1998; Гиппиус. 2010). Начало монашеской жизни в Новгородской епархии Первые прямые сведения о существовании в Новгородской епархии мон-рей относятся к 1-й четв. XII в. В домонг. период было основано большинство наиболее значимых мон-рей в Новгороде и его окрестностях (всего известно о 16 домонг. новгородских и пригородных обителях: Бобров. Монастырские книжные центры. 2001. С. 9-11). В 1119 г. впервые упоминается Юрьев новгородский монастырь в 3 верстах к югу от Новгорода, на левом берегу р. Волхов, когда «заложи Кюрьяк игумен и князь Всеволод (Мстиславич.- М. П.) церковь камяну манастырь святого Георгия Новегороде» (Георгиевский собор - НПЛ. С. 21). В 1130-1134 гг. монастырь получил ряд княжеских пожалований (ГВНиП. С. 139-141. 79-81), в то время как об участии в его устроении епископии ничего не известно. По благословению свт. Никиты († 1109) прп. Антоний Римлянин основал ктиторский общежительный Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Каменное строительство в нем было начато в 1117 г., однако преподобный был поставлен игуменом только в 1131 г. прибывшим в Новгород новым еп. свт. Нифонтом, что заставляет исследователей предполагать некий конфликт основателя обители с еп. Иоанном Попьяном. Кн. Изяслав (Пантелеимон) Мстиславич при посещении им Новгорода в 1134 г. (по др. мнению, ок. 1148) основал в 3 верстах к югу от Людина конца Новгорода у оз. Мячина новгородский во имя великомученика Пантелеимона мужской монастырь , земля под к-рый была получена по благословению свт. Нифонта от новгородского веча. Первый игумен этой обители Аркадий, буд. Новгородский епископ, в 1153 г. основал также к югу от города Аркаж в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , а недалеко от последнего в 1170/71 г. архиеп. Илия (свт. Иоанн ) вместе с братом Гавриилом (буд. свт. Григорий) создал Благовещенский мон-рь на оз. Мячине. В 1162 г. в связи с поставлением (очевидно, еп. Новгородским Аркадием) игум. Саввы впервые упоминается новгородский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь на левом берегу Волхова, к северу от Неревского конца Софийской стороны (НПЛ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Кирилловский. Он основан киевским князем Всеволодом Ольговичем, скончавшимся, как известно, в 1146 г., следовательно, основан прежде этого времени. Впоследствии назывался между потомками Всеволода отним монастырем и служил для них усыпальницею . Воздвигая и украшая в Киеве новые монастыри, благочестивые князья наши не оставляли без своего покровительства и прежних. Так, великий князь Святополк Изяславич соорудил в 1108 г. великолепную каменную церковь во имя архистратига Михаила в Киево-Михайловском монастыре, украшенную внутри мусиею, с пятнадцатью позлащенными главами, отчего монастырь получил название Златоверхого . Князь Мстислав Владимирович в 1113 г. перестроил весь Николаевский монастырь, около того же времени преобразованный из женского монастыря в мужеский, монастырь этот упоминается еще около 1054 г., когда постриглась в нем мать преподобного Феодосия, и, следовательно, основан был гораздо прежде . Очень вероятно, судя по указанным примерам, что и другие киевские монастыри, продолжавшие существовать, именно: Георгиевский и Ирининский , основанные великим Ярославом, получали от потомков его подобного же рода вспомоществования. Таким образом, в Киеве, сколько известно, в настоящий период было всех монастырей тринадцать: четыре и потом три женских, девять и потом десять мужеских. После Киева первое место по количеству монастырей занимал тогда Новгород со своими окрестностями. В 1106 г. прибыл в Новгород инок Антоний. Он родился в Риме от благочестивых родителей, принял иночество еще в Италии и долго подвизался там в пустыне, но вследствие открывшегося от латынян гонения на православных решился удалиться с родины в православную землю Русскую. В Новгороде он избрал для себя место в трех верстах от кремля, вниз по течению реки Волхова, на правом берегу