1 августа 1897 г. исполнилось 300 лет со времени обретения мощей преподобного Антония Римлянина. Событие это было торжественно отпраздновано в Новгороде, в монастыре преподобного Антония, чудесно прибывшего в Новгородские пределы в 1106 году. Мощи преподобного открыты в 1597 году, в царствование Феодора Иоанновича. 8 сентября 1897 г. праздновалось 300-летие пребывания чудотворной иконы Пресвятой Богородицы на горе Почаевской, Волынской епархии. Ровно 300 лет тому назад православная владелица м. Почаева, Кременецкого уезда, жившая в своем поместье, близ Почаева, Анна Гойская, видя неоднократные явления чудодейственной силы названной иконы, подаренной ей, в благодарность за гостеприимство, в 1559 году, проезжавшим тогда чрез Волынь греческим митрополитом Неофитом и затем в течение 38 лет находившейся в ее домашней часовне, – и считая себя недостойною обладать такою святынею, пригласила епископа, священников и иноков, и торжественно при многочисленном стечении народа, перенесла ее на гору Почаевскую. С тех пор до настоящего времени, в течение трех веков, эта святая икона пребывает в Почаевской обители, являя благодатную силу на всех, с верою молящихся пред нею. Перенесши эту драгоценную святыню и установивши ее в существовавшей уже тогда каменной Успенской церкви, Анна Гойская, вместо бывшей до того времени на горах Почаевских простой пустынной обители в пещерах, положила основание при упомянутой церкви общежительного монастыря и выдала сему монастырю дарственную запись на разные угодья в принадлежавшем ей Почаевском имении. Монастырь этот, впоследствии, пережил много тяжелых испытаний; в 1675 г. он подвергался нападению татар, а в 1721 г. захвачен был униатами и обращен в монастырь базилианского ордена. Во время польского мятежа 1830 г. Почаевские монахи-базилиане принимали в этом мятеже самое деятельное участие, наделяя мятежников деньгами и печатая в своей типографии прокламации и разного рода воззвания. Ввиду такой противогосударственной агитации, монастырь этот, по Высочайшему поведению в 1831 г., был закрыт и возвращен в ведение православного духовенства. В 1833 г. он возведен на степень лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   «Великий же Никон отъиде в остров Тмутараканьский, и ту обрете место чисто близ града, и седе на нем, и Божиею благодатию възрасте место то, и церковь святыя Богородицы възгради на нем. И бысть монастырь славен, иже и доныне есть, приклад же имый в сии Печерский монастырь (там же).    П. собр. р. лет. 1.108; 3. 8 и 10 (228).    Истор. р. иерарх. 6. 958 (67).    Там же. З. 693—695; 6. 654—655 (67).    Полн. собр. р. лет. 1. 78; 2. 4, 6; 3.14 (228).    См. выше прим. 171.    Там же. 1. 69 (228). Или, как это выражено в житии преподобного Феодосия: «По сих же блаженный Варлаам, игумен сый в печере, изведен бысть княжим повелением в монастырь св. муч. Димитрия и тамо игуменом поставлен бысть» (см. также выше, прим. 150).    П. собр. р. лет. 1. 90, 266 (228).    Там же. 1. 69, 80; 3.10 (228); рукоп. житие препод. Феодосия и житие Антония Римлянина. В последнем житии повествуется: «И нача преподобный з братиею совет совещавати, дабы избрати игумена себе во обитель. Многу же избранию бывшу и не обретоша такова человека. Начаша братия молити преподобнаго Антониа: «Отче преподобный Антоние! Молим тя, послушай нас нищих, да приимеши чин священнический, еще же совершенный нам отец буди игумен...» Преподобный же рече: «Буди воля Господня. Аще что восхощет Бог, то и сотворит»; шедше же братия ко архиепископу Нифонту с преп. Антонием, бе бо в то время ему святительский престол дер-жащу, и возвещают ему о вещи. Святитель же Нифонт велми рад бысть благому совету их, бе бо любляше преподобнаго за премногую его добродетель, и поставляет преподобного в дияконы, потом же во священници, таже игуменом» (сборн. Новгор. Соф. библ. 758. Л. 264—265).    П. собр. р. лет. 2. 3 (228).     Карамз. 2. Прим. 210 (148). В житии Антония об этом говорится: «Предлагает преподобный братии заповедь: аще доучится избрати игумена, но набрати от братии, иже кто на месте сем терпит; и аще князь нашлет игумена или епископ по насилию или по мзде, и тех преподобный проклятию предает» (л. 267 ).    П. собр. р. лет. 1. 78; 2. 6 (228).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

