Однако в Житии плывёт на камне святой Антоний Римлянин, а иконописный образ Богородицы находится у него не в руках, а в сердце: «...Преподобный же имея образ его в сердце своём присно – икону Божию преславну, не шаром образовану или на ином нечесом. Вписуя себе сокровено в сердце своём выну шаром иконным образ Небесного Владыки и зряще умными очами из облака Пречистую Богородицу, держащую пречистыми своими руками превечного младенца Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» 31 . Наличие этого мотива в произведении сюжетно обусловлено. На месте остановки камня в Новгороде затем был возведён деревянный храм в честь Рождества Богородицы («И отмериша под церковь и под монастырь земли, на вся страны по пятидесяти сажен). И повел епископ Никита возградити церковь деревяну малу и освяти ея, и едину келеицу поставити, мнихом на прибежище» 32 , а впоследствии, основан каменный монастырь («...и заложиша церковь каменну в славу Христа Бога нашего и Пречистой его Матери...») 33 . Далее в памятнике повествуется о том, как новгородский архиепископ Нифонт сделал Антония игуменом созданного им монастыря 34 . В этой обители после преставления святого 3 августа 1147 г. покоились его чудотворные мощи. Открытие мощей состоялось в 1597 г. 35 . В Житии, чудесное приплытие святого на камне, объясняется устами новгородского святителя Никиты, причём автор традиционно для агиографического текста, находит этому событию библейские аналогии. Он проводит параллель между данным событием и вознесением на небо в огненной колеснице Ильи Фесфитянина, а также уподобляет его чудесному перенесению апостолов на облаках на Успение Богородицы 36 . Сюжетный мотив плавания Антония на камне присутствует в списках Жития разного времени, а также в проложной редакции памятника, причём всякий раз указывается, что камень Антония остановился в том самом месте, где потом был основан монастырь (см., например, в проложной редакции Жития: «И ста камень, и деже ныне обитель») 37 . Упоминание о плавании Антония на камне, по-видимому, из Жития святого, попало в рукописные месяцесловы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Антоний явился митрополиту Варлааму и благословил исполнить повеление Патриарха. 1 июля 1597 года, когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, «яко жива лежаща». Благоуханием наполнился весь монастырь. Святые мощи были положены в новую гробницу рядом с местом прежнего погребения. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых. Ученик и преемник преподобного Антония игумен Андрей составил житие святого, которое в 1598 году было дополнено упоминавшимся иноком Нифонтом. Инок Нифонт составил также Сказание об обретении мощей святого и похвальное слово ему. В 1168 году был напечатан первый акафист преподобному, составленный бывшим настоятелем Антониева монастыря архимандритом Макарием. Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 году этот день пришелся на 1 июля) совершалось особое торжество. Из Новгородского Софийского собора в обитель шел крестный ход. Множество народа стекалось со всей Новгородской епархии. 17 января, в день тезоименитства преподобного, в обители совершалось местное празднование в честь святого Антония. Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде находится камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима. «Жития русских святых»   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 декабря, 2021

http://pravmir.ru/prepodobnyj-antonij-ri...

