно оскорблялся и требовал себе свободы слова, которой никто и не думал его лишать. Однако эта самая свобода послужила ему скорее во вред, чем на пользу, так как она еще больше обнаруживала слабое знакомство оппонента с диссертацией и даже вскрыла некоторые непростительные промахи в специальной для него области сектоведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

—333— французского писателя Флобера, который в своем известном сочинении «Искушение св. Антония» смотрит-де на вещи глубже. 232 В ответ на это обвинение Д.Г. категорически заявил, что оно совершенно неприложимо к его диссертации, на заглавном листе которой ясно и определенно ограничен её предмет. Таковым оказываются исключительно физические явления сектантского экстаза, и странно было бы в книге с таким заглавием трактовать о «душе экстаза». По намеченному автором плану, психическим проявлениям экстаза будут посвящены дальнейшие выпуски исследования. Начал же он не с них, а с физических, главным образом, потому, что метод восхождения от наглядного и простого к более отвлеченному и сложному признает самым целесообразным. Полным недоразумением со стороны оппонента считает автор и обвинение в небогословском характере диссертации. Ведь физиологические явления сектантского экстаза исследуются в ней не изолированно от их природной религиозно-психологической почвы, а в связи с последней, как, именно, явления религиозные, поскольку сами сектанты считают их действиями Св. Духа в человеке. От обвинения автора в злоупотреблении физиологией, оппонент, по какой-то неуловимой ассоциации, перешел к противоположному обвинению – стал упрекать автора за чрезмерное увлечения психиатрией, которая, как известно, есть наука о «душевных» болезнях. Ясно, что этим вторым возражением оппонент опровергал свое первое и вообще сам же дискредитировал их оба. Объяснение такого грубого внутреннего противоречия в возражениях г. Айвазова нужно искать в его плохом знакомстве с книгой, благодаря чему, за отсутствием собственных возражений, ему пришлось пробавляться чужими, к тому же и не всегда правильно воспринятыми и часто ложно освещенными. Особенное пристрастие обнаружил он к возражениям проф. Соколова, нередко искажая их до степени карикатуры, что —334— вызвало невольный смех в рядах публики. Не понимая истинного смысла этого, в сущности безобидного смеха, г. Айвазов как то наивно оскорблялся и требовал себе свободы слова, которой никто и не думал его лишать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1882. I; Amelineau. De Historia Lausaica, quaenam sit hujus ad monachorum aegyptiorum historiain scribendam utilitas. Parisiis, 1887; Butler. Palladius, Historia Lausiaca. A Critical Discussion of the documents etc. в Robinson’obыx Texts and Studies.Vol, VI, P. [ London, 1898, и его же (Бётлерево) издание греческого текста Лавсаика с теми же приложениями. Cambridge. 1904. В Амстердаме в 1889 г. издан латинский перевод «Луга Духовнаго» Мосха. 12 Dom Besse.Les Moines d’Orient antérieurs au Concile de Chalcédoine-Paris.1900; Schiwietz.Das morgenländiscbe Mönchthum. I Band. München. 1904. Allies. The Monastic Life from the Fathers of the desert to Charlemagne. London. 1896. Smith. Christianmonasticism.London 1892. 13 ОегипетскоммонашествевышеуказанныетрудыАмелино, Бассё. Бётлера, Грюцмахера, Ладёза, архим. Палладия: св. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие, Казань 1899; Новооткрытые изречения пр. Антония Великого . Казань 1898. Новооткрытые Сказания о пр. Макарии Великомп о Коптскому сборнику. Казань, 1898. Работы Казанского. Об источниках для истории монашества египетского в IV и V вв. и Общий очерк жизни иноков египетских. Москва, 1876, изданные как добавление к его Истории православного монашества на Востоке, Москва, 1854, устарели. Ср. еще Besse. Le monachisme africain. О палестинском монашестве; Архим. Феодосий. Палестинское монашество в VI – VI вв. Киев 1899. Jullien.LosmoinesduLiban.Lille. 1893. Schick-Marti. Die alten Lauren und Klöster in der Wüste Juda. Ehrhard.Das Kloster Mar-Saba in Palästina (Römische Quartalschrift. 1893. Сладкопевцев. Древниепалест. обителиипрославившиеихсв. подвижники. СПБ. 1895 и егоже Древние Сирийские обители. СПБ. 1902 О византийском монашестве: Соколов. Состояние монашества в византийской Церкви от половины IX до начала XIII века. Казань, 1894 и труды проф. А. И. Лебедева по истории византийско-восточной Церкви: Pargo ire, Les débuts du monachisme à Constantinople. Paris 1899. егоже L’Eglise byzantine de572 à 847. 2 éd. Paris, 1906.Marin.