Вдоволь насладившись красотами, я отправился в сторону зеленой оливковой рощи. И здесь, еще с дороги, опять увидел, но уже не одного, а целую ватагу пустынных аризонских зайцев. Теперь я смог их хорошо разглядеть. Это действительно уникальные создания. Во-первых, они худющие; во-вторых, короткошерстные; в-третьих, очень большие и очень быстрые, но далеко они не отбегают, а лишь на безопасное расстояние; в-четвертых, уши у них, наверное, во всю длину их туловища, стоят торчком и работают, как локаторы. Я подумал, что если замереть, как хамелеончик Ранго из одноименного мультфильма, и притвориться многоруким кактусом сагуаро, то зайцы в конце концов подойдут совсем близко. Однажды я так и сделал и чуть не схватил косого за уши. И какого деру он дал с испуга, это надо было видеть! Наверное, у них нюх слабоват, да и зрение не очень, а вот слух отменный. Слава Богу, «гремучек» я здесь ни разу не встретил, как ни разу не видел ни скорпионов, ни тарантулов. Но говорят, что они здесь есть, и в прошлом году одного мальчика ужалил скорпион, на которого тот случайно облокотился, не заметив его, в беседке. Еще я видел в округе много пустынных куропаток, которые бегают с особым кудахтаньем по пустыне в поисках пищи, так что их легко заметить. Держатся они стайками. А в больших кактусах делают гнезда пустынные дятлы, они такие серенькие в крапинку, их тоже здесь много. Как они живут, непонятно, потому что внутри кактуса водянистое содержимое, как будто вата, пропитанная густым смолистым соком. В небе часто кружатся стервятники, издавая характерные звуки. Больше никого из животного мира мне не встретилось. Так что зайцы живут не только под ёлочками, но вполне комфортно чувствуют себя и под кактусами. Поэтому нашу знакомую с детства песенку про ёлочку можно переделать на местный манер: «Трусишка зайка серенький под пальмою сидел; Трусишка зайка серенький на кактусы глядел…» О монастырской трапезе Трапезная монастыря представляет собой большое и просторное помещение, в котором братия и паломники вкушают пищу два раза в день. К трапезной вплотную примыкает кухня, оснащенная современным кухонным оборудованием, и повара из числа братии готовят прекрасную еду, постную или скоромную, приправленную обильно непрестанной молитвой, которую они все произносят, по обычаю, вполголоса.

http://pravoslavie.ru/59095.html

В 30 г. до Р.Х. Египет вошел в состав Римской Империи, а позднее Византии. В 451 году Александрийский патриарх Диоскор был осужден на VI Вселенском Соборе, состоявшемся в Халкидоне. Он и его сторонники — монофизиты, составлявшие в Египте большую часть населения страны, не приняли православной формулировки Собора о соединении божественной и человеческой природ во Христе. (Они считают, что Христос имел одну природу — божественную). До арабского завоевания Египта в 639 году копты, не принимавшие Халкидонского вероопределения, подвергались гонениям со стороны византийской императорской власти. В 536 году был избран первый коптский монофизитский патриарх Феодосий. Так наряду с греческим Александрийским православным патриархатом в Египте сформировался монофизитский коптский патриархат. Во время арабского завоевания страны копты, хотя не поддерживали завоевателей с оружием в руках, однако, скорее всего, им сочувствовали. При новой власти копты подверглись еще большим притеснениям, грабежу и насилию. Уже в конце VIII века в коптских церквях сборщики налогов не могли найти ничего, кроме стеклянных потиров и деревянных дискосов. Не желая иметь общения с Византией, и нарушив церковное единство, копты подпали еще большему гнету. Огромные налоги неоднократно приводили к восстаниям, которые жестоко подавлялись. Уплатившие налог клеймились, те же, на ком клейма не было, подвергались казни. В X столетии копты должны были носить на шее огромный деревянный крест, который пригибал их к земле. До XI века копты составляли большинство населения страны, но с началом Крестовых походов мусульманские власти перешли к жестоким преследованиям христиан, и численность коптов стала заметно сокращаться. Правители страны намеревались изгнать коптское население в Грецию, и тогда многие, не желая оставлять родину, приняли ислам. В 1321 году было разрушено более шестидесяти коптских церквей, многие копты в Каире были убиты, а оставшимся было разрешено ездить по городу только на ослах, причем лицом к хвосту. Основные отпадения коптов в ислам имели место в XIV веке, и к началу XVI столетия их численность сократилась до 5-7 % от общего населения страны.

