Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович (16.01.1841, с. Воскресенское Пензенского у. и губ., ныне с. Воскресеновка Пензенского р-на и обл.- 12.05.1911, Москва), историк, проф. имп. Московского ун-та, МДА. В. О. Ключевский. Гравюра В. В. Матэ с фотографии 1897 г. В. О. Ключевский. Гравюра В. В. Матэ с фотографии 1897 г. Источниками сведений для изучения биографии К. являются опубликованные им работы, письма, документы учреждений, в которых К. учился и преподавал, протоколы заседаний с участием К., а также воспоминания современников. Наряду с изданными документами и работами К. важные сведения о его жизни и творчестве содержат материалы его архива. Основная часть, хранящаяся в ОР РГБ (Ф. 131), включает в себя 907 дел, относящихся к 1860-1911 гг. Отдельные документы из архива К. также представлены в др. фондах ОР РГБ (напр., Ф. 172) и иных архивохранилищах: РГАЛИ, РГИА, РГАДА, Научном архиве ИРИ РАН, ОПИ ГИМ, Архиве РАН и др. Ряд важных материалов, раскрывающих биографию К., представлен в архиве Пензенской ДС, ныне хранящемся в Гос. архиве Пензенской обл. (опубл.: ЧОИДР. 1914. Кн. 1. С. 17-315). значительную часть архива составляет переписка К. с разными лицами и рядом учреждений, а также материалы к общим и специальным работам и курсам: черновые заметки о А. Л. Шлёцере, И. Н. Болтине и др., выписки из копийных книг Троице-Сергиевой лавры , архива Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , отдельных житий святых (напр., прмч. Адриана Пошехонского , прп. Антония Дымского и др.), сказаний иностранцев о России (Дж. Флетчера и др.), актов. В архиве К. также хранятся наброски лекций, тексты выступлений К. на магистерских и докторских диспутах в Московском ун-те и МДА (рецензии на работы М. К. Любавского, А. А. Кизеветтера, П. Н. Милюкова , Н. Ф. Каптерева , Н. И. Серебрянского и др.), отзывы К. на сочинения студентов МДА и т. д. в архив К. входят автографы курсовых сочинений студентов МДА ( Зимин. 1951). Биография

http://pravenc.ru/text/1841540.html

Божественная литургия совершена в Покровском храме на Боровой улице Санкт-Петербурга спустя 76 лет после его закрытия 13 августа 2012 г. 15:04 11 августа 2012 года епископ Лодейнопольский Мстислав совершил Божественную литургию в петербургском храме Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице. Это первое богослужение в Покровском храме спустя 76 лет после его закрытия. Епископу Мстиславу сослужили настоятель Антониево-Дымского монастыря (Ленинградская область) игумен Игнатий (Бузин) и епархиальное духовенство. За Литургией пел сводный хор певчих Александро-Невской лавры и хора духовенства епархии. Обращаясь после богослужения к игумену Игнатию, епископ Мстислав сказал: «Царство Небесное силой берется, свидетельствует нам Священное Писание. Отец Игнатий, Вы своими подвигами, молитвой и силой сумели получить этот храм. Но предстоит еще много трудов. В первую очередь Вам нужно приобрести духовных чад, прихожан этого храма, чтобы они не только приходили на праздники и ставили свечи, но стали вашими помощниками». Храм, в котором с 1989 года находился молитвенный дом баптистов, был возвращен епархии 19 июня 2012 года и получил статус подворья Антониево-Дымского монастыря. Его первой святыней стал ковчег с дланью святого Антония Дымского. В церковном здании отремонтирована протекавшая крыша, теперь в нем можно служить. Еще накануне здесь вставляли двери и красили стены. Девятиглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы с высокой шатровой колокольней была построена в 1897 году по проекту зодчего Н. Никонова в русском стиле XVII века. При советской власти ее закрыли, купола демонтировали. В здании располагалась багетная мастерская Худфонда. Пользуясь помещениями храма 23 года, христиане-евангелисты проводили косметический ремонт. Практически сразу через отштукатуренные стены проступил лик Христа: баптисты посчитали это чудом и восстановили фреску, хотя в их традиции нет икон и росписей. Иконостас для нижнего храма заказан в мастерских «Софрино», а в верхнем храме великомученика Вонифатия настоятель намерен воссоздать майоликовый иконостас. В целом памятнику федерального значения предстоит долгое восстановление. Но «сначала душу надо реставрировать, а потом уже стены», — считает игумен Игнатий. По его мнению, главное — это молитвенная жизнь, поэтому богослужения в храме теперь будут совершаться регулярно. