Автор «Истории монахов» упоминает по именам 24 видных подвижника 413 . Из них нельзя указать ни одного, кто однозначно происходил бы из хоры. Зато по косвенным данным, или по свидетельствам других источников можно с большой долей уверенности предполагать, что, как минимум, четверо из них имели городское происхождение. Во-первых – это авва Феона (cap. 6). Он, как известно, жил затворником недалеко от города. Уровень его образования – он знал три языка: греческий, латинский и коптский – выдает в нем образованного человека, возможно, куриала. К тому же есть косвенное доказательство того, что он происходил из достаточно зажиточной семьи: к нему пытались проникнуть ночью грабители, ожидая найти у него много золота 414 . Сведения о городском происхождении основателя монастыря Бауит, известного аввы Аполлона (cap. 8 ), содержатся в арабо-яковитском синаксаре. Там сообщается, что отец аввы происходил из Ахмима (копт. Шмин, греч. Панополь) 415 . Несмотря на то, что синаксарь довольно поздний, нет, на наш взгляд, оснований считать этот факт недостоверным – возможно, составитель синаксаря пользовался рядом копто-арабских источников до нас не дошедших, либо до сих пор не исследованных. Еще один известный подвижник вполне мог иметь городское происхождение – авва Апеллес (cap. 13 ). Сообщается, что по профессии он был кузнец (χαλκεθτικν τχνην/hic faber erat ferri). Кузнецы, правда, проживали и в деревнях, но с точностью можно сказать, что земледельцем Апеллес не был. И еще, как минимум, один известный подвижник предстает как городской житель – это Аполлоний мученик (cap. 19). Будучи за свои подвиги удостоен дьяконского чина, он во время гонений обходил исповедников, посаженных в тюрьму и напутствовал их, за что и был казнен. Фестюжьер отмечает, что в одной из греческих версий он назван жителем Александрии по прозвищу «саккофорос» 416 . Но здесь неясно, о каком времени идет речь: если о гонениях Диоклетиана, то упоминание Аполлона в качестве монаха скорее анахронизм. Происхождение еще одного известного аввы мы знаем точно – это Патермуфий (cap. 10 ). До того, как стать монахом, он был «некротафом», то есть работником коллегии ритуальных услуг, и одновременно являлся главарем разбойников 417 . Но профессию работника похоронной коллегии нельзя однозначно отнести «ни к селу, ни к городу», поскольку жили они, скорее всего, возле некрополей. Судя по данным папирусов греко-римского периода социальный статус «некротафов» был достаточно низким, хотя некоторые из них могли, вероятно, быть весьма обеспеченными людьми [Derda, 1991. Р. 28–31].

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Да упокоит Господь душу его со святыми в небесном царствии; сетующих же и плачущих о его кончине да утешит Всеблагий Бог милостью своею! Вы просите моего совета, куда лучше избытки свои употребить на нищую ли братью, по словеси Господню, или на благолепотное украшение святого дома Божия? Ответствую: и то, и другое дело, угодное Богу. Но чтоб именно назначить Вам, чего лучше держаться, того сказать никак не смею, ибо благие желания раждаются в сердце не всегда от нас, но иногда и от Бога. Посему одно предпочести, a другое преобидеть небезопасно. За лучшее считаю поместить на сей хартии несколько примеров для собственного Вашего избрания (что покажется лучше, того и держитесь), a именно: 1-e, Польза милостыни такая: что сколько мы не оказываем бедному, оказываем то Самому Христу Богу, по Его словеси: аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. И именует таковых милостивцев Своими сынами и благословенными Отца Своего небесного, и делает их наследниками вечных благ. A примером нам истинных нищелюбцев служить могут от числа бесчисленных трое – Филарет милостивый, Петр мытарь, и Серапион Синдонит. Первый из них столь был милостив, что и сам обнищал было, второй, раздавши все, наконец и себя продал, и в милостыню отдал, a y третьего оставалась только одна свитка и Евангелие, но и то последнее отдавши нищим, остался наг, гладен и без храмины. A не так, как ныне богатые делают: подадут бедному копейку, a тысячу рублей в сундук запрут. 