Заключенный договор содержал определённое условие работы мастера. Говорилось, что «подрядился... иконостас резной вызолотить на полимент самым лучшим мастерством, так чтоб оное золочение было ни мало не хуже зделанной мною позолоты иконостаса в Рыбинской Соборной Никольской тёплой церкви нижнему ярусу... если же я Шилов не зделаю против Никольского иконостаса, то подвергаю себя вычету из договорной суммы 500 рублей».Подрядчик обязывался новый иконостас разобрать и «где резная работа есть, а именно царские врата, карнизы, дорожники, лошки, столбы, капители, базы, клейма и протчее по приличеству без всякого опущения вызолотить... По отделке паки собрать на место поставить и если где клейма поломаны окажутся склеить, а ежели где штук не хватит новые сделать не требуя за сие доплаты». Особо оговаривалось золочение «резьбы дорожников, карнизов», которые нужно было «золотить под колер, а прочие приличные места зделать по золоту... на оном же иконостасе по гладким местам... выкрасить по масленому грунту называемое тело краскою, тёмного или светлого перлового цвета, какой им Градскому Главе с товарищи разсудится и по краске покрыть масляным лаком». Употребляя лучшее полузолотниковое золото, мастер «за оное золочение должен был получить 2600 рублей, из которых 100 рублей служили ему наградой за работу». По заключении контракта подрядчик должен был приступить к работе по золочению иконостаса в январе, а закончить её к 25 сентября 1807 года. Сохранился план, снятый с иконостаса Везнесенской церкви по требованию духовного начальства в 1806 году. На нём надпись, что иконостас имеет в местном ряду восемь икон, включая южную и северную двери, а высоту он имел в четыре яруса. Аварийное состояние Георгиевской церкви, её перестройка в 1807-1809 годах вновь отодвинули сроки освящения построенного Вознесенского храма, которое состоялось только 11 мая 1811 года по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Антония (Знаменского), прописанному в резолюции ЯДК от 3 мая того же года.

http://sobory.ru/article/?object=03041

– «Истолкуйте наперёд вы, а я послушаю», – сказал я. «Сыны человеческие это – ваши попы», – начал сектант. – «А князи?» Сектант молчал. Я объяснил, что, надеясь на тех, кого поставляет Бог, мы надеемся на Него. И отрицая надежду на Его слушателей, мы отрицаем надежду на помощь Самого Бога. Не должно надеяться на князей и сынов человеческих тогда, когда надежда эта исключает надежду на Бога ( Иер.17:5 ). 112 Мотив её приблизительно таков: 113 Слова старообрядца приводим с буквальной точностью и только ставим, где следует, знаки препинания. 114 Первые беседы были ведены в июле 1901 г. в присутствии преосвященнейшего епископа Антония. Краткое их описание находится в 14 Уфим. еп. Вед. 1901 г. Ведены они в четырёх местах: в Саткинском и Кусинском заводах и в городах: Златоусте и Уфе. 118 В тех сведениях, которые доставлены были олонецкими миссионерами казанскому миссионерскому съезду и на основании которых («Мис. Обозр», февраль, 1898 г., стр. 330) автор статьи «Миссион. Обозр.» говорит об олонецком расколе, находятся такие цифры: явных раскольников муж. п. 450 и жен. 1098, а тайных м. п. 1890 и ж. п. 4800. Внешнее сходство последней цифры с цифрой «Миссион. Обозр.» даёт основание предположить, что автор ошибочно принял её за итог, прибавив 0, потому что цифра 4800 показалась ему невероятной для такой, якобы раскольнической, епархии, как Олонецкая, и таким образом получилось 48000. 119 Пример подобного рода моления мной указан в небольшой заметке, под заглавием: «Встреча Христа в одной из глухих „деревень Повенецкого уезда, Олон. губ.», напечатанной в 21 «Церк. Вестника» за 1900 год. 121 В Повенецком и Пудожском уездах есть деревни, отстоящие от приходских храмов на 40, 50, 70, 100 и более вёрст. 122 Более подробные сведения о современном состоянии Даниловского толка см. в «Миссион. Обозр.» за 1899 г. (июль–август, стр. 113–117). 124 В минувшем году Л. С. Егорова присоединилась к православной Церкви («Олон. Еп. Вед.» за 1902 г. 1, офиц. отд. стр. 1–2). 