87 . Изнурение тела постом, очищение духа молитвою и богомыслием до того возвысили дух Антония, что в нем был не только дух совета и мудрости, но дух чудес и откровений чрезвычайных. Больные получали исцеление, принимая простую пищу Антония. 88 В 1067 г. половцы вторглись в Россию. Князья Изяслав, Святослав и Всеволод решились сразиться с ними на р. Альте и пришли за благословением к Антонию. Антоний со слезами предсказал несчастную для них битву. Устрашенный тем военачальник «Симон, пав к ногам старца, молил о своем спасении. Блаженный сказал ему: сын мой! многие падут от меча острого, преследуемые врагами; вы будете смяты, изранены, потоплены в воде; но ты останешься жив и будешь положен в храме, который построен будет здесь». Слова великого Антония исполнились во всей точности. – Князья потерпели сильное поражение на Альте. «Израненный Симон лежал среди убитых. – Подняв взор к небу, увидел он церковь великую. Господи! сказал он, избавь меня от сей горькой смерти, молитвами Твоей Матери и пр. Антония и Феодосия. И внезапно какая-то сила похитила его из среды мертвых, и он исцелел тотчас». 89 За тем следовало искушение для святого. – В следствие несчастной битвы на Альте, киевляне, недовольные в. к. Изяславом, заставили его бежать в Польшу, а Всеслава, которого Изяслав вопреки клятве держал в заключении, возвели на престол. Спустя 7 месяцев Изяслав возвратил себе Киев и начал гневаться на Антония «за Всеслава»; если Антоний и принимал бывшего темничника Всеслава, то конечно только в духе любви святой, но Изяслав считал это оскорблением себе и восстал с гневом на Антония. Услышав о неудовольствиях против Антония, черниговский князь Святослав прислал за любчанином Антонием и взял его в черниговский елецкий монастырь, незадолго перед тем основанный на месте явления иконы Богоматерней на ели. 90 Другу уединения особенно понравилась Болдина гора, покрытая лесом, и он ископал в ней себе пещеру; кн. Святослав, по его воле, построил подле пещеры храм пр. Илии и по благословению Антония скоро собрались здесь иноки. 91 – Так смиренный Антоний и гонение на Антония обратил в славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Монастырь старца Ефрема Филофейского, обитель святого Антония Великого в Аризоне   Монастырь старца Ефрема Филофейского, обитель святого Антония Великого в Аризоне     Я снова пишу из далёкой Аризоны. Прошлая паломническая поездка в монастырь святого Антония произвела на меня столь неизгладимое впечатление, что я с воодушевлением поделился им с читателями. Некоторые отнеслись к моей тогдашней публикации с иронией и недоверием. Прежде всего, хочу им сообщить, что монастырь святого Антония в настоящий момент является одной из главных достопримечательностей в США (по посещаемости в Аризоне он уступает только знаменитому Гранд-Каньону1). В аэродроме Финикса нас на машине встречал молодой монах о. Антоний. Столица Аризоны оказалась густонаселённым городом, который более чем в четыре раза превосходит по площади столицу Греции – Афины. Растительность на протяжении всей дороги практически отсутствовала, ведь Финикс находится на краю Аризонской пустыни. После часового пути по гладкому шестиполосному шоссе мы прибыли в монастырь святого Антония.      Монастырь Нашим глазам предстали красивые монастырские ворота. Я сразу обратил внимание, что на них нет никаких засовов, а сама обитель огорожена от окружающей её пустыни лишь небольшим забором (на уровне человеческой груди). Интересна история основания монастыря святого Антония. Первоначально старец Ефрем Филофейский2 планировал построить обитель в другом месте, но промыслительно сбился с дороги и оказался в пустынном месте между городами Финикс и Тусан. На месте будущей обители старец Ефрем и сопровождавший его монах Антоний ясно услышали звон колоколов, невероятно похожий на благовест в их родной обители – афонском монастыре Филофей. «Мы построим монастырь здесь», – сказал тогда старец. Он понял, что Сам Господь указал ему на место, где должна быть основана обитель. Монастырь святого Антония основан в пустынной, засушливой и безводной местности. Но по молитвам старца Ефрема в результате подземных изысканий была найдена вода. Пустыня превратилась в оазис.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1418

