Антоний не был лично знаком с основателем общежительного монашества Пахомием. «Об отце вашем, говорил он ученику Пахомия Закхею, много раз слышал, что он живет по писаниям и желал его видеть во плоти, но должно быть не достоин был этого. В царстве небесном по благодати Божией увидим друг друга» 274 . Под влиянием и руководством Антония ученики его в разных местах пустыни собрали около себя иноков и основали монастыри или лавры, представлявшие ряд келий, построенных в отдалении одна от другой и образовавших некоторое подобие улиц 275 . Из таких монастырей кроме монастыря Писпер, находившегося на месте прежнего поселения Антония у берега Нила 276 , известны монастыри на горе Нитрийской 277 , основанные но инициативе Антония учеником его Аммоном. Пустынники горы Нитрийской пользовались наставлениями пр. Антония. В пустыне Келий, отстоявшей от Натрии на 10 тысяч шагов к юго-востоку, были также рассеяны келий отшельников, основанные здесь по благословению Антония тем же Аммоном. Не вне влияния Антония находились иноки, жившие и в Скитской пустыне. По крайней мере основатель монашества в этой пустыне Макарий Египетский был учеником Антония и пользовался его наставлениями 278 . Вообще ученики Антония Великого и основанные ими лавры или монастыри наполнили собою многие места в пустынях Египетских. Даже в Палестине начало монашеству положил ученик Антония Илларион. Относительно числа и места поселений учеников Антониевых Созомен замечает: «они были везде, но нелегко найти их; потому что в продолжение своей жизни они ревностнее старались скрываться, чем многие из людей нынешнего времени, волнуемые честолюбием, домогаются известности» 279 . Едва прошло 50 лет после того, как Антоний дозволил селиться вокруг себя инокам, как «в пустыне появилось столько же почти иноков, сколько жило народу в городах» 280 . Так говорили тогдашние посетители этих местностей. Еще при самом Антонии число его учеников настолько уже было значительно, что св. Афанасий представлял их «целою областью благочестия и правды» и говорил, что «во всех этих многочисленных монастырях Антоний был отцом и руководителем» 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

«Лица святых, особенно мучеников, свидетельствуют об умиротворенности», — сообщил монах, показывая на уцелевшие фрески. Как известно, иконографии коптов свойствен специфический стиль. Он проявляется в том, что на иконах отсутствуют лишние детали, чтобы все внимание молящихся сосредоточивалось только на образе святых. При этом тщательно выписываемые глаза святых изображаются крупнее, относительно пропорций всего лица. Сами глаза обращены в какую-то безбрежную даль, а не на молящихся. Рот на иконах уменьшен в размерах, то же можно сказать и о голове, которая по сравнению с телом несколько уменьшена. Лики святых на иконах пишутся фронтально, они смотрят прямо в глаза верующих. При этом для иконописцев не особо важны перспектива и глубина изображаемого пространства. Сопровождавший нас монах, спешно завершая экскурсию в храме прп. Антония Великого, посоветовал нам далее самим подойти к святому источнику воды на территории монастыря, посмотреть необычную по форме голубятню, вылепленную из глины в виде башни, и обязательно побывать в пещере прп. Антония Великого. Увидеть наиболее почитаемую монастырскую святыню — пещеру прп. Антония Великого — можно только после того, как пройдешь более километра вдоль скал. Далее надо подняться по лестнице, насчитывающей более 1100 ступеней. После посещения пещеры мы вернулись с Миной в бюро информации монастыря, чтобы уточнить другие вопросы. Монахи утверждают, что прах св. Антония Великого хранится в храме преподобного, хотя в справочной литературе такой информации нет. Известно, что мощи прп. Антония Великого были найдены при византийском императоре Юстиниане (527—565) и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию (около 529 года), затем — в Константинополь (около 623 года), а в 980 году — в Мот-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л " Аббеи) близ французского Вьенна (Франция), где они хранятся в 114-килограммовом ковчеге и по сей день. Глава преподобного Антония с 1491 года покоится в церкви святого Иулиана во французском Арле 2 . 

