Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682, Малороссия - 27.11.1731, Иркутск), свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых), 1-й еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский. По преданию, сын священника; предки принадлежали к мелкопоместному дворянскому роду. В 1695-1706 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии (с 1701 академия). Учителями И. были знаменитые впосл. церковные деятели: митр. Иоасаф (Кроковский) , митр. Стефан (Яворский) , архиеп. Феофан (Прокопович) . Еще до окончания академического курса осиротел. В 1706 г. в пещерной ц. прп. Антония Печерского был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского и принят в число братии Киево-Печерской лавры. В том же году рукоположен во диакона, затем во иерея. В нач. 1710 г. митр. Стефан (Яворский) вызвал И. в Москву и назначил на должность учителя словесности Славяно-греко-латинской академии. С 1714 г. префект (инспектор) академии. Одновременно преподавал метафизику, философию и нравственное богословие, а также следил за порядком в академии. В 1719 г. И. в числе 36 монашествующих был вызван в С.-Петербург, в Александро-Невский мон-рь и назначен обер-иеромонахом в г. Або (Турку, Финляндия). По морскому уставу, составленному Петром I, в обязанности обер-иеромонаха входило еженедельное посещение каждого корабля. Под началом И. состояли все флотские иеромонахи, окормлявшие военные корабли рус. флота. В февр. 1721 г. Святейший Синод постановил И. «в архиереи посвятить, но лучше б без титула городов, понеже сии города порубежные к Хине, чтобы иезуиты не перетолковали инако и бедства б не нанесли», т. е. Синод опасался происков иезуитов в Китае. 5 марта 1721 г.

http://pravenc.ru/text/389621.html

К этому времени y церкви было накоплено до пяти тысяч рублей. Прихожанин, торговец в деревне Городяих, крестьянин Николай Горбачев с своим братом Иваном Горбачевым предложили перестроить весь храм вновь и обещали сделать от себя на это пожертвование до десяти тысяч рублей. В 1891 году было получено разрешение на перестройку и приступлено к разборке восточной ветхой части храма и возведению трех алтарей в ряд, по новому плану. В следующие два года —1895 и 1896 гг., при помощи других жертвователей и в особенности приходских, владельцев гг. Пахульских, Дружининых и Захаровых, перестроен был и остальной весь храм с устройством в нем центральнаго духового отопления. Вместимость храма в настоящее время до 500 человек. Источник: «Село Захарьино-Знаменское, Подольскаго уезда, Московской губ. Краткое историческое описание». Составил протоиерей H. Е. Сироткин. Москва, 1909 год. Знаменская церковь построена в селе Захарове, Захарьино-Знаменское тож, каменная в 1672 г. Об этом в приходной книге Патриаршего казенного приказа говорится: «1718 г. апреля в 5 день, по указу великого государя и по помете на выписке казначея монаха иеромонаха Антония Яковлева, а по сказке вдовы княгини Настасьи Борисовны Ромодановской человека ее Василия Тимофеева, написано: у церкви Знамения Пресвятой Богородицы, которую построил господин его князь Григорий Григорьевич Ромодановский в Московском уезде, в вотчине своей, в селе Захарове, по благословенной грамоте преосвящ. Павла, митрополита Сарского и Подонского, в 1672 г., а в каком году та церковь освящена, того он не помнит, а с той благословенной грамоты при той его сказке взять список зарукою; а церковной земли и сенных покосов к той церкви не справлено, потому что той церкви попу с причетники по договору давано было по все годы руга». В благословенной грамоте написано: " в 1672 г. 26 марта, по челобитью боярина князя Григория Григорьевича Ромодановского, велено ему в вышеписанном селе Захарове, вместо ветхой Рождественской церкви, на том же церковном месте построить новую каменную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, а построя, освятить и антиминс в ту церковь выдать " .

