В 1885 году с южной стороны Знаменского монастыря устроены святые ворота, украшенные живописными изображениями святых. В 1890 годах на южном склоне горы, близ южных ворот в двухэтажном доме открылась церковно-приходская школа на 100 девочек. В этом же году состоялся ремонт Знаменского собора. А через два года в приобретенном деревянном доме, устроена больница для сестёр. В начале 20 века обитель приобрела тот вид и то значение, которыми славилась далеко за пределами Ельца и Орловской губернии. В эти годы в Каменогорском монастыре насчитывалось до 217 насельниц. Обитель обладала большим количеством древних и чудотворных икон, но подлинным её достоянием является жизнь блаженной затворницы Мелании, впоследствии канонизированной РПЦ. Но все красоты духовного подвига сестёр и внешнего вида самой обители не помешали советской власти уничтожить монашеский городок на Каменной горе. После революции 1917 года службы в Знаменском соборе ещё продолжались, а монахини ещё некоторое время жили по монастырскому обычаю. Гонения на обитель начались сразу же после революции, и с каждым годом всё хуже. Власть стремилась разрушить монашескую жизнь, максимально усложнить существование монашествующим и, в конечном итоге, закрыть монастырь. В 1918 году обитель лишилась хозяйственного имущества, земель. В 1919 году от коммуны, расположившейся в Троицком монастыре, поступило предложение о создании её второго отделения в Знаменском монастыре. Но это предложение, как и предложение о закрытии, поступившее в 1920 году, не было утверждено. В 1922-1923 годах из монастыря изъяли церковную утварь, некоторые книги и иконы. Дабы обезопасить себя от нападок безбожной власти и сохранить за собой жильё, монахини в 1922 году образовали трудовую артель. А в 1926 году была создана ещё одна артель, входившая в Елецкий союз кружевниц. Благодаря этому насельниц на некоторое время оставили в покое, и в целом жизнь в обители не изменилась. В 1924 году были арестованы настоятельница игуменья Антония и настоятель Знаменского собора протоиерей Владимир Кавказский, но суд вскоре отпустил их.

http://sobory.ru/article/?object=06487

В 1919 году по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. Закрытие [ править править код ] В 1920 году с окончательным установлением в регионе советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому, на землях Успенского монастыря была образована школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 года монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены. Их дальнейшая судьба неизвестна. С 1946 года в корпусах монастыря разместился дом отдыха «Енисей». Восстановление [ править править код ] В 1992 году под руководством епископа Антония (Черемисова) разворачивается деятельность по возвращению Церкви разрушенного монастыря. Казаки во главе с Атаманом 3-го отдела В. П. Мастьяновым в письме к Главе администрации Красноярского края, по благословению Владыки Антония, «убедительно просят передать …разрушенное здание бывшего монастыря, расположенного в п. Удачный и принадлежащую ему землю площадью 12 га, с обязательством восстановить его и создать военно-спортивный казачий лагерь». В ответ на это Комитет по делам культуры и искусства 5 января 1993 года рассматривает возможность передачи монастыря Епархии, для чего советует провести переговоры с объединением «Красноярсккурорт» и Крайсовпрофом, на балансе которых находился в то время монастырский комплекс. Однако реальная возможность передачи монастыря появилась в 1998 году при участии генерал-губернатора края А. И. Лебедя, который положительно ответил на предложение владыки Антония. В апреле 2000 года был подписан акт приема-передачи, по которому были приняты полуразрушенные стены (общий износ главного здания составил 87 %). Современное состояние [ править править код ] При обители действует культурно-исторический центр " Успенский " . Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Красноярский_У...

СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Алтайского и Барнаульского Антония об освобождении монахини Екатерины (Пашковой) от обязанностей настоятельницы Знаменского женского монастыря в Барнауле по состоянию здоровья и о назначении на эту должность монахини Надежды (Чановой). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить монахиню Екатерину (Пашкову) от обязанностей настоятельницы Знаменского женского монастыря. 2. Утвердить монахиню Надежду (Чанову) настоятельницей Знаменского женского монастыря в Барнауле с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Архангельского и Холмогорского Тихона о благословении на открытие Богоявленского Кожеозерского мужского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Богоявленского Кожеозерского мужского монастыря на Кожозере (Онежский район Архангельской области) для возрождения в нем монашеской жизни. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Новгородского и Старорусского Льва об освобождении иеромонаха Феодора (Тараскина) от обязанностей наместника Свято-Юрьева мужского монастыря в Великом Новгороде по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить иеромонаха Феодора (Тараскина) от обязанностей наместника Свято-Юрьева мужского монастыря в Великом Новгороде. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Рязанского и Касимовского Симона о назначении монахини Сергии (Масляевой) настоятельницей Покровского женского монастыря в городе Михайлове Рязанской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить настоятельницей Покровского женского монастыря в городе Михайлове Рязанской области монахиню Сергию (Масляеву) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона о благословении на открытие Аланского Свято-Успенского мужского монастыря в городе Беслане (Республика Северная Осетия - Алания). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Аланского Свято-Успенского мужского монастыря в городе Беслане (Республика Северная Осетия - Алания) для возрождения в нем монашеской жизни. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона о назначении монахини Антонии (Бобылевой) настоятельницей Свято-Троицкого женского монастыря в Кабардино-Балкарской Республике.

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству архипастыри совершили хиротонию архимандрита Николая (Дутки) во епископа Находкинского и Преображенского. На богослужении, в частности, присутствовали губернатор Магаданской области Н.Н. Дудов, председатель Магаданской областной думы А.П. Александров, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. По окончании богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл помолился у подножия монумента «Маска скорби», посвященного памяти людей, погибших и пострадавших в исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа на Колыме. 2 сентября 2011 года Его Святейшество прибыл в город Иркутск, отмечающий нынешнем году 350-летие. В ходе поездки в Иркутскую епархию Святейший Владыка побывал на могиле основателя Российско-Американской компании Григория Шелихова, погребенного за алтарем Знаменского собора Иркутска, и у памятника адмиралу Александру Колчаку, расстрелянному вблизи Знаменского женского монастыря города Иркутска. Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение памятного знака основателям Иркутска, после чего осмотрел Богоявленский собор и Казанскую церковь города Иркутска и ознакомился с Иркутским епархиальным управлением. 3 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Иркутске в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, архиепископа Красноярского и Ачинского Антония, архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, архиепископа Хабаровского и Приамурского Игнатия, епископа Читинского и Краснокаменского Евстафия, епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Бельцкого и Фэлештского Маркелла, епископа Енисейского и Норильского Никодима, епископа Якутского и Ленского Романа, епископа Находкинского и Преображенского Николая, а также председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, духовенства Иркутской епархии Божественную литургию в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Знамение» Знаменского женского монастыря. За богослужением архимандрит Серафим (Кузьминов) был рукоположен во епископа Каменского и Алапаевского. На литургии, в частности, присутствовали губернатор Иркутской области Д.Ф. Мезенцев, председатель законодательного собрания Иркутской области Л.М. Берлина, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

http://patriarchia.ru/db/text/1639858.ht...

