Осмотрев этот храм, я посетил здание музея, где видал чудотворную икону Знамения Божией Матери и Дворищенский образ Святителя Николая 12 века и немало порадовался их сохранности. Посещение музея произвело на меня прекрасное впечатление, и от всего сердца я мысленно поблагодарил того, кто неимоверный труд закладывает в это благородное дело. После осмотра музея я еще раз обошел кругом памятника 1000-летию России и в Пречистенскую арку вышел на берег бурливого Волхова. Милый Волхов, старого моста нет, не сохранилась и часовня Чудный Крест, но вместо старого моста я увидал широкий новый мост. Проходя мимо Владимирской башни кремля, можно еще ясно увидать древнюю фреску, изображающую Святителя и Чудотворца Николая в рост. В бытность мою в Новгороде это изображение находилось в часовне, которая была пристроена к стене Владимирской башни. С Волховского моста я любовался красавцем Ильменем, близ которого виден древнейший Юрьев монастырь. Но не видать девяти золоченых глав Юрьевских соборов, не слыхать веселых песен Поозерок: «Где горит? Чево горит? Да Юрьевские главушки, погуляла бы я с кумом, да боюся славушки». Не слышно звону 2100-пудового великана под названием Неопалимая Купина. На торговой стороне города какие прекрасные вновь выстроенные здания. В столовой я ел вкуснейший борщ и гречневую кашу, запив двумя стаканами чая. Пообедав, я направил свой путь в бывший Антониев-Римлянина монастырь, который сохранился полностью за исключением колокольни. Обошедши два раза вокруг монастырского собора и посмотрев в окно внутрь его, ничего не видать из достопримечательностей. Правда, виден иконостас, но без икон. Сохранилась живопись на стенах, виден постамент, на котором стояла рака святых мощей преподобного Антония Римлянина. От собора мимо здания бывшей Духовной семинарии, я направился в дубовую монастырскую рощу с намерением набрать на память желудей. Но придя на то место, где был монастырский сад, я не нашел ни одного дуба, только жалкие обгорелые пни. Все уничтожено огнем войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Из Грановитой палаты я направился к древней звоннице Софийского собора, у подножия которой стоят 5 колоколов. От звонницы я был у миниатюрной церкви Андрея Стратилата, к сожалению, внутри которой в окно я увидал какие-то грязные корзины и т. д. Осмотрев этот храм, я посетил здание музея, где видал чудотворную икону Знамение Божией Матери и Дворищенский образ святителя Николая XII века и немало порадовался их сохранности. Посещение музея произвело на меня прекрасное впечатление, и от всего сердца я мысленно поблагодарил того, кто неимоверный труд закладывает в это благородное дело. После осмотра музея я еще раз обошел кругом памятника 1000-летию России и в Пречистенскую арку вышел на берег бурливого Волхова. Милый Волхов! Старого моста нет, не сохранилась и часовня Чудный Крест, но вместо старого моста я увидал широкий новый мост. Проходя мимо Владимирской башни Кремля, можно еще ясно увидать древнюю фреску, изображающую святителя и чудотворца Николая в рост. В бытность мою в Новгороде это изображение находилось в часовне, которая была пристроена к стене Владимирской башни. С Волховского моста я любовался красавцем Ильменем, близ которого виден древнейший Юрьев монастырь, но не видать девяти золоченых глав Юрьевских соборов, не слыхать веселых песен-поозерок: «Где горит? чего горит? Юрьевские главушки...» Неслышно звону 2100-пудового великана под названием «Неопалимая Купина». На Торговой стороне города какие прекрасные вновь выстроенные здания! В столовой я ел вкуснейший борщ и гречневую кашу, запив двумя стаканами чая. Пообедав, я направил свой путь в бывший Антониев Римлянина монастырь, который сохранился полностью, за исключением колокольни. Обошедши два раза вокруг монастырского собора, я посмотрел в окно, внутрь его ничего не видать из достопримечательностей, правда, виден иконостас, но без икон, сохранилась живопись на стенах, виден постамент, на котором стояла рака св. мощей преп. Антония Римлянина. От собора мимо здания бывшей духовной семинарии я направился в дубовую монастырскую рощу с намерением набрать на память желудей, но придя на то место, где был монастырский сад, я не нашел ни одного дуба, только жалкие обгорелые пни – все уничтожено огнем войны! Вернувшись вновь к собору и посидев минут 5–10 на ступеньках крыльца, и постояв у дверей трапезной церкви Сретения Господня, поглядел на окна келий, где жили архимандрит о.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

