Антоний никому не противоречил, и не отказывался от лечения, хотя понимал, что болезнь его неисцельная. Не останавливаясь мыслью своей на том. что болезнь эта и произошла и усиливалась от понуждения к монашеским подвигам, о. Антоний принимал страдания свои за испытание, посланное ему для душевной пользы, ради очищения от грехов. Однажды посетил его известный благочестивый писатель И. В. Киреевский, и в беседе с ним выразился так: «Вот, батюшка, на вас сбывается слово Писания, что многи скорби праведным: какой тяжкий крест возложил на вас Господь!» «То-то и есть, – старец, что праведным скорби, а у меня-то все раны, как и св. пророк Давид говорит: многи раны грешному». За великое смирение его Господь помогал ему с мужественным терпением и дивным благодушием переносить эти ужасные страдания. Когда же они слишком усиливались, то он любил воспоминать праведного Иова, и во утешение и подкрепление себе и другим говаривал, что все его страдания не стоят и одного вздоха сего многострадального ветхозаветного мученика. Своего же терпения о. Антоний как будто не видел, и однажды утешая одного из духовных своих чад, находившегося в скорбном положении, выразился так: «Сердечно сожалею о разных искушениях, случившихся с вами, а между тем и позавидовал я вам о том, сколь крепко любит вас Господь. Ибо за каждый толчок, за каждый болезненный вздох, сколь много готовит вам наград и неотъемлемых утешений! А я, бедный калека, немного имею ран, да и те подчас бывают невыносимы; а посему горе моему окаянству, – останусь я с голыми руками». Как пред Богом, так и пред людьми старец скрывал свои страдания. Многие, видя всегда светлое лицо его, и слыша его оживленную беседу, не понимали, какого страдальца видят пред собою, некоторые же, видя наружную его полноту, полагали, что он совершенно здоров, но притворяется. 8 И не удивительно. Кто привык видеть, как обыкновенно в миру люди плотские в случае несравненно меньшей болезни все свое попечение и помышление на то, как бы окружить себя покоем, для тех, конечно, непостижимо и невероятно должно показаться терпение старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

Доношу Вам о себе, что я, по велицей милости Божией ко мне недостойному, за Ваши святые молитвы, живу ныне как Адам в раю, без печали и воздыхания, не имея достойных слов, како возблагодарить Господа Бога за толико многую милость Его ко мне, многосогрешившему. Может быть, когда-нибудь будет и изменение толико блаженному состоянию моему; но дотоле мой долг говорить: день прешед, благодарю Тя Господи! А о преднем, возложить печаль свою на Господа Бога, Который, по словам св. Давида, не оставит жезла грешных на жребии праведных! В настоящее время есть y меня желание, не точию, чтоб Вы, батюшка, меня недостойного посетили и посмотрели на мое житье-бытье, но, когда б можно, и остались бы с нами пожить, и почить и телом и духом от многих трудов и неприятностей, бывших в жизни; я бы со всею любовью уступил Вам свою келлию, которая со всеми удобствами, т. е. поместительная, покойная, зимой – очень теплая, безмолвная столько, что не только люди, но и мухи не лишают сладкого покоя, a притом, и мы с отцем Савватием усердно послужили бы Вашему Высокопреподобию. 8 июля 1853 г. О болезни Вашей болезновал я и болезную сердцем моим, и молю Господа Бога о восстановлении здравия Вашего. Равно грущу сердцем моим о заботливости Вашей о многих занятиях Ваших, в том числе и о новой описи, изнурительной для здоровья. Но между тем, от всей души моей благодарю Господа Бога, что Он, по велицей милости Своей, избавил меня немощного от всех оных искушений и бед, коими почти каждое начальственное лицо окружено, a я теперь живу в Оптиной пустыне, как Адам в раю, или, ближе сказать так, как Евлогий каменосечец, который некогда был сановным лицем, патрицием, но промышлением Божиим приведен в прежнее, простое и безмятежное состояние по душе, и благодарил о сем Бога, что душа его яко птица избавися от сети. Впрочем, если я не так разумею о сем, то прошу Вас, батюшка, великодушно простить неразумию моему. 15 января 1854 г. Хотя я и благодарил Вас лично, батюшка, за приятное и милостивое посещение Ваше нас убогих и недостойных, но чувствование сердечной признательности питаем доселе, которую и ныне повторяю чрез строки сии, и смиренно испрашиваю милостивого извинения Вашего за весьма скудное упокоение Вас.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

