Монастырь в последующие годы оказался на грани полного разрушения. Справедливости ради стоит сказать, что виной тому в данном случае была не советская власть, а Великая Отечественная война. Бомбежки и артобстрелы причинили очень сильный ущерб древним строениям. Реставрационные работы начались в монастыре лишь в 1976 году, но еще в 1991 году, когда обитель передали Церкви, она представляла собой печальное зрелище. Первые насельницы, появившиеся здесь в 1994 году (монастырь восстанавливается как женский), говорили, что почти не верили в возрождение монастыря. И тем не менее — возрождение состоялось. За многовековую историю в Хутынском монастыре, с первой половиной XIII столетия и до закрытия обители в 1925 году, на его территории проходило богослужение в пяти церквях, включая и летний Спасо-Преображенский собор. Если какая-то из церквей из-за своей ветхости закрывалась, то рядом с ней воздвигался другой храм. В старинных печатных изданиях упоминаются: Храм преподобного Антония Великого, построенный новгородским посадником Юрием Онциферовичем. Тёплая церковь-трапезная во имя преподобного Варлаама Хутынского. Каменный надвратный храм пророка Илии. Две церкви во имя священномученика Григория Армянского, каменные высокие с колоколами. Одна -против северных дверей Спасо-Преображенского собора, другая - против южного входа. Большая больничная церковь во имя Всех Святых. Домовая церковь при архиерейских покоях во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В наши дни после возвращения монастыря Новгородской епархии этот храм был освящён во имя святителя Льва, папы Римского. Согласно переписи 1615 года, в Хутынской обители находились следующие церкви: Спасо-Преображенский собор. Церковь преподобного Варлаама Хутынского. Надвратная церковь Ильи пророка. Храм священномученика Григория, просветителя Великой Армянин под колокольней. Две надвратные церкви: Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца и преподобного Антония Великого. Со второй половины XVII века внешний вид Преображенского собора стал несколько отличаться от прежнего. В 1646 году с южной стороны к нему пристроили придел Покрова Богородицы, а с северной - апостола и евангелиста Иоанна Богослова, с запада построена новая паперть, и главы обиты не дубовой чешуей, как прежде, а белым железом. В XVIII веке собор также подвергался незначительным поновлениям. Известно, что в 1712-1737 годах при архимандрите Вениамине был обновлён и пополнен новыми иконами главный иконостас. При Антонии Знаменском, настоятеле монастыря с 1799 по 1802 годы, в соборе настлан новый пол, растёсаны окна, произведена роспись. В 1835 году был разобран до основания Покровский придел, и на его месте возведён новый. На пожертвования Д.А. Державиной в этом приделе был устроен новый иконостас и возобновлена живопись. В 1810 году был перестроен придел Иоанна Богослова. Благодаря этому его размеры значительно увеличились. Сама перестройка и роспись придела проводилась на средства действительной статской советницы Борзовой.

http://sobory.ru/article/?object=00166

этот пост занимал церковный историк архим. Амвросий (Орнатский). На время ректорства архим. Владимира (Ужинского ; 1812-1819; впосл. архиепископ) пришлось введение в ДС в 1814 г. нового устава. Срок обучения в ней теперь составлял 6 лет, 6 классов различались предметной направленностью (словесных наук, исторический, математический, философии и логики, богословия и церковной археологии, языковой). Митр. Михаил (Десницкий) увеличил в ДС число казеннокоштных воспитанников. В сер. 20-х гг. XIX в. в б-ку ДС поступило более 1 тыс. книг по завещанию архиеп. Антония (Знаменского), скончавшегося в Новгороде на покое. Ректор ДС в 1823-1827 гг. архим. Игнатий (Семёнов ; впосл. архиепископ) стал в 1828 г. 1-м епископом Олонецким: по его настоянию семинаристы - уроженцы Олонецкой губ. были переведены из Новгорода в Петрозаводск, во вновь открытую в 1829 г. Олонецкую ДС. В 1839-1840 гг., в ректорство архим. Анатолия (Мартыновского ; 1832-1840; впосл. архиепископ) в рамках новой реформы духовных учебных заведений было резко увеличено число предметов (с 17 до 26), при этом из преподавания исключили историю философии. В ректорство архим. Антония (Павлинского ; 1840-1852; впосл. архиепископ) перестроены учебный и жилой корпуса ДС, в 1845 г. отменены телесные наказания. Несмотря на проведенные работы невозможность дальнейшего