Ради единства учения мне представлялось должным держаться, сколько возможно, катехизисов, уже одобренных св. синодом». Далее митрополит московский, предлагая план к составлению учебной книжки для сельского юношества, указывал, что нужно внести в неё из катехизисов, одобренных синодом, и какие, приспособительно к особенной цели, необходимо сделать дополнения и изменения в этих катехизисах. 114 Таким образом. Руководство для сельского юношества, вопреки усилиям Протасова, Антония и Гедеона ввести его в сельские училища, осталось в синодальном архиве. Но если в показанном деле личность Антония представлялась не совсем с выгодной стороны, то в следующем случае он является благородно-великодушным. После возведения его в сан петербургского митрополита, прежний его враг Амвросий очень испугался сего назначения и писал к одному из синодских чиновников, чтобы тот разведал, не думает ли новый митрополит мстить за те неприятности, которые терпел от него на Волыни. Чиновник довел об этом до сведения Антония, который ответил: «Напишите преосвященному Амвросию, что я об одном только сожалею, что он меня и прежде не знал, да и теперь не знает». Рассказывая об этом своему зятю в 1846 г., Антоний присовокупил: «Да и за что мне мстить ему, когда он был орудием Божия Промысла и мне должно считать его более благодетелем моим, чем врагом; не будь Амвросия, я не был бы митрополитом». Действительно, Антоний явился защитником прежнего своего врага, который, без его ходатайства, лишился бы епархии, и вот каким образом. До синода беспрестанно доходили жалобы на необыкновенную медленность в течении дел и на разные, более или менее важные беспорядки и даже злоупотребления по пензенскому епархиальному управлению, во главе которого стоял тогда упомянутый Амвросий. После разных безуспешных подтверждений, синод наконец поручил викарию киевскому Варлааму подробно обревизовать дела по управлению пензенскою епархией, за шесть лет, с 1839 по 1845 г. Варлаам, найдя множество беспорядков, собственно об Амвросии донес, что он действовал в управлении без всякого соблюдения законных форм; решал дела по первому на них взгляду, не всегда верному; по делам следственным назначал следователями тех самых, которые были доносителями, и во многих случаях расширял права иерархические далее пределов, законами положенных, что в особенности замечено: а) в награде священников скуфьями черного бархата, для употребления их в священнослужении, во всем подобно со скуфьями фиолетовыми, Всемилостивейше жалуемыми по удостоению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сатисфакционное толкование догмата Искупления, пришедшее к нам в западном понимании, принявшем строго-логическую, 730 законченную форму, настолько привилось к нашему сознанию, что стало как бы неотъемлемой его частью. Это относится не только к более древнему времени – к Петру Могиле , к св. Димитрию Ростовскому , Стефану Яворскому , но также и к митрополиту Филарету Московскому и епископу Феофану Затворнику , а также встречается в популярных сочинениях, издаваемых для народа. Проф. Светлов, проф. Несмелов , а также иеромонах Тарасий высказали мысль, которая была полностью развита и получила свою законченность в трудах блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого) : «Догмат Искупления» и «Опыт христианского Православного Катехизиса». В этих сочинениях митрополит Антоний совершенно порывает с традиционным, сатисфакционным толкованием догмата Искупления, отвергая такое толкование как происходящее от средневековых законов рыцарской чести. В своем толковании митрополит Антоний делает ударение на молитву Спасителя в Гефсиманском саду в ночь Своего предания, и основывает Искупление на сострадающей любви Спасителя. Эти взгляды митрополита Антония встретили возражение и в Европе, и на Дальнем Востоке. 731 Возражающие указывали на то, что митрополит Антоний в деле Искупления не придает того значения самой Крестной Жертве, какое она должна иметь на основании Священного Писания и святоотеческих высказываний, а также умаляет значение Креста в деле Искупления. Можно соглашаться или не соглашаться со взглядами митрополита Антония, но нет никакого сомнения, что митрополит Антоний бросил свет на толкование догмата Искупления в иных аспектах, чем это было принято до сих пор, а также осветил тот момент, который имеет огромное значение и непосредственно предшествует Кресту, и который до этого не был изучен в достаточной степени ни одним богословом – это молитва Спасителя в Гефсиманском саду в ночь Его добровольного предания Себя на крестную смерть. I. История возникновения сатисфакционного толкования дошмата Искупления на Западе

