Матушка Тамара и послушница Лариса Хури (буд. мать Тамара) на Елеоне. Кон. 1950-х – нач. 1960-гг. В нынешнем, 2020-м году торжественно отмечается 100-летие образования Русской Православной Церкви Заграницей. По Промыслу Божию, суждено было части российского духовенства спасать от большевистского террора и уничтожения Русскую Православную Церковь, а по сути – старую Россию, в дальнем Зарубежье. Как писал главный Первооснователь и первый Первоиерарх РПЦЗ – Митрополит Антоний (Храповицкий) , «по попущению Господню, за нераскаянные грехи тяжкие, суждено нам сохранить на чужбине Православную Церковь Христову, заново создав ее организации». Дело, конечно, было не только в сохранении организации. Важнее было сохранить саму Православную Россию, хотя бы за рубежом. А без Заграничной Церкви сделать это было невозможно. И созданием 100 лет назад Русской Православной Церкви Заграницей выжившая и выстоявшая старая Россия была сохранена, пусть и в дальнем Зарубежье и в рассеянии. Одним из главных символов Русской Зарубежной Церкви стал и является до сего времени Ставропигиальный русский Святой Спасо-Вознесенский Елеонский женский монастырь во Святом Граде Иерусалиме. Сначала, в 1906-м году, при Елеоне была образована женская община во главе с настоятельницей монахиней Евпраксией (Миловидовой), а затем, в 1924-м году, по ходатайству Митрополита Антония, Иерусалимский Патриарх Дамиан дал благословение на придание этой женской обители статуса самостоятельного монастыря. Матушка Тамара и архимандрит Димитрий Начальник РДМЗ в 1951–1968гг. духовник Елеонского монастыря архимандрит Димитрий (Биакай) Число сестер в святой обители доходило до 300, однако к началу 1950-х годов, после тяжелейших испытаний мировыми войнами и страшными потрясениями, число насельниц стало резко убавляться. Основной – русский – старый состав монастыря переходил в «жизнь вечную, в путь всея земли». Создалась прямая угроза запустения монашеской жизни и оскудения обители. Руководство РПЦЗ во главе с Митрополитом Анастасием (Грибановским) направило в 1951-м году на спасение обители двух замечательных подвижников – архимандрита Димитрия (Биакая), ставшего начальником Русской духовной миссии за границей, и игуменью Тамару (Великую княгиню императорской крови Татьяну Романову-Багратион-Мухранскую).

http://pravoslavie.ru/127961.html

Разделы портала «Азбука веры» 13 Окт 2023 Фото: mitropolia74.ru Челябинск, 12 октября. В медиахолдинге «Гранада-пресс» 11 октября состоялась пресс-конференция, посвященная причислению к лику святых южноуральского священника Василия Носова. 24 августа Синод включил его имя в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, сообщает сайт Челябинской митрополии. «Отец Василий – первый святой, канонизированный именно Челябинской епархией. Для нас это торжество исторической правды», – отметил на пресс-конференции председатель комиссии по канонизации святых Челябинской епархии протоиерей Борис Кривоногов. Процесс сбора документов для канонизации отца Василия проходил тяжело, рассказали участники встречи. Священник жил в трудное время, но по словам отца Бориса Кривоногова, своей мученической кончиной подтвердил верность Христу. Стойко вынес испытания в ссылках, во время ареста в 1937 году никого не предал, был доброжелателен с сокамерниками. «Было важно предоставить официальные документы о благочестивой жизни, твердой вере в Бога и отсутствии всякой связи с обновленчеством», – рассказала архивист Галина Кибиткина. Челябинские историки и архивисты проделали огромную работу. Дело отца Василия Носова следователи НКВД включили в «Дело епископа Антония Миловидова», в котором было 99 томов. Специалисты просматривали каждый лист: допросы свидетелей, обвиняемых, акты и протоколы. По крупицам собрали десять томов материалов о южноуральском священнике. Протоиерей Борис Кривоногов подчеркнул, что отец Василий Носов канонизирован не как местночтимый подвижник, а как святой всей Русской Православной Церкви. Ему устанавливается общецерковное почитание. Со временем составят службу, день памяти – 4 октября, включат в календарь. Возможно, построят храм, названный именем Василия Носова. 15 октября во время прославления святого в Свято-Симеоновском кафедральном соборе верующие смогут поклониться иконе священномученика Василия, духовенство пропоет ему тропарь. Василий Михайлович Носов родился 29 января 1886 года в станице Екатериновская на Кубани в семье кубанского казака Михаила Носова и его супруги Агафии. Окончил церковно-приходскую школу и выдержал экзамен на звание учителя народной школы. В 1908 году его семейство переселилось в Кустанайский уезд Тургайской области. В 1913 году Василий Носов поступил в пастырско-миссионерскую школу при Оренбургском архиерейском доме, где готовили священников-миссионеров.

