Некоторое время спустя киевский князь Изяслав, нареченный в святом крещении Димитрием, построил каменную церковь во имя святого своего покровителя и решил устроить при ней монастырь. В настоятели новой обители он взял печерского игумена Варлаама, ибо хотел возвысить свой монастырь выше Печерского, надеясь на силу богатства. Но, как говорится в «Повести временных лет», «много ведь монастырей цесарями, и боярами, и богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением. Антоний ведь не имел ни золота, ни серебра, но достиг всего слезами и постом». После того как игумен Варлаам перешел в обитель святого великомученика Димитрия, печерская братия вновь обратилась к преподобному Антонию, сказав ему: «Отче, поставь нам игумена!» Преподобный спросил их: «Кого хотите?» – «Кого хочет Бог и Пресвятая Богородица и ты, честный отче!» – ответили ему иноки. Тогда преподобный Антоний посоветовал им: «Кто из вас послушлив, кроток и смирен, тот да будет вам игуменом». Посовещавшись, братия признала таковым преподобного Феодосия. Преподобный Антоний согласился с их выбором, благословив преподобного Феодосия на игуменство. После того как преподобный Феодосий стал игуменом, тщательно исполняя свое служение, братия Печерской обители умножилась до ста человек, желавших жить под духовным руководством преподобных Антония и Феодосия. Тогда преподобный Феодосий, видя умножение братии, решил устроить одновременно с пещерной и наземную обитель и вместе с братией пошел за советом к преподобному Антонию. «Отче, умножается братия, и мы бы хотели поставить монастырь», – сказали они преподобному Антонию. Преподобный Антоний с радостью одобрил эту идею, сказав: «Благословен Бог за все. Молитва Пресвятой Богородицы и угодников Святой горы да будет с вами и да поможет вам!» Более того, он, вопреки своей склонности к безмолвию, решил деятельно помочь братии, обратившись к князю Изяславу. Один из иноков передал князю слова преподобного: «Христолюбивый князь, Бог умножает братию, место же наше тесно. Просим тебя – дай нам ту гору, что над пещерой!» Князь, увидев в этой просьбе благословение Божие, прислал своего боярина отвести им находящуюся над пещерой гору. На этой горе с благословения преподобного Антония преподобный Феодосий с братией построили большую деревянную церковь и украсили ее иконами. Затем рядом с церковью они построили множество келий, куда и переселились из пещер. Новоотстроенный монастырь был также окружен оградой. И преподобный Феодосий и братия свидетельствовали, что вся их деятельность по устройству обители совершалась благодаря молитве преподобного Антония. Служение преподобного Антония

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пески. Церковь Антония Великого. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью «Расположен в 80 верстах от Вологодской духовной консистории, в 30 верстах от благочинного», - поясняет клировая ведомость 1875 года. «Теплая церковь построена в 1832 году, холодная в 1846 году, обе на «кошельковую сумму при помощи прихожан». Более ранних достоверных сведений о церкви нет. Устные легенды говорят о существовании на данном месте монастыря». (По материалам клировой ведомости 1875 г) Письменные источники сообщают о существовании на данном месте деревянного храма: «В ЛЕТО 6849 (1341) при великом князе, Иване Даниловиче князь Глеб Борисович, внук князя Константина Ростовскаго Всеволодича, иде на Бело езеро во свою отчину, и з Бела езера поиде ко граду Устю¬гу в судех рекою Порозобицею в Кубенское езеро. И стоял у езера 10 дней нестроения ради, волн великих, иже во езере. На месте же том стоит церковь Антонее Великий, идеже князь стоял». (Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре) В холодной церкви один придел освящен во имя Всемилостивого Спаса (освящен 8.10.1846г.), в теплой - два придела: на правой стороне во имя Антония Великого (освящен 8.09.1833г.), на левой во имя Введения Богородицы во храм (освящен 14.11.1848г.). «В них сотворяются богослу-жения». Имеется часовня в дер. Митоевской, в которой совершаются молебны каждый год 26 июня по указу Его императорского величества». В 1903 году у храма служил молебен св. прав. Иоанн Кронштадтский, и жительница близлежащей деревни Тимошкино получила исцеление от припадков.  Антониева Введенская мужская пустынь. Называлась также Антониева мужская пустынь. Находилась северо-восточнее места впадения речки Кой в Кубенское озеро. Ныне Погост Антония вблизи деревни Пески в Вологодском районе Вологодской области. Неизвестно, когда и кем основана Антониева пустынь. В 16 веке она уже существовала. В 1618 году пустынь относилась к Сямской волости, в окладной книге за этот год написано «монастырь, а в нём храм преподобного Антония». В писцовых книгах за 1628 год пустыня называется Антониевой, за 1647 год - Антониевой Введенской.