125 Здесь находится санатория для туберкулёзных детей. Местность отличается великолепным климатом. Здесь королева проводила зиму в близкой дружественной семье, и вот почему королева совершила здесь обряд присоединения к католической Церкви. 126 Составленное Н. И. Субботиным «Пастырское воззвание» к старообрядцам от «епископов православные греко-российские Церкви, в богоспасаемом граде Казани собравшихся» было принято, как мы увидим далее, и напечатано в «Деяниях» этого собора (СПб. 1886 г.). 128 Откуда автор взял эту «боязнь». Боязнь была у духовной власти перед светской. См. Знаменского. П. Ц. Руковод. к русск. ц. истории, изд. 5-ое, хотя бы стр. 309, 321, 347 и др. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1849-м году, за болезнью и смертью митрополита Антония, управлял Петербургской епархией, по поручению Св. Синода, викарный епископ Нафанаил (Савченко. Он умер Архиепископом Черниговским). Этот преосвященный не пользовался в С.-Петербурге репутацией человека бескорыстного, правдивого и справедливого 4 . По хлопотам Воцкого и церковного старосты Вознесенской церкви, мещанина, по фамилии Слободского, преосвященный Нафанаил особой резолюцией, данной в Консисторию, отменил первое, им же утвержденное, распоряжение Консистории об отводе квартиры вдове Никольской с детьми и назначил ей другую квартиру на том же дворе, но более тесную и сырую. Таким образом Консистория, по настояниям управляющего епархией епископа, вынуждена была без законных оснований составлять в течение одного и того же года по одному и тому же предмету два противоположных определения, распоряжения и указа, вопреки общему закону (Св. Зак Т. II. ст. 257). Между тем 20 ноября 1848г. Высочайше назначен был на петербургскую архиерейскую кафедру митрополит Никанор (Клементьевский) , который прибыл в С.-Петербург в начале 1849 года. По вступлении митрополита в управление епархией вдова Никольская обратилась к нему с жалобой на изменение Консисторией своего определения в ущерб справедливости и пользам просительницы. Вследствие этой жалобы, дело вдовы, по предложению митрополита было вновь рассмотрено Консисторией. Консистория, под непосредственным влиянием опять викария Нафанаила, дала 1849г. мая 10-го дня третий указ относительно квартиры Никольской. Этим указом Консистория отказывала Никольской в отведенной ей первоначально квартире на том основании, что квартира стоит дорого, для вдовы слишком хороша, требует предварительной поправки и просушки и находится в связи с предполагаемыми в церковном доме постройками. Прошли четыре месяца по получении Никольской третьего указа Консистории; но квартира, назначенная ей по первому указу, оставалась пустой, не нанятой сторонними лицами, без поправок и без всяких отношений к переделкам церковного дома, которых в течение лета вовсе и не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Она объявила о том мужу своему и он начал расспрашивать о гробе святителя Феоктиста. Узнав же, что он находится в обители Благовещенской, дьяк Зиновьев привел туда супругу свою и, попросив здесь отслужить панихиду по блаженном Феоктисте, раздал обильную милостыню братии, прося ее помолиться о здравии рабы Иулиании. С тех пор она получила облегчение и вскоре совершенно исцелилась. Признательный дьяк Зиновьев, возымевший великую веру к святителю Феоктисту, пожелал найти такого живописца, который бы мог написать лик святителя Феоктиста, чтобы поставить таковый в бывшей его обители Благовещенской. Такой живописец нашелся. Это был клирик Софийского собора, по имени Феодор, занимавшийся иконописанием. Он первый написал лик святителя Феоктиста в молитвенном положении пред иконою Благовещения и написал с первообразного подобия, которое сохранилось на стене паперти Софийского собора, где были лики и прочих святителей Новгородских. Знаменского собора священника Евгла Александрова дочь, ослепшая после долговременной болезни, прозрела сряду после того, как, пришедши в обитель Благовещенскую, простояла в ней с отцем своим литургию и выслушала молебное пение святителю Феоктисту. Купеческий сын Михаил Афанасьев, бывший без языка 9 лет, в первый раз проговорил у раки святителя Феоктиста, которому был отслужен молебен, и с радостью возвратился домой. Холынского погоста крестьянина Антония Иванова дочь