Соч.: Розы и шипы. Сан-Франциско, 1954. Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199 АГЗ. Лит.: Загорский Л. Светлой памяти протопр. Вл. Востокова. Русская Жизнь. Сан-Франциско, 14.8.1957 Евлогий, митр. Путь моей жизни Никон (Рклицкий) , архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Врасский Андрей Иеремеевич (1894февраль 1944, Бухенвальд, Германия), протопресвитер. Из семьи дворянства, сын ген.-майора, директора кадетского корпуса. Эмигрировал во Францию, жил в г. Деказвиль в сер. 1920-х гг., получил высшее образование, работал по специальности инженером в центральных районах Франции, защитил докторскую диссертацию в Высшем богословском (католическом) институте во Франции в г. Тулуза (1934), священник (7.6.1941), рукоположение совершил архиеп. Серафим (Лукьянов) в Знаменской церкви в Париже, состоял в юрисдикции РЗЦ, настоятель Воскресенской церкви в г. Виши и епархиальный миссионер (19411943), протоиерей (14.2.1942), уполномоченный митр. Серафима в неокупированной зоне Франции (17.2.1942), но поручению митр. Серафима и с разрешения немецких властей совершил миссионерскую поездку в оккупированную немцами территорию России (1942), несмотря на короткий срок священства и на отсутствие разрешения на это со стороны Архиерейского Синода, был возведен в сан протопресвитера митр. Серафимом (1942), который получил за это выговор от Синода, крестил и прятал евреев во Франции, участвовал во французском движении Сопротивления, за что был арестован немцами (25.1.1943) и депортирован в лагерь Бухенвальд, где и погиб (1944). О его быстром продвижении в сан протопресвитера редактор журнала «Церковное Обозрение» писал: «Очевидно, о. Врасский в сане священника оказал «особые сверхвыдающиеся заслуги», что митр. Серафим признал себя вправе возвести его за такой короткий срок службы в столь высокий сан, присвоив себе в данном вопросе прерогативу Зарубежного Собора архиереев». Архив: Дело о. А. Врасского (1943). АЕУА.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Arhiva La Mitropolia de Lipetsk vor fi deschise cursurile de pregtire fundamental în domeniul teologiei pentru cinul monahal 1 octombrie 2020 12:45 28-29 сентября 2020 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря   игумена Петра (Еремеева) выездная экспертная комиссия посетила монастыри Липецкой митрополии с целью определения готовности к открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих и решения о выдаче представления. В состав выездной комиссии вошли: председатель — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , член Научно-методического совета, заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь — кандидат исторических наук монахиня Анувия (Виноградова), казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря ; монахиня Феонилла (Харченко), насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря. 28 сентября в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре (на базовой площадке открываемых в Липецкой митрополии курсов для монашествующих) состоялся молебен во Владимирском соборе обители у мощей свт. Тихона Задонского. Молебен возглавил руководитель курсов, викарий Липецкой епархии  епископ Усманский Евфимий .  Его Преосвященству сослужили архимандрит Феофилакт (Безукладников), архимандрит Трифон (Голубых), благочинный Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, протоиерей Олег Безруких, клирик Липецкой епархии , преподаватель библейских дисциплин. Во время молебна молились игумения Антония (Поликарова), настоятельница Елецкого Знаменского женского монастыря, игумения Арсения (Семенова), настоятельница Богородице-Тихоновского (Тюнина) женского монастыря Липецкой епархии, игумения Феофания (Проценко), настоятельница Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря Елецкой епархии , монахиня Сергия (Мацаева), благочинная Тихоновского Преображенского женского монастыря Липецкой епархии с сестрами обители.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5699386...

