Летом 1922 года в Архангельск прибыл сосланный сюда епи­скоп Верейский, викарий Московской епархии Иларион (Троиц­кий), с которым у епископа Антония завязались теплые дружеские отношения; духовные дочери епископа Антония Ольга и Елизаве­та Поваровы начали помогать владыке Илариону, что стало для него особенно существенно, когда он оказался на Соловках. 14 июля 1922 года епископ Антоний созвал на своей квартире совещание архангелогородского духовенства для обсуждения во­проса, связанного с посланием митрополита Агафангела. Зачитав послание, епископ Антоний спросил мнения присутствовавших, но все промолчали. Владыка на это заметил, что вызвал их не для молчания, а для откровенной беседы. Тогда один из священников предложил, чтобы духовенство зачитало послание митрополита Агафангела в храмах, таким образом ознакомив с ним верующих. Епископ Антоний спросил об этом мнения остальных священни­ков, но все опять промолчали. Видя их малодушную нерешитель­ность, епископ принял решение – ознакомить с посланием ми­трополита Агафангела духовенство епархии, чтобы оно само затем знакомило с ним верующих частным порядком. Относительно обновленцев собрание приняло решение: никаких активных дей­ствий против них пока не предпринимать. «В дальнейшем дело будет поставлено на обсуждение по кол­лективам, – писал об этом совещании в своем донесении ГПУ присутствовавший на нем агент по кличке 999-й, – и с этими по­становлениями будет созвано новое собрание для обсуждения этого вопроса. Широкая публика относится пока инертно к ново­му движению [d] ввиду его неизвестности и неопределенности. Мое личное мнение – не худо бы сделать доклад с целью выяс­нить перед широкой публикой цель и средства в этом движении с допущением „свободного“ обмена мнений по этому вопросу с присутствием Антония и остального духовенства». Епископ Антоний держался во время публичных собраний с крайней осторожностью, но не скрывал своей церковной позиции от священников, беседуя с ними лично, и у сотрудников ГПУ сформировалось вполне определенное мнение, что навряд ли возможно втянуть епископа в создаваемое ими обновленческое движение ввиду крайне отрицательного его отношения к обнов­ленцам. Попытка создать какую-либо авторитетную обновлен­ческую группу в Архангельске, опираясь на местные силы, таким образом, не увенчалась успехом, здесь нашлось только два-три кандидата, готовых к официальному ее оформлению. Но и они не могли действовать до тех пор, пока епископ Антоний нахо­дился на кафедре, так как при попытке создания раскола немед­ленно были бы им запрещены в священнослужении. Поэтому, по мнению властей, было необходимо прислать делегатов от ВЦУ из Москвы для их встречи с епископом. В зависимости от результатов встречи епископ Антоний будет или оставлен на свободе, или арестован.

