поиск:   разделы   рассылка Юлия Зайцева Воцерковляющий опыт митрополита Антония III Международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского, состоялась в Москве Источник:  Благовест-инфо III Международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского, состоялась 23-25 сентября в Москве, в Библиотеке-фонде " Русское Зарубежье " им.А.Солженицына. Приехавшие из разных стран (Великобритания, Франция, Голландия, Греция, Украина) священнослужители и миряне, ученые и публицисты, представители благотворительных организаций и активисты социального служения, среди которых было много духовных чад митрополита Антония, вместе обсуждали тему " Церковь – Богочеловеческое общество " . Конференции предшествовал ряд подготовительных встреч, организованных Фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " . В приветствии митрополита Минского и Слуцкого Филарет, экзарха всея Беларуси, говорится о широком влиянии, которое имело служение митрополита Антония, " продолжающееся и ныне, спустя годы после его блаженной кончины " . По словам председателя Синодальной богословской комиссии РПЦ, митрополит Антоний являет " пример пастыря, духовно питающего нас словом, исходящим из глубин веры " . Свое краткое приветствие участникам конференции прислал также председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Отмечая пример " искреннего пастырского служения " митрополита Антония, председатель ОВЦС пишет: " Он не только словом, но и делом призывал народ к жизни по заповедям Божьим, к верности Русской Православной Церкви " . Тема экклезиологии является одной из центральных в проповедях митрополита Антония, отметил в своем обращении директор Библиотеки-фонда " Русское Зарубежье " Виктор Москвин. Все доклады, прозвучавшие на конференции, соотносились с осмыслением Церкви как места встречи и соработничества Бога и человека, а также с уникальной практикой Сурожской епархии, созданной митрополитом Антонием.

http://religare.ru/2_89113.html

1. Вступление 1. Митрополит Антоний, безусловно, великая церковная личность, но должен быть понят прежде всего как пастырь. Богословие у него на втором месте и исходит из его пастырской мысли и чувства. Он стремился догматику оживить, сделать ее неотвлеченной, говорил о переложении догматов в термины «нравственного монизма», что иногда ему удавалось, а иногда и нет. У него было великое сострадательное сердце, но когда он стремился перенести эти чувства в богословие, то ему не всегда удавалось, что иногда вызывало ожесточенные возражения. Его толкование «Догмата Искупления» является причиной серьезного разногласия; с другими его мыслями если и не соглашались, то не называли ересью. 2. «Догмат Искупления» в переложении владыки митрополита Антония критиковался, но большое смущение поднялось с 1925 года, когда митрополит Евлогий [(Георгиевский)] предложил и получил одобрение Св. Синода заменить в школах катехизис митрополита Филарета [(Дроздова), святителя Московского] катехизисом митрополита Антония, содержащий новое учение об искуплении. Это вызвало негодование, которое исходило от самой выдающейся и святоотечески мыслящей иерархии заграницей, в частности – от ведущего члена Синода, иногда возглавлявшего его, а также известного своей подвижнической жизнью архиепископа Феофана Полтавского. Из-за его возражения сам митрополит Антоний потребовал не делать его катехизис официальным, и «Догмат Искупления» остался до сих пор частным мнением митрополита Антония, а не официальным учением Зарубежной Церкви – пока что. 358 На тему этого «догмата» существует огромная литература, большей частью не в пользу учения митрополита Антония. Выдающиеся иерархи и богословы отзывались резко против учения митрополита Антония, оставаясь сами преданными и горячо любящими самого митрополита Антония, как например: Митрополит Анастасий – враждебно относящийся как к ереси. Архиепископы Феофан Полтавский, Серафим Богучарский (Соболев) – русский в Болгарии. [Архиепископ Феофан составил серьезное сочинение, которое было запрещено к печати Синодом, по сю пору не опубликованное полностью (с подробным обзором этого труда можно познакомиться в книге Ричарда (Фомы) Бэттса и Вячеслава Марченко «Духовник Царской Семьи, святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник», изданной Братством преп. Германа Аляскинского и Валаамским Обществом Америки в Москве). За этот труд святитель Феофан был изгнан из Синода приверженцами митр. Антония. Он уехал и тихо жил в пещерах во Франции. Его лишили даже погребения архиерейским чином. Архиепископ Серафим составил особое исследование, одобренное Болгарской Церковью.]