http://azbyka.ru/news/chin-proslavlenija...

Помимо прочего, весьма примечательной представляется воспроизведённая в книге резолюция архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я./И./Г. Амфитеатрова) от 23 мая 1876 г., последовавшая на обращение игумении Анфии (Тюлькиной), в котором она сообщала ему об одном из свидетельств об исцелении по молитвам пред Казанской иконой Божией Матери, присовокупляя к этому следующую просьбу: «Так как о подобных чудотворных проявлениях, которых бывает немало, в нашей обители не записывается, то, донося об этом событии Вашему Высокопреосвященству, осмеливаюсь покорнейше просить Вас, милостивый архипастырь, дозволить во вверенном мне монастыре завести шнуровую книгу и вписывать в оную на память особенно замечательные события в монастырской и церковной жизни». с. XIX] На это правящий архиерей ответил, что «благословляется и даже вменяется в обязанность монастырю завести книгу, в которую тщательно вписывать все совершаемые в обители через чудотворную икону Богоматери явные знамения силы Божией; в записи точно обозначать имя, знание и место жительства лиц, по возможности брать при сём и от них рукоприкладство, а также и от бывших при совершении знамений свидетелей из сестёр обители». с. XIX] Кроме того, игумения Анфия (Тюлькина) оказала содействие в составлении книги «Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние» тем, что, по словам Е.А. Малова, «при окончании печатания настоящей истории [...] доставила нам письма и копию с Высочайших указов, адресованные игумении Назарете, которые мы теперь и помещаем, как знаки особенного внимания Высочайших Особ к святой обители». с. (127)] В ней была также опубликована канта (кант), составленная архиепископом Казанским Филаретом (Ф.Г. Амфитеатровым) (1779 - 1857/1858) - родным дядей будущего архиепископа Антония (Я./И./Г. Амфитеатрова). «Эта канта, - объяснял Е.А. Малов, - составлена Высокопреосвященнейшим Филаретом, Архиепископом Казанским. Монахини с любовию пели и до сих пор поют ещё эту канту, положенную впоследствии на ноты регентом хора преосвященнейшего Антония О[тцом] протоиереем П.Д. Миловидовым». с. 141] Канта гласила:

