2907 Последние дни жизни графа Дм. Н. Блудова – в Страннике 1864 г., май, стр. 102–110; – ср. о нем т. II Хроники по указателю. 2912 Полное заглавие этого издания следующее: «Древние памятники русского письма и языка (X–XIV веков) Общее повременное обозрение с палеографическими указаниями и выписками из подлинников и из древних списков»: Труд И. Срезневского , Спб. 1863 г. 2913 (Казанского), известного археолога – палеографа; он был с 1856 г. Настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, а в 1860 г. уволен от управления им: † еп. Угличским 1893 г. июля 20. 2914 Миролюбовым, с 1860 г. – настоятель Новгородского Антониева монастыря; с 1887 г. – архиеп. Донской; в 1894 г. апр. 30 увол. на покой; † в Нижнем Новгороде 24 дек. 1894 г. 2920 О 300-летнем юбилее М. Син. типографии см. статью П.А. Бессонова в Русск. Арх. 1867 г., 5 и 6, стр. 914. 2925 Алексей Васильевич, служивший в м-ве иностр. дел, † в 1880 г. членом Госуд. Совета и егермейстером Высочайшего Двора и отзывов митр. Филарета, т. V, стр. 671. 2927 1-го апреля Ионг был в Троицкой Лавре и посетил духовную академию. см. приб. к тв. св. Отцов, 1882 г., ч. 30, стр.55–57. 2928 О пребывании Ионга в Москве преосвящ. Леонид сохранил в своем дневнике довольно обстоятельные сведения. Сведения эти напечатаны в книге: «Записки о жизни и времени святителя Филарета, митр. Московского» Н.В. Сушкова, М. 1868 г. Приложение XXVII, стр. 53–61. – О пребывании Ионга в Спб. по возвращении из Москвы в «Страннике» 1865 г., апр. стр. 19–22. 2930 Разумеется ректор семинарии архим. Алексий (Новоселов), см. о нем том II Хроники, стр. 745–746. 2933 Надежность, кафедральным протоиереем и ректором училища, см. о нем т. I Хроники, стр. 122, и т. II, стр. 747. 2935 Великую княгиню Елену Павловну. См. письма митр. Филарета к наместнику архим. Антонию, ч. 4, М. 1884, стр. 428, 1542. 2940 Разумеется, вероятно, постоянная выставка Общества Любителей Художеств, помещавшаяся на Мясницкой, в доме Почтамта. 2944 Известна теперь под именем Пятницкой. См. о ней статью и(ером.) А(рсения) в Чтениях в О-ве Истории и Древн. Росс. 1894 г., кн. IV.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30 октября. Весь день не прекращался ураганный огонь пулеметов по Тверскому бульвару. Большевики заняли почту и телеграф. Повсюду злые солдатские лица. В пять часов вечера начался шквальный обстрел штаба Московского военного округа. В городе появилась какая – то третья вооруженная сила, стреляющая по всем, кто попадется под руку. На Соборе профессор Соколов прочитал доклад о способах избрания патриарха. Решено следовать примеру Константинопольской Церкви – сначала голосовать кандидатов, которых можно избирать как из епископов, так и из священников и даже из мирян. Намечено двадцать три кандидата. 31 октября. Артиллерия бьет и бьет по телефонной станции, городской думе, «Метрополю», жилым кварталам – с Пресни, Кудринской площади, Замоскворечья. С колоколен центра Москвы стреляют по засевшим в Кремле и уже истратившим последние патроны юнкерам. Нервы москвичей, изголодавшихся в подвалах своих домов, от непрерывной канонады начинают сдавать. Насельники Чудова монастыря под грохот рвущихся снарядов перенесли мощи святителя Алексия, митрополита Московского, в подземную церковь священномученика Ермогена, где день и ночь не прекращалась церковная служба. Монахи исповедовались, причащались Святых Тайн, готовились к смерти. Соборяне в Епархиальном доме длинными вереницами выстроились перед урнами с именами намеченных кандидатов. Первое и второе голосования дали требуемое большинство архиепископу Харьковскому и Ахтырскому Антонию (сто пятьдесят девять голосов) и архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (сто сорок восемь голосов). Третье голосование – митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону (сто двадцать пять голосов). Так свободным голосованием на патриарший престол были намечены три основных кандидата. 