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Самым важным и самым прискорбным для раскола событием в этой борьбе двух толков было то, что Кирилл, склонившись за деньги на сторону противокружников, поставил им особого епископа на Московскую кафедру, некоего Антония, который в отличие от занимавшего тогда эту кафедру Антония, подписавшего Послание, назывался 2м, также Муравлевским, по имени купца Муравлева, главного из московских противокружников. С этого времени австрийская иерархия разделилась на двое: на противокружническую и окружническую; обе считают одна другую еретическими, и борьба между окружниками и противокружниками с этого времени сделалась еще упорнее и непримиримее. Теперь епископы-окружники, даже не сочувствующие Посланию, по необходимости должны были защищать его, чтобы не дать преимущества епископам-противокружникам. Впрочем, Антоний-окружник всегда готов был пожертвовать Посланием, к которому никогда не питал расположения, лишь бы восстановить мир в Австрийской иерархии; но все его попытки в этом роде были тщетны. Преемник Антония – Савватий недавно (1-го декабря 1884 г.) подтвердил прежние уничтожения Окружного Послания ради мира с противокружниками; но мира ожидать невозможно. Противокружники и окружники остаются и останутся в разделении. Окружники успели завладеть Рогожским кладбищем, где открыто теперь служат их попы: это им дало большое преимущество пред противуокружниками не только в Москве, но и в других местах России. 15 Многие спрашивают: какие иереи и по какому убеждению могли решиться переходить в раскол с проклятием православной церкви и с повторением таинства миропомазания? Что расколь­ники убедительных доказательств о мнимых ересях православ­ной церкви и о правоте раскола православному священнику пред­ставить не могли, это понятно само собою, – да и представлять такие доказательства они совсем не старались, а посылали обыкновенно для разыскания священников людей простых, не сведу­щих в писании, умевших только обольщать обещаниями мате­риальных выгод будущему своему пастырю. Отсюда само собою понятно, какой нравственности священники решались подвергаться чиноприятию, то есть проклятию св. церкви и перемазыванию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Βεδь μы жηβεμ η δβηжεμся η сυщεсτβυεμ β Βογε – Οτцε, Σыνε η Δυχε, – β Βογοчελοβεκε-Σπαсητελε. Νε τολьκο ναшε βνεсοζνατελьνοε βыτηε, νε τολьκο ναшα δυχοβνο-τελεсναя жηζνь β Νεμ, – νο β Νεμ η ναшη δβηжενηя, – τελεсνыε η δυχοβνыε. Ναшα μысλь εсτь δβηжενηε δυχα, ναшε cλοβο εсτь δυχοβνο-τελεcνοε δβηжενηε. Η эτο δβηжενηε μοжετ сταβητь ναc β βολεε τεcνοε εδηνενηε c Βογομ, κακ βы δαετ ναμ οсяζατь Βογα 1369 . Ποэτομυ προηζνοсящηй μολητβυ Ηηcυcοβυ ρεαλьνο сοπρηκαсαετся c Σαμημ Βογομ Ηηcυcομ, – κακ Φομα, οсяζαετ Εγο δυχοβνο 1370 . Предисловие Флоренского и отзыв Муретова, напечатанные вместе с «Апологией» иеросхимонаха Антония (Булатовича), свидетельствуют о том, что в «московском кружке» весной 1913 года шла интенсивная работа по осмыслению учения афонских монахов- " простецов»: под это учение постепенно подводилась философская база. Впоследствии к осмыслению философской стороны имяславия подключатся и другие члены кружка, такие как С. Н. Булгаков и В. Ф. Эрн, однако произойдет это уже после того, как имяславие будет осуждено Святейшим Синодом Российской Церкви. Подведем некоторые предварительные итоги касательно имяславского учения на тот момент, когда оно было осуждено Святейшим Синодом (весна 1913 года). В арсенале имяславцев были: книга «На горах Кавказа» схимонаха Илариона, ответ схимонаха Илариона на рецензию инока Хрисанфа, несколько статей афонских иноков в защиту почитания имени Божия, «Апология» иеросхимонаха Антония (Булатовича) и отзывы на нее «высокопросвещенных российский богословов» (Флоренского и Муретова). Если книга «На горах Кавказа» представляла собой главным образом практическое руководство к молитве Иисусовой, то уже в ответе на рецензию инока Хрисанфа содержится набросок теории имен, нашедшей более детальное обоснование у о. Антония (Булатовича) и у «российских богословов». Эта теория имен, примененная к учению о почитании имени Божия, составила теоретическую базу учения имяславцев об имени Божием. Вот