В связи с этим греческим текстом может быть упомянута новгородская берестяная фамота 549, найденная на территории усадьбы Олисея Гречина и датируемая рубежом XII-XIII вв.: «Покланяние от попа кь Грьциноу. Напиши ми шестокриленая анг(е)ла 2 на довоу икоунокоу, на верьхо деисусоу. II цьлоую тя. А б(ог)ъ за мездою, или лади вься» 598 . По справедливому заключению В. JI. Янина, речь в ней идет о заказе храмовых икон, входивших в раннюю форму иконостаса. К этому можно лишь добавить, что фамота. содержащая одно из древнейших на Руси упоминаний слова «деисус», свидетельствует об определенном этапе развития алтарной префады в восточнохристианском мире, к которому принадлежат и роскошный иконостас константинопольского императорского монастыря, и скромный деревянный небольшого новгородского храма, заказанный его священником. В русских источниках XII-XIII вв. алтарная префада, согласно наблюдениям В. В. Голубинского. фигурирует под именем «перегорода». «префада олтаря» 599 , «чистыя префады», «святыя офады», «олтарные заграды». «огорода олтарьная» 600 . Сведения о древнерусских наименованиях частей преграды мы находим в повествовании Новгородской первой летописи о разфаблении в 1204 г. константинопольской Софии, автором которого был. по всей видимости. владыка Антоний, совершивший паломничество в Царьфад: «...а онбожь окованъ бяше всь сребромь, и столпы сребрьные 12, а 4 кивотьныя, и тябло исекоша, и 12 креста, иже надъ олтаремь бяху межи ими шишки, я ко древа вышьша муж, и преграды олтарныя мелей стълпы а то все сребрьно...», а также в самом тексте паломничества Антония, тогда еще Добрыни Ядрсийковича. об алтаре Софии: «Вь алтари же великомь, под трапезщою великою, на среде ея под капишетазмою повешен царя Константиновъ венецъ... " Гаже ка- тапетазма вся золотомъ и сребром исткана бе. А столпы олтарные и пге- ремъ и амбонъ тако же златом и сребромъ учиненъ мудро зело...» (выделено мною. – И. С) 601 . Легендарные драгоценные украшения константинопольской Софии, устроенные Юстинианом, были известны на Руси также из «Сказания о построении храма святой Софии», славянская редакция которого, по предположению некоторых исследователей, существовала уже в XII в. 602 Наряду с описанием ветхозаветного храма Соломона в «Хронике Амартола», переведенной на церковно-славянский уже в X-XI вв., это «Сказание» могло вдохновлять русских храмоздателей. В нем, в частности, рассказывается, как император Юстиниан «олтаръ и стлъпы въсе и преграды и двери въсе, от сребра чистого, и иже въ алтари четыре трапезы и седьмь степень святителъскых купно съ иерейскы- мн... и тремецъ иже над престолом и инии многы вещи сътвори от сребра чиста позлащенна въ тлъстоту многу. Тремъц же различным созданием украси, връху же его постави яблъко въсе злато... и кринъ от злата... и връху его крестъ златъ... и украси и камениемъ многоценны(м) » 603 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Книжку эту, если y Вас нет, можно спросить в книжной лавке; она недорогая, дешевле аптекарских лекарств, и полезнее. Вот и я, по великому милосердию Божию ко мне недостойному, 25 лет ношу язвы на своих ногах, но не страдаю так, как страдал праведный Лазарь, без покрова, без прислуги, без лекарств, без ястия и пития, и не имея никого в утешение свое кроме собак. A я окаяннейший имею и келлии покойные и просторные, и прислугу усердную, и лекарей, и лекарства, и добрых посетителей без числа, и ястия и пития столько, что и желудок мой не переваривает. A посему не столько страдаю я, с болью упокоеваюсь. Горе мне окаянному! 