617. АнтониевРимлянина – Рождество – Богородицы, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), в Новгороде, вниз по течению р. Волхова, на прав. берегу его. В Новгород. летоп. о начале монастыря значится: «В лето 6614 (1106 г. по Р. Хр.). Приплыл в Великий Новград из Рима преподобный отец наш Антоний; жил 40 лет, и преставися в лето 6655, августа в 3 день». Далее говорится: «В лето 6624 (1116 г.). Заложи в Великом Новегороде Антоний Римлянин церковь каменну Рождества пресвятой Богородицы, и монастырь устрои; а совершиша тое церковь 6630 году, при епископе Иоанне Попыне». Из жития преподобного видно, что он приплыл на камне, который остановился у нынешнего монастыря, на урочище, называвшемся сельцом Волховским. Преподобный преставился в 1147 г., память его совершается 3 августа. С 1708 по 1723 г. монастырь был кафедральным, викариев Новгородской митрополии; в 1740 г. в нем учреждена семинария. Здесь 2 церкви: древний собор Рожд. Богородицы с приделами преп. Антония, св. Иоанна Богослова и в честь Грузинской Бож. Матери; в арке, отделяющей Ан- тониевский придел от собора Рожд. Богород., покоятся открыто мощи пр. Антония, обретенные в 1597 г. и переложенные в 1860 г. в богатую серебр. раку; при раке за стеклом находятся ветви морской травы или морские трости, которые держал преп. Антоний во время чудного прибытия его в Новгород, а в Богословском приделе почивают под спудом мощи св. братий Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия Алфановых чудотворцев, перенесенных сюда из сгоревшего Сокольницкого мон. в 1775 г. Сретенская трапезная церковь построена в 1127 г. самим преп. Антонием; здесь находится древний образ преподобного. Камень, на котором приплыл пр. Антоний, игум. Вениамин при ц. Иоанне Васильевиче, водрузил его в зап. стену соборной церкви снаружи и приказал на нем написать икону, потом Кирилл поставил над ним часовню или навес, впоследствии замененный папертью. “Жизнь Антония Римлянина, Новгор. чудотв., с прилож. кратк. ист. свед. Новгор. Антониев м-ре», Спб., 1860 г.; “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Известно, что Император Николай Павлович очень дорожил отечественными древностями и стариной, заботился о восстановлении и сохранении памятников живописи, зодчества и ваяния. Он основал Археологическую комиссию, Археологическое общество и некоторые другие учреждения, на которые возложены были собрание, хранение и издание старинных документов и летописей, производство раскопок и вообще приведение в известность памятников отечественной старины. Незадолго до своей кончины государь обратил внимание на неудовлетворительное хранение исторических памятников в церквях и монастырях, по преимуществу Московских. В этом отношении замечателен собственноручный рескрипт императора, написанный в марте месяце 1853 г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову следующего содержания: «Дошло до моего сведения, что будто в Москве по монастырям не водится подробных описей церковному имуществу. Отчего многое драгоценное, по древности и исторической ценности, пропадает, любителями таких предметов приобретается разными способами, переходит из рук в руки, и то, что должно бы оставаться церковною драгоценностью, там исчезает и переходит в частные собрания. Находя это в высшей степени неприличным, поручаю вам лично съездить в Москву неожиданно и проверить точно ли так? И ежели, к крайнему стыду и сожалению, окажется, что сих описей нет, то немедля распорядиться завести