Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682, Малороссия - 27.11.1731, Иркутск), свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых), 1-й еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский. По преданию, сын священника; предки принадлежали к мелкопоместному дворянскому роду. В 1695-1706 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии (с 1701 академия). Учителями И. были знаменитые впосл. церковные деятели: митр. Иоасаф (Кроковский) , митр. Стефан (Яворский) , архиеп. Феофан (Прокопович) . Еще до окончания академического курса осиротел. В 1706 г. в пещерной ц. прп. Антония Печерского был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского и принят в число братии Киево-Печерской лавры. В том же году рукоположен во диакона, затем во иерея. В нач. 1710 г. митр. Стефан (Яворский) вызвал И. в Москву и назначил на должность учителя словесности Славяно-греко-латинской академии. С 1714 г. префект (инспектор) академии. Одновременно преподавал метафизику, философию и нравственное богословие, а также следил за порядком в академии. В 1719 г. И. в числе 36 монашествующих был вызван в С.-Петербург, в Александро-Невский мон-рь и назначен обер-иеромонахом в г. Або (Турку, Финляндия). По морскому уставу, составленному Петром I, в обязанности обер-иеромонаха входило еженедельное посещение каждого корабля. Под началом И. состояли все флотские иеромонахи, окормлявшие военные корабли рус. флота. В февр. 1721 г. Святейший Синод постановил И. «в архиереи посвятить, но лучше б без титула городов, понеже сии города порубежные к Хине, чтобы иезуиты не перетолковали инако и бедства б не нанесли», т. е. Синод опасался происков иезуитов в Китае. 5 марта 1721 г.

http://pravenc.ru/text/389621.html

Макаровка. Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Этот монастырь Саранска можно назвать одновременно и старым и молодым. Суть в том, что в зачаточном виде он просуществовал 200 лет, потом исчез и только в наши дни наконец превратился в настоящую обитель. Имеется в виду Макаровский погост, признанный памятником культуры, истории и архитектуры Российского значения. Прежнюю историю погоста можно и не считать строго монастырской, но уж очень странный культурно-духовный очаг возгорелся в пригородной Макаровке. Официально погост признавался приходским храмом. В справочнике «Церкви, причты и приходы Пензенской епархии» говорилось, что село Макаровка входило в первый благочиннический округ Саранского уезда, что в нем стоял каменный холодный храм во имя Иоанна Богослова (при котором имелась теплая Михайло-Архангельская церковь), и что приход состоял из самого села и деревень Луховки, Куликовки и Солдатского – всего 1697 душ мужского пола и 1797 – женского. Однако не были Макаровские храмы обычными приходскими. Справочник не учел еще одной церкви – Знаменской, и совсем ничего не сказал о том, что в Михайло-Архангельском храме служба для прихожан не велась, как, впрочем, и в Знаменском: обе эти церкви являлись домовыми, потому что они совмещались с двумя богадельнями, женской и мужской. Кроме того, хозяевами всего погоста почти до самого XX века считались не прихожане, а помещики Полянские, построившие весь комплекс для себя и лишь допустившие верующих в свой «домашний монастырь». Приходским погост стал тогда, когда Полянские окончательно покинули наши края и продали имение нескольким владельцам. Паритетные владельческие признаки появились с середины 19 столетия, с того, что хозяева Макаровки признали права епархии на храмы. Помещики по-прежнему оплачивали труд причта, брали на себя расходы по ремонту храмов и содержанию стариков в богадельнях, но часть прав и расходов легли на верующих. Так, в 1866 году Александр Александрович Полянский получил официальную благодарность Пензы за пожертвование 570 рублей на ремонт Иоанно-Богословской церкви. Последнее крупное обновление храмов состоялось в 1882 году, когда вдова А. А. Полянского Антония Федоровна, лютеранка по вере, прибыла ненадолго из Вены в Макаровку, ревизовала финансовое и хозяйственное положение имения и пожертвовала громадную сумму в 4000 рублей на обновление иконостаса холодной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04079