http://pravoslavie.ru/2089.html

На завтрак, который бывает рано утром после литургии, для гостей подают в трапезной хлеб, арахисовое масло, мед, маслины, халву, фрукты, арбуз и/или дыню (нарезанные кусочками), чищенные миндальные орехи; в скоромные дни на столах лежат вареные яйца и стоит молоко; ставят коробку корнфлекса. Также подают на трапезу овсяное печенье или булочки с джемом. Вот, пожалуй, и все. Чай и кофе завариваешь сам на кухоньке, которая есть в каждом корпусе, там же лежат сахар и хлеб. Есть в обязательном порядке холодильники, в которых всегда стоит в специальной канистре вода, а в морозильнике лежат кусочки льда в пластиковых формочках – здесь очень любят пить воду со льдом по причине засушливого и жаркого климата. Насколько я понял, держать пищу в кельях совсем не полагается, поэтому вся братия обязательно в срок посещает обед и ужин. Днем можно себе заварить чай или кофе. Есть еще и какие-то местные травы для заварки из них чая, но надо знать, как это делать, чтобы было не во вред здоровью. Они горьковатые на вкус. Первое время мне показалось, что пища здесь скудноватая, по сравнению с нашей российской, но это совсем не так. Голодным здесь никто не ходит, все сыты и довольны, и некоторые из братии подвизаются более других, ограничивая себя даже в той пище, какая подается на трапезе. При этом все трудятся, и никто не изнемогает от высокой температуры и низкой влажности. От размеренного графика церковных служб и физических работ большинство из монахов здесь сухие и энергичные. Тучных ни одного не встретил, хотя плотные были, но это скорее наследственная предрасположенность. Вообще братия здесь большие труженики, все, что есть в монастыре, начиная от храмов и кончая плантациями оливковых и цитрусовых деревьев, – все сделано их руками. Осенью, когда я был у них, температура стояла, по местным понятиям, умеренная: 35–37 градусов выше нуля. К ней постепенно привыкаешь и не замечаешь жары, только пить воды приходится больше, благо что вода своя и очень хорошего качества. Я даже заметил, что стал худеть понемногу, а это, мне кажется, только к лучшему.

http://pravoslavie.ru/59095.html

Ночная служба закончилась в 3:30, затем был легкий завтрак, и к 4:00 я прилег отдохнуть и набраться сил. Я думал, что просплю до обеда, который здесь бывает всегда в 11:30, но неожиданно для себя проснулся в 7:15 – абсолютно выспавшимся и полным сил. Заварил себе крепкого чаю, которого здесь оказалось в изобилии, и уже в 7:45 был у Костика на клумбах. В первый день, чтобы спасти от перегрева и прямых солнечных лучей, Костик повез меня на пикапе марки «Форд» к своему ангару – очень большому и благоустроенному сооружению, располагавшемуся метрах в 500 от монастыря, среди оливковых и цитрусовых деревьев. Вокруг стояла сельхозтехника разных марок, размеров и предназначений. Я подивился такому обилию и спросил Костю: – И это все твое? – Нет, конечно же. Это монастырское, а я пользуюсь по мере надобности, – ответил он. – А ты что, агроном по образованию? – Нет. Здесь все освоил постепенно. – И чем мы будем заниматься? Костик смешал в пластиковом ящике землю, воду, удобрения и торф, все это помесил намного и стал раскладывать по специальным формам, которые использовались для высадки рассады. – Вот, – сказал он, – все очень просто, – и стал показывать, как надо пересаживать молодые неокрепшие росточки каких-то цветов в эти пластиковые горшочки. Я посмотрел, как он это делает, и проговорил: – А нет ли у тебя какой-нибудь другой работы – менее деликатной? Видишь ли, мне еще ни разу не приходилось высаживать рассаду, да еще такую маленькую и хрупкую. – Конечно, есть! Тут в ангаре полно всякой работы! Вот, например, можно очищать куски старой проводки от изоляции, чтобы осталась только чистая медная проволока. Потом мы сдадим ее в утиль-сырьё. Или вот еще, видишь, куча картонных коробок? Это ненужная упаковка от разных товаров. Ее надо плотно-плотно уложить вот в такие коробки и отправить на стеллажи – заполнить эти девять большущих отсеков. Надо набрать столько, чтобы нагрузить целую фуру этим картоном. За все это нам заплатят 200 долларов. Я подумал: «200 баксов за такой объем работы – это круто! Думаю, у нас в России так мало не платят, ведь, чтобы один человек забил трейлер картоном, ему нужно месяц работать. Но это не Россия – богатая и бескрайняя. Это юго-запад Америки. Да! Здесь надо пахать и пахать, чтобы заработать копеечку честным трудом».