использования тесных и сырых семинарских построек к сер. XIX в. стала очевидной. Ревизовавший ДС в 1855 г. еп. Старорусский Иоанникий (Горский ; впосл. архиепископ) рекомендовал их снести и «выстроить одно новое здание». Среди ректоров ДС 2-й пол. XIX в. выделяются незаурядный церковный историк архим. Макарий (Миролюбов ; 1860-1866; впосл. архиепископ) и прот. Е. И. Мегорский (1875-1890), к-рый сумел, не прерывая учебного процесса, организовать разборку старых учебного и жилого зданий и строительство на их месте нового учебного корпуса с общежитием. Первая же ревизия Новгородской ДС после введения семинарского устава 1869 г. выявила полное несоответствие существующих при Антониевом мон-ре семинарских построек существовавшим требованиям.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

1) Георгий Онисифорович в 1417 году соорудил церковь каменную во имя Преподобного Антония Великого; 2) неизвестный в 1418 году на воротах каменную же церковь во имя Св. Пророка Илии; 3) монастырским 125 иждивением в 1515 году сооружена соборная церковь каменная во имя Преображения Господня вместо обветшавшей, заложенной Преп. Варлаамом незадолго перед его кончиной, а совершённой Преп. Антонием, его преемником, и стоявшей около 270 лет; новопостроенная церковь освящена на 6 число Августа; 4) в 1535 году под колокольней устроена и освящена церковь во имя Григория Великой Армении; в 1552 году соборная церковь тёплая во имя Преподобного Варлаама разобрана, и вместо оной сооружена вновь пространнейшая с трапезой и доныне существующая (см. ниже). В начале XVII столетия этот монастырь претерпел великие бедствия от Шведов, пришедших в Новгород под предводительством Генерала их Якова Понтуса Делагарди, который имел здесь и главную свою квартиру. Летописи уверяют, что Настоятеля этого монастыря, Архимандрита Киприана томили они за стражей, с гроба Пр. Варлаама сняли серебра весом 139 гривенок (фунтов) 12 золотников, а ценой по тогдашнему времени на 720 руб. 12 алтын, да жемчуга на 58 рублей. При переписи 1615 года, бывшей после опустошения сего, означены в этом монастыре следующие ЦЕРКВИ: 1) во имя Преображения Господня; 2) во имя Пр. Варлаама Хутынского с трапезой; 3) под колокольней во имя Григория Армянского; 4) на воротах св. Илии Пророка; 5) на других воротах – двупрестольная во имя Св. Николая Чудотворца и Пр. Антония Великого; 6) а КОЛОКОЛЬНЯ была при соборной церкви на юго-восточной стороне, где и доныне виден фундамент оной. В настоящее время здания в монастыре сем имеются все каменные следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня о 5 главах, крыта листовым железом и выкрашена ярью, кресты золочены через огонь. В церкви иконостас резной, золочёный Готической архитектуры, устроен при Архимандрите Вениамине, иконы Греческого письма. Пол выстлан Путиловской плитой, и окна распространены, а стены расписаны при Преосвященном Антонии Знаменском, Викарии Новгородской Митрополии. При церкви этой два придела: с южной стороны во имя Покрова Божьей Матери; устроенный в 1646 году, а с северной – во имя Иоанна Богослова, в том же году устроенный. В 1810 году придел этот возобновлён, распространён и расписан настенным письмом иждивением Действительной Статской Советницы Борзовой 126 . С западной стороны соборной церкви – паперть, а с южной – ризница со сводами, все крыты железом. При входе в паперть – крыльцо Готической архитектуры, у западных дверей церковных в паперти имеется следующие надписи:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1657 г. протоиерей тобольского Софийского собора Матфей Бирюков пожаловал М. м. свою заимку с пашенными землями и сенными покосами в 1440 дес. (впоследствии заимка Жуковка). Согласно переписной книге 1659 г., за М. м. было закреплено 5 деревень: Комарицкая, Рогозинская, Матвеевская, Киселёвская и Сузгун на р. Тайменке. В писцовой книге 1683-1684 гг. стольника Л. М. Поскочина отмечено, что мон-рь владел «1440 дес. удобной и неудобной земли» ( Балюк. 1997. С. 111-112; Харина. 2011. С. 44-45). М. м. содержался Тобольским архиерейским домом, с 1764 г. получал «в милостыню» по 300 р. ассигнациями в год. Настоятелями и строителями монастыря были экономы архиерейского дома: в 1776-1780 гг.- игум. Иоасаф, в 1780-1786 гг.- иером. Иов, с 1787 г.- иером. Вениамин, с 1792 г.- иером. Иосиф, с 1795 г.- иером. Иоасаф. 