18 февраля 1864 г. Письмо 111 Возлюбленные о Господе и милостивейшие Н. Н! Спасайтесь о Господе, и на многие лета здравствуйте! Почтеннейшее писание Ваше получил я, в котором изволите описывать о бывшем болезненном посещении Вас Божием; о чем читая, тронут был я болезнию о Вас до глубины души моея, видя в каком опасном положении находилась жизнь Ваша. Но слава и благодарение премилосердому Господу Богу, что даровал Вам исцеление от столь опасной болезни! Я по долгу любви, хотя и всегда воспоминал о Вас в недостойных молитвах моих пред Богом, a со времени последнего посещения Вашего еще и усугубил оную о Вас, но что моя молитва? Ей, ничто. A должно чудотворное исцеление свое отнести единственно к великому милосердию Божию, не хотящему смерти грешному, к Заступнице усердной болящих, Матери Божией, к великому чудотворцу Николаю, и в молитвам нищих и убогих, коих Вы усердно наделяете; ибо они именуются друзи Божии; a друзья чего y Бога не выпросят? Видите, сколько Вы имеете ходатаев о себе пред Господом Богом, Коего со своей стороны должны Вы от всей души благодарить, прочитывая пред Ним Давидов псалом 102-й: «Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его», и памятовать слова Самого Христа Спасителя, к одному исцеленному Им сказанные: «ce здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет». 27 марта 1854 г. Письмо 112 Вот наступила ныне та неделя, в которую люди рассеянные и невнимательные веселятся и кружатся, a благочестивые и богобоящиеся друг y друга со смирением испрашивают прощения во гресех своих, дабы без угрызения совести приступить к говению в посте святом.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

По нашему мнению, неумелость Антония не единственная и даже не главная причина закрытия приказа. Причин было много. Если бы дело зависело от одной неумелости судьи, то следовало бы подыскать другое, более благонадёжное лицо. Правда, благонадёжных в то время людей было мало, но и в других канцеляриях служили лица, подобные Антонию и худшие, однако же, из-за этого не закрывались самые учреждения. Закрытие приказа последовало в начале 1724 года. Дела приказа о раскольниках, т. е. сборы окладных денег с раскольников и штрафов с неисповедников, переданы в «раскольническую розыскных дел канцелярию» 303 . Примечание. Церковный Приказ, как непосредственный орган Святейшего Синода, нужно отличать от некоторых других сходных с ним учреждений, находившихся отчасти в подчинении церковному приказу. Таких учреждений, называвшихся приказами, было немного: костромской, переименованный из патриаршего в приказ синодского правления, духовный приказ в С.-Петербурге и Москве (Преображенский), астраханский, приказ инквизиторских дел и др.; в этих приказах производились, между прочим, дела по расколу согласно данным инструкциям. Эти инструкции были составлены на основании «Д. Регламента», применительно к местным условиям 304 . По инструкции, данной 30 апреля 1722 г., Ипатьевского монастыря архимандриту Серапиону на управление Костромским духовным приказом (бывшим патриаршим), между прочим (п. 10–14), требовалось строго наблюдать за раскольниками и особенно раскольническими учителями, иметь записные книжки для внесения туда всех раскольников, брать с них двойной оклад с выдачей расписок в получении денег, сказывая им Е. И. В. указ с запиской и рукоприкладством под жестоким страхом, дабы они раскольнической прелести других никого не учили и у себя учителей не держали; если кто из оных раскольников явится учитель, такового под крепким караулом в Синод присылать. Собранные с раскольников деньги следовало присылать в Святейший Синод без замедления и ожидания особенных указов 305 . Розыскная раскольнических дел канцелярия Нужно различать две канцелярии раскольнических дел: одна была в Москве, а другая в С.-Петербурге, при Святейшем Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