http://pravoslavie.ru/59095.html

Здесь могут одновременно трапезничать около 250 человек. Пять рядов обеденных столов размещаются по всей длине трапезной, и еще в торце ее находятся три стола для почетных гостей и священнослужителей. За каждый стол могут сесть примерно 50 человек, но иногда и более. Поскольку братии не так уж много (около 45 человек), то они занимают один стол, остальные столы для паломников. Трапезу не начинают, пока все не займут свои места. Братия и паломники обедают вместе и вкушают одну и ту же пищу. Перед началом трапезы настоятель дает сигнал в колокольчик, чтец читает молитву «Отче наш», после возгласа настоятеля благословляется трапеза, и все садятся и приступают к еде. По традиции афонских монастырей, соблюдаемой и в этой обители, перемен блюд нет, как это бывает в российских монастырях. Здесь все уже разложено на тарелках и стоит на столе, поэтому можно сказать, что русская трапеза более разнообразна, чем греческая, у нас больше разносолов и больше блюд. На столе всегда стоят оливковое масло, виноградный уксус, соль, перец, вода в графине; по скоромным и праздничным дням ставится графинчик с вином собственного производства (обычно это сухое красное, но было и полусладкое белое вино); лежат фрукты (чаще всего апельсины или яблоки), в скоромные дни ставят также фету (козий или овечий сыр). Круглый год на столе маслины разных сортов, хлеб местной выпечки, нарезанные и почищенные свежие огурцы, нашинкованная свежая капуста, зеленый салат, иногда появляется виноград, арбузы или дыни по сезону. Чаще всего на трапезе можно видеть как основное блюдо вареные чечевицу или фасоль, иногда подают похлебку из каких-то трав или похлебку, ингредиенты которой знает только повар. Блюда греческой национальной кухни. Например, баклажаны, положенные на кусочек поджаренного хлеба, сверху посыпанные сыром, запекаются в духовке – очень вкусное блюдо. Или рис с креветками. На праздник иногда подают жареную рыбу. Часто на трапезе можно видеть яичницу-глазунью. Иногда местные повара готовили пиццу, естественно, без колбасы, но с грибами и сыром – было очень вкусно. Чаще всего то, что подают на обед, подают и на ужин. Морепродуктов я здесь не видел, кроме креветок, а вот картошку фри готовили несколько раз.