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

  разделы   рассылка  распечатать Владимир Кабаков О конференции, посвящённой памяти Владыки Антония Сурожского... Источник:  Русская неделя Прошло уже почти пять лет со дня кончины Митрополита Антония Сурожского... Сегодня о нём сделан фильм, издаются его труды, как отдельными книгами, так и двухтомным сборником. В Москве фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " и библиотекой-фондом " Русское Зарубежье " проводится конференция в память Владыки Антония. Принимают участие и выступают на конференции достойные люди, однако, странно, что из Сурожской Епархии, никто не был приглашён на эту конференцию и организовывают её люди, которые совсем недавно, ушли в " раскол " , нарушив один из главных заветов Митрополита Антония, который он не раз настойчиво повторял – что бы не случилось необходимо сохранять верность Московскому Патриархату и Русской Православной Церкви. Наверное, этим можно объяснить и то, что конференция проводится не в Лондоне, где жил, пастырствовал и умер Владыка Антоний, а в Москве, где никто не знает подробностей и правды раскола, а есть люди, для которых Митрополит Антоний Сурожский, был символом возрождения Русского Православия и которые, ничего не подозревая, дали согласие участвовать в этой конференции. Настораживает, что группа людей, занимающаяся организацией конференции, судя по их поведению, " приватизировала " духовное наследие Митрополита Антония, пользуясь и оправдываясь тем, что они были близки к Владыке в последние годы его жизни. Создаётся впечатление, что, монополизируя право на память о Владыке, как большом Учителе и духовном Пастыре, эти люди делают это не из соображений почитания памяти Митрополита, но из мирских расчётов, не из христианских, Божьих побуждений, а руководствуясь определённого вида идеологией и собственными материальными интересами. Их поведение можно было бы оправдать, тем что их близость к Владыке, была для них опасна и они тем самым рисковали бы своим жизненным благополучием, общаясь с ним. Но это не так, так как Владыка был почитаем всем православным сообществом и был одним из известнейших представителей Русской Православной Церкви, не только в России, но и за рубежом, в Западной Европе и во всём христианском и религиозном мире... Напомню, что Митрополит Антоний Сурожский, долгое время был экзархом РПЦ в Западной Европе, и вместе с тем возглавлял Сурожскую епархию Московского Патриархата, в Великобритании до самой своей смерти на восемьдесят девятом году жизни...

http://religare.ru/2_45544.html

  разделы   рассылка  распечатать Татьяна Кириллина В Феодоровском соборе Петербурга прошла встреча памяти митрополита Сурожского Антония (Блума) Источник:  Вода живая – Официальное издание Санкт-Петербургской епархии РПЦ 4 августа исполнилось четыре года со дня смерти митрополита Сурожского Антония (Блума, (1914-2003)). 5 августа в храме Феодоровской иконы Божией Матери, после Божественной Литургии, состоялась встреча с режиссером Валентиной Матвеевой, создателем серии фильмов " Апостол любви " о владыке Антонии (интервью с Валентиной Ивановной см. в восьмом номере журнала " Вода живая " ). Открывая встречу, Валентина Матвеева сказала, что и богослужение, и отношения между собой прихожан Феодоровского собора напоминают ей о храме Успения Божией Матери в Лондоне, настоятелем которого был владыка Антоний. Далее был показан фильм из серии " Апостол любви " под названием " Выбор пути " . После просмотра Валентина Ивановна ответила на вопросы присутствующих. – Валентина Ивановна, почему владыку Антония отпевал именно митрополит Минский и Слуцкий Филарет? – У владыки Антония в России среди митрополитов были два больших и верных друга – это владыка Филарет (Вахромеев) и митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Когда владыка Антоний ушел от нас, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил митрополита Филарета отпевать владыку Антония, а митрополита Владимира в Англию не послали, потому что незадолго до этого он перенес инсульт и говорил с трудом. Митрополит Филарет в 1960-е годы, в бытность ректором Московской духовной академии, взял на себя смелость пригласить владыку Антония читать лекции. Мое-то поколение помнит, а молодые вряд ли, что такое были 1960-е годы, время хрущевских гонений на Церковь. Хрущев почему-то ненавидел Церковь и все обещал " показать последнего попа по телевизору " . Мы знаем о сталинских репрессиях, а об этом времени – почти ничего, потому что все документы закрыты, их откроют только через 70 лет. В те времена прихожане могли вечером уйти из храма, а утром прийти – храма нет, разобрали. Устраивались провокации – во время крестного хода на Пасху в Александро-Невской лавре на деревьях вокруг Свято-Троицкого собора сидели голые девицы, а в Киеве безбожники пытались внести голую женщину в храм. В такие времена приглашать церковного деятеля из-за рубежа было просто опасно. Владыке Антонию запрещено было проповедовать в храме, поэтому желающие послушать его собирались на квартирах, ночью. В обыкновенные малогабаритные квартирки набивались по пятьдесят-сто человек. Рассказывают, что когда владыке Антонию из-за болей в спине – он всю жизнь от этого страдал – было невмоготу ни стоять, ни сидеть, он ложился на пол, и все из уважения к нему тоже ложились...

