Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕГИПЕТСКИЙ МОНАСТЫРЬ АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Монастырь прп. Антония Великого. Ноябрь 2009 года В XIII в. обитель переживала эпоху расцвета: была проведена значительная реконструкция, построена укрепленная стена. Неизвестно, затронула ли в XIV веке монастырь преподобного Антония эпидемия чумы, превратившая Нитрийские монастыри в пустыню. В 1439 году игум. монастыря Иоанн представлял Коптскую церковь на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445). Игумен прибыл во Флоренцию уже после завершения работы собора, когда греческая делегация покинула Флоренцию. Тем не менее, был подписан документ, провозглашавший унию между римо-католической и коптской церквями, не имевший, однако реальных последствий. О разорении монастыря в конце XV века сохранились противоречивые сведения. Согласно одной версии, монахи прибегали к помощи бедуинов , которые работали в монастыре в качестве садовников, рабочих, и др. В 1454 году (по другим данным, в 1484 или в 1493 г.г.) бедуины в одну из ночей убили монахов и завладели монастырем. В церкви преподобного Антония они устроили кухню, причем для растопки печей использовали рукописи из монастырской библиотеки. Другую историю в 1850 году рассказал архимандриту Порфирию (Успенскому) игумен монастыря Дауд (Давид). " 350 лет назад наш монастырь был разорен, и в течение 70-ти лет оставался в запустении. Но патриарх Гавриил VII принудил нитрийских монахов обновить его и поселиться в нем, напомнив им, что они — духовные потомки св. Антония. Эти чернецы неохотно перешли сюда, и даже прибили Гавриила, так что он скончался от их побоев. Но с тех пор поныне сей монастырь постоянно был обитаем и процветал молитвами великого угодника Божия " . На вопрос о. Порфирия, что послужило причиной запустения монастыря, настоятель ответил: " Его разорили грехи. Диавол внушил монахам делать тайно золото; и они накупили рабов, и с помощью их занимались этим запрещенным ремеслом. Но рабы взбунтовались против них, и всех умертвили, а обитель разорили " .

http://drevo-info.ru/articles/14535.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Монастырь старца Ефрема Филофейского, обитель святого Антония Великого в Аризоне   Монастырь старца Ефрема Филофейского, обитель святого Антония Великого в Аризоне     Я снова пишу из далёкой Аризоны. Прошлая паломническая поездка в монастырь святого Антония произвела на меня столь неизгладимое впечатление, что я с воодушевлением поделился им с читателями. Некоторые отнеслись к моей тогдашней публикации с иронией и недоверием. Прежде всего, хочу им сообщить, что монастырь святого Антония в настоящий момент является одной из главных достопримечательностей в США (по посещаемости в Аризоне он уступает только знаменитому Гранд-Каньону1). В аэродроме Финикса нас на машине встречал молодой монах о. Антоний. Столица Аризоны оказалась густонаселённым городом, который более чем в четыре раза превосходит по площади столицу Греции – Афины. Растительность на протяжении всей дороги практически отсутствовала, ведь Финикс находится на краю Аризонской пустыни. После часового пути по гладкому шестиполосному шоссе мы прибыли в монастырь святого Антония.      Монастырь Нашим глазам предстали красивые монастырские ворота. Я сразу обратил внимание, что на них нет никаких засовов, а сама обитель огорожена от окружающей её пустыни лишь небольшим забором (на уровне человеческой груди). Интересна история основания монастыря святого Антония. Первоначально старец Ефрем Филофейский2 планировал построить обитель в другом месте, но промыслительно сбился с дороги и оказался в пустынном месте между городами Финикс и Тусан. На месте будущей обители старец Ефрем и сопровождавший его монах Антоний ясно услышали звон колоколов, невероятно похожий на благовест в их родной обители – афонском монастыре Филофей. «Мы построим монастырь здесь», – сказал тогда старец. Он понял, что Сам Господь указал ему на место, где должна быть основана обитель. Монастырь святого Антония основан в пустынной, засушливой и безводной местности. Но по молитвам старца Ефрема в результате подземных изысканий была найдена вода. Пустыня превратилась в оазис.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1418

