За сим испрашиваю на Вас благословение Божие, и остаюсь навсегда недостойный Игумен Антоний. 1 октября 1850 г. Письмо 195 Приношу Вам благодарность мою за соболезнование Ваше о болезни моей и вот по молитвам Вашим, и по великому милосердию своему даровал мне Господь Бог облегчение, так что я могу и писать. Даруй Господи и Вам получить отраду и облегчение от всех недугов своих душевных и телесных, о чем и умоляю я благость Божию во всякое время. Просите Вы меня сказать Вам: в чем состоит путь спасения? На сие Сам Христос ответствует Вам, говоря: «иже хощет по Мне идти, да отвержется себе!» Это означает не то, чтобы отказаться от родительского наследства, но отказаться или отречься от своей воли, и от своего разума; т. е. если Μ. Н. не одобряет Вашего общения с С. П., то должно принять Вам оное за волю Божию, хотя П., и превосходнее Вас по уму и жизни, памятуя твердо то, что наше спасение с Вами состоит только в святом и безответном послушании во всем. Так и Вы, возлюбленная моя, ради Христа повинуйтесь во всем наставникам и наставницам Вашим и покаряйтеся, ибо тии бдят о спасении души Вашей. За сим поздравляю Вас с грядущим постом святым, который желаю Вам совершить богоприятно, a потом даруй Вам Господи и радостным Воскресением душевно утешиться, и быть навсегда здравою и благодушною, чего желает Вам усердный богомолец Ваш недостойный Игумен Антоний. Письмо 196 Во-первых, чрез сие скудное писание долгом поставляю принесть Вам мою чувствительную благодарность за оказанную мне страннику благоприязнь и упокоение. После сего позвольте Вам сообщить и о том, что я заметил y Вас, a именно: немирствие Вашего духа происходит совсем не от сырой келейки, a от накопившихся грехов, как и св. Давид говорит: несть мира в костех моих от лица грех моих. A второе самое главное, – когда бы мы, по слову Христову, были кротки и смиренны сердцем, тогда б обрели и покой душам нашим; не правда ли? Слава Богу, келейка Ваша такая, какой и праведный Лазарь, лежащий за вратами, y себя не имел. Посему должно Вам от души благодарить Бога, что Он Вам не по грехом Вашим воздает.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

Спаси Вас, Господи! За сим усердно поздравляю Вас не с масляницею, a с наступающим святым и душеполезным постом, который должно сохранять и об маслянице, по словам св. Василия Великого , удостоверяющего, что на всякое время пост полезен есть. Но истинный пост есть не брашен одних ошаяние, но злых и небогоугодных дел отчуждение. Прошу помолиться и обо мне, чтобы менее раболепствовать чреву, a более бы работать Господу Богу. 11 февраля 1842 г. Письмо 64 Приношу Вам поздравление мое с честною или, прямее сказать, с бестолковою масленицею. При веселом и всенародном праздновании этом, не мешает всякому празднолюбцу помнить древнюю русскую пословицу: не все будет масленица... A всего полезнее размышлять при обильном ястии и питии сии Христовы слова: горе вам насыщении ныне! A посему даруй Вам, Господи, лучше пост святый с радостью встретить, и душеспасительно оный провести, чего от всей души богомольчески всем Вам желаю, и с почтением моим и любовью о Господе ко всем Вам остаюсь навсегда благожелательным богомольцем Вашим и всенижайшим слугою немощный и многогрешный И. Антоний. 15 февраля 1854 г. Письмо 65 Сердечно порадовался я о том, что были Вы на богомолье в Боровске. Как пред Богом молитва не останется тщетною, так и пред Богородицею и пред преподобным угодником Их Пафнутием Чудотворцем не будет тщетною: – Они Вам помогут. Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки, и много может молитва Праведного споспешествовать Вам во благое. A за табачок, прошу не подержать на меня своего неправедного гнева, a благодарите Господа Бога, что Он помог Вам преодолеть этого демона, памятуя апостольское наставление: a иже Христови суть, те плоть свою распяша со страстьми и похотьми. Подобным образом дай Бог Вам силу прогнать от себя и блудного демона; ибо кто одну страсть преодолеет, тот одного демона победит, a кто две страсти одолеет, тот двух демонов победит, a кто десять или более оставит пристрастий, тот целый полк бесов переколотит, и будет наслаждаться душевным миром, коего Вам от души и желаю я.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