Митрополит Сильвестр был сильным ревнителем Православия: обращал раскольников от заблуждения и очень многих из татар привел в Христианство. В С.-Петербургских Ведомостях 1754 года 14) сказано, что в Тобольской Епархии окрещено из иноверцев обоего пола 462 человека. Но в 1754 году, по одному доносу прислано было из Сената повеление Губернатору Мятлеву 77 , со строгим запрещением насильного крещения иноверцев. В октябре 1754 года прибыла в Тобольск следственная Комиссия под начальством Архимандрита, а в 1755 году Сильвестр переведен Митрополитом же на Епископскую вакансию в Суздаль. Во время следования туда был в Хлынове (Вятке) и 16 ноября погребал скончавшегося Вятского Преосвященного Антония. Преосвященный Сильвестр оставил по себе в Тобольске благую память: «провождал житие свое похвалы достойное, был воздержен, милостив и рассудителен, на богослужение неутомимый: трижды в неделю отправлял литургию. За обращение магометан в Христианство, ненавистников Православия раздражил» 78 . Вот современныий отзыв тех, кто знал сего ревностного архипастыря. Святейший Синод, уважая благочестие митрополита Сильвестра, в 1756 году назначил его, в числе других лиц, для открытия мощей Святителя Димитрия Ростовского . 16 . Митрополит Павел (II)Kohюшkebuч. Из Архимандритов Велико-Новогородского Юрьева монастыря 23 мая 1758 года хиротонисан митрополитом в Тобольск. По приезде сюда, за земляным городовым валом, на вершине речки Курдюмки построил загородный Архиерейский дом с церковию Всех Святых. При нем построена каменная церковь в Тобольске Свв. Захарии и Елисаветы; заложена Покровская в1763 колокольня в Знаменском монастыре и церковь Казанской Божией Матери вверху, а внизу – Св. Николая Чудотворца. В Енисейском девичьем монастыре – Рождественская в 1758 г. Грамотами сего Преосвященного 2 мая 1759 и в феврале 1760 г. дозволено архимандритам Верхотурского Николаевского монастыря Тихону и Томского Богородского Феодосию священнодействовать в митре и мантию иметь с зелеными бархатными скрижалями, а жезл с яблоками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) О наместнике Тройной Лавры, архимандрите Леониде (Кавелине) . – Леонид избран митрополитом Иннокентием на место архимандрита Антония, вопреки предостережения митрополита Петербургского Исидора. – Наместничества домогался бывший Серпуховский архим. Мелетий 764 и предлагал сыну митрополита, протоиерею Гавр. Ив. Вениаминову, значительную сумму, но договор почему-то не состоялся. 4) О ректоре Моск. академии, протоиерее Александре Васильевиче Горском. – Как Ректор Академии, он оста- —487— 1881 г. вил по себе не весьма почётную память. Дисциплина была ослаблена, и студенты не отличались при нём особенным благонравием и благовоспитанностью: они не отдавали должного почтения самому Ректору. – По смерти его оказались черновые, карандашом писанные, наброски речей к студентам даже по маловажным случаям. 5) О бывшем Епископе Смоленском Иоанне (Соколове) . Он был со-воспитанником С. К-ча по академии. Пред окончанием курса, в мае 1842 г. во время прогулки с ним в роще за Сергиевским посадом, Иоанн поразил его неожиданным объявлением мысли о принятии монашества. При этом объяснил, что, при пострижении в монашество, он имеет целью исправление ошибок в управлении Русской церковью со стороны Синода и парализование самовластия Обер-Прокурора, Графа Протасова. Таковы были замыслы гордого, молодого студента – будущего монаха! Но этим замыслам не суждено было осуществиться. 1 августа служил в Кафедральном соборе и был в Крестном ходу на р. Волгу. Погода была не совсем благоприятная, было пасмурно. 