Для преступлений против Величества не было установленных твердо процессуальных форм и твердо определенных карательных законов; преследование по ним было предоставлено магистрату в силу принадлежащей ему полицейской власти, на обязанности которой было подавлять всякие движения и стремления, которые угрожали опасностью для государства. Они могли наказывать, особенно в случаях неповиновения и противодействия, даже смертной казнью. И в процессах над христианами проконсул или префект выступал собственно не как судья, который расследует определенное преступление, за которое положено определенное наказание, а как носитель полицейской власти. Но она по самой своей природе не имеет определенных границ. Этим и объясняется различие в отношении к христианам в разное время и в разных местах. Правда, даже одно имя христиан, одна принадлежность к Христианскому обществу, без всяких других преступлений считалась виною, за которую подвергали смертной казни; однако большею частью множество христиан оставались спокойными, а при возникновении процесса чиновники могли относиться к ним одни строго, другие мягче – в зависимости от того, насколько Христианство представлялось им опасным для государства или же в зависимости от личного характера, степени умственного и нравственного развития и разных соображений служебного и неслужебного характера. Но все-таки самым тяжелым в этом положении было то, что христиане, как сказано было, не имели законного права на существование и во всякое время могли подвергнуться неожиданным преследованиям: где только число христиан было более или менее значительно и где оказывался какой-нибудь повод для обнаружения враждебности толпы, там не трудно было заставить начальство привести в действие закон против христиан. Попытки литературной борьбы против христиан со стороны языческих писателей В знатном, образованном Римлянине общество ремесленников и рабов на первых порах вызывало презрение, а суеверие их представлялось слишком бессмысленным, чтобы вообще заниматься им или даже только точнее расспросить, каково его содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Что касается до того, каким образом эти разности от Болгар перешли и к нам, то очевидно, что после первого заимствования от них книг, что сделано было правительством, мы и после продолжали заимствовать от них не только то, что у них являлось в переводе нового, а и вообще книги. И что с книгами и переходили к нам разности. С весьма большой вероятностью можно думать, что древние предки наши особенно ценили и уважали богослужебные книги, написанные в Болгарии. Так как они могли быть полнее и исправнее книг, написанных в России, по причине близости Болгарии к Греции или к первоисточнику служб и книг, и так как Болгары могли править переводы по оригиналам. Что касается до способа приобретения книг болгарского письма, то могли ездить за покупкой их нарочно или выписывать их через тех купцов, которые торговали с Грецией, совершая в Константинополь ежегодные путешествия; могли выносить их люди, ходившее на Восток для поклонения святым местам. (Между этими людьми особенно могли приобретать книги поклонники Афонские, поскольку на Афоне были болгарские монастыри, в которых монахи занимались промыслом писания книг). Наконец, могли быть и такие люди, которые специально посвящали себя делу снабжения Руси богослужебными книгами, списанными с болгарских оригиналов. В последующее время, несомненно, были такие люди 711 и, конечно, могли быть они ещё и в период до-монгольский. В каком состоянии находилась у нас в период до-монгольский литургия, некоторый ответ на этот вопрос дают два сохранившиеся от этого периода служебника. Один из служебников усвояется преданием Антонию Римлянину († 1147), другой также преданием усвояется преподобному Варлааму Хутынскому († более или менее вскоре после 1192), во всяком случае один из монастыря Антониева, другой