Разделы портала «Азбука веры» 13 Окт 2023 Фото: mitropolia74.ru Челябинск, 12 октября. В медиахолдинге «Гранада-пресс» 11 октября состоялась пресс-конференция, посвященная причислению к лику святых южноуральского священника Василия Носова. 24 августа Синод включил его имя в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, сообщает сайт Челябинской митрополии. «Отец Василий – первый святой, канонизированный именно Челябинской епархией. Для нас это торжество исторической правды», – отметил на пресс-конференции председатель комиссии по канонизации святых Челябинской епархии протоиерей Борис Кривоногов. Процесс сбора документов для канонизации отца Василия проходил тяжело, рассказали участники встречи. Священник жил в трудное время, но по словам отца Бориса Кривоногова, своей мученической кончиной подтвердил верность Христу. Стойко вынес испытания в ссылках, во время ареста в 1937 году никого не предал, был доброжелателен с сокамерниками. «Было важно предоставить официальные документы о благочестивой жизни, твердой вере в Бога и отсутствии всякой связи с обновленчеством», – рассказала архивист Галина Кибиткина. Челябинские историки и архивисты проделали огромную работу. Дело отца Василия Носова следователи НКВД включили в «Дело епископа Антония Миловидова», в котором было 99 томов. Специалисты просматривали каждый лист: допросы свидетелей, обвиняемых, акты и протоколы. По крупицам собрали десять томов материалов о южноуральском священнике. Протоиерей Борис Кривоногов подчеркнул, что отец Василий Носов канонизирован не как местночтимый подвижник, а как святой всей Русской Православной Церкви. Ему устанавливается общецерковное почитание. Со временем составят службу, день памяти – 4 октября, включат в календарь. Возможно, построят храм, названный именем Василия Носова. 15 октября во время прославления святого в Свято-Симеоновском кафедральном соборе верующие смогут поклониться иконе священномученика Василия, духовенство пропоет ему тропарь. Василий Михайлович Носов родился 29 января 1886 года в станице Екатериновская на Кубани в семье кубанского казака Михаила Носова и его супруги Агафии. Окончил церковно-приходскую школу и выдержал экзамен на звание учителя народной школы. В 1908 году его семейство переселилось в Кустанайский уезд Тургайской области. В 1913 году Василий Носов поступил в пастырско-миссионерскую школу при Оренбургском архиерейском доме, где готовили священников-миссионеров.

http://azbyka.ru/news/chin-proslavlenija...

24 6 декабря по ст. ст. – церковная память святителя Николая Мирликийского, именины протоиерея Николая. 26 Поспехов Дмитрий Васильевич (1821–1899) – выпускник КДА (1845), магистр богословия; с 1845 г. бакалавр, с 1851 г. экстраординарный, с 1853 г. ординарный профессор КДА по кафедре философии; с 1874 г. доктор богословия. В сентябре 1895 г. праздновалось 50-летие духовно-учебной деятельности Д. В. Поспехова. 27 Фаворов Назарий Антонович (1820–1897), протоиерей – выпускник КДА (1845), магистр богословия; в 1845–1859 гг. преподавал в КДА Священное Писание , патристику, церковное красноречие. С 1859 г., по принятии священного сана, был назначен профессором богословия Киевского университета святого князя Владимира; с 1862 г. доктор богословия. В сентябре 1895 г. праздновалось 50-летие духовно-учебной деятельности протоиерея Назария. «Антониево приветствие» – от имени ректора КазДА архимандрита Антония (Храповицкого) . Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), архимандрит – выпускник СПбДА (1885), в том же году принял постриг; преподаватель гомилетики, литургики и каноники в Холмской ДС (1886), преподаватель (1887) и инспектор (1889) СПбДА, ректор Санкт-Петербургской ДС (1890), МДА (1891), КазДА (1895), с 1897 г. в сане епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с 1899 г. – епископа Чистопольского,викария той же епархии; с 1900 г. епископ Уфимский и Мензелинский. 28 Миловидов Николай Константинович (1844–1896), протоиерей – выпускник Нижегородской ДС (1866) и КазДА (1870); с 1887 г. профессор богословия Казанского университета и священник университетской Крестовоздвиженской церкви. 29 Ловягин Евграф Иванович (1822–1909) – выпускник СПбДА (1847), в ней же бакалавр греческого языка (1847), экстраординарный (1853) и ординарный (1857) профессор математики, после 1869 г. – профессор греческого языка и его словесности; с 1894 г. на пенсии. Смирнов Петр Алексеевич (1831–1907), протоиерей – выпускник МДА (1854), в ней же бакалавр церковной археологии и еврейского языка (1854); священник церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Во 2-й пол. 40-х гг. на большой территории действовали михайловцы. Это движение было основано самозваным «епископом» Михаилом Ершовым, выдававшим себя за вел. кн. Михаила Романова. Он якобы был рукоположен в иереи в 1930 г. иосифлянским еп. Нектарием (Трезвинским), а затем получил архиерейскую хиротонию от андреевского еп. Антония Миловидова. С 1943 г. Ершов находился в заключении, однако его последователи организовали ряд нелегальных общин. Так, подпольные домовые храмы михайловцев действовали в г. Касимове, пос. Сынтул и дер. Перхурово Касимовского р-на Рязанской обл. Эти общины были раскрыты в 1949 г., их руководители арестованы. Всего в кон. 40-х гг. было выявлено в Рязанской, Липецкой, Горьковской и Владимирской областях не менее 20 тайных церквей и скитов михайловцев, где проживало ок. 100 чел. В 1950 г. по групповому делу михайловцев было осуждено более 20 активных участников. В кон. 40-х - нач. 50-х гг. в Чувашии были раскрыты катакомбные общины андреевцев. В 1947 г. в Цивильском р-не арестовали тайного свящ. Алексея Корнилова, позднее там же - тайных иеромонахов Митрофана (Васильева) и Гурия (Павлова). В г. Цивильске в зданиях закрытого Тихвинского мон-ря, где размещался детский дом, обнаружили комнаты, в к-рых жили насельницы тайного жен. мон-ря. Его настоятельницей была престарелая мон. Анастасия (Федотова). По данному групповому делу к уголовной ответственности были привлечены 10 сторонников И. п. х. В 1950 г. в г. Балашове Саратовской обл. был арестован окормлявший местные тайные общины свящ. Тихон Голынский (при задержании имел документы на имя И. И. Михайловского). На следствии он признал, что являлся руководителем «антисоветской организации последователей Истинно православной церкви». Как утверждал Голынский, в 1939 г. в Ухтинско-Печорском лагере его хиротонисали во епископа под именем Антоний находившиеся в заключении епископы сщмч. Вассиан (Пятницкий) , Ювеналий (Машковский) и Агафангел (Садовский; епископ андреевского поставления). Тогда же на совещании 12 архиереев разной церковной ориентации, отбывавших наказание в лагере, Голынский, по его словам, получил указание на свободе стать во главе ИПЦ.