http://pravoslavie.ru/59095.html

§ 14. В Великий пост ν δ τ γ7 κα ς7 κα θ& (подразумевается ρα) ναγιν σκομεν, – на третьем, шестом и девятом часе читаем: т. е. полагаются чтения паремий, указанные в паремейниках, а после каждой славы, которой заканчивается чтение – особая молитва, читаемая священником или диаконом. Были ли это особенные молитвы часов или обычные на славах кафизм – запись не объясняет. Мы склоняемся к последнему предположению, потому что особые молитвы часов произносятся на конце каждого из них. О междучасиях „ μεσ ρια” не говорится. § 15.  Τ ωθινν τρισγιον περ λγεται μετ τ ςιχηρν το ςχ. – Утреннее трисвятое, которое произносится после стихиры на стих (стиховной). Под утренним трисвятым разумеется то, которое следует теперь за великим славословием. О пении этого последнего в данном месте не говорится, и, по-видимому, его не было, потому что о трисвятом говорится, что оно следовало за стихирой стиховной. Но что оно имело место, это подтверждается Синайским канонарем и позднее полными списками студийского устава. В первом говорится: на отпуске утрени (Великой субботы) после „слава в вышних”... В синодальном и типографском уставе XII-XIII b. после хвалитных стихир „слава в вышних Богу певческа”, ςιχηρν το ςιχο (впоследствии ’ π ςιχο) – это самое раннее из известных нам указаний на стихиры стиховны, которых самое название показывает, что они присоединялись в стихам из псалтири, избранным применительно к празднику (см. мою статью), им предшествовали стихиры хвалитны, на водно из §§ 17, 36 и экзапостиларий. § 16. По окончании чтения оглашений Студитов на утрене братия „ δοξ- σιν” т. е. произносят: „слава ( δοξα) Отцу и Сыну” В этом смысле должно быть понимаемо выражение устава Афанасиева и Типографского Студитов о священнике, начинающем утреню в день Пасхи, „он славит”, а братия тропарь, т. е. братия отвечает пением тропаря „Христос воскресе” на стих „слава Отцу”, произносимый священником. Дело идёт об известном приёме антифонного пения. Перед отпуском говорится: „ ελογετε γιοι, ελγησον πτερ.” Так обращались друг к другу служащий священник и братья при окончании утрени. Словами „благословите святии” просили прощения у присутствующих священников, а присутствующие со своей стороны просили также: „благослови отче”. Благословите святии – говорил священник по окончании стола монашеского, а ему отвечали: благослови отче устав лист 201 оборот. С такими же словами обращается будильник при исполнении своей обязанности, а к старейшим – благослови владыко (ibid. лист 247 cf. 267). В службе Антония Римл. на поставление св. даров на престол старший из служащих говорит, обращаясь к прочим: благословите, священники (должно благословите священницы). Опис. III, 2 в Киприановом служебнике с теми же словами и на том же месте обращается священник к диакону (ibid. 14–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Отец Паисий руководил нашими работами на плантации этих деревьев. С ним вместе трудились трое русских (в их числе и ваш покорный слуга) и один сириец – иеромонах Иоаким из Бейрута. Работал я усердно, но при этом молчал, а молитву творил про себя. Вдруг подходит ко мне Костя и говорит: – Отец Паисий спрашивает: почему ты не произносишь молитву Иисусову вслух, так, чтобы он слышал? Я сначала опешил. Как так?! Я творю ее про себя, а, оказывается, тут ее надо произносить вслух! Почему, зачем? Но, похоже, мои смущения никого не волновали, и Костя попросил, чтобы я молился вслух и чем громче, тем лучше. Я прежде такого нигде не встречал и никогда не практиковал. Но это не значит, что я прав или что я больше всех понимаю в этом деле. И я принялся творить молитву вслух. И пока мы работали, каждый из нас молился вслух, но на своем языке. Отец Паисий – на греческом, небыстро и размеренно. «Кирие Иису Христэ, элейсон мэ», – слышалось мне на расстоянии, хотя отец Паисий творил молитву негромко. Костя произносил молитву скороговоркой, но тоже на греческом языке. (Он говорил мне потом: «Привыкать приходилось долго. Сначала получалось только по-русски, потом наполовину по-русски, наполовину по-гречески, и только года через полтора стала получаться вся молитва по-гречески».) Я мог молиться только по-русски: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Сообщил об этом Косте, но он успокоил меня: – Можно и по-русски. Главное, считает старец, чтобы произносить Иисусову молитву вслух как можно чаще и без перерыва. А когда удается читать молитву вслух целый трудовой день, то потом она сама творится даже во сне. «Я так еще не пробовал, – подумалось мне. – Да и вообще у нас в России подобной практики нет совсем, но я буду делать так, как учит старец Ефрем. Я ему доверяю, ведь он ученик самого Иосифа Исихаста». Конечно, о молитве у нас говорят, и довольно много говорят. Пишут книжки, издают брошюры, но никто не знает методику ее усвоения. Чаще всего говорят: молись, молись больше, учись молиться непрестанно и т.д., – но больше ничего конкретного. Здесь же дают конкретные указания, что и как делать, и, кроме того, еще контролируют, правильно ли ты выполняешь эти указания старцев. Здесь можно проконсультироваться в любое время и получить ответы на самые трудные практические вопросы, касающиеся молитвенного делания, от самих носителей молитвенной традиции, которые знают ее на практике, а не только в теории. Отчасти этот опыт отражен в поучениях старца Ефрема, отчасти – в письмах старца Иосифа, в его творениях о монашеском делании.

