«Терские ведомости» (1891) сообщали следующие толки: появлению антихриста будут предшествовать знамений: земля не даст урожая, города и селения уменьшатся, и перед концом мира останется всего 77 городов во всем мире. В последние дни останутся только 77 мальчиков, и они будут так слабы, что лишь сообща смогут зарезать одного барана и будут есть его целый день. Перед концом света подымется Китай, и никому несдобровать от этой великой и могучей силы. Предводительствовать ею будет антихрист, он и теперь уже тайно служит у важного китайского сановника. Ист.: Новичкова Т. А. Русский демонологический словарь. СПб., 1993. Лит.: Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1915. Антон Вихревей Народное название дня св. прп. Антония Римлянина (1147), 3/16 авг. Предание о жизни этого русского святого, по национальности итальянца родом из Рима, было хорошо известно русским людям. Душу крестьян трогала история гонения святого из Рима в Новгород. Приплыв туда на камне, Антоний возрадовался, что Бог принес его к православным. Узнав об этом чуде, еп. Никита построил церковь и келью для Антония на месте его прибытия. Через год рыбаки выловили бочку с золотом и серебром, которую когда-то, уходя из дому, Антоний бросил в море. На возвращенное ему Богом золото и серебро он построил монастырь и прожил в нем 30 лет. В дни памяти Антония Римлянина наблюдались сильные вихри. Они служили признаком снежной зимы. За эти вихри Антония и называли Вихревым, а в некоторых местах России этот день был еще известен под названием Вихревей, Вихревеи, Вихровей. А т. к. в этот день было принято собирать лесную малину, то добавлялось и еще одно название – Малинник. Антон Перезимник Народное название дня свв. прпп. Антония Великого (356), Антония Дымского (1224), Антония Черноезерского (XVI в.), Антония Краснохолмского, 17/30 янв. Соединенное в этот день празднование одноименных святых, трое из которых были русскими, придавало этому в глазах русских людей особый смысл. В этот день совершался обряд отваживания нечистой силы от дома. По древнему обряду полагалось встать рано и выйти из дома, пятясь назад, чтобы обмануть нечистого. А чтобы злые силы забыли путь к дому, следовало на снегу начертить крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

кн. Всеволода Юрьевича Большое гнездо, внуком Юрия Долгорукого и правнуком Владимира Мономаха . – Сказание о князьях, написанное в первой половине XVI века Ярославским монахом Пахомием, замечательно тем, что представляет собой чистое и, можно сказать, образцовое баснословие; в этом именно сказании читается классическая, так сказать, и какая-то совсем невероятная чепуха, что «бяше окаянный царь Батый родом от града Ярославля, от (единой) веси (волости) Череможсвия» 278 и что он – Батый стоял под Ярославлем два года и шест месяцев, отыскивая отца своего). 67 . Антоний Дымский, основатель Дымского Антониева (по его имени) монастыря, который находится в 15-ти верстах на юго-восток ох города Тихвина, живший (как принимается) в середине XIII столетия (по житию, весьма позднему и нисколько не надежному, † в 1273 г.): в церкви его монастыря есть придел его имени 279 . О мощах преп. Антония Дымского, находящихся под спудом, утверждается, неизвестно – насколько достоверно, что в 1330-м году они были было обретены нетленными, а что в 1409-м году, по слуху о приближении полчищ Едигея, они были снова сокрыты в земле, -Филарета Русские святые, 17-е Января. 68 . Харитина Новгородская, жившая неизвестно когда, вероятно – во второй половине XIII beka, и подвизавшаяся в Петропавловском монастыре на Синичьей горе. Чтится местно (5-го Октября), неизвестно – с какого времени, в Петропавловской кладбищенской церкви Новгорода, оставшейся от прежнего монастыря 280 . 