основные пункты этого учения: 1 . «Имя Божие есть Сам Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Бранит его и лисой и козлом, и подводит под еретика, не признающего «благодати Духа Святого, явившейся на апостолах в виде огненных язык». Антоний ходил по московским торговым рядам и агитировал среди калашников, пирожников и др. лавочников, проповедуя огненный образ Духа Святого и «многих научил». Московская улица верила в Антония и «смотрела на него, как в зерцало, а не в писание св. отцов». Возражающий Антонию Наседка сообщает нам, что Антоний собрал «много писания». Наседке пришлось возражать пространно, в 35 главах. Наседка тоже за словом в карман не лазил. Сдабривал свою полемику откровенными ссылками на пьянственное житие своего антагониста. Он пишет Антонию: «Что, буйственный, возносишься умом на разум св. Отцов… И являешь новое богословие, дабы веровали твоему собранию от книг, якобы Бог огнь есть и огнем священнодействует таинство христианское? Скажи, лукавнующий, кому верить, тебе ли, пресмыкающемуся на земли, или восшедшему умом превыше всех небес и видевшему Бога — Слово и слышавшему от Него: «В начале бе Слово, а не огнь; и Слово бе у Бога, а не огнь; и Бог бе Слово, а не огнь?.». Ты, тварь, и себя не знаешь, а Творца хочешь показать ведомым по существу. Возьми всеведущий, св. книгу Бесед Евангельских и почитай во второй беседе следующее: невозможно сказать, невозможно даже помыслить по достоинству, что есть Бог в существе — преименен бо есть и многоименен и безъименен». Тут явно выступает ясный разум Наседки, понимающего в восточном богословии его тонкое драгоценное исихастическое предание. Изобличает он Антония и чисто диалектическим методом. «Ты (Антоний) отступаешь от исповедания православной веры, где сказано «исповедую едино крещение», которое, как многократно свидетельствует божественное писание совершается водою и Духом. А ты утверждаешь еще другое крещение — огненное, осьмое, пагубное, о котором Златоуст пространно написал в беседе 40-й на Матфея».    Выдвигает Наседка против Антония, метя во всех своих соотечественников, и невежественное слепое поклонение последнему напечатанному тексту, без проверки его не только домашними древними текстами, но и греческим оригиналом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Думают видеть светлую черту в том, что русская лжеиерархия в июне прошедшего года отказалась от белокриницкой. Но это сведение неполно и неточно. После взаимной борьбы лжеархиепископа Антония московского и лжемитрополита Кирилла белокриницкого, посредством соборов, актов взаимных осуждений, 13 января сего 1864 года, в многочисленном и шумном собрании раскольников на Рогожском кладбище, происходили споры за Антония и Кирилла, и, наконец, на стороне Антония оказалось только около десяти человек, а огромная толпа объявила себя на стороне Кирилла. Следственно, раскол не перестал иметь себе точки опоры за границею. И сам Антоний вследствие происшествия 13 января принуждён был преклониться пред Кириллом и послать к нему в Белую Криницу миролюбивые грамоты. Но если бы и подлинно русская лжеиерархия поставила себя независимою от белокриницкой, не слишком ли вредоносна и сия домашняя язва, оставленная без врачевства, расширяющаяся без пределов? Вместе с сильно возрастающим числом лжеепископов и лжесвященников австрийского и русского происхождения умножаются отпадающие от православия. Так, например, в Богородском уезде в последние три года число раскольников увеличилось 18508 душами обоего пола. Предоставить раскольнической лжеиерархии неограниченную свободу действования значит – предоставить волкам свободу похищать овец. Лесной волк, похитив одну овцу, насытится и, хотя на время, оставит стадо в покое. Волк духовный и сотнями похищенных овец не насытится, но будет похищать днём и ночью. Преследовать определённые случаи совращения в раскол большею частию неудобно: совратитель запирается, раскольник, над которым и при котором совершено совращение, подтвердит его запирательство. Впрочем, лжесвященник, который не изобличён в совращении одного известного лица, но около которого очевидно умножаются раскольники и который своим служебным действованием непрестанно поддерживает раскольников в расколе, менее ли зла делает православной церкви, нежели тот, который обличён в совращении одного православного? Итак, не требует ли справедливость и предосторожность, чтобы поставлены были хотя некоторые пределы раскольнической лжеиерархии?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

