Таже глаголют вси. И всех иже в надежди воскресения и проч. по обычаю яко же выше писано есть. И тако поклоншася отходят. 579 Мнимые старообрядцы говорят, что во святей литургии, юже прежде на седми просфорах служиша, Никон Патриарх отложи от них две просфоры яже за Царя и Патриарха выимашеся и за все священство; сия отложив, на пяти просфорах только литургию отправляти предаде (Российский виноград, в статье о Никоне). Отменил же две просфоры, т. е. Патриарха и царя для того, чтобы таким образом оставить священство и царство и смесить их воедино с простолюдинством (Российский виноград). Патриарх Никон подлинно признал достаточным для принесения на жертвенник пяти просфор. Но, отменив две просфоры, не оставил без ясного поминовения ни Священства, ни Царя, как то видно из Служебника, изданного им, в котором читаем: «Помяни, Владыко человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха нашего (имя рек)». «Помяни, Господи, Благоверного и Христолюбивого Государя нашего, Царя и Великого Князя» (имя рек). Но что поминовение царя и священства соединилось с простолюдинством – вины нет. Наш Господь за всех молился совокупно ( Ин.17:11, 20, 21 ), и апостол предписал молиться за вся человеки, а в том числе за царя и за вся, иже во власти суть ( 1Тим.2:2 ). Такого поминовения всех вместе требовали древнейшие греческие и славянские Потребники, именно XII, XIII, XIV и XV веков (например, харатейный Служебник Антония Римлянина XII века, хранящийся в библиотеке Новгородского Софийского собора; харатейные Служебники XIII, XIV и XV веков, находящиеся в той же библиотеке; печатные Служебники, изданные в Венеции 1519 и 1554 г.; Номоканон, печатанный в Киеве в 1624 году – см. правило 10) (Выписки из этих и других подобных книг см. в книге: Истин. древн. и ист. прав. Хр. Церк., ч. 2, стр. 196–199 и в книге: Выписки из старописм. и старопеч. книг, Озерского, ч. 2, стр. 108–141). Число пяти просфор на литургии начало в России изменяться на шесть, кажется, со времени Всероссийского митрополита Киприана.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