http://bogoslov.ru/article/2414861

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Мощи святого Антония Римлянина найдены в Великом Новгороде 28.02.2016 Мощи святого Антония Римлянина найдены в Великом Новгороде , сообщил " Интерфаксу " источник в Новгородском государственном музее-заповеднике. " Чудотворные мощи святого в драгоценной раке до революции хранились в Рождественском соборе Антониева монастыря. Во время антирелигиозной кампании в 1927 году раку вскрыли, а мощи отправили в антирелигиозный музей, который находился в Софийском кафедральном соборе Новгородского кремля. Там мощи Антония Римлянина затерялись среди других и считались утраченными " , - отметил собеседник агентства. Работа по комплексному изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе, началась около 20 лет назад. С останками, которые могли быть мощами святого Антония, работал московский ученый, кандидат биологических наук Денис Пежемский. " Удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Историко-антропологическое исследование закончено. Мощи Антония Римлянина переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву " , - отметил Пежемский. Дальнейшую судьбу мощей будет определять Новгородская митрополия. Комментарием митрополии " Интерфакс " пока не располагает. По преданию, в 1106 году житель Рима Антоний чудесным образом приплыл в Великий Новгород по реке Волхов на камне, который сохранился до наших дней. В том же году Антоний основал здесь Рождественский монастырь, впоследствии получивший его имя. Ныне эта обитель является одной из древнейших в России. Торжественное обретение нетленных мощей Антония Римлянина и его канонизация, согласно летописным источникам, произошли в 1597 году. Мощи святого считались утерянными около 80 лет. Православие.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 29.02.2016 09:28:15 Новости 28.04.2024 Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского

http://drevo-info.ru/news/20266.html

Согласно легенде, житель Рима Антоний чудесным образом приплыл на камне в Великий Новгород по реке Волхов в 1106 году, который сохранился до наших дней Мощи святого Антония Римлянина, которые считались утерянными около 80 лет, найдены в Великом Новгороде . Об этом  агентству «Интерфакс» сообщил источник в Новгородском государственном музее-заповеднике. Крышка раки Антония Римлянина, 16 век «Чудотворные мощи святого в драгоценной раке до революции хранились в Рождественском соборе Антониева монастыря. Во время антирелигиозной кампании в 1927 году раку вскрыли, а мощи отправили в антирелигиозный музей, который находился в Софийском кафедральном соборе Новгородского кремля. Там мощи Антония Римлянина затерялись среди других и считались утраченными», — отметил сотрудник музея. Работа по комплексному изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе, началась около 20 лет назад. С останками, которые могли быть мощами святого Антония, работал московский ученый, кандидат биологических наук Денис Пежемский. «Удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Историко-антропологическое исследование закончено. Мощи Антония Римлянина переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву», — отметил Пежемский. Дальнейшую судьбу мощей будет определять Новгородская митрополия. Согласно легенде, житель Рима Антоний чудесным образом приплыл на камне в Великий Новгород по реке Волхов в 1106 году, который сохранился до наших дней. В том же году Антоний основал в Великом Новгороде Рождественский монастырь, который впоследствии получил его имя. Ныне эта обитель является одной из древнейших в России. Торжественное обретение нетленных мощей Антония Римлянина и его канонизация, согласно летописным источникам, произошли в 1597 году. Мощи святого считались утерянными около 80 лет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-velikom-novgorode-na...