2-го ч. служил в Крестовой церкви и возвёл в сан игуменьи Настоятельницу Осташковского Знаменского монастыря, бывшую казначею Тверского Христорождественского монастыря, монахиню Ольгу. По окончании литургии, при вручении новопоставленной игуменьи жезла, я обратился к ней с следующею речью: „Всечестная игуменья Ольга! Когда ты оставляла, по свободному произволению своему, шумный мир с его удовольствиями и суетой и водворялась под кровом мирной обители, ты, без сомнения, имела в мыслях своих единое на потребу, т.е. спасение своей души. Пребывши затем довольное число лет в келейных подвигах и в разных монастырских послушаниях, ты утвердилась в решимости посвятить себя навсегда уединённой иноческой жизни, произнести пред Сердцеведцем Богом священные обеты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

До выделения в самостоятельный приход в 1870 году, Абрамовка состояла в приходе Богородице-Знаменской церкви села Щелкунского. В настоящее время приход Абрамовский имеет жителей 627 м. и. и 701 ж. п.; все они православные и, за исключением 3–х семейств разночинцев, русские крестьяне. При въезде в село с западной стороны находится приходский храм с тремя главами во имя Собора Пресвятой Богородицы, деревянный, на каменном фундаменте. Он устроен прихожанами, при пособии пожертвований по сборной книжке, из существовавшей здесь с 1860 года деревянной часовни через пристройку к ней алтаря, трапезы и паперти с колокольнею, по благословенной грамоте Преосвящ. Антония, Архиепископа Пермского и Верхотурского, от 28 апреля 1867 года. В 1869 году и, по снабжении всем потребным для богослужения, 4 ноября того же года освящён местным благочинным. Много жертвовали на постройку храма жители Сысертского завода, а из местных прихожан деятельное и благотворное участие принимал в этом деле, как инициатор его, крестьянин (ныне умерший) Евгений Даниилович Банных. «Не было бы Евгения Данииловича», – так вспоминают старики и старухи – прихожане, «не было бы у нас и храма Божия, и не видать бы его никогда в селе»... Храм по форме продолговатый прямоугольник, снаружи обшит тёсом, оштукатурен и обелен известью, а внутри по штукатурке окрашен тёмно-бурою краскою, мрачен, так как имеет в стенах северной и южной только по три узких окна, устроенных рядом без простенков. Иконостас – столярной работы, в два яруса, окрашенный под кармин, с резьбою и позолотою по местам; доселе поновляем не был, и в некоторых частях полинял. Кругом храма из дикого камня с мраморными столбами и железными между ними решётками ограда, устроенная усердием золотопромышленника Ф.А. Баталова в 1881 году. На южном конце села с давнего времени существует маленькая часовня-«столбик», во имя пророка Илии, куда 20 июля ежегодно совершается крестный ход для служения молебна святому с последованием малого освящения воды. В селе есть земская школа. В 30-летний период своего существования Абрамовский храм, вследствие упорного нежелания его прихожан исправно доставлять причту положенное ими самими содержание и ремонтировать причтовые помещения, не раз временно был оставляем без причта, и приписываем к ближайшему Аверинскому приходскому храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большинство трудов и рукописных материалов отца Александра Сулоцкого посвящено сибирской иерархии: «Крестный ход на осляти, который в старину был отправляем в Тобольске в Вербное воскресенье» 71 , «Встреча в Тобольске в старину вновь прибывших Преосвященных» 72 , «Архиереи из сибирских уроженцев» 73 , «Тобольские