Из текста духовной грамоты следует, что при основании первых монастырей в Новгороде епископ играл определенную роль (требовалось получить его благословение), но регулируемых взаимоотношений между епископами и монастырями, по-видимому, еще не существовало. В то же время епископ, по всей видимости, мог вмешиваться каким-то образом в жизнь монастыря. В связи с этим встает вопрос, не был ли Антоний свидетелем подобного вторжения при Иоанне Попиане, что побудило его написать жесткое напутствие монахам, или в его памяти остались факты вмешательства римского папы во внутреннюю жизнь православных греческих монастырей на его родине. В своей духовной грамоте иноземец Антоний предстает человеком своего времени – периода особенно усилившихся после папской буллы 1080 г. гонений на православных христиан в Италии и начального этапа в истории новгородских монастырей, когда понадобилось его знание правил византийских киновий. Личность Антония в духовной грамоте проявляется настолько ощутимо, что фальсификация этого текста представляется невозможной. Антоний предстает человеком твердого характера, убежденного в правильности избранного им пути и, главное, не сомневающегося в истинной ценности православной христианской веры. Ради этого он и принял на себя огромный труд в далекой для него стране создать монастырь – идеальное место для христианского подвига. 2. Строительная деятельность Антония Римлянина в основанном им монастыре Основным деянием Антония Римлянина в основанном им монастыре явилось сооружение каменного собора в честь Рождества Богородицы, сохранившегося до настоящего времени. За многолетнюю жизнь храм претерпел множество изменений, исказивших его первоначальный архитектурный облик. Наиболее значительными явились перестройки XVII–XIX вв. В XVII в. храм XII в. окружили с трех сторон приделами: Иоанна Богослова (с севера), Антония Римлянина (с юга) и папертью (с запада). В XVIII в. были пристроены ризничная палата (с юго-востока) и кладовая палата (с северо-запада). Основной объем древнего храма был надстроен и получил четырехскатное завершение (XIX в.). Изменилась форма глав. Западная стена, отделявшая нартекс с башней от основного объема, была разобрана. В северной и южной стенах на месте древних порталов растесаны большие проемы с арочным завершением. Древние окна в XVIII–XIX вв. были частично заложены, частично растесаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

В заключение о житии Антония Римлянина следует упомянуть о некоторых отдельных подробностях. Упоминается гривенный слиток серебра: «понеже в то время у Новгородских людей не быстъ денег, но лиаше слитки серебряныя, ово в гривну, ово в полтину, ово в рубль, и теми куплю деяху». (Июнь, стр. 310). О поставлении игумена по насилию или по мзде: «аще князь нашлет игумена, (то есть, в монастырь Антония Римлянина), или епископ по насилию или по мзде, или который брат наш от места сего, а начнет хотети игуменства кроме братского соборного изволения, егоже произволят братия на игуменство, то иже мздою или насилием от князя или от епископа поставлен будет, тех преподобный проклятию предаст». (Там же, стр. 321). О монастырском имении: «Также и о земли утверждаяй глаголет (то есть, сам Антоний): о, братия моя, егда седох на месте сем купил есмь село сие и землю, и на реце сей рыбную ловитву, на строение монастырю, ценою из пречистыя сосуди, сиречь из бочки (которая приплыла в Волхове сама собою из Рима), и аще кто начнет обидети вас, или наступати на сию землю, ино им судит Мати Божия». (Там же, стр. 321). Эти опасения в завещании Антония напоминают нам ростовское повествование о тяжбе Захарии за церковную землю. О воздушных мытарствах. Собираясь умирать, Антоний между прочим говорит братии: «да измут ангели милостивии душу мою, и да избегну сетей вражиих от воздушных мытарств вашими святыми молитвами, понеже грешен есмь ...