69 . Иоанн Устюжский, принявший христианство татарский баскак, и супруга его Мария, жившие во второй половине XIII века. Когда-то до второй половины XVII века было установлено им или само собою вводилось празднование, но потом неизвестно когда в XVIII или в XIX-м веке празднование это само собою прекратилось 281 .  XIV века: 70 . Феоктист, архиепископ Новгородский, скончавшийся 23-го Декабря 1310-го года. Новгородская 1-я летопись в таких выражениях говорит о нем по поводу его кончины 282 , что заставляет предполагать раннее установление его почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Расцвет строительства каменных стен вокруг монастырей приходится на вторую половину XVII в. 320 Главные (святые) ворота в ограде были ориентированы на собор. В древнерусских монастырях ворота чаще располагались на против крыльца или лестницы храма, и для того, чтобы войти в сам собор, требовалось изменить направление движения. Лестница собора ориентирована на проем ворот, как например в Новодевичьем монастыре. Расположение келий относительно главного храма менялось: первоначально они окружали церковь , в последующие века располагались по периметру стен 321 . Большинство монастырей во второй половине XV-XVI вв. представляли собой деревянные постройки, особенно небольшие обители. Исследователями установлено, что появление иконографии деревянных монастырей вместе с изображением их основателей относится к XVII в. М. И. Мильчик и Е. П. Варакин изучили иконы Антония Дымского. Монастырь был основан в ХШ в. учеником Варлаама Хутынского Антонием на берегу Дымского озера в 16 км от Тихвина. На иконе представлена обитель, окруженная лиственным лесом с отдельными елями. Ограда деревянная, рубленная «в лапу», без башен. На переднем плане – Святые ворота, крытые «бочкой». Вне стены находятся у озера два строения, вероятно, коровники. (Именно они, по многочисленным писцовым материалам, строились за оградой.) В центре ансамбля – деревянная церковь с тремя шатрами, из них на среднем, самом высоком, помещены колокола и крест. Она представляет собой «шестерик» или «восьмирик». Рядом еще две прямоугольные постройки с главками и крестами. Главы обиты лемехом, кровли и шатры – тесом. Известно, что у этого монастыря были еще двое ворот, но на изображении они отсутствуют. Авторы пришли к выводу, что иконографическая схема XVII в. запечатлела обобщенный образ Дымковского монастыря, отразивший его индивидуальные черты 322 . На иконе Иннокентия Комельского ограда более мощная, укрепленная на вертикальных столбах. Святые ворота имеют маленькую главку с крестом. Видны изображения деревянной церкви типа «четверик», колокольни, келий 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Влияние местного предания обнаружилось на позднейших редакциях внесением в житие чудес святого, совершенных при жизни. Под действием того же источника эти редакции переделали известия о другом сверстнике Варлаама, Антонис, бывшем потом архиепископом в Новгороде. В разборе древнего жития было замечено, что на отношениях этого Антония к Варлааму позднейшее предание основало круг легенд, развивавшийся одновременно с литературной обработкой жития, но независимо от нее. Эти легенды представляют два варианта сказания об Антоние. По одному из них Антоний был новгородским владыкою еще при жизни Варлаама: так говорят повести об избавлении Варлаамом от низвержения в Волхов преступника и о пророчестве Варлаама, предсказавшего снег и мороз в Петров пост. Происхождение анахронизма в этих преданиях объясняется известием одною из них, что по смерти Варлаама архиеп. Антоний установил крестный ход в Хутынский монастырь из Новгорода в пятницу первой недели Петрова поста 185 . На другом варианте построено позднейшее житие Антония Дыме кого: здесь рассказывается, что Антоний, новгородец родом, постригся у Варлаама, ходил по его поручению в Царьград, по смерти Варлаама был игуменом его монастыря, а потом ушел оттуда и основал свой монастырь на озере Дымском, никогда не бывав новгородским владыкою 186 . Историческую основу