и Томские архипастыри» 74 . Эти статьи вместе с жизнеописаниями выдающихся Тобольских архипастырей XIX века – архиепископов Афанасия (Протопопова) 75 , Антония III (Знаменского) 76 , Евгения (Казанцева) 77 , Амвросия (Келембета) 78 и других являются важными источниками для церковной историографии Сибири, охватывают почти все стороны церковной жизни в крае. Следует выделить исследование отца Александра о святителе Димитрии, митрополите Ростовском, «Святитель Димитрий Ростовский как архипастырь Сибирский», которое было напечатано в журнале «Странник» в 1866 году 79 . Автор излагает малоизвестные события жизни святителя Димитрия, который был посвящен в архиерейский сан ради Сибири и который заочно, из Москвы, управлял Тобольской митрополией на протяжении девяти месяцев. «Живя в Москве, святитель Димитрий ласково принимал и речами своими назидал приезжавших туда сибиряков, равно и лиц, по делам службы или по своим собственным надобностям отправлявшихся в Сибирь» 80 . В заключение отец Александр Сулоцкий приводит пример молитвенного почитания святителя Димитрия среди сибирской паствы: «Тобольский Преосвященный Владимир (Алявдин; 1842–1845), по прибытии в Тобольск, узнав, что святой Димитрий Ростовский некогда был также митрополитом Тобольским, в 1843 году предписал циркулярно во всех церквах Тобольской епархии на отпустах всех дневных служб поминать ежедневно, кроме обыкновенно поминаемых святых, и святого Димитрия, Ростовского чудотворца» 81 . В главном своем историческом исследовании – книге о жизни и апостольских трудах святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского (в схиме Феодора) 82 ,– протоиерей Александр Сулоцкий сумел убедительно показать, что православные русские миссионеры в Сибири никогда не применяли насилия по отношению к просвещаемым народам, но проповедовали христианскую веру «тишайшими словесы» – в духе евангельской кротости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

15/I Серафимовский праздник. Литургия одна в 9 ч. утра. Служил о. Ал-др Державин. Причастников 25. Заболел Михаил Сергеевич . Михаил Сергеевич Ермаков (1909–1973) — завхоз в Знаменском храме. Погребён на Пятницком кладбище в одной ограде с отцом Клеоником и его матушкой. 16/I Святого пророка Малахии среда. Свободный день. Мария Владимировна больна с пятницы 11/I (грипп и ангина). 17/I Четверг. Собор 70 апостолов. Вечером богослужение. Вечерня и утреня. 18/I Крещенский сочельник. Пятница. Часы в 8 ч. утра. Литургия и освящение воды великое. Нужно оставаться одному свя­щен­нику для дополнительного освящения воды. Вечером всенощное бдение. 19/I Святое Крещение Суббота. 2 литургии. 2 освящения воды. После ранней шум был. 20/I Иоанна Крестителя. 2 литургии. Воскресенье. Вечером моя беседа. 21/I Будничная служба. Я заболел гриппом. Запрещено врачом выходить до следующего понедельника. 22/I и 23/I Будничные службы. 24/I тоже вечером служба. 25/I Пятница святой мученицы Татьяны. 2 литургии. 210 причастниц. В прошлом году было 160 причастниц. 26/I Суббота по Просвещении в этом году после недели по Просвещении 2 , которая была 20/I в день Иоанна Крестителя. 27/I Воскресенье 2 литургии. 160 причастников. Позднюю служил о. Ал-др Ветелев. Я не служил, болен. Не служил и о. Ал-др Державин (нарыв на пальце). Мария Владимировна больна уже почти месяц с 8/I. Вечером в воскресенье проповедовал о. Алексий. 28/I, 29/I Понедельник и вторник службы будничные. Во вторник служил о. Ал-др Державин. 30/I Антония Великого. Среда. Служба полиелейная. 29/I было совещание в Новодевичьем о приезжающих на фестиваль. 31/I Святых Афанасия и Кирилла архиепископов Александрийских. Причастников 15, служил о. Алексий. На пожертво­ванные талоны приобрели 2 машины угля и 6 кубометров дров. Февраль 1/II Пятница. Служил о. Ал-др преподобного Макария Вели­ко­го Египетского. 2/II Преподобного Евфимия великая суббота. Служит о. Ал-др Ветелев. Служба полиелейная. Служит о. Алексий. 3/II Воскресенье. 2 литургии. Вечером акафист и беседа моя. На беседе был Иван Михайлович.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