показуя яко всем страшна чаша смертная, и многия же по воздухом истязателя имамы... да не покрыет мене темный тех воздух, ниже дым их помрачит душу мою, укрепи мя Господи мой, Господи, да преиду огненыя волны и глубины бездонныя». (Там же, стр. 318 и 322). Житие это в рукописях обыкновенно приписывается ученику Антония Римлянина, Андрею, который с 1147–1157 г. был игуменом Антониева монастыря. Судя по всему, сказанному вами выше, надобно предполагать, что многое в этом житии не принадлежит самому Андрею. IV. Теперь, по поводу изданного в Православном Собеседнике жития Авраамия Смоленского, переходим к Смоленску.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

«Терские ведомости» (1891) сообщали следующие толки: появлению антихриста будут предшествовать знамений: земля не даст урожая, города и селения уменьшатся, и перед концом мира останется всего 77 городов во всем мире. В последние дни останутся только 77 мальчиков, и они будут так слабы, что лишь сообща смогут зарезать одного барана и будут есть его целый день. Перед концом света подымется Китай, и никому несдобровать от этой великой и могучей силы. Предводительствовать ею будет антихрист, он и теперь уже тайно служит у важного китайского сановника. Ист.: Новичкова Т. А. Русский демонологический словарь. СПб., 1993. Лит.: Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1915. Антон Вихревей Народное название дня св. прп. Антония Римлянина (1147), 3/16 авг. Предание о жизни этого русского святого, по национальности итальянца родом из Рима, было хорошо известно русским людям. Душу крестьян трогала история гонения святого из Рима в Новгород. Приплыв туда на камне, Антоний возрадовался, что Бог принес его к православным. Узнав об этом чуде, еп. Никита построил церковь и келью для Антония на месте его прибытия. Через год рыбаки выловили бочку с золотом и серебром, которую когда-то, уходя из дому, Антоний бросил в море. На возвращенное ему Богом золото и серебро он построил монастырь и прожил в нем 30 лет. В дни памяти Антония Римлянина наблюдались сильные вихри. Они служили признаком снежной зимы. За эти вихри Антония и называли Вихревым, а в некоторых местах России этот день был еще известен под названием Вихревей, Вихревеи, Вихровей. А т. к. в этот день было принято собирать лесную малину, то добавлялось и еще одно название – Малинник. Антон Перезимник Народное название дня свв. прпп. Антония Великого (356), Антония Дымского (1224), Антония Черноезерского (XVI в.), Антония Краснохолмского, 17/30 янв. Соединенное в этот день празднование одноименных святых, трое из которых были русскими, придавало этому в глазах русских людей особый смысл. В этот день совершался обряд отваживания нечистой силы от дома. По древнему обряду полагалось встать рано и выйти из дома, пятясь назад, чтобы обмануть нечистого. А чтобы злые силы забыли путь к дому, следовало на снегу начертить крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антония Римлянина монастырь в Новгороде. Обитель прп. Антония Римлянина находится в г. Новгороде, на правом берегу Волхова, в 3 верстах от Кремля. Эта обитель принадлежит к числу древнейших. Основана она в 1106 году прп. Антонием Римлянином, который, по преданию, чудесным образом приплыл на камне в Новгородские пределы. Прп. Антоний скончался в 1147 году и погребен в основанной им обители. В XIV веке монастырь троекратно горел, а затем в 1570 г. он сильно пострадал во время кровавого разгрома Новгорода Иоанном Грозным. После этого обитель запустела, но, впрочем, по приказанию Грозного