Обителей мужских 28, женских 16. Мужския обители Антониев-Дымский монастырь в Тихвинском уезде. Дымский монастырь находится в 15 верстах от уездного города Тихвина. Расположен он на большом холме, окруженном густым хвойным лесам, вблизи Дымского озера. Время основания монастыря относится к очень древнему периоду – к половине XIII столетия. В это время на берега Дымского озера, ища пустынного уединения, пришел прп. Антоний, ученик Варлаама Хутынского и преемник его по настоятельству в Хутынском монастыре. Здесь прп. Антоний провел немало лет, когда молва о его подвижнической жизни распространилась вокруг и привлекла к нему людей, жаждущих разделить его подвиги. Когда иноческая община под руководством прп. Антония значительно увеличилась, то иноки обратились с челобитною к новгородскому князю Александру Ярославичу Невскому, чтобы он пожаловал им грамоту на созидание здесь монастыря. Грамота была дана, и обитель с новыми силами стала развивать и укреплять свое благосостояние. В дальнейшей своей истории монастырь не раз подвергался большим бедствиям. Так, в 1409 году, в княжение великого князя Василия Дмитриевича, когда татары сделали внезапный набег на Новгородские проделы, Дымский монастырь вместе со многими другими обителями подвергся разграблению и разрушению. Подобное же бедствие повторилось в 1611 году при нашествии шведов. Все это значительно ослабило монастырь, и он сначала был приписан к новгородскому митрополичьему дому, а затем, в 1764 г., и совсем закрыт. Лишь только в конце XVIII столетия (в 1794 г.), по ходатайству тихвинского архимандрита Игнатия, указом митрополита Гавриила, Дымский монастырь был восстановлен на правах общежительного. Управляет им архимандрит. Главный храм соборный, во имя Св. Троицы, с двумя приделами: в честь Казанской Божией Матери и прп. Антония Великого . Здесь под спудом почивают мощи прп. Антония Дымского. Над ними устроена деревянная золоченая рака, вблизи раки на небольшой тумбе лежит железная шляпа, которую носил прп. Антоний. Кроме того, в соборном храме находится местночтимая весьма древняя икона Казанской Божией Матери. Второй храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Торжественный крестный ход совершается 24 июня из монастыря на Дымское озеро. Для паломников-богомольцев при обители есть хорошая каменная гостиница.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

ПЕРЕКОМСКИЙ или РОЗВАЖСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж., заштатный, в 25 верстах от Новгорода, на берегу озера Ильменя, на урочище, называемом Илинским. Обитель сия прежде существовала не на этом месте, а на острове, между реками Веренды и Черной, где Преподобный Ефрем Перекомский, поселясь в уединенной хижине, основал в 1450 году монастырь, и построил сперва деревянную, а потом, 1466, каменную церковь Богоявления Господня. Для осушения болот, окружавших обитель, преподобный Ефрем много трудился, прокапывая каналы, отчего она и получила название Перекопской, или Перекомской; по речке же Веренде именовалась также и Верендовскою-Богоявленскою. Потом, в конце XV века, св. Ефрем соорудил и другую церковь , во имя Николая Чудотворца, где, по кончине своей, 1492, и погребен был. Но чрез несколько лет после того, случавшиеся частые наводнения были причиною что монастырь сей, в XVI веке, перенесен на нынешнее место; прежние церкви разобраны, а над могилою Преподобного Ефрема устроена часовня. В 1611 году обитель эта была разорена шведами и долго была в запустении; она возобновлена уже в 1672 боярином Романом Федоровичем Боборыкиным. – По указу Святейшего Синода, в 1796, переведены сюда братия из уничтоженного Розважского-Николаевского монастыря; почему Перекомский с того времени и получил двоякое наименование. Ныне здесь две каменные церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, вновь великолепно построенная, в которой почивают мощи Преподобного Ефрема Перекомского, перенесенные сюда с места их погребения, 16 мая 1545 года; для них устроена, в 1795, рака, возобновленная 1806. При сем храме два придела: Тихвинской Богоматери и Ефрема Перекомского;2) Теплая, Благовещения