Отец Плакида стал для многих сегодняшних монахов первооткрывателем православной аскетической традиции. К слову, тогда, после крещения, братия некоторое время оставались на Афоне, и отец Плакида перевел «Лествицу» на французский. Однако в 1978 году геронда Емилиан благословил французов-святогорцев возвращаться на родину и основать подворья Симонопетра в Провансе. Прямо как прп. Иоанн Кассиан Римлянин в IV в.: съездил в Египет и Палестину, учился у отцов, вернулся в Марсель и положил начало монашеству в Южной Галлии. Первым, в мае 1978 года, был устроен монастырь в честь Преображения Господня. Его основал друг отца Плакиды иеромонах Илия (Раго) в Мартеле, в 1990 г. обитель переехала в Террассон. Этот монастырь больше других, ему принадлежат пещеры, в которых в VI в. отшельничал святой Сур, в нем лучше налажено хозяйство. Монастырь прп. Антония Великого основали архимандриты Плакида (Дезей) и Серафим (Пиотт) в 1978 г. Перед тем, как найти место для монастыря они совершили паломничество к мощам прп. Антония Великого в монастырь Сент-Антуан-л’Аббеи, чтобы попросить у основателя монашества помощи и указания, где построить обитель, и вернулись на Афон. Через несколько дней они получили письмо: Церкви пожертвован участок в ущелье Лаваль, на котором можно строить монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 14 сентября 1978 года, в день Новолетия. Обители было непросто: возникли сложности с местной администрацией, настроенной к Церкви негативно. Труден был поиск средств для строительства храма. Однако он все же был построен в 1988–90 гг. Отец Плакида подчеркивает: «К Тысячелетию Крещения Руси и канонизации прп. Силуана». Монахи обители святого Антония активно принимают паломников и туристов, которых особенно интересует византийская музыка и живопись, занимаются изданием святых Отцов. Монастырь св. Антония Великого (подворье афонского монастыря Симонопетра) расположен в природном заповеднике Раньше на этом месте была водяная мельница – в непосредственной близости от нынешнего келейного корпуса бежит горный ручей

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

закордонних установ 21 березня 2018 р. 10:27 С 17 по 19 марта 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась рабочая поездка руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископа Венского и Будапештского Антония на Кипр. 17 марта, по прибытии в международный аэропорт Ларнаки, архиепископа Антония встречал настоятель русского прихода святителя Николая Чудотворца в Лимассоле священник Георгий Видякин. Из аэропорта архиерей направился в храм святого Лазаря Четверодневного в Ларнаки, где поклонился мощам первого епископа Китийского. Затем архиепископ Антоний посетил Киккский монастырь, где побывал в главном храме обители и вознес молитву у чудотворного Киккского образа Пресвятой Богородицы. В тот же день в местечке Трони владыка Антоний совершил литию у могилы приснопамятного Архиепископа Макария III, Предстоятеля Кипрской Православной Церкви и Президента Республики Кипр. 18 марта руководитель Управления по зарубежным учреждениям возглавил Литургию святителя Василия Великого в храме Христа Человеколюбца в Лимассоле, где совершаются богослужения для русскоязычного Николаевского прихода. Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Савва Михалидис, иерей Георгий Видякин и диакон Сергий Калашников. По окончании Литургии владыка Антоний произнес проповедь на тему Евангельского чтения, после чего тепло приветствовал духовенство и прихожан, передав им благословение Святейшего Патриарха Кирилла. Иерарх вручил медаль святителя Иннокентия Московского В.А. Зыкову, администратору русского православного образовательного центра в Ларнаке. В ответном слове отец Георгий поблагодарил архиепископа Антония за визит и совместную молитву. На память о посещении прихода священник вручил архипастырю палицу с изображением его небесного покровителя — преподобного Антония Римлянина. В тот же день состоялась встреча архиепископа Антония с митрополитом Лимассольским Афанасием. В ходе беседы руководитель Управления по зарубежным учреждениям поблагодарил главу Лимассольской митрополии за гостеприимство и внимание, оказываемое русской православной общине со стороны местной епархии Кипрской Церкви. Участники встречи обсудили различные вопросы, касающиеся жизни русского прихода и строительства Николаевского храма в Лимассоле.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5165703...

