Для каждого тома был составлен «Алфавитный указатель книг, из коих сделаны выписки». О. использовал большой корпус старопечатных и старообрядческих изданий. Кроме того, он основательно работал с рукописями Синодальной (Патриаршей) б-ки, в т. ч. с древнейшими рукописями - Изборником Святослава 1073 г., самым ранним древнерус. списком «Богословия» прп. Иоанна Дамаскина кон. XII - нач. XIII в. (ГИМ. Син. 108), Номоканоном («Ефремовской Кормчей») XII-XIII вв. (ГИМ. Син. 227), Служебниками XII-XVI вв., включая Антония Римлянина служебник , Киприана (митрополита) Служебник , служебник свт. Евфимия Новгородского, требниками, в т. ч. греческими XV в., Уставами, Великими Минеями-Четьими митр. Макария. О. сумел ознакомиться с такими древнейшими рукописями, как Остромирово Евангелие 1056-1057 гг. (в имп. Публичной б-ке в С.-Петербурге) и Мстиславово Евангелие нач. XII в. (в Архангельском соборе Московского Кремля). Подбирая интересующий его материал, О. изучал рукописи, хранившиеся в ризнице и б-ке Троице-Сергиевой лавры (в т. ч. Житие прп. Дионисия Зобниновского), б-ке новгородского Софийского собора (сделаны выписки из Евангелия Моисея, архиепископа Новгородского, XIV в., из служебников XII-XV вв.). О. в своей работе использовал такие авторитетные для старообрядцев источники, как Острожская Библия 1581 г., «Кириллова книга» 1644 г., «Книга о вере» 1648 г., «Стоглав» , сочинения прп. Максима Грека , «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого, Житие прп. Евфросина Псковского и даже «Поморские ответы» . В значительной мере О. опирался на светские и синодальные издания XVIII в. исторических источников и святоотеческих сочинений, основными из к-рых были: «Деяния церковная и гражданская» Барония (М., 1719) и Георгия Кедрина (М., 1794), Беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (М., 1781), «Богословие» прп. Иоанна Дамаскина (М., 1773, 1785), «Богоугодные труды» свт. Василия Великого (М., 1787), «Послания» сщмч. Игнатия Богоносца (М., 1772), «Поучения огласительные» Кирилла, архиеп. Иерусалимского (М., 1772), «Избранные сочинения» Киприана Карфагенского (СПб., 1803). В «Выписки...» составитель включил ссылки на «Древнюю Российскую вифлиофику» (М., 1791. Ч. 16.), «Акты исторические» (СПб., 1836. Т. 3.) и «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина (СПб., 1817. Т. 7). Из полемических сочинений, адресованных старообрядцам, О. цитировал «Увет духовный» Афанасия , архиеп. Холмогорского (М., 1682), «Камень веры» митр. Стефана (Яворского) (М., 1729) и «Беседы к глаголемому старообрядцу» свт. Филарета (Дроздова) (М., 1844). Труд О. носил компилятивный характер и не предусматривал ни анализа источников, ни подробного разбора старообрядческих взглядов. Мн. темы, к которым подобраны выписки, носят общий характер (о Церкви, священстве и др.).