http://sobory.ru/article/?object=16348

от Валаамского монастыря: иеромонаха Арефы (Митренина; 1879-1932) и монаха Иеремии (Леонова; 1876-1918); от Соловецкого монастыря: архиепископа Одесского Прокопия (Титова; 1877-1937) и священника Иоанна Скадовского († 1937), епископа Подольского Амвросия (Полянского; 1878-1937), протоиерея Александра Сахарова (1873-1927) и Анны Лыкошиной (1884-1925). 3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике преподобномучеников, убиенных во время нашествия шведов 20 февраля 1578 года из числа братии Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря: священноинока Тита, схимонаха Тихона, инока Геласия, инока Сергия, инока Варлаама, инока Саввы, инока Конона, инока Сильвестра, инока Киприана, инока Пимена, инока Иоанна, инока Самона, инока Ионы, инока Давида, инока Корнилия, инока Нифонта, инока Афанасия, инока Серапиона, инока Варлаама, послушников Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с просьбой благословить открытие двух женских обителей в Московской епархии: Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Наро-Фоминского района Московской области и Серафимо-Знаменского скита в селе Битягово Домодедовского района Московской области и назначить их настоятельниц. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Открыть Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь Наро-Фоминского района Московской области, преобразовав ее из ныне существующего подворья Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря. Назначить настоятельницей Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Наро-Фоминского района Московской области монахиню Елену (Конькову) с возложением наперсного креста по должности. 2. Открыть Серафимо-Знаменский скит в селе Битягово Домодедовского района Московской области, преобразовав его из ныне существующего одноименного прихода. Назначить настоятельницей Серафимо-Знаменского скита в селе Битягово Домодедовского района Московской области монахиню Иннокентию (Попову) с возложением наперсного креста по должности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

Из послужного списка игуменьи Аполлинарии, приложенного при письме митрополита, усматривается, что она игуменья Аполлинария (в мире Анна Банина) 64 лет, из дворян Тверской губернии; 1959 воспитание получила в одном из Московских пансионов; 12 января 1863 г. пострижена в монашество в Троице-Одигитриевском монастыре (Зосимова Пустынь), Московской епархии; 23-го июля 1882 г. утверждена Настоятельницею Минского Спасо-Преображенского первоклассного монастыря, с возведением в сан игуменьи; 30 апреля 1884 г. перемещена в Каменский Успенский монастырь, Черниговской епархии, а 2-го апреля 1886 г. переведена в Лебединский Свято-Николаевский монастырь Киевской епархии. Вслед затем я обратился к Его Высокопреосвященству с официальною бумагою от 22 ч., за 240, следующего содержания: «Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь! Текущего года, марта 22-го дня скончалась, после продолжительной болезни, Настоятельница Знаменского, в городе Осташкове, женского монастыря, игуменья Антония, и игуменская вакансия в этой обители остается до сих пор не занятою, по неимению в виду между монашествующими сестрами женских монастырей Тверской епархии вполне достойной кандидатки. Получив сведение о настоятельнице Лебединского женского монастыря, Киевской епархии, игуменьи Аполлинарии, —100— по рождению своему принадлежащей к Тверской епархии и обладающей достаточным образованием и опытностью, я желал бы иметь её настоятельницею означенного Знаменского монастыря, если последует на то соизволение Вашего Высокопреосвященства и согласие игуменьи Аполлинарии. Посему всепокорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство почтить меня уведомлением, не имеется ли со стороны Вашего Высокопреосвященства препятствия к перемещению помянутой игуменьи Аполлинарии из Киевской епархии в Тверскую, дабы я мог обратиться затем к Святейшему Синоду с ходатайством об определении её, Аполлинарии, на игуменскую вакансию в Знаменский, г. Осташкова, монастырь. Поручая себя Вашим святительским молитвам, с глубоким высокопочитанием и совершенною преданностью имею честь быть»…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приснопамятный митрополит Анастасий не ошибся. За эти 32 года Западно-Американская епархия стала одной из самых благоустроенных в русском рассеянии. В приходе кафедрального собора настало время мирного и дружного созидания. При архиепископе Антонии была завершена постройка и роспись кафедрального собора, он был освящен. Приходом