2-е, Во Евангелии упоминаемая жена: купивши сткляницу многоценного мира, от великого усердия своего и любви стала возливать на главу Христа Спасителя. Ученики же Его, увидя сие, стали негодовать, и сочли дело таковое за небогоугодное и погибельное, т. е. суетное, говоря: чесо ради гибель сия бысть? Лучше бы было, когда бы продано было и роздано нищим. Но Спаситель не одобрил их за сие, рекши: жена дело доброе сотворила Мне, нищих всегда иметь будете, a Мене не всегда. Сим примером научает нас Спаситель, что всякое благое дело, которое относится собственно к чести Самого Бога, и к прославлению Его, там попечение о нищих оставлять должно до времени.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

Возлюбленное о Господе, чадо мое духовное! Радуйтеся о Господе, и паки реку радуйтеся! Приношу Вам усерднейшее поздравление с текущим, но уже и преполовившимся праздником Святой Пасхи, которую сердечно желаю Вам допраздновать в радости и в спокойствии душевном, a также и будущих многих таковых праздников в добром здравии достигнуть, и радостно праздновать всеусерднейше Вам желаю! После сего смиренно испрашиваю великодушного прощения Вашего в том, что в прошедший раз, писавши к сестрице, к Вам ничего не написал. Я в то время и чувствовал, что Вы будете недовольны на то, что старшую сестру предпочел я младшей, и это сделал не потому чтоб ее любил я больше Вашего, но не хотелось оставить ее для дня Ангела без особого приветствия, a двум вкупе писать недостало y меня сил, почему и прошу Вас проступок сей подвесть под милостивый манифест, о котором в нынешние святые дни часто в святом храме велегласно возвещалось: простим вся Воскресением. Читая письма Ваши, и видя в них описываемое Вами душевное и телесное страдание Ваше, всегда сердцем моим страдаю о Вас, и ежедневно молю Господа Бога о помощи и заступлении Вашем, и об исцелении всех недугов Ваших. Болю сердцем моим и о том, что y Вас во едином часе бывает и брак, и погребение, т. е. и радость и печаль, так что в одно время налагаете на себя то и то, и за раз разрушаете все, и после чувствуете досаду и смущение, и хулу и отчаяние, и негодование на все и на всех, начиная от Нади, до Бога... От чего невозможно и покойною Вам быть. Но когда пришло благое желание помолиться Богу и прочитать то и то, помолитесь и прочитайте покойным духом. Не исполнили желание по немощи, спокойным духом скажите: Помилуй мя Господи, яко немощна есмь. Не исполнили благие желания от лености и нерадения, опять спокойным духом скажите: Господи, не вниди в суд с рабой Твоей. Пришли дурные мысли, паки спокойным духом скажите: Господи, избави меня от сих. Осердились на кого или осудили за что, паки тем же покойным духом обратитесь ко Господу и скажите: согреших Господи, прости меня горделивую и нетерпеливую! – Вдруг, как туча, нашли тоска и отчаяние, паки ко Господу обратитесь и скажите к своей унылой душе: Вскую прискорбна еси душа моя, и Вскую смущаеши мя! Уповай на Бога. – И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения, как от неприязненного духа.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

5) Тульской обители игуменья, а потом, жившая в Белеве на покое, – игуменья Макария Болотникова с ее родными по плоти и по духу о Христе сестрами Магдалиной, Ларисой и Михайлой, тоже бывшие ученицы о. Макария, со многими о Христе сестрами. 6) Орловская игуменья Амфилохия, ее преемница М. Антония Соколова, казначея Магдалина Петрова, со многими сестрами обители. 7) Великоустюжская игуменья М. Назарета Курош, казначея М. Амфилохия с несколькими сестрами. 8) Балашовской Покровской общины, Саратовской губернии, настоятельница М. Сарра Ананьевская со многими о Христе сестрами. Эта община получила первоначальное устройство под руководством о. Иллариона. 9) Влахернского, Московской губернии, монастыря казначея М. Леонида и некоторые сестры монастырей: Брянского, Спасобородинского, Воронежского Серафимодивеевской и Болховской общин и других. 