Житие Антония Римлянина Подготовка текста и комментарии О. А. Белобровой ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА Сказание о житии преподобного Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород – житие популярного новгородского святого, сочетающее черты легендарности и реальных событий. В Житии названы исторические личности XII в.: новгородский епископ Никита, князь Мстислав Владимирович Мономах, посадники Иван и Прокопий, отмерявшие землю для основания монастыря и храма Рождества Богородицы, описывается тяжба между Антонием и местными рыбаками, поставление Антония в игумены и его пространные предсмертные наставления братии. Появление Антония – италийского отшельника – в новгородских пределах объясняется в Житии как чудо: он приплывает из Рима, стоя на камне, через Неву, Ладожское озеро и достигает реки Волхов, воды которой приносят бочку с сокровищами, принадлежавшими еще родителям Антония. В Житии отплытие Антония из Рима отнесено к 1105 г., а его кончина к 1142 г.; в Новгородской I летописи Антониев монастырь упоминается впервые под 1117 г., а о смерти Антония сообщается под 1147 г. Житие написано в XVI в. монахом Антониева монастыря Нифонтом, а повествование ведется со слов инока Андрея, бывшего духовным отцом Антония. Житие известно в многочисленных списках XVI–XVIII вв. По мере его переписки к нему были добавлены Предисловие, похвала, чудеса, статья о перенесении мощей Антония. Текст Жития публикуется нами (без Похвального слова и чудес, но с Предисловием) по списку ИРЛИ, Древлехранилище, колл. Ф. А. Каликина, 35, XVII в., лл. 176–196. ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА МЕСЯЦА ЯНВАРЯ В СЕМНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ И АВГУСТА В ТРЕТИЙ ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА, БЫВШЕГО ИГУМЕНОМ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ И ОСНОВАВШЕГО МОНАСТЫРЬ И ХРАМ ВО ИМЯ ЧЕСТНОГО И СЛАВНОГО РОЖДЕСТВА ПРЕЧИСТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. СПИСАНО УЧЕНИКОМ ЕГО СВЯЩЕННОИНОКОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ АНДРЕЕМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ЕГО ДУХОВНЫМ ОТЦОМ, А ПОСЛЕ НЕГО ИГУМЕНОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Монастырь старца Ефрема Филофейского, обитель святого Антония Великого в Аризоне   Монастырь старца Ефрема Филофейского, обитель святого Антония Великого в Аризоне     Я снова пишу из далёкой Аризоны. Прошлая паломническая поездка в монастырь святого Антония произвела на меня столь неизгладимое впечатление, что я с воодушевлением поделился им с читателями. Некоторые отнеслись к моей тогдашней публикации с иронией и недоверием. Прежде всего, хочу им сообщить, что монастырь святого Антония в настоящий момент является одной из главных достопримечательностей в США (по посещаемости в Аризоне он уступает только знаменитому Гранд-Каньону1). В аэродроме Финикса нас на машине встречал молодой монах о. Антоний. Столица Аризоны оказалась густонаселённым городом, который более чем в четыре раза превосходит по площади столицу Греции – Афины. Растительность на протяжении всей дороги практически отсутствовала, ведь Финикс находится на краю Аризонской пустыни. После часового пути по гладкому шестиполосному шоссе мы прибыли в монастырь святого Антония.      Монастырь Нашим глазам предстали красивые монастырские ворота. Я сразу обратил внимание, что на них нет никаких засовов, а сама обитель огорожена от окружающей её пустыни лишь небольшим забором (на уровне человеческой груди). Интересна история основания монастыря святого Антония. Первоначально старец Ефрем Филофейский2 планировал построить обитель в другом месте, но промыслительно сбился с дороги и оказался в пустынном месте между городами Финикс и Тусан. На месте будущей обители старец Ефрем и сопровождавший его монах Антоний ясно услышали звон колоколов, невероятно похожий на благовест в их родной обители – афонском монастыре Филофей. «Мы построим монастырь здесь», – сказал тогда старец. Он понял, что Сам Господь указал ему на место, где должна быть основана обитель. Монастырь святого Антония основан в пустынной, засушливой и безводной местности. Но по молитвам старца Ефрема в результате подземных изысканий была найдена вода. Пустыня превратилась в оазис.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1418