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Преподобный Антоний Дымский (+ 1224) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 24 июня в день преставления, 17 янв. в день тезоименитства с прп. Антонием Великим (+ 356) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Антоний Дымский родился в конце XII в. в благочестивой семье в Новгороде. Рано почувствовал он влечение к уединенной иноческой жизни и умолил прп. Варлаама Хутынского (память его 6 нояб.) принять его в число своих учеников. Добрые задатки юного инока, его смирение и воздержание приобрели ему уважение и любовь всего братства, и он, с общего совета, был послан по монастырскому делу в Константинополь к Вселенскому Патриарху, посетил и Святую Землю, и через 5 лет вернулся. Когда он входил в монастырские ворота, прп. Варлаам, который желал, чтобы он был его преемником, лежал на смертном одре. Духом провидя его возвращение, он сказал: «Вот отец Антоний возвращается из Святой Земли!» Через несколько лет прп. Антоний отказался от настоятельства и основал на берегу Дымского озера, на высоком холме, в глухих лесах, другой монастырь. Там он и скончался 24 июня 1224 г. На его раке, которая является даром одного больного, получившего исцеление в 1744 г., лежит железная шляпа, в которой преподобный подвизался. Широкие поля ее прибиты железными гвоздями. Когда в 1409 г. татары сожгли монастырь, монахи скрыли мощи преподобного, а шляпу, священные сосуды и колокола опустили на дно озера. В 1585 г., во время нашествия шведов, монахи Валаамского монастыря нашли убежище в Дымском монастыре, и в это время прп. Антоний дважды спас свою обитель от неприятеля, пробуждая настоятеля ночью вовремя. Постриг св. Антоний принял в Хутынском Преображенском монастыре в 10 верстах от Новгорода. По оставлении настоятельства в этом монастыре преподобный удалился в пустынное место недалеко от озера Дымское в 15 верстах от Тихвина, где подвизался в небольшой келье. Когда пустынь эта заселилась боголюбивыми монахами, возник монастырь и построен был храм во имя прп. Антония Великого. Мощи прп. Антония были обретены нетленными в 1330 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437381/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Константин Косинский, Старорусский, прп. - житие Преподобные Константин и Косма Косинские, Старорусские, были основателями Косинского Николаевского монастыря, расположенного недалеко от города Ста­рая Русса в Новгородской епархии. Они приняли монашеский постриг в Хутынской обители и первоначально совершали иноческие подвиги под духовным руководст­вом преподобного Варлаама Хутынского (+1192; память 6/19 ноября) и его преемника преподобного Антония Дымского (+1224; память 17/30 января). По влечению к без­молвной жизни преподобные Константин и Косма около 1220 года ушли из Хутынского монастыря в пределы Старой Руссы и поселились в пустынном месте между реками Полистью и Снежною, образую­щими косу (отсюда название этого места — Косинское). Через некоторое время около подвижников стали поселяться другие иноки. Со временем возник монас­тырь, в котором был построен небольшой камен­ный храм во имя святителя и чудотворца Николая. Преподобный Константин принял игуменство над соб­равшейся братией. Как достойные ученики великого наставника преподобного Варлаама Хутынского, преподобные Константин и Косма были примером инокам в испол­не­нии монаше­ских обетов. После многолетних подвигов преподобный Констан­тин мирно почил 29 июля 1240 года. В древних рукописных святцах он назван чудотворцем. Преподобный Косма продолжил делание своего сподвижника и после кон­чины преподобного Константина стал, очевидно, его преемником. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Позднее мощи святых основа­телей обите­ли покоились под папертью нового Николаевского храма, построен­ного в 1820 году, возможно, на месте деревянного храма. Тропарь Константину и Косме Косинским, Старорусским Яко великаго во отцех Варлаама ученик,/ прехвальне Константине,/ и сам чадо послушания, блаженнаго Косму, возрастил еси,/ темже, преподобнии, вкупе Престолу Владычню ныне предстоящии,/ молитвами вашими в вере Православней нас утвердите,/ в послушании Церкви Святей укрепите/ и вся полезная душам нашим испросите. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Константин Косинский, Старорусский, прп. " .