1 ноября. Стреляют по всей Москве. Революционные войска с боем взяли телефонную станцию. Началась усиленная бомбардировка центра города. Тяжелые орудия беспорядочно бьют по Кремлю. Руководит расстрелом величайшей русской святыни революционный деятель и астроном П. К. Штернберг. Артиллерист Туляков панорамы в этот день не нашел – пришлось прицеливаться по Кремлю через дуло. Перелет был в двенадцать верст, убило пятерых обывателей. Второй снаряд ударил по трубе завода Гужона, третий – по Златорожскому валу. «Буржуазная» пресса, как и в предыдущие дни, не вышла. Газета «Социал – демократ», которую выпускали люди, никогда не нюхавшие фронтового пороха, заявила, что «самое имя офицера стало слишком ненавистно народу». Патриарха из трех намеченных кандидатур должны были выбрать одни епископы. Но они отказались от своего права, решив положиться на Господа. Вечером в актовом зале Московской духовной семинарии соборяне отслужили молебен об умиротворении и пропели «Со святыми упокой» за всех верующих, погибших на московских улицах в эти кровавые дни; выбрали депутацию идти в штаб большевиков – дом губернатора, а потом к юнкерам – в Кремль и умолять и тех и других о прекращении братоубийственной брани.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

403 14 бумаг митрополита Филарета, хранящийся в библиотеке Московской духовной академии, пакет 2. 404 Сушков в Чтениях в обществе истории и древностей, 1869, IV, 185 и Чистовича в Христианском Чтении 1872, II, 118–119. 405 Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 110, Киев, 1869. Срав. так же Русский Архив 1882, II, 269. 407 Этот характерный для настоящих обстоятельств жизни Филарета текст Священного Писания он нередко применяет к подобным же обстоятельствам жизни своей и других даже в письмах к разным лицам, и между прочим, к своим поездкам в Петербург. 408 Сочинения Филарета, IV, 193–199. Эта проповедь напечатана и в собраниях 1844–1845 и 1848 годы и отдельно. 409 Об этом свидетельствует, например, очевидец – А. Н. Муравьев. См. Православное Обозрение, 1868, I, 18; также Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, 164–165. 410 См. Письма Филарета к Антонию, II, 53–54 и 84 дел архива Московского духовно-цензурного комитета за 1842 год. 412 Не лишено значения и то обстоятельство, что настоятелем этого храма в то время был известный мистик, протоиерей Семен Иванович Соколов, которого и сам святитель Филарет весьма уважал. 416 Не забудем при том, что московский генерал-губернатор тогдашний князь Д. В. Голицын, был тесть графа Протасова, хотя, собственно князя Филарет уважал и был в добрых с ним отношениях. 418 Никодима (Казанцева), епископа красноярского «о Филарете, митрополите московском, моя память». Чтения в обществе истории и древностей, 1877, II, 70. 420 Там же, стр. 191. Слова, из проповеди в день памяти Преподобного Сергия 25 сентября 1842 года. Проповедь эта также имеется в собраниях 1844 и 1848 годов. 421 Не излишним считаем отметить то обстоятельство, что тесть графа Протасова, московский генерал-губернатор князь Д. В. Голицын скончался в 1844 году. 423 См. вышеуказанные воспоминания епископа Никодима о Филарете в Чтениях в обществе истории и древностей, 1877, II, 90. 425 Характерны для отличия отношений между Филаретом и Серафимом от отношений между Филаретом же и графом Протасовым следующие слова письма Филарета к А. Н. Муравьеву по случаю кончины Серафима «кончина владыки Серафима произвела во мне чувство сиротства. Утешение нашел я в том, что незадолго пред тем он написал ко мне письмо. Письмо писано было не его рукою; но он к последним формулам приписал слово: богомолец; и я принял сие от него, как последний дар молитвы и благословения». См Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 121, Киев, 1869.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