О, но тогда с помощью Божиею у меня будет возможность даже отгадывать и исполнять все, что может и молча доказать Вам, как свято и глубоко Вас уважаю, и верьте, что Бог даст мне радость видеть, что и Вы довольны иметь около себя безгранично преданное Вам существо». Из приведенных строк, между прочим, видно, как матушка Антония относилась к такому слишком горячему чувству к ней ее поклонницы, к такому, можно сказать, обожанию ее. Имея ту мысль, что такое высокое чувство должно иметь своим предметом только Господа Бога, а никак не человека, и обладая при этом выдающимся смирением, матушка, очевидно, старалась направить это чувство к истинной цели и запретила своей почитательнице говорить и писать о нем. В качестве же средств для надлежащего направления так охватившего душу молодой энтузиастки одушевления матушка снабдила ее подходящими книгами. «Благодарю Вас, – пишет эта особа в другом письме, – за книги сочинения святого Ефрема Сирина ; я прочла 1-ю часть». Затем матушка давала ей, можно думать, и наставление о том, что нужно как можно более времени проводить в молитвенной беседе с Творцом и Промыслителем вселенной, чтобы возгреть в себе истинно-религиозные чувства и настроения. В том же письме мы читаем: «Акафист Царице Небесной я читаю каждый день утром, а по четкам прохожу два раза в день 40 поклонов – Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную – земных и 160 малых, потом 4 поклона земных, прочтя Богородицу, и 16 малых. Еще утром, в вечерню и вечером читаю, что сказано в уставе псалтыря; вечером же в воскресенье, когда не полагается псалтири, я буду читать акафист Спасителю». В виду больших музыкальных талантов своей почитательницы матушка советовала ей изучить церковные песнопения и учиться игре на скрипке, под которую обычно до самого последнего времени, именно, до распространения фисгармонии, обычно разучивались женские монастырские хоры. «Начала я, – читаем мы в одном письме, – учиться на скрипке и с любовью, но с любовью только потому, что это Ваше желание, сама же я не очень-то жалую этот инструмент, даже в руках самых лучших артистов....

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В заключение нашей речи о постановке церковного пения в Алексеевском монастыре мы должны упомянуть об одном обстоятельстве, обусловливавшем собою благие результаты деятельности игуменьи Антонии в этой области, – ее любовно-материнском отношении к певчим. Она не только внимательно заботилась о всех насущных нуждах своих клирошанок, но даже находила возможным доставлять им некоторые удовольствия. Так в продолжение многих лет своего настоятельства в Алексеевском монастыре игуменья Антония имела обычай в день своего ангела – 10 июля угощать всех певчих особо для них устраиваемым обедом с фруктами. Любовь и материнские заботы матушки Антонии о певчих были настолько велики, что не оканчивались со смертью их, но и сопровождали их и в загробной жизни. Скорбя о потере кого-либо из своих певчих, она усердно поминала их в своих молитвах призывая в то же время к поминовению и лиц, знавших почившую. «Сочувствую Вашей скорби, матушка, в потере такого редкого голоса Вашего хора, писал ей архимандрит Иустин от 22 августа 1888 г. В последний раз нашего приезда я слушал этот голос и любовался им, не воображая, что она была больна и столько времени. Жаль ее и Ваш хор. В первый день Пасхи у нас отправляется после вечерни так называемая архиерейская панихида, на которой поминают почивших архипастырей, – помянем вкупе с ними и новопреставленную монахиню Варсонофию». Последние слова архимандрита Иустина были, можно думать, ответом на просьбу матушки Антонии помолиться об умершей. Игуменья Антония еще при жизни ее послушницею в Спасо-Бородинском монастыре имела большую любовь и усердие к женским рукоделиям. Почти все время, свободное от молитв и поручаемых игуменьею Мариею занятий, она проводила в вышивании различных вещей для церковного употребления, и, продолжая такие занятия почти до конца своей жизни, она достигла в этом деле большого искусства Признавая такой труд особенно приличествующим монашествующим, она старалась как можно шире развить его в Алексеевском монастыре. Золотошвейное искусство – по выработке главным образом предметов церковного обихода издревле было весьма распространено среди русских цариц и боярынь, живших в затворе в своих теремах и среди других затворниц монахинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

