С годами обитель преподобного благоустраивалась и благоукрашалась. В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн (1110-1130) в 1119 году. Не позднее 1125 года этот храм был расписан. В это же время была построена каменная трапезная, при которой позднее соорудили храм в честь Сретения Господня. В 1131 году преподобный Антоний, по желанию братии обители, был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя братию в благочестии и богоугодном житии. Перед кончиной он назначил преемником своего ученика преподобного Андрея. Преподобный Антоний мирно почил 3 августа 1147 года и был погребен епископом Новгородским Нифонтом (1130-1156) в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1597 году при Всероссийском Патриархе Иове (1589-1607) и Новгородском митрополите Варлааме (1592-1601) в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня) были обретены святые мощи преподобного Антония. Обретению мощей предшествовали чудесные исцеления по молитвам святого. Так, например, у гробницы святого исцелился от смертельной болезни игумен обители Кирилл (1580-1594). В благодарность он построил над камнем подвижника часовню. Некий бесноватый свечник по имени Феодор пришел в монастырь и молился у камня преподобного, на котором в то время уже был написан образ святого. Ему явился преподобный Антоний и сказал, что он исцелится от беса, когда приложится к камню. Так и случилось. Исцелялись от болезни также иноки обители, когда они обращались к молитвенной помощи преподобного. Однажды благочестивому иноку Антониевой обители Нифонту было видение, в котором открылась воля Божия о прославлении преподобного Антония. По ходатайству Нифонта и бывшего игумена Кирилла, ставшего к тому времени архимандритом Троице-Сергиева монастыря, Святейший Патриарх Иов повелел переложить мощи преподобного Антония в новую гробницу и поставить их в храм для всеобщего поклонения. Перед открытием святых мощей митрополит Новгородский Варлаам и братия обители установили строгий пост и сугубые молитвы преподобному.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-antonij-ri...

•  Княжение в Киеве вел. князя Игоря, во св. Крещении Георгия, продолжалось две недели, после он был пленен в междоусобной войне с Изяславом Мстиславичем. После освобождения из заточения тяжело больной князь принял постриг с наречением ему имени Гавриил. После князь-инок был переведен в Феодоровский монастырь в Киев и там принял схиму с именем Игнатий. Икона, перед которой молился князь-схимник перед гибелью, была позже названа Игоревской и хранилась в Киево-Печерской лавре. В Служебниках лавры память св. князя празднуется вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, во 2-ю Неделю Великого поста.   •  Святые мощи блж. Игоря перенес в Чернигов его родной брат Святослав черниговский в 1150 г., после вокняжения на киевском престоле Юрия Долгорукого. Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец (+ 1147) Память его празднуется 3 авг. в день преставления, 11 янв. в день тезоименитства с прп. Антонием Великим (+ 356) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Антоний родился в Риме (1067) от православных родителей. Девятнадцати лет он осиротел, раздал свое имение бедным и принял постриг. Он поселился на скалистом берегу, вдававшемся в море. Однажды небольшая часть этой скалы, на которой молился преподобный, омываемая морскими волнами, оторвалась, и, стоя на ней, преподобный переплыл море до  Русских пределов,  через Неву и Ладогу, и достиг в 1106 г. Великого Новгорода — в епископство святителя Никиты (память его 31 янв.), причем ему показалось, что плавание его продолжалось всего три дня. Святитель принял с любовью монаха, не понимавшего ни одного слова по-русски. Преподобный поведал ему о своем чудесном плавании, причем умолил сохранять это в тайне. С благословения святителя он основал в Новгороде монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы  и дал ему общежительный устав.  