128 В память этого чудного события доныне совершается крестный ход из Софийского собора в Хутынский монастырь, в первую пятницу Петрова поста. 129 Храм Преображенский, построенный преподобным Варлаамом, существовал около 312 лет. Он был разобран за ветхостью, и на месте его построен в 1515 году великолепный собор, который сохранился доныне. В арке между этой соборной церковью и южным Покровским приделом почивают нетленные мощи преподобного Варлаама, прикрытые богатой серебряной ракой. Подле раки повешены тяжелые вериги его, с большими железными крестами спереди и сзади. В ризнице монастыря сохранились облачения преподобного Варлаама: фелонь, епитрахиль, подризник, поручи и власяница, около 18 фунтов веса. Вообще все эти облачения отличаются необыкновенными размерами и доказывают, что Хутынский чудотворец был огромного роста. 130 Чудеса преподобного Варлаама подробно описаны в моей книге «Святыни и древности Великого Новгорода», с. 180–189. 131 Еще и ныне Дымский монастырь окружен густыми лесами. В 1409 году он был ограблен и сожжен полчищами Едигея; в 1613 году опустошен шведами. 132 Мощи преподобного Антония обретены нетленными, прославлены чудесами и с того времени стояли открыто в храме Дымской обители. По слуху о приближении татар в 1409 году святые мощи сокрыты были в земле и доныне остаются под спудом. На раке преподобного Антония лежит железная 15 фунтовая шляпа его. 133 Преподобный Ксенофонт Робейский преставился в половине XIII века; мощи его почивают под спудом в храме упраздненной его пустыни. 134 Косинский Николаевский монастырь, в 3 верстах от Старой Руссы, упразднен в 1764 году. Мощи преподобного Константина и Козьмы почивают под спудом, под деревянной крытой папертью, соединяющей сооруженную ими каменную церковь святого Николая с деревянной колокольней. 136 По словам современного писателя Никиты Хониата , крестоносцы нашли столько серебра, золота и разных драгоценностей в домах цареградских жителей, что из бедняков вдруг сделались богачами. В храме Святой Софии крестоносцы изрубили на части и разделили между собой святой престол, слитый из золота с драгоценными каменьями, сорвали все украшения, захватили священные сосуды и утварь. Они навьючивали сокровища в храме и поднимали ударами копий вьючных животных, когда они скользили и падали на мраморном помосте: кровь животных и другие нечистоты оскверняли святилище. Развратная женщина пела непристойные песни и плясала на горнем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

89 Ркп. святцы: «преп. отец Иринарх затворник Борисоглебского мон. преставися в л. 7123 (1615), янв. 13 д.». По житию, сконч. в 1616 г. 91 Ркп. житие пр. Елеазара нап. в правосл. собеседн. 1860 г. 1, 108–120, 237–259. Писатель говорит: «бысть по нем царь Алексий Мих., ныне царствующего родитель». (стр. 241). Далее он выставляет себя святителем скитским, но который пишет то, что слышал от «сказателей» (стр. 249). Потому житие писано в 1706 г. 94 Опис. Соловец. мон. стр. 324–326. Ркп. святцы: «преп. Елеазар, строитель Анзерского скита, иже на Океане». Тропарь и молитва преподобному Елеазару – у Царского 744. 98 Ркп. житие преп. Антония с чудесами составлено поздно, в 17 в. и потому со многими ошибками; напр.: в нем говорится, что храм в своей обители преп. построил по грамоте кн. Александра невского и по благословению новородского архиепископа Исаии. Но такого архиепископа не было в Новгороде; как это известно по летописям. (Собр. л. 3, 54–37, 180–182). Говорится, что Антоний отравляем был из Хутына к блаж. патриарху Афанасию в Константинополь. Но в Константинополе не было тогда между патриархами Афанасия. Патриархами были: с 1186 года Никита, с 1190 Леонтий, потом Феоктист, Досифей и Георгий Ксифилин, скончавшийся в 1198 г., после него Иоанн Каматер, при котором в 1204 г. Константинополь взят латинянами; с того времени патриархи стали жить в Никее; но и здесь не было патр. Афанасия. 