была вскоре восстановлена и даже прославлена обретением мощей прп. Антония. Управляет обителью архимандрит. Храмов два. Главный соборный в честь Рождества Пресвятой Богородицы с четырьмя приделами. Здесь открыто почивают в серебряной раке мощи прп. Антония, возле раки под стеклом хранятся стебли морской травы, с которыми приплыл прп. Антоний в Новгород. В Богословском приделе этого храма почивают под спудом мощи братьев Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, сокольницких чудотворцев. На паперти в притворе погребено много разных лиц, среди которых обращает на себя внимание могила архиепископа Новгородского Амвросия Юшкевича. Второй храм в честь Сретения Господня; здесь хранится древняя икона прп. Антония. В числе предметов, принадлежавших прп. Антонию, доселе благоговейно сохраняются шесть мозаичных икон, две фелони и орарь, небольшой колокол и камень, на котором преподобный приплыл в Новгород. В монастырской библиотеке хранится много старопечатных книг и древних рукописей. В первую пятницу после Петрова дня совершается вокруг собора торжественный крестный ход с мощами прп. Антония и с чудотворными иконами новгородских церквей. Боровичский Свято-Духов монастырь в Боровичского уезда находится вблизи города Боровичи с западной его стороны. Местность, где расположен монастырь, очень красива и живописна. Она представляет из себя равнину, окруженную с трех сторон высокими холмами, покрытыми густым хвойным лесом, с четвертой стороны его огибает быстрая полноводная река Мста. Все дышит здесь миром и уединением, располагающим душу к тихому созерцанию и молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

По штатам 1764 г. (см. Секуляризация церковных имуществ в России ) А. Р. м. был отнесен ко 2-му классу. К мон-рю был приписан скит «Забудущие родители» (забытые родители) в Боровичском у., в 1917 г. преобразованный в самостоятельную Пятницкую пуст. В сер. 1900-х гг. в мон-ре было 14 монахов и 10 послушников. Среди настоятелей А. Р. м.- сщмч. архим. Владимир (Богоявленский) , впосл. митр. Киевский; буд. Патриарх Московский и всея Руси архим. Алексий (Симанский) , составивший житие прп. Антония, к-рое зачитывалось на праздничных службах в обители; архим. Арсений (Стадницкий) ; архим. Димитрий (Сперовский) . В А. Р. м. принял монашеский постриг буд. еп. Кирилловский сщмч. Варсонофий (Лебедев) , в 1909-1916 гг. служивший миссионером-проповедником в Новгородской епархии. Алтарная преграда собора Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина мон-ря (реконструкция В. Д. Сарабьянова) Алтарная преграда собора Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина мон-ря (реконструкция В. Д. Сарабьянова) Новгородская ДС. 30 окт. 1740 г. по инициативе архиеп. Амвросия (Юшкевича) указом императрицы Анны Иоанновны при А. Р. м. была учреждена семинария по образцу Киевской. На ее содержание было ассигновано 7859 р. 37 к. в год, что превосходило финансирование др. семинарий, из этих денег 300 р. полагалось на комплектование б-ки. В 1745 г. число учащихся превышало 300 чел. Настоятель мон-ря обычно являлся одновременно ректором семинарии, многие насельники А. Р. м. были преподавателями. Первоначально в семинарии было 4 класса, в 1741-1742 гг. добавились классы пиитики, риторики, рисования и иконописи, после 1745 г.- философии и богословия. Свидетельством высокого уровня преподавания в семинарии стал перевод из нее высших классов в С.-Петербург с целью поднять уровень Александро-Невской семинарии (1788). Первый выпуск окончивших полный семинарский курс состоялся в 1754 г., одним из 28 первых выпускников был постриженик А. Р. м. буд. еп. Воронежский свт. Тихон (Соколов) . В нач. XIX в. благодаря усилиям еп.