Сказание о жизни и трудах преосвященнейшего Гавриила, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Источник Предисловие Пятьдесят пять лет прошло уже с того времени как почил от трудов своих преосвященнейший Гавриил; между тем биографии сего великого иерарха бывшего украшением века Императрицы Екатерины II и отличившего себя долговременными заслугами церкви и отечеству 1 доселе еще не было издано в свете. Находим только краткие сведения об этом приснопамятном святителе в жизнеописаниях его, помещенных в Словаре писателей духовного чина 2 , в «Сыне Отечества» 3 . в Словаре достопамятных людей 4 , в Энциклопедическом Лексиконе 5 и в Трудах Императорской Российской Академии 6 . В настоящее время я имел случай воспользоваться некоторыми письменными известиями о преосвященнейшем митрополите Гаврииле, и спешу сделать их общеизвестными. Из этих известий первое место занимают Высочайшие рескрипты и другие акты, имеющие отношение к митрополиту Гавриилу и хранящиеся, в подлинниках и частью в списках в ризнице Новгородского Софийского собора 7 . Пояснением к этим актам и вообще к некоторым обстоятельствам жизни митр. Гавриила будут служить нам записки о нем Ярославского архиепископа Антония Знаменского, бывшего при нем в С. Петербурге ректором духовной академии, а во время кончины его в Новгороде викарием Новгородским 8 . Другие частные сведения о жизни митр. Гавриила, кроме указанных источников, будут заимствованы частью из книг, заключающих в себе сведения о соприкосновенных к преосв. митрополиту лицах, а частью из бумаг официальных достоверных записей и рассказов. Для лучшего обозрения жизни и трудов митр. Гавриила мы делим сказание наше на два периода: первый период простирается от начала жизни до переведения его на С. Петербургскую кафедру (1750–1770); второй период, меньший по числу лет, но гораздо больший по влиянию на дела церкви, простирается от поступления его на С. Петербургскую кафедру до самой его кончины (1770–1801): оба они будут подразделены на главы по порядку времени. К этим двум периодам будет присоединено, вместо заключения, общее суждение о митроп. Гаврииле с приложением некоторых рескриптов и писем, относящихся к его биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Четвёртая церковь Во имя всех Святых тщанием Курского Архимандрита Гедеона Антонскаго, по благословению Преосвященных Луки Конашевича и Иоасафа Миткевича Епископов Белградских, прошлых 1756 и 1759 годов одним точию фундаментом зачат каменным зданием на северной Монастыря стороне на огродном месте и за отрешением Монастырских вотчинных крестьян и за неимением кошту казенного, строение тоя церкви и по ныне застояло. Ризница А) Церковные Священнослужебные сосуды 1) Потир серебренный новый чеканки высокой пестрозолочен Московской работы с просечною серебреною каркабою, на ней вместо финифтовых 8 штучек с чеканкою позлащенною под чернь. Весу в нем 3 Фунта 55 золотников. 2) Потир серебреный старинной работы простой с чеканью, на нем вверху простая просечная каркаба, пестрозолочен. Весу 1 фунт 57 ½ золотников. 3) Потир серебреной работы тоже старинный простой с чеканью пестрозолочен. На седесе потира того надписано: “Сей сосуд Курского Знаменского Монастыря сделан на деньги казенные в лето 7178 (1670) в марте месяце при Архимандрите Никодиме”. Весу в нем 1 фунт 53 золотника. 4) Потир серебреной гладкий самой простой старинной Московской работы с гридорованными штучками, пестрозолоченый. Весу 1 фунт 1 ½ золотника. 5) Потир серебреный новый маленький Московской работы простой с гридированными штучками. Весу 66 ½ золотников. К сим сосудам пять же дискосов сребропозлащенных, пять звездиц и пять лжиц, из них одна большая, весом в 11 золотников, два копья стальных. Ковчежец напрестольный серебреной для хранения Агнца, местами чеканной, Московской работы, весом два фунта 43 золотника. Б) Кресты напрестольные 1) Крест серебреной большой с искусною высокою чеканью; на нем распятие Христово и четыре изображения накладные финифтяные. Весу в нем два Фунта полтретья золотника. 2) Крест небольшой серебреной чеканный, с рукоятием восточного хрусталя шлифованным, вызлощенный; в воскомастике положены частицы мощей, о которых изображено на том же кресте, а именно: Святаго Апостола Андрея Первозванного; Лазаря Четверодневного; Архидиакона Стефана; Игнатия Богоносца ; Антипы Чудотворца; Георгия Победоносца; Великомученика Климента Агкирскаго; Антония Великого , Евфимия Великого; великомученика Меркурия; Священномученика Ермолая; Великомученика Прокопия; Священномученика Акепсимы; Пимена Великого ; Мученика Сергия; Великомучеников: Феодора Тирона и Феодора Стратилата; Ефрема Сирина ; Михаила Малейна; Мученика Ореста; Мученика Адриана; Первомученицы Феклы; Великомученицы Варвары; Великомученицы Марины; Феодосии девицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Балахна. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты Знаменская каменная церковь находится недалеко от варниц, на Большой улице, ведущей от крепости к Ярославскому выезду. В этой церкви соединены две – Пятницкая и Воздвиженская. Первая, существовавшая в начале XVII ст. и находившаяся на берегу Волги, была холодная деревянная. В описи 1674 г. говорится, что она «ветха, у той церкви олтарь подмыло Волгою, что по челобитью той церкви попа Федора и прихожан под ту церковь дано иное место». Церковь была украшена довольно богато. При ней была церковь теплая деревянная Тихона чудотв., колокольни не было, а на часовне висел один колокол. В половине XVII ст. казначей патриарха Никона Тихон Обанин, родом из Балахны, построил новую теплую церковь во имя Знамения Богородицы с приделом св. Тихона и колокольню с 4 колоколами. Перенесенная на другое место церковь Знаменская сгорела 13 февраля 1745 г. После этого богатый солепромышленник и поставщик казенных вещей в С.-Петербурге балахнинский купец Петр Семенович Латухин купил место для церкви и построил в 1748 г. каменный храм во имя Знамения Богородицы с приделом Параскевы Пятницы, по храмозданной грамоте Владимирского архиепископа Антония. К этой-то церкви, по причине уменьшения народонаселения, была приписана в 1795 г. церковь Воздвиженская, рядом с ней находящаяся. Она прежде была на берегу Нетечи, деревянная, с приделом Казанской иконы Божией Матери и с колокольнею. В половине XVII ст. построена новая деревянная о пяти главах, старая же Казанская церковь осталась теплою и так как она была ветха, то построена была еще теплая церковь муч. Артемия. В начале XVIII ст. на месте этих трех храмов построена каменная Воздвиженская церковь с приделом во имя Божией Матери в честь иконы ее Казанской. В 1748 г. при Знаменской церкви было 26, а при Воздвиженской 29 дворов. Теперь при этих соединенных церквах штат один, прихожан 208 душ муж. пола и 261 жен. В эту церковь бывает крестный ход из собора 8 июля. Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии/соч. архим. Макария. - СПб., 1857.