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

При церкви располагалась церковно-приходская школа, построенная в 1901 году и оцененная в 1 000 рублей. Псаломщиком с 15 января 1914 г. был Константин Платонович Трофимов (1892-?). В 1920 году произведена национализация имущества, ликвидация молитвенного здания относится к 1937 году. В деле «Журнал регистрации заявлений и учета церковных зданий» имеется информация о храмах за 1945 год. По Называевскому району: «д. Лески Ростовского с/с - Никольская, одноэтажная, каменная - механически прекратила действие - не используется - купола сняты, состояние хорошее - внутреннее оборудование находится в церкви». В документах ГАОО обнаружено только еще одно упоминание церкви в Лесках до войны, где говорится, что священник Александр Владимирович Фокинский в июле 1935 года обложен продуктовым налогом, в том числе - 50 кг мяса. Какие события привели к «механическому прекращению действия» церкви? Ответ мы находим в книге М.С. Шангина «Террор против совести». В 1937 году на священника А.В. Фокинского поступило несколько доносов в УНКВД Омской области. Арестовали Александра Владимировича 11 августа 1937 года. Но первый допрос, датированный 13 января и связанный с делом епископа Антония (А.Н. Миловидова). В нем говорится: «Миловидов… давал мне установку, что нужно всеми силами стремиться закреплять храм, закреплять верующих, - внушать им о необходимости держаться за религию - путём высказывания во время служения в проповедях и личным внушением в беседах с гражданами. Кроме того, он говорил, что для того, чтобы увеличилось число верующих, нужно внушать колхозникам, чтобы последние выходили из колхозов…» Тексты допросов противоречивы - с одной стороны А.В. Фокинский говорит как глубоко верующий духовный пастырь, заботящийся о своих прихожанах, с другой, как «контрреволюционер». Что доказывает давление на священника и непорядочность следователя. Священником в Лесках о. Александр был с 1930 года. Вместе с ним по делу были осуждены Иван Никитич Сливко, Иван Тимофеевич Бородин - председатель церковного совета и Евдокия Егоровна Минеева - монахиня, работавшая сапожником. Всех их обвинили по статье 58-10,11 и расстреляли. Николаевская церковь в с. Лески в течение многих лет была в полуразрушенном состоянии - с неё сняли крышу, выломали рамы. http://www.omskmap.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=52445

После 1917 монастырская жизнь пришла в упадок. В 1919 при Советской власти Саткинский волостной революционный комитет объявил монастырю «молочную» повинность: каждый день доставлять для Саткинской больницы молоко. Игумен Антоний ходатайствовал перед волревкомом об отмене повинности, мотивируя это тем, что монастырь сохранил лояльность к советской власти, и во время Гражданской войны монахи не пустили в монастырь колчаковцев. Советская власть экспроприировала земли, а в 1924 закрыла монастырь. Дальнейшая судьба Антония (Миловидова), как и многих священнослужителей, трагична. В 1925 он был хиротонисан (посвящен) во епископа Усть-Катавского. Позже он становится епископом Троицким, викарием Челябинской епархии. В 1927 году Антоний был арестован в Уфе и приговорен к двум годам ссылки в Челябинской области. В 1928 году ему увеличили срок ссылки на 3 года. Этот срок он отбывал в Бугульме. По другим сведениям он был арестован в 1928 году и сослан в Самару. В 1930 году вновь арестован и приговорен к трем годам заключения в Вишерском лагере. Освобожден в 1933 году. С 1933 по 1936 годы Антоний служил епископом Енисейским и Красноярским, епископом Ачинским, епископом Омским. Его вновь арестовали в октябре 1936 года в Омске, обвинив в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Японии Антония (Миловидова) расстреляли 4 октября 1937 года в Челябинской области. Точное место неизвестно. В 1958 году он был реабилитирован посмертно. В начале 1930-х г.г. в здании Воскресенского единоверческого монастыря располагался пионерский лагерь, в 1935 был открыт единоверческий дом инвалидов 1 для душевнобольных. После Великой Отечественной войны в зданиях монастыря разместили спецпереселенцев, в основном немцев, поляков, насильственно пересел, с западных территорий страны. В 1955 помещение монастыря вновь предоставили психоневрологическим больным. Отделение Саткинского дома инвалидов (ныне Саткинский психоневрологический интернат) было закрыто в 80-е гг. ХХ в. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Воскресе...