99 Так показаны лета Антония и день кончины в ркп. житии. Поскольку же в 1192 г., когда преп. Варлаам назначил его своим преемником, было ему не менее 35 лет: то остальные 32 года из 67 лет жизни оканчиваются 1224 годом. По ркп. святцам «преп. Антоний игумен дыменский, ученик Варлаамов, преставися», по одному списку: «апреля в 13 д.», по-другому со «авг. в 13 д. ». Свед. о монаст. стр. 387, 408. 100 Ркп. житие; Тихвинские монастыри, стр. 101, 104–108. Спб., 1854 г. Валаамские иноки жили в Дымской обители с 1561 г.; в 1618 г. переведены они в Васильевский монастырь. (Писцовая книга во врем. общ. общ. ист. кн. 6 стр. 89, A. э. 3, 131).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Если этот случай, а равно и вышеописанный, и имел реальное место в истории, то вероятнее всего, что этот мусульманский марш – бросок совпал с молитвами кого – то из действительных святых, живших во время описываемого события, например: святителей Григория Никомидийского, Григория Асского, Мартина и Кирилла Туровских , Леонтия Иерусалимского , Леонтия Ростовского, Иоанна и Нифонта Новгородских, Саввы Сербского и Симеона мироточивого, или преподобных Варлаама Хутынского, Никиты Столпника Переяславльского, Антония Дымского, Антония Римлянина Новгородского, Герасима Вологодского, Авраамия Мирожского, Печерских преподобных Афанасия затворника, Эразма, Тита пресвитера, Николы Святоши, Исаии, Поликарпа, Ильи Муромского, благоверных князей Ростислава – Михаила, Игоря Черниговского, Евфросинии Полоцкой, Петра и Февронии Муромских, благоверной царицы Тамары Грузинской и многих других, как живых, так и усопших святых, именуемых чудотворцами, по молитвам которых Господь «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посыпает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). В настоящее технологичное время мусульмане широко используют данные астрономических и других наук для определения приближения возможных катаклизмов. При этом указывается, что даже если ученые, изучающие эти проблемы, являются кяфирами (неверными – арабские буквы «ка», «фа», «ра»), мусульмане все равно должны прислушаться к их заявлениям и готовиться к соответствующей молитве. Однако такие ситуации все же являются временным исключением. Так как мусульмане призываются к изучению не только религиозных, но и светских наук, чтобы самим быть в состоянии решать подобные проблемы и не быть в зависимости от «неверных», ибо это не соответствует природе ислама. 4) На погребение Ислам, как религия проповедующая учение о загробной жизни, содержит и особые молитвы (джаназа), касающиеся этой части человеческого существования. Молитва в погребальной церемонии считается одной из самых важных ее частей. Без чтения молитвы обряд считается несовершённым. Чтение погребальных молитв начинается еще до похорон, как правило, после омовения и укутывания усопшего в саван. Пока человек живой, то ему вслух читается шахада («свидетельство», исламский символ веры – нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник его). Молитву читает имам мечети или лицо, его заменяющее. Если умерший – мужчина, то имам стоит ближе к нему, если женщина – то дальше. Между имамом или муллой, читающим молитву, и ложем, на котором лежит мертвый, не должно быть никакой преграды или занавеса. Перед тем, как опустить тело в могилу, имам берет покойного за плечи (правой рукой за правое, левой – за левое), сильно трясет его и близко у его уха трижды повторяет: «Слушай и пойми (имя)». И дальше идет чтение молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Олега – Михаила Святославича): Sigill. byz. Возвращение Олега из Византии: Ипат. Одоление кн. Давидом Игоревичем Греков во Олешьи: Ипат., Никон. Пребывание Греческих иконописцев в Киево-Печерской лавре: Послание Симона. Обучение Алимпия у Греческих иконописцев: Послание Поликарпа. Правила и Послание митр. Иоанна: Р. И. Б. VI. Перенесение мощей св. Николая Мирликийского в Бари. Описание Ефремом Переяславским его чудес по книгам и рассказам Византийцев; самостоятельное описание им посмертных чудес святителя: Ефрем. Хрисовул имп. Алексея Комнина монаху Христодулу, с упоминанием Русских: Jus gr.