В устных преданиях, приводимых иеромонахом Никодимом в «Архангельском патерике», говорится о том, что Георгий любил сидеть и молиться на камне, который находился среди болота. Под этим камнем он завещал себя похоронить, а впоследствии, именно на этом месте возвели храм Николая Чудотворца 159 . В Житии Георгия Шенкурского, опубликованном священником Михаилом Усердовым в 1899 г., на страницах «Архангельских епархиальных ведомостей», также рассказывается о привычке Георгия сидеть на высоком сухом холме среди болота. Однако ничего не сообщается о камне, на котором сидел святой, говорится только о большом спудовом камне, который был положен сверху на месте погребения Георгия на холме 160 . О молитвенном камне северно-русского святого Антония Сийского, основавшего в 1520 г. Свято-Троицкий монастырь на реке Сие в Двинском крае, повествуется в поздней Исторической редакции его Жития, составленной в первой трети XVIII в. Этот камень находился в пределах второй пустыни Антония на острове Падун, в местечке, называемом Пунанец: «[Антоний] в день же на брегу езера исходя и на единомъ всдая камени, удицею рыбу ловяше, во устх же непремолчную имяше молитву, главу же и плещи свои обнажаше на сндение шершнемъ и каморомъ, якоже выше речеся...» 161 . Предание о молитвенном камне Антония, попавшее в позднюю редакцию Жития святого, свидетельствует о длительной традиции почитания камня Антония Сийского, местными жителями. О молитвенном камне северно-русского святого Прокопия Устюжского, рассказывается в цикле памятников о Прокопий и Иоанне Устюжских. В этот цикл, в первоначальном виде, входило известие «о создании церкви святого Прокофия, на месте, юже на камени сидл» 162 . Церковь была основана на том месте, где лежал камень, на котором сидел и молился святой Прокопий Устюжский: «Бысть нкий муж уродивый Христа ради, именем Прокопей, живяше в паперти у церкви святыя Богородица честнаго Ея Успения. Святый же сдяше близ церкви тоя на камени, ни против никого же не въставаше, ни покланяяся» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Позади придела Иоанна Богослова есть еще небольшой придел в честь Грузинской Божией Матери с тремя окнами. Он устроен в начале нынешнего столетия на месте кладовой, служащей продолжением Богословского придела. В длину он 4, а в ширину 2 сажени. К западной стороне всего церковного здания примыкает паперть, устроенная в 1699 году. Длиною она 3½ саж., а шириною 3 саж. 1 арш. Северный конец ее занят частию приделом Грузинской Божией Матери, а частию кладовою. В паперть два входа с западной и южной сторон. Как главная церковь , так и приделы с папертью росписаны. Но иконопись сия не древняя, и в недавнее время возобновлена. Со вне Богородице-Рождественская церковь со стенами и пристройками в длину 12 саж. ¼ арш., а в ширину 15 сажен. Со времени основания своего Богородице-Рождественская церковь видела в стенах своих многих знаменитых лиц; но летопись не сохранила нам известия об них. Неизвестно даже и о всех тех лицах, кои в продолжении семи с половиною веков погребены были под сводами ее. Укажем по крайней мере на то, что известно. 1. Из гробниц первое место занимает кипарисная рака преп. Антония Римлянина, преставльшегося 3-го августа 1147 года. Мощи его обретены 1 июля 1597 года по 450-летнем пребывании в земле. Он погребен был у юго-западного столба на 1½ аршина от северо-западной стены; но по обретении мощи его поставлены были в северо-западном углу Антониевского придела, потом на месте погребения и наконец перенесены на нынешнее место под арку, отделяющую главную церковь от Антониевского придела. Настоящая рака устроена в 1731 году с надписями, вырезанными на семи кругах 1125 . Из прежних, современных открытию св. мощей, кругов один остался с след. надписью: «Благоизволением Божиим и милостию пречистой Богородицы ко пречестные и великие обители пречистой Богородицы честного и славного ее Рожества вздвигнуты быша честные и чудотворные мощи преподобного отца нашего и чудотворца Антония Римлянина. Лета 7105 (1597) июля в 1 день на память святых бессребренник и чудотворец Козмы и Дамиана, по четыресте по пятидесяте лете по преставлении его, повелением благочестивого и боголюбивого и христолюбивого великого государя царя и В. Князя Феодора Ивановича всея Русии Самодержца и его благочестивой царицы и великой княгини Ирине и по благословению святейшего Иова, патриарха Московского и всея России, боголюбивым преосвященным Варлаамом Богоспасаемых градов Великого Новогорода и Великих Лук в шестое лето святительства его и тоя пречестные обители при игумене Трифоне; и подай же нам молитвами его оставление грехов и получити милость и жизнь вечную, амин». Память пр. Антонию совершается церковию 3 августа: местно чтится он еще в 1-ю пятницу после Петрова поста, так как в это время было обретение его мощей, когда бывает из Софийского собора крестный ход; а в обители празднуется ему еще и 17 генваря вместе с Антонием Великим , коего он имел своим Ангелом покровителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