174 ФА СыктГУ. Лузский р-н Кировской обл. (2074−61). Текст записан в Папуловском с/с, д. Басковская. См. также: ФА СыктГУ. Лузский р-н Кировской обл. (2071−35, 2079−9, 2081−26, 208−311). 176 Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб. 1864. С. 310. По мнению С. А. Иванова , святой Аркадий Вяземский «заместил собою некое местное божество, почитавшееся в виде священного камня и повелевавшее хтоническими силами, в частности, змеями» (Иванов С.А. Блаженные похабы: культурная история юродства. М., 2005. С. 257). 178 Кочетов Д.Б., Романенко Е.В. Аркадиев Вяземский монастырь//Там же. С. 261; Романенко Е.В. Аркадий Вяземский. С. 270. 179 Православные русские обители: полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. С. 421. 182 Текст Риторической редакции Жития Никандра Псковского опубликован по рукописи 30–40 гг. XVIII в. из Псковского музея-заповедника (ф. Никандровой пустыни, 37, л. 75−142) в статье: Охотникова В.И. Поздние редакции Жития Никандра Псковского//ТОДРЛ. СПб. 2004. Т. 56. С. 526−565. См. также: Охотникова В.И. Жития преподобных Ефросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского (исследования и тексты). СПб. 2007. Т. 2. С. 661−707. 185 Каган М.Д., Охотина Н.А. Житие Никандра Псковского//Словарь книжников. СПб. 1992. Вып. 3, ч. 1. С. 374. 186 Сказание о Христофоровой пустыни. РНБ, Q. XVII. 142 (XVII в., кон.). Цит. по: Власов А.Н. О памятниках устюжской литературной традиции XVI–XVII вв.: (Создатели и составители некоторых литературных произведений Великого Устюга и Соли Вычегодской)//Книжные центры Древней Руси. XI–XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб. 1991. С. 330. 188 «...и в часовни гробница, а под часовнею ход, и с гроба емлют тамо персть; а под часовнею против гробницы на земли лежит камень синей, от земли вверх до помосту часовни полтора аршина» (РНБ, F. I. 778, л. 1 об.). 190 По мнению Н.А. Макарова, судьба Антониева камня, попавшего на паперть собора Рождества Богородицы, объясняется связью камня со святым Антонием Римлянином (Макаров Н.А. Камень Антония Римлянина. С. 210). Однако существовал и другой «камень Антония Римлянина», который показывали в низовьях Волхова, близ д. Пороги: «по местным преданиям, это тот самый камень, на котором приплыл преп. Антоний, продолжавший отсюда путь в Новгород берегом» (Панченко А.А. Исследования в области народного православия. С. 136). Помимо камня Антония, в Великом Новгороде почитался камень Николая Чудотворца. Он находился на паперти Знаменского собора, на торговой стороне, и на нём был «образ св. Николая Мирликийского (...) во весь рост». Этот камень почитался как чудотворный, а предание говорило о том, что он неизвестно откуда приплыл (см. Там же. С. 136, примеч. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Знаменский собор. В 1777 г., когда уже многие постройки были оканчиваемы в новой Семипалатинской крепости, епископ Тобольский Варлаам снесясь с генерал-майором А. Д. Скалоном выдал грамоту заказчику омского духовного правления протоиерею Петру Федорову на перенесение храма из старой крепости и на заложение в новой крепости каменного храма во имя св. Антония и Феодосия, Печерских чудотв., с прибавлением еще двух приделов во имя Андрея Первозванного и св. вмч. Георгия Победоносца. Храм этот заложен 15 августа 1777 г., но еще не окончена была постройка храма, как вследствие сообщение генерал-майора Н. Г. Огарева Тобольскому епископу Варлааму о том, что жители новой крепости единодушно желают главный придел новостроящегося храма посвятить имени чудотворной иконы Знамения Божией Матери. Епископ Варлаам повелел грамотою от 30 июля 1782 г. протоиерею Федорову заменить Знаменскою главный придел св. преп. Антония и Феодосия Печерских, посвятив его иконе Знамения Божией Матери, а второй придел посвятить имени св. вмч. Георгия Победоносца. Придел св. преп. Антония и Феодосия Печерских был освящен в 1782 г. 10 окт., придел Знамения Пресвятой Богородицы 24 сен. 1788 г., а придел св. вмч. Георгия Победоносца 25 сен. 1788 г. В 1790 г. на 14 сен. был в Семипалатинске сильный пожар, причем, пострадала и церковь, особенно приделы во имя Знамения и Антония и Феодосия Печерских. В 1793 г. церковь была исправлена и в том же году 14 сен. был освящен придел во имя Знамения Божией Матери, а 27 сен. придел во имя Антония и Феодосия Печерских. В Семипалатинском соборе есть три драгоценные для верующих святыни: чудотворная икона Знамения Божией Матери, икона в серебряной ризе с изображение святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Иоанна Предтечи, Иакова Пермского, Федора Стратилата, Иакова Боровицкого, Алексия Божия человека, Ефрема Новоторгского, Иакова Брата Господня, муч. Каприана и муч. Космы и Дамиана.; напрестольный крест. Дома для причта церковные, деревянные. Всех домов четыре: для помещения протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков; последний дом ветхий, для жительства неудобен. Жалования причт не получает, содержится на добровольные пожертвования прихожан; дохода в год собирается до 4500 руб. Причтового капитала 3493 руб. 10 коп., процентов получается 130 руб. 48 коп.; церковного капитала в процентных бумагах 41 435 руб. 16 коп.