И так Васильевская церковь была одною из древнейших церквей здешнего края, хотя и не входила в состав города, как входили Пречистенская, Климентовская и Георгиевская. Нынешний храм, судя по употребленному на него материалу, построен никак не позже 14-го века и может быть создан новгородским архиепископом Василием, в честь тезоименитого ему святителя, как делали многие князья, владыки и посадники новгородские. Сходство Васильевского погоста с церквами новгородскими, построенными сим святителем и его преемником, св. Моисеем, как то: Ковалевскою, Волотовскою и др. подтверждает эту загадку. Св. архиепископ Василий скончался в 1352 г. А так как каменные церкви, особенно около этого времени, и в самом Новгороде строились по преимуществу в монастырях, то можно полагать, что и здешний храм построен был в монастыре прежде существовавшем, или вновь учрежденном в конце 15-го века. Память о нем сохранилась только в названии земель и служителей «монастырскими». Храм во имя св. Василия Великого имеет придел Благовещения. В главном алтаре престол каменный, высотою в 1 аршин 6 вершков, длиною и шириною в 1 аршин; в приделе – деревянный, на 4-х столбах, вкопанных в землю. Высота и длина его 1 арш. 5 вершк., ширина 1 арш. 4 вершка. Антиминсы на престолах новые, освященные митрополитом Никанором 1853 г. декабря 20-го дня. Жертвенники устроены не на столиках, как обыкновенно, а в стенных впадинах. В храме достопримечательны: 1) серебряный вызолоченный крест, с частицами мощей – дар помещицы Долгосабуровой в 1843 году; 2) крест, с частицами от мощей Антония Римлянина и от гроба Александра Свирского . На нем надпись: «лета 7172 (1664), июня 21-го, сделан бысть сей крест в Ладогу, в Васильевской монастырь, повелением Духова монастыря архимандрита Киприана по своих родителех». 4) Иконы в иконостасе древнего греческого письма. Все они поновлены, кроме иконы Василия Великого ; 4) серебряный ковш, чеканный, внутри вызолоченный, оловянный ковчег и два оловянных блюдца, с именем архимандрита Киприана; 5) Евангелие в лист, изд. в Москве при Феодоре Алексеевиче и при патриархе Иоакиме в 1677 году; 6) Апостол в лист, изд. в Москве в 1684 году; 7) два служебника в полулиста, изданные в Москве, один в 1676 году, другой – в междупатриаршество; 8) требник большой, в лист, изд. в Москве в 1680 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Т. 3. С. 230-231). Во Введенском мон-ре хранилась духовная грамота Д., в к-рой помимо вклада во Введенский мон-рь указаны денежные вклады на заупокойные богослужения в др. мон-ри: тихвинский Успенский, Соловецкий в честь Преображения Господня (туда Д. ранее уже давала вклады по 10 р.), Антониев Дымский , Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы , Зеленецкий во имя Св. Троицы , Никольский в Сторожно (см. Киприан , прп., Стороженский), Медведский во имя свт. Николая Чудотворца , Горицкий Воскресенский, Оятский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (Островский), а также в приходские храмы. Д. была похоронена во Введенском храме на левой стороне, при входе, во 2-й пол. XVII в. рядом с ней были погребены ее племянницы, подвизавшиеся во Введенском монастыре. Над могилой Д. была устроена позолоченная гробница под резной сенью, перед гробницей горела неугасимая лампада. В 1814 г. по благословению С.-Петербургского и Новгородского митр. Амвросия (Подобедова) взамен старого надгробия было установлено новое, устроенное «старанием священника Иоанна, подаянием граждан и прочих подателей», о чем сообщала помещенная рядом плита. Д. почиталась в Тихвине и окрестностях как устроительница и благотворительница Введенского мон-ря, к-рый называли Царицыным. В духовной грамоте записано: «Мне шло царского жалованья за годовые запасы денег, и что доходишки имела с вотчинишки, и мы тем питалися. И после разорения литовского и немецкого в монастыре в храмах устроено, и кельи, и житницы, и мельница, и конюшенной двор, и коровей, поповские и служебниковы дворы, и всякое монастырское строение теми деньгами устроено» (цит. по: Описание Введенского девичьего 2-классного мон-ря. С. 23). В мон-ре память Д. праздновалась на ее именины - 19 марта и в день преставления - 5 апр. В обители хранились шитая золотом и жемчугом Тихвинская икона Божией Матери - благословение Д. одному из граждан Тихвина, после кончины к-рого образ поступил в мон-рь, 2 покрова на гробницу царицы-инокини (один - из красного бархата, опушенный горностаем).

http://pravenc.ru/text/171388.html

(делается замечание, что во время пения „Отца и Сына” достаточно целовать одну св. трапезу по примеру великой Константинопольской церкви, но полагается целование и св. даров); во время возглашения дьяконом: „станем добре” священник „въздвизаеть въздух от святых помалу, вздвижа его и глаголя: святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный помилуй нас”; пред приобщением священнодействующие произносят те же молитвы, какие и ныне (только короче?), но какой частью тела Христова приобщаться, какую вложить во св. потир, не сказано; при сложении частиц св. тела в потир по приобщению никаких стихов не полагается; на отпусте вместо „Слава Тебе, Боже” священник возглашает: „Молитвами пречистые Ти матере и всех святых твоих Господи Исусе Христе Боже наш помилуй нас, аминь”; на конце между тропарями не упоминается тропаря Иоанну Златоустом у 671 . В литургии Василия Великого находятся особенности: предшествующие „молитвам верных” ектеньи обе совершенно одинаковы и имеют вид малых ектений; пред освящением святых даров не упоминается молитва: „Господи, иже Пресвятого Твоего Духа”, а в благословении святых даров нет слов: „преложив Духом Твоим Святым”; о влиянии теплоты не упоминается; служба оканчивается молитвой „внегда потребити святая”. В литургии преждеосвященных даров находятся особенности: по окончании паремий священник, став пред святой трапезой лицом на восток, с кадилом в руке, назнаменает крестообразно кадилом на святую трапезу и возглашает громогласно: „свет Христов просвещает вся ны”; „Да исправится молитва моя” предписывается петь священнику 672 . Относительно числа частиц и числа просфор на проскомидии, о чём считаем нужным сказать нарочито, служебники преподобного Антония Римлянина и преподобного Варлаама Хутынского оставляют нас в совершенной неизвестности, ибо первый из них после речей о просфоре агничной, говорит о дальнейшем проскомисании глухо, что и просфумисаются священником просфоры, а второй и совершенно ничего не говорит об этом дальнейшем проскомисании. За время от нашествия Монголов до митрополита Киприана нам известно пять служебников.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