Память о свт. Тихоне в Ельце//Воронежская старина. Воронеж, 1911. Вып. 10). В 1779 г. святитель в последний раз побывал на Каменной горе, благословил каждую инокиню и указал место строительства соборного храма. С 1775 по 1795 г. число сестер, проживавших на месте сгоревшей обители, возросло с 5 до 41. Инокини занимались шитьем, вышиванием золотом, серебром и жемчугом, изготовлением восковых свечей, вязанием, плетением. К 1805 г. в 40 кельях проживало ок. 60 сестер. В 1815 г. М. Солнцева по настоянию еп. Орловского и Севского Досифея (Ильина) была пострижена в рясофор с именем Маргарита. При возобновлении Е. м. по штату полагалось проживание в мон-ре игумении, казначеи и 15 монахинь, служение 2 священников и 2 причетников (РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7784. Л. 10). Фактически же в 1823 г., после офиц. открытия, в монастыре находилось 117 насельниц в 46 кельях. С 26 марта 1823 г. настоятельницей стала бывш. игум. орловского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря Глафира (Таранова; † 1839), главной помощницей - престарелая начальница Знаменской общины инокиня Маргарита (Солнцева), в том же году постриженная в мантию с именем Олимпиада. С 1837 г. Е. м. возглавляла бывш. монахиня севского во имя Святой Троицы монастыря Павлина (Толстая; † 1870), при к-рой число сестер возросло до 200. С февр. 1867 г. Е. м. возглавляла игум. Клеопатра (Головачёва; † 1890), благочинным впервые стал настоятель елецкого Троицкого мон-ря архим. Флорентий. В 1879 г. игум. Клеопатра была награждена золотым крестом. Когда она потеряла зрение, еп. Орловский и Севский Мисаил (Крылов) назначил ей в помощь совет из 4 старших монахинь для управления обителью. С 21 нояб. 1889 г. Е. м. управляла игум. Валерия (Тарновская; † 1900), при к-рой к 1894 г. проживало 310 насельниц. С 1900 г. Е. м. возглавляла игум. Рафаила (Бредихина), с 1914 г. до закрытия - игум. Антония (Криворотова; † после 1929). В Е. м. почитались старица мон. Олимпиада (Солнцева), а также ученица свт. Тихона Задонского затворница Мелания Памфиловна Пахомова (в монашестве Миропия; † 11 июня 1836), находившаяся на Каменной горе с осени 1778 г. Др. подвижница, схим. Магдалина (Иванова; 1827 - 1 апр. 1869), исполняла послушание письмоводителя и собирала сведения о жизни затворницы Мелании. Известна переписка схим. Магдалины с духовным отцом свт. Феофаном Затворником , называвшим ее «огненной монахиней». Среди почитаемых сестер - поступившая в Е. м. в 1881 г. буд. игум. Моисея (Лялина), настоятельница виленского Магдалининского мон-ря (см. Вильнюсский во имя равноапостольной Марии Магдалины женский монастырь ). Е. м. пользовался покровительством многих Воронежских и Орловских архипастырей и Елецких викариев, в т. ч. святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника, подвижников благочестия затворника Илариона Троекуровского, свящ. Иоанна Жданова , старцев Иоанна Каменева, блж. Иоанна (Быкова), затворника Сезеновского, старицы Дарии (Кутуковой) , схим. Митрофана (Голощапова) и др.