С другой стороны, мирское имя подвижника — Антипа — засвидетельствовано лишь одним списком ПВЛ в составе «Летописца Переяславля Суздальского» в редакции середины/второй половины XV века 6 и оценивается сейчас нередко как поздний домысел 7 . Ни даты, ни места пострига Антония на Афоне ни один из аутентичных старших источников не сообщает. Сведение о втором путешествии Антония появляется только во Второй Кассиановской редакции Патерика в 1462 году и является откровенным следом работы редактора, стремившегося преодолеть хронологические несовпадения своих источников. В настоящее время как датировка, так и сам факт двукратного пребывания Антония на Афоне вызывает небезосновательный скепсис у исследователей 8 . Гипотезы, догадки и предположения Указание в литературе на лавру Святого Афанасия, Эсфигмен или Иверскую обитель, как на место пострига Антония, являются лишь недоказуемыми источниковедческими предположениями 9 . Неверифицированной признается и догадка, известная по некоторым местным афонским преданиям, возникшим только в XVIII–XIX веках, о Русском монастыре Ксилурга («Древодела») в том же качестве 10 . Как уже давно установлено 11 , лаврская версия возникла в дневнике иеромонаха Ипполита Вишенского из Борисоглебского Черниговского монастыря. Он посещал Афон с 23 мая по 16 июня 1709 года и 5–6 июня записал рассказ об Антонии жившего около Великой лавры иеромонаха Лазаря Прокуды (бывшего киево-печерского инока) 12 . Еще менее достоверна Иверская гипотеза начала ХХ века 13 . Эсфигменская же легенда восходит к 1840 году, когда иеромонах Иаков Неаскитиот, или Иаков Ватопедский в составленное им житие Антония включил легенду о благословении Антония на монашеский подвиг эсфигменским игуменом Феоктистом. Это житие в рукописи анонимно 14 , но атрибутировано Андреем Муравьевым во время его пребывания в Эсфигменской обители 21 августа 1849 года 15 . Утверждается же так называемая эсфигменская атрибуция Антония в опубликованном лишь в 1893 году Константином Дукакисом «Великом Синаксаристе» «Житии блаженной памяти отца нашего Антония Русского Эсфигменита» 16 .

http://e-vestnik.ru/analytics/tochka_ots...

Храм преподобного Антония (IV в.) Роспись в храме преподобного Антония (XIII в.). Роспись в алтаре храма преподобного Антония (XIII в.). Трапезная монастыря. Стол и скамьи высечены из камня. Мельница IX века. Источник преподобного Антония. Вид, открывающийся от пещеры преподобного. На этом месте святой Антоний нашел столь желанное ему уединение и продолжил свои подвиги. Иногда его навещали братия, желавшие получить наставление. Святитель Афанасий Великий, повествуя о жизни преподобного на горе, писал: «Сколько же, живя там, выдержал он браней, по написанному (Еф. 6, 12), не с плотию и кровию, но с сопротивными демонами, о том знаем от приходивших к нему. Ибо и там слышали шум, многие голоса и звук как бы оружия, а ночью видели, что гора наполнена зверями; замечали, что и сам Антоний как бы с какими-то видимыми ему врагами борется и отражает их молитвою. И Антоний, приходивших к нему ободрял, а сам подвизался, преклоняя колена и молясь Господу». Здесь жил также преподобный Павел Препростый, сюда приходили преподобные Аммон и Макарий Великий, присутствовавший также и при кончине преподобного Антония. По соседству на противоположной стороне горного хребта подвизался другой великий святой — основатель отшельничества  святой Павел Фивейский, место подвигов которого было чудесным образом открыто святому Антонию. Прожив в пещере на горе Аль-Кользом более сорока лет, и достигнув глубокой старости, святой Антоний преставился в возрасте ста пяти лет. Тело преподобного погребли два живших с ним ученика, и как писал святитель Афанасий Великий, «кроме их двоих, доныне никто не знает, где оно погребено». В «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского упоминается, что мощи преподобного Антония были открыты и перенесены в Александрию в 561 году при императоре Юстиниане, затем около 635 года их перевезли в Константинополь. В 980 году они были перенесены в город Арль в Галлии (нынешней Франции), в церковь св. Иулиана. Однако в монастыре святого Антония  считают, что мощи этого угодника Божия  не были открыты, и сейчас находятся под спудом в монастырской церкви его имени.

