Прп. Антоний Дымский. Икона. Кон. XVII в. (МИИРК) Прп. Антоний Дымский. Икона. Кон. XVII в. (МИИРК) Согласно житию ранней редакции, А. Д. поставил 2-этажную деревянную ц. во имя прп. Антония Великого с верхней ц. в честь свт. Николая Чудотворца (в поздней редакции названа верхняя ц. в честь Покрова Божией Матери). «Во общее упокоение братии» А. Д. поставил др. храм (теплый с трапезной) во имя Рождества св. Иоанна Предтечи. Кроме того, святой устроил еще одну малую обитель - Вырдомскую пуст. (о ней см.: Мордвинов И. П. Письмо в редакцию). По-разному редакции жития сообщают о кончине преподобного. В ранней редакции не названа дата преставления. В поздней редакции сказано, что святой преставился 24 июня 1273 г. в возрасте 67 лет. Только в этой редакции говорится об обретении мощей святого - через 97 лет после преставления, т. е. в 1370 г., и добавлено неверное уточнение - в «княжение великаго князя Иоанна Даниловича» (вероятно, день памяти 17 янв. связан с обретением мощей). Из поздней редакции узнаем также, что в 1409 г., при вел. кн. Василии I Димитриевиче , во время нашествия татар, мощи А. Д. предали земле («да не поругаеми будут от врагов»), а церковную утварь, колокола и железную шляпу преподобного опустили в Дымское оз. Во 2-й пол. XVII в. была составлена ранняя редакция жития святого. В то же время появились изображения А. Д. в рост на фоне Дымского мон-ря. В 1655 г. в мон-ре был построен Свято-Троицкий собор, в к-ром под спудом в приделе прп. Антония Дымского находились мощи святого. В 1744 г. петербургский купец Калитин, получивший избавление от болезни у мощей А. Д., устроил раку над мощами святого и иконостасы в Троицком храме. У раки хранилась железная шляпа А. Д. (весом более 3 кг), широкие поля к-рой были прибиты к тулье толстыми гвоздями. Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, в Дымском мон-ре совершался крестный ход на озеро. В 1800-1803 гг. строителем Дымского мон-ря был Герасим (Гайдуков), в 1806 г. переведен в тотемский Суморин мон-рь. Возможно, что Герасим с целью привлечь внимание к заброшенной Дымской обители и составил новую (позднюю) редакцию жития основателя мон-ря, к-рую дополнил чудесами за 1744, 1796, 1800 и 1802 гг. Предположение об авторстве основано на том, что поздняя редакция жития А. Д. составлена по образцу «Жития преподобнаго отца нашего Феодосия пореклу Суморина, Тотемскаго новаго чудотворца» (М., 1846. Л. 38-48), т. е. она возникла под пером человека, знакомого как с тотемским Сумориным мон-рем, так и с Дымской обителью.