http://pravenc.ru/text/2578227.html

Вероятно, Иоаким сам присутствовал на Соборах, бывших по книжному исправлению, находясь тогда в пресвитерском сане. Из числа весьма многих, в особенности упоминаются у него следующие книги: 1) Греческая Триодь Постная и Цветная, писанная в 6852 (1344) году; она принесена в соборную Московскую церковь Фотием Митрополитом Московским и всея России: ее освидетельствовал и подписал своею рукою Максим Грек ; 2) Старинный Греческий письменный Служебник; 3) Русский Служебник св. Евфимия Новгородского Чудотворца, за 344 года пред тем писанный; 4) Служебник Преподобного Иосифа Волоколамского; 5) Книга св. Григория Богослова , писанная в Новгороде на хартии при св. Иоанне Архиепископе Новгородском за 500 лет ранее; 6) Древний харатейный Часослов, в Успенском Соборе дотоле находившийся; 7) Письменная Четь-Минея Макария Митрополита, председателя Собора Стоглавного; 8) Письменная древняя книга св. Кирилла Иерусалимского ; 9) Старописьменные Преподобного Никона Черногорца правила, находившиеся в Чудове Монастыре; 10) Книга монаха Зиновия, ученика Пр. Максима Грека ; 11) Книги св. Григория Архиепископа Солунского о Вере, бывшая келейная Макария Митрополита, председателя Стоглава; 12) Псалтирь с возследованием, келейная Преподобного Зосимы Соловецкого, по коей отправлял он келейное свое правило; 13) Часослов Успенского Собора, писанный при Фотии Митрополите; 14 и 15) Два Требника, из которых один писан в Афонской горе в древние времена, другой – в России писан в 6989 (1481 г.); 16) Книга Пр. Иоанна Дамаскина , древняя, харатейная Болгарского перевода; 17) Древний харатейный Устав, положенный Чудотворцем Евфимием Архиепископом Новгородским в Хутынь Монастырь 6949 (1441 г.); 18) Харатейный Требник Греческого Царя Иоанна Кантакузина , писанный 6856 (1348 г.); 19 и 20) Требник и Устав, принесенные с горы Афонской; 21) Служебник, по которому служили Преподобные Антоний Римлянин, Варлаам Хутынский, Чудотворец Сергий Радонежский, святые Архиепископы Новгородские Иоанн, Евфимий, Серапион, Киприян, Митрополит Московский, Иов, первый Патриарх Московский и пр.; 22) Номоканоны Преподобных Антония и Феодосия Печерских ; 23) Требник Всероссийского Митрополита Макария, председателя Стоглава.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Сего ради и мы оставихом. Егда же рассмотрихом от книги толкования литургии, собранного Иоанном иереем Нафанаилом, новопреведенные с греческого языка на словенский и напечатанные в царствующем граде Москве, в лето 7164, идеже тамо во главе 115, на листе 732-м пишет, наипаче же от книги самого Златоустого, идеже сочинение его литургии бяше, тамо обретохом о сем писано, яко подобает глаголати. Сего ради и мы, в настоящих сих служебниках положихом, совершенно ведуще, яко никакоже подобает оставляти». Книга Увет говорит, что «святая книга служебник исправися соборне со истинным свидетельством с древних святых отец, восточные церкви и русских наших чудотворцев с харатейных письменных книг добрых переводов, по нихже сами святии чудотворцы служили… А с которых древних книг наших русских чудотворцев исправися чин служебника, и тии зде во свидетельство полагаются: во-первых, Антония Римлянина, препод. Варлаама Хутынскаго, архиепископов – Иоанна, Евфимия, Серапиона новгородских чудотворцев служебники, по них же сами служиша. К сим же святого Киприана митрополита Московскаго и всея России, писанный на хартии его рукою служебник, великого чудотворца Сергия Радонежского обители харатейный служебник, Иова первого московского патриарха со златыми письмены, Иосифова монастыря ламского служебники, но зде, множества ради, оставляем». Кроме того Увет, по тем или другим частным случаям, не раз указывает, какие именно греческие и славянские книги имелись в виду при тех или других частных исправлениях. Например он говорит: «а те тропари по херувимской песни в великую субботу напечатаны тако со многих греческих и славенских харатейных старых книг, триодей и служебников. А в коих писано то зде полагается: книги греческие: триодь постная и цветная в полдесть, писана отселе за триста тридесять осмь лет, в лето 6852, принесена и положена в соборную церковь Фотием митрополитом московским и всея России, в ней в великий пяток на вечерни тропарь – благообразный Иосиф, конец его писан: закрыв положи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Блаженнаго Василия Спасо-Кубенскаго (XV). Священномученика Стефана, папы Римскаго, и иже с ним (257). 3. Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста (IV – V). Преподобнаго Антония Римлянина, Новгородскаго чудотворца (1147). Мученика Раждена перса (457) (груз.). Преподобнаго Космы отшельника (VI). 4. Святых седми отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250). Преподобномученицы Евдокии (362–364). Мученика Елевферия (IV). 5.Предпразднство Преображения Господня. Мученика Евсигния (362). Преподобнаго Иова Ущельскаго (1628). Священномучеников Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мученика Понтия Римлянина (ок. 257). Мучеников Кантидия, Кантидиана и Сивела в Египте. Праведныя Нонны, матери святаго Григория Богослова (374). 6. Святое Преображение Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя Плоти Твоея преславное преображение. На утрени прокимен, гл. 4: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Стих: Твоя суть небеса, и Твоя есть земля. Припев на 9-й песни канона: Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа. Отпуст: Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе, пред святыми Своими ученики и апостолы Христос, истинный Бог наш... На литургии входное: Господи, посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою. Молитва в причащении гроздия Господу помолимся. Господи, помилуй. Благослови, Господи, плод сей лозный новый, иже благорастворением воздушным, и каплями дождевными, и тишиною временною, в сей зрелейший приити час благоволивый: да будет в нас от того рождения лознаго причащающихся в веселие, и приносити Тебе дар во очищение грехов, священным и святым Телом Христа Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Ведомо же буди, яко сия молитва глаголется над гроздием, идеже винограды, и приносятся на благословение во храм в сей шестый день августа. Зде же в велицей России, идеже не обретаются винограды, приносятся в сей день ко храму яблока, и глаголется молитва о приносящих начатки овощей. И ино овощие да приносится коеждо во свое время ко храму на благословение, и молитва о приносящих начатки овощей глаголется над ними такожде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

же от книги самого Златоустого, идеже сочинение его литургии бяше, тамо обретохом о сем писано, яко подобает глаголати. Сего ради и мы, в настоящих сих служебниках положихом, совершенно ведуще, яко никакоже подобает оставляти». Книга Увет говорит, что «святая книга служебник исправися соборне со истинным свидетельством с древних святых отец, восточные церкви и русских наших чудотворцев с харатейных письменных книг добрых переводов, по них же сами святии чудотворцы служили... А с которых древних книг наших русских чудотворцев исправися чин служебника, и тии зде во свидетельство полагаются: во первых, Антония Римлянина, препод. Варлаама Хутынскаго, архиепископов – Иоанна, Евеимия, Серапиона новгородских чудотворцев служебники, по них же сами служиша. К сим же святого Киприана митрополита Московскаго и всея России, писанный на хартии его рукою служебник, великого чудотворца Сергия Радонежского обители харатейный служебник, Иова первого московского патриарха со златыми письмены, Иосифова монастыря дамского служебники, но зде, множества ради, оставляем». Кроме того Увет, по тем или другим частным случаям, не раз указывает, какие именно греческие и славянские книги имелись в виду при тех или других частных исправлениях. Например он говорит: «а те тропари по херувимской песни в великую субботу напечатаны тако со многих греческих и славенских харатейных старых книг, триодей и служебников. А в коих писано то зде полагается: книги