10) Бывшая Белевская монахиня, а ныне игуменья Вознесенского Сердобского уезда Саратовской губернии монатыря Зажиточным монахиням советовал быть снисходительными к келлейным сестрам, ценить их труды и не за всякую малость взыскивать; обращаться с ними без гордости и самомнения, а с кротостью, любовью и смирением и подавать им собою пример всякой добродетели. Советывал самим приобвыкать к трудам, чтобы, в случае нужды могли обходиться и без келлейницы, подражая житиям Св. Отцов, которые не в одной молитве и псалмопениях проводили жизнь, а и в телесных трудах. Келлейных же наставлял, что труды их тогда будут приятны Богу, когда будут совершаться с благословения старших, с кротостью и без ропота. Многие неимущие сестры из дальних монастырей, не имея возможности часто ездить к старцу, для укрепления себя его советами, как относительно внутренней, так и внешней своей жизни, в течение года, иногда двух и более откладывали из своих заработков оставшееся у них за исполнением необходимо потребного, и в складчину приезжали к старцу, когда собирались у них нужные на этот предмет средства. Кроме устных сношений со старцем, многие сносились с ним и письменно, прося себе нужных наставлений, а некоторые, кроме того, вели и подробные дневники своим мыслям, поползновениям и немощам и при удобных случаях присылали их к старцу целыми тетрадями. Старец перечитывал все и, на что нужно, отвечал, а письма, на которые были посланы ответы, собственноручно сжигал в печи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие Антония Римлянина Подготовка текста и комментарии О. А. Белобровой ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА Сказание о житии преподобного Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород – житие популярного новгородского святого, сочетающее черты легендарности и реальных событий. В Житии названы исторические личности XII в.: новгородский епископ Никита, князь Мстислав Владимирович Мономах, посадники Иван и Прокопий, отмерявшие землю для основания монастыря и храма Рождества Богородицы, описывается тяжба между Антонием и местными рыбаками, поставление Антония в игумены и его пространные предсмертные наставления братии. Появление Антония – италийского отшельника – в новгородских пределах объясняется в Житии как чудо: он приплывает из Рима, стоя на камне, через Неву, Ладожское озеро и достигает реки Волхов, воды которой приносят бочку с сокровищами, принадлежавшими еще родителям Антония. В Житии отплытие Антония из Рима отнесено к 1105 г., а его кончина к 1142 г.; в Новгородской I летописи Антониев монастырь упоминается впервые под 1117 г., а о смерти Антония сообщается под 1147 г. Житие написано в XVI в. монахом Антониева монастыря Нифонтом, а повествование ведется со слов инока Андрея, бывшего духовным отцом Антония. Житие известно в многочисленных списках XVI–XVIII вв. По мере его переписки к нему были добавлены Предисловие, похвала, чудеса, статья о перенесении мощей Антония. Текст Жития публикуется нами (без Похвального слова и чудес, но с Предисловием) по списку ИРЛИ, Древлехранилище, колл. Ф. А. Каликина, 35, XVII в., лл. 176–196. ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА МЕСЯЦА ЯНВАРЯ В СЕМНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ И АВГУСТА В ТРЕТИЙ ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА, БЫВШЕГО ИГУМЕНОМ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ И ОСНОВАВШЕГО МОНАСТЫРЬ И ХРАМ ВО ИМЯ ЧЕСТНОГО И СЛАВНОГО РОЖДЕСТВА ПРЕЧИСТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. СПИСАНО УЧЕНИКОМ ЕГО СВЯЩЕННОИНОКОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ АНДРЕЕМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ЕГО ДУХОВНЫМ ОТЦОМ, А ПОСЛЕ НЕГО ИГУМЕНОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священномученик Серафим (Чичагов) в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» называл Антония «благодатным рабом Божиим», сравнивая его со святителем Московским Филаретом (Дроздовым) и преподобным Антонием Радонежским. А. Кондратов в статье «По святым обителям и богоспасаемым градам» (1897) писал, что «пред преосвященным Антонием преклонялась вся Россия». Большой раздел посвящен Антонию в исследовании архиепископа Сергия (Петрова), впоследствии митрополита Херсонского и Одесского, «История Воронежской епархии» (1961-1968). О даре прозорливости Антония и чудесных вспоможениях рассказывается в книге «Серафимово послушание. Жизнь и труды Н.