477 В своей статье «Во Христе сапер», вызванной «Воззванием» Епископа Игнатия к Ставропольской пастве, в котором этот последний предостерегал духовенство своей епархии от «якобинской» пропаганды. Герцен в одном месте без всяких оснований называет его «наставителем многих Московских магдалин», в другом месте говорит, что он увещевал этих магдалин на французском языке. См. Богослов. вестник за февраль 1913 г., стр, 195–198. 483 Отец Антоний, в мире Алексей Поликарпович Бочков происходил из Петербургского купеческого сословия. Овдовев после весьма краткой брачной жизни, он удалился из мира, постригся в монахи, получил имя Антония и провел в разных местах 35 лет Последнее его пребывание было в скиту Николо-Угрешского монастыря близъ Москвы, откуда он перешел в Московскую больницу чернорабочих для исполнения там духовных треб. Здесь он заразился тифом и умер в 1872 году, 69 лет от роду. Погребен отец Антоний Бочков в скиту Николо-Угрешского монастыря. Он был в переписке со многими духовными лицами и с Игнатием Брянчаниновым , Епископом Кавказским и Черноморским. Переписка эта сохранилась до настоящего времени. 499 Письма Еп. Игнатия, помещенные при жизнеописании его, составленном учениками, стр. 126. Эта безрелигиозность современной Преосвященному Игнатию жизни яркими красками изображена в одном из писем к нему отца Антонию Бочкова, где этот последний говорит: «Опьяненные XIX веком и его открытиями, обманутые ложным прогрессом, легкомысленные юноши и старики, еще более презренные, вопиют о всеобщих надеждах и будущих завоеваниях науки! Какое-то бесовское восхищение, какой-то сатанинский праздник повсюду. Есть чему радоваться врагу человеческого рода! В праздники Невские мосты стучат от колесниц, скачущих на пьяные сборища по островам; железные дороги недостаточны для Царскосельских и Павловских гуляк; по городу оставшиеся полунищие ходят артелями, шатаясь и срамословя! Когда случалось мне бывать в Петербурге в праздничные дни после полудня, то я с каким то темным чувством глядел на все окружающее, вовсе не христианское зрелище, и самого себя, свою одежду, с горькой печалью, окаявал, яко вовсе не подходящую к этой модной грязи и столичной пыли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

—485— богомольцы, видя, что иностранный архиерей с великим усердием, не щадя своих старческих сил, молится за протяжёнными монастырскими богослужениями, благоговейно полагает земные поклоны и лобызает святые мощи Преп. Сергия, тесной толпой окружили его при выходе из храма и стремились получить его благословение. Месяц спустя после того, как почётный гость посетил Москву и Троицкую Лавру, в „Церковном Вестнике” появилось краткое сообщение, что приезд еп. Графтона имеет особенное значение, причём была напечатана его записка, представленная им Высокопр. Митрополиту Антонию и „Святейшему Синоду православной российской церкви”, трактующая о взаимных отношениях между православной – восточной и американской – епископальной церквами. Эта записка печаталась по распоряжению Высокопреосвященного Митрополита, „чтобы привлечь через то наших учёных богословов к обследованию и обсуждению поставленных в ней тезисов”. – „Итак, – говорил при этом Преосв. епископ Сергий, – к обсуждению привлекаются все наши богословские силы, и дело получает в некоторой степени характер общецерковный, будя и в нас церковное сознание” 526 . Издавна и горячо принимая к сердцу святое дело церковного единения, мы поставляем для себя священным долгом посильно откликнуться на этот призыв, насколько в настоящем случае дают к тому возможность сообщаемые нам сведения. Нас призывают к обсуждению. – Чего? – Конечно, прежде всего, того факта, который совершился на наших глазах, т. е. приезда в Россию епископа Графтона, а затем и того документа, который нам опубликован, т. е. его записки. Приезд в Россию одного из видных представителей епископальной церкви, „чтобы”, как говорит Преосв. Сергий, „лично побыть среди православного народа и в православной стране, и чтобы лично осведомиться об устройстве и учении нашей церкви”, сам по себе, не представляется нам явлением небывалым и неслыханным. Мы —486— знаем и ранее несколько подобных примеров, причём некоторые из них происходили и на наших глазах в очень недавнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

