Из священных одежд того времени чудесно уцелело полное облачение святого Никиты, епископа Новгородского († 1108), которое 450 лет находилось на теле погребенного в земле святителя, а по открытии мощей его (1558) уже около 300 лет соблюдается в ризнице новгородского Софийского собора; это облачение состоит из фелони, епитрахили, поручь и палицы, штофных кофейного цвета, из пояса гарусного тканого, белого омофора и синей гродетуровой шапочки, опушенной горностаем. Там же хранится и посох святителя Никиты, сделанный из трех тонких жимолостных тросточек, связанных тремя костяными яблоками и костяною рукоятью . Кроме того, из церковных вещей того време-ни упоминаются сосуды серебряные, индитбе (верхняя престольная одежда) и служебные платы (вероятно, воздухи), шитые золотом, паникадила, кадильницы и кацеи (сосуды с ручками для каждения), колокола и била, употреблявшиеся преимущественно в монастырях . Относительно колоколов в житии преподобного Антония Римлянина повествуется, что, когда он чудесно прибыл (1106) в Новгород ночью, в это время начали звонить к заутрени и он услышал великий звон по городу,— знак, что в Новгороде уже многие, если не все, церкви имели колокола . Обычай погребать умерших при церквах или в самих церквах, начавшийся у нас еще прежде, продолжался и в настоящий период. Почти все князья, о смерти которых упоминает летопись, погребены были в церквах . Даже простые миряне удостоивались этой чести: так, благочестивая супруга киевского посадника Яна по имени Мария, бывшая духовною дочерию преподобного Феодосия, положена была по смерти своей в Великой печерской церкви на левой стороне против гроба самого Феодосия . Примечания П. собр. р. лет. 1. 75, 88, 116, 117, 120, 128, 129 Карамз. 2. Прим. 238 О церкви ростовской, созданной Владимиром Мономахом, святой Симон Владимирский говорит: «И в своем княженьи христолюбец Владимер, взем меру Божественныя тоа церкви Печерскиа всем подобием, създа церковь в граде Ростове в высоту, и в ширину, и в долготу; но и письма на хартии написав, идеже кийждо праздник, в коем месте написан есть, сия вся в чин и в подобие сътвори по образу великиа тоа церкви Богознаменныя» (рукоп. Патер. Новгор. Соф. библ. 502. Л. 8

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

Во-первых, представлению о том, что этот храм был каменным, противоречит как будто сообщение летописей, что он полностью сгорел при пожаре Ростова в 1160 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 351; Т. 2. Стб. 512). Во-вторых, проблематично и время постройки. Можно усомниться в показаниях поздних летописей (Воскресенской летописи, Степенной книги и др.), будто сгоревший в 1160 г. храм простоял более 160 лет, ввиду свидетельства Киево-Печерского Патерика, на которое ссылается митр. Макарий, но и приводимая им датировка (прежде 1078 г.) не выглядит достаточно обоснованной. Возможно, автор трактовал слова Патерика о том, что Мономах воздвиг церковь «в свое княжение», как указание на княжение именно в Ростове, отнеся последнее к периоду до смерти в Киеве Изяслава Ярославича в 1078 г.? В таком случае, владыка Макарий неправ, так как Владимир Мономах соорудил ростовский храм в память о своем исцелении, произошедшем при основании Печерской Успенской церкви в 1073 г., а после 1073 г. Мономах княжил не в Ростове, а в Турове и на Волыни. Таким образом, если следовать Патерику, то построение Успенской церкви в Ростове следовало бы скорее всего датировать временем самостоятельного княжения Владимира Мономаха после смерти его отца Всеволода Ярославича в 1093 г. Точное время вокняжения Юрия Всеволодовича Долгорукого в Ростово-Суздальской земле неизвестно. В историографии часто указывается дата — ок. 1095 г., но она неверна (Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в XI–XIV вв. М., 1984. С. 68–69; Назаренко А. В. Неизвестный эпизод из жизни Мстислава Великого. С. 69 и прим. 51). Дата, приведенная митр. Макарием, выглядит более правильной. См. коммент. Дата освящения! (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208). Выражение летописи «заложи церкви святаго Ивана» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 286) (не «заложена бысть» или т. п.), где сказуемое стоит в 3-м лице единственного числа активного залога, заставляет думать, что здесь просто пропущено имя основателя — скорее всего, Владимира Мономаха (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1(2). С. 300). См. коммент. Следует, однако, иметь в виду, что оклад Мстиславова Евангелия имеет позднейшее происхождение и изготовлен в своей основе в Новгороде в 1551 г. «Служебник прп. Антония Римлянина» — условное название, сейчас рукопись датируется нач. XIV в. ГИМ. Син. 605. РНБ. Q. п. I. 32. В Сводном каталоге, 153 эта рукопись датируется, впрочем, кон. XII — нач. XIII в. РГАДА. Ф. 381. 84, 89. Сводный каталог. 7, 8. РНБ. Q. п. I. 12. Сводный каталог. 126, где рукопись датируется 2-й пол. XII в. Стихирарь постный и цветной нотированный (РНБ. Софийск. 96), датируемый ныне 1-й пол. XIII в. Сводный каталог. 220. См. коммент. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