" Препод. отец Григорий Печерский, иконописец Киевский, много св. икон написал чудотворных, яже зде в Российской земли обретаются, спостник бе препод. Алимпию. В нетлении в пещерах опочивает " . " Препод. отец Дионисий, игумен Глушицкий, Вологодский чудотворец, писаше многия св. иконы; его чудотворныя обретаются зде в Российской земли; сам же многия чудеса от гроба своего источает в Покровском монастыре " . " Препод. отец Антоний, игумен Сийский и Колмогорский чудотворец, близ Окияна-Моря живый, писаше многия св. иконы, и образ Пресв. Троицы написа в своем монастыре. И некогда церковь загореся, образ же выде из огня цел сам на руце Препод. Антонию, аки голубь. Чти в житии его " . " Преподобномученик Андреян, игумен Пошехонский и Вологодский чудотворец, писаше многия св. иконы. Прежде живяще в Корнилиеве монастыре, и потом в своей пустыни, и тамо убиен бысть от разбойник. Ныне же монастырь его Успенский близ Белаго села обретается " . " Препод. отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия св. иконы написал, все чудотворныя, якоже пишет о нем в Стоглаве Св. чуднаго Макария Митрополита, что с его письма писати иконы, а не своим умыслом. А прежде живяше в послушании у Препод. Отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресв. Троицы, в похвалу отцу своему, Св. Сергию Чудотворцу " . " Препод. отец Даниил, спостник его, иконописец славный, зовомый Черный, с ним св. иконы чудныя написаша, везде неразлучно с ним; и зде при смерти приидоша к Москве во обитель Спасскую и Препод. Отец Андроника и Саввы и написаша церковь стенным письмом и иконы, призыванием игумена Александра, ученика Андроника Святаго, и сами сподобишася ту почити о Господе, якоже пишет о них в житии св. Никона " . " Препод. Отец Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, спостник Препод. Кирилла Белозерскаго, писаше многия Св. иконы чудныя. Чти в житии Св. Ионы Митрополита, собеседника его бывша " . " Препод. отец Антоний пресвитер, иже бывый иконописец дивный, во обители Препод. Антония Римлянина, Новгородскаго чудотворца, многая св. иконы написал чудотворныя. Чти в житии Препод. Антония Римлянина " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=756...

Антонием церкви была тесно соединена с судьбою монастыря. А о монастыре Антониевом по летописям известно, что он терпел опустошение от огня в 1378 1116 , 1386 1117 и 1396 1118 годах. О первом пожаре в Новг. III летописи сказано: «в лето 6886 погоре Антониев монастырь весь, и церковь пресвятой Богородицы погоре; тогда была свинцом побита» 1119 . В XVI веке, в 1528 году, преосвященным архиепископом Макарием введено в монастыре общежитие 1120 ; а в 1570 году, при царе Иоанне Васильевиче Грозном, обитель пр. Антония пострадала от гнева царского. Иноки, не исключая и самого настоятеля (Геласия), пали под мечем опричины. Двои драгоценные богослужебные сосуды – одни из цельного оникса, оправленные в золото и украшенные драгоценными камнями, другие ониксовые, с четырьмя золотыми переймами и из серебренной втулки и поддона, кресты, евангелия, иконы и прочее церковное имущество увезены в Москву. Некоторые из сих вещей в последствии были возвращены; но сосуды доселе хранятся в ризнице большого Успенского собора 1121 . Что было с обителью Антониевскою и с соборным храмом ее во время шведского разорения (1611), неизвестно. Но при всех этих бедствиях, монастырь Антониев с собором оставался в целости и был покровительствуем после кончины преп. Антония (1147) великими князьями, боярами, царями, императорами, духовными и светскими сановниками, чтущими память основателя монастыря 1122 . Были ли приделы в Богородице-Рождественской церкви, при первоначальном ее построении, неизвестно. Но, по оставшимся сведениям, должно полагать, что она устроена преп. Антонием без приделов. Потому что сведения о приделах не восходят ранее XII века. Именно, придел Антония Римлянина устроен в 1671 году, придел Иоанна Богослова в 1680 году, придел Онуфрия Великого и Петра Афонского упоминается в 1692 году существовавшим, паперть в 1699 году вместо прежней, а придел Грузинской Божией Матери в начале текущего столетия. Последнее возобновление собора было в 1837 году. Не смотря на все изменения и пристройки, бывшие в продолжение 745-летнего существования, Богородице-Рождественская соборная церковь доселе сохранила следы древней архитектуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Исследования. Материалы. Публикации. Т. 2. СПб., 2011. С. 3–36. Назаренко А. В. Антоний Римлянин С. 676. Антоний называется Римлянином раньше всего, если верны наши наблюдения, в летописном памятнике конца 30-х гг. XVI в. – Большаковской летописи ( Конявская Е. Л. Новгородская летопись XVI в. из собр. Т. Ф. Большакова//Новгородский исторический сборник. СПб., 2005. Вып. 10(20). С. 378), дошедшей, впрочем, в единственной рукописи 30-х гг. XVII в. Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. 1. 2-я пол. С. 591–592. Там же.С. 594. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 2. М., 1998. С. 30, 44. Подвигина Н. Л. Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XII–XIII вв. М., 1976. С. 83. Мурьянов М. Ф. Русско-византийские церковные противоречия в конце XI в.//Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе: Сборник статей, посвященный Л. В. Черепнину. М., 1972. С. 219–220. Мильков В. В., Симонов Р. А. Указ. соч. С. 30–77; Герасимова И. А., Мильков В. В. Антониев монастырь и древнерусские лечебно-целительные практики//Кирик Новгородец и древнерусская культура. Ч. 3. Великий Новгород, 2014. С. 122–126. См., например: Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья: Германские земли II/III – сер. XI в. СПб., 2001. С. 100–189; Королев А. А. «Словно лучистое, сияющее видение»: Еще раз к вопросу об ирландской миссии в Великой Моравии//Именослов. Вып. 2. М., 2012. С. 293–330 (там же обстоятельный обзор литературы по проблеме). Если не считать уподобление камня прп. Антония, на котором он, согласно житийной легенде, приплыл в Новгород, характерному для ирландской агиографии сюжету плавания святого на куске скалы. Излишне говорить, что одинаково не имеют отношения к исторической реальности ни чудесное плавание на камне, ни влияние ирландских текстов на русского автора Жития конца XVI в. Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 240; см. также: она же. Антоний Римлянин и его деятельность по устроению монастыря в честь Рождества Богородицы в Новгороде – места формирования личности выдающегося ученого-математика и богослова Кирика Новгородца//Кирик Новгородец и древнерусская культура.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

После прославления святого стали известны чудеса от его мощей. Так, жена одного священника по имени Ирина, страдавшая тяжелой болезнью, от чего не могла владеть своим телом, увидела во сне седовласого старца, который сказал ей прийти в обитель и приложиться мощам преподобного Антония. Сделав так, Ирина выздоровела. Побывав в обители, прозрел ребенок, единственный сын пекаря из Великого Новгорода. Излечился человек по имени Авраамий, не способный ходить: как говорит автор жития, «в тот же час исцелел он от недуга своего, скача и ходя по церкви, будто никогда и не болел». На иконах святой Антоний Римлянин иногда изображается со стеблями осоки: по преданию это растение он держал в руках, когда плыл к Новгороду. Житие не говорит о том, желал ли преподобный возвратиться домой, скучал ли по родному языку, родной обители. Но житие говорит точно о другом: о решительном отказе этого человека от своей воли и готовности доверить Богу свою жизнь, зная, что это может означать самые непредсказуемые события. Его родиной было Царствие Небесное, которого преподобный и удостоился. Трагедии в судьбе монастыря Антониев монастырь в Новгороде История Антония Римлянина не оканчивается его смертью и даже его прославлением. Судьба его детища — Рождественского монастыря — оказалась трагична. В 1569 году Антониев монастырь стал жертвой похода царя Иоанна Грозного на Новгород. В ходе этой операции было замучено и убито множество народа, в их числе и игумен Геласий с монастырской братией. А богослужебные сосуды — наследие преподобного Антония, найденные рыбаками в бочке, — Иоанн Грозный увез в Москву, в ризницу московского Успенского собора. В связи с этими событиями общерусское почитание новгородского преподобного стало возможно лишь в 1597 году, и с этого времени известен крестный ход в честь святого: он шел от Софийского собора в Новгороде до Антониева монастыря. Обитель возродилась, и в начале XVIII столетия здесь была кафедра новгородских викарных епископов, в 1740 году открылась Новгородская духовная семинария, одним из первых выпускников которой стал Тихон, будущий Задонский святитель.