Мария, после двадцатилетней болезни, впала в расслабление и ослепла. Ей стало легче от одного даже обещания побывать в обители святителя Феоктиста. Когда же она, приведенная своими родителями в сию обитель, с благоговением облобызала гроб святителя и с усердием помолилась ему во время молебного пения: то совершенно исцелилась и от расслабления, и от слепоты. Жене новгородского дворянина Силы Корсакова, долго страдавшей внутреннею болезнью, явился во сне неведомый муж в архиерейской одежде и велел идти на гроб святителя Феоктиста. Она исполнила это таинственное веление и тотчас получила исцеление при гробе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Антония, как более систематичное и сжатое, иногда и катехизис Петра Могилы . Все это восполнялось особенно классными объяснениями, в которых преподаватель С. «при строгом сохранении прежде всего положительного характера науки, старался повсюду указывать живой и современный интерес ее содержания: живой характер науки обусловливают собою вносимые в нее элементы историко-экзегетический, церковно-исторический, сравнительно полемический и по местам апологетический». Нравственное богословие, являвшееся в прежней постановке большею частию наукой сухой, отвлеченной и казуистической, по новой программе получило характер более живой, фактический, опирающийся на данные истории и психологии. В виду этого, ни принятый на первых порах учебник пр. Платона, ни введенное потом руководство прот. Солярского, как не удовлетворяющее цели и не отвечающее вполне программе, должны были в значительной степени восполняться собственными записками наставника. Преподавание церковной истории общей (6 уроков в V кл.) на первых порах представляло немало труда, по неимению удовлетворительного руководства, и наставник Н. выдавал свои записки, признанные ректором Хрисанфом «и в научном и в педагогическом отношении заслуживающими полного одобрения». Но с 1873 г. введен был учебник Е. Смирнова , в 3-х выпусках, впоследствии дополненный автором, и преподаватель В. поставил своей «главной задачей довести учеников до отчетливого усвоения учебника», восполняя его, впрочем, «в некоторых пунктах» классными чтениями. В 80-х уже годах введен еще и учебник Розова: «очерки церк. ист. с реформации до настоящего времени». По русской церковной истории учебник Филарета в программе поставлен на первом месте, но, как малосодержательный, заменен был «руководством к русск. церк. истории» проф. казан. ак. Знаменского, удостоенным премии и рекомендованным по опред. Св. Синода (17–23 марта 1877 г.) «в качестве учебного пособия, как наставникам, так и воспитанникам при приготовлении сими последними уроков», но чтобы «преподаватели руководили в правильном понимании событий изложенных автором не вполне точно, или односторонне».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

359 Русская Старина, 1892 г., февраль, Заметки фон-Герлаха о пребывании в Петербурге, с 18 января по 8 апреля 1826 года, (с нем. И. И. Ореус), стр. 381. 364 «Вестн. Евр.» 1868 г., «Российское Библейское общество», т. V, 263; т. VI, стр. 247–248. Неизлишне заметить, что даже А. Ф. Лабзина поражала эта нетерпимость мистиков: «Спрашивается, писал он Карнееву, по поводу высылки из Петербурга архиеп. Антония Знаменского, почему сии внутренние христиане не терпят никаких себе возражений?» Р. Арх. 1892. А. Ф. Лабзин и его ссылка, 12, стр. 361 365 Письма духовных и светских лиц к митр. Московскому Филарету (с 1812 по 1867 г.), изд. А. Н. Львовым. (СПБ. 1900), стр. 63–64. Письмо не датированное, но относящееся к 13 июня 1824 г.; ср. стр. 74, 81 и др. 366 А. Пыпин. Общественное движение при Александре I, «Исторические очерки» (Спб. 1871), стр. 315–316. 367 «Р. Стар.», 1905, февраль, стр. 194, 203. Автобиография Юрьевского арх., Фотия. Это замечание Фотия о своей тактике может служить ключом и к объяснению подлинного смысла той переписки, которая в эти годы скрытой борьбы происходила между ним и Голицыным (см. Русск. Ст., 1882, март-июнь, август. Князь А. Н. Голицын и архимандрит Фотий в 1822–1825 году. Переписка, сообщ. Н. Барсов ). Приходится удивляться лишь сдержанности, проявленной обеими сторонами в этих письмах. Совершенно не касаясь злободневных вопросов, они как замечает их издатель, «содержат в себе общие пиэгистические рассуждения в ответ на таковые же вопросы и указания Фотия» (Март, стр. 770, предисловие). 