По смерти Антония, „собором российских древлеправославных епископов“, Савватий избран был на его место и тем-же Пафнутием возведен в архиепископа московского. Савватий человек бесхарактерный, весьма ограниченного ума и не начитанный, только большой охотник до архиерейских служений. Как получивший поставление от окружника, он, казалось, должен-бы быть большим поборником Окружного Послания. На самом-же деле, не имея никаких твердых убеждений, Савватий с окружниками – окружник, с неокружниками – неокружник. Впрочем, в 1884 году Савватий и Духовный Совет решились на примирение противоокружников через подтверждение формального уничтожения Окружного Послания, с чем согласился даже и Пафнутий казанский. Для этого от лица Духовного Совета издано было „объявление“, но противоокружники этой позорной уступчивостью Духовного Совета вовсе не убедились и остаются по прежнему в полном отделении от окружников, даже и предающих Окружное Послание уничтожению. С другой стороны, такие действия Совета возбудили неудовольствие и ропот среди искренних окружников, во главе которых, по смерти Ксеноса, стал ученик его – Балтский епископ Сильвестр. Последний, по поводу изданного в 1884 году подтверждения уничтожения Окружного Послания, вошел в столкновение с Савватием и с Духовным Советом, и своим решительным протестом остановил дальнейшее движение примирения партий на основании уничтожения Послания. В последнее время Сильвестр приобрел себе союзника в лице Паисия Саратовского. е) Епископы-противоокружники Во главе епископов-противоокружников стоит Иосиф Нижегородский, который поставлен Антонием 2-м, родоначальником противоокружнической иерархии. Оставшись после Антония единственным епископом у противоокружников, Иосиф старался занять место Антония. Но старания его не увенчались успехом, с одной стороны, потому, что Иосиф не отличается воздержностью жизни и подвержен некоторым греховным слабостям, известным большинству старообрядцев, с другой – потому, что он рассорился с поставленным им же на Балтскую епархию епископом Кириллом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Если останется большая половина, то еще можно жить; а если останется меньшая половина, то будет худо. 94 Смотря, таким образом, довольно мрачно на происходившие в Турецкой империи события, и замечая, кроме того, что сами Турки стали не очень дружелюбно смотреть на живущих между ними старообрядцев, которых подозревали в тайной приверженности к России, Аркадий по необходимости обратил свой пытливый выжидательный взор также на Россию, где, вместо прежнего вредоносного, по его выражению, северного поветрия, замечал он благорастворение воздухов, среди которого легко стало дышать старообрядцам, и которым при удобных обстоятельствах хорошо было бы воспользоваться и ему. Повидимому, его взгляд на Россию действительно изменился, и он стал усердно заботиться об установлении и упрочении добрых отношений к русскому правительству. Это особенно ясно обнаружилось в его поведении по делу о частице из пятой просфоры. Известный невежда и фанатик, Антоний московский (первый) проповедывал, что за царя, как пребывающего в ереси, вынимать назначенную в служебнике частицу (т.-е. из пятой просфоры) не подобает, и даже составил о сем предмете нелепую тетрадку, которую раздавал всем рукоположенным от него раскольничьим попам, строго заповедуя держаться изложенного в ней наставления. Эта нелепая тетрадка и этот образ действий Антония вызвали сильный протест со стороны тогдашнего коломенского епископа Пафнутия, который по сему случаю нещадно обличал Антония и в невежестве, и в изуверстве, угрожая, кроме того, отдать его действия на суд митрополии и собора епископов. Но Антоний и сам послал тетрадь свою за границу к подобному же себе фанатику, Аркадию Васлуйскому, чтоб он дал ее на рассмотрение и прочим заграничным раскольничьим архиереям. От Васлуйского она действительно была доставлена и в митрополию, и к Аркадию Славскому. 95 Таким образом, возник вопрос о частице из пятой просфоры. Васлуйский, разделял мнение Антония и писал к Кириллу, чтоб он воздержался от противного решения. Аркадий Славский, напротив, восстал решительно против Антониева лжеучения, находя его несогласным с учением церкви, совершенно неблаговременным и крайне опасным для старообрядства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010