в) Послание к тому же князю о том, как поступать в отношении к латинянам, известно пока только по рукописям. «Понеже, чадо блаженне и сыну света, понеже земля Лядска в суде у тебе есть, живущеи, иже есть на ней, суть оплатки служащеи, Латинское есть прияли учение.» г) Четвертое Послание Никифора, к князю Ярославу Муромскому, против латинян, помещено в Четь Мин. м. Макария под 31 августа. 27. Преподобный Антоний Римлянин, основатель монастыря его имени и с 1131 г. игумен († 1147 г.). В Московском Успенском соборе хранятся сосуды его. Один яшмовый; на клеммах его изображены Святая Троица и четвероконечный крест; на ободке надпись: πινετε εξ αυτο παντες. Другой сосуд ониксовый; на ободке надпись: Пиите от нея вси. Се есть кровь моя нового завета, изливаема за вы и за многы. В Синодальной библиотеке хранится Служебник преподобного Антония 605) с одною литургиею Златоустого. Вот чтение одной молитвы: «Иже весь мир свой тако возлюби, яко иночадый сын свой дати, да всяк веруяй в нь не погибнет, не имать живот вечный, иже пришед и все, еже о нас, смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся за мирскый живот, приим хльб святыма своима и пречистыма рукама.» (Образцы древлепис. 5. М. 1840). В описи 1636 г. показаны: «три служебника харатейных чудотворца Антония Римлянина». (Опис. книг стат. Мои. 1927–929. М. 1848 г.). В обители его хранится каменный крест его; на верхней перекладине сего шестиконечного креста наведены мозаикою слова: ХС. Замечательны и шесть мусийных икон преподобного на медных досках: на трех изображен Господь Вседержитель, а на других трех распятый Спаситель. В духовной грамоте своей преподобный описывает труды и скорби, какие понес он при основании монастыря, и поручает обитель Богу и Пресвятой Богородице. В другой грамоте пишет, что он купил землю для обители у сыновей посадника и описывает границы земли. Не удивительно, что до нас дошли только списки грамот, а не подлинники. Довольно, что одна из них утверждена царем Иоанном. Они изданы у Карамзина, II, пр. 210, а списки их у Толстого, II, 220. Образцы подобных современных грамот, важных для истории: Около 1130 года князем Мстиславом дана была грамота на земли и судные пошлины Юрьеву монастырю (Вестн. Европы 1818 г. 15, 16, 20. Дополн. к Акт. ист. I, 2 ). В 1131 г. дана уставная грамота Новгородской Предтечевой церкви князем Всеволодом (Дополн. к ист. акт. I, 3). В 1137 г. Софийскому собору дана грамота князем Святославом (Дост. I. М. 1815). В 1150 г. Ростислав князь Смоленский дал грамоту Смоленской епископии (Дополн. к ист. акт. I, 4). Грамота князя Всеволода Предтечинской церкви дошла до нас в двух видах, как и устав Владимира; но не трудно угадать, что в позднейшем списке ее изменено против подлинника, по обстоятельствам времени. В летописи упоминаются еще: под 1144 г. договорная грамота Владимира Галицкого с князем Всеволодом, а под 1147 г. такая же грамота с князем Изяславом; но они не дошли до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Таким образом речь может идти лишь о древности славяно-русского Фонда Патриаршей библиотеки, как известно, заключающего в себе очень почтенное количество рукописей пергаменного периода. Подпорки Саввы к гипотезе историографа касаются, очевидно, славянского Фонда библиотеки, но нельзя сказать, чтобы они являлись сколько-нибудь солидными и основательными. Во-первых, подлинных грамот великих князей на имя русских митрополитов в Патриаршей библиотеке нет, а имеются с них списки частью XVI в., в известном сборнике 276, широко использованном в Актах исторических, где он цитуется под старым 173. Во-вторых, если бы даже и были подлинники грамот, это говорило бы за древность Патриаршей библиотеки не больше, чем наличие в Воскресенском собрании того же книгохранилища Пандектов Антиоха XI в. и Цветной Триоди первой половины XII