370 Этот эпизод, многократно воспроизводимый в характеристиках данной эпохи, обстоятельно, хотя и компилятивно, изложен в ст. И. Остроглазова «История одной редкой и замечательной книги». Библиографические Записки, 1892 г. 3, 4, 5, 8, 9 и 10. 374 Чтения в Имп. Общ. Истории и Древн. Росс., 1838 г., III, Записки адмирала А. С. Шишкова, стр. 43. Читать далее Источник: Духовная цензура в России. (1799-1855 гг.) : [Дис.]/Ал. Котович. - Санкт-Петербург : тип. " Родник " , 1909. - XVI, 608, XIII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Вашего Преподобия вседоброжелательный Гавриил Митрополит Новгородский. Февраля 11-го 1790 года». 21 Письмо митрополита Гавриила к Новоезерскому игумену Феофану 282 . «Честный отец игумен Феофан! Преосвященный просит меня, чтобы дать ему казначея в Свирский монастырь, который бы мог завести общежитие; поскольку архимандрит всегда должен присутствовать в консистории. Отрепортуйте вашего или Моденского казначея для Свирского монастыря рекомендовать, кто из них надежнее, и кто может заступить их место. Гавриил Митрополит Новгородский Июня 26-го 1794 года». 1 Слова Императора Александра I о митр. Гаврииле в рескрипте на имя преемника его митр. Амвросия, от 30-го августа 1809 года, при возвращении жалованной панагии из кабинета в Александро-Невскую лавру. 3 Журнал «Сын Отечества» 1830 г. XXVII стр. 26–42. Из жизнеописания видно, что сочинитель оного А. Мартос, ректор академии художеств, пользовался записками архиеп. Антония Знаменского хотя и не упоминает об этом. 7 Рескрипты и другие акты, относящиеся к жизни митр. Гавриила, собраны в одну книгу усердием преданного ему архиепископа Антония Знаменского в 1824 году, когда сей жил на покое близ Новгорода, в Деревяницком монастыре. 8 Собственноручные записки Антония Знаменского о себе самом и о митр. Гаврииле находятся в библиотеке Новгородской духовной семинарии, в так названной белой книге, в лист. В автобиографии Антоний, исчисляя свои сочинения, писал: «9. Жизнь митр. Гавриила доведена до пожалования его митрополитом, на сем и стоит по недосугу». Но где находится и цело ли даже описание этой жизни, неизвестно. Кроме записок Антония Знаменского, по местам будут приводимы сведения о митр. Гаврииле из краткой записи покойного любителя истории, иеромонаха Юрьева монастыря, Платона Шишкина, имевшего под руками записки Знаменского и инде пополнившего оные записками архиман. Феофана, бывшего келейником у митр. Гавриила. 9 Петром Петровым Гавриил подписывался в числе справщиков Моск. синод. Типографии и за 1756 год, как видно из бумаг синод. архива, и также называется митр. Платоном в его автобиографии (Москвитян. 1849 г. стр. 37). А в Сыне Отечества (1830 г. XXVII. стр. 26), равно и в записках Антония Знаменского, откуда взято в сей журнал, он в мире назван Григорием, вероятно, по смешению его с предместником по С. Петербургу Гавриилом Кременецким, который, действительно, в мире назывался Григорием (Христ. чт. за декабрь 1853 г. стр. l89).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

198 Сношение это в записках Антония Знаменского выражено так: «Спрашивано: Гавриил как думает? Так, хорошо». 199 По запискам Антония Знаменского, Гавриилу поручались мартинисты, индепенденты и другие сектанты для увещаний. Из дел Новг. консист. архива видно, что к Гавриилу были присылаемы для увещания в 1794 году три казака духоборческой секты, и кроме сего он занят был обращением к православию духоборцев в Чудовском яму и прилежащих к нему деревнях. 200 . По Высочайшему повелению Государыни, к Гавриилу прислан был из адмиралтейства сержант или другой какой из нижних чинов для узнания совести по случаю сгорения кладовой с пенкою и смолою. Зап. Ант. Знаменского. 201 В письме и приписке не обозначено ни заглавия сочинения, ни имени Императрицы. Подлинное письмо сие от 23 Февраля 1792 г. в ризнице Новг. Соф. собора под 23. А в 1786 году прислано было к митр. Гавриилу письмо от князя Салтыкова об умопомешанном Петропавловском протоиерее, являвшемся к Императрице с непонятной запиской. Письмо сие и записка в ризнице Новгор. Соф. собора под 21. 