Высказанное в этом письме П. С-ча опасение, как бы не оскорбился Владыка, оправдалось. Митрополит писал 31 января лаврскому наместнику: „Вы не отвечали мне, как сделалось, что К. идёт в Костромскую епархию? А сделано не хорошо, оскорбительно Лавре и мне. Лавра имеет право требовать монахов из других монастырей: а какое имеет право епископ Костромской требовать монахов из Лавры? Иное дело, если бы К. подал прошение: но К. говорит, что он только уступает требованию. И К., если он уважает монашеские правила, надлежало испросить благословение от своего начальства, чтобы просить перемещения в Костромскую епархию. Скажите сие К. и я не против того, чтобы сие было сказано преосвященному Костромскому. Довольно, что я в резолюции не обличил неправильного поступка. Пусть знают правду и учатся уважать права других. Письмо м. Филарета к Антонию ч. IV. 1652 Никодим Белокуров, инспектор Московской семинарии См. Богос. Вестник 1904 г. июль–август, стр. 472, прим. 1. 1654 Безобразов Николай Александрович, писатель публицист. Скон. 1867 г. В 1862 г. в своём предложении дворянству указывал, как на результат крестьянской реформы, на распространение в обществе вредных конституционных стремлений, но в то же время считал необходимым созвание дворянского земского собора. 1656 Порфирий Соколовский, епископ Томский с 1860 г. по 1864 г. Преосвящ. Порфирий возбудил дело о расходовании казённых денег без правильной записи Ректором семинарии архимандритом Вениамином Благонравовым и инспектором семинарии иеромонахом Владимиром Петровым. См. об этом деле в Собр. мн. и отз. м. Филарета т. V. ч. 1, стр. 165–170. 1657 Иеромонах Иоасаф, управлявший Дивеевским общежитием. Иоасаф пользовался покровительством нижегородского епископа Нектария, но митрополитом Филаретом был признан виновником смуты в Дивеевской обители. См. прим. ниже. 1658 В передовой статье 13 газеты „День“ было сказано: „дворянство, убеждённое, что отмена крепостного права непреложно-логически приводит к отмене всех искусственных разделений сословий, что распространение дворянских остающихся привилегий на прочие сословия вполне необходимо, считает долгом выразить правительству своё единодушное решительное желание, чтобы дворянству было дозволено: торжественно, пред лицом всей России, совершить великий акт уничтожения себя, как сословия“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Говорят, что ныне в книжных лавках обеих столиц вовсе прекратился расход на духовные книги, или он так мал, что можно признать его прекратившимся». 496 «К добродетелям и преуспеянию нашего времени очень трудно пристать человеку, сформировавшему свой образ мыслей по учению Святых Отцов православной Церкви», 497 писал он к отцу Антонию Бочкову. Взоры Преосвященного Игнатия почти беспрестанно встречали достойное горького рыдания зрелище: они видели христиан, не знающих, в чем состоит христианство! Редко они бывали утешены противоположным, точно утешительным зрелищем! Редко они могли в многочисленной толпе, именующих себя христианами и остановиться на христианине и именем и самым делом, 498 каким был он сам. В то время, когда жил, почивающий ныне в Николо-Бабаевском монастыре Владыка, всякий имел свою религию, свой путь, принятые произвольно или случайно, признаваемые правильными или только оправдываемыми. Это многочисленное стадо христиан только по имени, потерявшее связь и единство в истине и духе, представлялось ему в виде величайшего беспорядка; он наблюдал, как каждая овца брела в свою сторону, не зная, куда идет она; никто ее не останавливал, никто о ней не заботился. Оглушенные шумом земных попечений, шумом чувственных увеселений и земного преуспеяния, редкие люди слышали своим отяжелелым слухом спасительный глас истинного Пастыря, раздававшийся из Его святой Церкви и возвещавший им правый путь. 499 Мало было таких избранников, которые, оставив земное, шли на этот голос Господа Иисуса Христа, с величайшим усилием и трудом, пробиваясь сквозь окружающую их, густую толпу, несвязно шумящую, и отдавали на земле справедливость небесной правде. Как мало их и в переживаемое нами время, когда огромное большинство глухо к Божьему учению. К таким избранникам, к таким истинным христианам не по названию только, а по делам, принадлежал благоговейно вспоминаемый ныне нами Епископ Кавказский и Черноморский – Игнатий Брянчанинов , доказавший принадлежность свою к малому стаду овец Христовых своим отречением