-rom- III Отдача имп. Алексеем Комнином Русским инокам монастыря Ксилургу на Афоне. Кончина митр. Иоанна. Прибытие княжны Анны Всеволодовны из Цареграда с новым митрополитом Иоанном скопцем: Лавр., Ипат., Соф. 1 . Византия и Русь в почитании святых: Ефрем. Прибытие из Рима митрополичьего Грека Феодора с мощами святых: Никон. Возвращение Антония Дымского из Константинополя и св. мест. Поход Половцев на Византию: Лавр, Ипат., Никон. Служба Русских в Византии: Donizonis V. Mathildis. Граница Руси и Византии – Дунай: Gotifredi Pantheon. Скотоводство на Русском морском берегу: Ystoria Ierusalimitana. Победа кн. Владимира над Корсунцами, взявшими Русские корабли: Orderico, Никон., Татищ. Митр. Николай (Грек?) Присутствие на соборе в Бари Греческих епископов и одного Русского от архиеп. Ефрема. Обработка Ефремом Греческого материала в виде Слова о перенесении мощей св. Николая: Пам. Др. Письм. Х. Обучение в Константинопольской школе Русских детей (Σκϑαι): Ann Греческая надпись на медали. Греческая надпись на образе. Пентакла переведен из Руси архиепископом в Лимн: Niceph. Call. Перевод Житий Антония Великого (соч. Афанасия), Панкратия Тавроменийского и статей Успенского Сборника (конц. XII в.). Красота цервки Бориса и Глеба: Ж. Бориса и Глеба. Замужество дочери Володаря Ростиславича за Алексеем, Андроником, или Исаакием, сыном имп. Алексея Комнина. Замужество дочери Всеслава Брячиславича Полоцкого за сыном имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Полностью уничтоженным оказалось монастырское кладбище, на котором были похоронены многие иноки и настоятели монастыря, а также многие известные люди, такие, как князь Симеон Прозоровский, защищавший обитель от шведов; князь Иван Иванович Шуйский, принц Иоанн Антонович Ульрих, русский историк Я. И. Бередников, А. П. Римский-Корсаков, исследователь тихвинской старины И. П. Мордвинов. В 60-е годы началась реставрация монастыря, в ходе которой восстановлены многие здания. С1968 г в некоторых из них находится музей. Летом 1995 г. по благословению ныне покойного владыки Иоанна возобновил свою деятельность Тихвинский Богородицкий монастырь. Возглавил его наместник иеромонах Александр (Гордеев). Возродилась традиция главного монастырского праздника – в честь Тихвинской иконы Богоматери. Особенно большое стечение гостей и паломников на монастырском празднике отмечалось в 1998 г, когда Божественную литургию в Успенском соборе служил митрополит Петербургский и Ладожский Владимир. В сентябре 1999 г. монастырю вновь был присвоен почетный статус первоклассного, а настоятелем обители утвержден иеромонах Евфимий (Шашорин). Колесникова О. Дымский монастырь// 42 С. 302–303. Примерно в 20 км от Тихвина находится Антониев Дымский монастырь. Издревле у богомольцев, идущих на поклонение к чудотворной Тихвинской иконе, существовал обычай прежде заходить в Антониев монастырь. Существовала поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Мать не принимает». См. Житие преподобного Антония Дымского – Сост. Березина Л. Д. Возвращение святыни// 68 С. 60–61, 91. В 2003 году было принято решение о возвращении Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь ко дню празднования в 2004 году: годы разлуки святыни с той землей, где она явилась более шестисот лет назад, завершаются! Протоиерей Сергий Гарклавс, хранитель чудотворного образа, приезжал в Тихвинский монастырь 9 января 2004 года, чтобы согласовать порядок торжеств. 