http://pravenc.ru/text/675029.html

Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Мф.6:21 Недавно у нас в гостях были несколько монахов. Сидели за столом, ели и пили то, что Бог послал. Говорили они в основном о поездке на Афон, откуда вернулись недавно, и о прочих интересных вещах: о расколе, о Божественной Литургии , обсуждали Евангелие от Луки, говорили о том, как поют в Греции, и вообще о тонкостях греческого языка… Чем живет человек? Какие у него интересы, стремления? Всё проявляется за столом, в общей беседе, ведь «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12: 34). Ватопед. Фото: К.Миловидов/НС      Есть люди, для которых застолья являются чуть ли не смыслом жизни: к приходу гостей хозяева делают генеральную уборку, закупают продукты, готовят разнообразные блюда. А люди, собираясь в гости, подбирают соответствующую одежду, «скидываются», чтобы купить спиртные напитки, – каждому из нас это знакомо, ведь мы, разумеется, время от времени тоже принимаем участие в различных пиршествах. Дни рождения, свадьбы, всевозможные праздники мирские люди отмечают, как говорится, «с размахом»: с пьяными песнями, неуклюжими танцами, и, несмотря на хроническую нехватку денег, столы ломятся от еды и спиртных напитков. И гости, и хозяева, как правило, громко разговаривают, жестикулируют, яростно спорят, неистово веселятся: «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» (Ос. 4: 10–11). О чем говорят люди за столом? Они сетуют на плохо сделанный ремонт, вновь сломавшуюся машину, покосившийся забор на садовом участке, пошатнувшееся здоровье, злобно обсуждают политику, ехидно смеются над «звездами», которых видят на экранах своих телевизоров. И заодно они часто – с неприкрытой ненавистью – обсуждают духовенство. При этом совсем не понимая, что представляют собой священнослужители. Откуда берется столько ненависти, в чем причина? Не в этом ли: «ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас» (1 Ин. 3: 11–13).

http://pravoslavie.ru/66851.html

Но у г. Миловидовой не было достаточно своих средств для покупки недвижимости. Поэтому она вынуждена была отдать в пожизненный наем несколько комнат живущим в Иерусалиме паломницам хорошего поведения. Надлежащие акты о сем были составлены в генеральном консульстве с точным обозначением комнат на имеющемся в нем плане всей недвижимости. Из прилагаемого образца их Ваше Высокопревосходительство изволите усмотреть условия этого найма. Суть их состоит в том, что нанимательницы обязуются платить все налоги; отчуждать купленные комнаты они могут при посредстве только русской власти; при жизни г-жи Миловидовой управление этим домом и доходы с него принадлежат ей, а после смерти ее – все ее права переходят к г. начальнику Духовной Миссии, согласно вакуфному акту, кроме, однако, внутреннего управления или наблюдения за порядком. Это внутреннее управление, как она выразила мне в своем прошении от 22-го июня сего года, при этом в списке прилагаемом, она желает поручить одной из жилиц означенного дома, выбранной по большинству голосов остальных женщин, живущих в нем. При разделении голосов поровну г. начальник Миссии постарается склонить их выбрать ту, на которую он им укажет; в случае же неуспеха в этом он решит вопрос жребием. Таким образом, этот Дом Трудолюбия послужит, я надеюсь, основанием серьезной колонии русских женщин. С другой же стороны, он не только не вовлечет Духовную Миссию в расходы, а доставит ей даже хороший доход (при перепродаже ею его комнат) и вместе с тем не причинит ей почти никаких хлопот. Донося о вышеизложенном, я имею честь покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство не отказать в утверждении условий управления после смерти г-жи Миловидовой и почтить о сем уведомлением как г. начальника Духовной Миссии, так и генеральное консульство. АВПРИ, ф.Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 4057, л. 456–457 об. 623. Донесение генерального консула в Иерусалиме А.Ф. Круглова в первый департамент МИД Иерусалим 11 декабря 1908 г. Подлинник Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид, совершив, на основании указа Св. Синода от 21 марта 1907 г. за 3352, пострижение в монашество русскоподданной потомственной почетной гражданки Марии Васильевны Миловидовой, обратился в императорское генеральное консульство с ходатайством о замене упоминаемого в паспорте ее светского имени новым монашеским именем «Евпраксии».