греческие: триодь постная и цветная в полдесть, писана отселе за триста тридесять осмь лет, в лето 6852, принесена и положена в соборную церковь Фотием митрополитом московским и всея России, в ней в великий пяток на вечерни тропарь – благообразный Иосиф, конец его писан: закрыв положи. Такожде нишет в греческом письменном в служебнике, по херувимской песни, в литургии Златоустове, окончание тогоже тропаря: закрыв положи. И паки в русских служебниках обретается: Евфимия новгородского чудотворца, писанного в его лета, отселе за 244 лета, по Херувимской песни, конец того тропаря: закрыв положи. И паки в служебнике Иосифова монастыря волоцкаго того же тропаря

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ГИМ, Москва Хлудовское собр. 117 – «Служебник прозвитера Николая». Конволют: служебник конца XIII в., не ранее 1282 г. (л. 1–6:15–57), среднеболгарский, далее Евангелие XIV в. (л. 7–14:58–213), сербского письма, 8°, 213 л., пергамен, полуустав. Начальные листы рукописи – палимпсест на глаголице XI в. На ектениях л. 56 об., 57 упоминается краль Стефан Милутин (время правления 1282–1321). ЛИЗ, ЛВВ. [СК 2002: 656–661]. Далее Хлуд. 117. Первая половина XIV в. РНБ, Санкт-Петербург ОСРК, O.n.I.4 – ок. 1342 г., 8°, 37 л., древнерусский, пергамен, устав. На первом листе помета «в лет(о) раба б(о) ж(ия) Наста(сья)... сменовая преставися» [Гранстрем 1953: 48–49]. ЛИЗ. [ПС 1966, 1086]. Часть рукописи находится в Художественной галерее Уолтерса, г. Балтимор, США: Walter Art Museum (W. 548) [Афанасьева 2009: 48–55]. Далее O.n.I.4. ОСРК, Q.n.I.67 – ок. 1316 г., 4°, 89 л., древнерусский (Псков), пергамен, устав. На л. 40 запись о смерти княгини Марии Довмонтовой (1317 г.). ЛИЗ, ЛВВ. [СК 2002: 591]. Далее Q.n.I.67. ГИМ, Москва Синодальное собр. 605 – «Служебник Антония Римлянина», 4°, 30 л., древнерусский, пергамен, устав. ЛИЗ. [ПС 1966, 598]. Далее Син. 605. Уваровское собр. 46 – 1-я половина (начало?) XIV в. (л. 1–31:36–92), среднеболгарский, XV в. (л. 32–35) сербский, 8°, 92 л., пергамен (л. 1–31:36–46), бумага (л. 32–35). ЛИЗ, ЛВВ. [NCXVд: 45]. Далее Увар. 46. Уваровское собр. 574 – середина XIV в., 8°, сербский, крупный устав, бомбицина. ЛВВ. Передатировка рукописи с XVI в. [Леонид 1893: 6] на XIV в. принадлежит А. А. Турилову (устное замечание). Далее Увар. 574. Народная библиотека им. Кирилла и Мефодия, София, Болгария НБКМ 590 (24) – 8°, 23 л., среднеболгарский, пергамен, полуустав. Фрагмент ЛВВ. [Цонев 1923: 102–117]. Уточнение датировки первой половиной XIV в. принадлежит А. А. Турилову на основании того, что почерк этого служебника отождествляется с одним из писцов Норовской Псалтыри [Турилов 2012: 308]. Далее НБКМ 590. Ярославль Ярославский музей-заповедник, 15472 – 8°, 142 л., древнерусский, пергамен, устав. ЛИЗ, ЛВВ. [ПС 469]. Уточнение датировки второй четвертью XIV в. на основании поминовения за упокой архиепископа новгородского Давида (1325) на л. 62 принадлежит А. А. Турилову (устное замечание). Далее ЯМЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ПЭ VIII, ПЭ XI – Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004; Т. 11. М., 2006. Прокопенко 2009 – Прокопенко Л. В. Лингво-текстологическое исследование Пролога за сентябрьское полугодие по спискам XII – начала XV вв./Дис. ... канд. филол. н. М., 2009. Рубан 1996 – Рубан Ю. И. Служебник Варлаама Хутынского//Уч. зап. Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996. С. 99–129. Рубан 1998 – Рубан Ю. И. Древнейшая русская литургия//София. 4. 1998. С. 11–14. Рубан 2005 – Рубан Ю. И. Служебник Антония Римлянина. СПб., 2005. Сергий 1875–1876 – Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. М., 1875–1876. Скабалланович 1913 – Скабалланович М. Толковый типикон. Т. 2. Киев, 1913. Сказания о начале славянской письменности 1981 – Сказания о начале славянской письменности: Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы. М., 1981. Славова 1989 – Славова Т. Преславска редакция на кирило-методиевия старобългарски евангельски превод//Кирило-Методиевски студии. 