http://pravenc.ru/text/116056.html

" О наступлении зимы в Петров пост " . Миниатюра из Лицевого жития прп. Варлаама Хутынского. XVII в. (ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 107 об.) " О наступлении зимы в Петров пост " . Миниатюра из Лицевого жития прп. Варлаама Хутынского. XVII в. (ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 107 об.) Во 2-й четв. XVI в. были созданы 2 новые редакции жития В. Х.: Распространенная (1526), к-рая представляет собой свод сообщений о преподобном, собранных из прежних редакций жития, летописей, преданий, записей о чудесах и рассказов иноков Хутынского мон-ря, а также Особая (между 1526 и 1553), с изложением дополнительных сведений, новых имен и фактов, в т. ч. малодостоверных (признание прп. Антония Дымского преемником В. Х., преставление святого отнесено к 1243 г. и др.). Известны и более поздние переработки жития, в частности созданная в нач. XVIII в. Иоанникием и Софронием Лихудами (один из списков данной редакции, не включенный в реестр Дмитриева, хранится в ОПИ НГОМЗ (КП 30056-212. Кр. 247)). В 1645 г. братия Хутынского мон-ря поставила деревянную часовню в Неревском конце Новгорода на Дослане ул. при пересечении ее с Яковлевой, на месте, где, по преданию, стояла усадьба родителей В. Х. 6 нояб., в день памяти святого, по свидетельству чиновника Софийского собора XVII в., в Хутынском мон-ре совершалась архиерейская служба, богомольцам раздавали хлеб и медные монеты. К В. Х. с усиленной молитвой обращались во время природных катаклизмов, т. к. считается, что преподобный имеет особую власть над природными явлениями. Подтверждением этому служит рассказ жития о предсказании святым выпадения снега на праздник апостолов Петра и Павла (12 июля); до нач. 20-х гг. XX в. в память об этом чуде в 1-ю пятницу Петрова поста в Хутынский мон-рь устраивался крестный ход. В 1505 г. В. Х. явился хутынскому пономарю Тарасию и предупредил о том, что Новгороду угрожает опасность из-за разлива оз. Ильмень. Преподобный умолил Богородицу избавить город от наводнения, для наказания горожан за грехи на них была послана «казнь... с милостию» - мор, когда погибли грешники, а праведники были спасены ангелами. Преподобный предсказал также Тарасию пожар в городе через 3 года после мора. (Видение пономаря Тарасия описано в Распространенной редакции жития В. Х., в Особой редакции пономарь назван Прохором; эпидемия и пожар в Новгороде отмечены в летописях под 1505-1508 гг.).

