В 1178 году Абу-Салих (коптский арабоязычный писатель Абу-ль-Макарим, чьи сочинения были изданы под именем армянского путешественника Абу-Салиха), и в 1442 году Макризи (египетский историк XV в.) указывали, что египтяне (копты) владели монастырем преподобного Антония. Макризи в своем списке из 86 египетских монастырей указывает монастырь преподобного Антония на девятом месте. В начале XIII века Абу-Салих писал: «Этот монастырь владеет многими вкладами и землями в Египте. Он окружен высокой укрепленной стеной. В нем живет много монахов. Внутри его стен находится большой сад, в котором растут пальмы, яблоки, груши, гранаты и другие деревья, также выращиваются овощи. В монастыре есть три источника, вода из которых течет круглый год, и служит для нужд монахов и орошения сада. Один феддан (0,42 га — И.Я.) земли занимает виноградник, плоды которого удовлетворяют потребности всего монастыря. Говорят, что число деревьев в саду достигает одной тысячи… Подобного ему нет среди других египетских монастырей». Неизвестно, затронула ли в XIV веке монастырь преподобного Антония  эпидемия чумы, превратившая Нитрийские монастыри в пустыню. Сохранились сведения об участии игумена монастыря преподобного Антония, Иоанна, в деятельности Ферраро-Флорентийского собора в 1439 году. Игумен прибыл во Флоренцию уже после завершения работы собора, когда греческая делегация покинула Флоренцию. Тем не менее, был подписан документ, провозглашавший унию между римо-католической и коптской церквями, не имевший, однако реальных последствий. О разорении монастыря в конце XV века сохранились противоречивые сведения. Согласно одной версии, монахи прибегали к помощи бедуинов (арабов-кочевников), которые работали в монастыре в качестве садовников, рабочих, и др. В 1454 году (по другим данным, в 1484 или в 1493 г.г.) бедуины в одну из ночей убили монахов и завладели монастырем. В церкви преподобного Антония они устроили кухню, причем для растопки печей использовали рукописи из монастырской библиотеки. Другую историю в 1850 году рассказал архимандриту Порфирию (Успенскому) игумен монастыря Дауд (Давид).

http://pravoslavie.ru/2089.html

За множеством духовных чад, подошедших под благословение, он как-то разглядел неизвестную ему доселе Антонину, сам подозвал её и благословил деревянным нательным крестиком, освященным у Гроба Господня. Местная блаженная объяснила удивлённой такой милостью Антонине, что батюшка благословил её на монашеский путь. Вскоре Антонина впервые попала в Боровское. Ей сразу понравилось в обители, и её там полюбили, как очень трудолюбивую, доброжелательную, открытую, готовую всегда прийти на помощь. Через полгода, вскоре после женитьбы сына, она приняла решение уйти в монастырь. Упала в ноги матери со словами: «Мама, благослови!» - и не вставала, пока не получила материнского благословения (видимо, по молитвам дочери её мать, Мария, также оказалась в Боровском монастыре и окончила дни свои как монахиня Матрона). :Зверски умученная инокиня Антония (Середкина) В 1999г. 2 января (память прав. Иоанна Кронштадтского ) Антонина была пострижена в иночество с именем Антония (в честь преп. Антония Великого). Неся послушание в швейной мастерской, она одновременно была келейницей схимонахини Марии, и с таким терпением и любовью ухаживала за старицей, что матушка Мария никого другого не хотела. Обычные после пострига иноческие искушения тяжко нападали на неё, но всё, что ни посылал ей Господь, претерпела до конца и спаслась благодатию Христовою и помощью Матери Божией. 24 декабря 1999 года, уже два дня пребывал в обители мироточащий образ Царя-страстотерпца Николая II, которого так возлюбила матушка Антония, что готовилась ко встрече иконы как к встрече самого Царя. Перед образом служилась праздничная служба, совершалось Таинство Соборования. Соборовалась и матушка Антония, последний раз в своей жизни. 24 декабря вечером состоялись торжественные проводы иконы, а на неусыпаемой псалтири установлено было чтение канона Царю-мученику. Мать Антония последний год жизни ежедневно читала Канон или акафист Царю; кроме того, она очень любила читать неусыпаемую псалтирь, и обязательно ночью. И в эти дни матушка никак не соглашалась заменить её на ночном чтении канона с акафистом Царю. Её время было с 3-х до 4-х часов ночи. Именно в этот час и погибла она перед аналоем с раскрытым на шестой песне каноном.