Пресвятой Богородицы, с приделом св. князей Бориса и Глеба. ДЫМСКИЙ-АНТОНИЕВ, муж. заштатный, в 15 верстах от уездного города Тихвина, на берегу озера Дымского. Основан в половине XIII века Преподобным Антонием, учеником св. Варлаама Хутынского. Здесь древних строений никаких нет: главная церковь существует с половины XVIII вика; она двухэтажная, и имеет престолы: вверху Живоначальной Троицы, с приделом Препод. Антония Дымского, устроенным в 1806 году; а внизу Казанской Богородицы, с приделом Антония Великого , где почивают под спудом мощи основателя, Антония Дымского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Преподобный Антоний мудро управляя братией Дымского монастыря до блаженной кончины. Провидя день своей смерти, он собрал иноков и благословил их, затем причастился Святых Христовых Таин и мирно скончался. По преданию, это произошло 24 июня 1224 года. Тело преподобного Антония было погребено в устроенном им храме, с левой стороны. В 1330 году святые мощи преподобного Антония были обретены нетленными. В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над святыней, скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом. Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя. Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 17 января — в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 24 июня — в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское. В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику голову. Так через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробнице над святыми мощами преподобного Антония Дымского. На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни (Пс. 54, 8). Рукописное житие преподобного Антония составлено в XVII веке. Никита, святитель, епископ Ремесианский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

15. АнтониевДымский , мужской, заштатный, Новгородской губ., Тихвинского у., в 15 вер. от Тихвина, на берегу озера Дымского. Основан в XIII ст. учеником Варлаама Хутынского, Антонием, который, в 1243 г. сделан игуменом Хутынского мон. Немного спустя времени, преподобный оставил Хутынь, перешел на уединение в Дымскую пустынь, где скончался в 1273 г. В соборном храме почивают под спудом мощи основателя, память которого совершается 17 января; тут же хранится железная шляпа преподобного, найденная в оз. Дымском, почитаемом святым, и куда ежегодно 24 июня совершается крестный ход. В 1598 году грамотою царя Федора Иоанновича велено игумену Валаамского мон. Давиду владеть по-прежнему вотчиною Антониева мон. В 1692 г. он значился приписным к Новгород. архиер. дому, в 1764 г. по штатам упразднен, но в 1794 г. восстановлен. В “Ист. Рос. Иерар.” и у Ратшина Антониев-Дымский мон., кроме настоящего описания, упоминается также под именем „Вырдомская Антония Дымского пустынь”. “Ист. статист. опис. Дымского м-ря с изложением подвижнич. жития начальника оного преп. Антония”, составлено иеромон. Иоанном, С.-Пб., 1861 г.; 1874 г., изд. 5-ое; 1888 года, изд. 8-ое; “Тихвинские монастыри”, изд. 1854 г., 101–110; “Ист. Росс. Иер.”, III, 630; IV, 71; Ратшин, 387, 403; “Словарь ист. о свят. в России”, 34; “Матер. для стат. России”, изд. Мин. Внутр. Д., 1841 г., отд. I, 47; “Крат. ист. опис. свят. Новгор.”, 67; “Памятн. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, отд. II, 61; “Акты истор.”, V, 214; “Опис. монаст.”, 1817 г., 40; “Остр. Валаам и тамош. мон.”, 30; “Олонец. губ. вед.”, 1850 г., 42 (Список с писцовых книг о вочтин. Антонова мон., в Никольском Оштинском погосте); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1848 г, 84 (пожертв. земля); “Новгор. губ. в.”, 1853 г., 28 (ист. памятн.: сказано, что основ. в XII ст., без доказательств); 1858 г., 41 (по духов. завещ. 1626 г. цар. Дарьею Алекс. отказано в м-рь ко Антонию что на дымях 5 руб.); “Пут., по св. мест. Русск.”, II, 354; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.”, 32; Толстой “Книга глагол.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя. Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 17 января, в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого ) и 24 июня, в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское. В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику голову. Так, через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробнице над святыми мощами преподобного Антония Дымского. На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: «Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни» ( Пс. 54, 8 ). Рукописное житие преподобного Антония составлено в XVII веке. Литература: 1 . Иоанн, иеромонах. Историко-статистическое описание Дымского монастыря с изложением подвижнического жития начальника оной преподобного Антония. СПб., 1861. 2 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русской Церковью или местночтимых. Вып. 5. Январь. Тверь, 1897. Святых праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских, Новгородских Тропарь, глас 1: Болезньми святых праведных отроков/Иакова и Иоанна,/имиже о Тебе пострадаша,/умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,/Человеколюбче, молимся. Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские  были братьями по плоти, дети благочестивых супругов Исидора и Варвары, живших в 60-ти верстах от Новгорода. Святой Иаков в трехлетнем возрасте, а святой Иоанн – в пятилетием были умерщвлены злодеями. Мученическая кончина их последовала около 1566–1569 гг. при святом митрополите Московском Филиппе († 1569). Между 1682–1689 годами обретены их нетленные мощи и положены под спудом в Троицкой церкви села Менюж, на реке Менюге, в Новгородской епархии, на месте бывшего здесь когда-то Троицкого монастыря. В этом храме был устроен придел во имя святых праведных отроков Иакова и Иоанна. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея июнь. - 2002./Ч. 1. – 664 с.; Ч. 2. – 616 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он достроил и благолепно украсил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Примером своей подвижнической жизни и кротким наставлением преподобный Антоний наставлял братию в иноческом делании. Всеобщая любовь и почитание тяготили святого подвижника. Со слезами он молил Бога и Пречистую Богородицу указать ему место уединенных подвигов. В скором времени преподобный Антоний оставил Хутынскую обитель и удалился в пустынное место в Дымских лесах, в 15 верстах от г. Тихвина. Недалеко от небольшого озера Дымского, среди глухих лесов преподобный устроил себе сначала малую кущу, а затем построил небольшую келлию и выкопал пещеру для жизни зимой. Он с терпением переносил зной и холод, мужественно боролся с демонскими искушениями. Преподобный Антоний всячески избегал покоя: днем он трудился до измождения плоти, ночью стоял на молитве. Когда место подвигов святого отшельника стало известно, к нему пришли иноки, ищущие уединенной жизни под духовным руководством опытного наставника. Постепенно Дымская пустынь заселилась боголюбивыми монахами. Так возник монастырь, игуменом которого стал преподобный Антоний. Иноки построили храм во имя преподобного Антония Великого († 356; память 17 января) с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Тогда же были построены келлии, а через некоторое время – зимний (теплый) храм во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с трапезной. Преподобный Антоний мудро управлял братией Дымского монастыря до блаженной кончины. Провидя день своей смерти, он собрал иноков и благословил их, затем причастился Святых Христовых Таин и мирно скончался. По преданию, это произошло 24 июня 1224 года. Тело преподобного Антония было погребено в устроенном им храме, с левой стороны. В 1330 году святые мощи преподобного Антония были обретены нетленными. В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над святыней, скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Духов мужеский, заштатный, Новгородской Епархии в городе Боровичах. В нем: 1) Церковь Соборная во имя Сошествия Святого Духа с двумя приделами; 2) во имя Св. Иакова Боровицкого. В сем монастыре прежде находились мощи Св. Иакова Боровицкого, перенесенные в Иверский монастырь в 1657 году. Духов , или ныне именуемый Спасокаменный, мужеский, 3-го класса, степенью 35, находится внутри города