Равно и мы ежедневно воспоминаем о Вас в недостойных молитвах наших пред Господом Богом, испрашивая на Вас и на вселюбезнейших деточек Ваших святое благословение Его, и вразумление на дела благие. Но мне очень совестно пред Вами в том, что мы очень скудны и делами благими и словами назидания, но благоговеющая любовь Ваша христианская не точию прикрывает нравственные недостатки наши, a еще и доброе находит в нас убогих, a посему награди Вас Господи за святое смирение Ваше! Вы, между прочим, уведомляете о том, что, живя в таком великом и пространном граде, чувствуете пустоту и тесноту, т. е. тесно отовсюду, ибо между окружающими Вас знакомыми, и ближними, и родными не всех видите благомыслящими и духом Христовым водимыми. Что делать! Справедливо сказано Св. Давидом о нынешнего времени людях, что вси от правого пути уклонились, вкупе неключими быша, несть творяй благостыню, несть до единого. Но, невзирая на то, что все почти неключимы, советую Вам, возлюбленным моим, дух благочестия сохранять в себе всеми силами своей души, т. е. ограждать себя крестным знамением и при ястии, и при питии, и при выходе из дому, и при входе, и при начинании всякого дела;·ибо крестом ограждаемые врагу бывают страшны, хотя неблагомыслящим и кажется это юродством, т. е. (говорят они): что скажут о нас? Но при этом должно воображать не то, что скажут люди, a то, что скажет нам Господь Бог на страшном суде за человекоугодие наше! Вот об этом-то должно подумать, a не о том, что высокоумные скажут, или подумают о нас. 9 января 1862 г. Приветствую моим всеусерднейшим поздравлением Вашего вседражайшего супруга с Монаршею милостью, чему все мы, убогие старцы, заочно порадовались и душевно пожелали, чтоб, имущим им сие, и еще дано было и преизбыло. Но более всего радуемся о том, что Господь Бог любит Вас, и, за благоговение Ваше пред Ним, и за смирение в духе пред клевреты, святые имена ваши вписаны у Него на небеси в книгах живота вечного. С каковою великою милостью Божиею к Вам и приветствую Вас моим всеусерднейшим поздравлением.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

Простите, и будьте, Бога ради, мирны, и примите уверение в том, что и при безмолвии своем всегда помнит о Вас богомолец Ваш многогрешный Игумен Антоний. 9 января 1844 г. Письмо 249 Вот благодарение Господу Богу, благодеющему нам, приблизился и день тезоименитства Вашего; почему приятным долгом поставляю принести Вам усерднейшее поздравление, с оным, сердечно желая, чтобы Господь Бог благословил новолетие Ваше и сохранил дражайшее здравие Ваше во благоденствии и душевном спокойствии до старости и престарения; a, наконец, со упованием на Его спасение даруй, Боже, и кончины христианской удостоиться, непостыдной и мирной, и по многих болезнях и трудах своих получить вечное упокоение со святыми в небесном царствии, чего от всей души моей богомольчески Вам желаю. Боже, ущедри ны и благослови ны! Давно не имею удовольствия слышать о Вашем житье-бытье, а посему и не знаю, здоровы ли Вы и благодушны ли, или подобно мне малодушествуете и изнемогаете под бременем своего креста? Впрочем, усердно желаю, чтобы письмо сие нашло Вас в совершенном спокойствии духа и в радости о Господе. Ибо, не все же нам унывать, a лучше будем на Бога уповать, Который по многих болезнях Ваших и душевных страданиях силен облегчить тяготу Вашу и утешить сердце Ваше радостью спасения. Посему возведем очи свои в горы, отнюду же приидет помощь! Что ж касается до меня, то я действительно страдаю, и недугую душою и телом, но никто, так как и Вам, не внемлет мне, о чем много болезную сердцем моим. Господи! даждь нам терпение, великодушие и кротость. 15 сентября 1846 г. Поздравляю Вас на новоселье, с усердным желанием, чтобы Господь благословил вхождение Ваше во святую обитель H., и укрепил Ваши силы к понесению предлежащих трудов, ибо нельзя, а об на новом месте чего бы не встретить нового и трудного для себя, когда и деревья по пересадке первое лето болят. Впрочем не должно унывать, но очи свои возводить в горы, отнюдуже приидет помощь. Письмо 250 Возлюбленное о Господе чадо мое духовное, и друг мой сердечный, и благодетельница!