Варлаамова, следовательно, оба одной и той же Новгородской области 712 . Первый служебник содержит одну только литургию Златоустого, второй – все три, т. е. Златоустого, Василия Великого (которая поставлена первой) и преждеосвященных. Прежде всего, служебники, несмотря на то, что они одной и той же местности и по времени написания отделяются один от другого не слишком большим промежутком времени, если только не совсем современны, далеко не вполне согласны сами между собой. В служебнике Варлаамовом нет некоторых молитв и возглашений, читаемых в Антониевом, и относительно некоторых действий даются предписания, отличные от последнего. Вообще из взаимного сличения служебников ясно, что в период до-монгольский у нас существовали литургии в нескольких редакциях и что они представляли большее или меньшее разнообразие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

—36— 5 . Обретение, честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергиа игумена, Радонежского чудотворца. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. Знак – три красные точки в полукруге. 8 . Святого Прокопиа, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. О местах совершения собора и знака праздничного нет. 10 . Намять преподобного отца нашего Антониа Печерского, иже в Киеве, бывшего начальника всех Российских монахов. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его; в прочих же полиелей. Знак – красный крест. 11 . Преставление блаженные Ольги, княгини Российские, во святом крещении нареченные Елены. Знак – три чёрные точки в полукруге. О местах совершения собора нет. 15 . Святого и равноапостола великого князя Владимира, нареченного во святом крещении Василиа. Знак – красный крест. О местах совершения собора нет. 25 . Преподобного отца нашего Макария Желтоводского, Унженского чудотворца. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. Знак – три красные точки в полукруге. Август. 2 . Преставление святого блаженного Василии, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его. Знак тот же, что выше. 3 . Преподобного Антониа Римлянина, Новгородского чудотворца. Совершается собор его, идеже храм его. Знак тот же, что выше. 21 . Преставление преподобного отца нашего Аврамиа архимандрита, Смоленского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его. Знак тот же, что выше. 24 . Пренесение честных мощей иже во святых —37— отца нашего Петра, митрополита Киевского, и всея России чудотворца. Идеже лежат мощи его, совершается полиелей. Знак тот же, что выше. 30 . Преставление преподобного Александра Свирского . Совершается собор его во обители его. Знак тот же, что выше. Святцы Следованной псалтири, Служебника и Требника в отношении к списку Русских святых не представляют собой совершенного тождества с 48-й главой Устава, содержащей последование церковного псалмопения по месяцеслову, но имеют против неё некоторый излишек святых; именно – в святцах Следованной псалтири шесть лишних святых против главы Устава, в святцах Служебника пять лишних и в святцах Требника четыре лишних святых. Лишние святые Следованной псалтири суть: четыре старых: 24 Сентября Никандр Псковский, 12 Июня Арсений Коневский и 28 Июня Сергий и Герман Валаамские, и два новые святые, до сих пор ещё не внесённые в Устав: 26 Ноября Иннокентий Иркутский и 13 Августа Тихон Задонский . Пять лишних святых Служебника суть первые пять лишние святые Следованной псалтири, а четыре лишних святых Требника суть первые четыре лишние святые Следованной псалтири (т. е. в первом случае без Тихона Задонского , которого нет в святцах Служебника, а во втором случае без Тихона и без Иннокентия, которых обоих нет в святцах Требника).