от разумений своего падшего естественного разума и от всяких разумных человеческих, возвышенных и привлекательных только по наружности. Чтобы сохранить верность Богу, он не стыдился, что мир порицал и злословил его; он не только великодушно терпел гонения от мира, но и сам себя подвергал различным лишениям и тем сохранял в себе «мертвость Иисусову и живот Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Далее приведенные суждения американского богослова заслуживают внимания и в том отношении, что в них во 1-х находим первое откровенное сознание в отступлениях англо-американской церкви от начал кафолического православия в некоторых вероисповедных пунктах, напр., в учении о таинстве елеосвящения, о молитвах за умерших и проч.; в них во 2-х находим и искреннее желание примирить некоторые вероисповедные пункты англо-американской церкви с соответствующими пунктами православно-восточной церкви, хотя это желание, как справедливо отметил один из православных богословов (проф. В. А. Соколов ), и переходит границы должного 569 . В общем таким образом указанный взаимообмен между богословами американско-епископальной и православно-восточной церквей представляет из себя первую серьезную попытку для надлежащего решения вопроса о соединении указанных церквей. Чрез два года указанной попытке было суждено повториться в еще более серьезной форме. В 1903-м году прибыл в Россию в сопровождении известных знатоков православной церкви: диакона Фея и богослова Биркбека один из самых видных представителей американско-епископальной церкви епископ Графтон и представил С.-Петербургскому митрополиту Антонию два документа – Письмо с кратким очерком вероисповедных особенностей американской церкви и Официальную записку, в которой те же особенности раскрываются с наибольшею подробностью. Оба эти документа имеют очень важное значение в истории взаимоотношений американско-епископальной церкви к церкви православно-восточной, потому что в них находим наиболее полную характеристику пунктов согласия и разногласия между рассматриваемыми нами церквами. Касаясь прежде всего пунктов согласия между тою и другою церквами, Графтон находит, что американская епископальная церковь отвергает все важнейшие заблуждения римской церкви, начиная с догмата о папской непогрешимости. „Мы отвергаем, говорится в записке Графтона, верховный авторитет папы, в силу которого римский епископ обладает безраздельно властью законодательною, судебною и административною...., и также позднейшие догматы: о папской непогрешимости и непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии...., о чистилище, об удовлетворении в нем правде Божией, о сокровищнице сверхдолжных заслуг святых, раздаваемых римским первосвященником, об индульгенциях» 570 ….

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Для сего приготовьте мои келлии и примите его как подобает» (Письма преподобному Антонию. С. 265. 324). 25 апреля. Резолюция на представлении правления Вифанской духовной семинарии о том, что ученик пришел в церковь нетрезвым: «Проступок важный и сугубо тяжкий потому, что сделан в самый день приобщения Святых Таин и показывает в ученике... глубокое повреждение нравственности» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 78. 9746). Письмо архиепископу Игнатию (Семенову) : «Господь наш Иисус Христос , молившийся и умоливший Отца Своего Небеснаго, да вси верующие будем едино, и по воскресении своем обещавший пребывать с нами до скончания века, и благодать своего присутствия, и благодать нашего единения, преимущественно проявляет в сие торжество торжеств, во славу Его воскресения. Не благодать ли Его присутствия творит нашу радость столь полною и живою? Не благодать ли единения устремляет нас ко взаимным общениям слова и сердечнаго чувства?» (ЧОЛДПр. 1871. Кн. 4. С. 45. – Материалы). Письмо епископу Николаю (Соколову): «Преступление священника детоубийцы поразительно, и без подозрения в другом преступлении. Усмотренные признаки не должны ли вести к заключению, что он подлинно боролся с чужим преступлением. Бдение и молитва нужны всегда; но в некоторое время особенно сказано: бдите и молитися, да не внидете в напасть. Не к таким ли временам принадлежит нынешнее?» (ЧОЛДПр. 