И лишь через пятнадцать лет это довелось осуществить архимандриту Порфирию, который не побоялся бросить вызов жаркой и безводной пустыне. Монастырь св. Антония Великого Удаленный от берегов Нила, монастырь св. Антония Великого всегда был труднодоступен для посещения, и русские паломники не бывали там вплоть до середины XIX века. Первым гостем из России, переступившим порог этой обители, стал начальник Русской Духовной Миссии (Иерусалим) архимандрит Порфирий (Успенский) . О. Порфирий намеревался побывать в этой прославленной обители, а также в расположенном неподалеку монастыре св. Павла Фивейского еще в 1845 году, во время своего первого путешествия по Египту. В тот раз он посетил тридцать четыре коптских монастыря, расположенных в более доступных местностях. Однако ему тогда не удалось посетить обители свв. Антония и Павла, поскольку он должен был ехать в знаменитый Синайский монастырь, а оттуда – в Иерусалим. И вот еще через пять лет у неутомимого архимандрита появилась новая возможность, «чтя память св. Антония, именем которого назывался первый начальник монахов в России, ублажая и преподобного Павла, посетить места их подвигов удивительных и провести там четыре дня в богомолье» 623 . В своей книге, озаглавленной «Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского в 1850 году» (Спб. 1856), архимандрит Порфирий отмечает: «Из русских я первый еду в пустыню, в которой спасались Павел и Антоний» 624 . Архимандрит Порфирий отправился в трудное путешествие, заручившись рекомендательными письмами от коптского патриарха Петра и благословением патриарха Александрийского Иерофея. Путь русского паломника начинался из Каира, от Булакской пристани. Его судно (канджа) медленно начало подниматься вверх по Нилу под парусом. Неспешное плавание позволяло замечать то, что не увидишь нынче из окна автобуса. «Вот на правом берегу Нила одиноко стоит обитель коптов Дер Маклер Хабйра и смотрится в реку, а из десяти окон ее не выглядывает ни один монах», – пишет о. Порфирий 625 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Сделавшись самостоятельными управительницами монастырей, бывшие воспитанницы игуменьи Антонии не прерывали своих связей с ней, как с матерью-воспитательницей. Сохраняя по-прежнему глубокое уважение и любовь к матушке, они нередко обращались к ней, как за советом и руководством, так иногда и за материальной поддержкой. И игуменья Антония, конечно, не отказывала им ни в том, ни в другом, распространяя чрез то свое благотворное влияние и на монастыри, не находившиеся под ее управлением. Но круг ее влияния на монашествующих был еще более обширен. Не только игуменьи, бывшие ее воспитанницы, но и почти все те, которым приходилось познакомиться с матушкой, преисполнялись глубокого уважения к ней, вступали с ней в дружеские отношения и обращались иногда с просьбами о помощи в том или другом виде, каковую конечно игуменья Антония и оказывала по мере возможности. Действительность сказанного особенно ярко подтверждается теми отношениями, которые установились между игуменьею Антониею и строительницею Киевского Покровского общежительного монастыря инокинею Анастасиею, в мире великой княгиней Александрой Петровной, скончавшейся 13 апреля 1901 года. Познакомилась игуменья Антония с великой княгиней в одну из поездок в Киев через Киевского митрополита Платона. Краткое знакомство произвело на великую княгиню очень хорошее впечатление и положило начало дружественным отношениям этих двух выдающихся представительниц нашего иночества. Из пяти писем великой княгини к игуменьи Антонии, сохранившихся в бумагах последней, видно, что игуменья Антония своим внимательно-заботливым отношением как к самой княгине, так и к посещавшим Алексеевский монастырь сестрам Покровского монастыря и различными услугами вызвала со стороны княгини искреннее уважение и сердечное расположение. «Благословите, писала великая княгиня в письме к матушке от 31 декабря 1891 года, пользуюсь отъездом в отпуск матери Надежды, чтобы выразить вам мое чувство глубочайшей благодарности. Спаси вас Господи за ваше постоянное ко мне снисходительное внимание».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545 – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст». Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»). В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. Адрес : Архангельская обл., Холмогорский р-н, с. Монастырь Телефон : (8 - 230) 20140 Подробнее... Иоанно-Богословский женский монастырь [ править править код ] Сурская женская община была основана в селе Сура в 1899 году по инициативе и иждивением протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Иоанн Кронштадтский) . В 1900 году община была преобразована в заштатный общежительный женский монастырь. Первоначально были построены деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи. С 1907 года монастырь имел подворье в Архангельске. Кроме того, Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины. Монастырь и Архангельское подворье были закрыты в 1920-х годах. До конца 1941 года в селе Сура жила монахиня Ангелина (Трухина). Она была арестована за то, что в её доме «совершались тайные богослужения», и 22 июня 1942 года расстреляна. Единственный на данное время в Архангельской епархии женский монастырь был основан 31 октября 1994 года, по благословению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона. Адрес : Архангельская обл., Приморский р-н, д. Ершовка Телефон : (8182) 25-51-94 Подробнее... Храмы Архангельской области [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельская_...