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший и достопочтеннейший батюшка, и милостивейший благодетель мой о Христе Иисусе, боголюбивейший отец Архимандрит! Благословите! Давно имел в желании писать к Вам, и благодарить Ваше Высокопреподобие, за почтеннейшее письмо Ваше с благожелательным поздравлением меня недостойного с облечением во святый и великий Ангельский образ, т. е. в святую схиму; но весьма болезненное состояние мое лишило меня сей возможности, да и ныне пишу это не своею рукою, ибо остави мя сила моя, a посему, хотя и опоздалое по времени, и не своеручное писание это, прошу принять милостиво, ибо сердце мое исполнено любви и благоговения к святой особе Вашей, и всегда с сердечною признательностью молитвенно воспоминаю Вас за все доброе, a за то, что доселе не писал я к Вам, прошу не посетовать на меня немощного и убогого старца! Вместе с сим приношу Вам сердечную благодарность мою, за посланной Вами с нашим Иеромонахом святый образ, чем весьма много утешили меня и одолжили, ибо y меня не было еще такого образа, за что спаси Вас Господи и утеши! Вот приближается день святого Ангела Вашего, с которым и приношу Вам поздравление мое, и от души желаю, чтобы Господь Бог за молитвы святого Равноапостола благословил новолетие Ваше, и сохранил жизнь Вашу до самой глубокой старости во здравии и благоденствии, и явил Вам спасение свое! После сего для ведения Вашего доношу о себе, что сего года марта 9-го дня исполнилось мне от рождения моего семьдесят лет, и я в тот день, по благословению милостивого Архипастыря нашего, облечен в великой Ангельской образ, т. е. в святую схиму: и с того дня сижу в келлии своей, – как в затворе – безвыходно, да и к себе в келлию никого не принимаю. Но вот какая беда, что и с принятием великого Ангельского образа, я нисколько не переменился на лучшее, ибо чувствую те же немощи и слабости и не имею чем похвалиться, a посему смиренно прошу Ваше Высокопреподобие помолиться обо мне, чтобы Господь Бог исправил меня и научил творить святую волю Его! Пиша к Вам, вспомнил я о боголюбивом друге Христове Лазаре, т. е. о добром и примерном наставнике Вашем отце архимандрите Данииле, который тому уже десять лет, как преселился в блаженную вечность, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, где да упокоит Господь благочестивую и боголюбивую душу его со Святыми! В одно время он приснился мне во сне, и жаловался, что по кончине его всю келлию его обобрали, т. е. и книги, которых y него было очень много, платье разное, даже митру; и действительно приезжали родные его в Е., и ничего им не выдали на память об нем. Некоторые лица спрашивали меня, нет ли y меня какого некролога об отце Данииле, но y меня ничего нет. Отец архимандрит В. обещал было что-нибудь написать об нем, но не удосужился. Не знаю, не имеете ли Вы каковых замечательных сведений о том, то прошу Вас поделиться с нами убогими.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

Хотя и лично сподобил меня Господь Бог принесть Вам мое благожелательное поздравление с боговрученною святою обителию св. великомученика Георгия; но и заочно, за должное себе поставил повторять пред Вами мое поздравление и благожелание; ибо сердце мое от Вашего, не в разделе. С чем же мне Вас поздравить? Некоторые любят, чтоб их поздравляли с наперстными крестами, но они иногда бывают виновны нашего тщеславия, почему и до времени с оными не поздравлю; a поздравлю Вас, моего благодетеля, крестом Христовым, т. е. с крестом Самим Христом на рамена Ваши возложенным! Поистине и сей святый крест для неискусившихся вельми вожделенен, но нам – с Вами,– отче святый, пожалован он вместо вериг железных, коими вся свобода наша связана, чтобы мы не себе служили и не себя покоили, но были бы всегдашними слугами боговверенной нам братии. Воистину, тяжел этот крест! однако хотя и тяжел, но спасителен; ибо больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя – рече Господь. Тяжек был крест и для Христа Спасителя нашего, под которым человечество Его падало; a, когда Он распят был, то между ругательствами некоторые кричали Ему: сниди со креста! но Спаситель наш не