Между тем, в начале ноября 826г., приступы болезни св. отца усилились. Терзаемый страданиями, он, однако, продолжал дело учительства. 8 ноября св. отец объявил ученикам своё предсмертное завещание, внушал им в чистоте хранить веру, соблюдать истину и жить по правде и обещал молиться за совершенствование братства и возрастание монастыря. Он также передал своё приветствие патриарху Антонию I, архиереям, иереям, исповедникам за имя Христово и всем своим сподвижникам, простил всех монахов и мирян, бывших под епитимией, а в заключение простился с учениками и сказал: «Господь мира да будет со духом вашим». 11 ноября преп. Феодор причастился Св. Тайн, по обыкновению помазал тело своё елеем и много молился. В шестом часу дня, почувствовав приближение смерти, он повелел ученикам зажечь свечи и петь непорочны, и когда они пели вторую статию, он в присутствии всех предал свою чистую душу Богу. Его священное и многострадальное тело было перенесено из монастыря на полуострове св. Трифона на остров Принкипо, в Мраморном море, и здесь торжественно погребено. Господь прославил св. отца нетлением его мощей, которые после окончательного восстановления иконопочитания при благочестивой царице Феодоре и патриархе Византийском Мефодии, были в 845г. (26 января) торжественно перенесены с о. Принкипо в Студийский монастырь в Константинополе и положены в гробнице его ближайших сподвижников – духовного отца Платона и родного брата Иосифа, архиепископа Фессалоникийского. 936 Один из древних биографов преп. Феодора Студита , характеризуя, после праведной кончины, его значение для Церкви, говорит о нём так: «И приложился к праведным от века – гонимый во всю жизнь свою за правду, к преподобным – любитель и исполнитель святыни, к мученикам – любитель мучеников, сподвижник их и многострадален, к апостолам – проходивший одинаковым с ними путём веры, к пророкам – почтенный от Бога равным дарованием и запечатлевший их предсказания своими делами, как утверждавший, что воплощение Еммануила всенепременно должно быть почитаемо при посредстве священных изображений, ко всем святым ангелам – подражавший во плоти жизни их всеми своими силами, к Вседержителю Богу и Господу славы и Царю всех – по страху перед Ним вменявший ни во что земные и конечные царства, попиравший всякую славу человеческую, как прах, и по возможности уподоблявшийся Богу и Христу». 937 В этой краткой, но выразительной характеристике наилучшим образом оценена вся разносторонняя и выдающаяся деятельность преп. Феодора Студита в отношении защиты евангельской и церковной правды, борьбы за свободу Церкви и независимость её внутренней организации, в области устройства монашеской жизни и в достижении вообще нравственного совершенства. Преп. Феодор Студит , поистине, был великим наставником Православия и учителем благочестия, ярким светильником Вселенной, премудрым и боговдохновенным устроителем иноческой жизни, память о котором всегда должна быть священной у всех верных чад святой Православной Церкви. О монашестве 938

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Молитесь о мне, и я молю Господа о благословении мира на вас и братию. Спб. Февраля 28-го 1836. Письмо 131 Мир Господень с вами, о. наместник, и с братиею. Благодарю, что надоумели меня написать к о. Поликарпу. Я хотел писать к нему и прежде, но сомневался, будет ли то впопад. Получив ваше письмо, я тотчас написал к нему; получил от него кроткий ответ; и как он пишет, что слухи смущают его еще опасениями лишиться нынешнего места, то я еще писал к нему для успокоения его от ложных слухов. За неприятность удаления подчиненного Бог дал мне случай вознаградить себя утешением призреть удаленного, именно ректора Олонецкой семинарии А. Гедеона, удаленного оттуда по представлению местного преосвященного. Быв вызван в Петербург для допроса и оставлен без всего, он терпеливо переносил сие состояние месяца два. Я беру его в должность инспектора академии