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вследствие сего, представляя на благоусмотрение Департамента старый заграничный паспорт г-жи Миловидовой, выданный в г. Одессе 18 ноября 1906 г. за 14026, имею честь покорнейше просить о последующем не отказать уведомить генеральное консульство. АВПРИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 5174, л. 1–1 об. 1142 О Марии Васильевне Миловидовой (монахине Евпраксии) см. выше, примеч. 1079 к документу 596. 1143 Хури Яков Иванович – драгоман русского генерального консульства в Иерусалиме. Заверил в этом качестве завещание архимандрита Антонина от 19 марта 1894 г. Им же заверен владельческий акт на участок Айн-уль-Мезариб в Рамалле, выданный в 1902 г. на имя Председателя ИППО вел. кн. Сергия Александровича. 1144 Хомси Абдо (Абду) – 1-й драгоман русского генерального консульства в Иерусалиме (1889–1901). В документах 1894 г. значится как «нештатный драгоман». Сын Дауда эфенди, турецкого подданного, православного жителя Иерусалима. В 1890 г. им был удостоверен французский перевод староосманского текста акта об учреждении вакуфа архимандрита Антонина (см. документ 485). 22 июля 1899 г. он участвовал в процедуре утверждения вакуфа М.В. Миловидовой: в соответствии с обычаем, был сначала назначен ею «законным управителем» вакуфа, а затем уволен, так что вакуф перешел в управление самой учредительницы (комментируемый документ). Жил в «драгоманском доме», построенном М.И. Эппингером на так называемом «участке Хомси» (принадлежал в 1859 г. Мехмеду Хомси, очевидно, одному из ближайших родственников Абдо Хомси); дом был снесен в 1983 г. (Нехуштай Ш.Ш. Русская деятельность в Палестине в конце Османского периода: имущество и учреждения. Дисс. на степень магистра гуманитарных наук. Хайфский унив., 1984. На иврите. Цит. По русс. пер., имеющемуся в Архиве РДМ в Иерусалиме). 1145 О игумене Вениамине (Лукьянове) и основанном им Вениаминовском подворье (или Вениаминовском приюте) см. выше документы раздела «Жизнь и деятельность игумена Вениамина» 391 и сл.). 1146 Дом трудолюбия – возникшая в конце XIX века в России форма помощи незащищённым слоям населения и их социализации, путём предоставления жилья, оплачиваемой работы и пропитания. Одним из наиболее ярких примеров стал Дом трудолюбия в Кронштадте, открытый в 1882 г. знаменитым Иоанном Кронштадтским с помощью барона-лютеранина Отто Буксгевдена, изменивший подход к подобным заведениям в России и приведший к распространению новой практики по всей стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Кроме того, викарий Святейшего Патриарха отметил, что беженцы сталкиваются с трудностями при обращении в органы власти за предоставлением временного убежища. Человеку приходится ждать месяцы, и он не может оформить полис ОМС и официально трудоустроиться в России. Председатель Синодального отдела по благотворительности предложил представителям власти продумать, как упростить систему получения временного убежища. Владыка Пантелеимон также предложил, чтобы у беженцев появилось право на бесплатную медицинскую помощь и жизненно необходимые лекарства, так как сейчас они могут получить в России только экстренную медицинскую помощь. О работе церковного штаба помощи беженцам в Москве рассказала его руководитель Нина Миловидова. «Штаб открылся 5 марта этого года. За три месяца работы в нем получили помощь 4 400 семей. В центре оказывают гуманитарную, юридическую, психологическую помощь, содействие в трудоустройстве и расселении, помощь в культурной адаптации, духовную поддержку», — рассказала Нина Миловидова. Она также отметила, что, по наблюдениям сотрудников штаба, самая уязвимая и незащищенная категория беженцев — одинокие пожилые люди. Среди основных проблем, с которыми они сталкиваются, — это получение временной регистрации, оформление пенсии, получение медицинского полиса и отсутствие жилья. «В государственные дома престарелых берут только граждан России. В Подмосковные ПВРы не берут без паспортов или миграционной карты. А документы зачастую утеряны», — отметила Нина Миловидова. Она рассказала историю пожилой женщины из Украины, которую недавно доставил в церковный штаб помощи беженцам городской «Социальный патруль». До этого она жила на вокзалах и в местах, где ее кормили прохожие. Все ее имущество составляли несколько пакетов вещей. Проведя в России несколько месяцев, она хотела только одного — вернуться на Украину, к сыну, который ее не ждет и связь с которым потеряна. Каждую неделю в церковный штаб помощи беженцам обращаются несколько пожилых людей с похожими судьбами, которые полностью отчаялись получить помощь в России.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5926967...