5 окт. 1803 г. строителем был определен духовник нового Тобольского архиеп. Антония (Знаменского) иером. Досифей, к-рого предписывалось «встретить с честным крестом и колокольным звоном и быть ему во всяком повиновении и послушании». В июле 1803 г. в число братии М. м. был определен иером. Иона (Знаменский?), отец Тобольского архиеп. Антония, переведенный вместе с ним из Вологодской епархии. В 1807 г. М. м. был возведен в штатный 3-классный вместо упраздненного Рафаиловского мон-ря Ялуторовского у. Мон-рю был выделен из гос. казначейства оклад - 1460 р. ассигнациями. Архиеп. Антоний ходатайствовал перед Синодом о возведении в М. м. нового каменного храма, т. к. прежний обветшал: «...внутри оного в сводах, также с наружной стороны, над дверьми и окнами, видны великие разседины и пристроенная к оному с полуденной стороны кладовая отшатилась от церковной стены на четверть и церковь эта, по 50-ти-летнем своем существовании, стала угрожать падением». 3 апр. 1807 г. Синод разрешил разобрать старый храм с колокольней и ризницей, но при этом оставить Казанский придел, в котором до возведения новой церкви продолжали совершаться богослужения. Проект и смету выполнил губернский землемер, архит. Дранишников, а подряд на строительство - тобольские каменщики мещане А. Мильзин, И. Колин и крестьянин Д. Венгерский. Холодный Иоанно-Предтеченский храм был выстроен и освящен в 1814 г. Здание с крупной 2-ярусной апсидой построено в стиле классицизма; состоит из бесстолпного 2-светного четверика одноглавого храма и пристроенной к нему 2-ярусной колокольни (1829). Под колокольней расположена небольшая трапезная. Храм перекрыт высоким глухим сомкнутым сводом с отверстием для светового барабана, апсида перекрыта куполом. Строгие фасады четверика, завершенного треугольными фронтонами, пластически моделированы с помощью рустовки углов, профилированных надоконных сандриков и венчающего карниза. Приземистая колокольня в нижней части повторяет членения апсиды, ярус звона напоминает каменную беседку, вознесенную на пьедестал. Была выстроена ограда (1795-1831) с 4 воротами и 2 угловыми башнями.

http://pravenc.ru/text/2562776.html

10 июня 1870 г. Енисейскую кафедру занял еп. Павел (Попов) . За недолгое время управления епархией (до 31 марта 1873) он объехал приходы, обращая внимание на комплектование б-к, работу с документацией, качество образования в учебных заведениях и уровень знаний, приложил усилия к созданию в окрестностях кафедрального города Успенского муж. мон-ря, к-рый был основан уже его преемником еп. Антонием (Николаевским). Устроение мон-ря близ Красноярска обосновывалось необходимостью усиления духовной составляющей жизни губернии. Во 2-й пол. XIX в. отмечались явления двоеверия у коренных жителей, рост суеверий и атеистических настроений у старожильческого населения. До 1/3 жителей губернии составляли к этому времени высланные в Сибирь за политические и уголовные преступления, в т. ч. участники антиправительственных и революционных движений. Переговоры еп. Антония с Красноярской думой, обращения к генерал-губернатору позволили в 1874 г. отвести под устройство мон-ря земли на берегу Енисея под Красноярском, а также 10 тыс. дес. земли на р. Мане. Устроение обители содействовало развитию промышленности, а с нею и миссионерства: появились мастерские и школа для инородцев, судоверфь для строительства малых речных судов. 28 дек. 1878 г. последовало Высочайшее повеление об устройстве муж. общежительного мон-ря близ Красноярска с благотворительными при нем заведениями. 15 мая 1879 г. совершён крестный ход со всех церквей города по случаю закладки обители. Преосв. Антоний положил начало Знаменскому жен. мон-рю в 45 км от Красноярска. Время епископства Антония ознаменовано активизацией миссионерской деятельности. С христ. проповедью он побывал во всех уголках епархии, содействуя развитию в ней духовного образования. В апр. 1876 г. еп. Антоний совершил крещение 3003 инородцев в с. Аскызе Минусинского окр. В июне 1874 г. отправил Святейшему Синоду чертежи нового здания Красноярского ДУ и смету расходов на его постройку. В 1874 г. еп. Антоний благословил создание благотворительного общества, названного в честь генерал-губернатора Вост. Сибири Н. П. Синельникова; его цель состояла в помощи нищим и детям-сиротам. После красноярского пожара в ночь на 18 апр. 1881 г., когда сгорело до 2000 домов и строений, еп. Антоний возглавил комитет, оказавший помощь лицам всех вероисповеданий (было роздано до 60 тыс. р.).