Заупокойное поминание И. существовало в Пскове. Имя архиерея читается во всех 7 известных псковских синодиках XVI-XVIII вв., их древнейший протограф был составлен не позже нач. XIII в. (см.: Янин. 1988. С. 48, 208-209). И. упоминается между епископами Никитой и Нифонтом в «Чине о еже, како подобает творити в пяток вечер о усопших последование» в составе Служебника и Требника Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (Л. 171 об.; ркп. написана между 1516 и 1533 гг., ныне находится в Псково-Печерском мон-ре, ранее хранилась в НБ Тартуского ун-та; см.: Бегунов Ю. К. Редкий псково-печерский Евхологион XVI в.//Anzeiger für slavische Philologie. Graz, 1974. Bd. 7. S. 59). Очевидно, поминание И. в Пскове связано с тем, что Всеволод Мстиславич вскоре после изгнания из Новгорода вокняжился в Пскове и через неск. десятилетий после кончины стал почитаться как первый псковский святой. Память об И. в Пскове подтверждает гипотезу о взаимной поддержке И. и кн. Всеволода. Утверждение Мусина, что поминания И. в псковских синодиках «не носят характера исторической достоверности» ( Мусин. 1998. С. 196), безосновательно. Столь же сомнительна гипотеза Т. В. Кругловой, согласно к-рой И. после оставления кафедры жил в псковском Мирожском в честь Преображения Господня монастыре ( Круглова Т. В. Начальная история Спасо-Мирожского мон-ря//Псковская губерния: Газ. 2002. 6(77); 7(78)). Невозможно согласиться с мнением Янина ( Янин. 1988) о том, что И. скончался в Новгороде при свт. Нифонте и был погребен в Мартириевской паперти Софийского собора. Согласно Янину, вскоре после избрания на Новгородскую кафедру свт. Иоанна (Илии) в 1163 г. останки И. были извержены из саркофага, а на его месте якобы было устроено погребение еп. Аркадия . И. не назван в позднейших жизнеописаниях своих современников - в Житии прп. Антония Римлянина (кон. XVI в.), в Житии свт. Нифонта Новгородского (1558), в Житии св. кн. Всеволода Мстиславича (сер.- 2-я пол. XVI в.). Лишь в поздней ред. Жития свт. Нифонта, составленной свт. Димитрием (Савичем (Туптало)) в кон. XVII в., говорится, что, «когда блаженный Иоанн, епископ Новгородский... ослабев в силах, оставил епископский престол и удалился в монастырь», на его место был поставлен свт. Нифонт (ЖСв. Апр. С. 135), что является позднейшей агиографической интерпретацией летописной статьи 1130 г.