и бакалавра при ректоре. Скажите о. ректору о сем, если я не успею написать к нему сегодня. Прошу вас принять сего странника в общение мира. Контракт о вифанской мельнице не вовсе мне нравится: но соглашаюсь потому, что сие может быть нужно для потерпевших от пожара. Образ Илии пророка хорош, и просивший его в благословение доволен. О получении я писал вам прежде. Да дарует Господь, чтобы крестное чадо ваше от Еврей было истинное чадо Божие. Времена все дико смотрят. – Вероятно, вы слышали, что в Англии видели в воздухе конное войско. – Недавно, говорите, в Венгрии было ужасное землетрясение, и одно озеро весьма большое ужасно кипело и испускало пар или дым. – Что-то принесет у нас после необыкновенно холодной зимы необыкновенно ранняя весна?–Умножение волков около Смоленска, говорят, очень далеко от обыкновенного. – Молитесь, да избавит нас Господь от всякой скорби, гнева и нужды. Марта 18-го. 1836. Письмо 132 Во вчерашнем письме 37 не договорил я вам, о. наместник, о некоторых предметах. Добрым приметам о Анастасии радуюсь. Но мне кажется, что хорошо было бы ему пожить в монастыре. Посмотрим летом. Относительно поминовения Соколовых с мыслями вашими я согласен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Монах на тротуарах Петербурга!.. Это самое жалкое по наружности существо. Каково было бы Самому Просветителю душ наших, если бы Он благоизволил поискать Себе пристойного убежища? Едва ли сыщется и Лот, не только Авраам в этом Содоме! А Москва, забывая свою святую историческо-русскую наружность, всячески старается не отстать от Петербурга в модничанье, даже неохотно слушает похвалы своему Вековому Кремлю, а указывает на свои новые дома и лавки и прочие заведения суеты. Ей подражают и все Губернские города. Избави, Боже! Можно дожить до такого времени, когда монастыри и церкви будут колоть глаза, напоминая царство Божее анархистам и безбожникам, а колокола и теперь уже стали беспокоить слух, приученный к цыганским гикам, щарманкам и загородной музыке. И вот, видимый всеми, торжественный прогресс и его плоды, видимый в праздничный день, или вечер праздничного дня, а другой цивилизации еще видно! На таких вечерних вакханалиях собираются и дружатся все, от профессора университета до безграмотного бурлака, от купца–раскольника до нынешнего джентельмена. Поэтому, где дается воля страстям, туда стремятся все, как устремятся некогда на праздники антихристовы. А где прибыток в виду, то к этой цели бегут бегом, от старухи барыни до её лакея. Это гадкое зрелище видел Петербург при раздаче акций водопроводов, которые возвышали на один процент противу обыкновенного процента с капитала. Ужасное и отвратительное позорище представляет наш мир XIX века, когда затронутся его интересы»! (Письма Игнатия Брянч. к Антонию Бочкову, стр. 19–20). 516 «Нижайше вас благодарю и заочно целую руку, которая много трудилась и доныне трудится для блага и утешения меньших нас, нуждающихся в слове укрепления»,–писал отцу Игнатию Антоний Бочков. См. письма, стр. 8. 518 Епископ Игнатий писал брату, занимавшемуся умной молитвой: «На слова письма твоего: «Возьми меня, добрый пастырь и причти к овцам твоего стада», ответ мой; «прими меня, ближний мой, в услужение тебе на пути твоем ко Христу». См. Богословский вестник за ноябрь 1913, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Наблюдалось стихийное стремление к монашеству. Этому покровительствовали императоры, в особенности монахолюбивая македонская династия. Постригались сами императоры (так, в XI в. — 7 из 15-ти). Постригались члены их дома, вельможи, иерархи. К монашеству стремились все классы, часто постригались целые семьи. Проф. Арх. Киприан свидетельствует, что " можно смело говорить о династиях святых и о семьях преподобных " . Всякий, кто только имел возможность, считал чуть ли не главной своей обязанностью создать новый монастырь. Вместе с тем это была счастливая пора старчества и развития