210-211 211-213 ANALECTA HYMNICA GRAECA (AHG), 12-томная антология визант. канонов, сохранившихся в рукописных Минеях и не вошедших в печатные служебные Минеи АНАЛОГИЯ соответствие, равенство или сходство свойств или отношений 2 и более величин на основе признака общности; единство значения (смысла), сохраняемое именем (понятием) при различном его употреблении 213-215 215-216 216-217 217-218 АНАНДА МАРГ религ. культ, основанный в 1955 г. в штате Бихар (Индия) Шри Шри Анандамурти (мирское имя - Прабхат Ранджан Саркар (1921-1990)), синтез йоги, шиваитского направления индуизма и тантризма 218-219 219-220 АНАНИЯ один из членов первохрист. Церкви в Иерусалиме, утаивший вместе со своей женой Сапфирой часть выручки от проданного имения АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) 220-221 АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) 221-222 АНАНИЯ Аристов († 1918), свящ., сщмч. (пам. 2 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАНИЯ Бойков (1877-1929), мч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАНИЯ ( кон. XV-haч. XVI вв.), свящ., резчик, исполнивший 2 створки миниатюрного складня «Премудрость созда себе дом. Праздники» (ГРМ) 222-223 223-224 АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии) 224-225 225-226 АНАПАВСА муж. мон. во имя свт. Николая в комплексе Метеорских мон-рей (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви) 226-227 АНАРХИЗМ одно из радикальных течений политической мысли, главной идеей к-рого является безгос. устройство об-ва 227-229 АНАСТАСИЕВИЧ Драгутин (1877-1950), серб. византолог, палеограф, археолог, историк Серб. Правосл. Церкви 230-231 231-232 АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/vol/ii.html

—5— новых языков: один – французского, а другой – английского. В личном составе и служебном положении состоящих на службе при Академии лиц произошли следующие перемены: Исправляющий должность Инспектора Академии экстраординарный профессор Иерофей Татарский указом Святейшего Синода от 23 декабря 1896 года за 6631 уволен от исполнения инспекторских обязанностей; на его место указом Святейшего Синода от 10 января 1897 года за 89 назначен Инспектором Академии ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель монастыря Антония Римлянина, магистр богословия, Архимандрит Арсений – с званием исправляющего должность ординарного профессора и с возложением на него чтения лекций по библейской истории. Ординарный профессор Василий Ключевский, прослуживший при Академии в штатных преподавательских должностях 25 лет, указом Святейшего Синода от 24 января 1897 года за 355 утверждён в звании заслуженного ординарного профессора. Доцент Сергей Глаголев Советом Академии 27 сентября 1896 года избран и указом Святейшего Синода от 29 октября того же года за 5416 утверждён, со дня избрания, в звании экстраординарного профессора Академии. Помощник Инспектора Академии Пётр Полянский приказом Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода назначен, с 21 ноября 1896 года, на должность преподавателя греческого языка в Звенигородское духовное училище, а указом Святейшего Синода от 31 декабря того же года за 6710 – перемещён на должность смотрителя в Жировицкое духовное училище; на его место указом Святейшего Синода от 20-го марта 1897 года за 1390 определён помощник инспектора Новгородской —6— духовной семинарии, кандидат богословия, иеромонах Иннокентий (Пустынский). Помощник секретаря Совета и Правления Академии Иван Артоболевский приказом Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода определён, с 26 сентября 1896 года, на должность преподавателя Священного Писания Ветхого Завета в Вифанскую духовную семинарию; на его место резолюцией Его Высокопреосвященства от 10 ноября того же года назначен кандидат богословия Михаил Добротворский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. Худож. Антонис Хутеерис. 1615 г. Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. Худож. Антонис Хутеерис. 1615 г. К сер. XV в. В. м. был одним из самых богатых и влиятельных наряду с Юрьевым , Антония Римлянина и Варлаамиевым Хутынским мон-рями. В нем существовала книгописная мастерская, устроенная, вероятно, свт. Евфимием. Сохранилась Триодь Постная (РГБ. Ф. 255. 438), в к-рой имеется авторская запись: «Боголюбивому архиепископу Еуфимию Великого Новаграда, а писал поп Дионисие у святаго Николы на Вежищах» (Л. 305-305 об.). Сохранился также исполненный по заказу свт. Евфимия Служебник с миниатюрами (1438-1441) ( Смирнова Э. С. С. 76, 88). В 1464 г. в В. м. свящ. Иона переписал для Юрьева мон-ря Евангелие учительное (собр. РНБ) (Там же. С. 93). В. м. принадлежали обширные владения в Новгородской земле. Согласно писцовым книгам 1582 г., крупнейшие вотчины находились в Водской пятине: Заверяжском, Лузском и Гдицком погостах. В Шелонской пятине В. м. принадлежала вотчина в Сутоцком погосте, в Деревской - в Понедельском и Кременицком погостах, в Обонежской - в Рождественском Вороновском погосте. Почти все деревни и вотчины, находившиеся в Водской и Шелонской пятинах, числились в 1582 г. пустошами (запустение связано прежде всего с Ливонской войной). Собор во имя свт. Николая Чудотворца с нижней ц. во имя свт. Евфимия. 1681-1685 гг. Фотография. 2004 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца с нижней ц. во имя свт. Евфимия. 1681-1685 гг. Фотография. 2004 г. В. м. был разорен в 1580 г. войсками Стефана Батория и во время швед. оккупации нач. XVII в. О постройках В. м. в этот период дает представление рисунок 1615 г. участника голл. посольства Антониса Хутеериса (см.: Малков. 1993): здание Никольского собора имело 8-скатное пощипцовое покрытие, к-рое, вероятно, возникло в XVI в. (первоначально кровля была посводовой), стены разделены на 3 части плоскими пилястрами. На рисунке изображены пристроенные по углам собора контрфорсы, крест на главе снесен.

