92 Так показаны лета Антония и день кончины в ркп. житии. Поскольку же в 1192 г., когда прп. Варлаам назначил его своим преемником, было ему не менее 35 лет, то остальные 32 года из 67 лет жизни оканчиваются 1224 годом. По ркп. свят­цам «прп. Антоний игумен Дыменский, ученик Варлаамов, преставися», по одному списку: «апреля в 13 день», по другому: «августа в 13 день». Ратшин А. Полное со­брание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях. М., 1852 (далее – Ратшин А. Полное собрание сведений о монасты­рях. – Ред.). 93 Ркп. житие см. в: Башуцкий А.П. Тихвинские монастыри. СПб., 1854. Валаам­ские иноки жили в Дымской обители с 1561 г.; в 1618 г. переведены они в Васильевский монастырь (Писцовая книга//Временник общества истории и древностей. Кн. 6; Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук/Доп. и изд. Высочайше учрежденною комиссиею: В 4 т. СПб., 1836. Т. 3 (далее – Акты, собранные Археографическою экс­педициею. – Ред.)). 95 Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. IV; Рат- шин А. Полное собрание сведений о монастырях; Словарь исторический о святых российской церкви. СПб., 1836–1860 (далее – Словарь святых. – Ред.). По переписи 1662 г. У Антониева монастыря 529 дворов поселенцев. 96 Ркп. святцы; Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. III; Ратшин А . Полное собрание сведений о монастырях; Словарь святых. Черноозерский монастырь сожжен, игумен и братия убиты поляками в 1585 г. ( Неволин К.А . О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке, с приложением карты. СПб.,1853 (далее – Нев олин К.А . О пятинах и погостах. – Ред. ). 99 Подробное исследование о жизни и сочинениях прп. Максима напечатано в «Москвитянине» за 1842 г. 11, стр. 45–96. 100 Письмо великого князя на Афон и ответ афонцев см. в: Временник император­ского Московского общества истории и древностей российских. В 25 т. М., 1849–1857. Кн. 5 (далее – Временник общества истории и древностей. – Ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

a. Назначить игумена Адриана (Дементьева) на должность игумена Антониево-Дымского мужского монастыря Бокситогорского района Ленинградской области, освободив от этой должности Преосвященного епископа Армавирского и Лабинского Игнатия. b. Назначить иеромонаха Антония (Гутника) на должность игумена (наместника) Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря Лодейнопольского района Ленинградской области. 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Мичуринского и Моршанского Гермогена освободить игумена Амвросия (Политова) от должности игумена (наместника) Троицкого мужского монастыря города Мичуринска и назначить на эту должность иеромонаха Софрония (Есимова).   ЖУРНАЛ 112 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем обращении Преосвященного митрополита Великотырновского Григория (Болгарская Православная Церковь). Справка: Митрополит Великотырновский Григорий (Болгарская Православная Церковь) обратился к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту с ходатайством о переходе насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеродиакона Доната (Стоименова), согласно его прошению, в юрисдикцию Болгарского Патриархата для служения в Великотырновской епархии. Согласие архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста подтверждено его рапортом Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В заседании Священного Синода 17-19 июля 2006 года (журнал 53) постановлено, что переход клирика в другую каноническую юрисдикцию осуществляется по представлению епархиального архиерея при одобрении Священным Синодом и на основании отпускной грамоты Святейшего Патриарха. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить переход иеродиакона Доната (Стоименова) в юрисдикцию Болгарского Патриархата для служения в Великотырновской епархии и направить соответствующую отпускную грамоту Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту.   Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.)

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3804585...