умного делания, тесно с ним связанного. Это пора Симеона Благоговейного и Симеона Нового Богослова и многих других святых, как и они, современников Антония Печерского. На Афоне, где был пострижен Антоний, еще были теплы предания преп. Афанасия Афонского, отличавшегося великим состраданием к ближним, только что перед этим преставившегося (+ 1000 г.). Здесь на Афоне преп. Антоний мог наблюдать все внешние виды монашеского подвига: житие киновиальное и отшельническое. Что касается до внутреннего состояния современного Антонию монашества, значение его было очень велико, ибо оно служило коррективом, исправлявшим все частные и общие недостатки своей эпохи. Проф. И. Соколов, отмечая значение византийского монашества, говорит, что жизнью своею они являли пример того, как должен жить христианин, чтобы достигнуть Царствия Небесного. Кроме того, к ним обращались все слои общества за наставлениями. Затем монахи выступали как безбоязненные обличители неправды.Имп. Михаил III во время прогулки был обличен за жестокость и бессердечие одним монахом, находившимся среди толпы. Народ его спас от гнева императора. Другой случай противоположен предшествовавшему: преп. Василий Новый (+ 952 г.) обличил Романа Лакапина, соправителя Константина Порфирородного (920-944) в сребролюбии и распутстве. Этот царь дал обещание исправиться и наградил дарами Василия за обличение. Во время трапезы Роман приказывал себе читать духовные книги, слушая чтение, он сокрушался сердцем и проливал слезы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Не зная означенных правил, я не могу приступить к распределению церковных земель между лицами, причты составляющими, и потому долгом поставляю просить покорнейше Святейший Синод о разрешении означенного моего рапорта, от 4 мая сего года, с тем присовокуплением: упомянутые выше 10 десятин земли должны быть единственно выделяемы священнику и там, где по штату определён только священник и дьячок, или же узаконенная пропорция земли должна распределяться и в каком количестве? по числу лиц, составляющим причты, то есть: иначе, где священник, диакон, дьячок, пономарь и просфирня; иначе, где нет диакона; иначе, где нет диакона и пономаря, а иначе, где при Церкви состоит только священник и дьячок. Эконому Литовского архиерейского дома иеромонаху Антонию, от 18 сентября за 1314, с определением жалованья и содержания для архиерейской свиты и служителей в С.-Петербурге Всю свиту при мне в С.-Петербурге составлять будут следующие лица: 1) вы, отец эконом, 2) духовник иеромонах Фавст, 3) иеродиакон Иулиан, 4) иеродиакон Иосиф, 5) состоящий на иподиаконской вакансии Иван Каменецкий; певчие: 6) Александр Залеский, 7) Даниил Петровский, 8) Иван Кречетович, 9) Августин Сцепура, 10) Иван Прозоров, 11) Осип Пустовойтов, 12) Феодор Юденич, 13) Григорий Бивалькевич, 14) Иван Проценков, 15) Иван Якубовский, 16) Григорий Черняшевский, 17) Антон Жуковский, 18) Иван Клочковский; келейные при мне: 19) Иван Банасевич, 20) Игнатий Соколовский, 21) повар Константин Жебровский, 22) помощник повара Иван Морозик. Содержание сих лиц заимствуется из следующих источников: 1) от суммы 1.075 руб. сереб., положенной по штату на свиту при архиерее; 2) от суммы 400 руб. сереб., положенной по штату на служителей и мастеровых, состоящих при архиерейском доме; 3) от суммы 250 руб. сереб., определённой на письмоводителя при архиерее; 4) от суммы 160 руб. сереб., положенной по штату для одного иподиакона при кафедральном соборе; 5) от суммы 1.140 руб. сереб., положенной по штату на певчих и уставщика пения, и 6) от моей собственной суммы, по моему назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Ответ: Ионикий запрещен был в священнослужении за нарушение церковных канонов. За Храповицким же церковных преступлений нет, а судить его за политические преступления – церковь не правомочна, а я тем более. Вопрос: Какое же показание Ваше следует считать правильным, так