ее. Здесь прежде всего с благословения Новгородского епископа Никиты он соорудил деревянную церковь во имя Рождества Богоматери. Потом, купив вокруг лежащую землю у детей посадника новгородского Ивана, заложил в 1117 г. каменную церковь во имя Рождества же Пресвятой Богородицы и устроил монастырь. Церковь эта окончена в 1119 г. и расписана в 1125 г. Чрез два года Антоний заложил каменную трапезу с церковию во имя Сретения Господня, при освящении которой (в 1131 г.) сам был произведен во игумена. В 1147 г., после сорокалетних трудов, преподобный скончался, а основанный им монастырь начал называться Антониевым, или Антония Римлянина . Для обеспечения своей обители Антоний купил, как сам говорит в духовной грамоте, за сто гривен село Волховское, лежавшее вокруг монастыря, т. е. земли с обитавшими на них людьми, и за семьдесят гривен — тони на берегу реки Волхова для ловли рыб. А доходы монастырские употреблял не только на свою братию, но и на пропитание сирот, вдовиц, убогих и нищих .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

В 8 ч. отправился, в сопровождении Юрьевского о. архим. Германа, в Саввине Вишерский монастырь, отстоящий от Новгорода в 10-ти верстах. Погода была пасмурная и дождливая. Монастырь – небольшой, стоит на низменном месте, на левом берегу р. Вишеры, впадающей в Волхов. Мощи преп. Саввы под спудом против южных врат алтаря главного Вознесенского храма. – Отстояв литургию, я выслушал молебен пред ракою Угодника Божия Саввы, к которой сделано было мною небогатое, но усердное приношение – сребропозлащенная лампадка с приличною на ней надписью. – В северо-западной башне ограды стоит большой дубовый крест, сделанный преп. Саввою. – Невдалеке от смиренной обители Вншерской находится дача, принадлежавшая знаменитому земляку моему, графу М. М. Сперанскому 498 . Посетив келью, настоятеля и напившись у него чаю, к обеду возвратились в Новгород, где посещен был мною монастырь преп. Антония Римлянина, в стенах коего помещается и Новгородская духовная семинария. Вечером, после малой вечерни, осмотрен 6ыл мною во всей подробности, под руководством настоятеля собора, Софийский собор со всеми его святынями и достопримечательными древностями. Без особенного чувства сердечного умиления и благоговения нельзя было взирать на это многовековое святилище – бесценный памятник благочестивого усердия древних князей и владык новгородских, из коих многие почиют здесь своими нетленными телами. С вечера всенощную службу и на другой день, 28-го ч. в воскресенье, раннюю литургию слушал я в домовой церкви Свят. Иоанна Новгородского. Затем видел келью сего святителя и в ней тот рукомойник, в котором он, по сказанию его жития, молитвою заключил беса. В 9 ч утра оставил я Новгород и в 1ч. пополудни на том же пароходе возвратился на Чудовскую станцию Николаевской ж. дороги, откуда с первым поездом отправился в Петербург, куда и прибыл благополучно в 9 ч. вечера. Квартира здесь приготовлена была, по распоряжению о. наместника Троицкой Лавры, архимандр. Антония на Троицком подворье, в митрополичьих покоях, которые, за неприсутствованием с 1842 г. в Синоде Московского владыки, занимал в течении многих лет, в качестве арендатора, А. Н. Муравьев. Эконом подворья иеромонах Евфимий встретил и угощал меня, во все время моего пребывания в столице, с особенным усердием и радушием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Наконец, если бы житие преподобного Антония существовало до митрополита Макария, то как бы оно не попало в его Четь-Минеи, которые первоначально были составлены именно в Новгороде? Всё сейчас сказанное нами как будто представляет решительные основания сомневаться в том, чтобы действительно существовало житие Андреево и чтобы Нифонт имел его у себя под руками. В Антониевом монастыре во время Нифонта могло возникнуть мнение об иностранном западном происхождении преподобного Антония по тому поводу, что в его, Нифонтово, время было в монастыре несколько церковных вещей западного