А. Мотовилова» (1996). Имя Антония пользуется почитанием много лет спустя после его праведной кончины. Имеется более 100 письменных свидетельств чудес и знамений милости Божией, явленных по молитвам святителя Антония до 1890 года, более 50 опубликованы. И сегодня память Антония чтится не только в Воронеже, но и по всей России: служатся панихиды, имя его предваряет многие синодики, а в некоторых семьях сохраняются с прошлого века как святыни иконки и молитвы, подаренные или присланные архиепископом Антонием. Могила архипастыря Архиепископ Сергий (Петров) в своем исследовании по истории Воронежской епархии пишет, что в 1914 году в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело Антония было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован. По утверждению митрополита Мануила (Лемешевского) к Поместному Собору 1917-1918 гг. были подготовлены соответствующие материалы для канонизации преосвященного Антониявеликого светильника Церкви. 24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) в рапорте 760 на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) свидетельствовал о широком почитании верующими памяти архипастыря, его благодатной помощи и ходатайствовал о перенесении останков святителя Антония в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительных работ на месте снесенного монастыря. В годовом епархиальном отчете за 1956 год архиепископ Иосиф писал, что состоялось перенесение останков архиепископа Антония в августе 1956 года на городское кладбище, после чего была отслужена панихида. В настоящее время на территории Алексиево-Акатова монастыря устроен некрополь из захоронений воронежских архиереев, останки которых были перенесены с разрушенных городских кладбищ. Среди перечисленных на надгробии — и имя архиепископа Антония. Однако утверждать, что в общем захоронении находится и его могила, нельзя. С 1996 года — года 150-летия кончины святителя Антония — и по настоящее время место захоронения уточняется.

http://patriarchia.ru/db/text/299060.htm...

К 1996 году маленький пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских уже не мог вместить всех приезжавших в обитель паломников и 21 мая 1996 года, на праздник преподобного Арсения Великого, с согласия руководства музея в храме святителя Николая на меловой скале состоялась первая литургия. С этого времени небольшая церковь святителя Николая, несмотря на трудность к ней доступа, приютила в своих стенах братию обители и стала центром монастырской жизни. В 1999 году при пещерном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских была восстановлена подземная часть семейной усыпальницы казацкого рода Иловайских. 12 сентября того же года обнаружили в одном из разрушенных склепов Иловайских памятник первому главному врачу Славянских минеральных вод, действительному статскому советнику Степану Васильевичу Курдюмову. Видимо, его могила находилась рядом с родовой усыпальницей Иловайских. Всего во время раскопок здесь было обнаружено 8 склепов с 11 захоронениями, большинство из которых были разрушены. Пещерная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских относится к 17 веку. До 1844 года сведения о памятнике практически отсутствуют, за исключением свидетельств о провале под землю. В 1844-1845 гг. иноки Святогорской обители расчистили пещеру, произвели реконструкцию храма с вырубкой дополнительных объемов, что позволило выделить алтарную часть и устроить иконостас. Освящение церкви в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских состоялось 30 августа 1846 года. После закрытия монастыря в 1922 году церковь была превращена в овощехранилище. В 1984 году пещерная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских была передана историко-архитектурному заповеднику для реставрации. В 1994 году в пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских был устроен иконостас на средства заповедника: архитектор А.Б. Дашевский, художники Г.В. Жуков, В.А. Теличко. После передачи подземной церкви преподобных Антония и Феодосия в 2000 году в пользование Свято-Успенскому монастырю, были выполнены работы по устройству ограды и колокольни. На колокольне имеется 10 колоколов. Самый большой – 300 кг.