http://pravenc.ru/text/154255.html

Для большего изнурения своей плоти, Антоний, как великий труженик, постоянно носил на голове железную шляпу. Когда собралось в его пустынь довольное число, братии, тогда общим советом их положено было создать монастырь. Вследствие же сего, с разрешения великого князя Новгородского и благословения тамошнего же архиепископа Исаии, поставлена была церковь во имя преподобного Антония Великого с приделом Покрова Богородицы. Устроив, таким образом, обитель, Антоний не оставлял труженических подвигов своих до самой кончины; ибо, кроме Дымской обители, он основал еще Вырдомскую пустынь. Преподобный Антоний Дымский преставился 1273 года 24-го июня и погребен в созданной им церкви. Мощи его обретены нетленными чрез 106 лет по кончине его (в 1379 г.) В 1409 году, по случаю нашествия татар на область Новгородскую, рака с мощами преподобного опущена была в землю, а церковная утварь и шляпа погружены были в озеро. В последствии эта шляпа была обретена и ныне хранится при гробе св. угодника. Мощи преподобного Антония Дымского почивают под спудом в приделе во имя преподобного Антония Великого , что в нижнем этаже каменной соборной церкви Дымской обители. Обитель же Дымская находится в Тихвинском уезде въ 15-ти верстах от г. Тихвина при озере Дымском. В 1613 году обитель Дымская много терпела от нашествия шведов. В 1744 году усердием купца Калитина устроены в ней иконостасы и рака преподобному. Память преподобного Антония Дымского местно чтится 17 Января, вероятно, по случаю обретения мощей его или дня Ангела его, и 24 июня – в день кончины его, в который совершается крестный ход на озеро Дымское, почитаемое чудотворным. См. ист. Рос. Иер. IV, 71 стр. Рус. свят. 1861 г. Преподобного Антония, основателя пустыни на Черных озерках Кто был, из какого звания происходил и с чьего разрешения устроил сей Антоний пустынь на Черных озерках – об этом нигде и никаких сведений встечать не представлялось, равно как о жизни подвигах и кончин его. За известное и достоверное признается всеми только то, что он быль основателем и устроителем сей пустыни, которая и названа Антониевою по имени его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Ангел нравом явился еси, преподобне отче Антоние, во днех жития своего на земли: темже ныне блаженствуеши на небесех с лики ангельскими, от бренных же уст наших приемлеши песнь хвалебную: Радуйся, ангелов ревностный подражателю. Радуйся, ангельский достойно носивый образ. Радуйся, ангелов сомолитвенниче неусыпаемый. Радуйся, со ангелы непрестанно Господа славословивый. Радуйся, ангельский нрав стяжавый. Радуйся, на земли ангельски поживый. Радуйся, чистотою ангельскую облекийся. Радуйся, ангельскую кротость ко всем показавый. Радуйся, ангелов собеседниче. Радуйся, монахом наставниче ангельскаго жития. Радуйся, гражданине небесный. Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне. Кондак 1 Избраннаго воина Христа Бога нашего преподобнаго Антония песньми почтим, яко победителя мирских соблазнов и плотских похотей и ухищрений диавольских, во стране нашей дивно явльшагося, зовуще ему: Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне. Молитва преподобному Антонию Дымскому О пастырю добрый, наставниче наш и святыя сея обители Дымския начальниче, преподобне отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас недостойных, во святей твоей обители живущих и о всех с верою к раце мощей твоих отвсюду притекающих молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредими от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже весть судьбами. Моли благость Его, еже милостивно обители сей и всему миру потребная подавати. Молися Дающему всем, яко страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит православных правителей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. И моли всякому верному в доме и на пути и повсюду дни благи и безмятежны даровати: жизнь нашу умирити; и вся люди помиловати, якоже зде предстоящыя, тако и благословною виною отшедыя отцы и братию нашу, и спасти душы наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Вскоре монашествующие Феранонтова Белоезерского монастыря упросили Мартиниана принять игуменство над их братиею, ибо преп. Ферапонт, основатель их обители, вызван был в Можайск. Мартиниан неусыпными своими трудами привел Ферапонтов монастырь в цветущее состояние, так что он носил некоторое время название Мартиниановой обители. Князь Василий Васильевич Темный посещал игумена Мартиниана и почтил его многими дарами и когда был восстановлен на великокняжеский престол, перевел его на игуменство в Троицко-Сергиевский монастырь; на место же Мартиниана поставлен во игумена Ферапонтова монастыря Филофей, бывший потом епископом Пермским. Но, чрез 8 лет (1455 г.) и сам препод. Мартиниан возвратился туда же на покой и, по усильной просьбе игумена и братии, принял на себя должность строителя. Там он и кончил дни свои 1483 года Января 12 дня, в воскресенье на 86 году от рождения, быв более 70 лет монахом. Мощи преподобного Мартиниана почивают под спудом в Ферапонтовой, ныне упраздненной пустыни, в каменной, во имя преподобного созданной церкви. Ферапонтова же пустынь находится в Кириловском уезде на возвышенном берегу озера Бородавского и ручья Безымянного, расстоянием от города Кирилова к северу в 14-ти, а от Новгорода в 655 вер. Пустыня сия основана в 139S году преподобным Ферапонтом, по имени коего и называется Ферапонтовою. Память преподобного Мартиниана местно чтится в день его кончины 12 Января. См. Ист. Рос. Иер. т. III 572, VI, 851 – 855, Русск. свят- 1861 г. Январь месяц. 17-го числа Преподобного Антония Дымского Преподобный Антоний Дымский родился в Новгороде, в последней половине XII века от благочестивых родителей. В Хутынском монастыре принял он пострижение и в той же обители был игуменом, по кончине препод. Варлаама, последовавшей в 1243 году. Спустя несколько времени, он пожелал уединиться и для того удалился тайно из обители. Обходя леса и дебри, нашел он пустынное место, удобное для селения иноческого при озере Дымском, в 15-ти верстах от города Тихвина и тут остался.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

На главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался до конца дней своих Как складывалась жизнь Антония на берегу Дымского озера? Согласно свидетельству Жития, инок пришел на Дыми еще до того, как ему исполнилось 40 лет. Здесь преподобный ископал пещеру, в которой и жил первое время, подражая, быть может, еще одному прославленному в истории русского монашества Антонию – преподобному основателю Печерского монастыря. Позднее, однако, Антоний вышел из-под земли, построив себе келью «покоя ради телеснаго». Дневные труды по возделыванию нив подвижник чередовал с ночными молитвами, а на главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался, по видимости, до конца своих дней. Как известно, со своим уставом нельзя приходить лишь в чужой монастырь (и сам Антоний изведал это на собственном горьком опыте, хотя чужим в полном смысле этого слова Хутынский монастырь для него не был), но здесь Антоний строил уже свой монастырь, в котором устав определялся его волей. Воля эта, однако, оказалась весьма привлекательной для тех монахов, которые приходили к Антонию, как свидетельствует Житие, из других монастырей, несмотря на то, что традиционно монастыри пополнялись преимущественно за счет мирян, которые, услышав о подвиге преподобного, оставляли обыденную жизнь и приходили к подвижнику в поисках духовного руководства. Что же могло привлекать рядовых иноков к старцу, поселившемуся в непроходных лесах Обонежской пятины? Какой именно духовный дефицит удалось восполнить дымскому молитвеннику? Вероятно, Антоний привлекал других иноков своей подчеркнутой аскетичностью. Преподобный устроил свою обитель вдали от городских центров цивилизации – и это было новаторством для монашества той поры: широко известно, что монастыри домонгольской и ранней монгольской поры были городскими или по крайней мере пригородными. Антоний практиковал ношение вериг, прямую аскезу, был сторонником и, возможно, даже идеологом «жестокого жития». Недаром его называли впоследствии одним из первых русских исихастов. Преподобный не раз удалялся на островок на Дымском озере, где проводил время в богомыслии и молитве. Кроме того, Антоний прославился как ученик преподобного Варлаама, имя которого стало нарицательным уже в годы жизни самого подвижника: из его гнезда вылетели многие духовно одаренные птенцы.

http://pravoslavie.ru/110268.html

Стартовала экспозиция с образа святых князей Владимира, Бориса и Глеба 1675 года. В феврале здесь можно было увидеть парный образ святых Михаила и Феодора Черниговских XVII века из подмосковного села Никольское-­Хинки и образ святого благоверного Всеволода-Гавриила (князя Псковского) XVI века из собрания С. П. Рябушинского. В марте демонстрируются большая житийная икона святителя Филиппа XVII века из московской церкви Николая Чудотворца «Большой Крест» и образ преподобного Антония Дымского 1820-х годов. Приводим последующий порядок экспонирования. Апрель Преподобный Серафим Саровский (нач. ХХ в., из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове). Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие (XIX в., из старообрядческой церкви в Токмаковом переулке). Май Чудо святого Георгия о змие (XIX в.). Святитель Алексий, митрополит Московский (нач. XVIII в.). Июнь Святители Леонтий, Исаия и Игнатий Ростовские в предстоянии Спасу Эммануилу (XIX в.). Владимирская икона Божией Матери (кон. XVII в., Оружейная палата Московского Кремля). Июль Боголюбская (Московская) икона Божией Матери (кон. XVIII в.) с предстоящими святителями Петром, Алексием, Ионой, Филиппом, блаженными Василием и Максимом. Святые царственные страстотерпцы Николай, Александра, Ольга, Мария, Татиана, Анастасия, Алексий (2008 г., написана по заказу музея М. А. Скутте). Август Святой мученик Иоанн Воин (XVIII в.). Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре (XVI в., из Сумского посада в Карелии). Сентябрь Благословение преподобным Сергием Радонежским битвы Куликовой (2014 г., написана по заказу музея М. А. Скутте). Преподобный Иосиф Волоцкий (кон. XVII в.). Октябрь Преподобный Сергий Радонежский с житием (XVII в., из церкви святителя Николая Мирликийского на Щепах). Святитель Петр в предстоянии Господу Вседержителю со сценами жития (XIX в.). Ноябрь Святой великомученик Димитрий Солунский (нач. XVIII в.). Святитель Димитрий Ростовский (втор. пол. XVIII в.). Декабрь Святой благоверный князь Александр Нев­ский (кон. XIX в.).

http://e-vestnik.ru/analytics/vesna_vros...