Прославлен преподобный Антоний в 1597 году 16 августа. ПРАВМИР. Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишившись родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника († 1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью. Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 гг. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 г. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался он 3 августа 1147 года и был погребен святителем Нифонтом. Прославлен преподобный Антоний в 1597 году. Память его отмечается также (в честь обретения мощей) в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня) и 17 января — в день тезоименитства, когда празднуется память преподобного Антония Великого. Первоначальное житие преподобного Антония Римлянина было написано вскоре после его кончины учеником и преемником по игуменству священноиноком Андреем, а обработка жития, сказание об обретении мощей и похвальное слово — пострижеником Антониева монастыря, иноком Нифонтом, в 1598 году. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, изданные неоднократно.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-prepodob...

Броневик. Антониево-Дымский Троицкий мужской монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Антониево-Дымский мужской монастырь - одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в середине XIII века великим подвижником и любимым учеником преподобного Варлаама Хутынского - Антонием. Он родился в 1206 году в Великом Новгороде. В 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. После кончины настоятеля - Варлаама Хутынского в 1243 году, Антоний был поставлен игуменом этого монастыря. Когда игумен Антоний убедился, что монастырь прочно утверждён, он решил удалиться из него и найти уединённое место для молитв в землях Новгородской республики. Таким местом стало Дымское озеро, окружённое дремучим лесом. Дымское озеро было названо так из-за густых туманов-дымей, образующихся в этой местности, над озером. Здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещеру для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келию на холме. Предания рассказывают, что преподобный Антоний посреди озера нашёл большой камень-валун. Верх камня едва выглядывал из-под воды. Когда воды поднимались - камень исчезал под ними, когда опускались - вновь показывался. Антоний приплывал на лодке к этому камню и подолгу молился один, стоя на камне посреди чистой глади вод, от которых, подобно ладану, поднималась утренняя озёрная дымка. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной церкви подвиг столпничества на водах. Преподобного Антония называют предтечей чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Считается, что именно он вымолил благословение Божией Матери предопределив явление Её образа на берегах Тихвинки в 1323 году. Вскоре сюда стали приходить и другие ищущие уединения монахи. Здесь была образована обитель, официальное учреждение которой, произошло с пожалованной грамоты великого князя Александра Ярославича Невского, в связи с его чудесным исцелением ног по молитвам преподобного Антония. Когда собралась братия, построили двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого. Спустя некоторое время " во общее упокоение братии " был построен другой храм, " тёплый с трапезою " , в честь Рождества Иоанна Предтечи. По представлении святого Антония его мощи были погребены в созданной им церкви.

http://sobory.ru/article/?object=06588

В южной части монастыря, примыкающей к горе Аль-Кользом, находится источник преподобного Антония, который вытекает из расщелины горы и за сутки дает приблизительно сто кубометров воды. В настоящее время он отгорожен сеткой, а для желающих набрать воды из него — отведена труба с краном. В монастыре существует экспозиция монашеского быта IV — VI веков. Представлены пресс для оливок, мельница IX века, сосуды для хранения запасов, монашеская трапезная VI века, стол и скамьи которой вытесаны из камня (примечательно, что на конце стола сделано возвышение по форме раскрытой книги, на котором монахи читали жития святых или поучения во время трапезы). Из древних построек монастыря можно отметить башню и часть стены, построенных при известном византийском императоре Юстиниане I (VI в.). Башня предназначалась для защиты монахов от нападений врагов. Это мощное сооружение высотой с пятиэтажный дом, в котором на случай осады хранились запасы воды и пищи. В башню ведет только одна дверь, располагающаяся на высоте пяти-шести метров, а к ней — подъемный мостик, соединяющий башню с соседним зданием. Монастырь посещает много коптских паломников, желающих помолиться святому Антонию на месте его подвигов. Иностранцев приезжает гораздо меньше, примерно тысяча в год. Коптский патриарх Петр, в напутствии архимандриту Порфирию, сказал, что прибывающие в коптские монастыри иностранцы видят в этих обителях прежде всего памятники древности, и только русские приезжают поклониться местам подвигов святых угодников Божиих. Некоторым образом Русскую Православную Церковь связывает с обителью святого Антония то, что и на Руси родоначальником монашеского жития был преподобный Антоний, тоже великий — Киево-Печерский, носивший имя в честь основателя монашества. В России дело преподобного Антония Великого принесло свои богатые плоды — преподобные Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Сергий и Герман Валаамский, Серафим Саровский многие другие известные и неизвестные последователи святого Антония продолжили духовный труд древнего подвижника.