Из текста приведенного правила XV и в той, и в другой его редакции, открывается, как несомненное, что в обители преп. Антония монахи носили свое особое одеяние, которым отличались от мирян. Они надевали его, вступая в монастырь в качестве иноков, бесповоротно отрекшихся от мира и на веки решивших связать жизнь свою с обителью. Они же лишались монашеского одеяния, когда, по тем или иным обстоятельствам, им приходилось возвращаться в мир. Правило XV не перечисляет по отдельности одежды, принятия в обители преп. Антония. Но в правиле XXXVII, по редакции Авраама Энхеленского, читается: «Esto alligatus inclususque noctu diuque in cucullo tuo, tunica, totoque habitu tuo». T. e. – «Ночью и днем будь связан и заключен в кукуле своем, в тунике и в полном одеянии своем». В кодексе Бенедикта Аниенского слов: «totoque habitu tuo» не имеется; здесь, как и в редакции Авраама Энхеленского, указаны только кукуль и туника. Как смотреть на прибавку «totoque habitu tuo» в редакции Авраама Энхеленского? Принять ли ее и, тем самым, допустить существование у монахов преп. Антония, кроме кукуля и туники, других отличительных монашеских одежд, или – отвергнуть, как своего рода наслоение к первоначальной основе правила XXXVII? – Новооткрытые г. Амелино Мнения и ответы преп. Антония Великого на коптском языке, в связи с Письмами преп. Антония, вполне допускают возможность принять добавление «totoque habitu tuo», сделанное в тексте правила по редакции Авраама Энхеленского, потому что в Мнениях и ответах, в числе одежд монаха, указывается неизвестный по текстам Правил нарамник 18 , а в одном из Писем преп. Антония Великого находится указание на существование у монахов и кожанного пояса, которым они препоясывали себя в подражание пророку Божию Илии для постоянного памятования о добродетелях не стяжания и смирения 19 . Обнаженные руки при безрукавной тунике нуждались в прикрытии их, особенно – в стужу, хотя бы коротким покрывалом в виде милоти, спускающейся с плеч на руки и туловище. Такая милоть была у самого преп. Антония, как об этом свидетельствует жизнеописатель преп. Антония св. Афанасий Александрийский 20 . Остается допустить еще употребление монахами сандалий, положительно необходимых для защиты ног при ходьбе по раскаленному жгучим солнцем песку и камням, – и тогда выражение «totoque habitu tuo» будет указывать нам на всю полноту монашеских одежд, бывших в употреблении у подвижников обители преп. Антония. III

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Мощи святого Антония Римлянина найдены в Великом Новгороде 28.02.2016 Мощи святого Антония Римлянина найдены в Великом Новгороде , сообщил " Интерфаксу " источник в Новгородском государственном музее-заповеднике. " Чудотворные мощи святого в драгоценной раке до революции хранились в Рождественском соборе Антониева монастыря. Во время антирелигиозной кампании в 1927 году раку вскрыли, а мощи отправили в антирелигиозный музей, который находился в Софийском кафедральном соборе Новгородского кремля. Там мощи Антония Римлянина затерялись среди других и считались утраченными " , - отметил собеседник агентства. Работа по комплексному изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе, началась около 20 лет назад. С останками, которые могли быть мощами святого Антония, работал московский ученый, кандидат биологических наук Денис Пежемский. " Удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Историко-антропологическое исследование закончено. Мощи Антония Римлянина переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву " , - отметил Пежемский. Дальнейшую судьбу мощей будет определять Новгородская митрополия. Комментарием митрополии " Интерфакс " пока не располагает. По преданию, в 1106 году житель Рима Антоний чудесным образом приплыл в Великий Новгород по реке Волхов на камне, который сохранился до наших дней. В том же году Антоний основал здесь Рождественский монастырь, впоследствии получивший его имя. Ныне эта обитель является одной из древнейших в России. Торжественное обретение нетленных мощей Антония Римлянина и его канонизация, согласно летописным источникам, произошли в 1597 году. Мощи святого считались утерянными около 80 лет. Православие.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 29.02.2016 09:28:15 Новости 28.04.2024 Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского

http://drevo-info.ru/news/20266.html

Согласно легенде, житель Рима Антоний чудесным образом приплыл на камне в Великий Новгород по реке Волхов в 1106 году, который сохранился до наших дней Мощи святого Антония Римлянина, которые считались утерянными около 80 лет, найдены в Великом Новгороде . Об этом  агентству «Интерфакс» сообщил источник в Новгородском государственном музее-заповеднике. Крышка раки Антония Римлянина, 16 век «Чудотворные мощи святого в драгоценной раке до революции хранились в Рождественском соборе Антониева монастыря. Во время антирелигиозной кампании в 1927 году раку вскрыли, а мощи отправили в антирелигиозный музей, который находился в Софийском кафедральном соборе Новгородского кремля. Там мощи Антония Римлянина затерялись среди других и считались утраченными», — отметил сотрудник музея. Работа по комплексному изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе, началась около 20 лет назад. С останками, которые могли быть мощами святого Антония, работал московский ученый, кандидат биологических наук Денис Пежемский. «Удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Историко-антропологическое исследование закончено. Мощи Антония Римлянина переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву», — отметил Пежемский. Дальнейшую судьбу мощей будет определять Новгородская митрополия. Согласно легенде, житель Рима Антоний чудесным образом приплыл на камне в Великий Новгород по реке Волхов в 1106 году, который сохранился до наших дней. В том же году Антоний основал в Великом Новгороде Рождественский монастырь, который впоследствии получил его имя. Ныне эта обитель является одной из древнейших в России. Торжественное обретение нетленных мощей Антония Римлянина и его канонизация, согласно летописным источникам, произошли в 1597 году. Мощи святого считались утерянными около 80 лет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-velikom-novgorode-na...

В 1946 году один из путешественников, посещавших монастырь, писал, что в среднем за год монахи принимают пятьдесят иностранных гостей. В 1953 году к монастырю была проведена дорога, сделавшая путь к обители преподобного Антония удобным и относительно быстрым — теперь до монастыря из Каира можно было добраться на автомобиле за несколько часов, тогда как раньше требовалась неделя. В настоящее время на территории монастыря Антония Великого сохранились южная стена и храм св. Антония , возведенные до перестройки монастыря в XVI в. Настенные росписи этого храма реставрировались в кон. XX в., большая их часть датируется XIII в. В связи с аварийным состоянием несущих конструкций храма регулярные богослужения здесь не проводятся. С апреля по октябрь богослужения совершаются в храме Святых апостолов. В течение Великого поста служба совершается в храме ап. Марка, в 15-дневный период поста перед Успением - в храме Пресв. Богородицы. В монастыре имеется также часовня во имя арх. Михаила и 2 церкви во имя прп. Павла Фивейского (одна возведена в Патриаршество Кирилла VI (1854-1861), др.- в 1930). В монастырской библиотеке хранится богатая коллекция манускриптов (1700 рукописей) и печатных книг. В южной части монастыря, примыкающей к горе Аль-Кользом, находится источник преподобного Антония, который вытекает из расщелины горы и за сутки дает приблизительно сто кубометров воды. В настоящее время он отгорожен сеткой, а для желающих набрать воды из него — отведена труба с краном. Пещера св. Антония, одна из наиболее почитаемых святынь монастыря, находится примерно в 2 км от него на высоте 680 м над Красным морем. Литература Использованные материалы   коптский арабоязычный писатель Абу-ль-Макарим, чьи сочинения были изданы под именем армянского путешественника Абу-Салиха   0,42 га   В нач. XVI в. копт. патриарх Гавриил VII послал 20 монахов из сир. монастыря Дейр-эс-Суриани для помощи в восстановлении монастыря Антония Великого. После реставрации здесь некоторое время сосуществовали эфиопские и египетские общины.