шнуровые книги за печатью митрополита, в которые все церковное имущество каждого монастыря или церкви внести в точности, со строжайшим запрещением что-либо из оного имущества сбывать в сторону, без разрешения самого митрополита. Н.». Обер-Прокурор тогда же отправился в Москву и вместе с митрополитом Филаретом приступил к обозрению Московских церквей и монастырей и также к обсуждению плана и для ревизии других епархий. Вследствие этого митрополит составил записку, в которой подробно изложил положение настоящего дела и препроводил ее графу Протасову, который сообщил о сем Святейшему Синоду. Святейший Синод, с Высочайшего соизволения, учредил особый капитал, которому было предписано «обозреть церковные хранилища Вологодской епархии в Спасоприлуцком монастыре; Костромской епархии – в Ипатьевском монастыре; Ярославской епархии – в тамошнем соборе и Ростовских монастырях; Владимирской епархии – в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре». Кроме этих мест, имелось еще в виду: Новгородской епархии – Хутынь монастырь, Антония Римлянина монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь, Софийский собор. Московской епархии – Свято-Троицкая Сергеева Лавра, Иосифов Волоколамский монастырь, Саввы Звенигородский монастырь, Успенский Московский собор, Архангельской – Соловецкий монастырь, Антониев Сийский монастырь; Псковской – Псково-Печерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

По окончании академии Михаил Грибановский решил посвятить себя монашескому служению. «Решение уважаемого всеми, лучшого и, безспорно, разумнейшого товарища, – говорил владыка Антоний в своем надгробном слове в 1898 году, – поколебало многосотенную толпу студентов. Оно восхитило и укрепило ближайших друзей его, стремившихся к тому же подвигу, расположило к нему и других юношей, прежде не думавших о нем, да и те товарищи покойного, которые имели намерение служить Церкви в качестве пастырей семейных, или даже и не имели и такого намерения, крепко задумались, и снова много раз задумывались над жизнью, когда лучший из них избрал жизнь самоотвержения и отрицания мира». Иеромонах Михаил Грибановский был оставлен в академии преподавателем, а затем инспектором, но его тянуло удалиться в монастырь и там посвятить себя трудам молитвенным. Однако настойчивые советы епископа Феофана Затворника и Оптинского старца Амвросия удержали его от этого и он остался на академической службе. Впоследствии он стал епископом Таврическим. Не долгой была его жизнь, в 1898 г. епископ Михаил скоропостижно скончался от чахотки. Таков был лучший друг владыки Антония, у которого потом в жизни было много друзей, но такого более не было. Алексей Храповицкий, по окончании академии в 1885 г. также решает исполнить свое давнее влечение – принять монашество. Многочисленные родственники и родители старались отговорит 22-летняго Алексея от исполнения его намерения, для этого даже был созван целый совет, на который призвали Алешу и пробовали отговорить. На вопрос родных и знакомых почему он идет в монахи, Алеша отвечал, что это естественный и лучший путь жизни для каждого человека и нужно предлагать вопрос тем, кто не идет в монашество, почему они этого не делают, а не наоборот. 18 мая под воскресенье Всех Святых А. П. Храповицкий был пострижен ректором академии епископом Арсением, с наречением ему имени Антоний в честь преп. Антония Римлянина. 12 июня он был рукоположен в диаконы, а 30 сентября в иеромонахи с назначением на должность субъ-инспектора академии. Таким образом в академии образовался кружок иноков. У о. Антония сразу же сложился взгляд на свои отношения к студентам, как к братьям, а не подчиненным; он считал, что учитель должен строить свои отношения к ученикам на чувстве глубокой сострадательной к ним любви. Он был старшим товарищем, любящим братом, никогда, впрочем, сам не участвовал и не одобрял те или иныя их отступления от своего христианского долга и всегда своим примером нравственно возвышал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