в., свидетельствует в пользу возникновения этого собрания не при патриархе Никоне (ранее и монастыря самого не было) во второй половине XVII в., а, скажем, в XII или XIII в. С именем митрополита Фотия в Патриаршей библиотеке связаны 16 поучений и завещание, но, находясь в составе Макариевских Миней, они решительно ничего не дают для укреплении гипотезы Карамзина. Не лучше обстоит дело в данном отношении и с митр. Киприаном. Служебник Патр. библ. 601, пергаменный, принадлежит XIV в., когда действовал этот митрополит; с л. 40 книги идет подпись: «служебник Киприана митрополита Московского и всея России, писан его рукою с греческого переводу в лета 6905». Но свидетельство это принадлежит 2-й половине XVII века, когда, в видах борьбы с старообрядчеством, усвоили и рукопись Патр. библ. 605 Антонию Римлянину, умершему в 1147 г., хотя книга имеет тератологический орнамент, обычный для XIV в., да и по письму не может принадлежать эпохе Антония. Продолжая мысль Саввы, можно указать на припись к 915, л. 1 «Книга Варлама митрополита», правившего русскою церковью с 1510, но 1522 гг., но и она говорит очень немного для древней истории патриаршего собрания. Эта книга – знаменитая Геннадиевская библия, сработанная в Новгороде, вероятно увезенная ее собственником в Чудов монастырь на Москве, куда удалился Геннадий с Новгородской архиепископии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Руси были также установлены и другие праздники. 18 (31) июля стало отмечаться как день Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, воспоминание явления Божией Матери святому князю Андрею. Этот праздник был установлен по воле самого благочестивого князя-страстотерпца. 27 (10) ноября стало днем воспоминания чуда Знамения от иконы Пресвятой Богородицы, бывшего в Новгороде при отражении осады города суздальцами. Этот праздник был установлен в 1169 г. Новгородским архиепископом святым Илией-Иоанном. Все эти праздники первоначально имели лишь местное значение, но вскоре стали отмечаться как общерусские. Праздник Всемилостивейшего Спаса и Его Пречистой Матери был установлен 1 (14) августа. Это произошло по взаимному соглашению святого князя Андрея Боголюбского и византийского императора Мануила Комнина, которые оба в этот день одержали победы над мусульманами – болгарами и сарацинами (соответственно). Князь и император служили молебны перед началом сражений и оба удостоились знамений. Православные воины видели лучи света, исходившие от образа Спасителя и Владимирской иконы Божией Матери. В память о победе над Волжской Болгарией князь Андрей также воздвиг на Нерли знаменитый храм-памятник, посвященный Покрову Божией Матери. Это событие положило начало традиции празднования 1 (14) октября дня Покрова Пресвятой Богородицы. О богослужебной традиции Русской Церкви до 2-й половины XI в. мало что известно. Однако жития святых Бориса и Глеба, преп. Феодосия Киево-Печерского, а также поучения Новгородского епископа Луки Жидяты свидетельствуют о том, что весь суточный круг богослужений совершался на Руси с самого начала церковной жизни, причем во многих храмах богослужения были ежедневными. Богослужебные книги, необходимые для этого: Евангелие, Апостол, Служебник, Часослов, Псалтирь и Октоих – были принесены на Русь из Болгарии в виде переводов, сделанных святыми Кириллом и Мефодием. Древнейшая из дошедших до наших дней рукописная богослужебная книга начала XI в. – Минея за май месяц. Ко 2-й половине XI – началу XII в. относятся три древнейшие русские Евангелия – Остромирово, Мстиславово и Юрьевское. Этим же временем датирован Служебник преп. Антония Римлянина (ум. в 1147 г.), особенностью которого является отсутствие указания количества просфор, на которых совершается литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Различия в составе евхаристической молитвы у греков