http://pravenc.ru/text/469530.html

Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с вами во все дни жизни вашей. Аминъ., (ст. 28) (Самарские Епархиальные Ведомости 1876 года Конец 6 Федосеевская секта распространена в 1706 году крестецким дьячком Феодосием Васильевым. Особенные её заблуждения кроме общих, принадлежащих сектам раскольническим: 1) за Государя не следует молиться; 2) перед обедом должно класть по сту поклонов для очищения пищи, покупаемой у православных; 3) для освящения благодатью приготовляемого в пищу в печах делать скважины; 4) покланяться иконам не своего толка – осквернение; 5) брачный союз – нечистота. Смет, наставление правильно состязаться с раскольниками, составленное в рязанской семинарии, издание 4-е, 1827 г. и историю Русской Церкви, сочин. Е. Р. Ф. Период патриаршества. 1588 – 1720. 7 Митрополит Новгородский Иов в этот сан посвящен в 1697 году июня 6-го из архимандритов Московского Троицкого Сергиева монастыря. В Новгороде и по уездным городам он завел училища и в первом на свой счет устроил три больницы и два странноприимных дома. Из сочинений его известен «Увещательный ответ от Писаний против возмутительной раскольнической рукописи о рождении Антихриста». Умер 3 февраля 1716 года. Смотр. Словарь Исторический о бывших в России писателях духовного чина. Издание второе, 1827 года. 8 Это, должно быть, рассказы о лжестрадальцах Аввакумовских, хитро в поношение святой церкви и духовенству составленные Семеном Денисовым, жившим в основанном около 1694 года Выгорецком раскольническом скиту Олонецкой губернии. Смотри наставление правильно состязаться с раскольниками. Издание 1827 года, стр. 15. 10 Я разумею здесь послание Поликарпа к Акиндину, которое, вероятно, написано около 1230 года [см. истор. Русск. Церкви, преосв. Макария, т, 3, 162–163, 167]. 12 Толковая псалтирь Евгеньевского списка (11 в. в имп. публ. библиот.). Служебные минеи 1096 г. (11 в. в синод. библ. и в библ. синод. типогр.), Стихирарь месячный, 1157 г. (син. библ.) 12 г. содержащий в себе стихиры избранным святым и праздникам, расположенные по порядку месяцеслова, с 1-го сентября по 31 августа. Служебник Антония Римлянина, содержащий в себе и чин литургии Иоанна Златоустог о (син. библ.), Апостол, 1195 (имп. публ. библ.), Минея служебная 12 в. (син. библ.) Трефолой, 1260 г. – книга, содержащая в себе службы праздничные (в Румянц. музее), Псалтирь следованная или с воз- следованиями, т. е. с присовокуплением служб вечерни и утрени, и др. дополнения, (1296 г. син. библиот.), служебник Варлаама Хутынского (13 в., в син. библ.) и некоторые другие.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

В 1168 г. она публично защищается на соборе Киевском епископами Смоленским, Владимирским, Галицким и другими лицами; около митрополита группируются епископы Черниговский, Переяславский и некоторые другие. Открылись горячие споры, но ни к чему не привели: разногласие в практике касательно поста продолжало существовать и после, а вместе с тем повторялись и столкновения по этой причине. Черниговский князь Святослав изгнал епископа Антония; киевляне освободили Поликарпа, Константина же считали неправым, так что бедствие, постигшее Киев при нашествии суздальцев в 1168 г., называли карою Божиею за «митрополичью неправду». Практика Поликарпа находила себе опору в Студийском уставе, принятом русскими монастырями. При ослаблении его значения стала выигрывать практика Константина II, поддерживаемая патриархами, с потерей же значения Студийского устава в следующий период пала и опиравшаяся на него практика касательно поста. § 24. Вводя у себя христианское богослужение, русские, естественно, вводили готовые богослужебные книги и, по вызову обстоятельств, иногда писали новые. От домонгольского времени сохранились следующие книги: Евангелия-апракосы (изборы евангельских чтений на праздники), богослужебная Псалтир, парамейник, служебники (Антония Римлянина и Варлаама Хутынского), уставы, минеи месячные и праздничные, триоди постные и цветные, стихирари (собрания повседневных стихир весь год), кондакари (собрание кондаков и других церковных песнопений за целый год), ирмолог, канонник (выбор праздничных канонов),«праздники»(собрание песнопений на двунадесятые праздники). Были также в употреблении богослужебные апостолы и требники, хотя не дошли до нашего времени. Появление новых праздников и святых на Руси вызывало составление новых чинопоследований и канонов. Таковы: служба в честь святых Бориса и Глеба, написанная митрополитом Иоанном I 275 , служба в чест Феодосия Печерского , принадлежащая неизвестно кому 276 , какой Иоанна Ростовского в чест святителя Леонтия, несколько канонов Кирилла Туровского 277 и инока печерского Григория (первой половины XII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