http://sobory.ru/article/?object=03080

Для большего изнурения своей плоти, Антоний, как великий труженик, постоянно носил на голове железную шляпу. Когда собралось в его пустынь довольное число, братии, тогда общим советом их положено было создать монастырь. Вследствие же сего, с разрешения великого князя Новгородского и благословения тамошнего же архиепископа Исаии, поставлена была церковь во имя преподобного Антония Великого с приделом Покрова Богородицы. Устроив, таким образом, обитель, Антоний не оставлял труженических подвигов своих до самой кончины; ибо, кроме Дымской обители, он основал еще Вырдомскую пустынь. Преподобный Антоний Дымский преставился 1273 года 24-го июня и погребен в созданной им церкви. Мощи его обретены нетленными чрез 106 лет по кончине его (в 1379 г.) В 1409 году, по случаю нашествия татар на область Новгородскую, рака с мощами преподобного опущена была в землю, а церковная утварь и шляпа погружены были в озеро. В последствии эта шляпа была обретена и ныне хранится при гробе св. угодника. Мощи преподобного Антония Дымского почивают под спудом в приделе во имя преподобного Антония Великого , что в нижнем этаже каменной соборной церкви Дымской обители. Обитель же Дымская находится в Тихвинском уезде въ 15-ти верстах от г. Тихвина при озере Дымском. В 1613 году обитель Дымская много терпела от нашествия шведов. В 1744 году усердием купца Калитина устроены в ней иконостасы и рака преподобному. Память преподобного Антония Дымского местно чтится 17 Января, вероятно, по случаю обретения мощей его или дня Ангела его, и 24 июня – в день кончины его, в который совершается крестный ход на озеро Дымское, почитаемое чудотворным. См. ист. Рос. Иер. IV, 71 стр. Рус. свят. 1861 г. Преподобного Антония, основателя пустыни на Черных озерках Кто был, из какого звания происходил и с чьего разрешения устроил сей Антоний пустынь на Черных озерках – об этом нигде и никаких сведений встечать не представлялось, равно как о жизни подвигах и кончин его. За известное и достоверное признается всеми только то, что он быль основателем и устроителем сей пустыни, которая и названа Антониевою по имени его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

В одно время с Никоном, или вскоре после него, пришел к преподобному Антонию новый ревнитель подвижничества, – это был богатый купец из города Торопца, по имени Чернь. Он, наслышавшись о дивной жизни Антония в Надднепровской пещере, весь предался желанию подражать подвигам великого старца и жить подле него, и чтобы скорее и безогляднее исполнить это желание, роздал все свое великое богатство по монастырям и нищим, и одним разом отделившись от всего, что связывало его с треволнениями житейскими, явился в пещеру к Антонию, пал ему в ноги и со слезами просил дозволить ему жить в пещере. Видя такую горячую ревность к подвижничеству, Антоний не мог отказать в просьбе и позволил ему жить в пещере, и потом, по надлежащем испытании, постриг в иноческий образ под именем Исакия. Новый подвижник Исакий восприял на себя самое строгое иноческое житие, на какое можно было решиться только с характером, нежелающим знать никаких препятствий в исполнении задуманной мысли; он облекся во власяницу и поверх власяницы надел на себя сырую, только что содранную с козла, кожу, которая так и засохла на нем, потом затворился в пещере, в малой кельице в четыре локтя, велел заложить дверь этой кельицы, оставив только не большое отверстие для принятия пищи; затворясь в кельице он денно и нощно начал молиться Богу со слезами, и вкушал только по одной просфоре и немного воды, и то через день; сам Антоний приводил к этому строгому затворнику пищу и подавал в маленькое оконце, как только руку просунуть, с обычным приветом: «Господи благослови, отче Исакие». После Исакия пришел к преподобному Антонию новый ревнитель благочестия и подвижнической жизни, двадцатитрехлетний юноша, Феодосии, бежавший из Курска, из дома матери и искавший иноческого пристанища; отыскавши пещеру Антония, он пал в ноги преподобному и со слезами молил его принять в число пещерных подвижников; Антоний смотря на молодость пришельца, сперва не соглашался принять его, но убежденный его молениями, и из разговоров с ним проразумевши, что он будет высокий подвижник и великий наставник иноков, наконец сказал: «чадо, благословен Бог укрепивший тебя в таком желании, а вот тебе и место, оставайся здесь». И проразумение Антония вскоре вполне оправдалось; Феодосий своими иноческими подвигами, смирением и совершенною покорностию приводил в удивление самого Антония и великого Никона, которые, радуясь сердцем, смотрели на твердость и кротость молодого инока и благодарили Бога. А в последствии Феодосий, назначенный Антонием в игумена, окончательно устроил Печерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/z...

