801 Пресвятаа Богородице... апостолы от конець вселенныа собравши въ честь своему погрбению... – По церковному преданию, в день успения Богородицы апостолы из разных стран земли были чудесным образом перенесены в Иерусалим, в Гефсиманию, и поставлены между гробами родителей Богородицы и Иосифа Обручника. 805 Нестера, мниха обители монастыря Печерьскаго... – Нестор был пострижен в Киево-Печерском монастыре при игумене Стефане (1074–1078 гг.), который позднее возвел его в «диаконский сан», хотя, возможно, пришел в монастырь еще в игуменство Феодосия Печерского , «лет сущу 17 от рождения» (см. приписку κ 7-ому «слову» Патерика). Является составителем Повести временных лет и автором Чтения ο житии Бориса и Глеба, Жития Феодосия Печерского . С именем Нестора, кроме Жития Феодосия Печерского , в Патерике связываются «сказание, что ради прозвася Печерьский монастырь», рассказы ο первых черноризцах печерских (Дамиане, Иеремии, Матфее, Исакии), «слово» ο перенесении мощей Феодосия из пещеры в Успенскую церковь . Β старопечатном Патерике издания 1661 года читается «Житие Нестора», причисленного κ местночтимым киевским святым митрополитом Петром Могилой в 1643 году; общерусское почитание установлено в 1762 году. 806 Владимир Святославич – киевский князь (980–1015). Княжение Владимира I ознаменовалось усилением Киевской Руси как в международном плане, так и во внутренней жизни страны. При Владимире I в 988 году на Руси было принято христианство как единая официальная религия. 808 И въ Святую Гору доиде... – Святая Гора – Афон. Своеобразная монашеская республика из православных монастырей. Находится на восточном выступе Халкидонского полуострова в Эгейском море. Первый монастырь был основан в 962 году греком Афанасием. Β 1172 году на Афоне возник первый русский (Пантелеймонов) монастырь. Связь русской церкви с Афоном играла большую роль в церковно-религиозной жизни Древней Руси. 809 ...прозря... хотящаа быти добродтели ...нарече имя ему Антоние.. – Возможно, мирское имя Антония – Антипа (в переводе с греческого – «вместо отца»). При пострижении назван Антонием в честь Антония Великого (христианский подвижник III–IV веков, основатель и идеолог отшельнической монашеской жизни. Прославился аскетическими подвигами, живя в гробнице, в пещере на берегу Нила, где общался с приходящими κ нему через узкое отверстие в стене; в борьбе с искушениями дьявола изнемог так, что его приняли за мертвого. Известен как непримиримый противник арианства, еретического учения, по которому Христос – творение Бога, но не Бог. Культ Антония широко распространен в западной церкви, где в XI веке возник орден святого Антония. Житие Антония Великого , созданное около 365 года знаменитым греческим духовным писателем Афанасием Александрийским , – один из ранних переводных памятников агиографии, известный на Руси с XI века).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Новгородский монастырь Антония Римлянина. Дореволюционная фотография Мужской монастырь Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы (недейств.) Расположен вниз по течению реки Волхова, на правом берегу. В Новгородской летописи о начале монастыря значится: " В лето 6614 ( 1106 г. по Р. Хр.). Приплыл в Великий Новград из Рима преподобный отец наш Антоний ; жил 40 лет, и преставился в лето 6655, августа в 3-й день " . Далее говорится: " В лето 6624 ( 1116 г.). Заложи в Великом Новегороде Антоний Римлянин церковь каменну Рожества Пресвятыя Богородицы, и монастырь устрои; а совершиша тое церковь 6630 году, при епископе Иоанне Попыне " . Из жития преподобного видно, что он приплыл на камне, который остановился у нынешнего монастыря, на урочище, называвшемся сельцом Волховским. С 1708 по 1723 года монастырь был кафедральным для викариев Новгородской митрополии; в 1740 г. в нем была учреждена семинария. При секуляризационной реформе в 1764 году монастырь был причислен ко второму классу . Здесь было две церкви: древний собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделами в честь прп. Антония, св. ап. Иоанна Богослова и Грузинской иконы Божией Матери; в арке, отделяющей Антониев придел от собора Рождества Богородицы, покоятся открыто мощи прп. Антония, обретенные в 1597 г. и переложенные в 1860 г. в богатую серебряную раку; при раке за стеклом находятся ветви морской травы или морские трости, которые держал прп. Антоний во время чудного прибытия его в Новгород, а в Богословском приделе почивают под спудом мощи свв. братий Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия Алфановых чудотворцев, перенесенных сюда из сгоревшего Сокольницкого монастыря в 1775 г. Сретенская трапезная церковь построена в 1127 г. самим прп. Антонием; здесь находится древний образ преподобного. Камень, на котором приплыл прп. Антоний, игумен Вениамин при царе Иоанне Васильевиче, водрузил его в западную стену соборной церкви снаружи и приказал на нем написать икону, потом Кирилл поставил над ним часовню или навес, впоследствии замененный папертью.