как в показаниях по отношению к Антонию Храповицкому имеются противоречия о возможности и невозможности церковного суда над Антонием за политические преступления? Ответ: Еще раз повторяю, что судить Антония Храповицкого за политические преступления я и церковь не можем. Вопрос: Что Вы можете нам сказать по поводу Ваших завещаний о преемниках на случай невозможности отправлять обязанности патриаршего местоблюстителя? Ответ: Да, я действительно писал два завещания на указанный случай. В первом, написанном, кажется, в июне или в июле – я последовательно назначил своими заместителями Сергия Нижегородского 1462 , архиепископа Николая Добронравова и последним Иосифа Ростовского 1463 ; второе завещание – написано после 5 декабря, там назначены м[итрополит] Сергий, м[итрополиты] Михаил и Иосиф Ростовский. Один экземпляр – я дал моему брату Василию Федоровичу Полянскому (вернее, по одному экземпляру каждого завещания), которого просил вскрыть запечатанные пакеты с завещаниями в присутствии И. Г. Соколова и Величкина (оба благочинные). Показание с моих слов записано правильно и мне прочитано. Подпись: Петр Федорович Полянский 1464 . 12/ХII–1925 г. ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 4. Л. 107–109. Подлинник. Рукопись. 4. Стенограмма протокола допроса митрополита Петра 12 декабря 1925 г. Вопрос: Существует ли вообще звание Киевского митрополита. Ответ: Такой сан существует. Вопрос: Кто же был выбран киевским митрополитом. Ответ: Насколько я помню, таким состоял Антоний Храповицкий , и насколько я помню, он был выбран духовенством и мирянами Киевской епархии. Вопрос: Смещался ли он кем. Ответ: Я считаю его не состоящим Киевским митрополитом. Вопрос: Я ставлю вопрос так: единолично его кто-нибудь смещал. Ответ: Я этого не знаю, я его не смещал и его таким и не считаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Относя отрывок к 866 или 867 г., Гфрёрер заключает из него, что в Далмации делались попытки основать новую церковь , т.е. епископию, или поставить нового епископа без согласия на то папы. В такой попытке нужно видеть враждебное Риму влияние Византии, вполне возможное и естественное после разрыва Фотия с Римом 2724 . При указанном толковании отрывка, можно признавать, что Фотий распростер свое влияние и свою деятельность и на пределы Далмации 2725 . Но даже если бы он не успел ничего сделать в Далмации, мысль о необходимости упрочить в этих пределах византийское влияние могла быть им уже высказана, так что Василию Македонянину оставалось только осуществить готовый план и этим лишний раз подтвердить, что в сфере основных вопросов церковно-государственной политики он и после удаления Фотия должен был идти путем низвергнутого им патриарха 2726 . —157— Что касается миссии среди магометан и евреев, то о том и другом известно очень немногое. Сохранилось письмо Фотия к Антонию, архиепископу боспорскому 2727 в Крыму, где идет речь об обращении евреев. „Скифское море, пишет Фотий, некогда было негостеприимным (ξεινος), потому что там, страшно послушать, пожирали приплывающих чужестранцев. Милетяне гуманностью и кротким правлением смягчили зверский и варварский нрав и превратили море в Гостеприимное – Эвксинское (Εξιινον). Теперь же, благодаря тебе, твоим подвигам добродетели, трудам и прочему служению Божеству, оно стало и называется не только Гостеприимным, но и Благочестивым. Какой радости и веселия, думаешь ты, исполняет это меня, когда я думаю и пишу об этом? Если же ты и живущих там иудеев, пленив в послушание Христу, приведешь, как ты написал, от сени и буквы к благодати, я получаю в изобилии прекрасные плоды добрых надежд, какие я всегда питал относительно тебя“. Памятником тех же забот об обращении иудеев осталась составленная под влиянием Фотия, уже при Василии Македонянине, формула отречения для евреев, принимающих крещение 2728 . Нет данных утверждать, что Фотий принимал непосредственное участие в полемике с магометанством.