http://pravicon.com/info-2709

Монашеские постриги совершены в Александро-Невской Лавре апреля 2020 Монашеский постриг - особый и очень красивый древний чин. Все монахи обители с заженными свечами выходят из алтаря и встречают желающего принять постриг на пороге храма. Через весь храм покрытый мантиями братии ползет будущий монах. Конец пути - Алтарь, перед которым он лежит крестообразно, склонив главу в пол. В Великую Среду 2020 года в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре перед Владыкой Наместником, епископом Кронштадтским Назарием , стоят трое желающих принять постриг в мантию. Это иеродиакон Александр (Волков) , послушник Олег Фролов и послушник Алексий Волков. При пострижении волос Владыка Назарий нарекает монахам новые имена: иеродиакон Александр пострижен с именем Анатолий в честь преподобного Анатолия Оптинского (старшего), послушник Олег Фролов - в честь преподобного Пимена Печерского, Многоболезненного, послушник Алексий Волков - в честь преподобного Антония Дымского. По окончании пострига епископ Назарий обратился к новопостриженным монахам. " Вы очень разные, прожили разные жизни, но есть одно основание, которое подойдет каждому - Христос есть Альфа и Омега, Начало и Конец. Псалмопевец говорит: " Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения " . Надо жить с братией в мире, помогать, молиться о них, но спасение есть только во Иисусе Христе, Он - ваше основание, ваш покров, ваше все... Тот путь, который указует Христос, самый верный, идите по нему, а Господь обязательно поможет вам понести ваш крест " . Поделиться Упоминания в новостях 14 апреля 2024 4 апреля 2024 3 апреля 2024 3 апреля 2024 2 апреля 2024 13 ноября 2015 28 декабря 2014 28 ноября 2014 4 апреля 2024 26 марта 2024 6 марта 2024 1 марта 2024 27 февраля 2024 18 ноября 2023 16 ноября 2022 16 декабря 2021 7 апреля 2021 30 января 2021 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Простихин Алексей Викторович; род. 20 окт. 1976 г., г. Глазов Удмуртской АССР), еп. Сарапульский и Можгинский. Из семьи рабочих. В 1994-1995 гг. после окончания глазовской средней школы обучался в Волгоградском ДУ. В 1995 г. поступил послушником в Кременской в честь Вознесения Господня мужской монастырь Волгоградской епархии (ныне относится к Калачевской епархии ). В 1996 г. призван на срочную службу в ряды российской армии. В 1998 – 2002 гг. выполнял послушание алтарника в Преображенском храме г. Глазова. 17 марта 2002 г. в Александро-Невском кафедральном соборе г. Ижевска рукоположен во диакона к Преображенскому храму г. Глазова. 6 мая 2003 г. Николаем (Шкрумко) , архиеп. Ижевским в Преображенском храме г. Глазова рукоположен во иерея с назначением на должность штатного священника к Преображенскому храму г. Глазова. Одновременно нес послушание настоятеля Покровского храма п. Сева, Свято-Троицкого храма с. Понино Глазовского р-на Удмуртской Республики. 10 марта 2009 г. уволился за штат Ижевской епархии. С 26 марта 2009 г. являлся насельником Александро-Невской лавры в честь Святой Троицы . 14 апр. 2009 г. в Свято-Троицком соборе наместником Александро-Невской лавры архим. Назарием (Лавриненко) пострижен в монашество с наречением имени Антоний в честь прп. Антония Дымского. В том же году окончил Московскую ДС. В 2012 г. поступил на заочное отделение юридического факультета Института внешнеэкономических связей, экономики и права г. Санкт-Петербурга. В 2013-2015 гг. обучался в Санкт-Петербургской ДА. В 2012-2015 гг. окормлял Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения. Являлся духовником Ленинградского областного отделения Братства Александра Невского. Решением Свящ. Синода от 24 дек. 2015 г. избран епископом Сарапульским и Можгинским. 25 дек. 2015 г. управляющим делами Московской Патриархии митр. Санкт-Петербургским Варсонофием (Судаковым) возведен в сан архимандрита. 26 дек. 2015 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве наречен во епископа. Хиротонисан 28 дек. за Божественной литургией в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев) . Лит.: Наречение и хиротония архим. Антония (Простихина) во епископа Сарапульского и Можгинского//ЖМП. 2016. 7. С. 24-26. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2078152.html