http://pravoslavie.ru/2089.html

Супонево. Свенский Успенский монастырь. Церковь Антония и Феодосия Печерских (старая). /// Объект утрачен Церковь. Действует.   Престолы: Антония и Феодосия Печерских Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:1681. разрушена в 1928 г., окончательно разобрана в 2010 г. при строительстве новой церкви. Адрес: Россия, Брянская область, Брянский район, п. Супонево, ул. Фрунзе, д. 1Б. Координаты: 53.205501, 34.329284 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью При Иване Грозном, кроме Успенского собора, был выстроен второй каменный храм — церковь Антония и Феодосия Печерских. Возводила ее артель во главе с мастером «Гавриилом Дмитриевым сыном Маковым, тверитином». Не простояв и ста лет, в 1677 году этот храм обрушился по ветхости, а затем был восстановлен с некоторыми изменениями первоначального облика. «В 185 (1677), ноября в 20 день, теплая каменная церковь преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских разрушилась, но царские двери и святые иконы найдены в алтаре нисколько не поврежденными». Вся церковь была расписана на сюжет чудес иконы Свенской Божией Матери, потому и сам храм иногда именовался церковью Свенской Божией Матери. В одном из описаний Свенского монастыря говорилось: «...церковь Антония и Феодосия Печерских чудотворцев каменная же с трапезою; а в трапезе печь израсчатая, зеленая, да у той же церкви приделана подкеларская, а под церковью и под трапезою два погреба, да хлебня. Церковь и трапеза покрыты тесом, а на церкви одна глава покрыта белым железом. Кроме иконописания, особых дорогих украшений в этой церкви не было». Первоначальный план церкви представлял собой прямоугольник с полукружной в грань алтарной абсидой, папертью с ризницей на западе и трапезной на востоке. Интересно, что вопреки общему правилу древние зодчие построили алтарную часть храма не на восток, а на юг. В его архитектуре отразились формы московско-суздальского зодчества. Особенно характерна в этом отношении главка с изящным декором барабана. До XIX столетия церковь выполняла роль монастырской трапезной, а позднее, когда была возведена отдельная трапезная, — роль теплого храма, в котором была великолепная старинная изразцовая печь. В 1681 году, через четыре года после разрушения, церковь Антония и Феодосия удалось восстановить. В 1806-1807 гг. были сделаны пристройки к трапезной и расширены ее оконные проемы, в 1817 году тесовая кровля заменена железной, а в 1832 году прежний вход переделан в ризницу и с севера пристроена паперть. Все эти переделки значительно изменили облик храма.

http://sobory.ru/article/?object=50397

Об основании монастыря точных сведений не сохранилось. У преподобного Антония было два ученика, и, может быть, на некотором удалении от его кельи жило еще несколько человек, в частности, известно, что на этой же горе вместе со святым Антонием подвизался преподобный Павел Препростой. Некоторые издания указывают время основания монастыря между 361-363 годами, в период царствования императора Юлиана Отступника, другие — 356 год. О древней истории монастыря сохранилось лишь несколько отрывочных сведений в различных источниках. В одном из них говорится, что Александрийский патриарх Иоанн Милостивый дал значительную сумму денег игумену монастыря преподобного Антония Анастасию для выкупа пленных. Имеется свидетельство 780 г., что в то время монастырь еще принадлежал православным. Преподобный Иоанн Колов, преставившийся в первой трети V века, незадолго до своей кончины перешел из скитской пустыни в монастырь преподобного Антония Великого и в нем почил. Как сообщает эфиопский синаксарь , в 780 году монахи скитской пустыни из монастыря преподобного Макария Египетского, к тому времени уже перешедшие в монофизитство, решили перенести мощи преподобного Иоанна из монастыря преподобного Антония в свой монастырь. Подойдя к монастырю святого Антония, они убедились, что их намерение невыполнимо: мощи охранялись мелкитами, сторонниками православной церкви, которую поддерживали византийские императоры (название мелкиты образовано от арабского слова «малик» – царь). Мелкиты постоянно пребывали в храме, где были мощи. Коптам помог арабский судья, в то время оказавшийся в монастыре. Он потребовал от мелкитского епископа, чтобы он  повелел монахам выйти, потому что судья намерен войти в храм и остаться в нем на ночь. Епископ исполнил приказ судьи, и ночью коптским монахам взяли мощи преподобного Иоанна Колова, с которыми они отправились в Каир, а оттуда в скитскую пустыню. Халиф Аль-Хаким, между 1000 и 1017 годами разрушивший в Египте около трех тысяч церквей, монастырь не тронул. В конце XI века монастырь был разрушен турками и курдами (размеры разрушений неизвестны), но через сто лет он был восстановлен и принадлежал коптам.