http://pravenc.ru/text/189787.html

  ЖУРНАЛ 117 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошениями Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента: 1.1. Освободить игумению Анастасию (Мордмиллович) от должности игумении Казанского Девичьего монастыря города Калуги и назначить на эту должность монахиню Ангелину (Петрову); 1.2. Открыть Спасо-Преображенский женский монастырь на реке Угре в городе Калуге и назначить на должность игумении этого монастыря игумению Анастасию (Мордмиллович). 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла назначить монахиню Тамару (Карпову) на должность игумении Успенского Зилантова женского монастыря города Казани. 3. В связи с прошением Преосвященного епископа Елецкого и Лебедянского Максима назначить монахиню Аркадию (Енькову) на должность игумении Елецкого Знаменского женского монастыря города Ельца Липецкой области. 4. В связи с прошением Преосвященного епископа Салаватского и Кумертауского Николая назначить монахиню Серафиму (Белоусову) на должность игумении Марфо-Мариинского женского монастыря села Ира городского округа город Кумертау Республики Башкортостан.   ЖУРНАЛ 118 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей, о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Аргентинская и Южноамериканская епархия Игумена Иннокентия (Деньщикова), в связи с окончанием срока командировки, освободить от должности клирика Аргентинской и Южноамериканской епархии и направить в распоряжение управляющего Соликамской епархией.   ЖУРНАЛ 119 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Виленского и Литовского Иннокентия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия. Справка: Согласно пункту 26 главы XV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом».

http://patriarchia.ru/db/text/5966901.ht...

И.-П. был известен как крупный публицист, автор статей по богословским, церковно-историческим, лит., общественным вопросам. Лит. деятельность начал еще во время учебы в МДА в славянофильском ж. «Русская беседа». Опубликованное там семестровое соч. И.-П. «О положительном и отрицательном направлении в русской литературе» (1858) положило начало его сближению с кружком славянофилов на почве общего интереса к религ. вопросам. С 60-х гг. XIX в. печатался в изданиях И. С. Аксакова : газетах «День», «Русь» и т. д. По просьбе Аксакова написал серию статей о необходимости реформ церковного управления, опубликованных в 1882 г. в газ. «Русь». В 1898 г. они вышли отдельным изданием по инициативе Чебоксарского еп. Антония (Храповицкого) , высоко ценившего И.-П. Автор предлагал восстановить Патриаршество, возобновить практику созыва Соборов, ввести в церковное управление не только белое духовенство, но и мирян. К концу обучения в МДА относится знакомство И.-П. с прот. Н. А. Сергиевским , пригласившим его к сотрудничеству в ж. «Православное обозрение» . С основания издания в 1860 г. И.-П. играл в нем ключевую роль, официально был соредактором журнала в 1869-1873 гг. Статьи И.-П., как правило, выходили без подписи, иногда под псевд. А. Троицкий; ему принадлежало большинство статей «от редакции». Всего И.-П. опубликовал в «Православном обозрении» ок. 60 статей, изложив программу издания и собственные взгляды, в т. ч. на задачи духовных журналов. Развивая в обществе интерес к вопросам религии, а в духовенстве - к общественным вопросам, стремился «отыскивать в сознании и настроении общества такие точки, которые можно бы было привести в какое-нибудь соотношение к религиозному вопросу, и, отправляясь от этих точек, раскрывать перед читателями более или менее широкий круг религиозных идей, и т. о. постепенно расширять, прояснять, укреплять, углублять и приводить в соответствие с нормою православных требований религиозное сознание общества» (Взгляд на прошедшее и надежды в будущем. 1870. Т. 1. 1. С. 7). Считал обязательным говорить с обществом на доступном ему языке, чтобы иметь на него влияние. Знакомил читателей с совр. проблемами богословской науки, помещал рецензии на труды А. М. Бухарева , П. Д. Юркевича (который благодаря рецензии был приглашен в Московский ун-т), П. В. Знаменского и др. Предлагал сделать вопросы церковного финансирования предметом широкого общественного обсуждения. Признавал, что «Церковь всегда имеет право сравнивать существующие формы жизни общественной с началами христианскими, и заявляет соответствие или несоответствие между первыми и последними» (Духовная лит-ра. 1860. С. 127-128). Также печатался в журналах «Вера и разум» , «Душеполезное чтение» , «Русское обозрение», «Педагогический вестник» и др.

http://pravenc.ru/text/200519.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010