Монастырь преподобного Антония Великого в Египте. Часть 1 Икона преподобного Антония на папирусе В египетской пустыне, среди гор Красного моря, в нескольких десятках километров от морского берега, находится монастырь преподобного Антония Великого, основанный в IV веке на месте, где преподобный прожил последние сорок четыре года своей жизни. Основатель монашества, один из наиболее почитаемых святых Православной Церкви, преподобный Антоний жил здесь, в пещере на горе Аль-Кользом, с 312 г. до своей кончины в 356 г. Из жития преподобного известно, что первоначально он подвизался в воздержании и молитве вблизи селения у себя на родине в Фиваиде (Верхний Египет). Затем, желая еще больших подвигов, он удалился дальше от обитаемых мест в пустыню, и, переплыв через Нил, поселился на одной из гор. Здесь святой Антоний провел в затворе около двадцати лет. Выйдя из затвора, он стал принимать приходящих, желавших подражать его жизни. Спустя некоторое время, не имея покоя от множества посещавших его людей, просивших его совета и помощи, он решил перейти в верхнюю Фиваиду, где его не знали. Когда на берегу Нила преподобный дожидался корабля, который перевез бы его на другую сторону реки, он услышал голос, вопрошавший его о том, куда и зачем он идет. Преподобный Антоний не смутился, так как часто слышал такой голос, и отвечал, сказав о причинах, побудивших его отправиться в путь. Тогда голос сказал ему, что если он уйдет в Фиваиду, то там его будут беспокоить еще больше. Если же он действительно хочет пребывать в покое, то пусть идет во внутреннюю пустыню. На вопрос преподобного Антония, как достичь этого места, голос указал ему сарацин (арабов), караван которых отправлялся в путь. Преподобный обратился к ним с просьбой взять его с собой, и, получив согласие, отправился с караваном. Пройдя три дня и три ночи по пустыне, святой Антоний увидел высокую гору. Как повествует житие, у подножия горы был источник воды, и росло несколько пальм. Щелкните мышью для увеличения Монастырь преподобного Антония. Слева - башня Юстиниана (VI в.).

http://pravoslavie.ru/2089.html

Броневик. Антониево-Дымский Троицкий мужской монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Еще при жизни преподобного Антония бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 гг.). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма «во общее же оупокоение братии» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище. В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли. Казанский храм начал строить в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне монах Филарет. Это был первый каменный храм в Антониево-Дымском монастыре. Но тогда было возведено только каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи основателя монастыря - преподобного Антония Дымского. При устройстве гробницы под церковью стенки ее обложили тесаными плитами фиолетового известняка толщиной от трех с половиной до четырех сантиметров, а неиспользованные остатки были замурованы в нижних ярусах кладки западного входа в храм. Поверх деревянного гроба с мощами вровень с деревянным полом храма положили плиту черного гранита. В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.