http://sobory.ru/article/?object=22028

Коробейниково. Богородице-Казанский Коробейниковский мужской монастырь. /// Епархия неизвестна Храм монастыря: Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 22 июля 1994 г. распоряжением епископа Антония (Масендича) на основании решения Священного Синода от 20 июля 1994 г. Казанский приход в с. Коробейниково Усть-Пристанского района преобразован в Казанский мужской монастырь. Главный объект – Казанский храм, построенный в 1904 г. Кроме того на территории обители имеются: келейный корпус в стадии строительства, трапезная, баня и прачечная, гараж-мастерская, водонапорная башня и скотный двор. Главной святыней обители и всей Барнаульско-Алтайской епархии является чудотворная Казанская-Коробейниковская икона Божией Матери. Она была спасена в 1938 г. из оскверненного Коробейниковского храма, когда с икон были сняты ризы, а сами они уничтожены. Храм превращен в зерносклад, а храмовая Казанская икона Божией Матери подверглась особому поруганию безбожников: она была положена у входа, чтобы входящие наступали на лик. Предание рассказывает об уроженке этих мест девице Ольге Перегудовой, прозванной в народе Олюшкой Темной, которая была слепа с младенчества. Дважды являлась ей во сне Богородица с просьбой о спасении иконы. Ольге удалось уговорить родственницу и соседку выкрасть образ из оскверненного храма. Когда икону принесли в дом и отмыли от грязи, то увидели, что краски с ликов стерты, а посередине зияла огромная щель. Здесь же изумленным и испуганным женщинам было явлено первое чудо: икона заплакала, и был голос, сказавший: «Все, все согрешили». С этого дня в доме Перегудовых постоянно собирался народ, у иконы горела лампада и не прекращалась молитва. Олюшка Темная утверждала, что от иконы исходит сияние. Перед Пасхой в 1972 г. был сделан венок из ткани, чтобы украсить икону, и тогда икона полностью обновилась. После смерти Ольги Перегудовой икона перешла в руки ныне уже покойной, тайной монахини Глафиры (Любицкой), в схиме Евлогии, первой настоятельницы Знаменского женского монастыря г. Барнаула, которая описала, как продолжалось ее обновление и другие чудеса, происходящие по молитве перед образом.