202 В этом случае довольно указать на известный рассказ о м. Гаврииле: Когда явясь в совет рассказал, как мужик гнал хворостиною целое стадо гусей с подвязанными крыльями; Императрица Екатерина, выслушав рассказ, сказала: «Заседание кончено». Истор. русск. церкви преосвящ. Филарета, период V стр. 170, прим. 268. 203 Копия с представления Гавриилова от 5 марта в ризнице Новг. Соф. собора под 38. Копия сия скреплена самим Мусиным-Пушкиным. 205 Записки Ант. Знаменского и летопись Алекс. Невского монастыря под 1796 г. Король Шведский с дядею своим и свитою был два раза в монастыре, как уже сказано. 208 В доме преосвященного митрополита, в Алекс. Невской лавре, находится писанная на холсте современная картина прекрасной кисти, изображающая чин совершения миропомазания над Елисаветою Алексеевною со всеми участвовавшими при этом лицами. 209 В это время преосв. Гавриил предписал в Новгород: «1795 года января 18 дня Новгородской казначейской конторе из хранящихся в оной наших денег немедленно раздать на монахинь и белиц Духова, Зачина, Сыркова и Десятина монастыря, также на Новгородскую богадельню на каждого по рублю в поминовение благоверной Государыни и великой княжны Ольги Павловны и репортовать, сколько роздано будет; сверх того справиться о содержащихся за долги, о тех только, которые невинные и неимущие, и прислать реестр, сколько кто должен: деньги возвращены будут из данных вам от кабинета».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1995 г. в сослужении 28 священников и 6 диаконов епархии, по благословению Святейшего Патриарха Преосвященнейший епископ Софроний торжественно освятил нижний храм Знаменского кафедрального собора в честь св. равноапостольного вел. кн. Владимира. Освящение нижнего храма собора было подлинно всеепархиальным праздником, на который прибыли более 150 официальных гостей – руководители области, городов и поселков, предприятий, банковских структур, а также прихожане многих приходов епархии. Святейший Патриарх Алексий II совершает 26 мая 1996 г. освящение Знаменского кафедрального собора в сослужении епископов Антония, Алтайского и Барнаульского, Димитрия Тобольского, Антония Красноярского, Арсения Истринского, Сергия Новосибирского, Евгения Тамбовского, Алексия Орехово-зуевского, архиепископа Евлогия Владимирского и Суздальского. На торжестве присутствовало руководство города и области, представительница императорской семьи - великая княгиня Леонида Георгиевна Романова. Во время Божественной Литургии в алтаре причащалось 70 священнослужителей. Святейший Патриарх привез с собой в подарок множество икон, храму был подарен набор для Святой Евхаристии с украшениями, были награждены протоиерей Владимир Курлюта крестом с украшениями, губернатор области Кислюк М.Б. орденом св. князя Даниила II степени, благотворители - 21 медалью св. благ. князя Даниила Московского, 9 тружеников - патриаршей грамотой. Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний преподнес Алексию II панагию и крест. 21 сентября 2008 г., в дни празднования 15-летия Кемеровской епархии, состоялось освящение южного придела Знаменского кафедрального собора архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием в честь 12 Апостолов. 1 сентября 1996 г.- открыто новое здание Воскресной школы, оборудованное аудио-, видеотехникой. На втором этаже здания размещается Епархиальное управление. Внутреннее убранство Знаменского кафедрального собора является постоянной заботой настоятеля и прихода. Фресковая роспись стен ведется в соборе частями. В 1993-94 гг. в Георгиевском храме проводилась роспись стен группой художников во главе с выпускником Строгановского художественного училища Работновым А.С., он продолжал руководить и росписью собора по 2004 г., сюжетами жития прп. Серафима Саровского была расписана и трапезная собора.  С 2007 г.   росписью собора занимаются томские художники из   ТРОО «Союз монументалистов, скульпторов, дизайнеров» под руководством  Крюка А.М.  по технологии, позволяющей смывать осаждающуюся копоть.