послушал, не сошел со креста, a изволил претерпеть до конца, и душу Свою положить! Наши же теперешние кресты, без сравнения хотя и легче того, но мы почти ежедневно под оными изнемогаем, унываем, и падаем духом, особенно тогда, когда поносят нам, и вместо любви, благодарности и повиновения, платят нам ненавистью, ропотом и прекословием; тогда и наша плоть, любящая собственной покой шепчет нам, a иногда от нетерпения даже нескромна и кричит: сниди со креста! откажись от должности, доколе будешь мучиться? Но и мы не будем слушать ее, не сойдем со креста, не будем изыскивать случаев ко освобождению от должности, слушая Самого Христа: претерпевый до конца, той спасен будет! – И так, любезнейший батюшка, с сим-то святым крестом, Вас усерднейше поздравляю! Даруй Вам Господи терпение, великодушие и кротость! Сам Господь Бог да будет Вам наставник и заступник, и да исполнит сердце Ваше радости духовной, и да сохранит здравие Ваше на многие лета во благодушии и благоденствии, и наконец, да спасет Вас и вверенное Вам братство и всех Вас (и нас грешных) да упокоит со святыми в небесном царствии! Чего, от всея моей души, исполненной к Вам любви, богомольчески Вам желаю!

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

л. тот же. Его же: «Послание к великому князю Василию Ивановичу на еретиков». л. 205. Его же: «Послание к великому князю Ивану Васильевичу на еретика Кленова». Напечатано в журнале Мин. Нар. Просв., за 1866 г., июль (отчет по истории Русск. Литературы). л. тот же. Его же: «Послание к некоему вельможе, возбраняющу ему раб своих пострищи в черньцы». Издано Костомаровым в Памятниках старинной Русской литературы (вып. IV) по рукописи Волоколамскаго монастыря, находящейся ныне в библиот. Моск. дух. акад. л. 208. Его же: «Послание о чернце, расстригшемся и от правил пространно». л. 211. Его же: «Четыре послания о епитимьях к некоим вельможам, в мире живущим, детям его духовным». д. 217. Его же: «Послание к некоей княгине вдове, давшей по своим детям на сорокоуст и пороптавшей». Напечатано с незначительными пропусками в журн. Мин. Нар. Просв. (там же). Заглавие это не верно, как будет показано в своем месте. л. 222. Его же: «Послание к некоему вельможе (Ивану Ивановичу Третьякову), зазирающу ему о бывшей брани со архиепископом Серапионом». Обширные отрывки из него и полный пересказ его содержания см. в журн. Мин. Нар. Просв. (там же). л. 245. Его же: «Послание к епископу Нифонту на еретиков». Напечатано с выпусками в Чтениях Моск. Общ. Ист. и Древн. (1847 г., 1). л. 249. Его же: «Послание к Симону митрополиту». Издано в Памятн. старин. Русской литер. (вып. IV). л. 250. «О преставлении старца Антония Галичанина в Павловой пустыне 7034 года, в июле». Повесть неизвестного автора. Она встречается и в других сборниках XVI века, например, в сборнике Имп. Публ. библ. (Толст., отд. II, 254), в сборнике Моск, духовн. академии 156 (520), л. 368. Жизнь лица до поступления в монашество и старые грехи инока являются здесь на суд по смерти во всей наготе. Смерть является иноку в живом образе; ей предшествуют бесы, очерченные не менее живо. Вообще статья любопытна для характеристики нравов XVI века. «… лежа в недузе долгое время и перед смертию видение виде: приидоша демони... иные стояли, яко древо высота его и подперся палицею великою, а ине стояше и кричаше, аки свиньия...» Оружие бесов: удицы, клещи, пилы малые, рожны, шила, бритвы; «а ин глаголет: распорем да опять сошьем его...», «… на некоем месте обретохся незнаеме и видех тамо яко некую улицу и в ней множество человек рищущих и вси ходяще тужат и горюют и глаголют: ох, ох, горе, горе! Аз мнехся поверху их: ни се хожу, ни се летаю, яко невидимая сила ношаше мя по воздуху, яко с человека высотою: от земля летати ми яко на полотне носиму. И видех пред собою грехи моя от юности моея, ни кым же держимы, яко круги, или аки доски; всякий грех воображен написан не книжными словы, яко на иконах и не красными, писано дегтем но толико прозрачно и разумно; как взриши, так и спомнишь лето и месяц, и день... Ещё ми сущу пяти лет мати моя спаше.... ино так и написано. Да замахивался есми на мать