657 Ф. А. Багрецов был при митрополите Московском Филарете регентом славившегося тогда в Москве Чудовского хора. Последние сведения о Багрецове имеются из 1871 года. 659 Письмо митрополита Московского Филарета к обер-прокурору Святейшего Синода графу Н.А. Протасову, от 29 апреля 1854 г. – Филарет: Отзывы, том III, стр. 552–554, 392. 660 Так, например, митрополит Филарет пишет (в указанном выше письме к графу Протасову): «...Николоявленский благочинный показал, что в пении певчих Соколова случалось замечать поспешность; но при первом замечании священнослужащего сие исправлялось». – Филарет: Отзывы, том III, стр. 553. 661 См., например, Филарет: Отзывы, том III, стр. 314–316. Кто-то донес Львову, что в московской университетской церкви на Рождество архиерейский хор пел не одобренные Львовым напевы. По расследовании митрополитом донос этот оказался вздорным. 662 Письмо митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой лавры архимандриту Антонию. Часть первая. Москва, 1877, стр. 257. Письмо 526 от 15 июля 1846 г. 670 Воротников Павел Максимович (1806–1876), из дворян Эстляндской губернии, служил сначала на военной службе, в 1843 г. вышел в отставку и был назначен учителем пения в Придворную певческую капеллу, где стал ближайшим сотрудником Львова по составлению Обихода и по переложению для хора песнопений из синодальных богослужебных певческих одноголосных изданий. 672 Это предписание было вызвано тем, что некоторые архиерейские (и даже некоторые частные, «вольные») хоры имели для своих мальчиков-певчих общежития. 673 В моей юности мне рассказывал один пожилой священник Донской епархии, что, когда он учился в духовной семинарии, то обязан был петь в архиерейском хоре (это происходило как раз около 1875–1880 гг); с началом занятий в семинарии, в конце августа, регент архиерейского хора начинал с хором разучивать под скрипку рождественский концерт, а сейчас же после Рождества – пасхальный концерт. А концерты на Вознесение, на Пятидесятницу и на другие двунадесятые праздники разучивались между рождественскими и пасхальными концертами. Ни на что другое времени не оставалось: все поглощали концерты.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6) Письма Игнатия Брянчанинова к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. 7) Жизнеописание Епископа Игнатия Брянчанинова , составленное его ближайшими учениками и почитателями, изд. 1881 г., и приложенные к нему письма Преосвященного Игнатия к разным лицам. 8) Преосвященный Игнатий (Брянчанинов) , Епископ Кавказский. Биографический очерк – В. Аскоченского, в журнале «Домашняя беседа» за 1867 год. 9) Письма аскета. Из переписки архим. Игнатия Брянчанинова с С.Д. Нечаевыми (напеч. в журнале «Христианское Чтение» за 1895 год. 10) Прот. Ф. Знаменский. Жизнеописание Епископа Игнатия Брянчанинова (напеч, в журнале: «Церковные ведомости» за 1908 год ). 11) Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIXbeka. 12) Лесков. Инженеры бессребреники. 13) Иеромонах Игнатий (Садковский) . В поисках Живого Бога. Сергиев Посад. 