http://religare.ru/2_44324.html

Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича Подготовка текста, перевод и комментарии Е. А. Рыжовой Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым – одно из немногих известных в настоящее время сочинений царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного. Все сочинения царевича посвящены почитанию севернорусского подвижника XVI века Антония Сийского: Служба и Житие Антония Сийского, Похвальное слово и «Исповедание», в котором царевич описывает историю создания своих произведений. Преподобный Антоний Сийский (в миру Андрей), родившийся в северном местечке Кехта, постриженник Пахомия Кенского, основал в 1520 г. на реке Сие в Двинском крае монастырь в честь Святой Троицы и стал его первым игуменом. Преподобный Антоний Сийский при жизни был прославлен иноческими подвигами и пустынножительством, а после преставления 7 декабря 1556 г. – многочисленными чудесами от раки с мощами святого и от храмовой иконы Святой Троицы, по монастырскому преданию, написанной самим Антонием. В 1579 г., спустя 23 года после преставления Антония Сийского, игумен Антониево-Сийского монастыря Питирим и ученики святого архиепископ Новгородский Александр и инок Филофей пришли в Москву и обратились к Ивану IV с просьбой о канонизации святого. «Ходоки» принесли с собой и Житие Антония Сийского, составленное годом раньше священноиноком Антониево-Сийского монастыря Ионой. Архиепископ Александр обратился за помощью к царевичу Иоанну Иоанновичу, и тот, любовию «распалаем ко святому», написал службу Антонию Сийскому, которая и была представлена вместе с Житием в редакции Ионы на церковный собор 1579 г. Через полгода царевич Иоанн Иоаннович составил новую редакцию Жития Антония Сийского, а затем Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. О службе преп. Антонию Сийскому в редакции царевича Иоанна Иоанновича см.: Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве. СПб., 2004. С. 206–221. Житие святого в переработке царевича приведено в издании: Житие Антония Сийского: Текст и словоуказатель/Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть первая. Отрицание М. Антонием юридического взгляда на искупление Глава первая Несостоятельность учения М. Антония об искуплении, вследствие его необоснованности на Священном Писании и святоотеческих творениях. Ссылки М. Антония на труды лиц, не имеющих богословского авторитета. Неправильность взгляда на Еп. Феофана Затворника , как на схоластического толковника в учении о первородном грехе. Отрицательное отношение М. Антония к понятиям: «удовлетворение» и «искупительные заслуги Христа». Сущность учения М. Антония о догмате искупления заключается в том, что наше искупление будто совершилось не на кресте Голгофскою жертвою, а душевными страданиями Христа в саду Гефсиманском 9 . Такой взгляд нельзя назвать иначе, как новшеством, ибо он не имеет основ ни в Священном Писании , ни в святоотеческих творениях. Одно это обстоятельство уже показывает несостоятельность данного догматического взгляда, ибо православное учение всегда в своей основе имеет Божественное Откровение и святоотеческое учение. О такой несостоятельности свидетельствуют и ссылки М. Антония, для подтверждения своего учения, на архимандрита Сергия, ныне М. Московского , профессора протоиерея Светлова, иеромонаха Тарасия и архимандрита Иллариона, профессора Московской Духовной Академии 10 . Все эти лица, как нами было уже сказано, не могут быть богословским авторитетом, в силу отступления их от Богооткровенного и святоотеческого учения и проистекающих отсюда заблуждений, которые содержатся в рассмотренных нами ниже их сочинениях. Не говорит в пользу новой теории М. Антония и ненадлежащее его отношение к Еп. Феофану Затворнику , как к богослову, допускающему будто схоластическое толкование апостольского учения о первородном грехе 11 . Здесь, как и в толковании других мест Священного Писания , Еп. Феофан Затворник строго держится святоотеческого учения. Для нас Еп. Феофан есть благодатный толковник, благодаря своей святой жизни и в силу того, что он был весь проникнут учением и духом Святых Отцов, и в своем толковании Божественного Писания ничего не говорил от своего собственного разума, а говорил словами святоотеческого учения. Утверждать, что Еп. Феофан держится схоластического толкования в указанном тексте Священного Писания, это значит давать повод думать, что и Святые Отцы Церкви, толкование коих здесь приводится Еп. Феофаном, были схоластическими толковниками, и, таким образом, унижать святоотеческий авторитет. Мы с этим никогда не согласимся. По нашему глубокому убеждению, мы только тогда будем правильно понимать Священное Писание и не погрешать против истины, когда будем держаться Святых Отцов Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