Но у г. Миловидовой не было достаточно своих средств для покупки недвижимости. Поэтому она вынуждена была отдать в пожизненный наём несколько комнат живущим в Иерусалиме паломницам хорошего поведения. Надлежащие акты о сем были составлены в Генеральном Консульстве с точным обозначением комнат на имеющемся в нём плане всей недвижимости. Из прилагаемого образца их, Ваше Высокопревосходительство, изволите усмотреть условия этого найма. Суть их состоит в том, что нанимательницы обязуются платить все налоги; отчуждать купленные комнаты они могут при посредстве только русской власти; при жизни г-жи Миловидовой управление этим домом и доходы с него принадлежат ей, а после смерти её – все её права переходят к г. Начальнику Духовной Миссии, согласно вакуфному акту, кроме, однако, внутреннего управления или наблюдения за порядком. Это внутреннее управление, как она выразила мне в своём прошении от 22 го июня сего года, при этом в списке прилагаемом, она желает поручить одной из жилиц означенного дома, выбранной по большинству голосов остальных женщин, живущих в нём. При разделении голосов поровну, г. Начальник Миссии постарается склонить их выбрать ту, на которую он им укажет; в случае же неуспеха в этом, он решит вопрос жребием. Таким образом, этот Дом Трудолюбия послужит, я надеюсь, основанием серьёзной колонии русских женщин. С другой же стороны, он не только не вовлечёт Духовную Миссию в расходы, а доставит ей даже хороший доход (при перепродаже ею его комнат) и вместе с тем не причинит ей почти никаких хлопот. Донося о вышеизложенном, я имею честь покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство не отказать в утверждении условий управления после смерти г-жи Миловидовой и почтить о сем уведомлением как г. Начальника Духовной Миссии, так и Генеральное Консульство. АВП РИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 4057, л. 456–457 об. Раздел 4. Лавра преподобного Харитона Исповедника (Айн-Фарское дело) (1904–1914 гг.) Предисловие Документы настоящего раздела составляют отдельную папку архивного фонда, именуемого «Греческий стол» (оп. 497, д. 418. На папке помета: «Вынуто из большого дела. Картон 17, Фаранская Лавра»). Это так называемое Айн-Фарское дело, связанное с вопросом о приобретении русскими монахами развалин древней Фаранской лавры преподобного Харитона Исповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Обдумав сказанное обеими сторонами и приняв сторону вакуфа, а также взяв во внимание и всё то, что должно было быть взято во внимание, равно имея в виду существующие между разными Улемами разногласия в вопросах о вакуфе, вышеупомянутый г. Судья (да утвердит Бог справедливость его решения!) заявил, на основании Шариата, о правильности настоящего вакуфа и о его обязательности в общем и в, частности и отверг требование учредительницы вакуфа об исключительном её владении им и о возвращении такового ей. Тогда названная учредительница вакуфа уволила помянутого управителя по регистрированию и получила от него обратно им возвращённый вакуф и приняла вакуф в своё управление, как о том последовало признание. При этом увольнение (управителя) и принятие (обратное вакуфа) были совершены законным порядком. В удостоверение вышеизложенного, по просьбе (учредительницы) и приказанию (начальства) написан (сей акт) 25 Раби’уль-Эввеля 1317 г. (=22 июля 1899 г.). Свидетели: (подп.) АВП РИ, ф, Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 4057, л. 420–424, 93. Донесение генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева обер-прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву Иерусалим, 10 августа 1900 г. Копия. О недвижимости г. Миловидовой, обращённой в вакуф, о предназначении части её для русского Дома Трудолюбия и об условиях её будущего существования Я заметил, что многие из