происхождения, именно – шесть икон, несколько богослужебных сосудов и колокол 1058 . Вещи эти при Антонии или после него могли попасть в монастырь весьма просто, везде на Руси и особенно в Новгороде в древнее и старое время приобретали от западных купцов церковные принадлежности западной работы. (Поскольку между последними были употребительные у нас). Но монахи монастыря, современные Нифонту (и во главе их он сам) заключая по этим вещам, которые в их время, может быть, оставались в Новгороде только у них в монастыре и которые предание монастырское, по всей вероятности, усвоило именно самому Антонию, что он был иностранец западного латинского языка. Вслед за этим могла сложиться и подробная, читаемая у Нифонта, легенда... 1059 . Последний уверяет, что Антоний стал зваться Римлянином с самой минуты своей смерти, но это неправда: современная Антонию Новгородская летопись (выписки из которой сейчас ниже) вовсе не называет его Римлянином; вовсе не называется он Римлянином и в актах XVI века (История иерархии III 186 sqq). Преподобный Антоний едва ли Римлянин и вообще западный иностранец, каковым считать его как будто нет действительных оснований, а по всей вероятности природный богатый Новгородец 1060 , замечателен тем, что он, сколько известно, построил в Новгороде первый настоящий монастырь, притом монастырь прямо великолепный, каменный (собственно с каменной церковью,– о монастырях Юрьевском и Перынском, считаемых древнейшими Антоньева, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В этом синодике между царскими именами первым поставлено имя Петра I, последним императрицы Елисаветы Петровны; потом следуют: имена всех десяти святейших московских патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов Новгородских и С.–Петербургских; преосвященных архиепископов и епископов; пречестных архимандритов и игуменов; Валаамского монастыря игуменов и игуменов Кириллова монастыря Белозерского; роды: преподобного Александра Свирского , святителей: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа митрополитов и всея России чудотворцев, преподобного Варлаама Хутынского, преподобного Саввы Вишерского, Моисея, Иоанна и Ионы архиепископов Новгородских, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Кирилла белозерского, преподобного Антония Римлянина, преподобного Мартерия Зеленецкого, преподобного Пафнутия Боровского, преподобного Иосифа Волоцкого , святителя Николая Чудотворца, преподобного Макария Калязинского, преподобного Михаила Клопского, преподобного Арсения Новгородского, Феодора Блаженного, преподобного Зосимы Соловецкого, Николы Кочанова; далее имена Валаамских братий и их роды; роды: Кирилова монастыря архимандрита Иринарха, Александро-Свирского монастыря архимандрита Александра, Валаамского игумена Ефрема, бывшего строителя монаха Иосифа Шарова и преосвященного Антония епископа Олонецкого и Каргопольского; роды царствующего богоспасаемого града С.–Петербурга, разных господ и всякого чина людей, а именно роды: Сергиевской церкви протоиерея Игнатия Васильева, Казанской церкви священника Иоанна Иоаннова, Владимирской церкви священника Иоанна Кирикова, фельдмаршала и генерал-прокурора кавалера князя Никиты Юрьевича Трубецкого, князя Иакова Федоровича Долгорукова, господина адмирала князя Михаила Михайловича Голицына, болярина Феодора Матфеевича Апраксина, генерала сенатора и кавалера князя Ивана Васильевича Одуевского, графа Петра Антоновича Манойлова, графа Гавриила Ивановича Головкина, графа Чернышева, сенатора Бориса Григорьевича Юсупова, генерал-майора Александра Кондратьевича Зыкова, бригадира Михаила Петровича Аврамова, коменданта Тимофея Чоглокова, Св