Вологды, построен Преподобным Галактионом, скончавшимся в 1613 году Сент. 24 дня. В нем: 1) соборная церковь во имя Сошествия Св. Духа, в которой почивают мощи Св. Благоверного Кн. Иосафа, перенесенные сюда из каменного монастыря в 1773 г. 2) теплая во имя Знамения Богородицы, в которой почивают мощи Преподобного Галактиона, основателя обители сей; при сей церкви два придела: 1) Во имя Св. Князя Владимира и Св. Княгини Ольги; 2) во имя Св. Князя Александра Невского. – Состоит под управлением Архимандрита. Дымский Антониев мужеский, заштатный, Новгородской Епархии в 15 верстах от города Тихвина при озере именуемом Дымское, построен в XII столетии Преподобным Антонием, учеником Преподобного Варлаама Хутынского. В нем церковь соборная двухэтажная: внизу храм во имя Казанской Богородицы и во имя Преподобного Антония Великого ; в ней почивают мощи Преподобного Антония Дымского, которому память совершается 17 числа января; в верху храм во имя Святой Троицы с приделом во имя Преподобного Антония Дымского, устроенный в 1806 году. Дедовская мужеская, заштатная пустыня, Вологодской Епархии на острове реки Сухоны, именуемом Дедовским, в 7 верстах от города Тотьмы; построена в царствование Царя Феодора Алексеевича, по случаю явления на сем острове иконы Святой Троицы. В ней церковь во имя Святой Троицы древняя и во имя Покрова Пресвятой Богородицы вновь устроенная. В сию пустынь бывает ежегодно из города Тотьмы Крестный ход июля 6 дня, установленный в память принесения иконы Святой Троицы, найденной на сем острове и хранившейся прежде в Тотемском соборе; уставлен в царствование Государя Петра I. Евейский Успенский мужеский, заштатный, Минской Епархии при местечке Евее, построен в 1619 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Чтобы доставить обители удобство к совершению службы и к удовлетворению благочестивого желания богомольцев, я решился, пересмотрев рукописные службы и составив на основании прежних служб и жития преподобного Антония службу с акафистом ему, издать в печати в собственную пользу монастыря. Изложив сие, имею честь представить составленную службу с акафистом и с приложенным к ней изображением преподобного Антония и святителя Дымской обители на рассмотрение цензурного комитета. Покорнейше прошу, если по рассмотрении не окажется препятствий, исходатайствовать мне разрешение напечатать ее». 31 октября 1852 года была доложена в комитет записка члена его архимандрита Иоанникия относительно «Службы с акафистом преподобному Антонию, Дымской обители начальнику, с присовокуплением жития и сказания о чудесах его». Цензор доносил комитету, что эта «служба в своем чинопоследовании во всем согласна с Церковным уставом; написана языком церковнославянским, чистым и правильным; содержит мысли и чувствования благочестивые, молитвенно-благоговейные, вполне приличные богослужебному ее назначению. Поэтому означенная служба с акафистом, по его мнению, может быть с пользой напечатана и введена в церковное употребление. К службе присовокуплено житие преподобного Антония Дымского и сказание об одиннадцати чудесах его. Достоверность жития и шести первых чудес преподобного, бывших в XVII веке, подтверждается записью в книге, представленной в цензурный комитет из Дымского монастыря. Долгом поставляю присовокупить, что преподобный Антоний Дымский принадлежит к числу святых местночтимых и его имени нет в русских месяцесловах, издаваемых по благословению Святейшего Правительствующего Синода». Члены комитета согласились с мнением цензора, архимандрита Иоанникия. Рукопись была представлена на благоусмотрение Святейшего Синода с заключением комитета, что она с пользой может быть напечатана, за исключением сказаний о пяти последних чудесах. Святейшим Синодом было поручено рассмотреть службу и акафист архиепископу Астраханскому Евгению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Это и даёт возможность неизвестному литератору сделать нашего Антония после игуменства Хутынского основателем Дымского монастыря 1465 . И последовав этому-то неведомому литератору, весьма не далеко от нас жившему…, и относят Антония Дымского и его