http://drevo-info.ru/articles/14535.html

Монастырь Эсфигмен, вид на Самарийскую гору, XIX в.      Примечательно, что русские паломнические отчеты XVIII века (например, рассказ иеромонаха Ипполита Вишенского) указывают и другую связанную с именем преподобного Антония пещеру, якобы выкопанную им самим, — в окрестностях Великой Лавры, то есть в противоположном Эсфигмену конце Афона. Пещера прп. Петра Афонского, ошибочно выдаваемая в XIX в. за пещеру прп. Антония Печерского Впоследствии священноначалие Великой Лавры отказало русским паломникам в почитании этой пещеры, которая являлась на самом деле пещерой преподобного Петра Афонского. На наш взгляд, здесь имела место попытка благочестивых наших паломников самостоятельно отыскать место подвига преподобного. И если Великая Лавра отказалась признать «паломническую идентификацию» пещеры, находящейся в ее пределах, то обитель Эсфигмен сочла это, по понятным причинам, возможным, и позволила русским паломникам воздвигнуть храм над пещерой в честь святого Антония. Самарийская гора с часовней прп. Антония, современный вид      Согласно упомянутой выше эсфигменской гипотезе, преподобный Антоний подвизался на горе Самария. И хотя эсфигмениты связывают эту гору с именем преподобного Антония, история ее намного глубже и древнее. Первыми поселенцами на этой горе были персы и финикияне, основавшие здесь небольшую крепость в 493–490 годах до Р. Х., в те годы, когда они создавали знаменитый канал для персидского царя Ксеркса. Уже в христианские времена сербский царь Стефан Душан (XIV век), подчинивший Афон своей власти, хотел построить на руинах этой крепости сербский городок, но не исполнил своего намерения. В самом начале XVIII века на Самарии подвизался отшельником некий благородный грек, и тут скончался. Во время игуменства Феодорита в Эсфигмене (1804–1805) тут стояли четыре-пять келлий, в которых жили безмолвники, однако нынешней келлии преподобного Антония с пещерой тогда не существовало. Епископ Порфирий в 1846 году уже не застал упомянутых келлий — их разобрали на камни и перенесли в другое место. Не было там еще и пещеры с келлией преподобного Антония Печерского. Келлия с церковью и гротом, стилизованным под пещеру, была построена лишь в 1849 году. При повторном посещении Афона в 1858 году еп. Порфирий специально приходил посмотреть это сооружение. О Эсфигменском предании он отзывается далеко не лестно: «В бытность мою в Эсфигмене уже поговаривали монахи, что на Самарийской горе (будто бы) жил несколько времени в пещере наш преподобный Антоний Киево-Печерский Я догадался, что Эсфигмениты выдумали или во сне видели пребывание у них сего Антония, дабы именем его задобрить нас и склонить к щедрым подаяниям» .   

http://pravoslavie.ru/93621.html

Антоний – основатель Киево-Печерского монастыря, родился около 983 г. в г. Любеч. Совершил хождение в Константинополь, а затем на Афон, где жил в пещере близ монастыря Есфигмен. Здесь он был пострижен в монахи игуменом Феоктистом и в качестве миссионера направлен на Русь, где поселился в Варяжской пещере в Берестове около Киева. Возможно, мирское имя Антония – Антипа (в переводе с греческого – «вместо отца»); при пострижении назван Антонием в честь Антония Великого , основоположника отшельнической монашеской жизни. После смерти князя Владимира Святославича, в период междоусобной борьбы его сыновей за киевский стол, Антоний удалился на Афон, откуда по приказу игумена Феоктиста в 1028 г. вернулся в Киев и поселился в Иларионовой пещере на берегу Днепра. Вокруг Антония, прославившегося монашескими подвигами, собрались ученики и последователи, среди них – Никон Великий, Феодосий Печерский , Моисей Угрин и др. Они выкопали пещерную церковь , трапезную, общий подземный ход, поставили над пещерами деревянную Успенскую церковь . Так возник Киево-Печерский монастырь, сказание об основании которого читается в Повести временных лет под 1051 г. Известность и авторитет Антония были так велики, что вступивший в 1054 г. на киевский стол князь Изяслав Ярославич вместе с дружиной приходил к нему для благословения. В 1061 г. отношения Антония с киевским князем осложнились из-за пострижения в монастыре приближенных Изяслава – боярина Варлаама и евнуха Ефрема. Предпочитая отшельничество, Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился в Ближнюю, так называемую «Антониеву», пещеру. В 1062 г. князь Изяслав назначил Варлаама игуменом основанного им монастыря Святого Дмитрия, и Антоний по просьбе братии сделал новым игуменом Феодосия Печерского . В 1067 г. князья Изяслав, Святослав и Всеволод Ярославичи, отправляясь в поход на половцев, просили у Антония благословения, и он предсказал им поражение, что произошло в битве на р. Альте. В конце 60-х годов Антоний был обвинен киевским князем в помощи Всеславу Полоцкому и удалился в Чернигов к Святославу Ярославичу, где жил в пещере на Болдиных Горах. Позднее по просьбе князя Изяслава он вернулся в Киев, в 1073 г. участвовал в закладке каменного Успенского собора. Антоний умер на девяностом году жизни и похоронен в Ближней пещере Киево-Печерского монастыря. Канонизацию святого Антония Печерского историки церкви относят к домакарьевскому периоду: ко второй четверти XII – первой четверти в. ( Е. Голубинский ), к концу – началу XV в. (В. Васильев). Житие Антония Печерского, не дошедшее до нас, – один из основных источников сведений по истории монастыря для авторов Киево-Печерского патерика.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕГИПЕТСКИЙ МОНАСТЫРЬ АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Монастырь прп. Антония Великого. Ноябрь 2009 года В XIII в. обитель переживала эпоху расцвета: была проведена значительная реконструкция, построена укрепленная стена. Неизвестно, затронула ли в XIV веке монастырь преподобного Антония эпидемия чумы, превратившая Нитрийские монастыри в пустыню. В 1439 году игум. монастыря Иоанн представлял Коптскую церковь на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445). Игумен прибыл во Флоренцию уже после завершения работы собора, когда греческая делегация покинула Флоренцию. Тем не менее, был подписан документ, провозглашавший унию между римо-католической и коптской церквями, не имевший, однако реальных последствий. О разорении монастыря в конце XV века сохранились противоречивые сведения. Согласно одной версии, монахи прибегали к помощи бедуинов , которые работали в монастыре в качестве садовников, рабочих, и др. В 1454 году (по другим данным, в 1484 или в 1493 г.г.) бедуины в одну из ночей убили монахов и завладели монастырем. В церкви преподобного Антония они устроили кухню, причем для растопки печей использовали рукописи из монастырской библиотеки. Другую историю в 1850 году рассказал архимандриту Порфирию (Успенскому) игумен монастыря Дауд (Давид). " 350 лет назад наш монастырь был разорен, и в течение 70-ти лет оставался в запустении. Но патриарх Гавриил VII принудил нитрийских монахов обновить его и поселиться в нем, напомнив им, что они — духовные потомки св. Антония. Эти чернецы неохотно перешли сюда, и даже прибили Гавриила, так что он скончался от их побоев. Но с тех пор поныне сей монастырь постоянно был обитаем и процветал молитвами великого угодника Божия " . На вопрос о. Порфирия, что послужило причиной запустения монастыря, настоятель ответил: " Его разорили грехи. Диавол внушил монахам делать тайно золото; и они накупили рабов, и с помощью их занимались этим запрещенным ремеслом. Но рабы взбунтовались против них, и всех умертвили, а обитель разорили " .