1913 г. 14) Архимандрит Игнатий. Слово в защиту русских монастырей. Спб. 1874 г. 15) Архимандрит Игнатий. Краткие жизнеописания русских святых. Спб. 1875 г. 16) Творения Епископа Феофана Затворника и др. печатные издания, которые по мере надобности цитируются в соответственных частях нашей книги. Соответственно избранной нами теме, работа наша разделяется на две части; первая часть посвящена изображению жизни личности Епископа Игнатия Брянчанинова , а вторая – изложению морально-аскетических воззрений Святителя в их основных элементах. В первой части автор ставит себе целью – изобразить жизнь и деятельность Святителя Игнатия на основании имеющихся в его распоряжении материалов и охарактеризовать его личность. Во второй части задача автора составляет обозрение литературных трудов Епископа Игнатия, изложение учения Святителя о духовном мире и условиях душевного спасения, как необходимых предпосылках православно-христианского духовного подвига и, далее, в представлении духовного мира и условий спасения, определение данных живой действительности духовной жизни или реальной стороны духовной жизни, а потом указание порядка и строя должной и соответственной подготовлению к вечности человеческой жизни или изображение идеальной и должной стороны духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

838 По замечанию людей, сослуживших святителю Филарету или присутствовавших при его Богослужении, он особенно усердною молитвою сопровождал слова просительной ектении: Ангела мирна, верна, наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Это весьма знаменательно в отношении к его собственной жизни. Сообщено нам о. протоиереем П.М. Волхонским. 842 Из слова протоиерея А. О. Ключарева (ныне. преосв. Амвросия архиеписк. Харьков.) в 40-й день по кончине м. Филарета. См. Прав. Обозр. 1868, XXV. 43. Срав. слово протоиерея А. И. Соколова в II т. Филарет. Юбил. Сборника, стр. 41–42. Москва, 1883 и др. 843 См. воспоминания епископа Никодима (Казанцева) о м. Филарете в Чтениях в общ. люб. дух. просв. 1882, III, 158. 844 Из слова преосв. Леонида еписк. Дмитровского по освящении храма св. правед. Филарета Милостивого в Серпуховском Владычнем монастыре, сказанного 1 декабря 1867 года. См. Душеп. Чтение 1869, III, 92–93. 849 Автобиографические записки Фотия мы читали по рукописи, хранящейся в библиотеке Москов. Дух. Академии. Часть их напечатана в IV кн. Чтений в общ. люб. дух. просв. за 1868 г. в отделе «Материалов для биографии митр. Филарета». 852 Записки о жизни и времени м. Филарета, стр. 146–147. Москва, 1868. В обоих приведенных нами сейчас случаях, особенно же в последнем, ясно видно и то, что Филарет делал дела милости, по возможности, так, чтобы левая рука не знала, что творит правая, т. е. тайно. 855 Эта сумма по одним, записанным цифрам и по одним письмам к наместникам Лавры архимандритам Афанасию и Антонию доходит до 8-ми тысяч; а кроме того при сем часто митрополит Филарет пишет, без указания цифры раздачи, вроде следующего: «раздать, что раздавалось на подобные случаи»; или: «велите раздать, что кому давалось в подобных случаях» и т. п. 859 Там же, стр. 348. Еще в 1820 году, по ревизии Московской Духовной Академии, святитель Филарет, в то время архиепископ Тверской, представил Витовского к награде деньгами, и награда, по определению Св. Синода, была ему назначена. См. Собор. мн. и отз. м. Филар. II, 56.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Анпин П. А. – чиновник Министерства народного просвещения – 118 фон Анреп Василий Константинович (29.09.1852–1919) – барон, физиолог, профессор судебной медицины, директор Медицинского департамента. Депутат III Гос. Думы от Петербурга, окт., председатель думской комиссии по народному образованию. Окончил медико-хирургическую академию и был оставлен в ней профессором. В 1881 г. защитил докторскую диссертацию. Основатель и директор женского медицинского института в Петербурге. Автор многих печатных работ по медицине. Участвовал в разработке проекта реформ средних учебных заведений. Баллотировался в IV Гос. Думу, но не прошел. – 141, 148, 158, 179, 218, 219, 343 Антоний, епископ, архиепископ Волынский см. Антоний (Храповицкий) , митрополит Антоний, епископ Черниговский см. Антоний (Соколов), епископ Черниговский Антоний, митрополит см. Антоний (Вадковский) , митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний, старообрядческий епископ Пермский см. Антоний (Паромов), старообрядческий епископ Пермский и Тобольский Антоний (Булатович Александр Ксаверьевич) (26.09.1870–06.12.1919) – иеросхимонах, путешественник, религиозный публицист, идеолог «имяславия». Выходец из богатой дворянской семьи. В 1891 г. окончил Александровский лицей. Зачислен в Лейб-гвардии гусарский полк, служил в армии. Русский исследователь Эфиопии, куда совершил несколько путешествий, в 1897 г. вышла его книга о первом путешествии. 