191 Согласно точке зрения Н.А. Макарова, Похвальное слово Антонию Римлянину создано в 1558 г., а его вероятным автором является игумен Хутынского монастыря Маркел (см. Макаров Я.А. Камень Антония Римлянина. С. 203−204, примеч. 2). Е.Д. Захарова предлагает другую датировку памятника. Она отмечает, что «во многих рукописях этот текст следует за Житием Антония Римлянина. Оказалось, что похвальное слово, как и Житие, имеет 2 редакции, причём за текстом Жития в редакции А следует один текст похвального слова, за редакцией Б – другой. При этом характер разночтений похвального слова сходен с характером разночтений редакций собственно Жития. (...) В обеих редакциях похвального слова содержится молитва за здравие царя Фёдора Ивановича. Следовательно, Слово было написано не ранее 1584 г., года воцарения Фёдора Ивановича, и, очевидно, не позже 1597 г., года обретения и перенесения мощей Антония (так как об этом важном событии в слове не упоминается)» (Захарова Е.Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина. С. 144−146). Н.В. Рамазанова считает, что Похвальное слово было создано раньше Жития Антония Римлянина, и датирует его приблизительно 1558 г., так как автор акцентирует внимание на обретении мощей Никиты Новгородского, отметив, что событие произошло «ныне», «во дни наша»; использует в молитвенном разделе слово «царевичи» во множественном числе, что может относиться к тому времени, когда были живы, по меньшей мере, два царских сына (либо 1557−1581 гг., либо октябрь 1583, март 1584 г.); не приводит дату – 3 августа, которая есть в Житии, а затем закрепляется и в церковном календаре (день памяти Антония Римлянина первоначально праздновался 17 января, в день памяти тезоименитого святого Антония Великого ). См. Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский. С. 282−283. 195 «Игуменство Кирилла продолжалось с 1580 по 1594 г. В этот период произошли два первых исцеления. Остальные исцеления у камня происходили в 1597−1598 гг. (после открытия мощей, но до завершения работы над рассказом „О преложении тела“)» (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава Брянской митрополии совершил чин великого освящения храма свв. Антония и Феодосия Печерских Свенского монастыря 17 августа 2022 г. 11:11 16 августа 2022 года митрополит Брянский и Севский Александр совершил чин великого освящения храма во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских Свенского Успенского мужского монастыря и возглавил в новоосвященном храме Божественную литургию. Освящение храма древней обители состоялось после окончания ремонтных работ. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный монастырей Брянской епархии игумен Даниил (Цупиков), благочинный Брянского градского церковного округа протоиерей Сергий Рысин, наместник Свенского Успенского монастыря игумен Тихон (Колесняк), игумен Бело-Бережской Иоанно-Предтеченской пустыни Леонид (Куприянов), клирик Брянского Свято-Троицкого кафедрального собора диакон Евгений Кужелев и клирик Свенского монастыря диакон Максим Резников. Песнопения богослужения исполнил мужской хор Брянского кафедрального собора под управлением Александра Бирюкова. За Литургией митрополит Александр рукоположил иподиакона Тихвинского храма города Брянска Александра Макарова во диакона. Проповедь перед принятием Святых Христовых Таин произнес игумен Бело-Бережской Иоанно-Предтеченской пустыни Леонид (Куприянов). После Литургии глава Брянской митрополии поздравил всех собравшихся с великим освящением храма преподобных Антония и Феодосия Печерских. В завершение владыка Александр подарил наместнику святой обители игумену Тихону напрестольное Святое Евангелие, переданное Святейшим Патриархом Кириллом при посещении Свенского монастыря для новоосвященных храмов Брянской митрополии . Преподобные Антоний и Феодосий Печерские — святые, прославившиеся духовными подвигами в XI веке. Святой Антоний — основатель Киево-Печерского монастыря, откуда и прибыла в Брянск Свенская икона Божией Матери в 1288 году. Затем была создана Свенская обитель. Преподобный Феодосий — его ученик, позднее ставший игуменом Киево-Печерского монастыря, ввел общежительный монастырский устав. В память об этих угодниках Божиих в Успенском Свенском мужском монастыре в XVI веке был воздвигнут храм. В 30-е годы XX столетия он был разрушен, и лишь в 2009 году началось его восстановление. Спустя два года храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских был освящен. Храм является памятником архитектуры XVI столетия . Брянская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя. Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 17 января, в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого ) и 24 июня, в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское. В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику голову. Так, через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробнице над святыми мощами преподобного Антония Дымского. На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: «Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни» ( Пс. 54, 8 ). Рукописное житие преподобного Антония составлено в XVII веке. Литература: 1 . Иоанн, иеромонах. Историко-статистическое описание Дымского монастыря с изложением подвижнического жития начальника оной преподобного Антония. СПб., 1861. 2 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русской Церковью или местночтимых. Вып. 5. Январь. Тверь, 1897. Святых праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских, Новгородских Тропарь, глас 1: Болезньми святых праведных отроков/Иакова и Иоанна,/имиже о Тебе пострадаша,/умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,/Человеколюбче, молимся. Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские  были братьями по плоти, дети благочестивых супругов Исидора и Варвары, живших в 60-ти верстах от Новгорода. Святой Иаков в трехлетнем возрасте, а святой Иоанн – в пятилетием были умерщвлены злодеями. Мученическая кончина их последовала около 1566–1569 гг. при святом митрополите Московском Филиппе († 1569). Между 1682–1689 годами обретены их нетленные мощи и положены под спудом в Троицкой церкви села Менюж, на реке Менюге, в Новгородской епархии, на месте бывшего здесь когда-то Троицкого монастыря. В этом храме был устроен придел во имя святых праведных отроков Иакова и Иоанна. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея июнь. - 2002./Ч. 1. – 664 с.; Ч. 2. – 616 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аравийская пустыня. Монастырь Антония Великого. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 200 - 300. Адрес: Египет, Аравийская пустыня Координаты: 28.924493, 32.349353 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь Антония Великого в Египте, один из первых христианских монастырей, ныне действующий мужской монастырь Коптской церкви. Расположен в районе нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га, является крупнейшим по территории монастырем в Египте (за исключением монастыря вмц. Екатерины на Синае). Об основании монастыря точных сведений не сохранилось. У преподобного Антония было два ученика, и, может быть, на некотором удалении от его кельи жило еще несколько человек, в частности, известно, что на этой же горе вместе со святым Антонием подвизался преподобный Павел Препростый. Некоторые издания указывают время основания монастыря между 361-363 годами, в период царствования императора Юлиана Отступника, другие —356 год. О древней истории монастыря сохранилось лишь несколько отрывочных сведений в различных источниках. В V в. здесь находили убежище монахи из монастырей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Преподобный Иоанн Колов, преставившийся в первой трети V века, незадолго до своей кончины перешел из скитской пустыни в монастырь преподобного Антония Великого и в нем почил. Ок. 537 г. монастырь был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I, который, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить египетскую границу и построил крепость на Синае (совр. монастырь вмц. Екатерины), а также расширил территории монастырей Антония Великого и Павла Фивейского. Известно, что Александрийский патриарх свт. Иоанн Милостивый (+ ок. 619) дал значительную сумму денег игумену монастыря преподобного Антония Анастасию для выкупа пленных. Имеется свидетельство 780 г., что в то время монастырь еще принадлежал православным монахам (мелькитам).