http://pravenc.ru/text/114056.html

По благословению преподобного архиепископ Нифонт поставляет в игумена ученика преподобного священноинока Андрея. Этот же Андрей поведал архиепископу Нифонту и князьям того города и всем людям, что слышал от преподобного; и тем чудесам весьма подивились архиепископ и все люди, и воздали они хвалу Богу и Пречистой Богородице и великому чудотворцу Антонию; и с тех пор начал он называться Антонием Римлянином. И приказал архиепископ Нифонт это житие преподобного изложить и написать и передать Божией церкви во утверждение христианской веры и на спасение душ наших, а римлянам, которые отступили от православной греческой веры и перешли в латинскую веру, – в посрамление, укоризну и проклятие, во славу же и в честь Святой и Живоначальной Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА МЕСЯЦА ГЕНВАРЯ В СЕДМЫЙ НА ДЕСЯТЬ ДЕНЬ И АВГУСТА ВЪ 3 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИЗИ ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА, ИГУМЕНА БЫВШАГО В ВЕЛИКОМЪ НОВГРАД И СОЗДАВШАГО МОНАСТЫРЬ И ХРАМЪ ВО ИМЯ ЧЕСТНАГО И СЛАВНАГО ЕЯ РОЖЕСТВА ПРЕЧИСТЫЯ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЯ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. СПИСАНО ТОЯ ЖЕ ОБИТЕЛИ УЧЕНИКОМЪ ЕГО СВЯЩЕННОИНОКОМЪ АНДРЕЕМЪ, ИЖЕ БЫСТЬ ОТЕЦЪ ЕГО ДУХОВНЫЙ И ПО НЕМЪ ТОЯ ЖЕ ОБИТЕЛИ ИГУМЕНОМЪ Благослови, отче! Понеже всякъ без мысли начиная вещь, якоже во тм шествуетъ. Ибо без мысли трудяйся, соборн по всему обнищаетъ. Принеси предлежащую мысль слова, да речемъ: яко да благоприятна будутъ глаголемая. Мысль убо намъ есть еже от великихъ мало хваление принести равноаггельному житиемъ, иже от Бога хвалимому, и от аггелъ блажимому, и от человкъ славимому, во всхъ благихъ добродтелех совершенному въ чистомъ его и непорочномъ житии, преподобному святому Антонию. Но како азъ, оскверненый грхомъ и окалянъ, и всхъ страстныхъ плотьскихъ хотний исполненый, нося же в себ многосмущенную бурю, ниже слово имый довлти к мыслимым, могущее подобно таковому свтилнику похвалу изрещи? Но якоже пестротами златыми, богодухновенных пророкъ и богонаученных апостолъ словесы, тми похвалю и ублажу и украшу сего, а не своимъ растлнным умомъ, и недостаточнымъ словомъ. Мое убо слово, якоже рхъ, ничтоже. Но милостиви ми будите, Богомъ почтеннии, молюся, да не когда сугубъ прииму посмхъ, ненаучение вкуп и неразумние люто. Проститъ же ся убо еже ненаучения согршение, аще точию не от лности происходитъ; не тщеслово убо, но смиреномудриемъ разума снизившеся, желаемаго приимемся. «Не бо можете вровати в мя», 1 рече Христосъ истинна, славу от человкъ приемлюще, и «всякъ возносяй себе смирится, а смиряяй себе вознесется». 2 Сего святаго блаженнаго смирения востребуемъ и мы, да благодать просвтителную приимемъ, да освятится мысль сердца нашего, и от сего начало сотворимъ, глаголемъ же слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он опубликован в «Православном собеседнике» за 1858 г. (Ч. II. С. 157–171, 310–324). В ОПИ НГМ хранится семь списков Жития. Два из них датируются XVII в. (КП 30056–34//Кр. 187, 30056–275//Кр. 97), дba–XVIII в. (КП 30056–35//Кр. 188; 33158–2//Кр. 335) и три XIX в. (КП 30056212//Кр. 247, 30056–38//Кр. 191, 30056–33//Кр. 186). Из них три текста Жития (КП 30056–38//Кр. 191, 30056–35//Кр. 188, 30056–33//Кр. 186) являются отдельными произведеними, а другие находятся в сборниках. Один сборник XVII в. (КП 30056–34//Кр. 187) содержит списки Жития двух новгородских святых: Антония Римлянина и Варлаама Хутынского, второй (КП 30056–275//Кр. 97)–смешанного содержания. В нем собраны выписки из различных сочинений: книги Константина Острожского «О расколе римлян со греки», труда Иосифа Волоколамского о ереси новгородских еретиков и других источников. Здесь же помещена Повесть о белом клобуке. В Житии Антония (Л. 250–306) особо подчеркивается его вера православная и обвиняется «латинство» (Л. 284 об.). Содержание всего сборника имеет явную антиеретическую направленность и поэтому включение Жития Антония–поборника православия–вполне логично. В этом списке содержится только приписываемый Андрею текст о жизни Антония, его подвигах и прижизненных чудесах. В другом сборнике XVII в. (КП 35006–34//Кр. 188) данный текст дополнен Службой преподобного Антония на малой вечерне и Словом похвальным святому Антонию. Этот сборник-конволют составлен из двух рукописей с отдельной пагинацией у каждой. 115 Слово похвальное исследователи датируют по-разному: Н.А. Макаров относит это произведение к 1558 г. и его вероятным автором считает игумена Хутынского монастыря Маркела, переселившегося в Антониев монастырь для написания Жития епископа Никиты (см.: Макаров Н.А. Камень Антония Римлянина//НИС. Л., 1984. Вып. 2(12). С. 203). А. Фет датирует Слово пасхальное 1591 г. (см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси (вторая половина XIV–XvI вв.) Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 245). 116 Голубинский Е. История канонизации святых в Русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Третий день. Преп. Антоний Римлянин. (Об уповании на Промысл Божий). I. Преподобный Антоний-римлянин, новгородский чудотворец, память коего совершается ныне, родился в Риме от благочестивых родителей, принадлежавших к церкви восточной, православной. В это время разделение церквей на восточную и западную уже произошло, и в Риме преследовали тех, которые уклонялись от церкви западной; почему и родители Антония скрывали свое истинное вероисповедание. По смерти их, Антоний роздал часть своего имения нищим, а на остальную – приобрел церковные сосуды и другие вещи, положил все в бочку и пустил ее в море; а сам удалился в пустыню, будучи 18-ти лет. Встретившихся монахов он упросил постричь его и около 20-ти лет прожил в одном из монастырей. Затем удалился к морю и поселился на одной скале, но в 1106 году, сентября 5-го дня, произошла буря, оторвавшая скалу его от берега и понесшая каменную глыбу по морю. Камень, по устроению Промысла Божия, не утонул, плыл по водам и наконец достиг Новгорода. Антоний сначала, не зная языка славянского, не мог понять, куда он прибыл; но в Новгороде нашлись люди, знавшие и латинский, и греческий язык; они и разъяснили ему все. Княжил в Новгороде в это время Мстислав, сын Владимира Мономаха . Святитель новгородский Никита дал Антонию то селение, к которому он пристал, и выстроил ему деревянную церковь . Впоследствии Антоний основал здесь монастырь и был первым его игуменом. Вещи, пущенные в бочке в море, чудесньм образом прибыли в Новгород. «Ветхий Рим, отечество твое, оставив, поется ему в тропаре, на камень яко на легкий корабль восшел еси и на нем паче естества аки бесплотен по водам шествовал еси, промышлением Божественного разума направляем, великого Новгорода достигл еси и обитель в нем сотворив, тело твое в нем предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние, моли Христа Бога, да спасет души наша». (Троп.). II. В жизни препод. Антония-римлянина нельзя не видеть, братия, явных путей Промысла Божия, охраняющего жизнь человека среди бушующих волн моря и безопасно сохраняющего брошенные в море сокровища. Зная, что над нами бодрствует недремлющий Промысл Божий, мы должны с детскою верою и сердечною любовию уповать на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В том же году открыты мощи преподобного Антония Римлянина. Скажем несколько подробнее об их открытии. Одному иноку обители Антониевой, по имени Нифонту, после вечерней келейной молитвы было видение во сне. Нифонту казалось, что он находится в храме Рождества Богородицы, устроенном стараниями преподобного Антония, где и был погребён