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Служебников здесь насчитывается 28 от XII до конца XVII в. Между ними замечательны служебники, по припискам принадлежавшие N 342 преп. Антонию Римлянину, N 343 прел. Варлааму Хутынскому, оба перг. XII в., N 344 перг. писан со служебника митр. Киприана, по N 347 перг. служил преп. Сергий Радонежский, – и ещё два, перг. служебника XIV в. N 348 перг. писан по воле Иоанна, архиепископа Новгородского, 1400 г., N 350 принадлежал преп. Евфимию Вяжицкому, – есть ещё один список безымянный XV в. Служебников XVI в. десять, из них N 352 принадлежал Серапиону, архиепископу Новгородскому, N 335 Троицкому Сергиеву, а N 356 Киевскому Межигорскому монастырю., N 359 патриарху Иову. Остальные все XVII в., из них по N 366 славил Бога Иона, митрополит Ростовский, N 364 и 365 употреблялись при патриаршем сложении, N 367 принадлежал Казанскому кафедральному собору, N 370, писанный по благословению Лазаря Барановича, впоследствии принадлежал святителю Димитрию Ростовскому . Из означенных служебников многие содержат и статьи из требников, а некоторые представляют архиерейское служение. – Требников всех девять, два перг. конца XIV или начала XV в., четыре XV в., два XVI и один XVII в. Из них замечательны полнотою и некоторыми особенными статьями старшие перг. списки N 371 и 372. между собою сходные. N 373 и 374 – оба Сербского письма XV в., писаны в Афоне, на бомбицине, и преимущественно последний представляет довольно замечательных статей. N 375, 1481 г., со статьями из требника содержащий и все три службы или литургии православной Церкви, списан с Киприанова служебника и потребника; N 379, список правленый, служил оригиналом печатного издания требника 1658 г. – Значительно число и уставов, простирающееся до 26-ти. Из них три списка представляют церковный устав Студийский, несколько списков устава лавры Саввы Освящённого, Русских монастырей и соборных церквей. Старший список Студийского устава N 380, перг. XII в., кроме церковного устава содержит ещё устав монастырский, составленный патриархом Константинопольским Алексием XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

72 об.–74 об. – чин причащения. Описание: Гранстрем Е. Э. Описание русских и славянских пергаменных рукописей. С. 61. Издание: Алмазов. Т 3. Приложения ко второму тому. С. 20 (чин причащения). Соф. 526 . Служебник. XIV в. 4°. 120 л. Пергамен. Записи: л. 1 – «Антониева монастыря Римлянина» (XII в ), «Служебник». Содержание: л. 110–113 молитва детям духовным: л. 119 об.–120 – чин причащения больного. Описание: Гранстрем Е. Э. Описание русских и славянских пергаменных рукописей. С 55 Издание: Алмазов. Т. 3. Приложения ко второму тому. С. 20. 65–66 (чин причащения больного; молитва детям духовным). Соф. 716 . Требник. Середина XVI в. 4°. 209 л. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой, литерами GR и цветком, вид: Лихачёв. 1741 (1556 г.), Брике, 12739 (1556 г); 2) Сфера, вид: Лихачёв, 1836 (1558 г.). Записи: л. 1 – приписка скорописью, сильно загрязнена, нрзб.; л. 1 об. – «А сия книга священоинока Герасима многогрешнаго, а дал всемилостивому Спасу в далнюю пустыню» Содержание: л. 99 об.–110 – чин исповеди; л. 102–102 об. – поновление мужчинам; л. 103–103 об. – поновление женщинам; л. 105–107 – поновление священникам; л. 107–108 об. – вопросник мужчинам (М- Соф. 8 48); л. 108 об.–109 об. – вопросник женщинам (Ж-Соф. 848). Соф. 836 . Служебник с требником 1514 г. 4°. 536 л. Филиграни: 1) Герб с лилией, не отожд.; 2) Колесо, не отожд.; 3) Цветок, не отожд.; 4) Кувшин с одной ручкой и крестом, вид: Лихачёв. Мельницы, 628 (1498 г.); 5) Голова быка с крестом, тип: Лихачёв, 3864 (1486 г); 6) Солнце, близкий: Лихачёв. 