http://sobory.ru/article/?object=22005

В качестве подарка монах вручил гостям маленькую иконку прп. Антония Великого, а другие иконы, в том числе большего размера, предложил приобрести самим. Оказалось, сопровождавший нас по территории монах (имя свое он почему-то так и не назвал!) говорил и на ломанном русском языке («Наверное, он армянин», — шепнул на ухо Мина). «Безымянный» монах неожиданно попросил меня закатать рукав и на запястье правой руки быстро нарисовал шариковой ручкой лик прп. Антония Великого. Единственное, что произнес монах в ответ на вопрос о том, как его зовут, было: «Копты-иконописцы свои работы не подписывают». Монашествующие, пояснил провожатый, носят поверх одеяния большой витиеватый крест из кожи черного цвета, имеющий этакие «завитки» — символическим числом 12.   По своей форме он похож на две одинаковой длины линии, пересекающиеся под прямым углом, их концы размножены. Три витиеватых излучины — символ Святой Троицы — на каждом из четырех концов креста символизируют 12 апостолов. Обычно к иконографическим атрибутам прп. Антония Великого относится так называемый «Т-образный крест»,  но в монастыре или в коптской церковной лавке его не увидишь. Внутри монастыря располагаются семь церквей, из них самая древняя (XVI в.) — в честь св. Антония Великого. В эту церковь и повел нас сопровождающий монах. В другие храмы мы так и не попали: они все были закрыты. По дороге в одной из построек монах открыл ключом дверь и показал нам древнюю трапезную, длинный стол и скамьи которой вырезаны из камня. Перед храмом св. Антония Великого все гости должны снимать обувь и лишь в носках проходить внутрь здания. Показывая сохранившиеся средневековые росписи, монах отметил, что пещеры и стены уже первого монашеского поселения были украшены иконами и фресками. Настенные росписи храма датируются XIII в., но они подвергались реставрации в конце XX в. Среди христиан Египта распространено мнение, что само искусство иконописи родилось в древние времена именно в их стране. В качестве доказательства они перечисляют черты сходства икон и древнеегипетской живописи.