Собор, воздвигнутый им, существовал до наших дней, так же как и келья прп. Антония Римлянина, камень, на котором он совершил свое чудесное плавание, тростник, который он держал во время его в руке, его ризы и шесть икон его времени. Скончался он 3 августа 1147 г. и перед кончиной своей открыл свою тайну иноку Андрею. Прославлению честных мощей его в 1597 г. содействовал архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кирилл, получивший от них исцеление. Почивали они нетленно в соборе, в открытой раке. Прп. Антоний Римлянин считается основоположником монашества в Новгороде. Напротив его обители, где подвизался, по всей вероятности, перед отшельничеством своим прп. Варлаам Хутынский, расположен Хутынский монастырь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Они же, поемше 17;, ведоша в манастырь в пятницю»... Избранный монахами игумен был поставлен (постриженный, конечно, предварительно в монахи) митрополитом. Ипатская летопись 2 издание стр. 424 начало. В Новгородском Антониевом монастыре после смерти преподобного Антония в 1147г. «вдаша игуменство (т. е. монахи) Андрееви», в 1157г. после смерти Андрея «поставиша Ольксу (Алексея) в его место», в 1162г. после смерти Алексея «поставиша игуменом Мануила»,– Новгородская 1 летопись Замечательна в этом отношении духовная грамота преподобного Антония Римлянина. «Се поручаю,– пишет он,– (монастырь) Святей Богородице и крестьянам (т. е. всем благочестивым христианам), и даю в свободу и поручаю место се на игуменство (т. е. хочет сказать преподобный Антоний, оставляю мой монастырь свободным, не предоставляя моих ктиторских прав и в частности того права, чтобы избирать игумена, кому-нибудь другому, а оставляя их ему самому монастырю). Хто мое слово худое преступить, судит ему Бог и святая Богородица или Бог отведет. А (да будет в монастыре игуменом тот) кого изберут братья и от братии (т. е. самого монастыря) и иже кто в месте этом терпит. А который брат наш да начнет хотети игуменства места сего (помимо избрания всей братией) или мздой или насильем, да будет проклят; или от князя начнет по насилью деяти кому (радеть кому-нибудь другому?) или по мзде, да будет проклят; или епископ по мзде начнет кого ставити или ин станет творить (игумена) на месте этом, да будет проклят»..., Истории Иерархии ч. III стр. 124. Что монахи сами отставляли игуменов монастырей, это видно из примера Печерского монастыря, монахи которого отставили и прогнали от себя преемника Феодосиева Стефана). Сейчас приведённые слова преподобного Антония, а также показания Владимирского собора 1274г. указывают на существовавшую тёмную сторону в замещении у нас игуменских мест в свободных монастырях. Именно – что честолюбивые монахи, искавшие игуменства, старались приобретать посредством пронырства или подкупа расположение епископов и князей и что при помощи их влияния и навязывали себя монахам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

После осмотра музея я ещё раз обошёл кругом памятника 1000-летию России и в Пречистенскую арку вышел на берег бурливого Волхова. Милый Волхов! Старого моста нет, не сохранилась и часовня Чудный Крест, но вместо старого моста я увидал широкий новый мост. Проходя мимо Владимирской башни Кремля, можно ещё ясно увидать древнюю фреску, изображающую святителя и чудотворца Николая в рост. В бытность мою в Новгороде это изображение находилось в часовне, которая была пристроена к стене Владимирской башни. С Волховского моста я любовался красавцем Ильменем, близ которого виден древнейший Юрьев монастырь, но не видать девяти золочёных глав Юрьевских соборов, не слыхать весёлых песен-поозерок: «Где горит? чего горит? Юрьевские главушки...» Не слышно звону 2100-пудового великана под названием «Неопалимая Купина». Я направил свой путь в бывший Антониев Римлянина монастырь, который сохранился полностью, за исключением колокольни. Обошедши два раза вокруг монастырского собора, я посмотрел в окно, внутрь его ничего не видать из достопримечательностей, правда, виден иконостас, но без икон, сохранилась живопись на стенах, виден постамент, на котором стояла рака св. мощей преп. Антония Римлянина. От собора мимо здания бывшей духовной семинарии я направился в дубовую монастырскую рощу с намерением набрать на память желудей, но придя на то место, где был монастырский сад, я не нашёл ни одного дуба, только жалкие обгорелые пни – всё уничтожено огнём войны! Вернувшись вновь к собору и посидев