http://drevo-info.ru/articles/10389.html

При жизни же послушницы Антонии в Бородинском монастыре она была представлена в Бозе почивающей Государыне Императрице Александре Федоровне и сделалась известной некоторым другим Высочайшим особам из царской фамилии. В 1848 году послушница Антония присутствовала при святом миропомазании высоконареченной невесты Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича принцессы Александры Альтенбургской, у которой игуменья Мария была восприемной матерью 37 . Удостоенная аудиенции Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, игуменья Мария нашла возможным представить Государыне и свою духовную дочку Антонию. – «Какая молодая», – заметила об Антонии Государыня Императрица, и затем обратилась к ней с вопросом: «Вы навсегда поступили в монастырь?» – «Надеюсь, что навсегда, Ваше Императорское Величество», ответила юная послушница. Когда у Великого Князя Константина Николаевича родился сын Николай, то игуменья Мария, отправляя Антонию по делам монастыря в Петербург, поручила ей передать на благословение новорожденному икону. Когда послушница Антония явилась с этим поручением к Великому Князю, то он попросил ее, как посланницу игуменьи Марии, самой надеть икону на младенца, что она и исполнила. В 1851 году приведена была в исполнение игуменьею Мариею последняя великая мысль. По высокому ходатайству Великой Княгини Марии Николаевны, был Высочайше утвержден план существующего и в настоящее время в Бородинском монастыре собора во имя Владимирские иконы Божией Матери. Для представления планов проектировавшегося собора на Высочайшее утверждение игуменья Мария посылала в Санкт-Петербург послушницу Антонию. С рекомендациями своей настоятельницы Антония явилась в Петербург к известной своей религиозной настроенностью и любовно-внимательным отношением к нуждам русской церкви представительнице высшего света Татьяне Борисовне Потемкиной, у которой во время поездок в Петербург останавливалась игуменья Мария. Татьяна Борисовна приняла близкое участие в поручении, возложенном на Антонию; Великая Княгиня Мария Николаевна приняла Антонию, обласкала ее и скоро устроила ее дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В 1690 г. А. Д. м. был приписан к новгородскому Софийскому собору. До 1764 г. мон-рь владел 120 дес. земли, к нему было приписано 111 крестьян. В 1764 г. упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. 1 сент. 1794 г. по ходатайству архим. Тихвинского Большого муж. мон-ря Игнатия указом митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила (Петрова) А. Д. м. был восстановлен как общежительный, в него были переведены насельники Тихвинского мон-ря (ок. 30 чел.). Мон-рь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митр. Гавриил (Петров), прислав его спустя год - 11 окт. 1795 г. Восстановленный мон-рь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 р. 71 к., в общей сложности его доходы не превышали 110 р. в год. А. Д. м. также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом. К кон. XIX в. в А. Д. м. было 2 храма. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Антония Великого, устроенным над гробом прп. Антония Дымского, был воздвигнут в 1655/56 г. трудами строителя мон. Филарета. В результате реконструкции (февр. 1806) и ремонта (1840) был надстроен 2-й этаж собора с главным престолом, освященным во имя Св. Троицы, и с приделом прп. Антония Дымского. 1-й ярус собора состоял теперь из 2 приделов: Казанской иконы Божией Матери (освящен 28 авг. 1849) и прп. Антония Великого (освящен 10 июля 1850). В кон. XVIII в. был построен деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 г. архим. Тихвинского Большого мон-ря Евфимием. В 1839 г. при игум. Амфилохии мон-рь был обнесен каменной оградой с 4 башнями, Св. вратами и часовней. В 1840 г., при игум. Иларии, построен 1-этажный братский корпус, в 1846 г.- 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней, в 1849 г.- 2-этажный паломнический корпус, в 1850 г.- хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. Особо почиталась в обители Казанская икона Божией Матери (местонахождение после 1917 неизвестно); рядом с деревянной позолоченной ракой прп. Антония в Троицком соборе хранилась железная шляпа святого (весом более 3 кг). Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, совершался крестный ход из мон-ря на Дымское оз. Благодаря частным пожертвованиям, а также дару Оптиной пуст . к сер. XIX в. в А. Д. м. собралась небольшая б-ка (ок. 300 книг). Архив обители, по описи 60-х гг. XIX в., сохранился лишь с 1794 г.