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этом синодике между царскими именами первым поставлено имя Петра I, последним императрицы Елисаветы Петровны; потом следуют: имена всех десяти святейших московских патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов Новгородских и С.-Петербургских; преосвященных архиепископов и епископов; пречестных архимандритов и игуменов; Валаамскаго монастыря игуменов и игуменов Кириллова монастыря Белозерскаго; роды: преподобнаго Александра Свирскаго , святителей: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа митрополитов и всея России чудотворцев, преподобнаго Варлаама Хутынскаго, преподобнаго Саввы Вишерскаго, Моисея, Иоанна и Ионы архиепископов Новгородских, преподобнаго Сергия Радонежскаго, преподобнаго Кирилла белозерскаго, преподобнаго Антония Римлянина, преподобнаго Мартерия Зеленецкаго, преподобнаго Пафнутия Боровскаго, преподобнаго Иосифа Волоцкаго , святителя Николая Чудотворца, преподобнаго Макария Калязинскаго, преподобнаго Михаила Клопскаго, преподобнаго Арсения Новгородскаго, Феодора Блаженнаго, преподобнаго Зосимы Соловецкого, Николы Кочанова; далее имена Валаамских братий и их роды; роды: Кирилова монастыря архимандрита Иринарха, Александро-Свирскаго монастыря архимандрита Александра, Валаамскаго игумена Ефрема, бывшаго строителя монаха Иосифа Шарова и преосвященнаго Антония епископа Олонецкаго и Каргопольскаго; роды царствующаго богоспасаемого града С.-Петербурга, равных господь и всякого чина людей, а именно роды: Сергиевской церкви протоиерея Игнатам Васильева, Казанской церкви священника Иоанна Иоаннова, Владимирской церкви священника Иоанна Кирикова, фельдмаршала и генерал-прокурора кавалера князя Никиты Юрьевича Трубецкаго, князя Иакова Федоровича Долгорукова, господина адмирала князя Михаила Михайловича Голицына, болярина Феодора Матфеевича Апраксина, генерала сенатора и кавалера князя Ивана Васильевича Одуевскаго, графа Петра Антоновича Манойлова, графа Гавриила Ивановича Головкина, графа Чернышева, сенатора Бориса Григорьевича Юсупова, генерал-майора Александра Кондратьевича Зыкова, бригадира Михаила Петровича Аврамова, коменданта Тимофея Чоглокова, Св

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интерьер церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря в Колюпанове. Фотография. 2011 г. Интерьер церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря в Колюпанове. Фотография. 2011 г. В храме почитались также икона Божией Матери «Троеручица», два 4-конечных напрестольных позолоченных серебряных креста, уцелевшие от пожара 1779 г.: большой (81/4×41/2 вершка) и малый (3×23/4 вершка). Согласно надписям на большом кресте, в него были вложены частицы мощей свт. Иоанна Новгородского, преподобных Антония, Агапита врача, Иоанна Многострадального и Исаакия Киево-Печерских, Никиты Новгородского, а также части камилавки, трости и камня прп. Антония Римлянина. На оборотной стороне малого напрестольного креста имелась надпись: «Кровь Христова, риза Спасова, часть древа Креста Господня, мощи святых: Николая Чудотворца, Иосифа Обручника, Иакова, брата Господня, Иоанна милостивого, Святого Дементия ис Сарака мучеников Единаго, архидиакона Стефана, Иоанна Синайского, Святаго Иакова». Согласно фамильному преданию рода Бобрищевых-Пушкиных, малый крест был пожалован (как наперсный) царем одному из членов их рода при крещении. Местонахождение этих святынь после закрытия храма в 1929 г. неизвестно. Согласно церковной летописи села, с XVIII в. до 1873 г. Казанский приход состоял из с. Колюпановка и дер. Игнатовки. По ревизии 1858 г. в приходе числилось 143 крестьянина муж. пола (100 чел. проживало в селе, 43 чел.- в дер. Игнатовке), с 1873 г. к Казанской ц. приписаны жители дер. Свинки; общая численность прихожан, по данным 1895 г., достигла 214 чел. В 1896 г. дер. Игнатовка, отстоявшая от Казанской ц. на 12 верст, по просьбе жителей за дальностью расстояния была отчислена от прихода с. Колюпановка и присоединена к приходу с. Сенева. К 1914 г. приход Казанского храма насчитывал 156 чел. После упразднения штатных мест священника и псаломщика Николаевской ц. с. Фомищева 29 марта 1873 г. к Казанскому приходу был приписан и малочисленный фомищевский приход с дер. Болото, в составе 200 крестьян муж. пола.