16 марта 1926 г. В. вместе с др. Уфимскими епископами подписал постановление «О поставлениях, совершенных епископом Андреем после смерти Патриарха для Уфимской и Златоустовской епархий», в к-ром были признаны неканоничными епископские хиротонии Питирима (Ладыгина) (см. Петр ), Антония (Миловидова) и Руфина (Брехова) , совершенные [архи]еп. Андреем (Ухтомским) в ссылке в г. Теджен (Туркмения) вместе с Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым) . В 1926 г. В. ушел на покой, жил в Георгиевском мон-ре, преобразованном в монашескую «сельхозартель». В сент. 1928 г., после расформирования «артели», старый и почти слепой архиерей по приглашению верующих переехал в Байки. Позже на допросе о своей жизни в это время он сказал, что «периодически по просьбе священников исполнял в церкви богослужение… Я живу в Байках на милостыню верующих. Дохода никакого не имею и только жду конца своей жизни». В. был арестован 14 нояб. 1929 г., заключен в Бирский кантонный исправдом. Поводом для ареста епископа и священника Михаило-Архангельского храма Александра Яковлева послужила «неделя необычного говения», якобы объявленная ими во время «недели коллективизации» в связи с предполагаемым закрытием храма. Владыка обвинялся в том, что по приезде в Байки «усердно занялся восстановлением религиозных чувств среди крестьянства», что привело к «срыву коллективизации», в «систематической антисоветской агитации... противодействии мероприятиям соввласти». В. виновным себя не признал. 26 февр. 1930 г. тройка при Полномочном представительстве ОГПУ в БАССР приговорила его к 5 годам ИТЛ с заменой лагеря высылкой в Северный край на тот же срок. 7 апр. 1934 г. В. был досрочно освобожден по инвалидности, однако сведений о возвращении его в Уфимскую епархию нет. По всей вероятности, он умер вскоре после освобождения, возможно еще в ссылке (досрочно освобождали иногда безнадежно больных или умирающих осужденных). Невероятным представляется сообщение митр. Мануила (Лемешевского) о том, что в 1956 г. В. жил в Якутской АССР (Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 165). В. был реабилитирован 31 июля 1989 г.

http://pravenc.ru/text/150327.html

К 1927 г. духовенство Уфимской епархии разделилось в связи с отношением к архиерейским хиротониям, совершенным еп. Андреем (Ухтомским). 16 марта 1926 г. неск. уфимских викарных епископов подписали резолюцию «О поставлениях, совершенных епископом Андреем после смерти Патриарха для Уфимской и Златоустовской епархий», в к-рой признали неканоничными епископские хиротонии Питирима (Петра) (Ладыгина), Антония (Миловидова) и Руфина (Брехова) , совершенные [архи]еп. Андреем в ссылке в г. Теджен (Туркмения) вместе с Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым) . Др. часть уфимских клириков, получившая название «андреевского течения», считала все действия [архи]еп. Андрея каноничными и вслед за ним не признавала полномочий митр. сщмч. Петра (Полянского) как Местоблюстителя Патриаршего Престола и митр. Сергия (Страгородского) как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В 1928-1930 гг., когда В. жил в Уфе, Уфимской епархией управлял подчинявшийся митр. Сергию еп. Иоанн (Поярков) . В. был прекрасным проповедником, пользовался уважением и любовью паствы. Боролся с обновленчеством , к-рое считал обреченным, «так как оно было основано не на соборном разуме». В дек. 1928 и в марте 1930 г. прихожанам Симеоновской ц., руководимым В., удалось не допустить закрытия храма. В. оказывал большую поддержку находившимся в заключении [архи]еп. Андрею (Ухтомскому), еп. Аввакуму (Боровкову), бедствовавшим священникам. В нач. 1930 г. В. с иером. Неофитом (Куликовым) совершил 2-недельную поездку в Рязань и Оренбург, где навестил находившихся в ссылке сестер ташкентской общины. Архиерей вместе с близкими ему уфимскими священниками был арестован 1 июля 1930 г., заключен в Башкирский центральный исправительный дом, 20 июля переведен в одиночную камеру при ПП ОГПУ БАССР. Епископу вменялись в вину «организация антисоветского выступления» и распространение «идеи подпольной церкви». В. отрицал антисоветский характер своей деятельности, на следствии заявил: «Я являюсь полным христианским коммунистом, ибо всю жизнь свою жил для других и других призываю к тому же». 1 авг. 1930 г. В. было предъявлено обвинение в том, что, «будучи идейным главарем контрреволюционной группировки церковников, примкнул к контрреволюционной организации, где, занимая руководящую роль, обрабатывал население в антисоветском направлении, организовывал контрреволюционные «пятерки», ставя себе конечной целью подготовку масс крестьянства к вооруженному восстанию против Советской власти весною текущего года… под его руководством оказывалась материальная помощь политссыльным церковникам». В графе об объявлении постановления В. написал: «Прочитал с величайшим возмущением». В знак протеста против ложного обвинения 26 нояб. епископ объявил голодовку, к-рую поддержали священники, проходившие с ним по одному делу. В. вновь поместили в одиночную камеру изолятора, через 4 дня епископ прекратил голодовку.