http://pravoslavie.ru/2091.html

В тех местах, где ныне расположен названный его именем монастырь, Антоний провел в одиночестве в скальной пещере двадцать лет. Сюда он перебрался из другой пещеры, где к нему приходило много гостей. Где бы не подвизался в аскетических подвигах Антоний, к нему стекались люди. По преданию, искусный проповедник Антоний занимался в этих местах врачеванием, поэтому к нему шли люди за исцелением духовных и физических недугов. Некоторые из них решили поселиться рядом со своим учителем. Часть из сподвижников Антония построила себе нехитрые жилища, другие разместились в близлежащих пещерах. После кончины святого к месту его уединения стали стекаться многочисленные паломники из Сирии, Эфиопии, Египта и других стран, которые искали здесь утешения и исцеления. Монастырь возник уже после смерти прп. Антония Великого. По одним данным, это случилось в 356 году, сразу после смерти святого, а по другим — между 361 —363 гг. К началу IV века в Египте сложилась первая христианская монашеская община, и в 312 году она переместилась в ту пустыню, где и располагается ныне монастырь, носящий его имя св. Антония Великого. Неоднократно, вплоть до середины VI века, первые монахи страдали здесь от многочисленных грабителей. По преданию, около 537 года византийский император Юстиниан I (483 —565) повелел возвести окруженное стенами новое монастырское здание. Согласно «Православной энциклопедии», в VI в. здесь обитали коптские монахи-монофизиты, а в VII и VIII вв. появились православные, так называемые мелькиты (от арамейского слова «мелк» — царь, то есть сторонники византийского василевса). В XI в. монастырь подвергся разрушению, в XV в. был брошен, но через два столетия монахи вновь заселили его помещения. О подробной истории монастыря первый встретившийся нам с Миной монах посоветовал узнать в специальном бюро информации, устроенном слева от входа в монастырский двор. Стены бюро обильно оформлены крестами и иконками, в нем продаются сувениры для иностранных посетителей, причем цены здесь несколько выше, чем в монастырской лавке для коптов-христиан. Находящийся в бюро седовласый монах объяснил на английском двум туристам из Швеции и нам с Миной, что об истории монастыря «можно рассказывать целый день», он она подробно изложена в путеводителе, которого еще в продаже нет. Однако он предложил нам книгу коптского епископа Yostos, изданную в Египте на английском языке, — «The Garden of Abba Antony. The monastery of abba Antony at the Red Sea» (2008).

http://bogoslov.ru/article/2414861

57. Замечательна мысль св. Антония о том, кто может иметь истинное братолюбие. Он говорил: человек никогда не может быть истинно добрым, как бы ни желал того, если не вселится в него Бог; ибо никто же благ, токмо Бог един (Patr. lat. t. 73, р. 785). 7. Последняя цель всего и верх совершенства 58. Это боговселенье или жизнь в Боге и есть последняя цель всех подвижнических трудов и верх совершенства. Сам Бог показал сие св. Антонию, когда он сподобился такого откровения в пустыне: есть в городе некто подобный тебе, искусством врач, который избытки свои отдает нуждающимся и ежедневно поет с Ангелами Трисвятое (т. е. при совершенстве любви к ближнему в Боге живет и пред Богом ходит). (Дост. сказ. 24). 8. Совершенство св. Антония и слава на небе 59. Говорили об авве Антонии, что он был прозорливец, но избегая молвы людской, не хотел разглашать о сем; ему открываемы были и настоящие и будущие события мира (Дост. сказ. 30). 60. Один старец просил у Бога, чтобы ему увидеть отцов (в славе); и увидел он их всех, кроме аввы Антония. Он спросил того, кто показывал ему: где же авва Антоний? Тот отвечал: Антоний там, где Бог! (Дост. сказ. 28). 5. Объяснение некоторых изречений св. Антония Великого, сделанное после его смерти одним старцем 1.  Вопрос монахов. Как должно понять слово святого аввы Антония, которое он сказал ученику своему Павлу, когда тот, оставя мир, просился жить при нем: если хочешь быть монахом, ступай в монастырь, где много братий, которые могут поддерживать твою слабость? Ответ старца. Из этого научаемся, что мы должны принимать в монастырь и стариков немощных, больных, слепых и расслабленных, и любить их, когда они с радостию и усердием посвящают себя стяжанию добродетелей, хотя по немощам своим и не могут поднимать всех трудов. Потому немалого укора достойны те настоятели монастырей, которые не принимают стариков немощных, хотя известно, что они очень добрых нравов, а принимают охотно крепких юношей для исполнения разных служб по монастырю и для посылок, хотя они дерзки и бесстыжи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В горах возле Лавры преподобного Антония находится пещера, где подвизался святой. Это одно из самых известных и почитаемых мест. Более 70 лет первый христианский монах, преподобный Антоний, молился в ней в уединении и боролся со своими страстями. К пещере ведет лестница, больше тысячи ступеней, в середине пути — храм преподобного Павла Препрóстого. Узкий проход внутрь. В пещере из камня сооружен небольшой престол, на котором ежедневно рано утром совершается Литургия. Паломники из России совершили в этом святом месте молебное пение. Лавра преподобного Антония Великого — древнейший христианский монастырь. В отличие от традиционного общежительного монастыря, обитель, построенная учениками Антония, была Лаврой в прямом смысле слова. Монахи жили в разрозненных келиях как отшельники, а по воскресеньям собирались на богослужение в общую церковь. Сейчас в монастыре преобладает общежительный устав. В обители пять церквей, сады, мельница, пекарня, большая библиотека. Многие патриархи, митрополиты и епископы Коптской Церкви начинали свой путь в Церкви именно здесь. Ныне тут подвизаются больше 100 монахов, все они хорошо образованные интеллектуалы, имеющие помимо богословского также и светское образование, — таковы сегодня критерии вступления в египетские монастыри. Ежегодно сюда прибывает больше миллиона паломников. В одном из храмов обители митрополит Дионисий совершил Божественную литургию. Затем для гостей была проведена экскурсия по обители и состоялась братская беседа с насельниками лавры. Монастырь преподобного Павла Фивейского находится неподалеку от Лавры святого Антония. Он основан на месте подвигов и погребения удивительного предшественника преподобного Антония, который и оставил рассказы о нем. Преподобный говорил о своей встрече с Павлом Фивейским, о чудесном насыщении хлебом, который принес им ворон, и о погребении Павла, когда два льва вырыли для него могилу, чтобы Антоний его похоронил. Члены делегации поклонились гробнице преподобного Павла Фивейского, святыням монастыря, осмотрели древнюю мельницу, старинную трапезную, монастырский музей и источник преподобного Павла, из которого, по преданию, он черпал воду в годы своего подвига. В рамках обмена монашеским опытом гости имели беседу с братией монастыря относительно традиций монашества.