свою батогами, и тако она седит, и яз как замахнулся, ино тако ес и написано и батог от туть» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Совершив, не без великого труда, эту последнюю свою поездку, и возвратясь в обитель, о. Игумен все боле и боле стал уединяться и готовиться к исходу, говоря всем, что жизнь его длится еще только ради молитв молящихся. Между тем с самой кончины о. Архимандрита, старца не оставляла мысль о принятии великой схимы, но по глубокому своему смирению он считал еще нужным испытать свою готовность к принятию оной. Испытывал себя год, другой, и только в конце третьего года вполне созрела в нем эта мысль, и 9 Марта 1865 года, когда старцу исполнилось ровно 70 лет, он привел ее в исполнение, с благословения епархиального Архиерея. По болезни старца пострижение совершено келейно Настоятелем обители о. игуменом Исакием. Новопостриженный Схимонах – игумен прекратил прием мирских лиц, а братию монастырскую стал принимать нередко и на короткое время, и весь предался молитвенным подвигам и богомыслию. Видевшие его в это время никогда не забудут, как благолепен был вид старца, успокоившегося в безмолвном уединении от бесед, которыми давно тяготился. От всегдашнего пребывания в молитве и преизобилия духовного утешения, самое лицо его просветлело и сияло высокой радостью. Вообще, по принятии великого ангельского образа, все замечали в нем много нового, видимо благодать в нем усугубилась. Так, его всегда занимала мысль о смерти, но прежде он вспоминал о ней с трепетом и страхом, часто устрашал самого себя размышлением о возможности скоропостижной смерти. И когда приближенные с удивлением спрашивали его: неужели он еще боится смерти? – то он отвечал, что они сами не понимают, чему удивляются; что отсутствие подобного страха указывает только на великую бесчувственность душевную. Теперь же, в нем проявилась особенная какая-то сила духа, и мысль о смерти он встречал не только со спокойствием, но и с великой радостью. Духом он отрешился от всего земного, и было заметно, что ему было извещение о близости его кончины. Хотя и прежде всегда любил говорить о смерти, но теперь многим уже положительно и ясно объявлял, что приближается его исход. Так, некоторым лицам, посетившим его в 1864 году, прямо предсказал, что они более его уже не увидят, а другим тут же объявил, что с ними однажды еще увидится перед смертью , что все в точности и сбылось. В Ноябре 1864 г., он написал собственной своей рукой одной духовной своей дочери, как надо молиться за новопреставленного своего духовного отца. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

7 (323). – 20 Февраля. О переводе живущих в приворотной избе при Синоде солдат лейб-гвардии Преображенского полка на другую квартиру. Под докладною выпискою, которая учинена о квартирующих при Синоде лейб-гвардии Преображенского полку солдатах, подписан следующий приговор: По указу Великого Государя Правительствующий Духовный Синод приказали: оных лейб-гвардии солдат из вышеозначенной приворотной избы, где караульным быть надлежит, свесть в другую квартеру. И о том в Канцелярию Полицеймейстерских Дел послать Великого Государя указ. 8 (324). – 22 Февраля. О взятии в Святейший Синод на расходы из Приказа Церковных Дел денежной казны. В Правительствующем Духовном Синоде из присланных из Штатс-Контор-Коллегии за расходы в остатке 600 рублёв. А в Москве, в Приказе Церковных Дел, который в ведомстве Правительствующего Духовного Синода, есть наличная денежная казна под ведением Златоустова монастыря архимандрита Антония. Святейший Правительствующий Духовный Синод приказали: из Приказу Церковных Дел наличную денежную казну с обстоятельною о сборе тоя ведомостью на всякие неминутые расходы во оный Правительствующий Духовный Синод взять. И о присылке той казны с ведомостью немедленно послать к Златоустовскому архимандриту Его Великого Государя указ. 9 (7). – 22 Февраля. О ведении типографий в Святейшем Синоде; об именовании Киево-Печерского и Черниговского монастырей ставропигиальными не Константинопольского патриарха, а Святейшего Синода и о непечатании книг без позволения оного. В Правительствующем