http://sobory.ru/article/?object=07774

Монастырь преподобного Антония Великого в Египте. Часть 2 Щелкните мышью для увеличения Вход в пещеру преподобного Антония Внутренний вид пещеры Рассвет в пустыне. На заднем плане - гора Аль-Кользом, на которой подвизался преподобный Антоний. Гора Аль-Кользом. Ворота внешней стены монастыря (1990-е годы). На заднем плане - гора Аль-Кользом. Роспись в храме преподобного Антония (XIII в.). Первым русским, достигшим монастыря преподобного Антония Великого, был архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский), настоятель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, совершавший паломничество по христианским святыням Египта. Он оставил подробное описание своего путешествия, состоявшегося в 1850 году. До него, в силу удаленности и труднодоступности монастыря, никто из путешественников, приезжавших в Египет из России, там не был. Сопровождал гостя из далекой России игумен монастыря абуна (отец) Дауд, впоследствии коптский патриарх Кирилл IV. Пройдя на верблюдах три дня по пустыне от великой египетской реки, архимандрит Порфирий и его спутники достигли монастыря. В то время попасть в монастырь можно было лишь с помощью подъемника — веревки с петлей на конце, которая поднималась специальным воротом, находившимся над «воротами». Став ногой в петлю, человек поднимался, держась руками за веревку. О. Порфирию такой способ входа в монастырь показался символичным, и он записал на страницах своих воспоминаний: «Вожделенно восходить к небесам, хотя и трудно. Однако надобно крепко держаться за благодать верою, иначе упадешь и погибнешь». Описывая свое пребывание в обители, архимандрит Порфирий отметил торжественную встречу, устроенную ему братией монастыря, в частности, ему прочли приветствие, адресуемое коптским патриархам.  Осматривая монастырь вместе с настоятелем, о. Порфирий хотел узнать об истории обители, ее уставе, и в свою очередь рассказать о России, о которой копт почти ничего не знал. Абуна Дауд, отвечая на вопросы о. архимандрита о монастырском уставе, сказал, что, по правилам обители, если кто ударит брата, то он лишается братской трапезы в течение сорока дней, и питается только хлебом и водой, кроме того, в церкви каждый брат светит ему перед лицом свечкой. Вор же вовсе изгоняется из монастыря.

http://pravoslavie.ru/2091.html

Монастырь. Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь. Сийский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1520. Ссылки:   Адрес: Россия, Архангельская область, Холмогорский район, п/о Большая гора, д.Новая Координаты: 63.553443, 41.555673 Проезд: Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км южнее Архангельска, в 10 километрах от федеральной дороги М-8 «Холмогоры». От архангельского автовокзала идет автобус на Емецк, на котором следует ехать до остановок «Сия» или «Поворот на Сийский монастырь». Оттуда нужно пройти пешком 8, ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км южнее Архангельска, в 10 километрах от федеральной дороги М-8 «Холмогоры». От архангельского автовокзала идет автобус на Емецк, на котором следует ехать до остановок «Сия» или «Поворот на Сийский монастырь». Оттуда нужно пройти пешком 8,5 км или проехать на попутке. Пешком даже предпочтительнее — места здесь удивительные, а природа почти первозданна. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму носит имя - Свято-Троицкий монастырь. В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545году – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст». Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»).

http://sobory.ru/article/?object=08656

Пески. Церковь Антония Великого. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. «Расположен в 80 верстах от Вологодской духовной консистории, в 30 верстах от благочинного», - поясняет клировая ведомость 1875 года. «Теплая церковь построена в 1832 году, холодная в 1846 году, обе на «кошельковую сумму при помощи прихожан». Более ранних достоверных сведений о церкви нет. Устные легенды говорят о существовании на данном месте монастыря». (По материалам клировой ведомости 1875 г) Письменные источники сообщают о существовании на данном месте деревянного храма: «В ЛЕТО 6849 (1341) при великом князе, Иване Даниловиче князь Глеб Борисович, внук князя Константина Ростовскаго Всеволодича, иде на Бело езеро во свою отчину, и з Бела езера поиде ко граду Устю¬гу в судех рекою Порозобицею в Кубенское езеро. И стоял у езера 10 дней нестроения ради, волн великих, иже во езере. На месте же том стоит церковь Антонее Великий, идеже князь стоял». (Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре) В холодной церкви один придел освящен во имя Всемилостивого Спаса (освящен 8.10.1846г.), в теплой - два придела: на правой стороне во имя Антония Великого (освящен 8.09.1833г.), на левой во имя Введения Богородицы во храм (освящен 14.11.1848г.). «В них сотворяются богослу-жения». Имеется часовня в дер. Митоевской, в которой совершаются молебны каждый год 26 июня по указу Его императорского величества». В 1903 году у храма служил молебен св. прав. Иоанн Кронштадтский, и жительница близлежащей деревни Тимошкино получила исцеление от припадков.  Антониева Введенская мужская пустынь. Называлась также Антониева мужская пустынь. Находилась северо-восточнее места впадения речки Кой в Кубенское озеро. Ныне Погост Антония вблизи деревни Пески в Вологодском районе Вологодской области. Неизвестно, когда и кем основана Антониева пустынь. В 16 веке она уже существовала. В 1618 году пустынь относилась к Сямской волости, в окладной книге за этот год написано «монастырь, а в нём храм преподобного Антония». В писцовых книгах за 1628 год пустыня называется Антониевой, за 1647 год - Антониевой Введенской.