преподобный. Он увидел мощи Антония лежащими наверху у церковного помоста в раке подле святителя Никиты. Храм был исполнен света. Пробудившись после видения, Нифонт поведал о нём отцу своему духовному и некоторым из братии. Спустя несколько времени, благочестивому Нифонту захотелось поклониться мощам преподобного. По обычаю монастырскому он поднял деку раки, поставленной над гробом преподобного, и увидел мощи Антония нетленными, как бы живыми, от них исходило благоухание. Нифонт сердечно желал облобызать их, но от помоста церковного было далеко до мощей, так что даже рукой нельзя было осязать их; покров, которым одеты были мощи, оставался невредим. Благочестивый Нифонт сказал обо всём игумену Кириллу. Он с некоторыми из братий поспешил в церковь ко гробу преподобного и увидел тоже. Тогда игумен возвестил обо всём виденном митрополиту Новгородскому Александру. Митрополит хотел довести это до сведения царя и патриарха Иова, но вскоре скончался. Вскоре и игумен Кирилл переведён был в Троицкий Сергиев монастырь. При новом настоятеле и сам Нифонт, неизвестно по каким причинам, удалён был из монастыря. Он пришёл в Сергиеву обитель к своему прежнему игумену и просил походатайствовать у царя и патриарха об открытии мощей преподобного Антония. При личном свидании с царём и патриархом Кирилл возвестил им о чудесах, исходящих от гроба преподобного Антония и о том, что он сам видел их нетленными. По совету с царём, Иов послал грамоту к митрополиту Новгородскому Варлааму и повелел ему открыть мощи преподобного. Варлаам отправился в монастырь Антониев и, вместе с братией, исполнил наказ патриарший. В правление Иова причислены были церковью к лику святых: Иоанн юродивый Московский (1589), Игнатий Вологодский (1592) и Мартирий Зеленецкий (1603).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Т.А. Бернштам приводит ещё один вариант происхождения следа от пяты Варлаама на камне у колодца: не только от стояния на камешке-плотике, но и «от восхождения к местной церкви по её каменным ступеням» (Бернштам Т.А. Локальные группы Двинско-Важского ареала: Духовные факторы в этно- и социокультурных процессах. С. 248). 156 См., например, в Житии Симеона Столпника: «...и иде в пусто мсто (...) и созда ту камением мстце мало, и стоя на нем 4 лета...» (Минея на сентябрь. РНБ, Соловецкое собр., 500/519, XV в., л. 10). 159 Никодим, иером. Архангельский патерик: Исторические очерки о жизни и подвигах святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. СПб. 1901. С. 135. 160 Усердов М. Святой праведный Георгий Шенкурский//Архангельские епархиальные ведомости. 1899. 8. Ч. неоф. С. 201−202. 161 Житие Антония Сийского. Историческая редакция (БАН, Архангельское собр., Д., 558 (XIX в., перв. треть), л. 47 об. 48). В этой редакции отразились и другие устные предания об Антонии Сийском. Более подробные замечания о форме Исторической редакции Жития Антония Сийского изложены в нашей монографии: Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. С. 184−195. 163 Сборник сказаний о Прокопии и Иоанне Устюжских. Житие Прокопия Устюжского, раздел «О создании церкви святаго Прокофья на мст, юже на камени сидл». РГБ, Музейное собр., ф. 178, 1365 (XVII в.), л. 4 об. 166 Власов А Н. Устюжская литература XVI – XVII вв. С. 162. А.Н. Власов отмечает, что «...сюжетный мотив „сидения“ Прокопия на камне около реки, можно характеризовать как вариант известной мифологемы, которая встречается в новгородском Житии Антония Римлянина, в народных устных рассказах о Стефане Пермском, святом Николае, Зосиме и Савватии Соловецких и др. Семантика этой мифологемы весьма прозрачна и связана с образом мирового древа, в целом, с состоянием перехода в другой мир. Характерно, что Прокопий завещает похоронить своё тело под этим камнем» (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010