http://sobory.ru/article/?object=20663

Архив Пн Члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству посетили Елецкую епархию 15 февраля 2023 г. 16:29 С 9 по 11 февраля 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и в соответствии с планом Синодального отдела по монастырям и монашеству , утвержденным Священным Синодом Русской Православной Церкви, члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству наместник Косьминской мужской пустыни Екатеринбургской епархии игумен Петр (Мажетов) и настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря игумения Неонилла (Фролова) посетили монастыри Елецкой епархии . При посещении всех монастырей епархии членов коллегии сопровождала настоятельница Сезеновского Иоанно-Казанского епархиального женского монастыря игумения Феофания (Проценко), руководитель отдела по монастырям и монашеству Елецкой епархии. Целью визита было ознакомление с внутренней монашеской жизнью, образовательным уровнем монашествующих, а также социальной деятельностью обителей. 9 февраля в малом зале епархиального управления епископ Елецкий и Лебедянский Максим встретился с членами коллегии СОММ. Представители синодального отдела обсудили с владыкой вопросы, касающиеся богослужебной, духовной и хозяйственной жизни епархиальных монастырей. Ознакомление с внутренней жизнью монастырей Елецкой епархии началось со Знаменского женского монастыря города Ельца. Знаменский женский монастырь был основан в XVII веке. Указом Екатерины II монастырь был упразднен, однако монашеская жизнь на этом святом месте не пресеклась. Второе официальное открытие монастыря состоялось в 1822 году. На рубеже XVIII-XIX веков в обители подвизалась блаженная затворница Мелания. В годы богоборческого режима монастырь был закрыт, сестры пострадали за веру, постройки монастыря пришли в упадок. Знаменский собор был разрушен в 1937 году. С 2005 года идет активное возрождение обители. В 2009 году старшей сестрой была назначена монахиня Антония (Поликарова), впоследствии возведенная в сан игумении митрополитом Никоном (Васиным) . В декабре 2021 года первая игумения возрождающегося Знаменского монастыря отошла ко Господу. 10 ноября 2022 года епископ Елецкий и Лебедянский Максим возвел в сан игумении монахиню Аркадию (Енькову).

http://patriarchia.ru/db/text/6004139.ht...

Arhiva La Mitropolia de Lipetsk vor fi deschise cursurile de pregtire fundamental în domeniul teologiei pentru cinul monahal 1 octombrie 2020 12:45 28-29 сентября 2020 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря   игумена Петра (Еремеева) выездная экспертная комиссия посетила монастыри Липецкой митрополии с целью определения готовности к открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих и решения о выдаче представления. В состав выездной комиссии вошли: председатель — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , член Научно-методического совета, заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь — кандидат исторических наук монахиня Анувия (Виноградова), казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря ; монахиня Феонилла (Харченко), насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря. 28 сентября в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре (на базовой площадке открываемых в Липецкой митрополии курсов для монашествующих) состоялся молебен во Владимирском соборе обители у мощей свт. Тихона Задонского. Молебен возглавил руководитель курсов, викарий Липецкой епархии  епископ Усманский Евфимий .  Его Преосвященству сослужили архимандрит Феофилакт (Безукладников), архимандрит Трифон (Голубых), благочинный Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, протоиерей Олег Безруких, клирик Липецкой епархии , преподаватель библейских дисциплин. Во время молебна молились игумения Антония (Поликарова), настоятельница Елецкого Знаменского женского монастыря, игумения Арсения (Семенова), настоятельница Богородице-Тихоновского (Тюнина) женского монастыря Липецкой епархии, игумения Феофания (Проценко), настоятельница Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря Елецкой епархии , монахиня Сергия (Мацаева), благочинная Тихоновского Преображенского женского монастыря Липецкой епархии с сестрами обители.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5699386...