http://pravenc.ru/text/150323.html

Все предметы церковного обихода и облачения духовенства монастыря были выполнены в мастерских обители. Работы сестер передавались в дар в различные храмы и обители, в т. ч. в Троице-Сергиеву лавру, Киево-Печерскую лавру, Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь . Изделия монастырских мастериц посылались на Афон и Св. землю, в Сербию и Японию. Произведения, выполненные в монастырской мастерской, подносились в качестве подарков церковным иерархам, как русским, так и зарубежным. Работы мастерских М. А. м. были представлены и на художественных выставках. Изделия монахинь получили почетный отзыв и медаль на Всемирной Колумбовой выставке 1893 г. в Чикаго, диплом Всемирной выставки в Париже в 1900 г. Мастериц обители часто привлекали к выполнению гос. заказов. Так, в 1896 г. вышивки для церемонии коронации имп. Николая II были выполнены в т. ч. и монахинями М. А. м. (орлы для царского места в тронном зале, плафон коронационного балдахина). При участии М. А. м. по заказу вел. кнг. Елисаветы Феодоровны была выполнена пелена для гробницы вел. кн. Сергея Александровича по рисунку В. М. Васнецова . В 1913-1914 гг. мастерицами мон-ря во главе с игум. Сергией (Смирновой) были вышиты мантия и епитрахиль на мощи патриарха Московского и всея Руси сщмч. Ермогена . Неск. работ, выполненных в монастырской мастерской, хранятся в Музеях Московского Кремля. Высокий уровень духовной жизни сестер позволил М. А. м. стать школой буд. игумений. Среди них основательница виленского Марие-Магдалинского жен. мон-ря (см. Вильнюсский во имя равноапостольной Марии Магдалины женский монастырь ) игум. Флавиана (Попова) и ее преемница игум. Антония (Золотарёва), а также 1-я настоятельница Елеонского Вознесенского русского женского монастыря в Иерусалиме мон. Евпраксия (Миловидова). Родная сестра мон. Евпраксии - мон. Евтихия (А. В. Миловидова) - стала настоятельницей Александро-Невского Троицкого мон-ря в с. Акатове. Из М. А. м. вышли настоятельница московского Никитского мон-ря игум.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Высокий уровень духовной жизни сестер в Алексеевском монастыре позволил ему стать своего рода школой будущих игумений. Под руководством игумении Антонии были воспитаны настоятельницы многих монастырей. Среди них можно выделить основательницу Виленского Марие-Магдалинского женского монастыря игумению Флавиану (Попову) и ее преемницу игумению Антонию (Золотареву), а также первую настоятельницу Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря в Иерусалиме монахиню Евпраксию (Марию Миловидову). Родная сестра монахини Евпраксии — монахиня Алексеевского монастыря Евтихия (Анна Миловидова) — стала настоятельницей Троицкого Александро-Невского монастыря в селе Акатове. Из Алексеевского монастыря вышли настоятельница московского Никитского монастыря игумения Паисия, настоятельница московского Зачатьевского монастыря Валентина и многие другие. Все они сохраняли связь с игуменией Антонией и получали от нее различную помощь и поддержку. 5 октября 1897 года мать Антония почила о Господе и была похоро-нена возле алтаря Симеоновского придела Крестовоздвиженской соборной церкви. Игумения Антония по праву принадлежит к числу выдающихся представительниц женского монашества в России XIX века. Ее плодотворная деятельность на благо Церкви и общества была отмечена многими наградами. Игумения Антония пользовалась глубоким уважением и в среде духовенства, и в светском обществе. Ее мнение и опыт высоко ценили и часто обращались к ней за советом. Она поддерживала дружественные отношения и состояла в переписке со многими видными церковными деятелями, такими как митрополит Сербский Михаил (Йованович), архиепископ Леонид (Краснопевков), митрополит Киевский Платон (Городецкий), архиепископ Литовский Алексий (Лавров-Платонов). Среди них были подвижники, впоследствии прославленные Церковью в лике святых: святой равноапостольный архиепископ Японский Николай, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Аристоклий Афонский, святитель Игнатий Брянчанинов. Подверженная частым головным болям, игумения Антония пребывала в постоянных трудах и молитвах на благо Алексеевской обители и ее сестер. Она и представить себе не могла, что всего спустя несколько десятилетий после ее смерти на месте цветущей обители будет запустение. Но та прочная духовная основа, которая была заложена игуменией Антонией в сестрах обители, позволила им и их преемницам претерпеть все гонения и прославить монастырь святыми новомученицами.