этих сказаний легко восстановить по летописи и древнему житию Варлаама последнее говорит, что, после того как сверстник Варлаама Антоний пришел из Царьграда, блаженный пред смертью вручил ему свой монастырь, а первая замечает в рассказе об избрании Антония на новгородскую кафедру в 1211 году, что он, в мире Добрыня, сын воеводы Ядрея, прежде того вернулся из Царьграда и постригся на Хутыне. Поясняя краткое и не совсем ясное известие древнего жития, позднейшие редакции создают из него сказание о пророчестве Варлаама, за несколько минут до кончины провидевшего приезд Антония из Царьграда в монастырскую пристань (на Волхове) и вручившего ему игуменство в своем монастыре; Пахомий прибавляет к этому, что игумен Антоний окончил заложенную Варлаамом каменную церковь в обители и утвердил в последней устав ее основателя. Но летопись, говоря об Антоние, не называет его игуменом Хутынским; с другой стороны, слова, с которыми в древнем житии Варлаам обращается к Антонию: «Ныне предаю ти его (монастырь) тобе, ты же снабди и добре» – не значат непременно, что Антоний стал игуменом после Варлаама; может быть, последний только поручил обитель заботам знатного брата, подобно тому как сам долго руководил братией, не будучи игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

9 Касторский, Начертание славянской мифологии (1841), 175. Срезневский, Святилища и обряды языческого богослужения у древних славян (1846), 55. Афанасьев, П. воззр. слав. на прир., I, 693. 11 Филарет, История русской церкви, I, 32. Макарий, Ист. рус. ц.; I, 14–18. Казанский, История православного русского монашества, 160–170; ц др. 16 1073–1077 г. Таково мнение Филарета, повторенное с его слов и арх. Сергием (Полный месяцеслов Востока, II, 1, 288). 17 1010 (6518) в 1045 (6553). Мнение пр. Макария повторяет и М. Толстой в книге: «Святыни Ростова Великого» (М. 1860), 60 слл. 19 Древнерусские жития святых (М. 1871), 28 слл. Срв. Барсуков, Источники русской агиографии 1884), 1–2. 23 Пр. Филарет, 1. с.; г. Васильев (Капонизация русских святых, Чт. О. И. и Др. 1893, и отд., стр. 107–108). 26 Архим. Леонид, Описание рукописей гр. Уварова, II, 43. В другой псалтыри того же собрания, относящейся к тому же времени 670), находим имя. «преподобнаго отца нашего Авраамия»; но, может быть, здесь имеется в виду не наш Авраамий, а греческий Авраамий Затворник (IV в.), о котором еще скажем ниже. 28 Истор. рус. церкви, I, 2, 642 слл. Рассуждение г. Голубииского является пока последним словом в исторической литературе о нашем памятнике. 30 Назовем, для примера, хотя бы русских святых: Антония Римлянина и Антония Дымского (17 января), Ефрема Переяславского (28 января), Евфросинии Суздальской (25 сентября), Меркурия Смоленского (24 ноября), память которых совпадает с памятью Антония Великого , Ефрема Сирина , Евфросинии Александрийской, великомученика Меркурия; примеров можно привести много. Обычай этот имел место и в греческой церкви. 32 Ες τòν βον το μακαρου Αβραμου. Нач.: Αδελφο μου βολομαι… В славянском переводе: «Братие моя, хощу вам поведати житие» . . . Славянский перевод вошел и в Великие Минеи-Четьи. См. издание Археогр. комис., октябрь; столб. 1996–2024. Новый перевод см. в «Творениях свв. оо.» 1849 г., кн. 1 (Творений Ефрема Сирина часть 2-я). 38 См. хотя бы у Сахарова: Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности (1879), 149 слл.; в Истории русской словесности Галахова, I, 1, 215 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В ноябре того же года Варлаам скончался; отсюда видно, что он удалился в пустыню уже в зрелых летах, незадолго до смерти. Позднейшие редакции создают из этого рассказ, как Варлаам еще в отрочестве начинает аскетическое воздержание, говорит своим родителям, поучение о силе поста и молитвы, вскоре, проводив их в могилу, раздает имение нищим и постригается под руководством священноинока Порфирия, своего наставника, который, как