был выстроен новый зал со школьным помещением. Число церквей в епархии возросло до 35. При епархии был организован «Очаг помощи русскому православному народу», который занимался пересылкой духовной литературы и гуманитарной помощи нуждающимся в России; были также открыты несколько англоязычных миссий, больница для престарелых и первый православный лицей - во имя святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Воссоединилась Южно-Калифорнийская епархия с Западно-Американской, объединились два кадетских объединения, объединились и скаутские организации. Сколько молитв, сколько любви, терпения, тепла, мудрости и кротости потребовалось от архиепископа Антония, чтобы уврачевать раны, объединить, а затем и сохранить мир и единение! Русский писатель Владимир Солоухин, описывая свою первую встречу с архиепископом Антонием (Медведевым), написал следующее: «Двери открылись (в покои владыки Антония. - прот. П.П. ), и я увидел седовласого, седобородого старца, открывающего мне свои объятия, как если бы отец блудному сыну». Вот так владыка Антоний принимал всех к нему приходящих и к нему обращающихся. Он заботился не только о своем соборном приходе, о своей епархии, но обо всей Церкви, обо всех ее членах. Игумении иерусалимских обителей могут засвидетельствовать ту постоянную и немалую помощь, которую оказывал монастырям владыка Антоний. После кончины архиепископа Антония иподиакон синодального Знаменского собора в Нью-Йорке Георгий Владимирович Шатилов, выражая свое сочувствие по случаю кончины владыки Антония, поведал нам о том, как архиепископ Антоний еженедельно в течение двух лет посылал ему во Вьетнам (во время войны) просфору. По свидетельству всех соприкоснувшихся с архиепископом Антонием, главной его чертой, притягивающей, смягчающей, ободряющей, была его любовь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Литература    Анатолий (Ключарев), архим. Историко-статистическое описание Обоянского Богородичного Знаменского монастыря//Курские епархиальные ведомости. 1882. 6. С. 302, 309; 11. С. 563—565.    Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. М., 1898. С. 164—165.    Лебедев Л. Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь//ЖМП. 1989. 8. С. 67.    Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П. Строев. СПб., 1877. С. 640. ИЕРОСХИМОНАХ АНТОНИЙ (†1842)     Иеросхимонах Антоний был подвижником, служащим примером для братии. Так отзывался о нем игумен Филарет, всегда аттестуя этого старца с самой лучшей стороны .    О жизни иеросхимонаха Антония сохранилось мало сведений. В 1831— 1833 гг. он безмолвствовал в скиту Глинской пустыни при часовне на месте явления Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Об этом свидетельствовал иеросхимонах Амвросий (в миру Александр Распопов), долгое время бывший казначеем обители и знавший о. Антония со дня поступления своего в Глинскую пустынь в 1837 г. .    Отец Антоний долго молил Господа открыть ему время кончины, но вместо этого ему был ниспослан дар слез, обильно истекавших во всякое время. Однажды преосвященный Илиодор, вновь прибывший на Курскую кафедру, желая проверить, как подвизаются иноки Глинской обители, неожиданно приехал в скит. Он сильно постучал в дверь келлии о. Антония. Благочестивый отшельник вышел к преосвященному в мантии и епитрахили весь в слезах: в это время он вычитывал у себя вечерню. Архипастырь был поражен. Он увидел тесную, убогую келлию подвижника, в которой, кроме икон, простого стола и скамейки, ничего не было. Владыка убедился в том, что скит Глинской пустыни — место молитвы и плача. Отечески побеседовав с о. Антонием, он поехал в монастырь, где сказал о. Филарету, что в скиту его встретил иеромонах, славящий Бога.    Впоследствии отец Филарет назначил этого благоговейного подвижника помощником братского духовника , а затем, вероятно, духовником. В документах Глинской пустыни за 1837 г. неоднократно встречается подпись духовника иеромонаха Антония .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Да горит ярко немерцающим светом светильник, поставленный на свещнице, да озаряет и согревает он своим светом среду окружающую. Дай Бог, чтобы свет ваш горел ярче и чтобы лучи его распространялись дальше и больше!» 