http://e-vestnik.ru/analytics/vospitatel...

24 6 декабря по ст. ст. – церковная память святителя Николая Мирликийского, именины протоиерея Николая. 26 Поспехов Дмитрий Васильевич (1821–1899) – выпускник КДА (1845), магистр богословия; с 1845 г. бакалавр, с 1851 г. экстраординарный, с 1853 г. ординарный профессор КДА по кафедре философии; с 1874 г. доктор богословия. В сентябре 1895 г. праздновалось 50-летие духовно-учебной деятельности Д. В. Поспехова. 27 Фаворов Назарий Антонович (1820–1897), протоиерей – выпускник КДА (1845), магистр богословия; в 1845–1859 гг. преподавал в КДА Священное Писание , патристику, церковное красноречие. С 1859 г., по принятии священного сана, был назначен профессором богословия Киевского университета святого князя Владимира; с 1862 г. доктор богословия. В сентябре 1895 г. праздновалось 50-летие духовно-учебной деятельности протоиерея Назария. «Антониево приветствие» – от имени ректора КазДА архимандрита Антония (Храповицкого) . Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), архимандрит – выпускник СПбДА (1885), в том же году принял постриг; преподаватель гомилетики, литургики и каноники в Холмской ДС (1886), преподаватель (1887) и инспектор (1889) СПбДА, ректор Санкт-Петербургской ДС (1890), МДА (1891), КазДА (1895), с 1897 г. в сане епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с 1899 г. – епископа Чистопольского,викария той же епархии; с 1900 г. епископ Уфимский и Мензелинский. 28 Миловидов Николай Константинович (1844–1896), протоиерей – выпускник Нижегородской ДС (1866) и КазДА (1870); с 1887 г. профессор богословия Казанского университета и священник университетской Крестовоздвиженской церкви. 29 Ловягин Евграф Иванович (1822–1909) – выпускник СПбДА (1847), в ней же бакалавр греческого языка (1847), экстраординарный (1853) и ординарный (1857) профессор математики, после 1869 г. – профессор греческого языка и его словесности; с 1894 г. на пенсии. Смирнов Петр Алексеевич (1831–1907), протоиерей – выпускник МДА (1854), в ней же бакалавр церковной археологии и еврейского языка (1854); священник церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010