http://pravenc.ru/text/115846.html

Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма. В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами. В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми. Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные " . На первом этаже было два придела - справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже - Троицкий храм. К концу XIX века на втором этаже слева был устроен четвертый придел - в честь преподобного Антония Дымского. Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада. Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 года от храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого. Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел. 28 декабря 2010 года были освящены и подняты на колокольню храма восемь колоколов. В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе. Комментарии и обсуждение В данный момент правильно: соборная церковь во имя иконы Казанской Божией Матери. В процессе активного восстановления (закончена кирпичная кладка второго этажа, ведутся работы по сооружению кровли с одним световым барабаном). 28 декабря 2010 года будут подняты и установлены колокола.

http://sobory.ru/article/?object=07774

Полезно ещё привести наставление преп. Антония о действиях духов добрых и духов злых о изучившего духовную природу и её нужды, усвоившего сокровище и силы благодати Христовой. Это беседа Отца с детьми, Отца, каким только мог быть ученик любви Христовой. Полезно еще привести наставление преп. Антония о действиях духов добрых и духов злых на душу человека. «Явление добрых ангелов не производит никакого смятения в душе; их присутствие мирно и и успокоительно; оно наполняет душу радостью и одушевляет её доверенностию. Напротив, явление духов злых производит в душе возмущение; они повергают душу в в смятение помыслов или в страх». 16 1.4. Преп. Антоний – начальник отшельнической монашеской жизни История монашества представляет преп Антония отцом иноческой скитской жизни. Это не значит, что до преп. Антония жизнь девственная, соединенная со строгим подвигом воздержания и молитвою, не существовала. Еще Ориген писал, что подвизающихся в постоянном девстве между христианами было весьма много. Наступали времена, когда заставляли многих удаляться в пустынные места, т.е. во время гонений на христиан. Сам преп. Антоний свидетельствовал: «С первых пор, как я начал вести жизнь монашескую, не было нигде общежития, в котором бы заботились о спасении других, но всякий из древних монахов по окончании гонений подвизался особо». 17 Для всего сонма подвижников аскетов Великий Авва был наставником и примером иноческой жизни. Вот то великое место в иноческой жизни, которое, по предназначению Господа и Его благодати, занимает великий Антоний в Церкви Христовой. 2. ПРЕП. ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ (294–348гг.) Прежде чем приступить к описанию истории образования общежительного уставного монашества, которое связано с именем Пахомия Великого , следует кратко вспомнить о жизни и деятельности отшельника аскета преп. Аммуна (Аммона) Египетского. 2 .1. Жизнедеятельность Аммуна Египетского Сей муж вначале был женат, но с согласия супруги жили в девстве и целомудрии долгое время вместе. Позже по обоюдному согласию жена осталась в своем доме, учредив женский монастырь, а сам он удалился в пустыню и поселился на Нитрийской горе, где провел 22 года в строгих аскетических подвигах. Преп. Аммун был самым близким духовным чадом преп. Антония Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон Об афонских корнях русского монашества Сергей Шмель «Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские». Художник Сайда Афонина      10/23 июля Православная Церковь совершает память преподобного Антония Печерского , основателя Киево-Печерской обители. Этот подвижник занимает особое место в сонме древнерусских святых и издревле почитается как «начальник всех русских монахов», поскольку основанная им на Киевских горах Печерская обитель многие столетия служила центром и школой древнерусского монашества и просвещения для всей Руси. Однако, несмотря на такое центральное значение личности преподобного Антония в истории Русской Церкви и Руси, сохранившиеся сведения о нем довольно скудны и противоречивы. Особенно мало информации о периоде пребывания подвижника на Святой Горе Афон. В последнее время в популярной литературе утвердилась мысль, будто бы преподобный Антоний Печерский на Афоне подвизался в монастыре Есфигмен , чему в качестве подтверждения демонстрируется небольшая пещерка с надстроенной над ней в конце XIX века церковкою во имя святого Антония Есфигменского. Однако действительно ли эта пещера принадлежала киевскому Антонию? И действительно ли святой Антоний Есфигменский тождественен преподобному Антонию Печерскому? Вопрос этот до сих пор остается открытым, поскольку весомых доказательств есфигменской гипотезы, распространившейся с середины XIX века, представлено так и не было. Монастырь Есфигмен      Помимо известной ныне пещеры Антония Есфигменского существовала на Афоне в XIX веке и другая пещера, которую тоже приписывали преподобному Антонию Печерскому, – неподалеку от Великой Лавры святого Афанасия. О ней упоминается в паломнических отчетах иеромонаха Ипполита (Вишенского) и других. По мнению большинства исследователей, здесь имела место попытка благочестивых русских паломников, активно начавших приезжать на Афон в XIX веке, самостоятельно отыскать место подвига почитаемого на Руси «начальника всех русских монахов». Но если Великая Лавра отказалась признать паломническую идентификацию пещеры, находящейся в ее пределах, то обитель Есфигмен – сочла это возможным и позволила российским паломникам над пещерой воздвигнуть храм во имя святого Антония Есфигменского.