IX. Игуменья Антония и современное ей светское общество в их взаимоотношениях Круг и характер отношений игуменьи Антонии к современному ей светскому обществу определяется тремя главными обстоятельствами ее жизни: происхождением ее, жизнью в Бородинском монастыре при игуменьи Марии и занятием ею важного поста – настоятельницы Московских иноческих обителей. Игуменья Антония происходила из среды богатого Московского купечества, той среды, многие представители которой, будучи истинными сынами православной церкви, издавна являлись, являются и до настоящего времени щедрыми поддержателями церковного благосостояния, покровителями и благотворителями как приходских храмов, так и иноческих обителей. Еще во время прохождения Александрой Троилиной послушнического искуса в Бородинском монастыре известные московские коммерсанты братья Иван, Тимофей и Константин Прохоровы, из которых последний был мужем ее родной сестры, считались щедрыми благодетелями Бородинской обители, входили во все нужды сестер и помогали монастырю во всем касательно хозяйственных дел и необходимых потребностей общежития, а Иван Васильевич получил и особое наименование от сестер «родного благодетеля» 36 . Поставленная настоятельницей московских обителей, сначала Страстного монастыря, а потом Алексеевского, игуменья Антония нашла эти обители в неустроенном виде. И много ей пришлось употребить и сил и средств на приведете этих обителей в надлежащей порядок. Знакомое и родное ей московское купечество было хорошим помощником ей в этом деле. Когда же служила матушка в Алексеевском монастыре, имевшем кладбище, то московские купцы, хороня здесь своих родных, делали немалые вклады на содержание как монастыря, так и монастырского духовенства Бородинская игуменья Мария, происходя по отцу из рода Нарышкиных, а по матери от князей Волконских, бывшая в замужестве за генералом Тучковым, имела кроме этих фамилий многочисленную титулованную родню (например, князей Голицыных, графов Шереметьевых и других), со многими из которых поддерживала близкие отношения до самой своей смерти, посещая их и принимая у себя в монастыре. Недюжинное дарование и хорошее образование, при выдающейся кротости, которыми обладала любимая послушница игуменьи Марии, Антония, часто сопровождавшая игуменью во всех ее поездках, скоро обратили на себя внимание титулованных родственников игуменьи Марии. Этим было положено основание отношениям игуменьи Антонии к аристократическому обществу, отношениям, впоследствии все более и более развивавшимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Репортажи Болезнь, страдание, смерть в свете Боговоплощения – тема второго семинара по осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского 08.04.2008 16:08 Москва, 8 апреля Благовест-инфо. Второй семинар из цикла «Цельность человека: дух, душа, тело»,  посвященного осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского, состоялся 7 апреля в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье». Импульсом для проведения семинара стала первая российская конференция , посвященная разным аспектам наследия митрополита Антония. Докладчики, выступившие 7 апреля, продолжили обсуждение тем, поднятых на первом семинаре . Ведущая вечера – кандидат философских наук Наталья Ликвинцева предложила для обсуждения текст доклада митрополита Антония Сурожского на Епархиальном съезде 1996 г «Тело, дух, душа: целостность человеческой личности». Ко всем участникам семинара были обращены следующие вопросы:  как влияет мысль о Воплощении Христовом на наше повседневное восприятие собственной телесности и душевности, на наше отношение к здоровью, болезни, смерти? Что такое здоровье, болезнь и исцеление в контексте цельности человека? Первая докладчица – ученица, духовная дочь и многолетняя соратница митрополита Антония, рефлексотерапевт Фредерика де Грааф    – православная голландка, которая уже седьмой год работает в  первом московском хосписе в качестве волонтера, -- каждый день сталкивается со страданиями и смертью. Осмысление жизни, болезни, смерти в свете Воплощения является для нее не только лишь богословской проблемой, но насущной, ежедневной необходимостью, поэтому так ценен ее опыт. Каков наш ответ – всей Церкви и личный – на факт Воплощения Христова? Если мы не ставим так вопрос, то мы «напрасно любуемся и изучаем то, что говорил владыка», -- считает Фредерика де Грааф. По ее словам, вера в Воплощение Христа дает возможность для тела стать «духоносным», а это,  в свою очередь, принципиально меняет отношение христианина к своему телу, к «другому», к больному, к страдающему, предполагает «трепетное отношение» к тому, кто рядом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Хроника: Первая конференция, посвящённая осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 28–30 сентября 2007 г. в помещении Библиотеки-Фонда “Рус­­ское Зарубежье” состоялась первая конференция, посвящённая осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского, организованная Фондом “Духовное наследие митрополита Антония Сурожского”. Конференция получила благословение и приветствие от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и от Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, главы Синодальной Богословской комиссии. В течение трёх дней интенсивной работы участники размышляли над различными аспектами многогранного наследия приснопамятного архипастыря. О молитвенном предстоянии “здесь и теперь” по примеру Владыки говорил рукоположенный им протоиерей Сергий Овсянников (Амстердам). Пастырским урокам владыки Антония для современной церковной реальности в России был посвящён доклад игумена Петра (Мещеринова; Москва); со своими замечаниями и мыслями по этому поводу выступил А. И. Кырлежев (Москва). Об открытости митрополита Антония проблемам современного мира так или иначе свидетельствовали многие из тех, кто был рядом с ним долгие годы — Ирина Яновна фон Шлиппе (Лондон–С.-Петербург), протоиерей Стефан Хедли (Ве­зеле, Франция), Амал Дибо (Ливан): Владыка призывал каждого мирянина к ответственному служению на своём месте в полную меру своих сил. В этом смысле было ценно свидетельство Фредерики де Граф, зачитанное священником Христофором Хиллом: они оба трудятся, служат в Первом московском хосписе. Доклады “теоретические” — А. И. Шмаина-Великанова. Хесед: о повседневной святости в учении митрополита Антония; М. Г. Се­лезнёв. Царство небесное в Евангелии от Матфея. Евангельский текст, народная интерпретация и муки перевод­чиков (“Царство Божие это не место, это состояние”. Митрополит Антоний); Г.