Не успевши путём убеждения возвратить своего сына из пещеры, отец Варлаама силою увлёк его оттуда; снял с него иноческую одежду и облёк в прежнюю. Но Варлаам, как тяжкое бремя, сбросил ее с себя. Три дня просидел молча в доме отца, не вкушая пищи, почти без одежды, желая одного возвращения в любезную ему пещеру. Отец уступил наконец его желанию, и Варлаам с радостью принят был отцами пещеры. С этого времени ещё более начало стекаться народа. Одни приходили за благословением, другие просили пострижения. Сам Изяслав с дружиною приезжал к Антонию просить его благословения и молитв. Частью любовь к уединению, нарушаемому стечением народа, частью, может быть, ещё продолжающийся гнев великого князя заставили Никона выйти из пещеры Антония. Вместе с иноком монастыря св. Мины пошёл он искать другого безмолвного жилища. Они дошли до моря, и там расстались. Никон пошёл к Тмуторокани, и подле города нашёл себе место, где основал свой монастырь. А инок из обители св. Мины на пути к Константинополю встретил один остров, поселился на нём, и в уединении окончил свою жизнь 257 . Тогда же удалился из Печерской обители и евнух Ефрем в один из монастырей Константинопольских. По удалении Никона, пресвитером в пещере сделан был Феодосий, ежедневно отправлявший божественную службу для братии. У Антония было уже двенадцать человек братии. Своими руками иноки раскопали пещеру, устроили в ней церковь и келии. И эта немногочисленная братия казалась уже великою для любителя уединения, Антония, Собравши свою братию, он сказал ей: «Вот, Бог собрал вас, братие, и над вами почивает благословение святой горы, данное мне постригшим меня игуменом, а от меня перешедшее к вам. Живите теперь сами, я поставлю вам игумена, а сам хочу идти в другую гору жить уединенно, как привык издавна». Антоний назначил в игумена Варлаама, а сам по соседству в горе, расстоянием на 100 саж. от прежней пещеры, начал копать новую пещеру, известную ныне, под именем ближних пещер, где и поселился. Братия, оставшаяся под руководством Варлаама и лишившись непосредственного управления Антония, не отступала от его правил. Пища братии была ржаной хлеб с водою; в субботу и воскресенье ели сочиво. Когда не было сочива, то и в эти дни ели одно варёное зелье. Пропитание себе доставали работою: плели клобуки, и занимались другими рукоделиями, и носили продавать их в город. На вырученные деньги покупали жито. Купленное жито разделяли между собою, чтобы к следующему дню всякий молол для себя. Иные копали гряды, и ходили за овощами. Так целый день проходил в работе. (Пищу вкушали после литургии). Не смотря на эту скудную жизнь, число братии так умножилось, что она, при общих молитвах, не могла уже вмещаться в пещерной церкви. Игумен Варлаам с братией испросили у пр. Антония благословение, над пещерами своими устроить открытую церковь , и построили сперва малую деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впоследствии монастырь Есфигмен неоднократно редактировал свое жизнеописание преподобного Антония Есфигменского, стремясь привести неточности к соответствию с русскими источниками. Возникали новые «хронологические подробности», которые наряду с уже существовавшими накопленными ошибками и вариантами значительно осложняют научную датировку жизнеописания. Так, одной из последних редакций вводится в оборот новая дата - 1035 год, - когда святой якобы был пострижен в малую схиму игуменом Феоктистом II, будучи уже пожилым человеком 52 лет. Как видно, возраст преподобного Антония уже подогнан в соответствие с русскими источниками. Ссылаясь на возникшую в Есфигмене легенду, в 1895 году настоятель монастыря архимандрит Лука Агиограф обратился в Киевскую духовную консисторию с прошением об учреждении в Киеве подворья Есфигменского монастыря с часовней во имя преподобных Антония, Афанасия и Григория. Однако духовная консистория, заседавшая под председательством церковного историка протоиерея Петра Лебединцева, 16 июня 1895 года не приняла положительного решения из-за отсутствия достаточно убедительных к тому оснований. В частности, отец Петр Лебединцев в отзыве писал, что «...о пребывании и пострижении Антония Печерского в Афонском Есфигменском монастыре нет ни записи, ни предания в летописях и Печерском Патерике...». Окончательно вопрос был снят указом Святейшего Синода от 12 октября 1895 года на имя митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия, где на основании вышеизложенного отказывалось в удовлетворении прошения настоятеля Есфигменского монастыря. Важно отметить, что, помимо довольно поздних легенд о существовании пещер преподобного Антония Печерского возле Великой Лавры святого Афанасия и Есфигменского монастыря, на Афоне имеется и еще одно, более давнее и правдоподобное предание о том, что будущий отец русского монашества изначально подвизался на Святой Горе не в греческом, а в русском монастыре Успения Богородицы («Панагия Ксилургу», или «Древодел»). Архивариус и библиотекарь Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схимонах Матфей (Ольшанский) после того, как впервые была обнародована «есфигменская гипотеза», высказал недоумение от лица русской обители и ее старцев иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) и схиархимандрита Макария (Сушкина).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