Многие благословения митрополита Иоанна имели неожиданное продолжение в долгосрочной перспективе. В 1994 году я обратился к владыке с прошением благословить установку креста на Дымском озере у камня среди воды, на котором по преданию молился преподобный Антоний Дымский. Когда я пришел на прием к владыке, была большая очередь. В конце секретарь сказал, что на сегодня прием окончен. Я огорчился, что не успел попасть. Но вдруг владыка вышел из кабинета и прямо в коридоре взял мое прошение, прочитал его, сказал: «Очень нужное и большое дело», - и тут же написал резолюцию: «Благословляю». Это отсутствие «бюрократизма» меня всегда поражало. Владыка оставался владыкой в любое время и в любом месте. Крест на озере был установлен в ночь с 6 на 7 июля 1995 года. Прошло уже более 20-ти лет, а крест на воде стоит и поныне (хотя, естественно, и поновлялся). Но самое интересное, что именно этот крест стал «точкой отсчета» для возрождения самого Антониево-Дымского монастыря. Первые годы мы приезжали в разоренный монастырь на праздник Антония Дымского с сельскими прихожанами на одной-двух машинах и возродили чин благодатного купания с плаванием вокруг камня. Потом омовение у креста привлекло множество паломников из Питера и Тихвина. А после открытия Тихвинского монастыря в 1997 году на Дымское озеро приехали первые монахи во главе с игуменом Александром (Гордеевым). Здесь они увидели огромное количество народа, узнали старинную духовную мудрость о том, что «кто у Антония не бывал, того Тихвинская Богоматерь не принимает» и поняли, что без Дымского монастыря им не возродить и Тихвинский. Они взяли Дымский монастырь как скит своей обители. Незадолго до возвращения Чудотворной иконы Тихвинской Богоматери из Америки были обретены мощи преподобного Антония. Ныне Дымский монастырь — самостоятельная возрождающаяся обитель. А все началось с того креста, который благословил установить прямо на бегу в коридоре митрополит Иоанн... Как известно, митрополит Иоанн проводил открытые встречи с общественностью Санкт-Петербурга.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/02/kr...

Мы атрибутируем эту прорись как изображение Амфилохия и Дионисия Глушицких, которых часто изображали также стоящими в рост и обращенными друг к другу 9 Вид монастыря на прориси (при всей условности изображения) не похож на традиционные изображения Соловецкого монастыря (см. ниже), зато имеет сходство с видом Сосновецкого Дионисиево-Глушицкого монастыря, на котором отчетливо виден круглый купол надвратной церкви 10 – деталь, которую можно увидеть и на прориси. Известно также, что «кругом монастыря идет высокая каменная ограда с величественными башнями по углам», 11 которая также изображена на публикуемой прориси. Изображения преподобной княгини Анны Кашинской 12 представлены только в поздних образцах XVIII–XIX вв. (Атлас, 20 , 29 ,    30 ). Однако образы святых жен Древней Руси довольно редко встречаются среди иконных прорисей. Поэтому мы решили воспроизвести здесь и эти изображения, хотя в них имеются существенные стилистические отличия от тех женских типов, которые были разработаны традиционной иконографией. Прорись с фигурами Антония Дымского, мученика Артемия и преподобной Ксении (Атлас,   31 ) выполнена путем прорисовки пером очень слабого оттиска. Детали ликов святых, а также изображение Мартирия Зеленецкого, пропечатались на оттиске столь слабо, что рисовальщик даже не стал обводить их чернилами. Две другие прориси с икон Антония Дымского (Атлас,    32 , 33 ) атрибутированы нами по видам монастыря и угловому изображению Казанской иконы Божией Матери, 13 присущему данному иконографическому изводу. Прорись с иконы Антония Римлянина (Атлас,  35 ) почти целиком совпадает с известной старообрядческой иконой XVIII в. 14 Сюжет, однако, восходит к более древним оригиналам XVII в. У нас есть уникальная возможность проследить основные этапы «иконизации» облика преподобного Антония Сийского, начиная от его древнейшего нагробного «портрета-иконы» (Атлас, 36 ), 15 благодаря большому числу изображений святого в Сийском лицевом подлиннике. 16 Любопытны характерные приписки-замечания на этих прорисях, сделанные чернецом Никодимом, впоследствии ставшим игуменом Сийского монастыя.