http://bogoslov.ru/article/2414861

Настоятельница Аносина Борисо-Глебского монастыря игуменья Евгения, которой митрополит Филарет сказал, чтобы она успокоила монахиню Антонию и не равняла ее с другими, приняла ее очень ласково и внимательно заботилась о ней. Пелагея Николаевна Прохорова и здесь устроила для своей сестры хорошую келью, в которой монахиня Антония и прожила около двух лет вместе с переехавшей с ней из Бородина Таисией, не принимая близкого участия в общей жизни монастыря. Только за несколько дней до выхода ее из Аносина монастыря она была назначена, – именно 15 октября,, 1861 г. ризничей. Время ее проходило в неуклонном посещении служб церковных, молитвах, духовно-нравственном чтении и в любимом ею труде – вышивании, преимущественно вещей, употреблявшихся при церковном обиходе. В начале второй половины октября 1861 г., когда скончалась настоятельница Московского Страстного монастыря игуменья Паисия, митрополит Филарет вызвал монахиню Антонию из Аносина монастыря в Москву и объявил, что желает назначить ее настоятельницей Страстного монастыря. Пораженная таким неожиданным для нее назначением, монахиня Антония, кроткая и смиренная, залилась слезами и, упавши архипастырю в ноги, начала умолять его: «увольте меня, святый Владыко, от такого великого послушания, я сама собою не умею, как должно, управлять, а Вы хотите поставить меня к управлению обителью; кроме того, телесные мои силы слабы и здоровье плохое». – «А здесь в Москве искусных врачей много, говорил с улыбкой митрополит Филарет, они поправят твои силы и здоровье». – «Мой характер не подходит к такому послушанию, продолжала отговариваться скромная монахиня, я не имею надлежащей твердости для управления другими». – «Судить о том, сказал решительно Владыка, способны ли вы к назначенному для вас послушанию, принадлежит власти; ваше дело повиноваться, а наше усматривать; готовьтесь к посвящению в сан игуменьи». Расстроенная обеспокоенная тяжелыми думами возвратилась с подворья Антония в дом своей сестры Пелагеи Николаевны и больная три дня после того пролежала в постели. Но нужно было исполнять волю Божию, выраженную устами архипастыря. 22 октября 1861 года монахиня Антония на 41 году своей жизни была произведена митрополитом Филаретом на Троицком митрополичьем подворье в сан игуменьи и назначена была настоятельницей Московского Страстного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