мы видели выше при разборе древнего жития, был одним из знатных новгородцев, сопровождавших Варлаама в пустыню, и сам постригся у последнего 184 . Влияние местного предания обнаружилось на позднейших редакциях внесением в житие чудес святого, совершенных при жизни. Под действием того же источника эти редакции переделали известия о другом сверстнике Варлаама Антоние, бывшем потом архиепископом в Новгороде. В разборе древнего жития было замечено, что на отношениях этого Антония к Варлааму позднейшее предание основало круг легенд, развивавшийся одновременно с литературной обработкой жития, но независимо от нее. Эти легенды представляют два варианта сказания об Антоние. По одному из них Антоний был новгородским владыкою еще при жизни Варлаама: так говорят повести об избавлении Варлаамом от низвержения в Волхов преступника и о пророчестве Варлаама, предсказавшего снег и мороз в Петров пост. Происхождение анахронизма в этих преданиях объясняется известием одного из них, что по смерти Варлаама архиеп. Антоний установил крестный ход в Хутынский монастырь из Новгорода в пятницу первой недели Петрова поста 185 . На другом варианте построено позднейшее житие Антония Дымского: здесь рассказывается, что Антоний, новгородец родом, постригся у Варлаама, ходил по его поручению в Царьград, по смерти Варлаама был игуменом его монастыря, а потом ушел оттуда и основал свой монастырь на озере Дымском, никогда не бывав новгородским владыкою 186 . Историческую основу этих сказаний легко восстановить по летописи и древнему житию Варлаама: последнее говорит, что после того как сверстник Варлаама Антоний пришел из Царьграда, блаженный пред смертью вручил ему свой монастырь, а первая замечает в рассказе об избрании Антония на новгородскую кафедру в 1211 г., что он, в мире Добрыня, сын воеводы Ядрея, прежде того вернулся из Царьграда и постригся на Хутыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Из этого, несомненно, следует, что приведённая запись одного списка одной позднейшей летописи есть или намеренный позднейший вымысел или ненамеренное позднейшее недоразумение. (За что говорят и её внутренние качества, ибо, во-первых, архиепископ Иоанн, т. е. собственно – Илия, в 1163г. ещё не был архиепископом; во-вторых она говорит о перенесении мощей неизвестно куда и зачем). С другой стороны как можно придумать побуждения для намеренного перенесения жизни святых из более раннего времени в более позднее, и не ясно ли, что заметка на Софийской рукописи, сделанная отдельно, принадлежит непосредственному или близкому современнику?– (Что ясно видно и из того, что он называет преподобного Сергия не преподобным, а просто старцем). Таким образом, должно быть признано за бесспорное, что основание Валаамского монастыря относится не ко времени Владимира и вообще до-монгольскому периоду, а к первой половине XIV века. Дымский Антониев, находящийся в 15 вёрстах от города Тихвина (Новгородской губернии), при деревне Дымях или Дымьях и озере Дымском, от которых получил название. Кто такой был и когда жил основатель монастыря преподобный Антоний Дымский, совершенно, ничего неизвестно. Какой-то литератор конца прошлого, а может быть и начала нынешнего века 1464 составил биографию Антония очень просто: из других нескольких Антониев области Новгородской он взял того, которого не оказывалось препятствий сделать Дымским, и из этого подходившего Антония и сделал своего Антония. Подходивший Антоний, взятый неизвестным литератором, был тот в теснейшем смысле Антоний Новгородский, который в миру назывался Добрыней Ядрейковичем и который после путешествия в Константинополь постригся в Хутынском монастыре и затем был Новгородским архиепископом (1211–1229, † 1232). Позднейшие редакции жития преподобного Варлаама Хутынского, в которых говорится об этом Антонии, делают его игуменом Хутынским после Варлаама (каковым он не был), но не знают и не говорят того, чтобы после Хутыни он был архиепископом Новгородским.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