монастырь к периоду до-монгольскому. При совершенном отсутствии всяких сведений о преподобном Антонии, время его жизни, конечно, остаётся неизвестным; но чтобы её должно было относить к периоду до-монгольскому, это более чем сомнительно. (В XVI веке монастырь Антониев имел главную церковь во имя преподобного Антония Великого , по которому он мог быть назван Антониевым, см. Писцовую книгу Обонежской пятины 1583г., помещённую в 6 книге Временика Общества Истории и Древностей, стр. 89 sub fin.; между тем совершенное отсутствие всяких сведений о преподобном Антонии не может не быть признано обстоятельством весьма странным и загадочным: невольно рождается подозрение относительно возможности того, что вместо действительного лица мы имеем тут дело с простым позднейшим домыслом...). Троицкий Кайсаровский, находившийся в Вологде, на берегу ручья Кайсарова (Касарова), от которого получил название, упразднённый ещё задолго до штатов 1764г. Предание, записанное в позднейшее время, усвояет построение монастыря преподобному Герасиму, который, быв уроженцем Киевским и пострижеником тамошнего Глушенского монастыря, пришёл в Вологду, бывшую ещё посадом, стоявшим в глухом лесу, в 1147г. 1466 . Существовала или не существовала в 1147г. Вологда, в виде посада или города 1467 , но, во всяком случае, за период до-монгольский она должна быть представляема торговой колонией Новгородской с населением из самих Новгородцев только в небольшом числе и главным образом из туземных инородцев – Чуди Пермской (Биармийской,– Биармия) или Зырян. Предполагать, чтобы уроженец Киевский мог иметь желание пойти в инородческую и некрещённую местность, где он не мог надеяться найти себе товарищей в монашествовании, и где он вовсе не мог ожидать себе и благосклонного приёма, весьма сомнительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Нельзя с уверенностью утверждать, что заложенная в 1185 г. церковь в честь свв. апп. Петра и Павла уже тогда была монастырской. В летописи сведений об этом нет. Приводимая автором дата не может быть верной, так как о поставлении (стало быть, деревянной) церкви в честь Рождества Христова летопись прямо сообщает под 1226 г. (Новгородская первая летопись. С. 65). Сведений о наличии при ней уже тогда монастыря нет. Различая Спасский Завеличский и Спасо-Мирожский монастыри во Пскове, высокопреосв. Макарий разделяет мнение еп. Амвросия, судя по всему ошибочное. Речь идет об одной и той же обители, основанной либо одновременно с каменной церковью св. Спаса в Мирожах в Завеличье (при епископе Новгородском Нифонте, т. е. до 1156 г.), либо несколько позже, но заведомо до 1188 г. (Новгородская первая летопись. С. 39). Нет надежных сведений о существовании в домонгольское время монастыря при храме св. Георгия в Ладоге. Прп. Антоний Дымский, основавший Антониев Дымский монастырь, не был учеником прп. Варлаама Хутынского. В данном случае владыка Макарий, следуя за составителем позднего жития прп. Антония Дымского, неверно отождествляет прп. Антония Дымского со свт. Антонием Новгородским (в миру Добрыней Ядрейковичем), действительно бывшим учеником прп. Варлаама Хутынского (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых. С. 144, 349; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1(2). С. 758–759). Нет никаких данных о существовании Антониева под Тихвином монастыря в домонгольское время. См. коммент. См. коммент. Эти установления, как видно из необходимости санкции великого князя, относятся уже ко времени после присоединения Новгорода к Московскому государству, т. е. к кон. XV или нач. XVI в. Такой вывод подтверждается и датировкой документа, приводимой у Герберштейна,— 7034, т. е. 1525/1526 сентябрьский год (Герберштейн С. Записки о Московии/Пер. с лат. и нем. А. И. Малеина и А. В. Назаренко; вступ. статья А. Л. Хорошкевич. М., 1988. С. 89). Вероятно, речь идет о документе, связанном с поставлением нового настоятеля после кончины в 1524 г. игумена Никифора. Надо полагать, Герберштейн принял имя Варлаама в названии монастыря за имя игумена, при котором была издана грамота.

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010