27.01.1903 уволился в запас. В 1903 г. поступил послушником в Важеозерскую Никифоро-Геннадиевскую пустынь в Петрограде, и вместе с ним в монахи ушли несколько солдат его эскадрона. В 1907 г. под влиянием св. прав. Иоанна Кронштадтского уехал на Афон, где 08.03.1907 был пострижен в схиму. 08.05.1910 рукоположен в священный сан. С марта 1911 г. по январь 1912 г. находился в Эфиопии, где предполагалось учредить русскую православную миссию. 08.01.1912 возвратился на Афон и возглавил развернувшееся здесь движение имяславцев, стал главным его апологетом. В 1912 г. написал сочинение «Апологию веры во имя Божие и во имя Иисус». 21.07.1912 игумен Андреевского скита потребовал от о. Антония разорвать отношения с имяславцами и приказал сжечь «Апологию». О. Антоний отказался подчиниться, после чего был запрещен в священнослужении. 13.08.1912 о.Антоний направил письмо Константинопольскому Патриарху с просьбой защитить имяславие, но Патриарх запретил чтение книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа» всем живущим на Св. горе. О. Антонию было предложено покинуть скит. События, происшедшие в начале

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Архимандрит Вениамин принимал участие в молитвенном общении с митрополитом Антонием в день 10-летия его назначения на С.-Петербургскую кафедру (митрополит уклонился от всякого чествования) 307 . В июне 1909 года он был среди участников торжеств, приуроченных к 200-летию Полтавской победы. К этому юбилею Сампсониевскую церковь , одну из старейших каменных церквей столицы, построенную еще в первой половине XVIII века, реставрировали внутри и снаружи. Комитет по ее реставрации возглавлял священник Владимир Покровский, однокурсник о. Вениамина по академии. Храм, возведенный в ранг собора, был заново освящен 25 июня епископом Гдовским Кириллом в сослужении архимандрита Вениамина 308 . В день церковно-школьного праздника 11 мая (память свв. Кирилла и Мефодия) ректор семинарии входил в сонм духовенства, сослужившего митрополиту Антонию в Казанском соборе. По установившейся традиции, сюда в этот день собирались на литургию и молебен сотни школьников и школьниц со всего города. Известно и об участии архимандрита Вениамина в архиерейских богослужениях, за которыми совершались хиротонии епископов. Так, 12 апреля 1909 года он присутствовал в лаврском Троицком соборе при хиротонии архимандрита Мефодия (Великанова) , одного из своих предшественников на посту ректора семинарии, во епископа Сарапульского 309 . 31 мая 1909 года за литургией в том же соборе он сослужил новохиротонисанному епископу из Черногории Захолмско-Рашскому Кириллу (Митровичу) 310 , а 27 сентября – епископу Балахнинскому Геннадию (Туберозову) 311 . 29 октября 1907 года скончался митрофорный протоиерей Петр Смирнов. В 1897–1905 годах он состоял председателем Учебного Комитета и, таким образом, был непосредственным начальником о. Вениамина. Отпевание о. Петра происходило в лаврской Свято-Духовской церкви. Его совершил преемник почившего по Учебному Комитету архиепископ Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий) в сослужении двух викарных епископов и целого сонма духовенства во главе с председателем Училищного Совета при Св. Синоде митрофорным протоиереем Павлом Соколовым и ректором столичной семинарии архимандритом Вениамином 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010