http://pravenc.ru/text/161147.html

Русские Служебники XII–XIV вв. (XII в. ГИМ. Син. 604 (Варлаама Хутынского Слу-жебник); XIII в. РНБ. Соф. 518, 524, 525; нач. XIV в. ГИМ. Син. 605 (Антония Римлянина Служебник); XIV в. РНБ. Соф. 522, 523 и др.) по составу несколько отличаются от Служеб-ника, принятого в Русской Церкви с кон. XVII в. Формуляры литургий в Служебниках XII–XIII вв. текстуально близки византийским Евхологиям VIII–X вв. (откуда следует, что в X–XI вв. ли-тургия на Руси совершалась так же, как в XII). Служебники XIV в. приводят более сложное по-следование, зависящее от первых византийских уставов литургий XIII–XIV вв. В русских Слу-жебниках до XVI в. включительно литургии нередко записывались в архаическом порядке: сна-чала Василия Великого , затем Иоанна Златоуста (напр., XVI в. ГИМ. Син. 604; РНБ. Соф. 790), это след древней византийской практики совершения литургии свт. Василия во все празд-ники, в т. ч. и в воскресенья. По своей структуре древнерусские чины литургий, как полной, так и преждеосвященной, в основном не отличаются от принятого в наши дни в РПЦ. Отличия касаются некоторых част-ностей, не всегда маловажных. В числе таковых: 1) литургию совершали на одной, трех, четы-рех, пяти просфорах. В XI–XIV вв. на Руси в соответствии со Студийским уставом проскомисал диакон. 2) Чин литургии содержал несколько молитв, ныне не употребляющихся, напр. молитву «на любовь» (на лобзание мира), и, наоборот, некоторые молитвы современного чина отсутст-вовали, напр., не было молитв при облачении в священные одежды, не было молитвы перед Ев-ангелием и др. Некоторые молитвы литургии Василия Великого заменялись молитвами из ли-тургии ап. Иакова. 3 ) В анафору не включался тропарь 3-го часа «Господи, Иже Пресвятаго», в анафору литургии Василия Великого не включались слова «Преложив Духом Твоим Святым». 4) Отличался порядок великого входа и accessus ad altare (приближение к престолу). 5) Отли-чался порядок преломления хлеба и вливания теплоты (в рукописях XII в. вливание теплоты вовсе не указывается, в рукописях XIII–XIV вв. указывается не всегда), причащения, окончания литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Как доехать: от Луги по дороге на Торошковичи после деревни Чеголи повернуть направо на железнодорожном переезде. Далее по грунтовой дороге. Примерно в десяти километрах на юго-восток от Луги врастает в землю старинная Тихвинская церковь. Найти ее непросто: нужно повернуть направо у железнодорожного переезда после деревни Чеголи, и взору откроется въездная аллея, обсаженная столетними дубами, - она да развалины церкви с прудом - единственное, что сохранилось от древней усадьбы Елагиных. Первое упоминание о церкви в этой местности относит нас к XVI веку, когда в соседнем селе Штрешево был выстроен храм во имя Рождества Христова. Через сто лет и село, и храм сгорели, а приходской стала домовая Ильинская церковь, устроенная в 1679 году в своем барском доме Иваном Михеевичем Елагиным. Небольшое сельцо Романшино издавна принадлежало помещикам Елагиным. Еще через сто лет потомок Ивана Михеевича, подполковник Ефим Назарьевич Елагин, выстроил неподалеку от усадьбы каменную церковь с колокольней во имя иконы Тихвинской Божией Матери - хранительницы земли русской. Возведенная в эпоху классицизма в 1772-1776 годах, она была решена в традициях небольших вотчинных церквей XVII века. Оштукатуренный и отбеленный храм живописно смотрелся на фоне зелени окружающего ее кладбища. В Тихвинской церкви хранились мощи Моисея Мурина, Нила Столобенского и Антония Римлянина, а также частицы Животворящего Древа Креста Господня и ризы Пресвятой Богородицы. Особо чтимыми иконами являлись образ Тихвинской Божией Матери и икона Знамения Божией Матери. К храму были приписаны три часовни; в приходе состояли 10 окрестных деревень и почти тысяча прихожан. Грамотных среди них было мало, и поэтому в соседнем селе Ропти помещик Александр Александрович Половцев открыл школу для мальчиков. В 1799 году у наследников Елагина поместье Романшино купил адмирал Иван Иванович де Траверсе - главнокомандующий гребным флотом России, и до 1917 года имением владели его потомки. Жан Франсуа Прево де Сансак маркиз де Траверсе родился на острове Мартиника, служил Людовику XVI во флоте и после революции 1789 года уехал сначала в Швейцарию, а оттуда по приглашению Екатерины II - в Россию. Занимая высокое положение, имея большую семью, маркиз нуждался в представительной и комфортабельной усадьбе, поэтому при нем были произведены значительные изменения в Романшине: выстроен новый дом с мезонином, служебные и хозпостройки, разбит пейзажный парк.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/47...