3394 (1491 г); 7) Голова быка с цветком с пятью лепестками, не отожд.: 8) Голова быка с крестом и цветком с шестью лепестками, близкий: Пиккар II, 3, XI, 447 (1509 – 1512 гг.); 9) Литера Р малая, вид: Пиккар IV, 3, XIII, 42 (1484 г); 10) Рука с цветком, близкий: Лихачёв, 1340 (1504 г.); 11) Голова быка с крестом и змеей, вид: Пиккар II, 3. XVI, 141 (1482–1483 гг.); 12) Голова быка с крестом и змеей, тип: Пиккар II, 3, XVI, 155 (1523 г.); 13) Корона с крестом, вид: Пиккар I, XII, 16 (1489–1499 и 1511–1513 гг.); 14) Корона с монограммой, вид – Пиккар I, XIII, 8 (1500–1508 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Преставление св. благоверного князя Феодора Ярославича, брата св. Александра Невского, † 1233. Мощи, обретенные в 1614 году, находятся в Новгородском Соф. соборе. Следов. Пс. Погод. † 51 июня 6. Св. 382. 787. июня 21). II. Св. муч. Христофора римлянина мечем. Ев. 1270. 1429. Шиф. (Клар. 6 июня). Муч. Конона римлянина в море. 1429. Шиф. (Кап. 4 июня Клар. 6 июня). Новомуч. Марка из Смирны в Хиосе 1801 г. В Новом греч. Лимонаре служба и житие. Пр. Петра коришского юноши подвижника близ Призрена при царе Душане (1337–1351). Мощи его в Арханг. соборе в Колашине. Св. южных славян. IV. Лития на поле. Конст. Память избавления от варваров в 43. Петр. Екл. Лития на поле ради нашествия Аваров в Нан. 2 и Вен. Память освобождения от варваров и Аваров, лития на поле в Акад. В Мст. от иноязычных. В У. 1398 от поганых. Поновление св. Петра . 1370 (сн. 6). Пр. Петра . УКр. (тоже помовление?) V. Евстафия , патриарха антиох. Иер. Нан. 2. МПорф. и многие (21 февр.). Илариона нового. Клар. 1370. Шиш. М. 12 в. (6 июня). Св. праведн. Никодима , приходившего ко Господу. Сим. 1 и 2 (авг. 2). Муч. Зинаиды . Неап. 1370. Сирл. (7 июня МГр.). Мучч. Кирии, Валерии и Маркии . Сирл. 51 (7 июня). Есии и Сосанны . 1370. Шиф. 51 (7 июня МГр.) Пяти дев . 1370. 51. Шиф. (6 июня МГр.). Севастианы чудотвор. Вен. (7 июня МГр.). Андрея критского. Пролог 313 Публич. библ. (4 июля). Муч. Лукиана . Соф. ев. 6. CI 2. (3 июня). Кирилла , еп. гортинского. УКр. (9 июля или 6 сент.). Пр. Аттала . 51. (6 июня). Св. о. Епифана . Хлуд. 28 и 31 (25 авг. патриарх, сн. 6 июля). Успение Андрея Христа ради юродивого. Соф. служебник XVI в. 568 (2 окт. вместо Андрея критского 4 июня). Пр. Варлаама новгородского. Белоз. 493 (6 ноября). Пренесение мощей св. отец Киприана, Фотия, Ионы . Соф. служебн. XVI в. 568 (27 мая). Пр. Иоанна палеолаврита. Ап. 346 (апр. 19). Паисия углицкого. 51 (6 июня). 6 Пр. Илариона нового, игумена далматского, † 845. Петр. Коал. 2. Хил. 240. У. 1298. М. 449. М. 1439. Служба. (Шиш. 1429. М. 12. в. 5 июня. М. Типограф. 14 в. июня 9. Вас. 5 июля одно имя).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

20 245 . На Ильин день звон без большего. Хлебы белые, квас ячной, двоя рыба, каша. На людей корм, люди не делоют. Того же дни в ужине шти да каша зеленая от новые ржи, квас с меншего погреба. А случится Ильи в среду или в пяток, ясти губы в соку с маслом, икра или кароваи, или 246 каша. 24 247 . На Бориса и Глебов день звон во вся, и масло ставят. Хлебы белые, квас ячной, рыба с прибавкою, пироги. < л. 63 >//А 248 случится в среду или в пяток, ясти сущ. И на людей корм, люди не делоют. 25 249 . На Макариев день Желтоводского звон без большего. Хлебы белые, квас полуян, рыба с прибавкою, каша. А случится в среду или в пяток, ясти вариво с маслом: по мисам губы греты в соку с маслом, горох терт с маслом, икра или кароваи. А выпевают ему в 26 день. Июля в 27 день: дни 15 часов, нощи 9 часов. Июля в 29 день. На Васильев день Блаженного звон без большего. Поем Блажен муж. Ясти хлебы белые, шти или ушное, < л. 63 об.>//квас 250 полуян, двоя рыба, каша. А случится в среду или в пяток, ясти икра или кароваи. Выпевают ему наперед Госпожина поста. На Антониев день Римлянина звон без большего. Поем Блажен муж. Того дни ясти хлебы белые, шти или ушное, квас полуян, рыба с прибавкою, каша. А случится в среду или в пяток, ясти вариво с маслом, то жь, что указано на Макариев день Желтоводского. Выпевают ему преж поста. 