http://azbyka.ru/palomnik/Похвалы_Богоро...

Летописец вспоминает еще о тяжкой напасти, которую претерпел преподобный. Князь тьмы — диавол, не вынося света дел добрых, снова попытался через князя Изяслава лишить стольный Киев великого светильника, преподобного отца нашего Антония, и с этой целью устроил смятение. После предсказанной преподобным победы половцев над русскими князьями киевляне стали побуждать князя своего Изяслава идти с ними против рассеявшихся по Руси врагов. Князь не согласился; тогда они произвели крамолу и освободили из темницы бывшего в плену в Киеве полоцкого князя Всеслава, которого и сделали своим князем. А Изяслав бежал в землю Ляхскую, в Польшу. Через семь месяцев он возвратился оттуда к Киеву с Болеславом Храбрым. Всеслав, тоже вышедший было им навстречу с войском, убежал затем тайком к Полоцку. Тогда Изяслав вошел в Киев. Он начал по наущению диавола гневаться на преподобного Антония, которого кто-то оклеветал пред ним, что будто бы Антоний любил Всеслава, давал ему советы, что он будто бы даже главный виновник всей смуты, происшедшей в Киеве. Преподобный же Антоний в это время служил в пещере болящему Исаакию затворнику (память 14/27 февраля), которого прельстил диавол, явившись в образе Иисуса Христа, и оставил еле живого, вовлекши в пляску с бесами. Это служение преподобного Антония болящим было особенно ненавистно обольстителю, опасавшемуся как бы Исаакий вскоре не исцелился душою и телом от сатанинского искушения. Поэтому диавол всячески и возбуждал гнев в князе Изяславе, чтобы тот изгнал преподобного Антония из Киевских пределов. И на некоторое время он достиг этого. Князь черниговский Святослав, узнавши, что брат его Изяслав сильно гневается на преподобного Антония, прислал за святым ночью и тайно взял его к себе в Чернигов. Преподобному Антонию полюбилось одно место близ Чернигова в горах Болдинских; здесь он выкопал себе пещеру и жил в ней (впоследствии на этом месте возник монастырь). Вскоре князь Изяслав, рассмотрев хорошенько и беспристрастно дело, убедился в незлобии святого и узнал козни искусителя. Сожалея о случившемся, он послал в пределы Черниговские к преподобному Антонию, умоляя его опять возвратиться в Киевскую область к своему богоизбранному стаду. Преподобный Антоний, кроткий и смиренный подвижник, склонился на эти просьбы: он возвратился к печерской братии, находившейся в смятении и забвении, как овцы без пастыря. Бог не хотел, чтобы такой светильник, светозарное солнце Русской земли, как преподобный Антоний, положил начало благочинного иноческого жития в ином городе, кроме богоспасаемого стольного Киева, но откуда через благоверного князя Владимира (память 15/28 июля) воссиял свет православной веры во всю землю Русскую, оттуда же Господь благоволил воссиять через преподобного Антония и лучу совершенного закона подвижнического.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Все труды о. игумена Антония, который, изнемогая под внутренним крестом, так тщательно заботился об исполнении настоятельских обязанностей, все его подвиги и скорби хорошо понимал и ценил Архипастырь, удерживавший его на начальстве. Еще в 1845 году, по его представлению, о. Антоний удостоился получить золотой наперсный крест. Извещая его о сей награде, преосвященный Николай писал ему: «Вы хорошо делаете, что отказываетесь от всех отличий мирских. Но Государь Император, по представлению святейшего Синода, в 21 день Апреля наградил вас крестом. Это не мирское отличие, а знамение страданий Искупителя нашего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; вам остается получить сие духовное христианское и спасительное отличие. Да будет оно вместе знамением и ваших скорбей, душевных и телесных! Так, да и есть ли кто в мире такой, кто бы их не имел?» Впоследствии Преосвященный хотел было сделать представление в св. Синоде о возведении о. игумена Антония в сан архимандрита; но узнав об этом, о. Антоний убедил Архипастыря оставить это, и по этому случаю выразился так: «Вот если бы архимандритство защищало от тления, или смерти, или суда, тогда стоило бы желать оного!» Во все время пребывания о. игумена Антония в Малоярославце, великой ему опорой было искреннее братское, и вместе отеческое участие о. игумена Моисея. О. Антоний, будучи игуменом, не переставал быть совершенным послушником своего брата, постоянно имел с ним переписку, открывал ему о всех своих скорбях, недоумениях и предположениях, и на все свои распоряжения испрашивал его благословения и разрешения, без которого ничего не предпринимал. О. Моисей, со своей стороны, не только содействовал ему и подкреплял его опытными своими советами, указаниями и увещаниями, но оказывал ему и деятельную помощь: несколько раз, когда Малоярославецкий монастырь оскудевал братством, из Оптиной пустыни посылались туда за послушание потребные люди. Ибо к немалой скорби о. игумена Антония, некоторые братия по непостоянству своему, или по другим причинам, пробыв в монастыре сколько им было угодно, неожиданно выходили, так что обитель часто лишалась самых нужных в братстве людей; а о. игумен Антоний никого не удерживал, кто хотел выходить из монастыря 7 . Вообще между обеими обителями, Малоярославецкой и Оптиной, не прекращалось братское сношение. Кроме того, о. Моисей ежегодно посещал брата своего в Малоярославце. Эти посещения были самые отрадные минуты для о. Антония: он изливал перед старцем сердечную свою скорбь, лично на месте объяснял ему все дела и обстоятельства требовавшие разрешения, и из бесед его черпал силу для прохождения многотрудного своего послушания. Ежегодно и о. Антоний приезжал, для краткого отдыха, в Оптину пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