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Искушение есть не столько внешнее явление, сколько внутреннее, психическое. Если искуситель постоянно напоминает о Божестве И. Христа (Аще сын если Божий), то, стало быть, оно было в Нем; но вместе с тем в Нем было что-то такое, что могло подлежать искушению. Точкой, к которой могло приразиться искушение, была точка соединения в И. Христе Божества с человечеством. Человечество И. Христа, приходя к сознанию в себе Божеского естества, стало как бы пытать Божеские силы на самом себе. Человечество чувствовало голод, но так как оно чувствовало в себе и присутсвие Божества, то естественно приходило к мысли: «Если я – Бог , то что стоит мне этот камень обратить в хлеб?» Таким же образом объясняются и другие стороны искушения. Иисус видит себя на кровле храма, и человечество Его чувствовало страх; но в то же время оно ощущает в себе Божество и думает: «Если я и паду, то не разобьюсь, потому что я – Бог». Видя царства мира, человечество Иисуса естественно задавало себе вопрос: «Если я – Бог, то отчего же мне не сделаться царем этих царств?» Эти мысли, родившиеся в Иисусе, диавол переводит на свой язык и говорит: «Поклонись мне, и я сделаю Тебя царем этих царств». Искушение И. Христа в пустыне, если рассматривать его с одной внешней стороны, может показаться не представляющим особенной важности. Оно, по-видимому, касалось таких предметов, которые не могли возмутить чистейшую душу И. Христа; с другой стороны, оно было так прямо и явно, что нетрудно, по-видимому, было преодолеть его. Превратить камни в хлебы, вергнуться с крыла церковного и пр. – все это такого рода предложения, которые не представляют особой искусительной силы. Довольно было нескольких слов Писания, чтобы победить их. Мы знаем из жизни древних подвижников более поразительные примеры искушений; мы знаем ,например, какими ужасами сопровождались искушения Антония Великого . Ничего подобного не представляет история искушений Спасителя. Но если смотреть на эти искушения даже с одной внешней, видимой стороны, то все-таки окажется, что душа И.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Внешне это можно сделать когда угодно и где угодно за полчаса, а внутренне надо всю жизнь трудиться, чтобы хоть на старость год-другой быть капельку похожим на то, чем бы хотелось быть. Если будет внутреннее без внешнего, хотя в малой доле, то это неизмеримо дороже внешнего монашества без внутреннего. А так как последнее очень трудно дается, а внешнее будет обязывать в глазах людей соответствовать своей форме, то незаметно начнется лицемерие, фарисейство, и — может быть — нравственная гибель. Этими словами я ни в коей мере не против его намерения, радуюсь его желанию, однако надо считаться со многими обстоятельствами. Дьявол внушает часто очень благие пожелания не вовремя и не по силам, чтобы запутать и погубить человека и не дать исполнить хорошего намерения и в свое время. Нет никакого сомнения, что Ю. не знает еще нового пути, что у него много ложных мыслей, ожиданий, а может быть, и скрытых мирских расчетов, которые он не вполне и сам сознает. Опять повторяю: пусть изучает пятый том и исполняет по силе, тогда многое поймет. Пусть также обязательно прочтет письма еп. Игнатия во втором томе биографии его, составленной Соколовым. Обязательно пусть прочтет. Я не вмешиваюсь в чужую жизнь, но моя совесть понуждает меня написать то, что здесь написано. Многое еще можно бы сказать. Но пока довольно. Пусть не берет примера с других. Теперь люди все (в том числе и монахи) спасаются, по исполнившемуся предсказанию Антония Великого и других древних Св. Отцов, скорбями и, прибавлю от себя, внутренним монашеством, а не внешним, если у кого есть стремление к монашеству. Я считаю преступлением со стороны " старших " , что они без испытания, без указания пути принимают в монашество по личным расчетам. Уверен, что они этого не сделали бы в отношении к своим детям, а чужих не жалеют " . 144 Это письмо, как и всю книгу писем иг. Никона, мы порекомендовали бы прочитать любому намеревающемуся вступить на путь монашеской жизни. Те же проблемы рассматривает в своей замечательной брошюре " О монашестве " 145 архимандрит Лазарь (Абашидзе). Глубоко почитая монашество как установление Божие, он, тем не менее, не боится говорить о его современных недостатках. Эту книгу мы также рекомендуем обязательно прочесть любому человеку, который чувствует в себе склонность к монашеской жизни. Других духовных писателей в России, которые в наши дни решились бы писать на аскетические темы, к сожалению, не знаем, хотя несомненно верим, что таковые появятся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010