http://sobory.ru/article/?object=10787

«История нашей Церкви, — писал Знаменский в 1863 г. на страницах «Православного собеседника», — доселе шла по официальному, так сказать, направлению, в каком разрабатывалась некогда и гражданская история. Как последняя исключительно занималась биографиями князей и царей, следила за развитием государственного начала, не обращая никакого внимания на склад жизни, на требования и жизненные идеалы самого народа, так и в параллель ей церковная история рассказывала нам жития и подвиги благочестивых иерархов и святых мужей, следила за проявлениями в жизни внешней стороны православия, тоже не обращая никакого внимания на религиозный склад, на развитие религиозного сознания самого народа, на те оригинальные формы, в коих народ выражал понимание предложенного ему учения. Мы знали, кто и когда учил народ православной вере, какие правила церковной жизни переданы были в Россию греческой церковью; но не знали другой, — самой существенной стороны дела, как народ усвоил учение веры, как церковный закон обнаружил свое влияние на народную жизнь, какие особенности в вероучении и в церковной практике проистекали от соприкосновения православия с народными понятиями и жизнью» [ 8 ]. В своих церковно-исторических изысканиях П.В. Знаменский основывался на рассмотрении эволюции в культурной и общественно-экономической жизни всех слоев русского народа, полагая в основу количественно преобладающий слой крестьянства. При этом, как отмечает его биограф — К.В. Харлампович, — он не вдавался в крайности «исторического экономизма» и, «…отмечая важность экономических факторов в исторической жизни русского народа, указывал рядом с тем и на другие, более важные факторы духовного развития, во главе которых стояло развитие религиозно-нравственное». При этом все его работы отличало гармоническое соединение художественной обработки материала с обилием фактов, метких и ёмких характеристик». Надо сказать, что метод исторического исследования Знаменского вызывал определенное недовольство у тех его коллег, кто пытался соотносить свои суждения прежде всего с точкой зрения вышестоящего начальства, не боясь допустить при этом необъективность или умолчания. Когда 13 мая 1875 г. академический Совет удостоил Знаменского степени доктора церковной истории, тогдашний ректор Академии — архиепископ Казанский Антоний (Амфитеатров) выступил с «особым мнением», в котором находил, что труд Знаменского не принадлежит к богословским сочинениям ни по содержанию, ни по направлению, причем с неодобрением подчеркнул, что в нем «выставлены» темные стороны жизни высшей церковной иерархии и приходского духовенства. Однако П.В. Знаменский получил поддержку в Святейшем Синоде, где отзыв архиепископа Антония (Амфитеатрова) был «парализован» благодаря усилиям замечательного церковного историка митрополита Макария (Булгакова), бывшего еще тогда архиепископском Литовским. Закреплением этого успеха и признания была оценка Святейшим Синодом главного труда П.В. Знаменского — Учебного руководства по истории Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010