http://fond.ru/kalendar/537/antoniy/

Снабженный такими грамотами, равно как наставлениями, советами и благожеланиями инока Павла, Антоний немедленно, в тот же день 4 февраля, отправился из Белой-Криницы в Москву 455 . Учреждением Владимирской архиепископии и поставлением в архиепископы Антония, пользовавшегося у московских старообрядцев своего рода известностью, инок Павел несомненно рассчитывал исправить зло, причиненное иерархии неосторожным назначением Софрония в епископы для всей России, положить конец его бесчиниям и способствовать распространению белокриницкого священства среди российских старообрядцев. Оказалось напротив, что именно приезд Антония в Россию и предъявленные им права архиепископа вызвали Софрония на открытое сопротивление и Антонию и самой митрополии, – вообще на такие действия, которые послужили началом нескончаемых беспорядков и безобразий в австрийской иерархии, а самого Павла повергли в тяжкую скорбь, ускорили даже его смерть. Оказалось, что и сам Антоний, хотя много способствовал своею ревностию о Белокриницкой иерархии ее распространению в России, но своим характером, своими честолюбивыми стремлениями и упорством в самых грубых раскольнических мнениях внес в нее новые смуты и раздоры, которых однако самому Павлу не пришлось уже видеть. Глава 13 Дело Спиридония Новозыбковского: его поставление в епископы и раскрытие его обмана. Едва Антоний выехал из Белой-Криницы архиепископствовать у российских старообрядцев, как там, в митрополии, произошло новое, достойное раскола и его лжеименной иерархии, событие 456 , послужившее позором для нее и новым свидетельством, что в обличение и наказание раскольнической лжи Бог отнимал разум у разумных и премудрых раскола, которые употребили столько хитрости и обмана на беззаконное дело учреждения раскольнической иерархии. В том же феврале 1853 года, несколько дней спустя по отъезде Антония 457 , явился в Белую-Криницу пожилой старообрядец, бывший уставщиком в одной из стародубских слобод, некий Семен Говядин, с сыном своим – Лаврентьем и еще одним лицом, сопровождавшим его в качестве депутата от стародубских и бессарабских старообрядцев. Они привезли и представили в митрополию скрепленное многими подписями прошение от новозыбковского и соседнего с ним старообрядческих обществ о поставлении Говядина им во священника, так как они крайне нуждаются в священстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

7 Для этой цели Преосвященный открыл и Братство, наименованное братством св. Гурия, первого Архипастыря – Просветителя страны Казанской. Предоставив дело устройства вновь открытого Братства лицам компетентным в этом деле, сам он, между тем, старался возбудить между представителями здешнего общества сочувствие к этому новому, вызванному потребностями паствы, учреждению. Всё, что ни вырабатывал Совет Братства полезного для своей деятельности, находило поощрение со стороны покойного Архипастыря и, где нужно было, он со свойственною ему энергиею и настойчивостью старался привести в исполнение те или другие планы Совета Братства. Вообще имя покойного Архипастыря Антония навсегда останется незабвенным для Братства св. Гурия, – с ним связано самоё появление и развитие Братства». В дополнение и, в своей мере, в разъяснение этих данных следует привести здесь и свидетельство незабвенного в деле миссионерства против магометанства Гордия Семеновича Саблукова 8 , Гордия бабая, как любили именовать его крещёные татары и как именовал в надгробной речи Законоучитель крещёно-татарской школы в Казани священник В.Т. Тимофеев, который сам из крещённых татар-крестьян. Когда Православное миссионерское Общество (говорится в его биографическом очерке), по ходатайству высокопр. Антония и при внимании высокопреосвященнейшего Митроп. Московского Иннокентия, постановило давать средства на учреждённый в Казани частный миссионерский приют, Гордий Семенович душевно радовался этому вниманию к миссионерским нуждам Казанского края и неустанно следил за деятельностью приюта. Но за то он особенно крепко жалел, что апостольская ревность высокопр. Антония о миссионерстве не встречает поддержки от кого следует... что его архипастырские труды и заботы о введении миссионерских наук в круг предметов семинарского курса и о приготовлении в Казанской Семинарии достойных пастырей для многочисленных инородческих приходов в Казанской епархии постоянно парализовались разными препятствиями. Тяжело было Гордию Семеновичу всё это переносить, когда высокопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Однажды я помню, он собирался ехать в Московскую Духовную академию, когда у него спросили: " О чем вы будете там говорить? " Он сказал: " К сожалению, о католиках " . " Но почему, к