http://drevo-info.ru/articles/14535.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, на правом берегу р. Волхов. История Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина мон-ря. 1113-1119 гг. Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина мон-ря. 1113-1119 гг. Мон-рь основан прп. Антонием Римлянином , согласно духовной грамоте преподобного (известна в 2 списках: 2-й пол. XVI и XVII в.), а также НПЛ, при свт. Никите , еп. Новгородском, т. е. не позднее янв. 1109 г. (время кончины святителя), на земле, купленной преподобным на собственные средства. Зафиксированные в купчей прп. Антония (известна в тех же рукописях, что и духовная грамота) границы монастырских земель воспроизводят реалии не XII в., а 2-й пол. XVI в. По мнению В. Л. Янина , А. Р. м. был кончанским и находился под патронатом Плотницкого конца Новгорода. Игуменом прп. Антоний был поставлен лишь зимой 1131/32 г., в первый год епископства свт. Новгородского Нифонта . В 1147 г. перед кончиной прп. Антоний назначил преемником своего ученика инока Андрея, к-рый настоятельствовал до 1157 г. Известны имена также нек-рых др. игуменов А. Р. м. древнейшего периода: Алексий (1157-1162), Мануил (с 1162), Моисей († 1187), Власий (с 1187). В 30-50-х гг. XII в. в мон-ре трудился доместик (регент хора) диак. Кирик , автор трактата, посвященного счету времени и основным понятиям юлианского календаря, и один из авторов «Вопрошания» к архиеп. Нифонту. В 1117-1119 гг. в А. Р. м. при прп. Антонии был возведен каменный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (сохранился), где впосл. покоились до обретения мощи прп. Антония. В 1127 г. построена ныне утраченная каменная трапезная церковь, что свидетельствует о существовании в обители общежительного устава. В 1365 г. свт. Алексием , архиеп. Новгородским, над зап. святыми вратами возведена надвратная Сретенская ц., разобранная в нач. XIX в. в связи со строительством на этом месте настоятельского корпуса. В 1386 г., при подходе войск св. блгв. кн. Димитрия Донского к Новгороду, А. Р. м. был сожжен новгородцами, затем восстановлен. Постройки мон-ря горели также в 1378, 1396, 1467 гг. В 1533-1536 гг. возведена трапезная Сретенская ц., после чего надвратная церковь была освящена во имя прп. Иоанна Лествичника. В сер. XVI в. рядом с Троицким собором сооружен храм, «иже под колоколы», во имя прп. Антония Великого, храм обрушился в 1804 г. и был разобран до основания (фундамент обнаружен при раскопках В. А. Булкина и Г. М. Штендера в 80-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/114056.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010