Духовные чада о. Антония из Зосимовой пустыни 387 В пору настоятельства Малоярославецким монастырем о. Антоний окормлял многие семьи. Среди них была дворянская семья Поливановых, жившая в своем имении Детчине под Малоярославцем. В их гостеприимный дом не раз заезжал о. Антоний, будучи проездом из Малоярославца в Оптину и обратно. Когда родная сестра Екатерины Александровны Поливановой (о которой упомянуто выше), Феодосия Александровна, приняла окончательное решение уйти в монастырь, то игумен Антоний направил ее в Зосимову пустынь. В день своего тезоименитства, 29 мая 1844 года, она вступила в эту обитель на 28-м году жизни. В том же году 10 ноября Феодосию облекли в рясофор с именем Мария. В мантию ее постригли в апреле 1857 года, в первый же постриг по утверждению обители в статусе монастыря. После смерти игумена Антония она стала чадом старца Амвросия. По его благословению ее постригли в схиму 4 июня 1874 года. Послужила Господу своими средствами в Оптиной пустыни и Малоярославце и семья Загрязских, из дворян Боровской округи. Мать семейства Надежда Петровна «выстроила и украсила два великолепных храма» 388 . Она скончалась 15 марта 1852 года 389 и была соборована и погребена игуменом Антонием. Из шести ее дочерей, известных нам, пятеро ушли в монастыри: две в Зосимову пустынь и три – в Белевский. Первой из сестер, покинувших мир ради служения Богу, была Екатерина Семеновна, вступившая в Зосимову пустынь 14 февраля 1845 года, в неполные 47 лет от роду. 30 октября того же года ее облекли в рясофор с именем Евгения. Через три года, 8 февраля 1848 года, пришла туда ее 34-летняя сестра Любовь Семеновна, четвертая ученица игумена Антония, посланная в Зосимову пустынь. Она была облечена в рясофор 30 января 1854 года в день памяти трех святителей с именем Антония. Обе пострижены в мантию в апреле 1857 года. Мать Антония усердно переписывала книги для своего духовного отца. Писала она полууставом. Сестры Евгении и Антонии поступили в ближайший к Оптиной пустыни Крестовоздвиженский женский монастырь в городе Белеве во второй половине 1850-х годов и стали монахинями Раисой, Марией и Серафимой (в миру носила имя София). Сохранились свидетельства о денежных средствах 390 каждой из сестер и о семейной святыне, пожертвованной ими в Белевский монастырь. По всей видимости, что-то подобное внесли и сестры Загрязские в Зосимову пустыню. Поэтому мы приведем описание святыни в Белеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Монастырь преподобного Антония Великого в Египте. Часть 2 Щелкните мышью для увеличения Вход в пещеру преподобного Антония Внутренний вид пещеры Рассвет в пустыне. На заднем плане - гора Аль-Кользом, на которой подвизался преподобный Антоний. Гора Аль-Кользом. Ворота внешней стены монастыря (1990-е годы). На заднем плане - гора Аль-Кользом. Роспись в храме преподобного Антония (XIII в.). Первым русским, достигшим монастыря преподобного Антония Великого, был архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский), настоятель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, совершавший паломничество по христианским святыням Египта. Он оставил подробное описание своего путешествия, состоявшегося в 1850 году. До него, в силу удаленности и труднодоступности монастыря, никто из путешественников, приезжавших в Египет из России, там не был. Сопровождал гостя из далекой России игумен монастыря абуна (отец) Дауд, впоследствии коптский патриарх Кирилл IV. Пройдя на верблюдах три дня по пустыне от великой египетской реки, архимандрит Порфирий и его спутники достигли монастыря. В то время попасть в монастырь можно было лишь с помощью подъемника — веревки с петлей на конце, которая поднималась специальным воротом, находившимся над «воротами». Став ногой в петлю, человек поднимался, держась руками за веревку. О. Порфирию такой способ входа в монастырь показался символичным, и он записал на страницах своих воспоминаний: «Вожделенно восходить к небесам, хотя и трудно. Однако надобно крепко держаться за благодать верою, иначе упадешь и погибнешь». Описывая свое пребывание в обители, архимандрит Порфирий отметил торжественную встречу, устроенную ему братией монастыря, в частности, ему прочли приветствие, адресуемое коптским патриархам.  Осматривая монастырь вместе с настоятелем, о. Порфирий хотел узнать об истории обители, ее уставе, и в свою очередь рассказать о России, о которой копт почти ничего не знал. Абуна Дауд, отвечая на вопросы о. архимандрита о монастырском уставе, сказал, что, по правилам обители, если кто ударит брата, то он лишается братской трапезы в течение сорока дней, и питается только хлебом и водой, кроме того, в церкви каждый брат светит ему перед лицом свечкой. Вор же вовсе изгоняется из монастыря.