37379, 37380, 37381, 37382) и 2 бруса резных тябел (НГМ. Инв. 33971, 33972) XVI в. О существовании древних предалтарных образов свидетельствуют обнаруженные В. М. Ковалёвой и Г. М. Штендером на предалтарных столпах следы тябловых креплений XII в. Согласно монастырской описи 1696 г., деисусный чин состоял из 13 икон (было еще 2 «узких» образа по бокам), праздничный - из 12, пророческий - из 19, праотеческий - из 19 икон. Стилистические и материальные признаки икон свидетельствуют, что «Спас на престоле в Силах», «Ап. Павел» и «Ап. Петр» из деисусного чина и местный образ «О Тебе радуется» - наиболее ранние, возможно, в иконостас были включены позднее. К 60-70-м гг. XVI в. относятся праздничный и пророческий ряды. Остальные иконы деисусного чина, кроме указанных 3, написаны на др. досках и вошли в чин, дополнив или заменив ранние иконы, уже в кон. XVI в. Праотеческий чин добавлен в сер. XVII в. Страстной ряд из 6 икон написан по гравюрным образцам Библии Пискатора в 1716 г., когда по инициативе новгородского митр. Иова и игум. мон-ря Иоакима для иконостаса была создана резная барочная рама, в проемах к-рой не могли поместиться все иконы. Деисусный чин был сокращен на 3, праздничный ряд - на 1, пророческий и праотеческий - на 7 икон. Наиболее ранней из дошедших до наст. времени икон местного ряда является «О Тебе радуется», написанная, возможно, в ознаменование венчания на царство в 1548 г. царя Иоанна IV Васильевича Грозного, изображенного среди рус. вел. князей. К сер. XVI в. относится житийный образ свт. Николая. Иконы «София, Премудрость Божия», «Рождество Богородицы с житием» и «Апостолы Петр и Павел» стилистически связаны с произведениями мастерской царя Бориса Феодоровича Годунова и, по-видимому, наряду с патрональной иконой его семьи (не сохранилась) были царскими вкладами. В кон. XVI в., вероятно после обретения мощей прп. Антония Римлянина в 1597 г., иконы иконостаса Рождественского собора были украшены серебряными окладами. Ист.: НПЛ (по указ.); Новгородские летописи.

http://pravenc.ru/text/114056.html

Алексия. Таким образом остается лишь предание. Мы имеем несколько преданий о рукописях свв. Варлаама Хутынского, Антония Римлянина, митрополита Киприана, преданий, которые при поверке оказываются лишенными всякой достоверности. Кажется, и предание о Чудовской рукописи должно быть отнесено также к числу недостоверных. Правда, эта рукопись по письму современна московскому святителю, тогда как служебник Антония Римлянина по письму моложе этого святого столетия на три. Но современность письма не есть доказательство. Напротив, несколько данных препятствуют видеть в Чудовской рукописи труд самого св. Алексия. Эта рукопись писана мастером своего дела, человеком привыкшим к писанию книг и превосходно владевшим не только русским уставом, но и греческой скорописью; между тем о св. Алексии мы не имеем никаких древних свидетельств, которые бы указывали на писание им книг. Далее, эта рукопись – нечто в своем роде единственное. Мы имеем всего лишь один список с находящегося в ней евангельского текста 28 ; мы знаем лишь один текст (Константинопольского Евангелия 1383 г.), в котором есть кое какие следы знакомства с ней. А между тем это – отличный по исправности текст, лучший из дошедших до нас текстов XIV века. Если бы Чудовская рукопись действительно была трудом святого митрополита, конечно, и при жизни его, и особенно по смерти, она нашла бы ценителей, и мы имели бы с ней больший или меньший ряд списков. Наконец, Чудовская рукопись, если бы она принадлежала св. Алексию, должна бы была после смерти его поступить в митрополичью казну и или сгореть в один из больших московских пожаров, как сгорела большая часть книг митрополичьей библиотеки и весь митрополичий архив (древнейшая часть архива сгорела еще при митрополите Фотии), или сохраниться там, где сохранилось всего больше книг митрополичьей библиотеки 29 , в Троицкой Лавре. Чудов монастырь не имеет, кажется, в своей библиотеке ничего такого, что бы указывало на поступление в нее книг из митрополичьей библиотеки. Сверх того предание о