http://pravoslavie.ru/96217.html

А.Г. Бобров считает эту точку зрения вполне правдоподобной, так как именно этим соображением может объясняться наличие «трапезницы» в Антониевом монастыре, что является характерной чертой общежительных монастырей и не типичной в то время для основной массы новгородских общежительных (келлиотских) монастырей. В качестве дополнительного аргумента исследователь называет поставление Антония в игумены лишь в 1131 г. владыкой Нифонтом, выходцем из Киево-Печерского монастыря (хотя основатель обители именуется игуменом уже в летописных известиях под 1117, 1125 гг., видимо, в этом, по мнению А.Г. Боброва, проявляется расхождение между именованием летописцем Антония «игуменом» и официальным статусом основателя монастыря). Таким образом, противопоставленность Антониева монастыря новгородским обителям до 1180 гг., кажется в данном контексте вполне закономерной (см. Бобров А.Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//Книжные центры Древней Руси: Северно-русские монастыри. СПб. 2001, с. 11−13. 29 Житие цит. по: Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский. С. 252−253. Здесь и далее в тексте работы курсив мой. 30 Антоний считается основателем одной из самых древних обителей не только Новгорода, но и Русского государства. Об Антониевом монастыре Рождества Богородицы впервые говорится в Новгородской I летописи старшего извода под 1117 г. и под 1119 г.: «В то же лето игумен Антон заложил церковь камяну святую Богородицы монастырь», а в 1119 г. «совершена бысть черкы Антонова святая Богородица» (цит. по: Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. Под ред. и с предисл. А.Н. Насонова. М.; Л., 1950. С. 20, 21. 34 Там же. С. 265−266. В позднем списке Жития середины XVIII в. (РНБ, собр. Лосева, 443) на л. 28 об. 29 об приведена «Краткая табель хронологическая о истории преподобного Антония Римлянина новгородского чудотворца», в которой находится перечень сооружённых в Новгороде при Антонии Римлянине церковных строений и примечания, разъясняющие историю римской («латинской») церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В описи Антониева мон-ря 1696 г. ( Димитрий. С. 253-273) упоминаются икона А. Р. в житии (в местном ряду иконостаса Рождественского собора); образ Спасителя с припадающими преподобными Варлаамом Хутынским и А. Р. (на столпе собора); образ Спасителя с предстоящими в молении свт. Никитой Новгородским и А. Р. (в приделе А. Р.); икона преподобных Антония Великого и А. Р. «в деянии» (в ц. прп. Антония Великого). В описи Антониева мон-ря нач. XX в. указана икона «Обретение св. мощей Антония Римлянина» 1696 г., находившаяся в Сретенской ц. (НГОМЗ ОПИ. Д. 11820. Л. 37). Ист.: ГАНО. Ф. Р-138. Оп. 3. Ед. 24. Л. 1-34. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 51, 82-83, 120, 308-310; Ласковский В. П. Путеводитель по Новгороду. Новгород, 1910. С. 222; Димитрий (Сперовский), еп. Рязанский. О внутреннем устройстве и убранстве храмов Новгородского Антониева монастыря в XVII в. по сравнению с настоящим их состоянием//Тр. XV Археол. съезда в Новгороде. М., 1911. Т. 1; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 28, 200-201; Русская деревянная скульптура. М., 1994. С. 222-224, 227. Кат. 163, 164; Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 57-60, 133-138. Кат. 50-56; Русские монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 142-143; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 56; Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 81; Мильчик М. И., Секретарь Л. А. Новгородский Антониев монастырь на иконах XVI-XVIII вв.//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 273-299. Л. А. Секретарь Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/116106.html