31 251 . В предпразднство Честнаго Креста, на Госпожино заговеино, звон в двои колокола. Хлебы белые, шти с перцем или в сковородах ушное, квас подделной, < л. 64 >//двоя 252 рыба, кароваи битые с яйцы или пироги с кашею и с яйцы, или в пяток, ясти сущ, квас ячной. Ужины в те дни нет. В вечере попом, дьяконом, головщиком погреб с медом; псаломщиком, большим служебником и большие больницы братии с подделним; на меньшей монастырь старцем погреб каша просена, и последние две ествы подносят за однем благословением, чаши схожие. На людей корм, люди делоют. Того жь дни в ужине хлебы брацкие, шти, квас с меншего погреба, двоя рыба, лопша, молоко. А случится заговеть в среду с яшным. < л. 64 об.>//В 253 навечерии Происхождениева дни дворецкой велит ловцом на озере Ердань зделать, за то ловцом дают погреб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Ефрем, пр. перевомский, в начале в. 26 сент. и 16 мая.     Иоанн, сочавский великомуч., 2 июня 1330—1340 г.     Савва, пр. вишерский, 1 окт. 1460 г.. 4. Святые в печатных святцах и служебных книгах XVII в.     Ефрем, пр. новоторжский, 1053 г. 28 янв. У. 1610. Местное празднование установлено в Торжке при митроп. Дионисие (1584—1587) и тогда составлена ему служба.     Антоний, пр. римлянин, 3 авг. и 17 янв. 1147 г. У. 1610 янв. 17. Св. XVI в. Празднование с открытием мощей в 1597.     Петр, царевич ордынский, 29 июня 1290 г. У. 1610 июня 29. Житие написано не позднее XIV в. До Мак. и Мак. Служба написана в 1549.     Николай Кочанов, юродивый 27 июля 1392 г. У. 1610. Святцы и минеи и устав XVI в. В службе Григория.     Исидор твердислов, 14 мая 1474. У. 1610. Мак. У. 336. 1548 г.     Серапион, архиеп. новгородский, 16 марта 1516 года. У. 1610. Служба XVI в. празднование ок. 1559.     Иаков, пр. боровицкий. 23 окт. 1540. У. 1610. Мощи и чудеса свидет. в 1544 и 1572 г. Уставы, псалтири и святцы XVI в.     Антоний сийский, 7 декабря 1556 года. У. 1610 г. Минеи XVI в. Канонизован в 1579 г.     Василий блаженный москов., 2 авг. 1552 г. У. 1610. Минеи рукопис. XVI века. Житие писано в 1588 г. и тогда установлено празднование.     Обретение мощей св. Гурия, архиеп. казанского ( 1563 г.), и Варсанофия, еп. твер. в 1576 г. У. 1610. Празднов. с 1595 г. окт. 4.     Макарий, пр. желтоводский, 25 июля 1444 г. След. Пс. 1625. В службе Григория празднов. с 1539 г. Следствие о чудесах в 1619 году и подтвержд. празднование.     Димитрий, царевич московский, 15 мая 1591 г. След. Пс. 1625. Празднов. с 1606 г.     Перенесение мощей Киприана и Фотия, митропол. киевских и всея России в 1472 г. 27 мая. Святцы 1639.     Георгий, новый муч. болгарский, 26 мая 1514 г. Святцы 1639. Мак.     Кирилл, еп. туровский, 28 апр. 1183 г., пролог 1643 г. Рукоп. прологь XIII-XIV в. Голуб. Ист. канониз. 101.     Меркурий смоленский, 24 нояб. 1238 г. Минеи 1646 г. Служба писана в 1509 г. Мак.     Георгий, велик. кн. владимирский, 4 февр. ( 4 мар.) 1238 г. Св. 1646. Память его обновлена в 1645 г. патр. Иосифом построением серебряной раки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В городе жил римский сотник, вероятно, командир местного гарнизона, у которого тяжко заболел любимый слуга. Оба были язычники. Услышав, что Иисус пришел в город, римлянин решил просить знаменитого Врача и Учителя исцелить его слугу. По рассказу ев. Матфея сотник лично подошел ко Христу, тогда как, согласно Луке, он говорил со Христом через иудейских старейшин. Эти старейшины, «придя к Иисусу, – свидетельствует евангелист, – просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу». Хотя сотник и был несомненно добрый человек и, по-видимому, под влиянием иудеев верил в единого Бога, но все же он был римлянин и язычник, и едва ли «старейшины» искренне считали его «достойным». Иоанн Златоуст думает, что это была «лесть» иудеев в отношении человека влиятельного в городе и благотворителя. Сам сотник, как увидим, далеко не считал себя «достойным» милости и помощи Христа. Как язычник, уверовавший в единого Бога, но не принадлежащий к «народу Божию – Израилю», он смиренно помогал этому