  Патрахель сатынная цветная по белой земле обложена киндяком зеленым, пугвицы оловянные, подложены крашениной.   Два пояса нитяные тканых.   Да у царских дверей завеса крашенная .   Да на пономарских дверях писан Благоразумный разбойник Рах.   Да у них же, что затворяют, решетка железная.   В церкви паникадило медное о двенацати ручках, цепь железная, (Сст. 9) кисть шолковая, варворка обживошная золотная.   Два потсвечника литейных древяных крашеных.   Да потсвечник малой древяной.   Две пелены налойных под образы и под Евангелие кладут, у обоих дороги травчатые, кресты нашитые миткалинные кругом обложены выбойкой цветной по белой же земле, а другая киндяком зеленым, подложена крашениною.       Да в церкви же книг   Евангелие толковое учителное воскресное.   Две Триоди, посная, цветная в десть.   Две книги Прологи во весь год.   Да Часослов.   Два Октая, все печатные, переплетены в десть.   Служебник да Псалтырь в полдесть.   Да Часовник переплетен в четверть, печатной.   Да Сенодик переплетен в четверть же.   Да Чиновник печатной, в десть.       Да два налоя.   Да стол, воду светят.   Пять окончин болших.   Да в олтаре две окончины в окнах.   Да в тех же окнах семь ставней деревянных для зимнего времени.   Пять ставней с окончинами малыми, а две хлухие .   Пять ставенков, что к ночи вставливают в болшие ставки, четыре обиты лазоревым сукном.   У церковных дверей замок нутряной болшой.   Другие двери железные да у них два засова.   У церковных окон семь затворов железных.   Да над церковными дверми с приходу образ Антония Римлянина, писан на краске.       Да вново прибыли   Поедучи к Вологде, оставил государь архиепископ Маркел книгу повсядевное Евангелие писмяное.       Да в архиепископлих каменых полатах в крестовой Дисус образ Всемилостиваго Спаса да Пречистые Богородицы да Иванна Предотечи, (Сст. 10) писаны на золоте в киоте.   В задней келье дисус окладной золочен.   В архиепископле каменом чюлане три образа Умиление Пречистыя Богородицы менших окладов.   Да в чюлане же восмь окончин полатных болших, а две град попортил.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324896/

Συστελας δ ερες τ σκεη – составивши (по окончании литургии) сосуды (в σκευοφυλκον или диаконик), священник выходит к царским вратам и т. д. В древних и новых служебниках на конце литургии читается молитва „ ις τ συςελαι τ γα”. В Служ. Антония Римлянина она называется „в перенос”, в требнике Синод. (по кат. Опис.) „молитвой округной” и читается иначе (Опис. III, 140. Там же и объяснение слова округный). Λ τρ – чаша с водой, умывальница, купель, которая стояла в притворе церковном, где происходило водоосвящение. В славянских уставах это слово переводится различно, крестильница, крестило (в Синод. откуда и самое название обряда водоосвящения – крещение водное – крестить=купать=погружать, βαπτςειν и хрьстить=крестить=освящать; крестить тропарём обед), умывальница, лохань. Последнее употребляется много раз в уставе патриарха Алексия и соответствует греческому Λεκαν. В таком положении остаются наши сведения о студийском уставе до половины XI b. С этого времени в судьбе его происходит крупный переворот, и появляется его полная запись, известная под именем устава патриарха Алексия. Но он вышел не из студийского монастыря и не для него был написан, а составлен на основе студийской практики для успенского монастыря, основанного этим патриархом близ Константинополя. Патриарх Алексий занимал Константинопольскую кафедру с 1025 по 1043 год и до вступления на патриаршество был монахом и должностным лицом в монастыре студийском. По одним он был игуменом, а по другим экклисиархом, т. е. ближайшим помощником настоятеля, и, следовательно, в совершенстве знал устав студийский 64 . По словам Кедрина, вступление его на кафедру совпало с днём смерти императора Василия Болгаробойца († 1025). Пользуясь личной известностью и расположением императора, Алексий прибыл к умирающему со знаменитой реликвией студийской – Главой Иоанна Предтечи – и тут же был назначен на вакантную, после Евстафия, – кафедру столицы и провозглашён патриархом через императорского протонотария Иоанна. Это была уже предсмертная воля императора, который в тот же вечер и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