Лицевые изображения могли заключать в рамки, вверху к-рых были представлены херувимы и серафимы. По материалу и художественному исполнению З., как правило, соответствовала комплекту литургических сосудов храма. С XVI в. известны З. из наборов, созданных по высочайшему заказу и предназначенных для вклада в особо чтимые церкви и мон-ри: золотые, с оформлением в технике черневой гравюры, с драгоценными камнями - вклад царя Феодора Иоанновича (1585; см.: Снегирев. 1842-1845. С. 36), вклад царя Бориса Годунова в Троице-Сергиеву лавру (кон. XVI в., СПГИАХМЗ), вклад инокини Александры (в миру царица Ирина Годунова) в Архангельский собор Московского Кремля (1598, ГММК), З. из позолоченного серебра в составе вклада 1638 г. царя Михаила Феодоровича в Покровский собор на Рву (ГИМ). В позднем средневековье сложилась традиция создавать наборы служебных сосудов, принадлежавших священнослужителям - почитаемым святым. По акварели Ф. Г. Солнцева можно судить о золотых с эмалями З., к-рые хранились в Успенском соборе Московского Кремля и принадлежали, по преданию, прп. Антонию Римлянину (Там же. С. 35; О н же. Древности Российского гос-ва. М., 1849. Отд. 1. 27) и свт. Петру Московскому (Там же. 38). На пересечении дуг З. прп. Антония Римлянина помещен крупный драгоценный камень, на поверхность дуг нанесена литургическая надпись (задостойник Великой субботы на греч. языке). З. митр. Петра имеет в центре мишень сложной формы с эмалевым орнаментом и драгоценным камнем, ее дуги сложных очертаний более характерны для вост. ювелирного искусства XVII в. Традиция богатого украшения литургических наборов, в т. ч. З., была унаследована рус. императорами: золотую З. в наборе, вложенном имп. Екатериной II в Успенский собор Московского Кремля, украшал топаз с бриллиантовым крестом ( Снегирев. 1842-1845. С. 37). В набор литургической утвари, вложенный в Архангельский собор Московского Кремля в связи с коронацией имп. Павла I свт. Платоном, митр. Московским, входила З. работы мастера Семена Кузова (1800, ГММК).

http://pravenc.ru/text/182741.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010