По житию преподобного Варлаама Хутынского, близкий к кончине своей, преподобный Варлаам сказал ученикам своим: «Блюстителем вашим по душе и телу назначаю вам игумена Антония, который возвратился из Царьграда и святых мест и в этот самый час уже недалек от нас». Вслед за тем сказали, что Антоний уже в монастыре, и святой с радостью вручил вошедшему Антонию свое стадо. Это было в 1192 году 90 . Неизвестно, как долго оставался настоятелем Хутынской обители посетитель святых мест; но в 1230 году уже и другой игумен Хутынский Арсений переведен был на игуменство в Юрьев монастырь. Преподобный Антоний, отказавшись от управления Хутынскою обителью, на берегу озера Дымского, что в 15 верстах от города Тихвина, основал свой монастырь 91 . С давнего времени преподобный Антоний на иконах держит хартию со словами: «се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни». Еще и ныне обитель его окружена лесами. Площадь, на которой стоит она, поднята, как холм, над окрестностью; при подошве ее тихое, темное озеро, а кругом, в необозримую даль, идут леса, ныне по местам исчезающие. Над ракою преподобного лежит железная шляпа его. В ней 15 фунтов весу; широкие поля ее прибиты к тулье толстыми гвоздями; шляпки гвоздей, рубцы окраин должны были врезаться в покровы голов­ные, останавливаясь только на твердых черепных костях, а тяжесть шляпы усиливала боль язв. Так приобретал покой и радости вечной жизни подвижник Божий! Преподобный Антоний, кроме Дымской пустынной обители, основал еще Вырдомскую пустынь. Достигнув 67 лет в трудах и подвигах, блаженный Антоний мирно почил 24 ию­ня 1224 года 92 . Мощи преподобного обретены нетленными в 1330 году, и с того времени, прославленные чудесами, стояли открыто в храме обители. В 1409 году, по слуху о приближении полчищ свирепого Едигея, святые мощи сокрыты были в земле; сосуды, колокола, шля­па преподобного опущены были в Дымское озеро; татары сожгли обитель. Мощи преподобного со времени Едигея остаются под спу­дом. В 1585 году в октябре и ноябре, когда в Антониевой обители укрывались и Валаамские иноки, выгнанные лютеранами шведами из Валаама, преподобный два раза спас свою обитель от пожара, бла­говременно пробуждая настоятеля Симеона от сна. В 1744 году петер­бургский купец Калитин, долго страдавший не исцелявшеюся ничем болезнью, получил исцеление при мощах преподобного Антония; признательный Калитин устроил раку преподобного и иконостасы в храме 93 . Память преподобного чтится 17 января, в день памяти ве­ликого Антония, а 24 июня, в день кончины преподобного, бывает крестный ход на озеро; в обители посвящен храм преподобному 94 . Память преподобного Антония Краснохолмского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. старец скончался, после 40 летних подвигов, янв. 13 д. 1656 г. Память его чтится местно. 94 16 ч. Память о блаж. МАИМ тотемском По житию преп. Варлаама хутынского, близкий к кончине своей, преп. Варлаам сказал ученикам своим: «блюстителем вашим по душе и телу назначаю вам игумена Антония, который возвратился из Царяграда и св. мест и в этот самый час уже не далек от нас». В след за тем сказали, что Антоний уже в монастыре, и святой с радостью вручил вошедшему Антонию свое стадо. Это было в 1192 году. 96 Неизвестно, как долго оставался настоятелем Хутынской обители посетитель св. мест; но в 1230 г. уже и другой игумен хутынский Арсений переведен был на игуменство в Юрьев монастырь. 97 Преп. Антоний отказавшись от управления Хутынской обителью, на берегу озера Дымского, что в 15 верстах от г. Тихвина, основал свой монастырь. 