прп. Антоний Римлянин. В 1708–1723 гг. монастырь был кафедральным, в нем проживали викарии Новгородской митрополии. В монастыре два храма. Соборный храм в честь Рождества Богородицы построен в 1117 г. (один из четырех его приделов посвящен прп. Антонию). В соборе открыто почивали мощи прп. Антония, обретенные в 1597 г. и переложенные в 1860 г. в серебряную раку, и под спудом мощи святых братьев Алфановых: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, перенесенные в 1775 г. из сгоревшего Сокольницкого монастыря. Сретенский храм с трапезной построен в 1533–1535 гг. и перестроен в 1803 г., первоначально имел восьмискатное покрытие. Среди святынь монастыря были древняя икона прп. Антония, принадлежащие ему мозаичные иконы, части священнического облачения и т.п., а также камень, на котором он чудесно прибыл в Новгород, и привезенные им ветви морской травы. В 1740–1918 гг. в монастыре размещалась Новгородская духовная семинария, основатель которой архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) погребен в притворе собора. В начале XX в. в монастыре подвизалось 14 монахов и 15 послушников. В советское время монастырь закрыли. Сретенский храм был восстановлен в 1960 г. С 1996 г. в монастыре располагается Новгородский государственный университет, в Сретенском храме находится спортивный комплекс. Рождественский собор открыт для экспозиции, в нем сохранились фрагменты фресок 1125 г. Одесса Андреевского скита подворье В 1882 г. липецкий купец И.П. Летунов пожертвовал Андреевскому скиту участок земли с постройками в Одессе, на углу Рыбной улицы и Тюремного переулка, где с 1874 г. размещалось его подворье. В 1883 г. на подворье был построен дом для паломников, следующих на Афон, Синай и в Иерусалим. В 1886–1887 гг. по проекту архитектора Ю.М. Дмитренко состоялось строительство нового трехэтажного дома с церковью во имя прп. Сергия Радонежского; вторая, нижняя церковь во имя ап. Андрея Первозванного освящена в 1893 г. В начале XX в. на подворье подвизалось 50 человек братии, которые обслуживали более 300 паломников одновременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

VIII. Хутынь и Антониев монастырь Если оставить Торговую сторону, которая кипела всею гражданскою жизнью Новгорода, с ее летописными церквами и следовать вниз по течению шумного Волхова вдоль его правого берега: – там откроется начало и развитие иноческой жизни нашего севера в двух обителях Антония и Варлаама, подобно как лавра Печерская была колыбелью оной на юге России. – Уже несколько иноков Печерских, один за другим, восседали на кафедре Софийской и с ними вместе пришли монашествующие в великий Новгород: но это не образовало там решительной эпохи иночества до явления преподобного Антония Римлянена, как равно и в Киеве, не смотря на существовавшие там обители, преподобный Антоний Печерский почитается отцом иночествующих. Таинственно было явление Римлянина в пределах Новгородских; оно облечено всею поэзией юношеской поры Новгорода и может казаться странным, если верующее сердце не оградит себя мыслью о великих знамениях, которыми не раз прославлял Господь Своих угодников, чтобы посредством их утвердить веру в народах. Старый Рим был отечеством преподобного в бедственную годину для Церкви православной, когда уже последовало отпадение римского Епископа по духу превозношения и возникли вместе с крестовыми походами гонения на державшихся правого исповедания отцов своих. Антоний, сын богатых родителей, с юного возраста пожелал жития иноческого и, раздав все родительское наследие нищим, заключил некоторые священные сосуды и драгоценности в дельву (т. е. бочку) и бросил ее в море по таинственному движению сердца, а сам бежал из Рима в пустыню, в обитель иноческую. Там провел он в строгом