http://sobory.ru/article/?object=05584

В 1946 году один из путешественников, посещавших монастырь, писал, что в среднем за год монахи принимают пятьдесят иностранных гостей. В 1953 году к монастырю была проведена дорога, сделавшая путь к обители преподобного Антония удобным и относительно быстрым — теперь до монастыря из Каира можно было добраться на автомобиле за несколько часов, тогда как раньше требовалась неделя. В настоящее время на территории монастыря Антония Великого сохранились южная стена и храм св. Антония , возведенные до перестройки монастыря в XVI в. Настенные росписи этого храма реставрировались в кон. XX в., большая их часть датируется XIII в. В связи с аварийным состоянием несущих конструкций храма регулярные богослужения здесь не проводятся. С апреля по октябрь богослужения совершаются в храме Святых апостолов. В течение Великого поста служба совершается в храме ап. Марка, в 15-дневный период поста перед Успением - в храме Пресв. Богородицы. В монастыре имеется также часовня во имя арх. Михаила и 2 церкви во имя прп. Павла Фивейского (одна возведена в Патриаршество Кирилла VI (1854-1861), др.- в 1930). В монастырской библиотеке хранится богатая коллекция манускриптов (1700 рукописей) и печатных книг. В южной части монастыря, примыкающей к горе Аль-Кользом, находится источник преподобного Антония, который вытекает из расщелины горы и за сутки дает приблизительно сто кубометров воды. В настоящее время он отгорожен сеткой, а для желающих набрать воды из него — отведена труба с краном. Пещера св. Антония, одна из наиболее почитаемых святынь монастыря, находится примерно в 2 км от него на высоте 680 м над Красным морем. Литература Использованные материалы   коптский арабоязычный писатель Абу-ль-Макарим, чьи сочинения были изданы под именем армянского путешественника Абу-Салиха   0,42 га   В нач. XVI в. копт. патриарх Гавриил VII послал 20 монахов из сир. монастыря Дейр-эс-Суриани для помощи в восстановлении монастыря Антония Великого. После реставрации здесь некоторое время сосуществовали эфиопские и египетские общины.

http://drevo-info.ru/articles/14535.html

А та земля и луг рель, что вступаются Новгородские посадские люди в духовном списке Антония Чудотворца написана в ободе к Антонову монастырю и Отец Наш Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руссии, выслушав тот духовный купчий ободной список Антония Чудотворца, велел подписать на Своё Царёво и Великого Князя имя Дьяку Ивану Собакину, а велел о всём ходить по тому, как Антония Чудотворца в духовном в купчем ободном списке написано, и по тем межам и урочищам владеть, а не велел никому ничем духовного купчего ободного списка рушить, да и жаловальную Свою Государеву грамоту за подписью Дьяка Ивана Собакина дал Антонова монастыря Игумену Мисаилу с братией, а велел о всём ходить по тому, как Антония Чудотворца в духовном купчем ободном списке и в жаловальной грамоте написано, и по тем межам и урочищам владеть по духовному, по купчему ободному списку, и того духовного купчего ободного списка и жаловальной грамоты рушить никому ничем не велел, и на ту жаловальную грамоту иные грамоты давать не велел да и потому приговорил Новгородских пятиконецких старост и всех посадских людей обинити; потому что в прошлом чв (92) году Аз Царь и Великий Князь Феодор Иванович всея Руссии того духовного купчего ободного списка Антония Чудотворца и жаловальные грамоты Отца Своего слушал и пожаловал есми Игумена Кирилла с братией или кто по нём иной Игумен в том монастыре будет; велел тот духовный купчий и ободной список Антония Чудотворца подписать на Своё Царёво и Великого Князя имя Дьяку Дружине Петелину, а не велел, того духовного купчего, ободного списка Антония Чудотворца и