сожалению, вроде бы у вас совершенно определенная и при том антикатолическая позиция? " . Владыка ответил: " Да, конечно, я против католичества, но ведь перед ними-то нужно католиков защищать " . То есть он очень хорошо понимал, что примитивный, в лучшем случае основывающийся на давно устаревших учебниках XIX века антикатолицизм, который у нас до сих пор кое-где процветает, очень опасен для Православия, опасен тем, что он не выдерживает столкновения с жизнью. И, действительно, на наших глазах произошли вещи, которые нас убеждают в глубокой правоте владыки Антонии: у мирян или клириков, которые были очень антикатоличенски настроены, при первом же столкновении с реальным католицизмом, когда оказывалось, что, скажем, католики не поклоняются папе как Богу, у таких нетвердых антикатоликов происходил какой-то переворот, они могли стать прямо-таки латинофимлами. Во многом владыка Антоний проявлял мудрость, которая иногда выражалась у него парадоксальным способом. Он всего себя отдал служению Богу и людям. Однажды, он рассказывал очень близкому человеку об одной своей личной внутренней проблеме, и этот человек спросил: " Почему вы не можете Бога попросить о разрешении этой проблемы? " . И владыка тогда ответил: " У меня с Ним уговор: ничего не просить для себя " . Вот таков он был, ничего не просил для себя, он просил только за других, таково было его предстояние Богу, таково было его служение людям, таким мы его продолжаем помнить, и таким он ныне предстает перед Богом уже лицом к лицу. Когда умерла дочь у одной старой знакомой владыки Антония, он достаточно строго сказал этой убитой горем женщине: " Не мешай своими слезами ее радости! " . Вот и мы тоже, провожая владыку Антония, и естественно скорбя о его уходе, потому что о его уходе будут скорбить не только лично его знавшие, каких, может быть, у нас в России не так много, только в Москве и других немногих городах, которые он имел возможность посещать в прошлые годы, его слышали очень многие на пространствах великой России, которая недавно называлась Советский Союз, слышали его проповеди по радио, он часто вел религиозные программы радиостанции ВВС, и конечно все, кто так или иначе его знал, будут скорбить об уходе этого великого пастыря, но наша скорбь и печаль пусть будет в радость и у нас должна быть надежда, что не только мы молимся об упокоении новопреставленного митрополита Антония, но и он имеет дерзновение молиться о нас.

http://pravoslavie.ru/1489.html

В период острой газетной полемики (весна 1905 г.) по поводу готовящейся церковной реформы Глубоковский признавался в письме к В. В. Розанову , что был «многим обязан» митрополиту Антонию, к которому питал «сердечную признательность, пользуясь у него не только официальным отношением» 701 . В то же время он подчеркивал, что в принципиальных делах «не место личным симпатиям», подкрепляя свое мнение указанием на негативное отношение ряда иерархов, в том числе и митрополита Антония к богословской науке: »...наглое заявление ми[трополи]та московского] Владимира [Богоявленского], что Академии и наука не нужны (...) тем страшнее, что разделяется всею монашескою иерархией, не исключая нашего Антония [Вадковского] ми[трополи]та, который в публике признает науку богословскую баловством и лишь по деликатности и для сохранения аппарансов не выражает этого открыто» 702 . Но это, скорее, – оценка минуты, вызванная раздражением и тревогой за духовную школу и академическую науку. Именно Антония (Вадковского) Глубоковский не раз называл в числе немногих редкостных исключений, хранивших в душе «чистые заветы светлого прошлого», «радетелей и поклонников академического научнослужительства»; имевшего мужество на юбилейном акте по случаю 100-летая СПбДА (17 декабря 1909 г., в разгар антиакадемической кампании) сказать: «святая Академия», что многие ему «ставили в укор и даже в поношение, не желая находить там ни святыни, ни святости...» 703 . В воспоминаниях о С.-Петербургской духовной академии, написанных в эмиграции незадолго до смерти, Глубоковский дал характеристики многим начальствующим и профессорам. Время и пережитые потрясения сгладили обиды и разочарования; иные характеристики несколько идеализированы, что не снижает их ценности и выразительности. Так, немало места он уделил митрополиту Антонию (Вадковскому) , о котором вспоминал как о «благороднейшем иерархе», считая «клеветой» и «хулой» утверждение, будто он – «либеральный митрополит» 704 . Николай Никанорович вспоминал свой разговор с уже больным владыкой Антонием, состоявшийся на даче художника Ярошенко в Кисловодске, и слова, тогда произнесенные митрополитом: «Я доживаю жизнь, видел ее на всех ступенях, сам поднялся до самого верха и знаю там все непосредственно, но – верьте мне! – нигде нет среды выше и чище, чем ваша – академическая» 705 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Непосредственно он нападал на священника Наседку, который хотя и был осужден Собором, но не лишен свободы и потому имел возможность защищать пред всеми в московском обществе себя и своих сотрудников и обличать несправедливость своих противников. Антоний везде и всем называл Наседку еретиком как не приемлющего будто бы «благодати Духа Святого, явившейся на апостолах огненными языками» и всюду учил «об огни просветительном, яко от Божия существа исходит, и той есть и огонь и свет просветительный». Ходил по московским торжищам, рассуждал с калачниками, пирожниками и другими об этом просветительном огне и «многих научил», потому что на торгу в Москве Антонию верили и смотрели в него, как в зерцало, а не в писание святых отцов. Не довольствуясь устною проповедию против Наседки, Антоний собрал еще на него «много писания» и в этом «собрании от книг» подробно изложил свое учение. К сожалению, сочинение Антония Подольского до нас не дошло и мы можем говорить о содержании его, как доселе говорили и о самом Антонии, только со слов его противника — Наседки, который в опровержение этого сочинения написал свое, до нас дошедшее. Наседка также большею частию собрал свое сочинение из книг: из Священного Писания, из толкового Евангелия и Апостола, из писаний святых отцов, из Кормчей, из церковных служб, но, приводя заимствования из книг или только делая на них ссылки, почти везде присовокуплял свои толкования и соображения, направленные против Антония. Разделено сочинение Наседки на 35 небольших глав неодинаковой величины и общего заглавия не имеет, но имеет частные надписания над главами, например, над первою такое: «О Словеси Божии воплощшемся к гордому Антону Подольскому, нову ересь составляющу». Приведем из этого сочинения несколько более замечательных мест, чтобы познакомиться как с мыслями Антония о просветительном огне, так и с приемами Наседки в опровержении их. «Что, буйственный, возносишься умом на разум святых отцов, положенный в Божественных писаниях,— так начинается первая глава,— и являешь новое богословие, дабы веровали твоему собранию от книг, якобы Бог огнь есть и огнем священнодействует таинство христианское? Скажи, лукавнующий, кому верить, тебе ли, пресмыкающемуся на земли, или возшедшему умом превыше всех небес и видевшему Бога Слово и слышавшему от Него: В начале бе Слово, а не огнь, и Слово бе у Бога, а не огнь, и Бог бе Слово, а не огнь?..

http://sedmitza.ru/lib/text/436104/

Я решил сначала более внимательно прочитать статью. Но тут подоспел 12-й, декабрьский номер ЖМП – и тоже со статьёй прот. Геннадия Фаста. Причём, к первой его статье приложена справка об авторе: он, оказывается, «священник, проповедник, писатель и богослов», имеет светское и духовное высшее образование, кандидат богословия, автор печатных трудов и среди них толкований на труднейшие библейские книги: Песнь Песней, Екклесиаст, Апокалипсис. Из справки явствует, что редакция знает о снятии его с должностей настоятеля и благочинного, знает о том, что в момент выхода статьи он рядовой священник. Вторая, декабрьская статья сопровождается хвалебными о нём отзывами двух его духовных чад священнослужителей. А после её окончания («Когда уже верстался номер») приводится такое сообщение: «5 ноября протоиерей Геннадий Фаст Указом архиепископа Красноярского и Енисейского Антония почислен за штат с правом перехода в другую епархию». Факт беспрецедентный! Официальный церковный журнал сообщает о почислении заштат провинциального священника! Значит, есть в редакции ЖМП кто-то, кто недоволен действиями владыки Антония и вышеперечисленными способами привлекает внимание к пострадавшему священнику. Это окончательно убедило меня в мысли, что писать о заблуждениях прот. Геннадия Фаста – как бы ни был мал эффект от того, что я напишу – необходимо! Это знак солидарности с законными и правильными действиями Высокопреосвященнейшего владыки Антония архиепископа Красноярского и Енисейского. Пора приступить к разбору ошибок прот. Геннадия Фаста. Начать лучше со статей в Журнале Московской Патриархии – в 10, за октябрь 2010 года, с. 66–69 и в 12, за декабрь 2010 года, с. 66–69, так как они написаны без полемического задора «Открытого письма», более корректно и обдуманно. Первое прочтение статей даёт общую картину активной деятельности прот. Фаста, деятельности, требующей многих сил и времени. Можно засвидетельствовать (см. Рим. 10, 2), что прот. Геннадий имеет ревность по Боге, но по разуму ли эта ревность – вот вопрос! Чтобы ответить на него более красочно что ли? – сделаем зигзаг в сторону и поговорим о женских модах.