http://pravoslavie.ru/2091.html

В Киеве Анна приняла тайный монашеский постриг и наречена Антонией. Постриг совершил монах из Ближних (Антониевых) пещер Киево-Печерской Лавры. Как-то зимой инокиня Антония застудила ноги. Видя, как в легкой обуви она стоит часами на ледяном каменном полу церкви, диакон сжалился над ней и дал сапоги. И все же ноги болели сильнее и сильнее, в конце концов почти отнялись. Тогда Антония чуть не ползком добралась в храм к мощам святой великомученицы Варвары (много веков пребывают в Киеве) и стала горячо просить ее об исцелении. Болящую приложили к мощам. Словно благодатная сила приподнимает ее, инокиня Антония встала на ноги и вновь смогла ходить. В Киево-Печерском монастыре находилась древняя почитаемая икона Успения Божией Матери. Во время службы она была над царскими вратами «Великой» церкви, а затем ее опускали для поклонения верующих. Однажды Антония, прикладываясь к этой иконе, вдруг услышала голос: «Теперь Я – твоя мать». Анна поняла, что это означает. Она записала день, в который это случилось, и горячо помолилась о новопреставленной Марии. Позже пришло известие, что именно в этот день скончалась в Казани ее мама, Мария Ивановна Берг. Подруга Марии Ивановны рассказывала, что умирающая видела рядом со своей кроватью сидящую на стуле Анечку... Так души праведных людей соединились в молитвенном общении при переходе одной из них в вечность. Жизнь в Киеве становилась все тяжелее, и матушке Антонии приходилось скитаться по кладбищам, ночевать в поле, терпеть голод и холод. Она попросила матушку Серафиму отпустить ее в Дивеево, и та ответила: «Поезжай, там тебе хорошо будет». Инокиня приехала в знаменитый Дивеевский монастырь, основанный преподобным Серафимом, Саровским чудотворцем. На святом источнике ей явился в видении сам старец и благословил ее. Настоятельницей там была игумения Александра. «Что Вы умеете делать?» – спросила она прибывшую и, узнав, что та может регентовать, обрадовалась: в Дивеевском монастыре было несколько хоров и требовались хорошие регенты. Антония открыла игумении, что она – рясофорная монахиня и, поступив в монастырь, уже не скрывала своего монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