164 Здесь о знамении крестном говорится: «Замыкает в собе Христов крест всю таемницу благоверия нашего: учит вызнавати Св. Троицу, из неба единородного Сына Божия на землю снитие.... и вторый Его приход в судный день. Зложение великого палца с двома малыми значит Св. Троицу, а склонене того, што при великом, до среднего значит две прирожени и истпоти??? во Христе»... и проч. 165 В этом Сборнике, ч. II, гл. 5 читается: «Мученицы Христовы клали знак честнаго креста на лица свои рукою. И в том бо, мовят святые, великая таемница Св. Троицы, Отца к Сына и Св. Духа, прославляется... Ибо злучением трех пальцов посолу, т.е. великого и малого и третего, што подле малого, исповедуется таемница тех ипостасей... Протяжением же двоих пальцов, вышнего среднего, показуется таемница самого Господа Иисуса Христа, како есть досконалый Бог и досконалый был человек»... и проч. 166 Вся вторая часть этой книги о вере Киевского издания целиком взята из Острожского Сборника 1598 года, и в этой-то части буквально повторена статья о двоеперстии. 169 Л. 236. Здесь, впрочем, некоторые слова я выражения уже изменены. (Снес. выше примеч. 55 и текст, к которому оно относится). 170 Вот самые слова устава, впрочем, довольно неясные: «аще не случится панагии на пути, то выняти хлебец, на руку правую, глаголет: благословен Бог милуя и питая нас от юности нашея. Таже учинит руку, персти три, якоже иерей, крест деет; а хлебец в руце держа, крест своею рукою назнаменует, и хлебец воздвигнув выспрь, глаголи: велико имя. А не будет прочии братии, и он сам глаголет: Пресвятыя Троица, – и всем в месте образ свой крестить рукою, ею же хлебец держит, глаголя: Пресвятая Госпоже, – и к челу руку; Богородице, к персям руку; помогай, на правое рамо руку; нам, на левое рамо руку» (л. 120). То же повторено и в уставе, изданном при патриархе Иосифе. 171 В Служебнике Св. Антония Римлянина первой половины XII в., хранящемся в Московской патриаршей библиотеке, после наставления о вынутии Агнца, сказано только: «и проскумисав??? просфоры».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

P. 320, 27); Петербург 226, Севастьянов 474 (только инципит), Vatican 1170 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 147, 250, 289); Grottaferrata Γβ IV (f. 21v), Grottaferrata Γβ XX (BAS. f. 39v), Γβ XII (BAS, f. 59r), Γβ III (Кодекс Фаласки, Goar. P. 88); Stavrou 109; Bacha C. Versions arabes. P. 459; Paris Gr. 328 (p. 41) и 391 (f. 17v); Paris Coislin Gr. 214 (f. l0r); Sinai 959 (f. 25r), 1036 (f. 34r), 1037 (f. 34v), 2046 (f. 16v); версия Льва Тосканского, приведенная выше; Karlsruhe EM 6 (Engdahl. P. 22, 62); Oxford Bodleian d. E. 12 (свиток), Auct. E.5.13 (f. 15v), Cromwell 11 (p. 35); Vatican 782 (диатаксис, f. 217v); British Museum Harl. 5561 (f. 13v) и d. 18070 (свиток); и ВАС в свитках Geneva 27 и 274. Из славянских источников, см. Служебник Антония Римлянина, кодекс Синод. 342605, Невоструев-Горский. Описание. III, 1. С. 3; Служебник Л. 21v; Sinai Slav. 40, Vatican Slav. 9 и 10 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 154, 160); и списки ВАС (Орлов. С. 159. См. также Протеория//PG 140, 444. 1432 См. кодексы XIV в. Taphou 520, 517, 334; Синод. 261279 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 299, указанная как С. 279); Vatican Slav. 14 (Ibid. P. 165); и списки XVXVI вв. Munich 540 (1416 г., f. 15v) Iviron 373 (780); Geneva 24 и 25 (ВАС); Sinai 1919, 1046, 1047, 1049, 2017, 2037, 2045; Sabas 382 и 48; Sinai Slav. 14 и 15; и греческие и славянские списки ВАС (Орлов. С. 158159). 1436 См. Служебники XII в. Антония Римлянина и Варлаама Хутынского (кодексы Синод. 342605 и 343604, Невоструев-Горский. Описание. III. 1. С. 36); Vatican Slav. 9 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 154) и позднейший Служебник Владимира Л. 21v); Vatican Slav. 14 и 10 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 160, 165); Sinai Slav. 14, 15, 40 и несколько списков славянской версии ВАС Орлов. С. 159. 1438 Engdahl. P. 22. ВАС (p. 62) является той же самой версией, за исключением возгласа «Возлюбим друг друга», указанного диакону, как и следовало. 1440 Jacob A. Fragments peu connus d’Euchologes otrantais//Bulletin de 1´Institut Historique Belge de Rome.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Служебниках» найдены статьи: АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА СЛУЖЕБНИК усл. наим. новгородской рукописи 1-й четв. XIV в. ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО СЛУЖЕБНИК (кон. XII - нач. XIII в.), наименование рукописи КИПРИАНА (МИТРОПОЛИТА) СЛУЖЕБНИК древнерус. пергаменная рукописькон. XIV в., содержащая чины трех Божественных литургий и некоторые иные последования Евхология, создание к-рой приписывается митр. Киевскому и всея Руси свт. Киприану († 1406) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Служебниках.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010