28 числа получил письмо из Вышнего­ Волочка, от новопостриженной (20 ч.) монахини Казанского монастыря Антонии (бывшей Александры Петровны Ушаковой). Вот что писала мне от 27 числа эта новоначальная инокиня: „Высокопреосвященнейший Владыка! Дивны дела Господни, – дивен в высоких Господь. Земно кланяется своему Архипастырю и Отцу новопостриженная монахиня Антония. Пред Святительством Вашим преклоняет главу свою, прося себе благословения Господня на новую начинаемую жизнь. Душа так переполнена чувствами, Владыка Святый, что я бы хотела высказать, да нет сил, нет уменья как поблагодарить Вас за все. Верую, что Господь, сотворивший меня, слышит и понимает меня – Свое создание. Молюсь Ему о Вас, о своей матушке Досифее 508 , об ее святой обители, в которой мне так хорошо, где меня берегут, утешают как бы родное чадо. «Монахиня Антония». Вышеозначенную монахиню Антонию я представил Св. Синоду на вакантное место игумении в Осташковский Знаменский монастырь, о чем я и писал в Волочек игумении Досифее от 1 декабря: «Поздравляю Вас с новоначальною духовною дщерию, а дщерь вашу мать Антонию всеусердно приветствую с принятием иноческого звания. Господь Бог, благодатию Своею да укрепит навсегда ваш духовный союз. Спешу уведомить Вас, что мать Антония представлена мною сегодня Св. Синоду на должность настоятельницы Осташковского Знаменского монастыря, с возведением в сан игумении. Молитесь обе усерднее Царице Небесной, чтобы Она, всеблагая, благопоспешила совершиться сему делу, ко благу обители. Призывая на Вас и на вверенных вашему попечению и духовному руководству сестер Божие благословение, пребываю к Вам с искренним благорасположением и усердием»... 5­ декабря посетила меня графиня Праск. Сергеев. Уварова. В беседе с нею я вспомнил о старом знакомстве с покойным ее супругом, графом Алексеем Сергеевичем 509 , о его учено-археологических трудах и неоконченных сочинениях (как-то: о Символике и археологическом словаре). По словам графини, наместник Троицко-Сергиевой Лавры, о. архимандрит Леонид 510 приступил к описанию рукописей Поречской Уваровской библиотеки, коих число простирается до 3000.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

238 Записки Антония Знаменского и Платона Шишкина. Сын отечества за 1830 г. XXVII стр. 38–40. Подобная раздача милостыни от митр. Гавриила была и в Петербурге. Известно напр. о графе А. А. Аракчееве, что он, привезенный бедным отцом своим в кадетский корпус, получил милостыню от преосв. Гавриила. Именно, отец и сын, издержав бывшие у них деньги, отправились в воскресный день к митрополиту, который раздавал неимущим деньги, и возвратились от него из лавры с тремя серебряными рублями. Словар. достопам. людей русск. земли Бантыш-Каменского 1847 г. ч. 1. стр. 36. 241 Дело об этом там же за 1798 год под 174. В этом упоминаются положенными по завещанию деньги на раздачу процентов в Моск. академию для содержания бурсаков, священнослужителям Козьмодемьянской церкви, что в Панех и Троицкой что на Листах, за поминовение Его Высокопреосвященства сродников и статского советника Степана Ивановича Писарева и его сродников же, по равным частям, т. е. по пятидесяти руб. в каждое место. 242 Из описи имуществу видно, что после смерти преосв. Гавриила вещей значительных и незначительных осталось 276 номеров, а книг разного рода 92 номера. Впрочем, библиотека его еще при жизни, по словам Знаменского, была разделена в Тобольск, в Устюг Великий, в С. Петерб. духов. академию и Новг. семинарию, а драгоценные вещи поступили от него в ризницу Новг. Соф. собора, а частью брату его Варлааму в Тобольск. В ризнице Новг. Соф. собора доселе хранятся оставшиеся от митр. Гавриила две панагии – изумрудная и алмазная, белый клобук, саккосы и даже именная печать. 243 Из оставшихся 1797 р. 21 коп. на погребение употреблено 984 руб. 90 коп.; а прочие розданы по принадлежности. О завещаниях митр. Гавриила взято из дела о кончине его в синод. архиве 1801 года под 205. 249 При гробнице митр. Гавриила некоторые из страждущих зубною болью приходят служить над ним панихиды с надеждою исцеления. 250 Благочестивый старец Варлаам Глазатов, возобновивший Савво-Вишерскую обитель, называет в дневнике своем Гавриила «архипастырем любомудрым». О проницательности ума Гавриилова, восходящей до некоторой степени предведения рассказывают в Новгородской епархии, что митрополит, посвящая одного ставленника, пред большим выходом снял с накрытой было головы его покров и отклонил его от посвящения. Оказалось, что отклоненный был виновен в уголовном преступлении, которое вскоре и открылось. Из числа многих знаменитых лиц, предузнанных и облагодетельствованных митр. Гавриилом, укажем на преосв. Анастасия Братановского, который своим просвещением и возвышением одолжен митр. Гавриилу, (Словар. достопам. людей русс. земли Бантыш-Каменского, 1847 г. ч. 1 стр. 16 и 17), и на И. И. Мартынова, переводчика греческих классиков, в судьбе. коего