25 и об., от слова 11-го Максима Грека : «Взем на руках священную книгу триодную, обретох, в девятой песни канона великого четвертка: Сущаго естеством создана Сына и Слова пребезначальнаго, Отца не суща естеством, не создана воспеваема, и не стерпев сицевую хулу, исправих сицевое хульное, якоже сам св. Параклит свыше предал есть нам блаженным Козмою в наших книгах. У нас бо Слово не создано естеством славится в месте сем и везде. Не создан бо сый раждаяй присносущне его Отец: такожде не создан естеством есть и раждаемый от него Бог Слово, и прочих чти тамо, а зде вкратце. Сий убо и сицевый разум священному песнословию. А яже у вас священные триоди, ова убо Слова точию проста глаголют его, а не и несозданна, оваже и яже Слова естеством глаголют его: не вем кто виновен сицевыя хулы, Бог весть, иже и судит ему, идеже аще не буди. Мне же каково отсюду осуждение или укорение праведно, сицева хульная исправляющу в славу единородного и несозданного Бога Слова и во спасение всем православным». 99 Там же, л. 26 об. и 27, из 12-го слова: «Святые Богословцы глаголют, яко Христос не псилос человек есть, сиречь наг, или гол, или един точию, но и Бог истинен и совершен. Нага же и гола разумей не ризами, но божеством. Христос же не наг есть человек, сиречь, кроме божества, но Бог истинен. А преподобные пренодници не догадавшеся различную силу пословиц сих: испвлос, да псилос, вместо еже рещи наг, или гол, ли един, ли точию, они высока человека преведоша вам Христа, смекнуншеся в том ипсилос, да псилос, ипсилос высок, а псилос наг, ли гол, ли един. Да везде высок проповедуем есть ими Христос, еже есть ложно и не сходно к разуму богословцев». 100 Желательно бы знать: чего ради указан здесь издатель книжек архим. Амфилохия, и однако же имя сего знаменитого издателя сокрыто под начальными буквами? Последняя предосторожность, надобно сказать, совершенно излишня: ибо на книжице архим. Амфилохия напечатано вполне ясно и отчетливо: издание К.Т. Солдатенкова. Но то обстоятельство, что сами раскольнические писатели, сами приспешники Антония Шутова, обращают наше внимание на издателя книжки, которую приводит в защиту своих мнений, действительно заслуживает внимания, так как несколько объясняет вам, почему вышеупомянутый меценат-старообрядец, издающий большей частью ученые книги содержания философского, эстетического, социального, и проч., иногда снисходит до издания книжек церковно-исторического и археологического содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Первый человек был Адам. Он жил в раю и питался одними плодами, кои без всякого остатка всецело обращались в его соки, но не утучняли его при благовонном испарении тела. Когда он вкусил от запрещенного древа; тогда телесные отправления в нем изменились противоположно. Он начал мучиться тем, чего прежде не испытывал, и, смрадный и грешный, был изгнан Богом из рая в пустыню. От первозданного и согрешившего Адама произошли все люди. Хотя они грешат; но милосердый Бог простит и помилует их всех. Души бедуинов по смерти тел собираются в Иерусалиме и Хевроне, и там пребывают вечно. Эти два священные города суть две цистерны душ 46 . Вечером бедуины тайно молятся Богу так: «Боже, прости мне нечистые мысли мои; прости мне гнилые слова мои; прости мне не добрые дела мои» 47 . 