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По изложению автора читатель должен думать, что эти попытки ведут своё начало только с 1783 г. т. е. с того момента, когда совершилось политическое отделение Соединённых штатов от Англии, и самая мысль об учреждении самостоятельного епископата как будто была вызвана установлением независимости политической. В действительности же дело обстояло совершенно иначе. Стремление к учреждению в Америке самостоятельного епископата и попытки к осуществлению этого стремления имели в то время свою уже более чем вековую историю и потому, конечно, не стояли в причинной связи с политическим освобождением Америки. Об этих попытках немало говорится у Вильберфорса и у Преосв. Иоанна 43 , но автор почему-то не нашёл нужным упомянуть о них, чём вводит своего читателя в некоторое заблуждение. Благодаря этому пробелу и отказ английской церковной власти удостоить епископской хиротоны прибывшего из Америки в 1788 г. д-ра Сибури получает у автора одностороннее и потому неправильное освещение. По изложении автора, причина отказа заключалась в том, что «ко времени прибытия Сибури в Англию в английском народе ещё слишком свежи были впечатления от продолжавшейся борьбы между Англией и Северо-американскими Штатами» 44 . Само собой разумеется, что таким объяснением нельзя удовлетвориться, как скоро мы знаем, что в ходатайствах американцев о поставлении им особого епископа английская церковная власть неоднократно отказывала ещё за много лет до начала враждебного политического столкновения между Америкой и Англией 45 . Для этих отказов были, конечно, свои причины, о которых читателю было бы известно, если бы автор не умолчал о всех прежних попытках и об их результатах 46 . В конце введения (стр. 24–29) автор перечисляет книги, представленные еп. Графтоном Высокопр. Антонию и сообщает о них некоторые сведения. Ввиду того преобладающего значения, которое, как мы видели, даётся этим книгам в рассматриваемом наследовании, было бы желательно, чтобы, при сообщении о них сведений, автор не ограничивался, как он это делает, только кратким оглавлением их содержания, но давал бы вместе с тем и их характеристику.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

По прибытии в Москву, я поспешил отправиться в Иверскую часовню, для поклонения Чудотворной иконе, а оттуда на Саввинское подворье, для свидания с другом своим, Преосвященным Леонидом. После краткой с ним, на первый раз, беседы, я поехал от него к Генерал-Губернатору, Князю Владимиру Андреевичу Долгорукову 1960 , который принял меня очень любезно и пригласил на другой день у него кушать вместе с Преосвященным Леонидом. В Богоявленском монастыре, куда я заезжал к Преосв. Игнатию 1961 , нашел я Ректора Московской Д. Академии, Протоиерея А.В. Горского 1962 , который приезжал в Москву лечиться от изнурившей его тяжкой болезни. А сущность его болезни заключалась, как мне сказывали, в перерождении сосудов. Болезнь эта, бывшая следствием замкнутой, сидячей жизни, требовала совершенного удаления от ученых занятий. —44— 1875 г. 15 числа в 5-ть часов обедал у Князя Долгорукова с Преосвященным Леонидом и с духовником Князя Протоиереем А. О. Ключаревым 1963 . Вечер провел в беседе с Преосв. Леонидом и братом его директ. народных училищ А. В. Краснопевковым 1964 . В беседе, между прочим, коснулись современного тогда вопроса о духовно-судебной реформе. Кто-то говорил тут, Преосвященному Литовскому Макарию, Председателю Комитета по составлению проекта этой реформы, потерпевшему совершенную неудачу, придумано, для восстановления его репутации и утешения в неудаче, поручение ревизии Духовных Академий. О профессоре Москов. Университета, читавшем каноническое право, Η.