Сквозь лет завесу Преподобный Антоний Дымский Дымская обитель вполне устроилась еще при жизни ее основателя и после его смерти в 1273 году продолжила свое существование в веках русской истории. Этот многовековой путь Антониева монастыря с рачительным старанием отразил в Житии ее основателя агиограф. Так, рождение преподобного происходит в дни княжения в Новгороде Мстислава Удатного, благословенную грамоту на устроение обители вручает Антонию внук Мстислава Александр Невский, с которым преподобный познакомился, вероятно, на похоронах своего учителя Варлаама, а первое обретение его мощей происходит в годы правления Димитрия Донского, именно тогда была и местная канонизация Антония, возможно, создается первое житие. Описывая трагические события Смутного времени, агиограф горько сетует на низложение крамольниками Василия Шуйского, которое и привело к пагубному безвластию и навлекло бесчисленные беды на жителей Московского царства: «Бысть же и второе святая сия обитель в смутное время в России озлобляема… егда по крамолех низложен бысть Василий Иоаннович, шведы же, овладев Новгородом, многие монастыри и церкви разграбиша и опустошиша». Свидетельства Антониева Жития дополняют исторические документы. Так, писцовая книга Обонежской пятины 1496 года повествует об «Онтоньевском погосте в Дымском великаго князя деревни», в отказной книге 1573 года уже упоминаются крестьяне Дымского монастыря, а писцовая книга подьячего Семена Кузьмина за 1583 год рассказывает о погосте с деревянной церковью преподобного Антония и трапезной церковью Иоанна Предтечи, тринадцати кельях и деревянной ограде, за которой располагались конюшня и коровник. Обитель пережила разорение в 1408 году, во время похода Едыгея, когда пострадали и многие другие монастыри Московского царства. В те дни, когда преподобный Никон Радонежский вместе с Троицкой братией укрывался в дремучих ярославских лесах, иноки Антониевской обители спасали святыни монастыря в водах Дымского озера, погружая на его дно знаменитую железную шапку, которую когда-то освятил своим подвигом преподобный. Во времена Смуты благоустроенный Дымский монастырь приютил в своих стенах иноков Валаамского монастыря, изгнанных с места своего подвига иноверными интервентами.