– ... преподобного Мартирия Зеленецкого... А это кто такой? – ... преподобного Александра Свирского ... А этот откуда взялся? – ... преподобного Антония Дымского... А этого вообще не знаю! – ... преподобного Арсения Коневского... Про этого никогда не слышал) Впрочем, владыка Никодим привечал не только «отсидентов " -архиереев, но и расконвоированный монашеский клир. В гостях у владыки часто бывал архимандрит Клавдиан (настоятель храма в Старой Руссе) и о. Павел Груздев. После назначения митрополита Никодима на Ленинградскую кафедру отец Павел – всегда желанный гость в митрополичьих покоях в здании Ленинградских Духовных школ на Обводном канале. Конечно, только глубокая вера могла соединить таких совершенно разных и по возрасту, и по жизненному опыту людей, как митрополит Никодим и отец Павел. Владыка Никодим хлопотал за священника «с клеймом заключённого» ещё будучи ярославским архиереем. Отец Павел, всю жизнь гонимый, был ещё просто по-человечески благодарен владыке Никодиму за его отношение к нему, «каторжнику». Приедет в Ленинград, зайдёт в митрополичьи покои, одет как всегда, зимой – тулуп и валенки, а летом вовсе босой. Встанет позади всех. А владыка Никодим за трапезу приглашает, всегда о. Павла посадит рядом с собой: «Отец Павел, иди сюда!» Ещё и велит своему шофёру отвезти верхне-никульского старца на вокзал: – Отвези батюшку! Как-то раз стоит отец Павел на улице у автомашины, дожидается шофёра. Тот вышел, увидел босого старика, вернулся в митрополичьи покои, спрашивает владыку: – А где батюшка-то? Такое случалось с о. Павлом нередко 176 . Аудиенции Обычная неделя, если не было больших праздников, проходила у владыки Никодима так: с понедельника по пятницу в Москве (ОВЦС), суббота и воскресенье – в Ленинграде. За два дня, проведённые в городе на Неве, владыка развивал такую кипучую деятельность, что и здоровому это было бы не под силу. Всенощная, литургия, вампир-уполномоченный, десятки посетителей, сотни прошений... Иногда владыка говорил: «У меня две жизни; ленинградская и московская». Но второго, запасного сердца, к сожалению, не было...

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В Восточной Сибири подобные паломничества совершались крестьянами летом к часовне Ахтырской Богоматери. Нередко одно путешествие включало посещение нескольких традиционно чтимых святынь в разных местах. Так, из села Белого Ловичской вол. Боровичского у. (Новгородская губ.) крестьяне ходили за 125 верст в Тихвинский мужской и женский монастыри, с заходом в Реконскую пустынь Тихвинского у. (60 верст от села). А на обратном пути принято было посещать монастыри Николы Беседного и Антония Дымского под Тихвином. Из этой же волости ходили в Иверский мужской монастырь у города Валдая (120 верст от с. Белого) с заходом в соседний с ним Короцкий женский монастырь. В каждом из этих мест была икона или мощи святого, служившие предметом особого поклонения. Отсюда ходили также на богомолье отдельными маршрутами в уездный (Боровичи, 35 верст от Белого) и губернский (Новгород) города, в Осташков (Тверской губ.), в монастырь Нила Столобенского, в Москву и Троице-Сергиеву лавру, в Соловецкий монастырь, в Киев и Киево-Печерскую лавру. Некоторые, преимущественно богатые крестьяне, отправлялись и в Иерусалим. В конце прошлого столетия были опубликованы записки тюменского крестьянина Николая Чукмалдина, описавшего свое путешествие в Святую Землю. Г. Р. Державин, будучи Олонецким губернатором, оставил свидетельство о массовом движении богомольцев в Соловецкий монастырь в 1780-х. Говоря о трудностях своей поездки в Кемь (этот населенный пункт расположен на заливе Белого моря, губернатор должен был там произвести административные изменения – превратить селение в город), Державин замечает: «В Кемь же только можно попасть из города Сум на судах, когда молебщики в мае и июне месяцах ездят для моленья в Соловецкий монастырь». Спустя более ста лет после «Записок» Державина другой выдающийся русский человек, М. В. Нестеров, в своих воспоминаниях отметил, что сами соловецкие монахи были преимущественно из крестьян Севера и Сибири. «Это был народ крепкий, умный, деловой». Художник рассказал об обычае брать на время обучения в монастырь «годовиков» – подростков лет 12–16 из богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Иванов день, перед Тихвинской, бывает праздник и ярмарка в Дымском Антониевом монастыре, находящемся на юго-восток от Тихвина на расстоянии 15 верст; тогда строителем в нем был иеромонах Мельхиседек; обитель эта