и славян из-за отсутствия у греков тропаря 3-го часа отмечались русскими церковными деятелями давно. Так еще в 1846 г. в ходе своего первого путешествия в монастыри и скиты Афона архимандрит Порфирий (Успенский) , позже епископ, викарий Киевской епархии, инициатор, организатор и первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, отмечает этот факт. И в описании этого путешествия вышедшем в 1877 г. 8 указывает, что он согласен с мнением преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского, которое было представлено в его «Историческом обзоре песнопевцев и песнопений Греческой Церкви», вышедшем в 1864 г. 9 , в том что «молитва... «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...» прерывает собою связь молитв св. Златоуста и не читается ни в древних греческих служебниках, ни в служебниках преп. Антония Римлянина и Варлаама Хутынского». Таким образом, первым в России публично заявил о проблеме вставки тропаря 3-го часа в анафору литургии именно святитель Филарет (Гумилевский) 10 . Еще интересные свидетельства по данному вопросу находятся в частной переписке 1859 г. между архимандритом Антонином (Капустиным) и митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) , который еще в 1857 г. «писал некоему лицу в Т… в том именно духе, что этот тропарь есть позднейшая интерполяция» 11 . Публично в печати вопрос интерполяции тропаря 3-го часа рассматривается вновь уже позже в 1892 г., когда была издана «История Афона. Ч. 3. Афон монашеский» еп. Порфирия (Успенского) , в которой он несколько подробнее касается истории вопроса появления вставки тропаря 3-го часа в составе анафоры, высказывая свои соображения в отношении авторства данной вставки 12 . В своем отзыве на это сочинение епископа Порфирия, напечатанном в 1894 г. в «Византийском временнике» профессор Киевской Духовной Академии по кафедре церковной археологии и литургике А. А. Дмитриевский оспаривает предположения владыки Порфирия об авторстве интерполяции тропаря 3-го часа, но в главном соглашается с ним: «этот тропарь вносится в чин Златоустовой литургии в последний период ее развития» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Перед отпуском говорится: «ελογετε γιοι, ελγησον πτερ». Так обращались друг к другу служащий священник и братия при окончании утрени. Словами «благословите святии» просили прощения у присутствующих священники, а присутствующие со своей стороны просили также: «благослови отче». «Благословите святии» – говорил священник по окончанию стола монашеского, а ему отвечали: благослови отче (устав лист 201 оборот). С такими же словами обращается будильник к братии при исполнении своей обязанности, а к старейшим говорит: благослови Владыко (ibid. лист 247 cf. 267). В служебнике Антония Римлянина по поставлении св. даров на престол старший из служащих говорит, обращаясь к прочим: благословите священницы (Описание III, 2); в Киприановом служебнике с теми же словами и на том же месте обращается священник к диакону. § 19. В чём состояло «δι χειρν σταυροειδς σπασμς», подробно объяснено в нашем сочинении Митрополит Киприан, и объяснены относящиеся сюда документы (стр. 95–96, приложение V, стр. XIV–XXI). § 20. »Παραμον τν Χριστο γεννν κα τν φτων», навечерие Рождества Христова и светов (т.