http://sobory.ru/article/?object=31633

19 Истор. Моск. академии, стр. 385. Типография, в которую поступали из студентов М. академии прошлого века, находилась с академией под ведением св. синода и доселе остается в соседстве с бывшим помещением ее в Заиконо-Спасском монастыре. 20 Труды Имп. Росс. 1840 г. ч. 1. стр. 137. Исправленная при имп. Елизавете Петровне Библия и напечатанная в первый раз в С. Петербурге в 1751 году, вновь в лучшем виде напечатана в Москве в 1756 году, когда Петров был справщиком в типографии. Сопик. Библиогр. ч. I. 112 и 113. В записках Антония Знаменского упоминается особенно о перепечатании апостола, вероятно, потому, что корректура оного лежала преимущественно на Петрове. 22 Москвитянин 1819 года 4, стр. 37. Замечательно, что, сколько Гавриил в мире не желал монашества, столько Платов был расположен к принятию оного, как видно из его автобиографии. См. там же стр. 40. ср. Житие митр. Платона Москов., Москва 1831 г. ч. I, стр. 11. 23 По словам Антония Знаменского, Петров, и «при троекратном принуждении, определен был учителем риторики». 26 Гавриил – евр. слово по-русски значит «сила или крепость Божия». День Ангела Гавриилова был 13 июля, в который совершается и доныне панихида по усопшем в Новг. Соф. соборе. 29 В 1764 году за Сергиевою лаврою с приписными к ней монастырями было 150961 душа, как сказано у преосв. Филарета в ист. русск. церкви, период V, 1848 г. стр. 15, прим. 28; между тем как в ведомости за 1752 год насчитывалось только 104939душ. Истор. опис. Свято-Троицко-Серг. лавры, М. 1842 г. стр. 158. 32 При пострижении, один Петр наречен Платоном по предписанию Гедеона, а другой Парфением, что после был ректором лаврской семинарии. Москвитянин 1849 г. 4. стр. 40. 35 В записках арх. 3наменского сказано: «бедствия архимандрита, по выбытии Гавриила, заставили жалеть о потере друга». 36 Месяц и число эти выставлены в истор. Моск. академии Смирнова, стр. 203, а в словаре истор. о писат. духов. чина стр. 82 выставлено сентября 10. 37 Истор. Моск. академии стр. 175 и 176. А на стр. 203 упоминается о новой инструкции, присланной из св. синода Гавриилу для академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