http://pravoslavie.ru/2089.html

Преподобный Антоний мудро управляя братией Дымского монастыря до блаженной кончины. Провидя день своей смерти, он собрал иноков и благословил их, затем причастился Святых Христовых Таин и мирно скончался. По преданию, это произошло 24 июня 1224 года. Тело преподобного Антония было погребено в устроенном им храме, с левой стороны. В 1330 году святые мощи преподобного Антония были обретены нетленными. В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над святыней, скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом. Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя. Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 17 января — в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 24 июня — в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское. В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику голову. Так через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробнице над святыми мощами преподобного Антония Дымского. На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни (Пс. 54, 8). Рукописное житие преподобного Антония составлено в XVII веке. Никита, святитель, епископ Ремесианский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

  Более всего архиереев в древнейший период истории нашей Церкви были постриженниками именно Киево-Печерского монастыря, неся во все уголки Руси дух обители преподобных Антония и Феодосия. Именно преподобным Феодосием был введён монашеский устав по примеру Студийского общежительного монастыря, но ещё более преподан личный пример общежительного подвига, глубочайшего смирения и неустанного иноческого труда.   И хотя не Антониев, а Феодосиев тип монашеского делания был воспринят и получил распространение в Русской Церкви, но вспомним, что именно к преподобному Антонию пришёл юный Феодосий учиться христианскому смирению и монашескому послушанию. В конце концов, именно с пещерки преподобного Антония, как от некоего русского «Вифлеема», началась великая Лавра, без которой немыслимо было бы укоренить христианское благовестие в едва лишь обращенной языческой Руси.             Таким образом, преподобного Антония Печерского по праву можно назвать родоначальником русских иноков, отцом русского монашества. Память преп. Антония совершается 20 мая/23 июля (день преставления — согласно разным святцам, одинаково принятым сегодня), 15 сентября (преп. Антония и Феодосия) и 11 октября (Собор преподобных Киево-Печерских, в «Ближних» (Антониевых) пещерах почивающих) (даты по нов. стилю), 2-я неделя Великого поста (Собор всех Печерских святых).       Честные мощи преподобного отца нашего Антония избавляют и от различных недугов, поражающих не только тело, но и самую душу, как то испытал на себе святой Иоанн Многострадальный. Три года борясь с бездной нечистоты, много пострадав, томимый поползновением ко греху, пришел Антоний Печерский Печерский ко гробу преподобного Антония, молился пред ним день и ночь, и Антоний Печерский Печерский услышал голос преподобного: «Иоанн, Иоанн, тебе надо затвориться здесь, в пещере, чтоб молчанием и невидением людей утихла брань, и Господь поможет тебе». Иоанн сделал так, и благодатью Божией и молитвами преподобного Антония был спасен, и не победили его нечистой телесной страсти, хотя и вооружались на него вместе с нечистыми духами почти в продолжение тридцати лет, как пишется в житии его.

http://isihazm.ru/1/?id=820

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010