И тем более мы не имеем права отвергать свидетельства Нестора, что отодвигая кончину Антония на двадцать три года или на семнадцать лет после 1073 года, мы чрез это ничего не делаем сверхъестественного; ибо в первом случае кончина Антония будет отнесена на 108 год от рождения, а во втором случае на 102 год от рождения, а до такового возраста доживают многие люди даже в настоящее время, да и первообраз Антония Печерского, Антоний Египетский, скончался ста пяти лет от рождения. Конечно, совершенное отсутствие каких-либо известий о последних годах Антониевой жизни после 1073 года невольно возбуждает удивление; но ежели мы сообразим, что и от предшествовавшей Антониевой жизни немного досталось на нашу долю известий, а предшествовавшая жизнь, особенно по устройству монастыря, еще соприкасалась с внешними земными событиями; то что же удивительного в том, что мы не имеем известии о последних двадцати трех или семнадцати годах, которые Антоний, по свидетельству Нестора, провел безвыходно в уединенной пещере и не принимал никакого участия в делах здешнего мира, когда он душею и телом жил только для неба, и мысленно уже на небе, а пещера его была таким же гробом, в каких хоронят мертвецов, и когда он остававшимся еще своим ученикам заповедал, как иноческое послушание, более не обращаться к нему ни за каким делом, не поминать и даже забыть о нем Все это очень возможно у таких людей как преподобный Антоний. Удивительна жизнь, удивительна и кончина преподобного Антония: какой-то туман лежит на всех известиях о нем, и туман этот, чем дальше, тем гуще и непроницаемее, и наконец превращается в совершенный мрак, в котором окончательно тонут и скрываются от нашего зрения последние годы и кончина преподобного. Где же скрывается причина такой темноты и отрывочности известий о святом муже? Все известия, которые только дошли до нас, говорят о нем с большим уважением и благоговением: очевидно он пользовался у современников громадною известностью; о нем знали во всех краях тогдашней русской земли; о нем говорили и в скромных хижинах, и в богатых домах, и в дворцах княжеских; его святая жизнь была предметом бесед в монастырях между благочестивыми подвижниками; его многочисленные ученики, предмет удивления и уважения своих современников, оставили сочинения, которые служат нам главным источником познания о тогдашнем времени; а между тем о долголетней жизни такого великого и уважаемого всеми мужа только какие-нибудь десять отрывочных известий на сто три или на сто восемь лет! Откуда такая непонятная недостаточность и отрывочность сведений, когда судя по всему их должно бы быть очень много? Где искать причины отнявшей у нас драгоценную полную повесть о жизни такого великого мужа? Причина эта скрывается в самой жизни преподобного Антония, – жизнь эта, как ангельская, едва касалась земли, и вся была посвящена Богу и небу; а посему и не могла быть записана в подробности в книгах земных летописей, и всецело внесена в книгу живота на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/z...

В 1859 году монастырь посетил греческий александрийский патриарх Каллиник. До 1901 года в монастыре сохранялась традиция, согласно которой женщины на территорию монастыря не допускались, и только в 1901 году, впервые за полторы с лишним тысячи лет, это правило было нарушено. Хотя, как рассказал архимандриту Порфирию абуна Дауд, за некоторое время до их встречи в 1850 году в монастыре нашло прибежище семейство одного опального египетского вельможи, однако члены его семьи стали болеть, и некоторые даже умерли, так что вскоре они покинули монастырь. Землю же, на которой стоял их шатер, монахи собрали в корзины и вынесли из монастыря, вместо нее наносив другой из пустыни. В 1901 году в монастыре был 41 монах, в 1928 году — 18. Герцог Саксонский Иоанн Георг, посетивший монастырь в 1928 году, писал, что монастырь святого Антония является самым процветающим монастырем на Востоке, который он видел. Другой путешественник, бывший в монастыре в те же годы, назвал его маленькой монашеской деревней, со всепокрывающим духом гостеприимства. В 1930 и 1931 годах в монастыре работали две экспедиции Византийского института Америки по изучению археологии и истории монастыря. В составе их был профессор с русской фамилией Пьянков, специалист по иконописи, изучавший росписи храмов монастыря, и оставивший их описание. В 1946 году один из путешественников, посещавших монастырь, писал, что в среднем за год монахи принимают пятьдесят иностранных гостей. В 1953 году к монастырю была проведена дорога, сделавшая путь к обители преподобного Антония удобным и относительно быстрым — теперь до монастыря из Каира можно было добраться на автомобиле за несколько часов, тогда как раньше требовалась неделя. Архимандрит Порфирий был одним из немногих русских паломников, посетивших монастырь преподобного Антония в XIX столетии. После 1917 года, вследствие гонений на Церковь, паломники из России уже не могли посетить обитель и помолиться на месте подвигов преподобного, прикоснуться к самым истокам монашества. Только в 1984 году группа монахинь Горненского монастыря в Иерусалиме посетила эту обитель. В конце XX века уже большее число российских паломников имело возможность побывать в этих местах, освященных молитвами преподобного Антония Великого.

http://pravoslavie.ru/2091.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010