http://sobory.ru/article/?object=03080

«Помяни, Господи, в царствии Своем небесном благочестивого князя Киевского и Черниговского Святослава Ярославовича, создавшего монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой». Слова синодика Елецкого Преподобный Нестор, рассказывая в своей летописи о преподобном Исаакии, пишет: «В си же времена приключися притти Изяславу из ляхов; нача гневатися Изяслав на Антонья из Всеслава, и прислав Святослав в ночь поя Антонья Чернигову. Антоний же пришед к Чернигову, возлюби Болдины горы, ископав печеру, ту ся всели. Есть ту монастирь святое Богородицы на Болдиных горах и до сего дне» 1 . По другим летописям, Изяслав возвратился из Польши с войском Болеслава и выгнал Всеслава из Киева в 1069 году 2 . Следовательно, удаление Антония в Чернигов было в 1069 году. Из слова летописи, повторенной в Патерике: «есть ту монастирь святое Богородицы», Галятовский справедливо замечает: «Любо тут не придано и неприписано: Елецкой, еднак мается разумети монастирь Богородицы елецкой, поневаж на горах Болдиных, близко Чернигова инший монастирь Пресвятой Богородицы ся не знайдует» 3 . Преосвященный Зосима Прокопович в предмове к Елецкому синодику пишет: «Монастирь Пресвятой Богородицы Елецкой на горах Болдинских, близ города Чернигова, збудован есть от князя черниговского Святослава Ярославича, року от сотворения света 6568», и затем приводит слова Патерика 4 . Галятовский в подтверждение того, что Елецкий монастырь построен князем Святославом, приводит, кроме Патерика и Синодика, отзывы князей Одоевских и Воротынских, потомков князя Святослава, с которыми сносился он письменно и через посланных иноков; по их отзывам, в роде их постоянно сохранялось предание, что князь Святослав был строителем как Печерской лавры, так и монастыря Елецкого 5 . То же наконец предание записано 1698 года в синодике черниговской кафедры, где молятся: «Помяни, Господи, благочестивого князя киевского и черниговского Святослава Ярославича, иже созда монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой». О времени основания обители Елецкой преосвященный Зосима говорит: «збудован есть в лето 6568», хотя вместе показывает, что преподобный Антоний был в Чернигове в 1069 году. Указание на время событий преосвященный Зосима занял, без сомнения, из какого-нибудь памятника древности, ныне неизвестного. Преподобный Нестор говорит: «Есть ту монастырь святое Богородицы и до сего дне». Слова эти в устах преподобного означают, что монастырь, получивший молитвенное благословение великого подвижника, существует, невзирая на бури времён. Но он не против того, что монастырь существовал прежде прибытия преподобного Антония в Чернигов. Таким образом, древнейший известный ныне памятник, хотя не определяет, с какого года стал существовать Елецкий монастырь, но он дозволяет верить, что монастырь существовал до прибытия преподобного Антония в Чернигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Матушка Антония с детства была сложения слабого и провела всю свою долгую жизнь в постоянных, иногда весьма сильных недомоганиях. Припомним о случившемся с нею еще в пансионе обмороке, затем о той продолжительной нервной болезни ее, которая предшествовала ее поступлению в монастырь. Владыке-митрополиту Филарету она писала о часто посещавших ее головных болях; близкие к ней лица говорят еще, что она во всю свою жизнь часто страдала кровохарканием. Малокровная, слабосильная и весьма расположенная к заболеваниям, в особенности простудным, игуменья Антония могла прожить до 76 с лишком лет и прожить – как при постоянных трудах, бдениях и пощениях – только при особо великой силе своего духа и глубокой вере в Бога. Как человек образованный и свободный от предрассудков, она не отказывалась от медицинской помощи, но как истинная христианка, согласно наставлению Иисуса сына Сирахова (27:1–3), смотрела на эту помощь не как на человеческую, но как на Божию, только оказываемую через посредство людей. Поэтому