е. Богоявления). Παραμον (от παραμνω) продолжительное, постоянное пребывание где-либо, стояние на посту, на страже – соответствует римскому statio. Так παραμον и παραμνειν говорится о службе дворцовой стражи. На литургическом языке παραμον называется продолжительная, иногда целую ночь длившаяся, служба накануне больших праздников, а потому называемая γρυπνα παννυχς. Между этими канунами особенной продолжительностью и известностью пользовались παραμονα Богоявления, соединённые с крещением оглашенных и освящением воды. Впоследствии, когда целонощные службы под эти праздники прекратились, это название было перенесено на службу в канун этих праздников, а ещё менее точно стали его переводить и вообще – кануном, накануне (подробнее см. Ducange и Svicer под этими словами, а также в книге de Cerimon). §27. »νκα νντην ποιομεν». Ποιεν νντην – можно перевести: «совершать 9-й час» и «поститься до 9-го часа» – и в том и в другом значении это выражение употребляется в церковном языке и одинаково соответствует представлению дня непраздничного, постного, в который и часы справлялись, и трапеза полагалась в 9-м часу, тогда как в дни не постные она ставилась в 6-м часу. Упоминание об одном 9-м часе в эти дни, без указания на 3 и 6-й, которые непременно должны были быть, показывает, что сила τς νντης заключалась в определении времени для употребления пищи. В таком случае «π τς ς′ λειτουργε πρεσβτερος», т.е. в 6-м часу начинается литургия. «E δ κα μλλομεν σθειν» (нужно добавить στ′), π τς γ′ – если же полагается трапеза в 6 часов, то (служить обедню) в третьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Убиение царевича Димитрия. Есть во всех. 20 . Обретение мощей митр. Алексия. Есть во всех. 23 . Обретение мощей епископа Ростовского Леонтия. Есть во всех. 24 . Память преп. Никиты, столпника Переяславского. Есть во всех. 28 . Преставление епископа Ростовского Игнатия. Есть во всех.  Июнь 1 . Преставление преп. Дионисия Глушицкого. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть. 9 . Преставление преп. Кирилла Белозерского. Есть во всех. 25 . Петра и Февронии Муромских. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. Июль 5 . Обретение мощей преп. Сергия Радонежского. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. 8 . Преставление преп. Прокопия, юродивого Устюжского. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть. 10 . Память преп. Антония Печерского. В служебниках 1658, 1667 и 1668 гг., перенесенная с 7 Мая 490 . 11 . Преставление вел. кн. Ольги. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет. 15 . Преставление вел. кн. Владимира, Есть во всех. 24 . Память князей Бориса и Глеба. Есть во всех. 25 . Преставление преп. Макария Унженского. Есть во всех.  Август 2 . Преставление блаж. Василия, юродивого Московского. Есть во всех. 3 . Преставление преп. Антония Римлянина. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. 4 . Проявление мощей митр. Петра. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет. 21 . Преп. Аврамия Смоленского. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет. 24 . Перенесение мощей митр. Петра. Есть во всех. 30 . Преставление преп. Александра Свирского . Есть во всех. В служебнике 1655-го года находится 57 памятей. Б служебнике 1656-го года не достает против служебника 1655-го 27-ми памятей, а всех – 30 памятей. В служебниках 1658, 1667 и 1668 гг. против служебника 1656 г. лишних 18 памятей, а всех – 48 памятей. Из святых, канонизованных к общему празднованию, находятся не во всех святцах: 7 Сентября Иоанн, архиепископ Новгородский, 19 Сентября князья Ярославские Феодор, Давид и Константин, 27 Сентября Савватий Соловецкий, 23 Декабря митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Крест серебряный, длиной 9 вершков. На нем Распятие литое, а прочие изображения чеканные, на верху Господа Саваофа и под ним Духа Св., по сторонам Распятия четверо предстоящих, внизу ап. Петр, плачущий об отречении от Господа. По обеим сторонам его петел и ключи. На рукоятке орудия страстей Христовых. Кроме св. мощей, в кресте находятся: 1) часть от камня гроба Господня, 2) часть от трости, которою Христос по главе бит был, 3) риза Исаии пророка, 4) трость и камень от гроба Антония Римлянина. Внизу, на задней стороне креста резная надпись: «Сеи благословящей крестъ Святйшаго Правительствующаго Синода секретаря Петра сына Боголюбова». Возле пробы серебра