К. Соколове 1965 , который прежде проповедовал в защиту судебной архиерейской власти, а потом совершенно изменил свой взгляд на этот предмет в угоду известной партии, – говорили, что он по необходимости должен был поступить, чтоб удержаться на своем месте: иначе угрожала ему опасность удаления от должности вследствие нетрезвости, доходившей до крайних будто бы пределов и вскоре затем сведшей его в могилу. В 3 часа обедал у Преосвященного Леонида с братом его А.В. Краснопевковым. После обеда отправились в Алексеевский женский монастырь, где посетили игумению Антонию 1966 и сестру Преосвященного Е.В. Ушакову 1967 , которая, по болезни, оставив службу при Николаевском Институте, поместилась в Алексеевском монастыре, и здесь занималась обучением Сербских, Болгарских и других славянских девиц, для коих незадолго пред тем открыто было при монастыре, по мысли Преосвященного Леонида, училище. Мы посетили и это училище и слушали пение национальных песен Сербских и Болгарских: девицы пели очень стройно. Я дал им несколько рублей на чай.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Полтавского и других, кои к тому времени изъявят желание принять участие в собрании, с целию организации инициативной группы для составления декларации и выяснения основных положений о дальнейшей жизни Украинской Церкви в направлении по пути автокефалии. При этом, прошу разрешить выезд в Полтаву тем из вышепоименованных Епископов, которые состоят под запрещением выезда с места жительства, о чём сделать своё распоряжение местной власти. Ответ на моё ходатайство прошу направить в Полтавский отдел управления культов для сообщения мне» 450 . Безбожная власть в это время давала разрешение только раскольникам на лжесоборы, и Архиепископу Григорию в его просьбе было отказано 451 . О возникновении Лубенского раскола в письме благочинному первого Миргородского округа протоиерею Антонию Луговскому он писал: «В последнее время у нас на Полтавщине явился новый раскол, известный по месту своего происхождения под именем «Лубенского раскола». Главными виновниками его были приехавшие в г. Лубны 4–5 июня 1925 года на съезд духовенства и мирян Лубенского викариатства: 1 . Запрещённый в служении Патриархом Тихоном викарий Полтавской епархии Епископ Лубенский Феофил Булдовский; 2 . Запрещённый в служении тем же Патриархом б. Архиепископ Екатеринославский Иоанникий Соколовский; 3 . Рукоположенный во епископа обновленцами Павел Погорилко из Подолии; 4 . Рукоположенный Феофилом Булдовским и Павлом Погорилко, без согласия на то Епископов Украины – неканонический епископ – Сергий Иваницкий и, 5 . Викарий Полтавской епархии Епископ Золотоношский Сергий Лабунцев. Эти пять епископов составили из себя «инициативную» группу, поставившую своей задачей установление автокефалии Украинской Церкви путём объявления таковой на этом съезде, и обратились с предложением к православным Епископам Украины принять участие в Съезде. Естественно, что такая группа и по своему составу (двух неканонических епископов – П. Погорилко и С. Иваницкий и двух, находящихся под Патриаршим запрещением – Ф. Булдовский и И. Соколовск ий) и по своей задаче (установление автокефалии Украинской Церкви), разрешимой только Поместным Всеукраинским Собором, не могла внушить доверия православному Епископату Украины, а потому и ни один из них не приехал в Лубны на этот Съезд. А шесть православных Епископов в ответ на приглашение прислали означенной «группе» послание с увещанием не делать нового раскола и не вносить тем новых соблазнов среди верующих, а путём раскаяния заслужить снятие запрещения, и тем войти в общение с остальными православными Епископами Украины. Тем не менее, собрание означенных сомнительных Епископов в Лубнах состоялось. Участники этого собрания имели смелость назвать его «продолжением Собора Епископов 1922 года». Объявили автокефалию Украинской Церкви, осудили всех православных Епископов Украины, сами себя избрали и назначили в высший церковный орган управления украинской автокефальной церкви, назвав его «собором епископов всея Украины».

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010