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/27/...

Из Казани пишут, что Урусов хотел там пробыть до трёх недель. Урусову может быть и потому понравилась семинария во Владимире, что прежде он имел очень дурное мнение о наших учебных заведениях. Маслов 73 приглашает Лавру взять акции в железной дороге до лавры, пишет, что Государь и Государыня и Наследник каждый взяли акций на 25 тысяч, и если лавра не возьмёт, то это будет безмолвной протестацией против дороги. Наместник был бы согласен, но митрополит не хочет. Мой совет писать, хотя редко, жене обер-прокурора. Чрез неё можно скорее достигнуть исполнения многих нужных для Вас мер. Порядка Вам не переделать существующего; но в таком случае и Апостол был иудеям, яко Иудей, беззаконным, яко беззаконный. 1860 г., марта 7. На место Леонтия 74 , говорят, будет вызван Платон Владимирский 75 , Герасима 76 посылают в Калугу на место Агапита, которого по желанию Макария 77 переводят в Харьков. Герасим будто на время посылается до открытия миссионерской академии. За границею напечатано, что в Петербургской академии открыты публичные лекции, но они отложены на неопределённое время 78 . В Киеве вышла история, которая получила печатную гласность. Антоний 79 пред своим выездом был на акте в женском институте, где собралось и университетское учёное общество. Здесь он в комнатах стал говорить, что ныне нет благочестия, нет веры, а только кощунство и вольнодумство. Шульгин профессор 80 , давно враг Антония, напечатал в „Киевском Телеграфе“ статью об обскурантах, где повторил многие из фраз Антония и прибавил, что эти обскуранты ругают телеграфы, а сами рады, когда телеграф принесёт им известие о повышении (Антоний по телеграфу узнал о назначении в Смоленск), что у них разливается желчь и они сами все жёлтые (указание на цвет лица и волос Антония). Так как в „Киевском Телеграфе“ не приняли ответа академических, то Певницкий 81 выдал особую брошюру против статьи Шульгина, но так как он написал очень горячо, то наделал промахов и его подняли на смех. Чрез пять дней выдал брошюру Юркевич 82 , которая умеренностью понравилась киевским и самому Шульгину. Генерал-губернатор донёс о сем шефу жандармов, а Антоний просил защиты у митрополита киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Предметом содержания многих писем Преосвященного являются успехи воспитанниц в науках и поведении и их здоровье. При болезни одной из девочек Кати Павлович, окончившейся смертью , Преосвященный Леонид заботился о помещении ее в больницу, советовался с врачами, а по смерти ее утешал опечаленную мать Антонию и принимал теплое участие в молитвах по усопшей. Непосредственное участие принимал преосвященный Леонид в деле издания игуменьею Антониею истории Алексеевского монастыря. Он давал советы матушке относительно собирания материала для истории, входил по этому делу в сношение с людьми сведущими, например, с И. М. Строевым, и принял участие в самом составлены этой истории, возложенном им на свою сестру Екатерину Васильевну Ушакову 29 . Дружески-внимательное отношение Преосвященного Леонида к игуменьи Антонии нашло себе наилучшее выражение в его заботах о личной жизни матушки. Наблюдая необычайную ревность игуменьи Антонии как в ее молитвенных подвигах, так и в заботах о монастырских делах, Преосвященный обратил особенное внимание на то обстоятельство, что матушка совсем забывала о слабости сил человеческих и о немощности своего телесного организма. Поэтому в целом ряде его писем мы находим многочисленные советы и даже просьбы к матушке не утруждать себя сверх меры и беречь свое здоровье. Особенно