означен 1746 год. В нем веса, без дерева, 1 ф. 72 зол. Крест серебряный позолоченный, длиной 8 ½, верш. На нем, по сторонам Распятия, чеканные образа: несения Господом креста и снятия Его со креста, внизу положение во гроб, а вверху Воскресение Христово. На рукоятке вычеканены петел на столпе и орудия страстей Христовых. Из надписей в пяти выпуклых клеймах, на задней стороне креста, видно, что в нем хранятся: древо креста Господня и мощи Алексия митрополита, страстотерпца Иоанна Воина, преп. Анастасия (Синаита?) и Григория Декаполита . На той же задней дске с чеканными травами, на рукоятке изображен резной Херувим и под ним резные слова: «1750 году, октября 14 дня, сооруженъ животворящей крестъ въ Высокопетровской монастырь, въ новопостроенную церковь Толские Пресвятыя Богородицы, Настасьи Александровны Нарышкиной». Она же и храмоздательница. В нем веса, без дерева, 95 зол. Крест наперсный, золотой, с короной и с овальными оконечностями; на нем накладной финифтяный образок-Распятие. В верхней части креста осыпанный алмазами треугольник, как символ Триединого Божества; в нижней и на поперечных частях три алмазных звездочки. Серебряная у креста подвеска, кроме алмазов, унизана яхонтами. В нем с серебряною цепочкой веса 48 зол. Крест с золотой первоначально цепью Всемилостивейше пожалован настоятелю сего монастыря, архимандриту Иоанникию, за участие в священнослужении при короновании и помазании на царство Государя Императора Александра Павловича, 15 сентября 1801 года 9 . Священно-служебные сосуды

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

2) Из рассмотренных нами служебников нет ни одного, писанного ранее пятнадцатого столетия. А, несомненно, известно, что более древние служебники, как например служебник св. Антония Римлянина, хранящийся в Библиотеке Новгородского Софийского Собора Харатейный служебник 15-го века, принадлежащий той же Библиотеке и некоторые друге 15 предписывают употреблять менее шести просфор. Посему Предположение, выраженное некоторыми Пастырями Православной Церкви, то есть, что особая просфора за Царей и Великого Князя введена св. Митрополитом Киприаном по особенному случаю, для Великого Князя 16 , весьма правдоподобно; ибо в служебнике, писанном самим Митрополитом Киприаном, едва ли не в первый раз, говорится, хотя не совсем ясно, о просфоре за Царей и проч., уже как бы об особой просфоре 17 . Итак, и шестая, лишняя против пятеричного числа, просфора произошла в позднее время и произошла по случайному обстоятельству известного времени. В заключение мы не можем не присовокупить того, что древние св. Иерархи Русские, употребляя на Проскомидии сначала менее шести просфор, а потом введя в употребление, из особого уважения к Великому Князю Василию Дмитриевичу, шестую просфору, очевидно, не полагали в числе просфор сущности нашего спасения. Они находились в неразрывном союзе с Православною Восточною Церковью и в послушании у неё и тогда, когда употребляли менее шести просфор, и тогда, когда стали употреблять шестую просфору, а потом даже седьмую при первых Русских Патриархах. Но когда Святейшие Восточные Патриархи, заметив сии разности, пожелали, чтобы Русская Церковь сохраняла единство с Восточною Православною Церковью во всём, не исключая и маловажных обрядов: то святые Иерархи наши исполнили святую волю их с глубоким и совершенным послушанием, и восстановили опять пятеричное число просфор. Пусть рассудят о сем глаголемые старообрядцы! Пусть подумают особенно о том, благоразумно ли из-за числа просфор, которое было у нас различно в разные времена, и от которого совсем не зависит наше спасение, благоразумно ли разрывать союз со святою Православною Церковью, отвергать Богоучреждённую Иерархию и святые Таинства, без которых уже никак нельзя нам спастись!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-chisle...