«На дальнем севере, на окраине нашего дорогого отечества, в Лапландии, читаем мы в письме настоятеля Печенгского монастыря, назад тому триста лет существовала святая обитель, основанная преп. Трифоном на реке Печенге, близ северного Ледовитого океана, где он просвещал святым крещением полудиких лопарей, кочующих в тундрах. Эта святая обитель вскоре по кончине преподобного Трифона была разорена нечестивыми шведами, братия вся варварски избита, монастырь сожжен до основания. Ныне же с 1886 г. он опять возобновляется, и братии и желающих трудиться здесь богомольцев собралось до 50 человек. Необходимо нужными постройками уже обзавелись, но церковь деревянная, ветхая. Поэтому необходимо нужно приступить к постройке каменного соборного храма, но средств не имеем никаких. Поэтому осмеливаемся просить Вас, матушка игуменья, не благоволите ли предложить кому-либо из известных Вам благотворителей помочь нам в этом святом деле». В своих благотворительных заботах игуменья Антония не забывала и женских обителей, с которыми она, конечно, была в более близком общении, чем с мужскими. Игуменья Антония среди многих женских обителей русской земли пользовалась известностью уже по тому высокому положению, которое она заняла в монашеском мире вскоре по выступлении ее на поприще настоятельницы; но, кроме того, не мало было таких женских обителей, настоятельницами которых были ее ученицы-послушницы или же вообще лица, лично ее знавшие и относившиеся к ней с большим уважением. Поэтому многие настоятельницы женских обителей часто обращались к ней как за советом, так и за всякого рода помощью. И мать Антония не оставляла, конечно, этих просьб без внимания. Из оставшейся после игуменьи Антонии переписки мы узнаем, например, что в одну из женских обителей ею были пожертвованы иконостас и паникадило из монастырского храма, замененные в Алексеевском монастыре новыми, а Знаменскому монастырю в городе Землянске, Воронежской губернии, ею была оказана помощь при построении храма. Сохранились еще сведения об оказании помощи Болгарскому Калиферскому монастырю, близ Филиппополя, за каковую помощь письменно благодарили матушку монахини Харитина и Евдокия, приезжавшая в Россию за сбором пожертвований на возобновление этой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Григорий ( Граббе Георгий Павлович , граф; 8.4.1902, СПб. 7.10.1995, Нью-Йорк, США), епископ. Из семьи дворянства, сын генерала-адъютанта императора Николая П. Эмигрировал с родителями в Сербию (1920), где закончил у русских профессоров среднее образование, член-основатель Белградского православного кружка, затем Братства прп. Серафима (1923), окончил богословский факультет Белградского университета (1926), состоял в юрисдикции РЗЦ, член Высшего Монархического Совета, сотрудник монархического журнала «Двуглавый Орел», занимался хозяйством семейного имения на Волыни (19261931), вернулся в Сербию по приглашению митр. Антония (Храповицкого) (1931), заведующий канцелярией Архиерейского Синода РЗЦ (12.8.19311975), помощник секретаря Совещания русских иерархов для обсуждения организации русских церквей за границей по приглашению патриарха Сербского в Сремски-Карловцах (619.11.1935), участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938), секретарь Архиерейского совещания РЗЦ в Вене (2126.10.1943), диакон (1944), священник (12.6.1944), рукоположение совершил митр. Анастасий (Грибановский) в Белграде, вместе с митр. Анастасием покинул Белград и переселился в Вену (сентябрь 1944), затем в Карлсбад и, наконец, в Мюнхен (июль 19451950), секретарь Архиерейского Синода (19453.12.1962), председатель Общеправославного переселенческого комитета (19451950), протоиерей (24.3.1947), поселился в США вместе с митр. Анастасием (1950), настоятель Знаменской синодальной церкви в Нью-Йорке (195026.2.1965), митрофорный протоиерей (1956), редактор журнала «Церковная Жизнь» (19511967), наблюдатель на 2-й генеральной ассамблее ВЦС в Эванстоне (август 1954), протопресвитер (1960), 1-й помощник настоятеля Знаменской синодальной церкви (26.2.19651981), консультант при Синоде и заведующий отделом внешних сношений (1975), снова секретарь Архиерейского Синода (19761986), овдовев, принял монашество (3.5.1979), архимандрит (4.5.1979), епископ Манхэттенский, викарий Восточно-Американской епархии (12.5.1979), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Филарет (Вознесенский) в Нью-Йорке, правящий епископ Вашингтонский и Флоридский (28.10.1981), уволен на покой по старости (1986), сперва жил у сестры в Леснинском монастыре в Провемоне (19861988), потом снова в США.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству посетили Елецкую епархию 15 февраля 2023 г. 16:29 С 9 по 11 февраля 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и в соответствии с планом Синодального отдела по монастырям и монашеству , утвержденным Священным Синодом Русской Православной Церкви, члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству наместник Косьминской мужской пустыни Екатеринбургской епархии игумен Петр (Мажетов) и настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря игумения Неонилла (Фролова) посетили монастыри Елецкой епархии . При посещении всех монастырей епархии членов коллегии сопровождала настоятельница Сезеновского Иоанно-Казанского епархиального женского монастыря игумения Феофания (Проценко), руководитель отдела по монастырям и монашеству Елецкой епархии. Целью визита было ознакомление с внутренней монашеской жизнью, образовательным уровнем монашествующих, а также социальной деятельностью обителей. 9 февраля в малом зале епархиального управления епископ Елецкий и Лебедянский Максим встретился с членами коллегии СОММ. Представители синодального отдела обсудили с владыкой вопросы, касающиеся богослужебной, духовной и хозяйственной жизни епархиальных монастырей. Ознакомление с внутренней жизнью монастырей Елецкой епархии началось со Знаменского женского монастыря города Ельца. Знаменский женский монастырь был основан в XVII веке. Указом Екатерины II монастырь был упразднен, однако монашеская жизнь на этом святом месте не пресеклась. Второе официальное открытие монастыря состоялось в 1822 году. На рубеже XVIII-XIX веков в обители подвизалась блаженная затворница Мелания. В годы богоборческого режима монастырь был закрыт, сестры пострадали за веру, постройки монастыря пришли в упадок. Знаменский собор был разрушен в 1937 году. С 2005 года идет активное возрождение обители. В 2009 году старшей сестрой была назначена монахиня Антония (Поликарова), впоследствии возведенная в сан игумении митрополитом Никоном (Васиным) . В декабре 2021 года первая игумения возрождающегося Знаменского монастыря отошла ко Господу. 10 ноября 2022 года епископ Елецкий и Лебедянский Максим возвел в сан игумении монахиню Аркадию (Енькову).

http://patriarchia.ru/db/text/6004139.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010