находилась также в зависимости от Тихвинского большого монастыря. В монастыре этом, как я помню, была одна каменная соборная церковь, в которой под спудом почивают мощи препод[обного] Антония Дымского ; при гробнице его находится кругловерхая кованая железная шляпа с широкими полями; в этой шляпе, по преданию, святой копал будто бы находящееся там озеро, которое имеет крепкий песчаный грунт и чистую прозрачную воду. Озеро или пруд имеет пространство около квадратной версты и окружено лесом. По принятому обычаю и заповеди преподобного ни один богомолец, желающий посетить обитель, будь то мужчина или женщина, не искупавшись в озере, не входит в обитель. Это исполняют все с великой охотой, и каждый потом чувствует себя гораздо свежее. Бывали случаи, что многие больные, искупавшись в озере, выходили из него совсем здоровыми. Для богатых и знатных посетителей устроены прочные деревянные купальни, которые во время зимы отапливаются; простолюдины же купаются прямо с берега, и притом мужчины и женщины не в дальном друг от друга расстоянии. В этот приезд наш праздник и ярмарка были в полном разгаре; в озере купалось бесчисленное множество народа обоих полов, это и по моим летам показалось мне странным. Отец мой, выкупавшись со мною наряду с другими, то есть раздеваясь на берегу озера, повел меня в монастырь. Монастырь был окружен деревянной оградой с такими же башнями; теплая церковь и настоятельские кельи были тоже деревянные. Приложившись к гробнице преподобного, отец надел на меня шляпу святого и, поддерживая ее, заставлял меня в ней молиться; шляпа показалась мне весьма тяжелою. Обедню служил архимандрит Самуил. После обедни мы были за трапезой у строителя: там, кроме архимандрита и нескольких сослуживцев его, иеромонахов, посторонних, кроме нас, никого не было. После трапезы монахи ушли и остались только архимандрит Самуил, строитель Никандр и мой отец. После сытной трапезы и обильного возлияния вина старцы, будучи в полном цвете лет и оба толстые, смотрели из окна поочередно в большую зрительную трубу, и, как теперь помню, смотря в трубку, они много и весело над чем-то смеялись; озеро лежало на юг от обители на несколько сот сажен; к вечеру отец мой и архимандрит уехали в город.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

В Кирилло–Белозерском монастыре также сохранились вериги конца XIV – начала XV века, которые монастырское предание приписывало самому преподобному Кириллу. Они состоят из двух крестов с изображением Голгофы. При помощи восемнадцати металлических пластин эти кресты закреплялись на груди и на спине. На металлической цепи подвешивался еще один большой кованый крест, состоявший из двух металлических пластин (размер креста 26,5x18,3x0,9 см). Кроме того, в этот комплект входили еще металлический пояс с пряжкой и кольцо, которое надевалось на шею; оно состояло из четырех металлических сегментов (Опись 1601 г. С. 272). В XIX веке в Тверском музее хранились вериги, происходившие из неизвестного тверского монастыря. Они представляли собой обруч, который надевался на пояс, железными цепями к обручу прикреплялись два креста (Жизневский. С. 139). Весили вериги 13 фунтов (то есть около 5 кг 850 г). Можно себе представить, чего стоили земные поклоны, которые монах совершал в таком облачении. К самому тяжелому виду вериг относились, пожалуй, металлические шляпы, которые некоторые святые носили на голове. В Житии преподобного Антония Дымского сказано, что святой таким образом изнурял свою плоть. Шляпа, по преданию принадлежавшая святому Антонию, хранилась вплоть до XIX века в его монастыре. Широкие поля шляпы были прибиты к тулье толстыми гвоздями, а весила она больше трех килограммов. Но особым видом монашеской аскезы, заменявшим любые вериги, было почти полное презрение ко всяким потребам своего тела. Жил в монастыре преподобного Евфросина Псковского его друг и сподвижник – старец Серапион. Был он великим тружеником, первым выходил на самые тяжелые послушания и последним возвращался. Он знал наизусть Псалтырь и всегда пел во время работы псалмы. Но более всего он любил уединенную молитву и ни одной минуты своей жизни не тратил даром. Когда в обитель Евфросина приходили богомольцы с милостыней для монахов, то посетителей приглашали в общую трапезную. Здесь после трапезы преподобный Евфросин обыкновенно беседовал на душеполезные темы с гостями и братией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Говорят: Русские монастыри расцвели на кровавых полях отечества. Это несправедливо, как