http://pravenc.ru/text/1319832.html

2-го января был у митрополита, который принял меня ласково, пригласив прийти к нему еще пред выездом. 3-го числа был у В.К. Саблера, который, по обыкновению, принял любезно, извинялся, между прочим, что не мог быть на пострижении по болезни, следы которой и теперь значительно заметны были. 7-го января был у митрополита Сергия, который знает меня по Кишиневу. Принял меня со свойственным ему «специфическим» отличием. Ко мне он, как видно, хорошо отнесся, заметив, между прочим, что он ценит во мне искренность. Подарил четки – «монашескую принадлежность», как он выразился. Был также и у митрополита Киевского Иоанникия. Благосклонно принял и благословил. 8-го вечером прибыл из Новгорода преосвященный Феогност, с которым 9-го я виделся, пробыв у него около двух часов. В беседе отеческой он знакомил меня с состоянием дел в Новгородской семинарии, расшатавшейся в последнее время по некоторым причинам, а главным образом вследствие раздора бывших начальников… 9-го же я был у митрополита Палладия, который благословил меня четками и иконою преподобного Никона (Арсения не было) 750 . Тогда же в одиннадцать часов ночи я и отправился к месту нового служения, в Великий Новгород, сопровождаемый на вокзал И.С. Пальмовым и несколькими студентами Академии, с которыми я сдружился во время пребывания там. Из них некоторые были новгородцы; они-то и познакомили меня с некоторыми неприглядными сторонами своей Семинарии. Тяжко было мне на сердце; со слезами на глазах простился я с провожавшими меня, особенно с добрейшим И.С. Пальмовым ... Новгород мне не был городом совершенно незнакомым: я там раз был в 1893 году и жил денька два у ректора Семинарии архимандрита Михаила (Темнорусова), ныне ректора Могилевской семинарии, бывшего моего сослуживца по Кишиневу 751 ; а в Старой Руссе, как я писал раньше, был несколько раз. Тогда и не думал я, что придется мне здесь начинать свое служение в иноческом звании. Припоминается мне следующий факт: при прощании с ректором Михаилом, который, между прочим, желал поступления моего в монашество, он подвел меня в своей квартире к находящейся здесь художественной иконе преподобного Антония Римлянина 752 , который и основал монастырь, вместе помолились пред иконою; затем, благословляя меня, он сказал: «Да поможет тебе преподобный Антоний воспринять иночество». Не помышлял тогда я, что мне придется скоро быть и настоятелем обители преподобного Антония...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Измайловым, Е.А. Баратынским, А.А. Дельвигом и др. Он пишет и печатает под псевдонимами романтические повести, мечтает стать писателем. В 1827 г. скончалась его жена. А.П. Бочков так страдал, что даже перенес душевную болезнь, от которой избавился лишь тем, что дал обет идти в монастырь. Десять лет, не постригаясь, он переходил из одного монастыря в другой, никак не мог найти «своего». Наконец, в 1837 г. поступил в Сергиеву пустынь под Петербургом, где настоятелем был архимандрит Игнатий (Брянчанинов) , будущий святитель. В следующем году, рясофорным, он, проездом из Киева, побывал в скиту Оптиной пустыни. Ему так здесь понравилось, что он вышел из Сергиевой пустыни и поселился в оптинском скиту при келии скитоначальника о. Антония. Он стал учеником старца Леонида. Однако выезжал в другие обители (Тихонову пустынь и еще куда-то); ездил в Сергиеву к архимандриту Игнатию и долго жил там. Но часто приезжал в Оптину, где его любили, и участвовал в скитском книгоиздании вместе с братией, руководившейся старцем Макарием. Старец Леонид называл о. Антония «последним римлянином», шутя, конечно, – это оттого, что Бочков считал идущее время последним, что