народу (любил его и построил синагогу), как бы со стороны. С ним было так, как бывает с уверовавшими в Бога атеистами, которые еще не приняли святого крещения, но, войдя в храм и стоя где-нибудь в уголке на последнем месте, молятся и плачут так, как быть может никто другой из привычно-верующих: душа их бывает переполнена смирением и любовью к Богу. Услышав от старейшин просьбу сотника, Господь тотчас же «пошел с ними». Казалось, чего большего мог ожидать сотник, когда просьба его была услышана и Всеисцеляющий Врач сказал: «Я приду и исцелю его, – и уже шел к нему в дом, чтобы исцелить больного слугу? Однако на пути Христа случилось неожиданное для всех и удивившее Самого Христа замечательное духовное событие. Именно – римлянин, по духовным побуждениям, отказался принять у себя Христа. Евангелист Лука говорит об этом так: «Когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей – сказать Ему: «не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе...»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Ибо «Он (Бог – П. Д.) от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его... Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» ( Сир. 15: 17 ). Отметим, что «... Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ( Иак. 1: 13 ) и делает для нас возможным преодоление искушения, поскольку «... не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор. 10: 13 ). «Ибо Господь всемогущ и крепче всех и во всякое время бывает победителем в смертном теле, когда идет вместе с подвижниками на брань. Если же бывают они побеждены, то явно, что... по своему произволению, неразумием своим обнажили себя от Бога» (прп. Исаак Сириянин) (ит. по 13: 152). «Поскольку супротивная сила только побуждает, а не принуждает, то и благодать Божия побуждает, по причине свободы и трезвенности естества. Если теперь человек, побуждаемый сатаною, будет делать зло, то не сатана осуждается вместо него, но терпит истязание и наказание сам человек, как по собственной воле подчинившийся пороку. Подобным образом, если человек обратиться к добру и Божия благодать превозможет, то благодать не себе прописывает доброе, но воздает за него человеку и прославляет его: потому что человек сам для себя виновник добра (такова природа его), и приходящая к нему благодать нимало не связывает его воли принуждающей силою и не делает его неизменным в добре, хотя бы он хотел или не хотел этого. Напротив и присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека, уважает ли или не уважает он душу, согласуется ли или не согласуется с благодатью (Слово о хранении сердца гл. 12)» (прп. Макарий Египетский ) (цит. по 120: 364). «Вступившие в борьбу “по внутреннему человеку” и испытавшие ее не сомневаются, что враги спасения “непрестанно наветуют нам”, подстрекают ко злу, противоборствуют нашему деланию добра. В этом они имеют некоторую свободу – “им дана власть подстрекать”. Но и человеку дана Богом сила отвергать все их действия и, более того, сокрушать их “вредоносную славу” или свободно соглашаться с ними» (прп. Иоанн Кассиан Римлянин) (цит. по 125: 182 со ссылкой на: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Писания/пер. с лат.//Репринтное издание. Свято-Троицкая Лавра; РФМ, 1993). «Никто не может быть прельщен дьяволом, кроме того, кто сам пожелает отдать ему согласие своей воли» (прп. Иоанн Кассиан Римлянин) (цит. по 78: 130). «Дьявол способен предложить, но не способен навязать нам наш выбор… Мы сами выбираем грех» (св. Кирилл Александрийский ) (цит. по 118: 131). «… Дьявол не имеет власти над человеком…» (110: 430. См. ответ на вопрос 691). «Господь позволяет диаволу искушать людей потому, что наделил человека оружием победы над ним: “братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекайтесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских”» (121: 47).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010