минут 5–10 на ступеньках крыльца, и постояв у дверей трапезной церкви Сретения Господня, поглядел на окна келий, где жили архимандрит о. Сергий и иеромонах о. Серафим. Через бывшие святые врата я вышел на автобус, на котором через 5–10 минут был в центре Торговой стороны на Ярославовом дворище. Осмотрев наружно Николо-Дворищенский собор, церкви Жен Мироносиц, Параскевы Пятницы, великомученика Прокопия, Успения Божией Матери, я направил свой путь к церкви великомученика и Победоносца Георгия на Торгу, в коей в 1932 году была кафедра новгородского архиепископа. Я даже не узнал этого храма – нет ограды, нет колокольни, да пожалуй, нет даже и трапезной с притвором, а на месте примыкавшей с востока часовни, в коей почивали под спудом св. мощи Феодора блаженного, разбит садик с клумбами цветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Последние пятнадцать лет своей жизни преподобный Антоний подвизался на столпе, почему и получил название столпника Иверской Церкви. (Столп этот, разрушенный временем, сохранялся еще в прошлом столетии, а монастырь, основанный преподобным Антонием, существовал до середины XVIII века). По окончании своей земной жизни преподобный Антоний был погребен в устроенном им храме; на его гробнице, привлекавшей множество верующих, совершались чудесные исцеления. Память преподобного Антония совершается Грузинской Церковью 19 января/1 февраля и 16/29 августа, в храмовой праздник Анчисхатской церкви в Тбилиси, где хранилась чудотворная икона Нерукотворного Спаса, принесенная преподобным. Макарий Римлянин, Новгородский, преподобный Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский, родился в конце XV столетия в Риме в семье богатых и знатных граждан. Родители воспитали его в строгих законах религии и дали ему блестящее образование. Изучение Священного Писания и творений святых отцов было постоянным занятием будущего подвижника. Духовный разлад западноевропейского общества и церковные нестроения побудили его идти на восток. Раздав неимущим богатство, преподобный Макарий покинул Рим. Труден был путь подвижника. Наконец он достиг Великого Новгорода. Благолепие церквей и многочисленных монастырей новгородских поразили преподобного Макария. Паломничая по обителям новгородским, он пришел в Свирский монастырь преподобного Александра († 1533; память 30 августа/12 сентября и 17/30 апреля), где игуменствовал сам основатель обители. Приняв здесь монашество с именем Макарий, преподобный решил навсегда затвориться в келлии. По благословению преподобного Александра Свирского инок Макарий избрал себе островок заболоченного берега реки Лензы, где срубил келлию. Изнуряя плоть и смиряя дух, в строгих подвигах бдения, поста и беспрестанных молитв, питаясь ягодами и травами, он подвизался немалое время в полном уединении. Господь восхотел явить подвижника миру и через него привести многих к душевному спасению. Однажды Промыслом Божиим к келлии преподобного пришли охотники, заблудившиеся среди болотных топей. Преподобный Макарий принял путников в своей келлии и поделился своей скромной пищей. Покидая его, охотники дивились смирению и уму одинокого подвижника. Молва о его святой жизни стала распространяться в округе, привлекая людей, жаждавших духовных наставлений и иноческой жизни. Преподобный не отказывал в духовной помощи страждущим, но мирская слава тяготила его. Преподобный Макарий переселился еще далее, в глубь болота, но Господь дивным образом открыл людям его новое убежище. Своими подвигами он привлек к месту особую благодать Божию, являвшуюся окрестным жителям то в виде столпа огненного, то в виде благоуханного дыма, распространявшегося по окрестностям. Усердно помолившись Господу, преподобный Макарий благословил ревнителей жизни иноческой ставить здесь келлии. Так было положено начало новой обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Кроме соборной Богородице-Рождественской церкви, в летописях новгородских упоминается и о других древних церквах в Антониевом монастыре. В них упоминается о построенных самим преп. Антонием церквах: I) Сретенской церкви с трапезою; 2) преп. Антония Великого под колокольнею в трех саженях от собора; 3) над западными св. воротами Рождества