наших паломниц (в особенности из числа молодых), издержав здесь деньги, или начинали писать в Россию письма и выманивать пожертвования для себя и для духовенства, или же прибегали к совершенно нечестному труду. Остановить это было возможно только посредством доставления им другого способа зарабатывать себе деньги. Другими словами, надо было устроить нечто вроде Дома Трудолюбия. Узнав об этом, одна из почтенных здешних русских паломниц предложила мне выполнить этот план, и в июле прошлого года купила за 50 000 франков участок в 2490 кв. метров с большим домом, около которого она вскоре затем выстроила ещё несколько комнат. Эта недвижимость находится вне стен Святого Града, но на очень хорошем месте (против нашего Вениаминовского Приюта). За невозможностью удовлетворить просьбы г. Миловидовой закрепить недвижимость посредством записи её на чьё-либо имя, я посоветовал ей обратить эту недвижимость в вакуф. Благодаря Императорскому Посольству, вакуфный акт, составленный здесь, был утверждён в Константинополе. Об этом здесь была сделана местной властью надлежащая отметка на купчей крепости г-жи Миловидовой. Таким образом, ныне вакуфный акт имеет полную силу. Цель и условия его существования, Ваше Высокопревосходительство, благоволите усмотреть из прилагаемого при сем его перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

82 В 1867–1879 годах в Петербурге был частично издан в переводе главный труд одного из крупнейших европейских географов – Карла Риттера под заглавием «Земледелие Азии. География стран, входящих в состав Азиатской России или пограничных с нею». В 1894–1895 годах под тем же названием последовало продолжение этого издания. Па русский язык переводились также лекции и очерки Риттера по вопросам географии. 83 По другим источникам – Адольф Иванович Беседовский. См., напр.: Гвоздев П. Историческая записка о Второй казанской гимназии. Казань, 1876. С. 335. 84 Книга С.Д. Горского «О жизни и сочинениях князя Андрея Михайловича Курбского» была издана в Казани в 1858 году. 85 Имеется в виду «Учебная книга всеобщей истории» Н.И. Зуева (СПб., 1856) или его же «Начертания древней географии и истории древних азиатских и африканских государств» (СПб., 1855). Упоминание о курсе Зуева в рукописи сопровождено припиской Смоленского, сделанной позднее: «Тот зуевский учебник (а может быть, и Кайданова) отметил остроумный Иван Федорович Горбунов, смотри его замечания – «темна, как история мидян», и проч.». 87 Первая казанская гимназия была преобразована в строго классическую с двумя древними языками в 1865 году, в связи с уставом от 19 ноября 1864 года (латинский язык по новому уставу начинали преподавать с первого класса, греческий – с третьего). 1 января 1874 года вышел устав, по которому все мужское население империи, без различия сословий, подлежало воинской повинности. Под действие этого устава попадали юноши, поступившие в гимназию в 1868 году. 89 Популярное учебное пособие, издававшееся многократно в 1850–1890-е годы, – «Элементарный учебник немецкого языка для русского юношества, составленный по строго-прогрессивному методу А. Фишером, директором Ларинской гимназии. Курс 1–2». 92 У Смоленского неправильно – Константин Адамович Люстиг. См., напр.: Гвоздев П. Историческая записка о Второй казанской гимназии. Казань, 1876. С. 337. 98 П.Д. Миловидов, регент архиерейского хора, принимал самое живое участие в просвещении инородцев. В 1870 году он открыл певческо-регентскую школу для черемисов и чувашей, целью которой было приготовление не только регентов, но и учителей для школ этих народностей. Как писали «Казанские губернские ведомости», преподавал Миловидов на уроках пения «еще не слыханным до сих пор способом – по пальцам… изобретенным им самим» (1871, 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010