1989. 6. С. 15–129. Слуцкий 1996 – Слуцкий А. С. Чинопоследование вечерней литургии Преждеосвященных Даров в славянских служебниках XII–XIV вв.//Славяне и их соседи. Вып. 6. М., 1996. С. 119–132. Слуцкий 2001 – Слуцкий А. С. Диалог священнослужителей после Великого входа в славянских служебниках XIII–XIV вв.//Христианский восток. Т. 2 (VIII). Новая серия. СПб., 2001. С. 242–254. Слуцкий 2006 – Слуцкий А. С. Византийские литургические чины «Соединения Даров» и «Теплоты». Ранние славянские версии//Византийский временник. 2006. 65 (90). С. 126–145. Смирнова 2005 – Смирнова Э. С. Русский лицевой служебник XIV в. в Нью-Йорке//Хризограф. Вып. 2. М., 2005. С. 54–73. Смирнова 2011 – Смирнова Э. С. Искусство книги в Средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода XV в. М., 2011. Соболевский 1884 – Соболевский А. И. Очерки по истории русского языка. Киев, 1884. Соболевский 1905 – Соболевский А. И. Несколько редких молитв из русского сборника XIII в.//ИОРЯС. Т. 10, кн. 4. 1905. С. 66–78.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

•  Княжение в Киеве вел. князя Игоря, во св. Крещении Георгия, продолжалось две недели, после он был пленен в междоусобной войне с Изяславом Мстиславичем. После освобождения из заточения тяжело больной князь принял постриг с наречением ему имени Гавриил. После князь-инок был переведен в Феодоровский монастырь в Киев и там принял схиму с именем Игнатий. Икона, перед которой молился князь-схимник перед гибелью, была позже названа Игоревской и хранилась в Киево-Печерской лавре. В Служебниках лавры память св. князя празднуется вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, во 2-ю Неделю Великого поста.   •  Святые мощи блж. Игоря перенес в Чернигов его родной брат Святослав черниговский в 1150 г., после вокняжения на киевском престоле Юрия Долгорукого. Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец (+ 1147) Память его празднуется 3 авг. в день преставления, 11 янв. в день тезоименитства с прп. Антонием Великим (+ 356) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Антоний родился в Риме (1067) от православных родителей. Девятнадцати лет он осиротел, раздал свое имение бедным и принял постриг. Он поселился на скалистом берегу, вдававшемся в море. Однажды небольшая часть этой скалы, на которой молился преподобный, омываемая морскими волнами, оторвалась, и, стоя на ней, преподобный переплыл море до  Русских пределов,  через Неву и Ладогу, и достиг в 1106 г. Великого Новгорода — в епископство святителя Никиты (память его 31 янв.), причем ему показалось, что плавание его продолжалось всего три дня. Святитель принял с любовью монаха, не понимавшего ни одного слова по-русски. Преподобный поведал ему о своем чудесном плавании, причем умолил сохранять это в тайне. С благословения святителя он основал в Новгороде монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы  и дал ему общежительный устав.  Собор, воздвигнутый им, существовал до наших дней, так же как и келья прп. Антония Римлянина, камень, на котором он совершил свое чудесное плавание, тростник, который он держал во время его в руке, его ризы и шесть икон его времени. Скончался он 3 августа 1147 г. и перед кончиной своей открыл свою тайну иноку Андрею. Прославлению честных мощей его в 1597 г. содействовал архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кирилл, получивший от них исцеление. Почивали они нетленно в соборе, в открытой раке. Прп. Антоний Римлянин считается основоположником монашества в Новгороде. Напротив его обители, где подвизался, по всей вероятности, перед отшельничеством своим прп. Варлаам Хутынский, расположен Хутынский монастырь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