она при всякого рода заболеваниях медицинскую помощь всегда предваряла горячей молитвой. В продолжение почти 20 лет врачом матушки, глубоко уважавшим ее, был, ныне уже покойный, главный доктор Московской Мариинской больницы Герасим Афанасьевич Севастийский, родная сестра которого при матушке поступила в Алексеевский монастырь и доселе состоит в числе сестер этой обители. Искусный врач, хорошо притом изучивший организм матушки, Герасим Афанасьевич много помогал матушке при ее почти постоянных недомоганиях. Когда матушка была уже в преклонном семидесятилетнем возрасте, именно в 1891 и 1894 годах, она перенесла два сильных воспаления легких. Особенно было тяжело ее положение при повторном воспалении, так что Севастийский опасался за ее жизнь, не надеясь побороть медицинскими средствами злой недуг. Но Господу Богу еще не было угодно призвать тогда матушку в свои обители, и ей, по горячим молитвам ее, было ниспослано исцеление. Матушка Антония имела особенно большую веру в целебную силу, ниспосылаемую на болящих Божиею Матерью чрез ее святую икону, находящуюся в Алексеевском монастыре и известную под именем «Целительницы». Перед этой иконой преимущественно и имела она обыкновение молиться при посещавших ее недугах. Так и во время болезни 1894 года она велела принести себе в келью эту икону, выслушала молебен перед ней, помазалась маслом из лампады перед этой иконой и оставила ее у себя в спальне на ночь. В эту ночь она заснула крепким сном, появился у ней пот и началось выздоровление.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Прп. Моисей Угрин. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в., Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Основные сведения о М. У. содержатся в древнейшей части Киево-Печерского патерика , где ему посвящено Слово 30 («О преподобнем Моисии Угрине»), написанное прп. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе киево-печерского архим. прп. . О нем прп. Поликарп упоминает и в Слове 29 («О многотерпеливем Иоанне Затворнице»). Краткие известия о М. У. находятся также в поздних источниках: Тверском сборнике - летописном памятнике XVI в. и Житии прп. Ефрема Новоторжского, составленном в XVII в. на основе житийного текста кон. XVI в. (автором последнего принято считать иеромонаха Юрьева новгородского мужского монастыря Иоасафа). Впрочем, эти сведения не имеют самостоятельного значения, поскольку восходят к рассказу Патерика. О М. У. сообщало несохранившееся древнее Житие прп. Антония Печерского (кон. XI в.). На это указывают слова, к-рыми прп. Поликарп завершает рассказ о чудесном исцелении святым одного из киево-печерских монахов, одержимого плотской страстью: «Се же вписано есть в житии святаго отца нашего Антониа, еже о Моисеи, бе бо пришел блаженный в дьни святаго Антониа» ( Абрамович. 1991. С. 148). По мнению А. А. Шахматова , Житие прп. Антония было основным источником сведений прп. Поликарпа в его работе над жизнеописанием М. У. Согласно др. т. зр., высказанной Ю. А. Артамоновым, ссылка агиографа на Житие прп. Антония («Се же вписано есть..») имеет отношение только к рассказу о чуде. Прп. Поликарп не прибегал к обширным заимствованиям из письменных источников, а только использовал их для воссоздания исторической канвы своего повествования, о чем свидетельствуют ссылки агиографа на «Повесть временных лет» (далее: ПВЛ) и Житие прп. Феодосия Печерского (согласно Артамонову, составлено в нач. XII в.). Пересказывать Житие прп. Антония или делать обширные выписки из его текста не имело смысла, поскольку оно было хорошо известно читательской аудитории прп. Поликарпа ( Артамонов. 2001. С. 24-29). В. Д. Королюк полагал, что основным источником рассказа о М. У. являлась светская повесть, основанная на памятнике польского происхождения. Однако этот вывод не был подкреплен соответствующим источниковедческим анализом ( Королюк. 1952. С. 72).

http://pravenc.ru/text/2564012.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010