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Св. Иоанн Златоуст говорит о нём: «Египет произвёл славнейшего после Апостолов мужа, блаженного и великого Антония, о котором все доныне говорят непрестанно, что он предсказал о недугующих Ариевым зловерием и о вреде, который имел от него произойти». С особенным уважением также упоминает о св. Антонии Иероним, называя его блаженным, о коем слава распространилась по всему Египту. Созомен пишет об Антонии: «все согласны, что монашеский образ жизни на высоту строгости и совершенства, своими правами и приличными упражнениями, возвёл монах Антоний Великий ». Феодорит говорит: «много сияло вождей иноческого жития, но превосходнейшим руководителем в исполнении подвижнических уставов был многохвальный Антоний». Имя Великого усвоено было Антонию при жизни его. Память преп. Антония тотчас по смерти его стали творить иноки его обители. В V веке Анатолий Константинопольский предал Церкви некоторые песнопения для прославления св. Антония Великого . Кирилл Скифопольский , писатель VI века, упоминает о празднике в честь св. Антония Великого , бывшем в монастыре св. Евфимия. В 544 году мощи Антония Великого перенесены из пустыни в Александрию. В IX веке. Феофан и Студит умножили священные песнопения Церкви на день св. Антония. В начальных буквах канона преподобному Феофан заключил речение: «Антония божественного восхвалити лепо». Церковь между прочим почитает Антония покровителем немощных, называя его «искуснейшим и честным врачом недугующих». При Богослужении в день памяти св. Антония Великого Церковь произносит паримии (первую из Прем.5:15–16 ; вторую из Прем.3:1–9 ; третью из Прем.4:7, 16–20, 5:1–17 ) о блаженной участи преподобных как в этой, так и в вечной жизни. Евангелие утреннее благовествует о благом и лёгком иге Христовом, которое возложили на себя преподобные ( Мф.11:27–30 ); на литургии чтение – Апостола и Евангелия то же, какое положено в день святителя Алексия, митрополита Всероссийского, 12 февраля. Ибо и преподобный Антоний есть пастырь и отец. † Память преподобного Антония Дымского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Более распространенная иконография А. Д., известная по сохранившимся памятникам иконописи, складывалась не ранее 2-й пол. XVII в. одновременно с составлением жития святого, вероятно под влиянием иконографии прп. Варлаама Хутынского. Описание облика А. Д. имеется в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. в основном старообрядческого происхождения. В одном указано, что преподобный «подобием аки Варлаам Хутынский, брада руса, схима на плечах» (РНБ. O.XIII.1. Л. 124 об., 3-я четв. XVIII в.); в др. отмечено, что «в схиме, брада аки Александра Ошевенскаго» (БАН. Двин. 51. Л. 260, кон. XVIII в.), в 3-м - «рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на конце остряя, на плечах схима, риза преподобническая, ряска вохра» (РНБ. Погод. 1931. Л. 138 об., 20-е гг. XIX в.). В текстах подлинников отсутствует упоминание, а на иконах - изображение железной шляпы, хранившейся у раки А. Д. Образ А. Д. на фоне своей обители (типичный для основателя мон-ря иконографический извод) представлен, напр., в иконах посл. четв. и кон. XVII в. (ГРМ; МИИРК): А. Д. изображен в схимническом одеянии, с куколем на голове, без свитка, в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, на фоне густого леса, озера и панорамы деревянного мон-ря, окруженного высокой оградой. К данному изводу относится икона из ризницы Антониева Дымского мон-ря, описанная в 1907 г. К. К. Романовым (не сохранилась): «Образ преподобного Антония Дымского старого письма. На нем изображен монастырь Дымский, обнесенный деревянною стеною с деревянными башнями, деревянной церковью и кельями внутри. Церковь изображена шатровая с папертью, над которой две главки, над шатром главка, а за нею еще две также над шатрами» (ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Л. 4-4 об.). Подобное изображение деревянного мон-ря (отстроенного ок. 1655 игум. Филаретом) соответствует описанию его построек в описях 1682 г. и 1689 г. после пожара 1687 г. (СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Л. 3), при этом изображение 2 глав на соборной церкви, очевидно, восходит к облику мон-ря в XVI в., согласно его древнейшей описи 1583 г. (ВОИДР. С. 89). Во 2-й четв. XIX в. появились иконы, на к-рых А. Д. с развернутым свитком в руке обращен в молении к Казанской иконе Божией Матери (этому образу был посвящен соборный храм обители) на фоне панорамы каменного мон-ря, архитектурный облик к-рого сложился к 30-40-м гг. XIX в. (деревянной оставалась лишь ц. во имя св. Иоанна Предтечи), напр., на иконе ок. 1815 г. (ГМЗК), на гравюре 1815 г. (частное собрание), иконах 1-й трети XIX в. (частное собрание. С.-Петербург), 1842 г. (ГРМ), сер. XIX в. (ГРМ), сер. XIX в. (частное собрание. Тихвин).

http://pravenc.ru/text/116056.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010