В Липецкой митрополии откроются курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих 1 октября 2020 г. 12:45 28-29 сентября 2020 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря   игумена Петра (Еремеева) выездная экспертная комиссия посетила монастыри Липецкой митрополии с целью определения готовности к открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих и решения о выдаче представления. В состав выездной комиссии вошли: председатель — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , член Научно-методического совета, заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь — кандидат исторических наук монахиня Анувия (Виноградова), казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря ; монахиня Феонилла (Харченко), насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря. 28 сентября в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре (на базовой площадке открываемых в Липецкой митрополии курсов для монашествующих) состоялся молебен во Владимирском соборе обители у мощей свт. Тихона Задонского. Молебен возглавил руководитель курсов, викарий Липецкой епархии  епископ Усманский Евфимий .  Его Преосвященству сослужили архимандрит Феофилакт (Безукладников), архимандрит Трифон (Голубых), благочинный Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, протоиерей Олег Безруких, клирик Липецкой епархии , преподаватель библейских дисциплин. Во время молебна молились игумения Антония (Поликарова), настоятельница Елецкого Знаменского женского монастыря, игумения Арсения (Семенова), настоятельница Богородице-Тихоновского (Тюнина) женского монастыря Липецкой епархии, игумения Феофания (Проценко), настоятельница Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря Елецкой епархии , монахиня Сергия (Мацаева), благочинная Тихоновского Преображенского женского монастыря Липецкой епархии с сестрами обители.

http://patriarchia.ru/db/text/5698311.ht...

Михайловка. Михаило-Архангельский скит. /// Объект утрачен Скит.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год основания:1902. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Тюменская область, Тобольский район, д. Михайловка Координаты: 58.266111, 68.3925 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Михайловка. Михаило-Архангельский скит Открыт в 1902 году. В скиту существовал древний чин пения двенадцати псалмов. Женщины в скит не допускались. Был приписан к Абалакскому Знаменскому монастырю. К концу 1920-х годов на месте бывшего скита был оборудован дом отдыха.  http://drevo-info.ru/articles/4474.html На месте Дома инвалидов, расположенного в деревне Михайловка Тобольского района, до революции находился Михайловский скит. В настоящее время уцелело единственное здание из красного кирпича, внешний вид которого полностью искажен «евроремонтом»... В 1901 г. при Абалакском монастыре было решено открыть скит во имя Архистратига Божия Михаила. Местом для скита выбрали село Михайловское, расположенное в 11 километрах от Тобольска. Строительство велось при активной поддержке епископа Тобольского Антония (Каржавина). Особым распоряжением епископа строителем Михайловского скита был назначен иеромонах Абалакского монастыря Прокопий. Ему дозволялось принимать новых лиц в число послушников, вести списки братии и приходно-расходные книги, и «управлять всеми и всем, что находится в скиту». При этом право наблюдать за обустройством скита имел игумен Абалакского монастыря, который, в случае, ежели что-то было ему не по нраву, мог донести о том епископу Антонию.  Предполагалось, что новый скит будет руководствоваться в своем житии уставом Саровского монастыря, довольно строгим. Число живущих в скиту монахов не должно было быть меньше 10 человек. Место, отведенное под Михайловский скит, было очень живописным. Вот как описывал те места священник Николай Боголюбский, служивший в те годы в тобольском кафедральном Софийском соборе: «Разбросанный по горам громадный хвойный лес, вперемешку с чернолесьем, прорезывали лога и овраги с шумящими в них ручьями ключевой воды. Свободно и полной грудью дышалось здесь, особенно после жары и пыли городской». Для будущего скита возвели целый комплекс зданий: деревянную церковь святого Архистратига Божия Михаила, летний деревянный архиерейский дом, щедро украшенный резьбой, кельи, хозяйственные постройки. Скит был обнесен оградой с нарядными воротами. Открытие скита состоялось в июле 1902 года.

http://sobory.ru/article/?object=50851

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010