http://pravoslavie.ru/72420.html

Еп. Порфирий (Успенский) в 1846 г. тщательно изучил все имевшиеся в библиотеке Есфигмена документы и акты, но ни одного документального подтверждения эсфигменской гипотезе так и не нашел. По его словам, ранее 40-х гг. XIX в. в обители нет следов о пребывании здесь прп. Антония. Уже в наше время известный французский историк и издатель афонских архивных документов проф. Жак Лефор в 1970-е годы скрупулезно проработал архив Эсфигмена, опубликовав во Франции сохранившиеся акты византийского периода в многотомной серии «Архивы Афона» (Archives de l " Athos). Тщательно изучив все имеющиеся источники и существующую литературу по истории Эсфигмена, он пришел к выводу, что эсфигменская легенда о прп. Антонии Печерском впервые появилась около 1840 года. Ничего более древнего по этому вопросу им тоже найдено не было. Начиная с 40-х гг. XIX в. монастырь Есфигмен неоднократно переделывал и редактировал свое жизнеописание преподобного Антония Есфигменского, стремясь привести имеющиеся неточности к соответствию с русскими источниками. Ссылаясь на возникшую в Есфигмене легенду, в 1895 году настоятель монастыря архимандрит Лука Агиограф обратился в Киевскую духовную консисторию с прошением об учреждении в Киеве подворья Есфигменского монастыря с часовней во имя преподобных Антония, Афанасия и Григория. Однако духовная консистория, заседавшая под председательством церковного историка протоиерея Петра Лебединцева, 16 июня 1895 года не приняла положительного решения из-за отсутствия достаточно убедительных к тому оснований. В частности, отец Петр Лебединцев в отзыве писал, что «...о пребывании и пострижении Антония Печерского в Афонском Есфигменском монастыре нет ни записи, ни предания в летописях и Печерском Патерике...». Окончательно вопрос был снят указом Святейшего Синода от 12 октября 1895 года на имя митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия, где на основании вышеизложенного отказывалось в удовлетворении прошения настоятеля Есфигменского монастыря. Важно отметить, что, помимо довольно поздних легенд о существовании пещер преподобного Антония Печерского возле Великой Лавры святого Афанасия и Есфигменского монастыря, на Афоне имеется еще одно предание о том, что будущий отец русского монашества изначально подвизался на Святой Горе не в греческом, а в древнерусском монастыре Успения Богородицы («Ксилургу», или «Древодел»).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