12 января 2004 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с американской делегацией во главе с хранителем иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С того времени преподобный Антоний стал жить в совершенном послушании своему старцу — преподобному Варлааму. С усердием и смирением исполнял он все послушания, никогда не опускал келейных правил и не пропускал церковных служб. Святой Антоний первый приходил в храм и последний уходил из него. По преданию, преподобный Антоний по делам монастыря ездил в Константинополь. Во время поездки он посетил святые места. Через пять лет преподобный вернулся в свою обитель. Его приезд совпал со днем кончины преподобного Варлаама (6 ноября). На смертном одре святой игумен благословил преподобного Антония быть вместо себя наставником братии и строителем монастыря. Управляя Хутынской обителью, преподобный Антоний во всем соблюдал устав, оставленный преподобным Варлаамом. Он достроил и благолепно украсил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Примером своей подвижнической жизни и кротким наставлением преподобный Антоний наставлял братию в иноческом делании. Всеобщая любовь и почитание тяготили святого подвижника. Со слезами он молил Бога и Пречистую Богородицу указать ему место уединенных подвигов. В скором времени преподобный Антоний оставил Хутынскую обитель и удалился в пустынное место в Дымских лесах, в 15-ти верстах от г. Тихвина. Недалеко от небольшого озера Дымского, среди глухих лесов преподобный устроил себе сначала малую кущу, а затем построил небольшую келлию и выкопал пещеру для жизни зимой. Он с терпением переносил зной и холод, мужественно боролся с демонскими искушениями. Преподобный Антоний всячески избегал покоя: днем он трудился до изнеможения плоти, ночью стоял на молитве. Когда место подвигов святого отшельника стало известно, к нему пришли иноки, ищущие уединенной жизни под духовным руководством опытного наставника. Постепенно Дымская пустынь заселилась боголюбивыми монахами. Так возник монастырь, игуменом которого стал преподобный Антоний. Иноки построили храм во имя преподобного Антония Великого с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Тогда же были построены келлии, а через некоторое время — зимний (теплый) храм с трапезной во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 13 декабря 1863 года за 3935 170 . 38 Акафист св. Ангелу Хранителю В прошении от 26 марта 1863 года, поданном в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет, иеромонах Филумен Николаевского Луховского монастыря Костромской епархии писал комитету, что с разрешения преосвященного Платона, епископа Костромского, он представляет «Акафист святому Ангелу Хранителю», составленный с целью издать его в свет, причем он пояснил, что при составлении акафиста пользовался мыслями, частью и выражениями, которые имеются в двух канонах Ангелу Хранителю, печатаемых в каждом Каноннике. Рассмотрение акафиста принял на себя архимандрит Макарий, который 11 июня 1863 года сообщил комитету, что «акафист святому Ангелу, неусыпаемому Хранителю человеческой жизни», как составленный в приличных вере и благочестию выражениях может согласно проекту Устава духовной цензуры быть дозволен к напечатанию, но как в первый раз предназначается он к изданию в печать, то требуется представить его на разрешение Святейшего Синода. 18 июня с донесением от цензурного комитета акафист был представлен в Святейший Синод. А по синодальному определению 3/15 июля рукопись была препровождена к преосвященному Григорию, епископу Калужскому. Возвращая рукопись в Святейший Синод, преосвященный Григорий в рапорте от 17 августа 1863 года доносил ему, что акафист составлен довольно искусно, на основании канона Ангелу Хранителю, печатаемого в Каноннике, потому он полагает возможным напечатание оного с некоторыми поправками, сделанными в рукописи. 28 августа 1863/29 января 1864 года состоялось определение Синода: представленную Санкт-Петербургским духовно-цензурным комитетом рукопись акафиста «разрешить к напечатанию с теми исправлениями, какие сделаны Преосвященным епископом Калужским Григорием, по поручению Св. Синода оную рассматривавшим» 171 . 