Духовном Синоде выписано: обретаются в разных городах, а именно: в Санкт-Питер-Бурхе, в Москве, в Киеве, в Чернигове и в прочих местах типографии, которые по именному Его Царского Величества указу и по Духовному Регламенту под ведением Святейшего Правительствующего Синода; а некоторые монастыри пишутся и титулуются ставропигиами святейшего Константинопольского патриарха, и книги в типографиях тамошних печатаются по воле начальствующих их, в чём есть многое неисправление. Святейший Правительствующий Духовный Синод приказали: по вышеозначенному именному Его Царского Величества указу и по Духовному Регламенту оным Санкт-Питербургской, Московской, Киевской, Черниговской и прочим Всероссийского государства типографиям быть под ведением того Святейшего Правительствующего Синода и помянутым Киево-Печерскому и Черниговскому монастырям ставропигиами Константинопольского патриарха впредь не писаться, а писаться всем ставропигиами Святейшего Всероссийского Правительствующего Синода, от которого и о печатании книг повеления требовать, а без повеления того Духовного Синода никаких книг не печатать. И о том во оные типографии послать из Правительствующего Духовного Синода Его Великого Государя указы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Игумен Антоний, коего письма к разным лицам предлагаются здесь, происходил из благочестивого купеческого семейства. На 21-м году своей жизни (в 1816 г.) он удалился из мира, и более пяти лет провел в Рославских лесах, в трудах и подвигах сурового пустынножительства вместе с старшим братом своим О. Моисеем. Потом, опять вместе с ним же, был одним из первых основателей и тружеников Предтечева скита при Оптиной пустыни, в котором 14 лет был и начальником, прожив в нем всего лет 18. Здесь постигла его страшная, мучительная болезнь в ногах, утружденных многолетним подвижничеством, болезнь продолжавшаяся около 30 лет, т. е. до самой его кончины, и причинявшая ему жестокие страдания, которые он переносил с изумительным терпением и благодушием, не оставляя притом и добровольных, монашеских подвигов и трудов, и занятий по должности. В 1839 году, не смотря на болезненное его состояние, он, к великому своему прискорбию, был назначен Игуменом Малоярославецкого Николаевского монастыря, и лет 13 нес весьма тягостное для него бремя настоятельства. Последние 12 лет своей жизни он провел на покое в Оптиной пустыни, где и почил о Господе в 1865 году в ночь на 8-Августа. С того времени еще, когда О. Антоний жил в Оптином скиту, многие лица, как мирские, так и монашествующие, смотря на жизнь его стали обращаться к нему за духовным советом. По смирению своему, О. Антоний всегда, по возможности, уклонялся от высокой обязанности духовного руководителя; но с другой стороны, по любви к ближним, не мог презирать их просьбе и душевных потребностей; а потому не отказывался, сколько позволяли силы его, подавать как словесно так и письменно духовные свои назидания тем, кто с верою к нему прибегал. Получив в детстве недостаточное, первоначальное образование (домашнее), О. Антоний впоследствии пополнил скудость оного постоянным, внимательным чтением Отеческих и других общеполезных книг, долголетним опытом; притом обладал даром естественного красноречия, или даже сладкоречия. Слово его как устное, так письменное, по свойству своему простое, мягкое, всегда было растворено духовною солию, и отличалось особенною какою-то меткостию и своеобразною выразительностию и силою; и часто в простой, или даже и шутливой форме содержало высокое назидание. Всеми чувствовалось, что поучения О. Антония, устные и письменные, были плод многолетних, иноческих трудов, опытного знания Отеческих писаний, личной, внимательной наблюдательности всякого рода людей, и монашеского деятельного жития и разумения. Часто как в письмах, так и в беседах, он приводил в пример, в шутливом виде, себя и свои немощи; но знавшие его хорошо понимали, что, прикрывая таким образом свою строго-монашескую жизнь, он при этом имел в виду душевную пользу ближних: говоря как бы о себе, он высказывал другим полезные уроки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010