98 С давнего времени преп. Антоний на иконах держит хартию со словами: «се удалихся, бегая, водворихся в пустыни». Еще и ныне обитель его окружена лесами. Площадь, на которой стоит она, поднята как холм над окрестностью; при подошве ее тихое, темное озеро, а кругом, в необозримую даль идут леса, ныне по местам исчезающие. Над ракой преподобного лежит железная шляпа его. В ней 15 фунтов весу; широкие поля ее прибиты к тулее толстыми гвоздями; шляпки гвоздей рубцы окраин, должны были врезываться в покровы головные, останавливаясь только на твердых черепных костях, а тяжесть шляпы усиливала боль язв. Так приобретал покой и радости вечной жизни подвижник Божий! Препод. Антоний, кроме дымской пустынной обители, основал еще вырдомскую пустынь. Достигнув 67 лет в трудах и подвигах, блаженный Антоний мирно почил 24 июня 1224 г. 99 Мощи преподобного обретены нетленными в 1330 году, и с того времени прославленные чудесами стояли открыто в храме обители. В 1409 г.. по слуху о приближении полчищ свирепого Едигея, св. мощи сокрыты были в земле; сосуды, колокола, шляпа преп. опущены были в дымское озеро; татары сожгли обитель. Мощи преподобного, со времени Едигея, остаются под спудом. В 1585 г. в октябре и ноябре, когда с Антониевой обители укрывались и валаамские иноки, выгнанные лютеранами шведами из Валаама, преподобный два раза спас свою обитель от пожара, благовременню пробуждая настоятеля Симеона от сна. В 1744 г. петербургский купец Калитин, долго страдавший неисцелявшеюся ничем болезнью, получил исцеление при мощах преподобного Антония: признательный Калитин устроил раку преподобного и иконостасы в храме. 100 Память преподобного чтится 17 января, в день памяти великого Антония: a 24 июня в день кончины преподобного, бывает крестный ход на озеро; в обители посвящен храм преподобному. 101 В тот же (17) день память о преподобном краснохолмском

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1080 Подобные крыльца XVI века в гораздо больших размерах находятся при соборах в Спасо-Прилуцком вологодском и Борисоглебском ростовском монастырях. 1081 Свидетельство об этом А. Брюлова приводится Снегиревым в Памятн. Моск. Древностей стр. XVII. С подобными галлереями или портиками есть соборы в монастырях Спасо-Прилуцком, нижегородском Благовещенском и некоторых московских. 1082 А с прочих трех сторон таже иконопись упоминается и в описи 1642 года, за исключением изображения Антония Дымского вместо Антония Римлянина. 1083 Длина алтаря 4 сажени без 7 вершков, а ширина его в среднем отделении 2 саж. 1 арш. 3 вершка, в боковых отделениях по 1 саж. 1 арш. 8 вершк. 1085 Первая часть придела с алтарем, составляющая собственно церковь , занимает пространство в 6 сажень и 14 вершк. без алтаря 4 саж. 1 арш. и 9 вершков в длину, в ширину 2 сажени 1 арш. и 10 вершков. Пространство второй ризничной части в длину 4 сажени и 2½аршина, в ширину 2 сажени и 1 аршин. 1086 С северной стороны к приделу Арх. Гавриила часть паперти в длину 3 саж., а в ширину 2 саж. 1½ арш. 1090 Можно предполагать, что некоторые церкви в Хутын. монастыре были упразднены после шведского разорения. 1096 Новг. III лет. стр. 253. Ист. Росс. Иерарх. ч. VI, стр. 615. Величиною Варлаамиевская церковь в длину 4 саж. 1¼ арш., в ширину 6 саж. 1 арш. 1 верш., трапеза у ней в длину 6 саж. 2 арш. 2 вершка, в ширину 10 саж. 1 арш. 10 вершк. Что касается до церкви Всех Святых, находящейся на север от собора, то она не принадлежит к числу древних церквей, и потому в летописях не значится. Кроме церквей, в Хут. монастыре известно о келлии пр. Варлаама, которой место указывают в саду на большом холму. В описи монастырской за 1642 год на л. 174 показана за монастырем шатровая деревянная келлия пр. Варлаама с его колодезем, близ коего находились сад и пруд. 1098 Путешеств. по св. Русс. мест. ч. II, стр. 343 и 344. Здесь описаны, по рукописному житию, наказания, чудесно постигнувшие одного Хут. казначея, келаря и двоих игуменов, в разные времена, за нарушение завещания преп. Варлаама касательно денежного и хлебного подаяния в день ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010