http://patriarchia.ru/db/text/6044885.ht...

Как ни отрицательно в этих рассказах отношение монашества к мирскому богослужению, но в них содержится как ясное указание на то, что такое отношение имело место только в египетских монастырях, находившихся под непосредственным влиянием отшельников, так просвечивает и сознание, что такое положение дела не может быть долговечным. В Палестину подвижничество перенесено было из Египта учеником Антония Великого прп. Иларионом († 381 г.). Родом из окрестностей Газы в южной Палестине, находившейся в постоянных сношениях с Египтом, Иларион, слушая в Александрии грамматика, увидел там прославившегося уже Антония [ 519 ], пожил несколько лет с ним, но 15 лет (в 306 г.) уже возвратился на родину, получив от прп. Антония в благословение его кожаный пояс [ 520 ], и поселился в пустыне неподалеку от Газы. Жилищем его был небольшой домик, напоминавший скорее гроб, чем дом [ 521 ], — такого объема, что стоя надо было наклонять голову, а лежа — подгибать ноги [ 522 ]; питался он сначала кореньями некоторых кустарников и травами, принимая пищу через 3–4 дня, потом стал употреблять хлеб и вареные овощи, даже с маслом; никогда не ел ранее захода солнца [ 523 ]. Подвигами прп. Иларион превзошел и Антония Великого: имел не два плаща, а один и т. п. Молитва его состояла главным образом из пения псалмов и чтения Писания, которое он знал наизусть [ 524 ]. Через 22 г. уединения совершенное прп. Иларионом исцеление детей восточного перфекта претории стало собирать к нему народ, и около его келии возник (ок. 328 г.) монастырь анахоретского типа, вполне напоминавший Антониевы монастыри; келии растянулись, подобно шатрам кочевых племен, на всем пространстве пустыни, пограничной с Египтом; их прп. Иларион периодически посещал в сопровождении других иноков (иногда до 2 тыс.), чтобы благословить иноков и дать им указания для жизни (τπον τς πολιτεας) [ 525 ]. Спустя 30 лет предчувствие Юлианова гонения побудило прп. Илариона удалиться сначала в Египет, а затем на Кипр, где он был рукоположен во пресвитера своим учеником св. Епифанием Кипрским, и там умер; тело его было перенесено в монастырь его. В отсутствие прп. Илариона монастырь его подвергся разорению со стороны язычников [ 526 ], от которого не мог оправиться, и в V b. не упоминается [ 527 ]. Это был единственный чисто анахоретский монастырь в Палестине, и судьбы его показала, что Палестина предназначена была для другого типа монашества, чем Египет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010