пресв. Богородицы с приделами св. Николая Чудотворца и Иоанна Списателя Лествицы (1130), и 4) Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенная в 1763 году. Но из этих 4-х церквей одна первая остается доселе, а прочие три в начале текущего столетия разрушены 1128 . Первоначальное основание Сретенской церкви относится к 1127 году. Основателем ее был пр. Антоний Римлянин. В Новг. I летописи под 6635 годом сказано: «том же лете обложи трьпезницу камяну, Антон игумен, Новегороде» 1129 . А в III летописи под 6638 (1130) годом показано: «Того же лета в Великом Новегороде, в Антониеве монастыре, заложиша трапезу каменну; и поставлен бысть Антоний Римлянин во игумены, во свою обитель, Нифонтом епископом новгородским» 1130 . На основании этих летописей можно думать, что трапезная каменная церковь Сретения Господня заложена была в 1127 году, а окончена и освящена в 1130 году, когда поставлен был во игумена и сам основатель храма 1131 . После того в летописях о Сретенской церкви до XIV века не упоминается. Уже в 1365 году она показана вновь построенною. Именно, в Новг. I летописи сказано: «В лето 6873 (1365) постави владыка Алексей церковь камену святое Усретение, на воротех, в Антонове монастыре 1132 . А в Новг. III Летописи церковь Сретения Господня показана поставленною в 1364 году и не на воротах 1133 . Наконец в первой половине XVI века Сретенская церковь значится перестроенною. Именно в 1533 году 2 августа основана 1134 в Антониеве монастыре Сретенская каменная церковь с приделом Геронтии, а 8 сентября 1537 освященным архиепископом Макарием 1135 . А по переписным книгам стольника князя Григория Долгорукова в 1646 году, при игумене Аркадии, был придел во имя Василия Блаженного, московского чудотворца 1136 . В 1803 году вынута в Сретенской церкви между настоящею и трапезою арка, а иконостас и окна отделаны в симметрическом порядке; вся церковь росписана, а снаружи приделано к ней крыльцо. Последнее возобновление церкви было в 1846 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Святые мощи Новгородского чудотворца почивают под спудом в нижнем приделе Никольского собора, им же построенного и благоукрашенного. Богослужения здесь совершаются в зимний период. Каждую неделю служится молебен у мощей святителя Евфимия небесным покровителям монастыря. А с мая по октябрь службы проходят в верхнем приделе монастырского собора. Святитель Евфимий стал для нас таким же родным, как Николай Чудотворец. В его житии особо обращают на себя внимание два момента: великое смирение при несении многих скорбей и — неутомимость, большое усердие в деле обновления ветхих церквей и возведения новых домов Божиих на Новгородской земле. В 15-летнем возрасте вымоленный сын благочестивых родителей — священника одной из новгородских церквей, долго не имевшего с супругой детей, — отрок Иоанн решил отречься от мира и сделаться иноком. Иноческий постриг он принял в Николо-Вяжищском монастыре. И потом, возглавив Новгородскую кафедру, владыка имел обыкновение проводить в любимом Вяжищском монастыре — тихой обители — всю первую седмицу Великого поста, уединяясь здесь от житейской молвы. В 1458 году святитель отошел ко Господу. Отпевали любимого архипастыря в соборе святой Софии Премудрости Божией. Затем, согласно его завещанию, тело отнесли для погребения в Вяжищский монастырь. Вскоре после кончины стали истекать чудеса от его гроба и начала праздноваться память святителя Евфимия.  — Матушка Антония, в этом месяце, 16 августа, Церковь будет отмечать память преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, в честь которого Вас нарекли в монашестве. Некоторые факты из жития святого, которого часто называют «русским итальянцем», приплывшим на берег реки Волхов на камне, когда этот камень во время страшной бури откололся от скалы на его родине в Италии, люди неверующие сочтут чем-то из области фантастики. Верующее сердце с полным доверием отнесется к тем знамениям, которыми прославил Господь одного из Своих угодников. Как Вы восприняли свое монашеское имя? Как собираетесь отпраздновать день тезоименитства?  — До пострига я об этом удивительном святом даже не знала.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4982784...