20) Обычай, соблюдаемый в пределах юго-западной Руси, вынимать на проскомидий частицы в честь Божией Матери из специальной Богородичной просфоры (т.е., просфоры с изображением Божией Матери и с надписью М., означающей «Мария») нисколько не исключает возможности вынимать ту же часть из просфоры, не имеющей изображения и надписи имени Богоматери, так как этот обычай местный; общее же церковное правило требует, чтобы все употребляемые на проскомидии просфоры имели одну и ту же печать – знак четвероконечного креста с подписью: IUC. ХС. HI. КА., почему во всех церквах северо-восточной Руси совсем не употребляются просфоры с какими-либо, кроме этой печати, изображениями. По определению Большого Моск. собора 1667 г., просфоры должно печатать четвероконечным крестом, и в Новой Скрижали сказано, что знак креста четвероконечного с подписью: IUC. ХС. HI. КА., должен быть на всех просфорах, употребляемых на проскомидии (Рук. д.с.п. 1886, 6); но, вопреки этому, в настоящее время весьма сильно укоренился обычай во всей России, и в Лаврах, и в соборах, употреблять просфоры с изображением не только Божией Матери, но и св. угодников и праздников (Ц.В. 1889, 4, 1902, 41). 21) Расположение частиц на дискосе см. на рисунке в Служебнике. 22) Священник, совершающий проскомидию, при изъятии частиц из третьей, девятичинной, просфоры, может вспоминать, на ряду пророков, святителей и проч., иного, не упоминаемого в Служебнике, святого, коего, напр., сам священник носит, или особо и местно чтимого святого (для новгородцев – пр. Антония Римлянина, для кирилловцев – пр. Кирилла Белозерского); ибо местные святые поминаются в своём лике, – см. на 850 стр. 37 прим. и на 874 стр. 49 прим. (Ц.В. 1888, 45). – После изъятия частицы в честь свв. Иоакима и Анны, вынимаются частицы в честь «святого, имя рек, егоже есть храм и егоже есть день» (сн. ниже, 115 прим.), а затем – в честь «святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, святого равноапостольного великого князя Владимира, и всех святых» (см. Служеб., изд. С.-Пет. Синод. типогр. в 1900 г.; Чин литургии, изд. К.-Печер. типогр. в 1902 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В этих служебниках находим, что в них не говорится о числе просфор: в одном, относящемся к XIII веку, такие же глухие речи о дальнейшем проскомисании после действий над просфорой агничной, как и в служебнике преподобного Антония Римлянина: „та же проскумисане” 673 ; в остальных четырёх – речи о вынутии частиц, без указания числа просфор, и именно – в одном, относящемся к XIV веку, двух частиц: в честь святого дня и всех святых и за умершего, за которого пелась литургия 674 : в одном, относящемся в тому же XIV веку, трёх частиц: в честь святого дня, за живых (живого, о здравии которого пелась литургия) и за умерших 675 ; в двух служебниках, из коих один относится к XIII веку, а другой в XIV, – четырёх частиц: в честь Божией Матери, в честь Святого (дня), о здравии и за упокой 676 . В служебнике Киприановом говорится не только о частицах, но и о просфорах, из которых они вынимаются. Частицы поведывается вынимать: в честь Божией Матери, в честь Иоанна Предтечи и прочих святых, за живых и за мёртвых. Что касается до числа просфор, из которых вынимаются частицы, то в служебнике допущена в этом отношении некоторая неопределённость: из второй просфоры после агничной повелевается священнику вынимать частицу в честь Божией Матери; из третьей просфоры – частицы в честь Предтечи и прочих святых; из „иной” просфоры, т. е. четвёртой, – частицу за всё епископство и за местного епископа, а потом далее предписывается: „таже (священник) прием паки просфуру” вынимает за царей и прочих живых, „и паки прием просфуру” вынимает за умерших. Неопределённые „паки просфуру” могут быть разумеемы: или в обоих случаях об одной и той же предшествующей просфоре, или в обоих случаях о двух особых просфорах, или же, наконец, – в одном случае о двух особых просфорах, а в другом – об одной и той же. Таким образом, в служебнике Киприановом могут быть разумеемы или четыре просфоры (одна за всех живых и за умерших) или пять просфор (одна за всех живых и одна за умерших) или шесть (две за живых и одна за умерших).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010