Но прежде вспомним, по летописцу, о немалой напасти, которую претерпел преподобный. Князь тьмы, дьявол , ненавидящий света дел добрых, снова покусился через князя Изяслава удалить из стольного города Киева великого светильника, преп. отца нашего Антония, светящего добродетелями и чудесами в темной пещере, как под спудом, – и устроил такое смущение. Когда половцы победили в упомянутой битве, киевские граждане понуждали своего князя Изяслава выйти с ними снова на этих врагов, рассеявшихся по всей земле Русской. Когда же Изяслав не согласился, они произвели возмущение, освободили из темницы находившегося в Киеве в плену полоцкого князя Всеслава и поставили его себе князем киевским, а князь Изяслав бежал в Польшу. Семь месяцев сидел Всеслав в Киеве, когда пришел на него из Польши Изяслав, с королем Болеславом Смелым. Всеслав же, выйдя из города с другой стороны, тайно бежал к Полоцку. Тогда Изяслав вошел в Киев и, по наущению дьявола, начал жестоко гневаться на преп. Антония: кто-то оклеветал его пред Изяславом, будто он любил Всеслава и был его советником, а потому был виновником всей этой смуты. А преп. Антоний служил в то время в пещере болящему Исаакию затворнику, которого дьявол прельстил, явившись ему в образе Христа, и оставил едва живым, изнурив его плясанием. Враг особенно завидовал этому служению святого и старался, чтоб Исаакий затворник не был быстро исцелен душевно и телесно попечением преподобного. И потому он всячески побуждал Изяслава изгнать гневом своим преп. Антония от пределов Киевских. И на некоторое время враг получил желаемое. Князь Черниговский Святослав, извещенный, что брат его Изяслав жестоко гневается на преп. Антония, прислал за святым ночью и увез его в Чернигов. Там понравилось преподобному место близ города на горе Болдыни, и, ископав там пещеру, он жил в ней. Впоследствии на этом месте был создан монастырь. Но недолго ликовал ненавистник добра. Ибо вскоре князь Изяслав, спокойно рассмотрев дела, познал незлобие святого, увидел козни искусителя и, жалея о сделанном, послал в удел Святослава, область Черниговскую, к преп. Антонию, с просьбою возвратиться в его Киевскую область обратно, к Богоизбранному его стаду. И преп. Антоний, кроткий и смиренный сердцем, преклонился к мольбе и возвратился к своей братии, которая находилась в смятении и отвержении, как овцы, не имеющие пастыря. Так не восхотел Бог , чтобы этот всесветлый светильник, русское светозарное солнце, преп. отец наш Антоний, положил начало благочинного иноческого жития в ином городе, кроме богоспасаемого стольного города Киева, чтоб, откуда воссиял свет православной веры через благоверного князя Владимира на всю Русь, оттуда воссияли и лучи совершенного постнического закона через преподобного отца нашего Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1994 году склепы были восстановлены. 2 февраля 1994 года состоялось первое богослужение в пещерном храме, которое возглавил благочинный Свято-Успенской обители иеромонах Арсений (Яковенко) (нынешний наместник митрополит Арсений). Службу приурочили к визиту в Святогорский монастырь матери Главы Императорского Дома Романовых, Великой княгини Леониды Георгиевны. Была отслужена панихида по почившим князьям Андрею и Николаю Голицыных, останки которых в то время временно находились в алтаре древнего храма преподобных Антония и Феодосия. Род Голицыных имел семейные связи с родом князя Багратиона, к которому принадлежала сама Леонида Георгиевна. В октябре 1994 года в пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских был установлен иконостас из чугуна и дюралюминия (автор проекта А.Б. Дашевский, чугунное литьё выполнено под руководством А.Г. Бовздаренко). Иконы для иконостаса были написаны донецкими художниками Г.В. Жуковым и В.В. Теличко. Иконостас восстановленной церкви имеет трёхрядную композицию: нижний ряд — преподобные Антоний и Феодосий, второй — Спаситель и Богородица на тронах, верхний ряд — Рождество Христово и Успение Божией Матери. Иконы были выполнены на медных листах темперными красками. 7 декабря 1994 года было произведено перезахоронение останков князей Голицыных в их родовую усыпальницу. В 1994–1995 годах по заказу СГИАЗ институтом «Укрпроектреставрация» был разработан эскизный проект реставрации фасадов притвора храма, находящегося над склепами (архитектор Г.А. Дядюшенко). В 1995 году в пещерном храме администрацией музея была открыта новая выставка для посетителей Святогорья под названием церква прп. Усипальниця вместо археологической выставки, которая в 1994 году была демонтирована и перенесена в другое выставочное помещение. В 1995 году наместником архимандритом Арсением (Яковенко) в монастыре были начаты широкомасштабные восстановительные работы. 16 июня приступили к демонтажным работам в Успенском соборе, и пока в главном храме обители шли реставрационные работы, литургии и вечерние богослужения стали совершаться в пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Подобно служению древних иноков, положивших начало Святогорской обители жительством в пещерах, или семени, вложенному в недра земли, которое тайно готовит первые ростки и цветы — будущего благолепия святой обители, — таковыми были служение и молитва братии в этом пещерном храме. Чудотворный же образ Владычицы Богородицы, именуемый Святогорским, в это время находился в скромном правом отделении пещерника, где утром служились полунощница и молебны, а вечером — монашеское правило.

http://sobory.ru/article/?object=05584

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010