посте и молитве более двадцати лет, проходя самый тяжкий искус; когда же и оттоле изгнало его гонение Латинян, разграбивших обитель, он скрывался некоторое время в горах; наконец, пришедши на берег моря, основался, как некий древний столпник, на камне, обмываемом морскою волною без всякого покрова от непогоды. Образ Божий всегда был начертан в его сердце и, как отражение сего дивного образа, ему непрестанно виделась на облаках икона Предвечного Младенца на лоне Своей божественной Матери, осеняющая его от бурь житейских и стихий. Невидимо протекло годичное время в таком духовном созерцании, и вот однажды, нечувствительно для святого, волна морская отторгла от берега камень, на котором он стоял, и понесла далеко в пучину без всякой для него туги или боязни, без расчета дней и ночей, ибо во свете небесного лика, исполнявшего веселием его сердце, день единый казался ему, как тысяча лет, и тысяча лет, как день единый; а восторженная молитва с воздеянием рук служила ему пищей во время сего чудного плавания без ладьи и кормила с единым надежным кормчим Господом Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Итак, в исходе XII века, гораздо после патриарха Керулария, еще существовало латинское братство на Афоне и пользовалось всеми преимуществами наравне с греческим; не есть ли это ясное свидетельство того, что не патриархи Фотий и Михаил, а крестовые походы расторгли общение Запада с Востоком» 407 . Подтверждением этому суждению служит житие преподобного Антония Римлянина. Разделение Церквей произошло при жизни преподобного Антония (который был родом из Рима). Это потрясло его, и он 19-летним юношей решил удалиться от мира с его раздорами. По преданию, в 1106 году он чудесным образом оказался в Великом Новгороде, основал обитель, просвещал иноков. Важно подчеркнуть, что преподобный Антоний Римлянин не был на Руси осужден как схизматик, хотя после разделения в 1054 г. прошло уже более полувека. Скончался он в 1147 г.; в Новгороде преподобный Антоний почитался святым с XIII в. К началу XVI века относится письменное упоминание о Каракалльском монастыре, появившееся на Руси, здесь сообщается о числе его насельников: «Монастырь Каракул (Каракалл) Орнаоутский, а церковь Петр Апостол, а братии 30» 408 . В XVII веке грузинский царь Артчил и его брат Георгий Вахтанг (1674) оказали помощь монастырю Каракалла. Около этого времени Каракалл получил в свое ведение обитель святителя Николая в Измаиле. «Монастырь Каракалльский имеет в Москве часовню, и в Измаиле монастырь святителя Николая, – отмечал архимандрит Порфирий (Успенский) . – Мы не знаем, когда и с чьего дозволения Каракалл устроил часовню, но об Измаильском монастыре сказано в грамоте Цареградского патриарха Иоанникия 1648 г. июня индикта 1-го, что этот монастырь находился тогда в епархии митрополита Браиловского, что храм в нем почти разрушился совсем, и что монахи афонской Каракалльской обители взялись перестроить его с основания с тем, чтобы этот монастырь отдан был им, как метох, и был бы почтен достоинством ставропигии. Патриарх благословил их на сие дело и возвел возобновленный ими монастырь в ставропигию» 409 . К первой половине XVHI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Краткое жизнеописание митрополита Ташкентского и Туркестанского Арсения (Стадницкого) Глава I. Записки Авксентия Георгиевича Стадницкого Глава II. Дневник паломника-студента III курса Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого во время путешествия на Афон Глава III. Продолжение записок путевых впечатлений во время путешествия по Афону студента Авксентия Стадницкого Глава IV. Дневник студента Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого 1884–1885 годы Глава V. Дневник архимандрита Арсения (Стадницкого) Приложения Путешествие в Палестину и на Афон Краткое описание монастырей, скитов, келлий, подворий и храмов Афон Афон монашеский