принадлежности Чудовской рукописи св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Иоанна Предтечи. Ширина нижнего этажа 6 сажен и 2 аршина, длина 4 сажени. Вышиной колокольня сия и со шпицем 15 сажен; начата строением в 1806 году и в следующем окончена, на сумму, Высочайше пожалованную по ходатайству его Высокопреосвященства Амвросия, Митрополита Новгородского. Купол и шпиц обиты железом и выкрашены ярью, фонарь и глава обиты белой жестью, а крест вызолочен. На оной 10 колоколов, из которых большой весом 165 пудов, полиелейный в 95, вседневный в 50 пудов 10 фунтов. На большом колоколе следующая вылита надпись: «Лета зпа (7081/1573) месяца Апреля в кг, (23) день, повелением Благоверного и Богохранимого Царя и Государя и Великого Князя Ивана Васильевича, всея России Самодержца, слит был колокол сей в Лавру Пресвятой Богородицы честного и славного её Рождества в Великом Новгороде в Антониев монастырь». На полиелейном: «сей колокол нд (1759) года вылит в монастырь Антония Римлянина при Преосвященном Димитрии, Архиепископе Великого Новгорода и Великих Лук и при Архимандрите Парфении и Семинарии Ректоре с братией, весом 95 пудов, мастером Каргопольским Никитой Стефановым». На вседневном: «1754 года, месяца Сентября вылит сей колокол в Новгороде в монастырь преподобного Антония Римлянина, при благополучной державе Благочестивейшей Самодержавнейшей Великой Государыне Императрице ЕЛИСАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ, и при Наследнике Её, внуке ПЕТРА Первого, Благоверном Государе и Великом Князе Петре Феодоровиче, и Супруге Его, Благоверной Государыне и Великой Княгине Екатерине Алексиевне, весом 50 пудов и 10 фунтов». Ещё на одном из меньших: «Лета зрза (7117/1609) перелит сей колокол меньший, при Благоверном Царе и Государе Великом Князе Василии Ивановиче всея Руссии, повелением раб Божиих и Антоновского посада мастерами на посаде к Ивану Предтечи». 4 . Настоятельские КЕЛЬИ каменные с двумя балконами, в два этажа, на западной стороне монастыря, по берегу реки Волхова на том самом месте, где была церковь во имя св. Иоанна, Списателя Лествицы и больница, построены в 1808 году на Всемилостивейше пожалованную, по ходатайству Высокопреосвященнейшего Амвросия, Митрополита Новгородского, одиннадцатитысячную сумму; здание сие длиной на 8½, а шириной на 9 и вышиной на 4 саженях.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь Дата создания: конец XIV в. Описание: История Монастырь был основан в конце XIV в. тремя благочестивыми иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. В 1411г. на месте явления чудотворного образа свт. Николая был построен храм в его честь, а в 1419 г. — надвратный храм прп. Антония Великого. В обители положил начало иноческих подвигов будущий свт. Евфимий, архиепископ Новгородский. В 1438 г. он заменил деревянную Никольскую церковь на каменную, в 1457 г. построил и расписал каменную церковь во имя св. ап. и ев. Иоанна Богослова с теплой трапезной и многими монастырскими службами. По его завещанию был погребен в этой обители. В XVII-XVIII вв. монастырю покровительствовали Московские государи. К этому времени относится возведение в обители архитектурного комплекса, украшенного изразцами, сохранившегося доныне. В 1920 г. монастырь был закрыт, храмы и постройки использовались местным колхозом для хозяйственных нужд. В 1989 г. обитель была возвращена Церкви, 11 сентября совершена первая Литургия. 31 марта 1990 г. был освящен нижний храм в честь свт. Евфимия, 19 мая 2000 г. — верхний Никольский собор. В 1995 г. монастырю присвоен статус ставропигиального. Храмы В настоящее время в монастыре два действующих храма: верхний храм — в честь свт. Николая Чудотворца, нижний — в честь свт. Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца. В стадии восстановления церковь ап. и еванг. Иоанна Богослова с трапезной и храм Вознесения Господня. Святыни Мощи свт. Евфимия под спудом в храме его имени; чтимые иконы прп. Антония Римлянина Новгородского и блж. Матроны Московской с частицами мощей; чудотворная икона свт. Николая Чудотворца находится в музее Московского Кремля. Настоятельница — игумения Антония (Корнеева) . Страна: Россия Город: Великий Новгород Адрес: 173012, г. Великий Новгород, д. Вяжищи, Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь Телефон: +7 (81627) 42047 Web-caйm: http://n-v-m.cerkov.ru E-mail: nwmon@yandex.ru Настоятельница: Антония, игумения (Корнеева Любовь Алексеевна) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3663733...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010