монашество вот-вот исчезнет. После смерти о. Леонида о. Антоний собрал много материалов для его жизнеописания, но все передал потом о. Клименту (Зедергольму) , и тот написал книгу о старце. По полугоду и более о. Антоний жил в Оптиной. Он писал письма оптинцам, – это прекрасные образцы эпистолярного слога. Пострижен в монахи он был в 1844 г. В том же году он уже иеромонах. Он был на Афоне и в Святой Земле, создал книги о своем паломничестве. В 1862 г. в сане игумена стал настоятелем Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря под Петербургом. Там он много писал и стихов, и прозы (многое сохранилось в архивах). Скончался в Москве во время холеры 1872 г., исполняя добровольно должность больничного священника. Читать далее Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители/Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Печерского мон-ря Поликарп получил титул архимандрита (упом. в летописи с этим титулом в 1171). Его преемник также имел этот титул. Об авторитете, к-рый приобрело монашество уже во 2-й пол. XI в., свидетельствует участие игуменов (или «всех игуменов») киевских мон-рей в публичных акциях (встречах князей, княжеских похоронах, княжеских съездах, хлопотах об освобождении пленников и т. д.). Кроме того, игумены неоднократно выступали гарантами межкняжеских соглашений. XII век был временем расцвета древнерус. монашества, мон-ри основывались во всех крупных городах Руси. Известно более 50 мон-рей, созданных в XII - нач. XIII в. (до монг. нашествия), даты основания еще 42 предположительно относятся к домонг. периоду ( Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 669-675), 16 из общего количества обителей было создано в Новгороде ( Бобров. 2001. С. 9-10). Если исходить из даты 1-го упоминания мон-ря в письменных источниках, то древнейшей можно считать обитель, основанную прп. Антонием Римлянином (именование «Римлянин» появляется в источниках не ранее XVI в.). Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь впервые упоминается в летописи в 1117 г., когда здесь поставили 1-й каменный храм. Упоминание под 1127 г. «трапезницы» в монастыре позволяет полагать, что обитель была основана сразу (или почти сразу) как общежительная, наподобие Киево-Печерского мон-ря ( Бобров. 2001. С. 12). Сохранившаяся духовная грамота прп. Антония содержит одно из первых в истории русской аскетической лит-ры выступлений против поставления игумена князем или епископом «по мзде», «по насилию». Одним из древнейших новгородских мон-рей был Юрьев. Основание его в предании приписывается кн. Ярославу Мудрому, но самое раннее сохранившееся известие относится к 1119 г., когда игум. Кириак и кн. Всеволод (Гавриил) Мстиславич построили каменную ц. во имя св. вмч. Георгия. В XII-XIII вв. в летописях встречается применительно к игуменам Юрьевского мон-ря титул «новгородский архимандрит», т. е. начальник или главный по отношению к др. новгородским настоятелям, а в 1299 г. была учреждена новгородская архимандрития как одна из высших форм в системе республиканского управления в Новгороде, или, по выражению В. Л. Янина, как «категория новгородских магистратов (наряду с такими общеизвестными магистратами, как посадники и тысяцкие)». Отмечены 3 ее особенности: выборность на вече, ограниченность срока архимандритства, сохранение сана игумена того мон-ря, который ранее возглавлял избранный в архимандриты, и одновременно приобретение сана игумена Юрьева мон-ря, т. е. не игуменство в Юрьевом мон-ре давало право на обладание титулом «новгородский архимандрит», но избрание в архимандриты делало его юрьевским игуменом ( Янин. 1977. С. 141-148).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010