До 1700 г. большая часть монастырей юго-запада еще исповедовала православие, вытерпев и льстивые предложения, и жестокие гонения со стороны римского фанатизма. 1 Крест, устроенный пр. Евфросиньей, княжной полоцкой, в 1161 г. шестиконечный (Описание и изображение при кн. Историч. сведения о пр. Евфросинии, Спб. 1841). На серебр. медали св. Владимира в правой руке св. князя крест четвероконечный (Калайдович в Лет. Общ. Древн. России кн. 2 стр. 163). Крест, устроенный в 1224 г. в Юрьев-польском, четвероконечный, он и ныне цел. На фресках и мозаиках Софийского собора кресты в руках мучеников и мучениц иные четвероконечные, а другие пятиконечные, шестиконечные и осьмиконечные (см. опис. и снимки изображений в Журн. Мин. Нар. Просв. 1844 г. 1. Фундуклея Обозр. Киева 30 – 41). Кресты на мраморной гробнице вел. кн. Ярослава сына св. Владимира – четвероконечные (См. изображение гробницы при описании Киево-Софийского собора, Киев 1825). На золотой панагии мученик в правой руке держит крест четвероконечный; то и другое найдено в Киеве и принадлежит домонгольскому времени (См. о древностях, найденных в Киев в 1 кн. 3 част. Трудов Общ. Древност. Росс.) На сосудах пр. Антония Римлянина – кресты четвероконечные (Снегирева Памят. Древности тетр. 3 стр. 36). 2 Беседа митрополита Филарета о пятипросфории (Христ. чт. 1836 ч. 4. стр. 97. 94): «В харатейном служебнике патриаршей библиотеки века XIV, после наставления о агнце, все прочее действие над просфорами описано следующими словами: «А се въимая просфору в честь святому, его же будет праздник: приими Господи Боже Иисусе Христе жертву сию в честь и в славу святому имрекя. А се за крестьяны: приими Господи Боже Иисусе Христе жертву сию за раба Божия имрекя в здравие, в спасение. А се за упокой». Харатейный служебник соф. новгород. библ. 59) века XIV и другой служебник той же библиотеки XIII в. 55) показывают пятипросфорие: там и здесь показаны: 1) агнец, 2) богородичная, 3) святых, 4) о здравии, 5) за упокой. Читать далее Источник: Архиепископ Филарет (Гумилевский, 1805–1866) 76. Сокращенная история Русской Церкви Филарета, архиепископа Черниговского. – СПб.: Синод, тип., 1869. – 232 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

стр. 22 fin. (Известий 2 отделения Академии Наук т. II, стр. 313). Но нам вовсе не представляется вероятным думать, чтобы чин был перенесён к нам, быв заимствован из Болгарии или прямо с Афона тем же митрополитом Киприаном, ибо одновременно вводить у нас два чина, различные ли один от другого или один с другим весьма сходные, как в нашем случае, Киприан не мог иметь никаких побуждений. А что касается до того, что перевод нашего Афонского чина усвояется в наших русских рукописях, – указанная Синодальная рукопись, – митрополиту Киприану, то погрешность эту должно объяснять смешением нашего чина с чином Филофеевым, который действительно был переведён Киприаном и с которым он весьма сходен. (Переведённого Евфимием или и ранее этого последнего Киприан не имел нужды переводить вновь). (Этим же смешением должно объяснять и то, что самый наш чин усвояется в наших рукописях, – ibid., патриарху Филофею. Под уставом службы Златоустовой и Василия Великого , отдельном от самой службы Златоустовой, о котором говорит Киприан в послании к Псковичам, должно разуметь не наш Афонский чин литургии, а Филофеевский чин проскомидии). Наш Афонский чин мог быть перенесён к нам в Россию кем-либо из русских Афонских монахов позднее митрополита Киприана. (Киприан переводил на славянский патриарха Филофея, потому что он был его учитель по монашеству на Афоне? Киприан весьма хвалит Филофея в конце жития св. Петра, но не называет своим учителем). 658  (Если бы в XIV веке было уже изобретено книгопечатание и если бы оно существовало уже у нас: то весьма легко могла бы совершиться обязательная замена старых служебников новыми через напечатание потребного количества первых и через отобрание последних. Но при рукописании книг совершенно невозможны были и помышления о какой-нибудь обязательной замене, и распространение долженствовало быть предоставлено самому себе). 661  См. Синодальных рукописях по Описанию Горского и Невоструева и 375. Одинцов стр. 193 fin.. 663  К описанию служебников Антония Римлянина и Варлаама Хутынского (I т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010