http://pravoslavie.ru/110268.html

Св. преп. Антоний Дымский По житию преп. Варлаама Хутынского, близкий к кончине своей преп. Варлаам сказал ученикам своим: «блюстителем вашим по душе и телу назначаю вам игумена Антония, который возвратился из Царяграда и св. мест и в этот самый час уже не далёк от нас». Вслед за тем сказал, что Антоний уже в монастыре, и святой с радостью вручил вошедшему Антонию своё стадо. Это было в 1192 году 197 . Не известно, как долго оставался настоятелем Хутынской обители посетитель св. мест; но в 1230 году уже и другой игумен Хутынский Арсений переведён был на игуменство в Юрьев монастырь 198 . Преподобный Антоний, отказавшись от управления Хутынской обителью, на берегу озера Дымского, что в 15 вёрстах от города Тихвина, основал свой монастырь 199 . С давнего времени преп. Антоний на иконах держит хартию со словами: «се удалихся, бегая, водворихся в пустыни». Ещё и ныне обитель его окружена лесами. Площадь, на которой стоит она, поднята как холм над окрестностью; при подошве её тихое, тёмное озеро, а кругом, в необозримую даль, идут леса, ныне по местам исчезающее. Над ракой преподобного лежит железная шляпа его. В ней 15 фунтов веса; широкие поля её прибиты к тулье толстыми гвоздями; шляпки гвоздей, рубцы окраин, должны были врезываться в покровы головные, останавливаясь только на твёрдых черепных костях, а тяжесть шляпы усиливала боль язв. Так приобретал покой и радости вечной жизни подвижник Божий преп. Антоний, кроме Дымской пустынной обители, основал ещё Вырдомскую пустынь. Достигнув 67 лет в трудах и подвигах, блаженный Антоний мирно почил 24 июня 1224 г. 200 . Мощи преподобного обретены нетленными в 1330 году, и с того времени прославленные чудесами стояли открыто в храме обители. В 1409 г., по слуху о приближении полчищ свирепого Едигея, св. мощи сокрыты были в земле; сосуды, колокола, шляпа препод. опущены были в Дымское озеро; татары сожгли обитель. Мощи преподобного, со времени Едигея, остаются под спудом. В 1585 г. в октябре и ноябре, когда в Антониевой обители укрывались и Валаамские иноки, выгнанные лютеранами Шведами из Валаама, преподобный два раза спас свою обитель от пожара, благовременно пробуждая настоятеля Симеона от сна. В 1744 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

См. Тупичевский Мстиславский Духовский. Духовский со Усохи Псковской Епархии упразднённый девичий монастырь. Находился близ города Пскова. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 20 душ крестьян. Духовский или Свято-Духовский Якобштадский монастырь Псковской Епархии заштатный мужской. Находится в Курляндской епархии, в уездном городе Якубштаде, на берегу реки Двины. Настоятельство Игуменское учреждено в 1760 году с дозволения Курляндского Герцога Якоба, основателя города и монастыря сего, ныне же управляют монастырём сим Строители. Дымский Антониев монастырь Новгородской Епархии заштатный мужской. Находится в Тихвинском уезде, от города Тихвина в 15 вёрстах, при озере, именуемом Дымское. Построен этот монастырь в начале XIII столетия Пр. Антонием, учеником Пр. Варлаама Хутынского, весь деревянный. Ныне в монастыре сем строения следующие: 1) Соборная посреди монастыря ЦЕРКОВЬ каменная двухэтажная: в нижнем этаже храм а) Казанской Пресвятой Богородицы; б) во имя Пр. Антония Великого , в котором и мощи Пр. Антония Дымского почивают под спудом; память же совершается 17 числа Января. В верхнем этаже церковь во имя а) Живоначальной Троицы и б) Пр. Антония Дымского. Церковь сия построена в половине XVIII столетия и тогда же освящены два нижних храма; а верхние два устроены в 1806 году тщанием строителя Герасима Гойдукова; 2) при этой церкви КОЛОКОЛЬНЯ каменная; 3) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Св. Иоанна Предтечи; 4) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 5) ОГРАДА кругом монастыря в окружности на 200 сажен деревянная; 6) ГОСТИНИЦА деревянная, выстроена в 1804 году тщанием Строителя Герасима Гойдукова. Вне монастыря каменная ЧАСОВНЯ во имя Св. Николая Чудотворца, построена тщанием того же Строителя Герасима в 1805 году, расстоянием от монастыря в 3 вёрстах, при большой Ярославской дороге. Из достопримечательных вещей в монастыре сем находится 1) шляпа Пр. Антония Дымского железная, обретённая в тамошнем озере. Земли удобной и неудобной за монастырём сим 125 десятин. До учреждения в 1764 году Штатов Духовных было за ним 111 душ крестьян и настоятельство Игуменское, а по Штатам оставлен на своём содержании с настоятельством Строительским, которое и доныне продолжается. При монастыре сем бывает ежегодно июня 24 числа ярмарка и крестный ход на озеро Дымское, почитаемое чудотворным.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010