Никон, во время патриаршества своего, обогащал эту обитель разными вкладами и снабдил ее многими преимуществами; а сверх того перевел сюда из Кутсенского Оршанского монастыря и типографию, в которой первая напечатанная книга была Часослов. В 1666 году типография переведена в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ-АНТОНИЕВ, муж, 2 класса, близ Новгорода, в 3 верстах от Кремля, на правой стороне реки Волхова; состоит под управлением архимандрита, который есть и ректор Новгородской Семинарии. Он основан в 1106 г., при Новгородском князе Мстиславе Владимировиче, сыне Мономаховом, и при Епископе св. Никите, Преподобным Антонием Римлянином, который чудесно прибыв сюда из Рима, купил потребную для монастыря землю за 100 рублей. В исходе XII века, после кончины св. Антония, обитель эта пришла в упадок и даже была долго в совершенном запустении как от моровых поветрий, часто свирепствовавших в Новгороде, так и по причине разорений неприятелями, из коих пагубнейшее было в 1229 году, во время нашествия мордвы. После чего хотя она и возникла; но в 1396 пожар обратил ее в пепел. – Чудеса от мощей св. Антония, в XVI веке, и последовавшее за тем открытие их, в 1597 году, дали новую жизнь основанной им обители: она, в начале XVII века, возобновлена; однако ж состояла большею частью из деревянных строений. – Древнее игуменское управление монастырем заменено, 1651, архимандрией, которая и продолжается с тех пор неизменно. Здесь 4 церкви: 1) Соб. Рождества Богородицы, с тремя приделами; она построена, вместе с монастырем, св. Антонием, сперва деревянная в 1106, потом каменная 1117–1119; в 1125 году она была украшена стенным письмом, но 1378 сгорела и впоследствии перестроена вновь. В ней почивают мощи основателя и первого игумена, препод. Антония Римлянина, положенные 1731 года, в новую кипарисную раку, окопанную серебром. В одном из приделов этого храма, посвященном Иоанну Богослову, находятся под спудом обретенные в 1162 г. мощи пяти братий, посадников новгородских, Исаакия, Никиты, Кирилла, Никифора, и Климента Алфановых, которые перенесены сюда в 1775 году из уничтоженного Сокольницкого женского монастыря. Сверх того здесь же погребен препод. Анания, иконописец XV века. 2) Теплая Сретения Господня, с трапезою, построенная в 1130 году св. Антонием. 3) Рождества Богородицы, над вратами, существующая также с 1130. 4) Св. Антония Великого , под колокольнею, построенная преподобным же Антонием.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вы с сестрами чувствуете молитвенную помощь ее небесных покровителей?  — Чувствуем ее постоянно. И постоянно взываем в своих молитвах к защитнику и благодетелю Николаю Чудотворцу и святителю Евфимию, архиепископу Новгородскому. Святые мощи Новгородского чудотворца почивают под спудом в нижнем приделе Никольского собора, им же построенного и благоукрашенного. Богослужения здесь совершаются в зимний период. Каждую неделю служится молебен у мощей святителя Евфимия небесным покровителям монастыря. А с мая по октябрь службы проходят в верхнем приделе монастырского собора. Святитель Евфимий стал для нас таким же родным, как Николай Чудотворец. В его житии особо обращают на себя внимание два момента: великое смирение при несении многих скорбей и — неутомимость, большое усердие в деле обновления ветхих церквей и возведения новых домов Божиих на Новгородской земле. В 15-летнем возрасте вымоленный сын благочестивых родителей — священника одной из новгородских церквей, долго не имевшего с супругой детей, — отрок Иоанн решил отречься от мира и сделаться иноком. Иноческий постриг он принял в Николо-Вяжищском монастыре. И потом, возглавив Новгородскую кафедру, владыка имел обыкновение проводить в любимом Вяжищском монастыре — тихой обители — всю первую седмицу Великого поста, уединяясь здесь от житейской молвы. В 1458 году святитель отошел ко Господу. Отпевали любимого архипастыря в соборе святой Софии Премудрости Божией. Затем, согласно его завещанию, тело отнесли для погребения в Вяжищский монастырь. Вскоре после кончины стали истекать чудеса от его гроба и начала праздноваться память святителя Евфимия.  — Матушка Антония, в этом месяце, 16 августа, Церковь будет отмечать память преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, в честь которого Вас нарекли в монашестве. Некоторые факты из жития святого, которого часто называют «русским итальянцем», приплывшим на берег реки Волхов на камне, когда этот камень во время страшной бури откололся от скалы на его родине в Италии, люди неверующие сочтут чем-то из области фантастики.

http://patriarchia.ru/db/text/4982782.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010