трогательное участие принял Преосвященный в положении матушки в печальные для нее дни болезни и смерти горячо любимой ее сестры Пелагеи Николаевны Прохоровой. Утешая игуменью Антонию во время болезни сестры ее, он постоянно подготовлял ее к ожидавшему ее печальному исходу болезни и сумел облегчить ее скорбь, когда она получила весть о смерти сестры. – Нечего, конечно, и говорить о том, с каким высоким уважением и с какой горячей преданностью относилась игуменья Антония к такому близкому для нее человеку, как Преосвященный Леонид, – как во время службы его в Москве, так и по переходе в Ярославль. Но и но смерти его до самой кончины она носила в сердце своем образ так расположенного к ней и так много для нее сделавшего Архипастыря, вознося неустанно к Господу Богу молитвы о блаженном упокоении его в вечных обителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Священномученик Серафим (Чичагов) в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» называл Антония «благодатным рабом Божиим», сравнивая его со святителем Московским Филаретом (Дроздовым) и преподобным Антонием Радонежским. А. Кондратов в статье «По святым обителям и богоспасаемым градам» (1897) писал, что «пред преосвященным Антонием преклонялась вся Россия». Большой раздел посвящен Антонию в исследовании архиепископа Сергия (Петрова), впоследствии митрополита Херсонского и Одесского, «История Воронежской епархии» (1961-1968). О даре прозорливости Антония и чудесных вспоможениях рассказывается в книге «Серафимово послушание. Жизнь и труды Н.А. Мотовилова» (1996). Имя Антония пользуется почитанием много лет спустя после его праведной кончины. Имеется более 100 письменных свидетельств чудес и знамений милости Божией, явленных по молитвам святителя Антония до 1890 года, более 50 опубликованы. И сегодня память Антония чтится не только в Воронеже, но и по всей России: служатся панихиды, имя его предваряет многие синодики, а в некоторых семьях сохраняются с прошлого века как святыни иконки и молитвы, подаренные или присланные архиепископом Антонием. Могила архипастыря Архиепископ Сергий (Петров) в своем исследовании по истории Воронежской епархии пишет, что в 1914 году в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело Антония было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован. По утверждению митрополита Мануила (Лемешевского) к Поместному Собору 1917-1918 гг. были подготовлены соответствующие материалы для канонизации преосвященного Антония — великого светильника Церкви. 24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) в рапорте 760 на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) свидетельствовал о широком почитании верующими памяти архипастыря, его благодатной помощи и ходатайствовал о перенесении останков святителя Антония в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительных работ на месте снесенного монастыря. В годовом епархиальном отчете за 1956 год архиепископ Иосиф писал, что состоялось перенесение останков архиепископа Антония в августе 1956 года на городское кладбище, после чего была отслужена панихида. В настоящее время на территории Алексиево-Акатова монастыря устроен некрополь из захоронений воронежских архиереев, останки которых были перенесены с разрушенных городских кладбищ. Среди перечисленных на надгробии — и имя архиепископа Антония. Однако утверждать, что в общем захоронении находится и его могила, нельзя. С 1996 года — года 150-летия кончины святителя Антония — и по настоящее время место захоронения уточняется.

http://patriarchia.ru/db/text/299060.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010