Кстати, вопрос о реальности Антония перед историками вообще не стоит. Существует два автографа святого – духовная и купчая, причем современная наука склоняется к тому, что духовная Антония – подлинник и написана до 1131 г.; купчая – тоже подлинник, но написана в 1354-1357 гг. и отнесена к Антонию по заблуждению, связанному с тем, что обе грамоты в XVI в. объединили в единый переплет. Современные историки Новгорода и Церкви полагают, что Антоний был одним из «внутренних миссионеров» Киево-Печерской лавры, которая старалась поддерживать контроль Киева над Новгородом, и, возможно, именно Киев дал деньги на монастырское строительство. И именно поэтому рукоположение Антония стало одним из первых деяний выходца из Киева – Нифонта. Впрочем, даже историки не отказывают Антонию в иноземстве. Как полагают, он был родом из итальянской Калабрии, населенной греками и относившейся в XI-XII вв. к Византийской империи, за что и получил прозвище Римлянин. Так что перед нами – один из важнейших этапов русско-итальянских связей, приведших потом к расцвету московской архитектуры в XV-XVII веках. Изуродованные фрески Фрески на южной стене. Рождественские волхвы Сам храм тоже необычен. Несмотря на то, что, судя по всему, его строили те же мастера, что и Благовещенский, и Никольский соборы, мастера, присланные новгородскому князю Мстиславу его отцом Владимиром Мономахом (кстати, Мстислав – сын английской принцессы Гиты и внук английского короля Гаральда II, в Европе его тоже знали под именем Гаральд), храм строили по-иному. Недавние исследования показали, что сначала (в 1117-1119 гг.) построили четырехстолпный храм, а потом, практически сразу после завершения работ (1119-1125), пристроили еще и нартекс (от греческого «ларчик» – западная часть храма, где во время литургии могут находиться не православные люди). Нартекс содержал в себе с северо-запада круглую лестничную башню, которую венчала тяжелая глава, для симметрии уравновешенная юго-западной третьей главой. Сейчас в алтарной части храма расчищены фрагменты фресок, созданных в 1125 г. Фрески показывают выдающееся мастерство артели художников: фигуры изображены в сложных поворотах, очень реалистично. Увы, также эти фрески – горький упрек Церкви: некоторые из них были изуродованы по повелению монастырского руководства. Когда фрески потускнели, их заштукатурили, предварительно вырубив прямо по живописи, по ликам святых насечки – чтобы держались лучше.

http://pravmir.ru/antoniev-monastyir-chu...