3 Все бедуины – многоженцы. Их помощницы редко рождают близнецов, и еще реже по три младенца. Новорожденных они обмывают верблюжьей водою, дабы зрение их было острее и крепче, а в песок их не кладут. Бедуинка в куще прядет верблюжью волну, которая обыкновенно снимается весною, и ткет из ней полотна. Она не смеет сказать мужу ни одного неприятного слова. Бедуин пасет стада, охотится за дикими сернами, рубит дерева в горах, Атаге, Галале, в в других, обжигает их, и возит уголья в Каир на продажу. Пустынные Арабы имеют некоторые астрономические сведения. Они, по преданию, знают названия многих звезд; о большой медведице говорят, что четыре главные звезды в ней представляют гроб, а остальные три – девиц, кои плачут у сего гроба. Провожавший нас шех, степенный, кроткий, тихий, благоразумный в добросовестный, имел пятьдесят лет от роду, но казался старее. Во все путешествие я не видал, чтобы он смеялся. Сегодня по прежней дороге мы шагали в течении одиннадцати часов и крайне изнемогли; но когда переправились чрез Нил, радость оживила нас. Тут гуммосу Дауду из Буша принесли патриаршее письмо. Он прочел его нам. Коптский владыка выражал свое сожаление и радость: сожаление, если я не застал игумена Дауда в Буше: радость, если он поехал со мною в монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– Есть ли у вас женские монастыри, и чем они содержатся? – Кроме Каира во всем Египте нет таких монастырей. А там их пять; и в них найдется до пятидесяти монахинь из девиц и вдов. Они зависят от Александрийского епископа, который, впрочем, не посещает их, потому что черницы недовольны им. Все эти монастыри содержатся доходами с принадлежащих им лавок и домов, да и монахини занимаются кое-какими рукоделиями. – В каких летах вы постригаете в монашество желающих сподобиться сего ангельского образа, и сколько времени держите их под искусом? – Мы постригаем и старых, и пожилых, и юношей, по усмотрению их способностей и нрава, после искуса трехлетнего, двухлетнего, я того менее, или более. – Вносите-ли вы подати? – Мы освобождены от них, и только ежегодно платим паше 15,000 пиастров за 300 федданов пахотной земли около Буша, кои мы нанимаем у него. – Кто же обрабатывает эту землю! – Местные феллахи. – На каких условиях? – Они получают за труды свои сорок паричек в день (6 коп. сер.), или хлеб, смотря по договору. – Едите ли вы мясо в монастырях? – Едим только в рождество Христово и в пасху: а вне монастыря, как вы видели, употребляем и мясное. – Отсюда близко до моря. Ловите ли вы в нем рыбу? – Было когда-то: старцы держали там сети, но покинули это занятие, потому что оно есть прихоть, а прихоть – грех . Да и трудно было кочевать у моря, где нет близко ни одного родника воды. Надлежало кипятить морскую воду и из паров ее добывать сладкую влагу капельками. – Услышав сие так нечаянно, я удивился, что здешним монахам известен способ добывания сладкой воды из горькой, и спросил о. Дауда: давно ли, и каким образом чернецы ваши узнали способ обращать морскую воду в потребную? – Он отвечал мне: это уже давно здесь известно. Старцы, занимаясь рыбною ловлей на море, по осадке соли на прибрежных местах заключили, что соль остается, потому что вода испаряется от солнца; а ежели она в жару поднимается на воздух, стало быть, в этом состояния бывает легка и пресна; если же солнце делает ее пресной, то может ее сделать такой и человек, вскипятив ее и приняв жары ее в сосуд, в котором они по охлаждении обратятся в чистую воду. Старцы так думали, так и сделали, и добыли сладкую влагу.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ночная служба закончилась в 3:30, затем был легкий завтрак, и к 4:00 я прилег отдохнуть и набраться сил. Я думал, что просплю до обеда, который здесь бывает всегда в 11:30, но неожиданно для себя проснулся в 7:15 – абсолютно выспавшимся и полным сил. Заварил себе крепкого чаю, которого здесь оказалось в изобилии, и уже в 7:45 был у Костика на клумбах. В первый день, чтобы спасти от перегрева и прямых солнечных лучей, Костик повез меня на пикапе марки «Форд» к своему ангару – очень большому и благоустроенному сооружению, располагавшемуся метрах в 500 от монастыря, среди оливковых и цитрусовых деревьев. Вокруг стояла сельхозтехника разных марок, размеров и предназначений. Я подивился такому обилию и спросил Костю: – И это все твое? – Нет, конечно же. Это монастырское, а я пользуюсь по мере надобности, – ответил он. – А ты что, агроном по