преосв. Гавриил принимал живое участие, особенно по окончании им курса учения в Алекс. Невской семинарии: (Современник за март 1856 года, отд. II стр. 11, 13, 15, 16, 17, 20 и 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Во второй половине 1920-х годов ещё более углубился раскол среди насельниц монастыря, вызванный распространением в регионе оппозиционного движения из-за декларации митрополита Сергия. Часть матушек открыто поддержали оппозицию, в связи с чем они удалились из обители во Владимирскую церковь Чёрной слободы, где служил противник митрополита Сергия – епископ Воронежский Алексей (в 1928-1929 году находился в ссылке в Ельце). Тем временем нарастала антимонастырская компания, развёрнутая местными властями в 1928 году. В январе 1929 года елецкая газета «Красное знамя» призвала к разгону монастыря и развернула клеветническую компанию против его насельниц. Благодаря лжи и абсурду, постоянно очерняющим монахинь, в марте 1929 года Елецкий горсовет принял решение о закрытии монастыря и передачи его зданий под «культурно-просветительские цели». И в конце мая 1929 года все монашествующие покинули свои кельи и в освободившиеся 120 квартир въехали семьи рабочих. Тяжело сложились судьбы бывших насельниц обители – многих приговорили к длительным срокам заключения, расстрелу, а последняя настоятельница игуменья Антония, отбывшая трёхлетний срок заключения, вернувшись в Елец, приняла мученическую смерть. Так же печально сложилась судьба всего монастырского комплекса. Первое время после закрытия его постройки использовались под жильё и постепенно приходили в упадок. В 1937 году начался разбор Знаменского собора, окончательно разрушенного во время войны. В эти же годы были сломаны часовня на святом источнике под Каменной горой, некоторые кельи, трапезный корпус. Выстояли лишь колокольня, часть монастырской стены и несколько келий. Именно эти «остатки» в 1974 году поставлены под охрану как памятник истории и архитектуры республиканского уровня, однако ни каких мер по их спасению принято не было. В 1980-х годах предпринимались попытки реставрации, но они ни к чему существенному не привели. В 1997 году комплекс монастырских строений был передан РПЦ в лице общины Вознесенского собора. Силами общины за несколько лет был расчищен фундамент Знаменского собора, у алтаря которого установлен крест с лампадой и уложены сохранившиеся могильные плиты с древнего монастырского кладбища.

http://sobory.ru/article/?object=06487

Были также крестные ходы от градских соборов и церквей в Софийский собор. 1. Сентября 7 дня, на память св. Иоанна архиепископа от всех церквей в придельную церковь св. Иоанна Предтечи. 2. В неделю пред воздвижением после вечерни крестный ход от шести соборов в Софийский собор, и отсюда в Спасо-Преображенскую церковь на Ильину улицу 315 . 3. Августа 15 дня, после утреннего пения, приходили со крестами в Софийский собор от всех градских церквей в отдельности. 4. В неделю 5 великого поста, по установлению праздновать явление Тихвинской иконы Богоматери о принесении ее в Новгород 1618 года марта в 1 день, по заключении с Шведами Столбовского мира, крестный ход от всех церквей 316 . 5. В неделю 1 по пятидесятнице всех святых крестный ход от шести соборов был, подобно как и в неделю пред воздвижением. 6. В пяток 2 недели Петрова поста от шести же соборов на праздник св. Никиты, епископа новгородского, установленный по особенному усердию Новгородцев. Некоторые из прежних крестных ходов остаются и доныне. Таковы напр. 1. В день Преполовения, по совершении литургии и освящении воды на Волхове, около Кремля, по малому земляному валу, куда приносится и из Знаменского собора чудотворная икона Богоматери с особенным из оного препровождением. 2. Мая в 9 день в Николаевский Дворищский собор, по случаю храмового празднества в оном соборе. 3. В первый пяток Петрова поста в Хутынский монастырь преподобного Варлаама, по случаю выпавшего, по предсказанию угодником сим, необычайного в сие время снега. 4. В первый пяток после Петрова дня в Антониев монастырь, на память обретения мощей преподобного Антония Римлянина. 5. После Петрова дня в первый воскресный день около Софийской стороны, по большому земляному валу. 6. Июля в 20 день, в Ильинскую церковь , что в Славной улице на Торговой стороне. 7. После сего праздника, в первый воскресный день из Софийского и Знаменского соборов на Торговой стороне по большому земляному валу, около всей половине города. 8. Августа в 6 день, к церкви Преображения Господня, что на Ильине улице.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010