http://pravmir.ru/hronika-pervaya-konfer...

Скачать epub pdf В год столетия со дня рождения митрополита Сурожского Антония мы поговорили с митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром) , викарием Фиатирской епархии Константинопольского Патриархата, одним из самых авторитетных православных богословов нашего времени о наследии владыки Антония, его влиянии на религиозную ситуацию в Великобритании и современном состоянии Православия в Соединённом королевстве. – Ваше Высокопреосвященство, в этом году исполняется 100 лет со дня рождения митрополита Антония Сурожского . У нас в России его сегодня воспринимают в основном по его книгам, видеозаписям проповедей и рассказам тех русских, на жизнь которых он оказал влияние. Но ведь есть и взгляд с другого ракурса: можно ли говорить о том, что митрополит Антоний внес серьёзный вклад в проповедь Евангелия в ХХ веке в Великобритании? В какой мере его проповедь была воспринята в британском обществе? Стал ли он фактом английской культуры? Или всё-таки он больше обращался к русской общине? – Влияние митрополита Антония распространилось как на общину русских эмигрантов, так и на более широкие слои общества. Он был первым православным деятелем Англии – считая и духовенство, и мирян – получившим широкую известность в британском обществе. Да, были также и другие православные люди, активно общавшиеся с инославными. Но владыка Антоний – прежде всего благодаря своим выступлениям по телевидению – был первым православным, пользовавшимся в умах британцев репутацией влиятельной фигуры. Так что, разумеется, он оставил существенный след. Но также его вкладом стало созидание русского прихода в Лондоне в юрисдикции Московского Патриархата (еще один русский приход принадлежал Русской Православной Церкви Заграницей, т. н. «Зарубежной Церкви»). Приход Московского Патриархата в Лондоне, который в конце 1940-х годов возглавил митрополит Антоний, был небольшой общиной русских эмигрантов. Его стараниями эта община выросла в активный приход, состоящий в основном из православных англичан. Но в последние годы активного служения владыки Антония приход пополнился новыми эмигрантами из России.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/mi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010