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Ужинский Владимир Кононович; 22.03.1777, Ужинский погост Валдайского у. Новгородской губ.- 16.12.1855, г. Свияжск Казанской губ.), архиеп. Казанский и Свияжский. Из семьи причетника. Учился в Валдайском ДУ, с 1790 г.- в Новгородской ДС, после закрытия к-рой в 1792 г. перешел в Александро-Невскую ДС, в 1797 г. преобразованную в академию. На формирование В. как проповедника и преподавателя большое влияние оказали лекции архим. Антония (Знаменского) и архим. Амвросия (Протасова) . В 1800 г. Ужинский вернулся в восстановленную Новгородскую ДС. По одним данным, закончил обучение в 1803 г. и начал преподавать в семинарии, по др.- с 1800 г. был преподавателем. В 1806 г. являлся инспектором Новгородской ДС. Владимир (Ужинский), архиеп. Казанский. Гравюра. 40-е гг. XIX вв. (РГИА) Владимир (Ужинский), архиеп. Казанский. Гравюра. 40-е гг. XIX вв. (РГИА) 26 мая 1807 г. Старорусским еп. Евгением (Болховитиновым) Ужинский был пострижен в монашество. 16 июня рукоположен во диакона, 1 дек.- во иерея. С 7 февр. 1808 г. префект, с 19 июня 1809 г. ректор Новгородских духовных уч-щ, с 23 марта 1812 г. ректор Новгородской ДС. Одновременно с управлением новгородскими духовными учебными заведениями В. являлся настоятелем новгородских мон-рей: с 30 мая 1811 г.- Деревяницкого в честь Воскресения Господня мон-ря в сане игумена, 15 нояб. того же года, после возведения в сан архимандрита, назначен настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , с 7 марта 1816 г. архимандрит Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря , с 10 марта 1819 г. архимандрит Юрьева новгородского мон-ря . В авг. 1814 г. Комиссией духовных уч-щ удостоен звания профессора богословия. 11 мая 1819 г. состоялась хиротония В. во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии, к-рую возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр. Михаил (Десницкий) . В. критически относился к активной в те годы деятельности Российского Библейского об-ва и его президента министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына . В. покровительствовал архим. Фотию (Спасскому) во время пребывания последнего в Деревяницком мон-ре. 12 апр. 1822 г. В. был назначен епископом Курским и Белгородским. 15 марта 1828 г. вызван из Белгорода (в то время центр Курской епархии) в С.-Петербург для присутствия в Синоде, пробыл в столице 2,5 года и в Курскую епархию не вернулся.