нельзя более. Напротив, до конца XIII века не возникло ни одного монастыря на опустошенных краях отечества. Большая часть Киевских обителей исчезла под развалинами, другая оставалась в развалинах; на севере было то же. Дикий Монгол, хотя и говорил о неприкосновенности церкви: но делал другое, – грабил и жег обители, истреблял иноков. Даже обители Новгорода, где не было огня монгольского, не только не цвели, но некоторые пали. Только ученики пр. Варлаама не-вдали от Новгорода основали несколько обителей, Антоний, преемник Варлаама († 1241) в игуменстве, основал в 15 верстах от Тихвина на озере Дымском обитель Дымскую. Ксенофонт, после Антония управлявший Хутынем, удалился на уединение за 25 верст от Новгорода, и основал Робенскую Троицкую пустынь. Константин, также из учеников Варлаама, основал с сотрудником своим пр. Космою в 3 верстах от старой Русы Косин Николаев монастырь. Но и эти обители не цвели в начале, и скоро пали 271 . Глубокий Север укрыл от Монголов еще одну обитель, – это обитель Киприана Устюжского, основавшаяся пред нашествием Татар. Пр. Киприан, богатый землевладелец, полюбив нищету Христову, в тесной келлии посвятил себя Богу и, когда некоторые начали избирать около него такую же жизнь, отдал все земли свои в пользу основавшейся обители пустынников. Начальник служил образцом строгой жизни для покорившихся его управлению. Дикий камень, величиною в большую человеческую голову, служил ему для возбуждения к бодрствованию: он держал его в руках, чтобы ленивое тело среди молитвенного подвига не предавалось безвременной дремот. Этот камень и теперь лежит в возглавии гробницы подвижника, скончавшегося в глубокой старости в 1474 г. 272 На Волыни и в Галиции, пока там владели сильные православные Князья, не только держались прежние обители, но и воздвигались новые: Монгол опасался той страны 273 . Но так как во времена скорбей особенно возбуждаются благочестивые расположения духа: то в период монгольский князья, княгини, бояре и простые пред смертью обыкновенно постригались в монашество; а многие и прежде того расставались с миром, принимая имя того Святого, которому праздновали в день пострижения 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ин кондак, глас тойже От юности Бога возлюбив/и простынею безгласие стяжал еси, преподобне./Сего ради и с Небес сладкий Свет очию получил еси/и росоточащии милости пресветлый образ Богоматери/с высоты воздуха чрез святых безмездников во объятие приял еси,/и Ей богоугодно послужил еси./И обитель составил еси,/власяными веригами тело свое удручил еси,/от негоже каплями кровными диавола потопил еси./Сего ради и в последняя времена/гроб твой от Владыки нашего Христа точением чудес обогатися,/тем и мы, чада твоя, любовию притекающе к тебе,/умильно глаголем:/радуйся, наставниче нашего спасения;/радуйся, исцелений подателю;/радуйся, отче наш Иосифе, монахом удобрение. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Иосифе,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь блаженному Василию Кадомскому, глас 4 Молитва усердная пища и питие бысть, блаженне Василие,/в несении креста жития странническаго любовь Христову познал еси./Оком чистым будущая яко настоящая прозревая,/радость и от бед избавление требующим твоея помощи даровал еси./Темже и нас, яко Божий избранник,/не забуди твоими ходатайствы/Христа Бога о нас умоляющи. Кондак, глас 8 Вышния красоты желая,/нижния сласти телесныя тощно оставил еси... (общий блаженным). Величание Ублажаем тя,/святый праведный Василие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее «Умиление» Псково-Печерской, глас 4 Днесь светло красуется обитель сия,/яко зарю солнечную восприимше, Владычице,/чудотворную Твою икону,/к нейже мы ныне притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о Пречудная Владычице Богородице!/Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/да избавит обитель сию/и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих/и спасет души наша, яко Милосерд. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Мати Христа Бога нашего,/и чтим чудотворный образ Твой,/имже спасла еси/нас от руки вражия. 24/7 Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Преподобного Антония Дымского, Новгородского (ок. 1224). Праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских, Новгородских (1566–1569).