39 Акафист прп. Антонию Дымскому В декабре 1849 года в Санкт-Петербургском духовно-цензурном комитете было получено от отставного майора Ивана Николаевича Мордвинова следующее прошение: «Проживая восемь лет в обители преподобного Антония Дымского, приметил я, что служба преподобному правится там по рукописным книгам, имеющим каждые свои более или менее значительные особенности, что и усердные богомольцы, в большом количестве собирающиеся туда к 24 июня, на день преставления преподобного Антония, со всей России и усердствующие иметь у себя службу преподобного, должны довольствоваться только рукописными копиями тропаря, кондака и молитвы преподобному.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

0бзор новых житий XVII века закончим двумя записками, составленными в начале XVIII века, но основанными на более ранних источниках. Повесть о чудесах Пертоминских чудотворцев с характеристическими чертами монастырской колонизации в Поморском крае составлялась постепенно: одни из чудес записаны были до свидетельствования мощей в 1694 году, другие – после, как видно из указании неизвестных составителей описания 546 . В 1630-х годах у монахов вологодской Заоникиевской пустыни было уже написано житие основателя ее Иосифа (†1611). В 1717 году эконом этой обители Сергий нашел в Кирилловом Белозерском монастыре у одного христолюбца книгу о явлении чудотворного Заоникиевского образа и о жизни Иосифа и принес ее в свою обитель, где в то время готовились к построению каменной церкви и обновили часовню над забытым гробом Иосифа; эконому Сергию поручено было записывать чудеса от этого гроба и от образа Богородицы. Неизвестно, сохранилась ли найденная Сергием книга; но любопытные известия об Иосифе и его монастыре, извлеченные из нее и из рассказов стариков, находим в слове на память Иосифа 547 . Оно написано еще до окончания каменной постройки и, как видно, тем же монастырским историографом Сергием. В начале XVIII века составлено житие переяславского затворника Корнилия, в начале второй половины того же столетия описана жизнь суздальского митрополита Илариона, в конце XVIII века или в начале XIX написаны жития Феодосия Тотемского и Антония Дымского 548 . Первое и последние еще строго держатся прежнего стиля житий, второе значительно отступает от него, приближаясь к тону и приемам простой биографии, каково например жизнеописание патриарха Никона , составленное Шушериным. Между этим старым стилем житий и простой биографией лежала еще ступень, чрез которую прошло древнерусское житие в своем литературном развитии. Рассмотренные выше жития XVII века в выборе биографического содержания и в его изложении остаются верны господствующему на-правлению русской агиобиографии XV-XVI века, отличаясь от нее вообще меньшим литературным искусством.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

1290 . Никодим, архим. Старец Наум Соловецкий, подвижник карел. Биографический очерк. Петрозаводск 1910. 1291 . Никольский Н. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в XV и XVI веках и в начале XVII века//ХЧ 1907. 224. 157–171. 1292 . Никон (Воробьев) , игумен. Нам оставлено покаяние. Письма. М. 1997. 431. 1293 . Никон (Воробьев) , игумен. Письма духовным детям. М. 1997. 159. 1294 . Новоселов М. А. Письма к друзьям/Подгот. текста, предисл., комм. Полищука Е. С. М. 1994. LIV, 354. 1295 . Объятия Отча: очерки по истории Почаевской Лавры/Сост. свящ. Владимир Зелинский. Почаев 2000. 192. 1296 . Описание Алатырского Свято-Троицкого монастыря и его подвижника схимонаха Вассиана. М. 1906. 1297 . Описание Дымского монастыря, с изложением подвижнического жития начальника оного, преподобного Антония. Новгород 1885. 1298 . Описание Переславского Никитского монастыря и его подвижника, преподобного Никиты Столпника. Владимир 1897. 