http://pravenc.ru/text/159080.html

В рукописных, впрочем, святцах сей Антоний называется Вологодским подвижником и пустынником за лесом, почему, вероятно, он и считается в лике преподобных. Мощи преподобного Антония почивают под спудом в часовне упраздненной пустыни Антониевоей, что на Черных или при Черных озерках. Она находится в Череповском уезде Новгородской епархии на берегу небольшого озера, называемого Черным, в 2-х верстах от реки Шексны, от Череповца в 40, а от Новгорода в 540 верстах. Местная память преподобного Антония празднуется 17 Января. См. ист. Рус. Uep. III, 103, 104 жит. Св. Рус. Июня 1858 г. 19-го числа Блаженного Феодора Юродивого, Новгородского Чудотворца Блаженный Феодор Юродивый родился в Новгороде, на торговой стороне, от благочестивых родителей и воспитан был ими в страхе Божием. Пришедши в совершенный возраст, Феодор стал прилежать к чтению божественных книг и к научению житий св. угодников Божиих. По гласу Св. Апостола Павла: «мы юроди Христа ради» Феодор искал спасения в юродстве и стал подражать жившему в его время блаженному Николаю Кочанову. Он добровольно терпел во всем нужду, ибо раздавал все, что имел и получал, нищим и убогим, не хотел иметь никакого пристанища, сносил холод, ходя босым в самые большие морозы, не роптал на насмешки мирян, но молил Бога, да не вменится им сие во грех . Ночью, когда все предавались покою, Феодор обходил церкви и молился за благоденствие города. Так протекла вся жизнь его. Предчувствуя свою кончину, он говорил всем встречающимся с ним на улицах: «прощайте! я иду далеко!». Феодор заповедал погребсти себя близ торжища. Он преставился в 1392 г. Больные с верою приходящие на место его погребения, где была устроена часовня, получали исцеление. Мощи Св. блаженного Феодора почивают под спудом в находящейся подле Георгиевской – градской церкви и принадлежащей к ней каменной часовне, построенной около 1820 года. Георгиевская же церковь находится на торговой стороне Новгорода, среди гостиного двора, в Кожевенном ряду, что по Знаменской улице. Память блаженного Феодора празднуется местно 19 Января.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

499 Автобиография игумении Осташковского Знаменского монастыря всечестнейшей матушки Аполлинарии, в схиме Амвросии, и письма к ней преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. СПб., 1998. С. 16. Репринт по книге, изданной в Твери в 1908 г. 500 РГИА. Ф. 796, оп. 137 (1856 г.), д. 2423, ч. 81 и 80. О постригах в монашество. РГИА. Ф. 796, оп. 143, д. 2569, ч. «б», л. 164–165. Ведомости о настоятелях и настоятельницах монастырей Московской епархии за 1862 г. 501 РГИА. Ф. 796, оп. 137 (1856 г.), д. 2423, часть 83. О постригах в монашество. Кто-то из постриженных в первый постриг 12 апреля получил имя Анна. Возможно, что Агриппина Туголукова. Умерла «монахиня Анна» 5 июля 1857 года [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 433]. 502 ЦИАМ. Ф. 1368, оп. 1, д. 15. Список насельниц Зосимовой пустыни 1870 года. Агриппина Кириаковна Ползунова в монашестве была наречена в честь мученицы Аскитреи, день памяти которой совпадает с днем тезоименинства безбрежно почитаемого ею старца Зосимы – с днем памяти прп. Зосимы Соловецкого 17 (30) апреля. Имя «монахини Зосимовой пустыни Аскитреи» упоминается в келейных записках игумена Антония (Путилова) [ОР РГБ. Ф. 214, д. 304, л. 5]. 503 РГИА. Ф. 796, оп. 138 (1857 г.), д. 2447, ч. 70. О постригах в монашество. ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 80. Письмо к игумену Антонию (Путилову). Из четырех остальных постриженных наиболее известной монахиней стала Мария Мельчакова (в монашестве Максимилла), исполнявшая послушание ризничей и к 1895 году возросшая в духовном плане до старицы, которой поручались сестры для руководства [РГАДА. Ф. 1192, оп. 4,1895 г., д. 11]. 504 Третий постриг состоялся в праздник Введения во храм Девы Марии 21 ноября 1859 года. Из монашеских имен новопостриженных нам известно имя Филареты, данное вдове Елисавете Хлопониной [РГИА. Ф. 796, оп. 140 (1859 г.), д. 2055, часть 70]; в 1870 г. она – казначея [ЦИАМ. Ф. 1368, оп. 1, д. 19]. Есть сведение о постриге 17 октября 1862 года (видимо, четвертом) – см. данные о монахине Епистимии в Послужных списках 1895 года [РГАДА. Ф. 1192, оп. 4, 1895 г., д. 11]. Упоминаемый в тексте постриг 12 января 1863 года был, по-видимому, пятым – известно пять новопостриженных [см. там же], и тогда же была пострижена в монашество духовная дочь игумена Антония (Путилова) Екатерина Облеухова (в монашестве Феофания; ум. до 1895 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В редакции члена Святейшего Синода Муравьева А.