образованию? – Нет. Здесь все освоил постепенно. – И чем мы будем заниматься? Костик смешал в пластиковом ящике землю, воду, удобрения и торф, все это помесил намного и стал раскладывать по специальным формам, которые использовались для высадки рассады. – Вот, – сказал он, – все очень просто, – и стал показывать, как надо пересаживать молодые неокрепшие росточки каких-то цветов в эти пластиковые горшочки. Я посмотрел, как он это делает, и проговорил: – А нет ли у тебя какой-нибудь другой работы – менее деликатной? Видишь ли, мне еще ни разу не приходилось высаживать рассаду, да еще такую маленькую и хрупкую. – Конечно, есть! Тут в ангаре полно всякой работы! Вот, например, можно очищать куски старой проводки от изоляции, чтобы осталась только чистая медная проволока. Потом мы сдадим ее в утиль-сырьё. Или вот еще, видишь, куча картонных коробок? Это ненужная упаковка от разных товаров. Ее надо плотно-плотно уложить вот в такие коробки и отправить на стеллажи – заполнить эти девять большущих отсеков. Надо набрать столько, чтобы нагрузить целую фуру этим картоном. За все это нам заплатят 200 долларов. Я подумал: «200 баксов за такой объем работы – это круто! Думаю, у нас в России так мало не платят, ведь, чтобы один человек забил трейлер картоном, ему нужно месяц работать. Но это не Россия – богатая и бескрайняя. Это юго-запад Америки. Да! Здесь надо пахать и пахать, чтобы заработать копеечку честным трудом».

http://pravoslavie.ru/59095.html

Поутру, очень рано 15-го числа того ж месяца приехали мы в Троицкую Сергиеву Лавру, где сряду 4 литургии отстояли. По случаю бывшего тогда торжества удостоился я в оной лавре видеть достопочтенного и всеми уважаемого великого мужа, высокопреосвященнейшего архипастыря Платона, Митрополита Московского. После молебна ходил я по монастырю, смотрел на все с удовольствием, а особливо на весьма искусно состроенную готической фигуры колокольню, которая довольно большой вышины с колоннами и разными фигурами, и на каждом шагу представлялось что-то новое и весьма любопытное для зрения. После обеда, около вечерни, мы отправились в путь, и наконец 16-го числа, в вечерню, приехали в первопрестольный град Москву, где и пробыли до 26-го числа того месяца. В это время жили мы у родственников, ходили по гостям, по рядам и по церквам; и на каждом шагу представлялось приятное и печальное, поражавшее мой ум. Куда я ни обращал взор, везде встречал новость в разных видах представлявшуюся. И все то молодого и неопытного провинциала заставляло удивляться и многому смеяться. Наконец, отправясь из Москвы, прибыли в Мологу 2 числа Октября поутру благополучно. Декабря 14-го числа приехал из Москвы брат мой Василий, который и определился к питейным сборам в поверенные. Того ж месяца в 23-е число, приехал из Саровской пустыни брат мой Тимофей к родителю моему, просить прощения в поступке огорчившем родителей, так же благословения и увольнения его в монашество. 1808-й год. Родитель мой, по приезде из Москвы, крайне беспокоился от ноги; даже и ходить по комнате едва мог. С приезда его с месяц прошло времени, и он не мог призвать к себе медика, и требовать от него советов и помощи; а все только слушал одни глупые советы бабки, и по оным себя вел, не наблюдая никаких правил, ни диеты, и кто что ни скажет, то и делал. От чего и приключился на больной ноге его в ране антонов огонь, что увидя, мы и присоветовали ему призвать медика, который и начал его пользовать. И, благодарение Богу! В месяц антонов огонь из ноги его и вывел; и если бы хотя еще мало помедлить, то жестоко пострадал бы от оной. Но вот беда: здоровая нога пуще больной заболела, стала пухнуть и рдеться, от чего в крайней был немощи; начал слушать посторонние советы и принимать разные лекарства, более болезнь придающие, нежели облегчение. В сие время медик перестал его пользовать, и все предоставлено было на Божию волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010