http://pravoslavie.ru/59095.html

Итак, я стал произносить громко молитву Иисусову по-русски. Постепенно вошел во вкус, и молитва пошла быстрее. Затем я попробовал по-гречески, и тоже стало получаться. Ведь слова молитвы почти идентичны, кроме слов «Кирие» и «элейсон». А рядом со мной ту же молитву Иисусову произносил иеромонах-сириец на арабском языке. (Потом я подошел к отцу Иоакиму (его здесь по ошибке звали Иоанн или Янис), и он мне объяснил, как правильно читать ее по-арабски. Вот как это слышится: «Рабби Иесуо Массих, рхамни».) Он читал молитву вслух скороговоркой. Пятым был раб Божий Анатолий, который уже 20 лет живет в Америке, работает в какой-то фирме, но сюда приезжает уже не первый раз; он тоже творил молитву по-гречески. Так мы работали, не разговаривая, до обеда, и каждый на своем языке молился Господу. Поскольку здесь в пустыне сухо и жарко, то практикуется так называемое капельное орошение, когда под каждый кустик и дерево подводится пластиковая трубочка, на конце которой укреплен специальный пропускник – ирригатор, рассчитанный на определенное давление в системе и пропускающий определенное количество жидкости: 0,5 галлона, 1 галлон, 2 галлона и т.д. Вся система разборная. Основные магистральные трубы проложены в земле и подведены к цистернам с водой. Вода проходит через специальные программируемые моторы, которые перегоняют воду и создают давление в системе. Все очень хорошо рассчитано, так что определенные виды деревьев и растений получают строго определенное количество воды и в определенное время, которое задается на пультах управления. На следующий день мы с Костиком искали и исправляли поломки в этой ирригационной системе. Поправили ирригаторы почти у всех цитрусовых деревьев, которых оказалось не так уж и много, затем прочистили центральный фильтр системы. Оказалось, что пластиковый колодец и ящик с фильтром облюбовала пустынная белка, нарыла там ходов, а сама куда-то скрылась. Спрашиваю: – Костик, а ты ее видел? – Не один раз. Такая серенькая. Да ты ее еще увидишь. Костик включил систему полива в саду, показал, как менять ирригаторы, чинить разрывы трубок, и куда-то уехал, оставив меня одного. И тут начались искушения неопытного ирригатора. В нескольких местах были порваны трубочки, и из них хлестала вода метров на 7–8. Пришлось проявить сноровку, попотеть и изрядно промокнуть, пока я не научился менять ирригаторы, ставить переходники и устранять пробоины в трубочках. Наконец-то справившись с этой работой, весь мокрый, но счастливый, я доложил Костику, что устранил все проблемы в системе полива сада.