Н. 12 томов. СПб., 1856. 5 . Кафедра Новгородских святителей (со времен введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Московской державе (в 1478 г.) с 17 изображениями св. святителей. Сочинение Новгородского Знаменского собора протоиерея Тихомирова П. И. т. 1. Новгород, 1891, т. 2 Новгород, 1895. 6 . Избранные жития русских святых X – XV вв. М., Молодая гвардия, 1992. 7 . Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Краткие биографические очерки. Составил архивариус архива и библиотеки Святейшего Синода Здравомыслов К.Я. Новгород 1897. 8 . Граф Толстой М.В. Книга глаголемая описание о Российских святых, где и в котором граде, или области, или монастыре, или пустыни поживе и чудеса сотвори всякого чина святых. Москва. 1888. (Репринт: М., Издательство Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1995) 9 . Словарь исторический о русских святых, прославленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1862. (Репринт: М., Книга – СП Внешиберика, 1991) 10 . Соловецкий патерик М., Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. 11 . Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, (Репринт: М., Наука, 1988) 12 . Житие и чудеса преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Новгород. Общество Христианской культуры и искусства св. Антония Римлянина, 1997. 13 . Преподобный Макарий Римлянин. Новгородский чудотворец и его обитель. Анемподист Корольков. Воскресенский миссионерский монастырь. Третье иллюстрированное издание, вновь просмотренное и дополненное автором. СПб., 1895. 14 . Слова преподобного Симеона Нового Богослова . В переводе на русский язык с новогреческого епископа Феофана. Издание второе, Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. Выпуск первый. М., 1892. (Репринт Преподобный Симеон Новый Богослов . Творение. Т.И. М., Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993) 15 . Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей Н.Костомарова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В состав самостоятельной Иркутской епархии вошли города, монастыри и церкви прежнего викариатства. К ним с 1721 года присоединилась еще одна церковь Братской пустыни, приписанной по Регламенту к Вознесенскому иркутскому монастырю. С этой церковью в ведение епископа Иннокентия поступило 43 церкви; с них собиралось окладу около 110 руб. По донесению Тобольского митр. Антония Св. Синод 4 дек. 1729 г. определил только эти церкви оставить в управлении епископа Иннокентия. 485 При действительном распределении приходских церквей оказалось, что после 1714 г. в ведомстве бывшего викариатства ко времени учреждения самостоятельной Иркутской епархии число иркутских храмов увеличилось на – 7, не считая братской пустынной церкви, и насчитано всего – 50 церквей, а именно: в городе Иркутске с уездом – 22 цер. в Нерчинске с уездом – 8 цер., в Селенгинске с уездом – 13 цер. (в том числе несомненно была только что построенная Троицесавская); в монастырях их было: в Вознесенском иркутском – 2 цер., в Посольском Преображенском – 2, в Нерчинком-Успенском – 2, в Знаменском девичьем – 1. Со всех иркутских церквей разных сборов в архиерейскую казну поступало – 180 руб. 2 коп., в том числе данных 63 руб. 40 коп. В Тобольской епархии, после выделения из нее самостоятельной Иркутской епархии, оставалось по окладному табелю – 265 церквей, с них собиралось одних данных – 173 р. 67 коп. 486 Тут несомненно тобольский приказный надзиратель Никифор Словцов, выделявший церкви иркутскому архиерею, не показал настоящего количества церквей, оставшихся за Тобольской кафедрой. По крайней мере через 7 – 8 лет, когда от нее еще отошло к Иркутской епархии более 20 церквей, в Тобольской епархии насчитывалось 361 церковь . 487 Можно думать, что, по отделении от нее Иркутской епархии с 50-ю церквами, в ведении м. Антония Тобольского оставалось не менее 350 церквей. При таком неравномерном распределении сибирских церквей между двумя архиереями в их епархиях наблюдалось территориальная несообразность, которой раньше не мог устранить викарный архиерей, находящийся под протекцией Тобольского митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010