Святая жизнь Преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. Святой Антоний стремившихся к иночеству принимал с любовью. После наставлений, как должно следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать желающих. Когда около Преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келлии для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Волею князя Изяслава игумен Варлаам удалился в Димитриевский монастырь. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав († 1078) подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келлии, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси. За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно явились, были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря. Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. При этом явлении Матерь Божия предсказала близкую смерть преподобного Антония.

http://patriarchia.ru/db/text/272333.htm...

В тот же день паломники прибыли в монастырь преподобного Антония Великого в Восточной (Аравийской) пустыне — первую обитель во всем христианском мире (основана в начале IV века); она была построена близ пещеры, в которой подвизался родоначальник монашества. Этот монастырь издавна является одним из мест паломничества. В XIX веке его посетил глава Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский), автограф которого сохранился на одной из стен главного монастырского храма. В обители почивают мощи преподобного Антония Великого и многие другие святыни. Утром 11 ноября, после совершения Божественной литургии, делегация Русской Православной Церкви посетила келью преподобного Антония на горе около монастыря, где основатель монашества провел в молитве и посте 35 лет своей подвижнической жизни. Поблизости многие годы подвизался его верный ученик — Павел Препростый. Позже их примеру последовал целый сонм иноков, в результате чего данная местность получила название «Гора келий». 11 ноября паломники из России посетили другую древнюю лавру Восточной пустыни, возникшую немногим позже обители святого Антония,монастырь преподобного Павла Фивейского. Здесь они поклонились мощам основателя обители и пообщались с многочисленной братией монастыря. Архиепископ Феогност особо отметил, что за время пребывания в Египте паломники из России имели возможность прикоснуться к живой традиции монашеского делания, имеющей столь древние корни. По мнению владыки, дальнейшее общение между иноками из России и Египта может иметь взаимообогащающее значение, а потому его следует продолжать. 12 ноября, отслужив Божественную литургию в одном из храмов обители, делегация Русской Православной Церкви вернулась в Москву. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4675972.ht...