http://pravoslavie.ru/59095.html

Житие Антония Римлянина Подготовка текста и комментарии О. А. Белобровой ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА Сказание о житии преподобного Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород – житие популярного новгородского святого, сочетающее черты легендарности и реальных событий. В Житии названы исторические личности XII в.: новгородский епископ Никита, князь Мстислав Владимирович Мономах, посадники Иван и Прокопий, отмерявшие землю для основания монастыря и храма Рождества Богородицы, описывается тяжба между Антонием и местными рыбаками, поставление Антония в игумены и его пространные предсмертные наставления братии. Появление Антония – италийского отшельника – в новгородских пределах объясняется в Житии как чудо: он приплывает из Рима, стоя на камне, через Неву, Ладожское озеро и достигает реки Волхов, воды которой приносят бочку с сокровищами, принадлежавшими еще родителям Антония. В Житии отплытие Антония из Рима отнесено к 1105 г., а его кончина к 1142 г.; в Новгородской I летописи Антониев монастырь упоминается впервые под 1117 г., а о смерти Антония сообщается под 1147 г. Житие написано в XVI в. монахом Антониева монастыря Нифонтом, а повествование ведется со слов инока Андрея, бывшего духовным отцом Антония. Житие известно в многочисленных списках XVI–XVIII вв. По мере его переписки к нему были добавлены Предисловие, похвала, чудеса, статья о перенесении мощей Антония. Текст Жития публикуется нами (без Похвального слова и чудес, но с Предисловием) по списку ИРЛИ, Древлехранилище, колл. Ф. А. Каликина, 35, XVII в., лл. 176–196. ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА МЕСЯЦА ЯНВАРЯ В СЕМНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ И АВГУСТА В ТРЕТИЙ ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА, БЫВШЕГО ИГУМЕНОМ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ И ОСНОВАВШЕГО МОНАСТЫРЬ И ХРАМ ВО ИМЯ ЧЕСТНОГО И СЛАВНОГО РОЖДЕСТВА ПРЕЧИСТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. СПИСАНО УЧЕНИКОМ ЕГО СВЯЩЕННОИНОКОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ АНДРЕЕМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ЕГО ДУХОВНЫМ ОТЦОМ, А ПОСЛЕ НЕГО ИГУМЕНОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РНБ, O.I. 22, л. 2) и «многогрешным Иваном колена Августова от племени варяжского, родом Русина» (Житие Антония Сийского. РНБ, О. I. 22, л. 73). В.Н. Топоров указывает на несомненную «антиримскую» направленность Жития, рассматривая некоторые особенности композиции памятника: предысторию появления Антония Римлянина в Великом Новгороде, его пребывание в Риме, житийный сюжет, связанный с новгородским епископом Нифонтом, а также отмечая особую роль главы, рассказывающей об обретении в Новгороде дельвы (бочки) Антония Римлянина (Топоров В.Н. Антоний Римлянин – новгородский святой в «житии». С. 27−28:40). Говорит о новгородской направленности легенды об Антонии и Е.Д. Захарова, приводя это соображение в качестве обоснования причины того, почему Житие не было написано во время составления ВМЧ (Захарова Е.Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина. С. 146−147). Я.С. Лурье также видел причину невключения Жития Антония Римлянина в ВМЧ в том, что проновгородский дух Жития противоречил основной их идее, идее централизации Русского государства вокруг Москвы (см. История русской литературы: В 4 т. Л., 1980. Т. 1. С. 246). Несмотря на отсутствие до конца XVI в. официальной канонизации Антония Римлянина, он упоминается в Похвальном слове русским святым, составленном царевичем Иоанном Иоанновичем около 1580 г. В Похвальном слове не сообщается о плавании Антония на камне, хотя и указывается, что он явился из Рима: «Радуйся и ты, мужу желаний духовных Антоние, иже из Риму пришедый в Великий Новград!» (РНБ, O.I. 22, л. 373. Текст Похвального слова в редакции царевича опубликован: Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича/Подгот. текста, пер. и коммент. Е.А. Рыжовой//БЛДР. Т. 13. С. 668−677, 832−835. Более подробно о царевиче Иоанне Иоанновиче – писателе см.: Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. С. 49−96). Ещё В.О. Ключевский отмечал, что «ни в летописях, ни в других памятниках, составленных до половины XVI в.» имя Антония «не является с таким эпитетом» – Римлянин (Ключевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010