жаловальной грамоты потому же рушить никому ничем, о всём велел ходить и владеть по тем межам и урочищам, как в духовном в купчем в ободном списке Антония Чудотворца и в жаловальной грамоте написано, да и потому Новгородских посадских людей приговорил обинити, что правая грамота у Новгородских людей драна, верх у ней отодран и молчали Новгородские посадские люди при Отце Нашем, при Царе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии, и Мне, Царю и Великому Князю Феодору Ивановичу всея Руссии от па (81) года, как Отец Наш Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руссии пожаловал дал Свою Царскую жаловальную грамоту Антонова монастыря Игумену Мисаилу с братией по девяносто шестой год не бивали челом, а начали бить челом в (96) году и подали челобитную в Великом Новгороде Окольничему и Воеводам Князю Феодору Ивановичу Хворостинину да Григорию Ивановичу Морозову, да Дьякам Андрею Арцыбашеву, да Семенке Емельянову

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Антоний – основатель Киево-Печерского монастыря, родился около 983 г. в г. Любеч. Совершил хождение в Константинополь, а затем на Афон, где жил в пещере близ монастыря Есфигмен. Здесь он был пострижен в монахи игуменом Феоктистом и в качестве миссионера направлен на Русь, где поселился в Варяжской пещере в Берестове около Киева. Возможно, мирское имя Антония – Антипа (в переводе с греческого – «вместо отца»); при пострижении назван Антонием в честь Антония Великого , основоположника отшельнической монашеской жизни. После смерти князя Владимира Святославича, в период междоусобной борьбы его сыновей за киевский стол, Антоний удалился на Афон, откуда по приказу игумена Феоктиста в 1028 г. вернулся в Киев и поселился в Иларионовой пещере на берегу Днепра. Вокруг Антония, прославившегося монашескими подвигами, собрались ученики и последователи, среди них – Никон Великий, Феодосий Печерский , Моисей Угрин и др. Они выкопали пещерную церковь , трапезную, общий подземный ход, поставили над пещерами деревянную Успенскую церковь . Так возник Киево-Печерский монастырь, сказание об основании которого читается в Повести временных лет под 1051 г. Известность и авторитет Антония были так велики, что вступивший в 1054 г. на киевский стол князь Изяслав Ярославич вместе с дружиной приходил к нему для благословения. В 1061 г. отношения Антония с киевским князем осложнились из-за пострижения в монастыре приближенных Изяслава – боярина Варлаама и евнуха Ефрема. Предпочитая отшельничество, Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился в Ближнюю, так называемую «Антониеву», пещеру. В 1062 г. князь Изяслав назначил Варлаама игуменом основанного им монастыря Святого Дмитрия, и Антоний по просьбе братии сделал новым игуменом Феодосия Печерского . В 1067 г. князья Изяслав, Святослав и Всеволод Ярославичи, отправляясь в поход на половцев, просили у Антония благословения, и он предсказал им поражение, что произошло в битве на р. Альте. В конце 60-х годов Антоний был обвинен киевским князем в помощи Всеславу Полоцкому и удалился в Чернигов к Святославу Ярославичу, где жил в пещере на Болдиных Горах. Позднее по просьбе князя Изяслава он вернулся в Киев, в 1073 г. участвовал в закладке каменного Успенского собора. Антоний умер на девяностом году жизни и похоронен в Ближней пещере Киево-Печерского монастыря. Канонизацию святого Антония Печерского историки церкви относят к домакарьевскому периоду: ко второй четверти XII – первой четверти в. ( Е. Голубинский ), к концу – началу XV в. (В. Васильев). Житие Антония Печерского, не дошедшее до нас, – один из основных источников сведений по истории монастыря для авторов Киево-Печерского патерика.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010