1299 . Описание Свято-Троицкой Реконской пустыни и очерк жизни странника Андрея Ивановича Шапошникова, в схиме отца Амфилохия. СПб. 1891. 1300 . Повесть о преподобных отцех Феодоре и Павле, первоначальницех и строителех обители Борисо-Глебской, что на реке Устье. Ярославль 1884. 1301 . Порфирий, иером. Священноинок Иов, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове (в мире духовник императора Петра I)//Странник. 1863. 4. 109–111. [Иноки Голгофского скита давали, в частности, обет молчания]. 1302 . Поселянин Е. [Погожев Ε. Н.] Русские подвижники 19-го века. СПб. 1910. М. 1996. 570. 1303 . Последние дни жизни преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца, записанные учеником его Иннокентием. М. 1908. 1304 . Поучения, пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание: Сборник. М. 1994. 175. 1305 . Преподобного и богоносного отца нашего Александра Свирского чудотворца, житие, чудеса и служба. М. 1856. 126. 1306 . Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские/Подгот. текстов Прохорова Г. М. и др. СПб. 1993. 324, ил. 2 СПб. 1994. 323, ил. [Текст парал. на рус. и древнерус. яз.]. Ранчин А.//Новое лит. обозрение. М. 1996. 19. 356.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

4 нояб. 1891 г. еп. Старорусский Антоний (Соколов) предложил Новгородской духовной консистории «восстановить в древнем граде Новгороде крестные ходы во всем их древнем величии, дабы православный Новгород не отставал в этом отношении от сердца России - Москвы». Расписание общегородских крестных ходов составил ключарь Софийского собора свящ. А. И. Конкордин. На крестные ходы из Софийского собора, как для освящения воды на р. Волхов (6 янв. и 1 авг.), так и в традиционно новгородские - вокруг Софийской и Торговой сторон и в Антониев мон-рь, было предписано являться всем священно- и церковнослужителям города. Офиц. документ, закрепивший расписание и особенности крестных ходов в Новгороде, был утвержден митр. Новгородским и С.-Петербургским Исидором. В 1896 г. в Новгороде был установлен крестный ход 19 янв. из Николо-Кочановской ц. на Софийской стороне в ц. вмч. Георгия на Торгу, в память о новгородских юродивых XV в., Николае и Феодоре, погребенных при этих церквах. 9 июня 1897 г. архиеп. Феогност и приглашенный им Можайский еп. сщмч. Тихон (Никаноров) возглавили празднование 500-летия Кириллова Белозерского мон-ря, которое включало крестный ход вокруг монастырских стен и «молебствие» прп. Кириллу Белозерскому под открытым небом, у часовни на территории т. н. малого (Иоанновского) мон-ря. В ходе русско-япон. войны 1904-1905 гг. жители Тихвина испросили разрешения вынести явленную икону на городскую площадь для всенародного молебна о победе, к-рый состоялся 17 июля 1905 г., за 10 дней до начала мирных переговоров в Портсмуте (США). 7 окт. 1912 г. Новгород встречал икону Успения Божией Матери с частицей мощей свт. Нифонта Новгородского, написанную в Киево-Печерской лавре. Она была перенесена крестным ходом из Знаменского собора в Софийский. Регулярные крестные ходы в Новгородской епархии проводились и в сельской местности. Так, были установлены ходы вокруг Филипповой Ирапской пуст.- 8 мая (в память прибытия прп. Филиппа); Валдайского Иверского мон-ря - 21 мая; Отенского мон-ря - 26 июня; Деревяницкого Воскресенского мон-ря - 10 июля (в 1853 храм Успения Пресв. Богородицы мон-ря был переосвящен в честь Коневской иконы Божией Матери, празднование к-рой установлено в этот день); Саввина Вишерского мон-ря - на Вознесение и 1 окт., тихвинского Николаевского Беседного мон-ря - 15 и 29 авг. Также регулярно проводились крестные ходы из Антониева Дымского мон-ря на Дымское оз. (24 июня), из Отенского мон-ря на колодец, ископанный, по преданию, свт. Ионой (в Ильинскую пятницу), из ряда приходов Старорусского у. (Буреги, Коростынь, Подгощи) в с. Леохново, к мощам прп. Антония Леохновского (во 2-ю пятницу после Петрова дня).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010