Автору этой статьи в сентябре 2005 года довелось побывать у колыбели монашества — в монастыре преподобного Антония Великого. Монастырь находится в 180 километрах от Каира и в 260 километрах от г. Хургады, в нескольких десятках километров от побережья Красного моря. Обитель расположена у подножия горного хребта, который возвышается над ней на несколько сот метров. Монастырь окружен двумя стенами. Внутренняя, более высокая стена (до десяти метров), частично была построена еще в VI веке при императоре Юстиниане, и окружает древнюю территорию монастыря, напоминающую цветущий оазис. Внешняя стена появилась лишь несколько лет назад. Приехав в обитель рано утром, мы прежде всего отправились к пещере преподобного, чтобы до наступления жары спуститься к монастырю. Пещера преподобного Антония, в которой он подвизался последние сорок с лишним лет своей жизни, безусловно, является истинным сокровищем монастыря. Она находится примерно в часе ходьбы от самой обители. Архимандрит Порфирий писал, что гора, на которой подвизался преподобный Антоний, «длинна, как молитва сего угодника Божия». К пещере, находящейся на высоте трехсот метров над монастырем, ведет лестница, поэтому с теми трудностями, с которыми встретился о. Порфирий в своем восхождении на гору, современные паломники не сталкиваются. Хотя в пустыне водятся ядовитые змеи, монахи утверждают, что, по молитвам преподобного, змеи в обители и ее окрестностях не жалят. Над входом в пещеру на десятки метров поднимается отвесная скала. Пещера имеет длинный и узкий вход, длиной приблизительно десять метров. За многие столетия тысячи проходивших здесь паломников сгладили стены. Перед входом в пещеру, согласно восточному обычаю уважения к святым местам, снимают обувь. Пройдя, или, точнее, протиснувшись по этому проходу, попадаешь в ту часть пещеры, где жил преподобный Антоний, пребывая в непрестанной молитве и борясь с духами злобы. В этой части пещеры уровень пола ниже, чем в проходе, и поэтому, пройдя по пещерному коридору, надо повернуть направо и спуститься на несколько ступеней вниз (примерно на метр). В пещере темно, что особенно ощущается после яркого дневного света. Спустя некоторое время глаза привыкают к тьме, к тому же через отверстие прохода поступает немного света. Помещение весьма невелико, семи паломникам в нем уже тесно. Длина пещеры — метров семь, ширина — два, но пол узкий, не более метра в самой широкой части. В пещере стоит престол, здесь иногда совершают литургию иеромонахи монастыря преподобного Антония. За престолом расположена ниша, где находится алебастровое возвышение, на которое преклонял голову во время непродолжительного сна святой Антоний. Здесь лежит ворох записок, оставленных коптскими паломниками с молитвенными прошениями к преподобному.

http://pravoslavie.ru/2091.html

В Египте восстановлен монастырь Святого Антония — одна из старейших в мире христианских обителей. Финансирование работ взяло на себя правительство — в общей сложности было затрачено свыше 14 млн. долларов, сообщает Би-Би-Си. Для восстановления монастыря, которому свыше 16 веков, понадобилось более восьми лет. В Египте надеются, что восстановление этой обители в городе Суэц на северо-востоке страны является знаком мирного сосуществования мусульманской и христианской общин Египта. Главный египетский археолог Захи Хавасс отметил, что восстановительные работы велись мусульманами. «Это демонстрирует миру, что мы с готовностью восстанавливаем памятники нашего прошлого — будь то коптские, иудейские или исламские», — сказал он. В ходе реконструкции были отреставрированы и воссозданы древняя монастырская стена, башня, две главные церкви и кельи монахов. Монастырь Святого Антония был основан в 356 году учениками преподобного Антония Великого сразу после его смерти. Святой Антоний (251-356) более полвека вел уединенную аскетическую жизнь в скальной пещере, расположенной чуть выше упомянутого монастыря. После кончины святого Антония к месту его уединения стали стекаться многочисленные ученики и почитатели святого из Сирии, Эфиопии, Египта и других стран. В XI веке монастырь был разрушен арабами, но через 100 лет частично восстановлен коптами. Источник: ИНТЕРФАКС Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-egipte-vosstanovlena...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010