Игумен Антоний , при царе Борисе описал жизнь преп. Нила Столбенского († 1555 г.). См. Царского 107; Толстого II, 232. Около того же времени написано житие преп. Макария Унженского, и вероятно в 1594 г., когда строителем обители, по воле царя Феодора, определен боярский сын Давид Хвостов. Самый старший список жития, из известных ныне, писан в 1602 г. (Царского 743). 194. Варлаам , из архимандритов Чудова монастыря митрополит Новгородский 1594–1604 г., писал увещание Валаамским старцам в Дымский монастырь – не нарушать Валаамского устава (Ист. Акт. I, стр. 236). Его распорядительные грамоты изданы там же, стр. 231–235, 237–241, 244. Иона Думин , с 1589 г. из архимандритов Путивильских архиепископ Вологодской, в 1598 г. подписался под грамотою об избрании царя Бориса, а в 1600 г. был на соборе об установлении празднования преп. Корнелию Комельскому, причем подтвердил верность сведений о чудесах преподобного (А. э. II, 7, 222). Он писал похвальное слово благоверному князю Александру Невскому: «Всех произволяющих Бог спасти желает». Здесь скрыл он имя свое в анаграмме (Зап. Археолог. Общ. III, 149; IV, 141). Без сомнения. Им же исправлено было описание жития благоверного князя Невского, сочиненное бедным Василием (§ 127). Его список сочинений Максима Грека , всего 82, с замечанием: «писана сия книга Максим Грек с добрых переводов (списков), а трудов и потов много положено, как правили сию св. книгу» – у Царского, 241, 242. 195. Нифонт , постриженик Антониева монастыря, просил и упросил царя и патриарха открыть мощи преп. Антония Римлянина, дотоле почивавшие под спудом, и в 1598 г. описал в Сергиевой Лавре чудеса преп. Антония 1678–1697 г., тогда как чудеса 1648–1678 г. описаны уже были прежде (Царского 133, 128; Румянцева 158). Описание Нифонта любопытно и по рассеянным в нем историческим и топографическим сведениям. Усердный Нифонт написал и похвальное слово преп. Антонию. Вероятно, им же написаны: а) проречение преп. Варлаама о мразе и воспоминание о том, установленное при царе Борисе; б) воспоминание о св. Ионе архиеп. Новгор. и повесть о чудесах его, с службою; в) повесть о братьях Алфановых. Эти сочинения помещены подряд с Нифонтовым описанием чудес преп. Антония – у Румянцева 154, 158.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1130 Там же стр. 214. В Новг. I лет. под 1130 год. сказано только о поставлении пр. Антония в игумены Нифонтом. Там же. стр. 6. 1131 Ист. Росс. Иерарх. ч. III стр. 106 и 114, где указано, что пр. Антоний произведен во игумены при освящении Сретенской церкви. 1134 А по сказанию Новг. III лет., трапеза в Антониев монастыре 1533 года обложена, 1537 года освящена, а в 1538 г. подписана. Новг. III лет. стр. 248 и 249. 1135 Полн. Собр. Русск. лет. Т. VI. под 7045 год. стр. 300. Ср. Прибавл. к Новг. II лет. стр. 129, где сказано: «обложена бысть церковь каменная с трапезою Стретение Господа нашего Иисуса Христа в Онтонове монастыре, в Плотинском конце, а потом в 1545 году о совершении церкви Сретения. Там же стр. 200. 1138 Рукоп. устав Соф. собора под 8 ч. сентября, а под 3 числом августа в рукоп. уставе показан совершаемый святителем параклис в честь Антония Римлянина, но не сказано, где оный был совершаем, в Соф. соборе, или в монастыре Антониевом. 1140 Река Веряжа с восточной стороны, а ручей безымянный с западной дают монастыре вид как бы клопа. От этого и монастырь будто бы назван Клопским. Монастырь, по древнему распределению, находился в Шелонской пятине. 1145 Новг. III лет. стр. 237. Строитель храма игумен Феодосий чрез два года после того рукоположен в сан архиепископа новгородского. Там же. 1146 В Синодик Клопского монастыря, 1660 года, записан род Михаила Клопского: «преп. игумена Феодосия, священно архимандрита Тихона, благоверного князя Константина, во иноцех Кассиана, инока Михея, схим. иноки Анны, схим. Максима, иноки Александры, инока Созонта, иноки Фетинии». 1147 А в Новг. II лет. под 7077 год., следов. семью годами позже упоминается о том же событии в Клопском монастыре, куда за год пред сим написана была и храмовая икона диаконом Никифором Грабленым. Там же под 7076 год. 1152 Кроме царских вкладов, по описи 1695 года значатся вклады Ивана Милославского, князей Феодора Семеновича Урусова и Димитрия Михайловича Пожарского, Ильи Даниловича Милославского, Михаила Милославского, дьяка Димитрия Шубина, Феодора Нащокина, Ивана Афанасьева Гавренева, Романа Боборыкина, Михаила Яковлевича Черкасского, боярин Хитрово, Сицкой, Пронской и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010