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как было приятно стоять в тишине у этой отрадной воды, самому бросать в колодец ведерко и вытягивать его. Есть какое-то особое обаяние для русской души в этих «целебных колодцах». Помню я купание в селе Косине, недалеко от Москвы, знаменитый источник преподобного Тихона Калужского; источник в Богословском, под Казанью, монастыре; у Антония Дымского, близ Тихвина; новый колодец старца Амвросия, в Руднове, близ Шамординского монастыря. Что-то очистительное, животворящее есть в самой водной стихии, силу которой современные врачи считают все более и более целебною. И чем-то глубоко успокоительным, ласковым, приветливым веет на душу от всех этих целебных колодцев. Мягко звучит вода, мягко раздаются вокруг пониженные голоса, и вера того народного множества, что долгими годами – то толпою, то поодиночке, – проходило здесь, невольно охватывает и вас. Этому спокойно-углубленному настроению уже не было места у источника старца Серафима в прошлое лето. Если б кто там стал пригоршнями бросать золото, и тогда, кажется, не могло бы быть большей давки. Было очень трудно получить, а еще того труднее зачерпнуть воды в самом источнике. Очень трудно искупаться в срубе. Народ стоял бесконечными шеренгами, ожидая очереди. Конная полиция сдерживала напор толпы, а входы в купальни эти охранялись командами солдат. В самых купальнях была страшная давка. Раздеваться приходилось почти в толпе. Во избежание давки многие приезжие дамы, судя по внешности, образованные и богатые, снимали платья и шляпы где-нибудь неподалеку, входя в купальню в одном белье. Я слышал, что с этого года купальни подвеглись коренному переустройству, чему нельзя порадоваться. Как и прежде, теперь их четыре: две мужских, одна для народа почище, другая для простонародья, и две женских. Но купальни, говорят, сделаны теперь теплые, так что и робкие в вере станут теперь купаться зимою. Кроме того, вместо одного крана, бывшего прежде во всех купальнях, теперь сделано, кажется, по восьми. Жадность, с которою расхватывалась Саровская вода, трудно описать. Множество ее вывозится и выносится из Сарова людом всякого звания и всевозможными способами – от дорогих английских чемоданов до бедных богомольческих котомок. Кроме того, множество ее рассылается по почте, так как в Саров постоянно приходят требования на эту воду из разных мест России. И если знакомые ваши знают, что у вас есть большие запасы этой воды, к вам постоянно обращаются за ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Литература: Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых всею Русскою Церковью или местно чтимых. Вып. 11. Тверь, 1901, с. 342–343. Преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских Тропарь, глас 3: Яко великаго во отцех Варлаама ученик,/прехвальне Константине,/и сам чадо послушания, блаженнаго Косму, возрастил еси,/темже, преподобнии, вкупе Престолу Владычню ныне предстоящии,/молитвами вашими в вере Православней нас утвердите,/в послушании Церкви Святей укрепите/и вся полезная душам нашим испросите. Преподобные Константин и Косма Косинские, Старорусские, были основателями Косинского Николаевского монастыря, расположенного недалеко от города Старая Русса в Новгородской епархии. Они приняли монашеский постриг в Хутынской обители и первоначально совершали иноческие подвиги под духовным руководством преподобного Варлаама Хутынского (1192; память 6 ноября) и его преемника преподобного Антония Дымского (†1224; память 17 января). По влечению к безмолвной жизни преподобные Константин и Косма около 1220 года ушли из Хутынского монастыря в пределы Старой Руссы и поселились в пустынном месте между реками Полистью и Снежною, образующими косу (отсюда название этого места Косинское). Через некоторое время около подвижников стали поселяться другие иноки. Со временем возник монастырь, в котором был построен небольшой каменный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Преподобный Константин принял игуменство над собравшейся братией. Как достойные ученики великого наставника преподобного Варлаама Хутынского, преподобные Константин и Косма были примером инокам в исполнении монашеских обетов. После многолетних подвигов преподобный Константин мирно почил 29 июля 1240 года. В древних рукописных святцах он назван чудотворцем. Преподобный Косма продолжил делание своего сподвижника и после кончины преподобного Константина стал, очевидно, его преемником. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Позднее мощи святых основателей обители покоились под папертью нового Николаевского храма, построенного в 1820 году, возможно, на месте древнего храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010