Андреевский скит Артемьевская келья Афанасия св. Лавра (Великая лавра) Ватопед Вознесения келья Дохиар Есфигмен Зограф Иверский монастырь Ильинский скит Каракалл Карея Котломуш (Кутлумуш) Ксенофонт Ксиропотам Молдавский скит Пантелеимоновский монастырь Пантократор Ставроникита Старый Русик Филофей Хилендарь Бессарабская губерния Киприановский монастырь Рождественский кафедральный собор в Кишиневе Киев Андреевская церковь Братский Богоявленский монастырь Киево-Печерская лавра Константинополь Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновское подворье Патриархия Софии Святой храм Москва Благовещенская церковь на Тверской улице Архангельский собор в Кремле Успенский собор в Кремле Чудов монастырь Новгород Антония Римлянина преподобного монастырь Одесса Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновского монастыря подворье Троицкая (греческая) церковь Палестина Благовещении Пресвятой Богородицы церковь в Назарете Церковь Вознесения Господня в Кане Галилейской (ныне г. Кфар-Кана) Горненский монастырь в Эйн-Кареме Гроба Господня храм в Иерусалиме Марии Магдалины церковь на Елеонской горе Петра и Павла церковь в Яффе Троицкий собор (миссийский) в Иерусалиме Румынское королевство Добровецкий монастырь Нямецкий Вознесенский монастырь Санкт-Петербург Александро-Невская лавра Сергиев Посад Вифанский Спасов монастырь Троице-Сергиева лавра Гефсиманский скит Черниговский скит Тамбовская губерния Троицкий Козловский монастырь Список сокращений библиографических названий Список сокращений, используемых в научно-справочном аппарате издания  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

171 Нива. 1906. 5. Картины его: «Шествие грозы», «Громовый удар», «Огненный потоп», «Над печальной страной», «Тень Креста», «Курганы», «Гейнал», «Рапсодия», «Радуга – врата новой жизни» – писаны за 10 лет до великой войны 1914 г. Но легко заметить уже по заглавиям, что здесь намечены постепенные этапы шествия антихриста, близ грядущего, а не просто общеевропейская свалка и мир после нее. 172 См.: Иванов Вяч. Чурлянис и проблема синтеза искусств/Аполлон. 1914. III (март). С. 5–58. Рисунки представляют в высшей степени наглядно дело антихристово и носят демонический характер. Краткость места не позволяет мне подробно поговорить о всех этих замечательных художниках. Пришло время, когда Бог попускает бесам пророчествовать, раз люди не хотят слышать истинных пророков. 179 Его же. Творения. Т. 8. СПб., 1902. С. 421. Беседы на Евангелие св. апостола Иоанна Богослова. Беседа 63. 181 Там же. С. 188. Толкование на послание к Ефесянам. Беседа 21. Беседы, происходившие иногда в древности между философами и монахами, чудотворцами и подвижниками (например такими, как Антоний Великий ), о существе истинной философии и о силе и значении наук, хорошо выясняют для христианина, где ложь и где истина. За краткостью места, я могу только указать на наиболее любопытные примеры в этом отношении. Св. Афанасий Великий . Творения. Ч. 3. 1903. С. 234–240. Жизнь Антония, 72–80 (где рассказывается о разговоре Антония с философами и о чудесах, совершенных им при них же); блаж. Иоанн Мосх . Луг Духовный. Свято-Троицкая Лавра, 1896. С. 187. Гл. 156; Древний Патерик. М., 1899. С. 311–312. Гл. 16, 24 (как философы пытали сперва простого монаха, а потом великого и что из этого вышло); преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. М., 1892. Собеседование 8 (о том, как два языческих философа бесов к Антонию Великому подсылали) и многие другие. 182 Верхарн Э. Монастырь. Акт 1. См. интересные с точки зрения «здравого смысла» рассуждения одного турецкого чиновника о бесполезной «возне» европейцев на месте древнего Вавилона, т. е. об их научных археологических изысканиях (именно, знаменитого Лэйярда): Рагозина 3. Древнейшая история Востока. История Халдеи. СПб., 1902. С. 50–51.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010