И в прошлых 7175 и 7178 годах, по Указу Отца Нашего Государева блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великой, и Малой, и Белой Росии Самодержца, велено Волоцкого узда на праздник Введения Пречистой Богородицы и Чудотворца Антония Великого, и в вотчине Корнильева монастыря в селе Грязлевицах конские пошлинные деньги собирать в монастырь на свечи и на ладан и на всякую церковную утварь, а стременным, и задворным, и стряпчим конюхам, и выборным целовальникам для сбора конских пошлинных денег в монастырь и в село Грязлевицы въезжать и пошлин собирать не велено для того, что в прошлых годах до 7175 года в конюшенном приказе в приходных и в сборных записных книгах сбора стременных и задворных и стряпчих, конюхов и выборных, целовальников Введенской ярмарки и торжка, как торгуют на праздник чудотворца Антония Великого и села Грязлевиц, не написано. И в нынешнем 7185/1677 году, Февраля в 9 день, били челом Нам, Великому Государю Царю и Великому Князю Феодору Алексеевичу, всея Великой, и Малой, и Белой Росии Самодержцу, богомольцы Наши с Вологды Корнильева монастыря Игумен Ефрем с братией, чтобы Мы, Великий Государь, пожаловали их, богомольцев Наших, велели на праздник Введения Пречистой Богородицы и Чудотворца Антония Великого, и в вотчине их монастырской, в селе Грязлевицах конские пошлинные деньги собирать в монастырь Введения Пречистой Богородицы и Чудотворца Антония на свечи, на ладан и на всякую церковную утварь против прежнего Указа Отца Нашего Государева блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великой, и Малой, и Белой Росии Самодержца, и грамот. И о том дать с прежних отпусков Нашу Великого Государя жаловальную грамоту. И Февраля в 8 день Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, всея Великой, и Малой, и Белой Росии Самодержец, указали в Вологодском уезде, в монастыре Введения Пречистой Богородицы и Чудотворца Корнилия; и в селе Грязлевицах с купленных и с продажных и с меновых лошадей конские пошлинные деньги собирать в монастырь Введения Пречистой Богородицы и Чудотворца Корнилия на свечи и на ладан и на всякую церковную утварь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь прп. Антония Великого [Дейр-эль-Каддис-Антван, Дейр-эль-Араб], расположен в р-не нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне, в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га (18 акров), является крупнейшим по территории мон-рем в Египте (за исключением мон-ря вмц. Екатерины на Синае). После смерти прп. Антония Великого на месте его подвигов в царствование имп. Юлиана Отступника (361-363) было устроено монашеское поселение, состоявшее из самых необходимых построек. В V в. здесь находили убежище монахи из мон-рей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Ок. 537 г. А. п. м. был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I , к-рый, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить егип. границу и построил крепость на Синае (совр. мон-рь вмц. Екатерины), а также расширил территории А. п. м. и мон-ря прп. Павла Фивейского. В VII и VIII вв. эти мон-ри населяли православные монахи ( мелькиты ). В XI в. многие из них погибли, тогда же мон-ри подверглись сильному разрушению. Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни При копт. патриархе Иоанне VI (1189-1216) в А. п. м. уже жили копт. монахи-монофизиты. В XIII в. обитель переживала эпоху расцвета: была проведена значительная реконструкция, построена укрепленная стена. Игум. мон-ря Иоанн представлял Коптскую Церковь на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445). В 1484 г. мон-рь и его б-ка были разрушены во время бунта бедуинов, к-рые были заняты на подсобных работах. В нач. XVI в. копт. патриарх Гавриил VII послал 20 монахов из сир. мон-ря Дейр-эс-Суриани для помощи в восстановлении А. п. м. После реставрации здесь нек-рое время сосуществовали эфиоп. и егип. общины. В XVII в. мон-рь использовали капуцины для языковой подготовки своих миссионеров. Во 2-й пол. XVIII в. в мон-ре перестроили храм ап. Марка (1766), обновили стены (1783). На протяжении XVII-XIX вв. 12 монахов обители избирались на Александрийскую Патриаршую кафедру и в течение почти 300 лет определяли историю Коптской Церкви . В XVIII-XIX вв. мон-рь посетил целый ряд западноевроп. путешественников и ученых (напр., К. Сикар, И. С. Ассемани , Дж. Г. Уилкинсон), нек-рые оставили заметки о мон-ре. В 1850 г. здесь был архим. (затем епископ) Порфирий (Успенский) .

http://pravenc.ru/text/114046.html

Антониево-Дымский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Антониево-Дымский монастырь — одна из древнейших обителей Северной Руси, основан в XIII веке великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского — Антонием Дымским. Содержание История [ править править код ] Основан монастырь был преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия, (примерно в 1205 году). Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение, в связи со своим чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония. Преобщившись Святых Христовых тайн преподобный Антоний, Дымский чудотворец, преставился 24 июня 1224 года. Тело его было положено в устоенной им церкви. А в 1370 году, в дни княжения Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского, обретено нетленным. Первое разорение Антониево-Дымский монастырь претерпел в 1409 году от полчищ татарского хана Едигея. Обитель была сожжена, но мощи преподобного Антония, перед разорением монастыря братия предала земле: « да не поругаемы будут от врагов». Всю церковную утварь, колокола и святыни обители, (шляпу и вериги преподобного Антония), иноки опустили на дно Дымского озера. В Смутное время в 1611 году монастырь попущением Божиим пережил второе опустошительное разорение — от шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. Более десятилетия пустовало святое место. В 1626 году с благословения Святейшего Патриарха Филарета первый Государь Дома Романовых Михаил Феодорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А уже в царствование Государя Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм — соборная церковь во имя Антония Великого с приделами в честь иконы Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение было совершено в престольный праздник монастыря — 17 января 1656 года. В грамоте Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

http://azbyka.ru/palomnik/Антониево-Дымс...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010