1870. Кн. 11. С. 25. – Материалы). Письмо архиепископу Смарагду (Крыжановскому): «Что делать, Владыко святый, что судьба Божия водит вас с труднаго на трудное поприще? Конечно, Господь видит, что крепость духа Вашего понести может сорок церквей! Да если это те, которых святыня особенно мало была охраняема; и если Вы их очистите от недостойных, то воздаяние Ваше может быть более, нежели за тысячу других. Святый Апостол Павел любил не на чужем основании созидать, а Вы, если так угодно Богу, возлюбите из чужаго разрушения возсозидать» (ЧОЛДПр. 1870. Кн. 12. С. 41.– Материалы). Письмо архиепископу Гавриилу (Розанову): «Простите, что не все сам пишу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Достаточно припомнить напр. страстную неделю и Пасху 1897 года, когда приезжал в Россию и присутствовал за всеми торжественными богослужениями в московских соборах примас Англии Уильям Маклаган, архиепископ Йоркский 527 , который предпринимал свою поездку с той же целью, как и еп. Графтон, а именно: чтобы непосредственно ознакомиться с религиозной жизнью православной России и вступить в личные сношения с представителями нашей иерархии. Между этими двумя посещениями есть, однако, по-видимому, существенная разность. Архиеп. Маклаган при своей поездке руководился единственно лишь своим личным интересом и желанием, а об еп. Графтоне Преосв. Сергий говорит: „тем более утешительно узнать, что наш почётный гость прибыл к нам не в качестве простого туриста и не только по своему личному почину: он явился как член особого комитета межцерковных сношений, образованного в американской епископальной церкви, и явился с целью начать дело взаимного выяснения отношений нашей церкви к американской, с тем, чтобы потом, если Бог благословит, поставить вопрос о сближении, а может быть, и о церковном единении“. В виду такого сообщения, естественно возникает целый ряд в высшей степени интересных вопросов, а именно: представителем кого или чего является еп. Графтон и потому насколько можно видеть в нём выразителя голоса всей его церкви, или известной части её? Даны ли ему какие-либо полномочия, и если даны, то в каком смысле и в каких размерах? Наконец, какая цель для его поездки поставлена им самим или теми, от кого он получил свои полномочия? Документальных данных для ответа на эти вопросы мы —487— имеем очень мало. Из напечатанной записки и вступительной заметки к ней Преосв. Сергия мы узнаём, что еп. Графтон, прежде своего приезда в Россию прислал письмо Высокопр. Митрополиту Антонию, а затем, по приезде, лично вручил ему формальную грамоту епископа Род-айлендского, бывшего в то время первенствующим епископом церкви американских соединённых штатов, и рекомендательное послание епископа централь-Нью-Йоркского, председателя комиссии межцерковных сношений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И так, желая вам милости Божией, пребуду усерднейший ваш, доброжелатель Игумен Феофан Новоезерский. 1818 г. 19 Сент. Милости» Божия да будет с тобою! Письмо ваше я получил, в котором вы изъяснили волнование ваших мыслей, и требуете от меня решения оным. Я напротиву того отсылаю вас к тихому пристанищу, учению Христа Спасителя нашего Господа Иисуса, ежели желаете ученицею Его быти. Он изрек пречистыми Своими устами: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и братию, и сестр, не может Мой быти ученик ( Мф. 14:26 ). Из письма вашего видно, что вы очень горячи к своей сестрице; сие не согласно с учением Христа Спасителя нашего. Любите ее, и будьте от любви сея свободнее, чтоб не предпочесть ее любви Божией. Любовь человеческая душе нашей малую пользу приносит; но любовь к Богу вся исполняет, и есть вечное приобретение. Не беспокойтесь разлучением маловременным с сестрицею вашею. Я советую вам прежде съездить, а не пешком идти в Киев, помолиться угодникам Божиим: Антонию и Феодосию и прочим Печерским чудотворцам, а потом уже предпринять путь и в Горицы, и ум свой обращать паче к Богу Создателю нашему, нежели к человеку, и имя Его непрестанно помнить не в продолжительных, хоть в кратких словах; Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешную, не остави мене Господи Боже мой, ниже отступи от Мене. Он есть всех благ податель временных и вечных, и близ всем призывающим Его. Он услышит молитву вашу и ниспослет вам благодать Свою ко исправлению жизни и нравов ваших и сохранит неврежденною во всех путех ваших. Предайте себя во всем житии вашем воле Божией, как вы уже себя и расположили. Итак желая вам временных, а паче вечных благ, яже уготова Бог любящим Его, пребуду усерднейший ваш доброжелатель Игумен Феофан Новоезерский, 1818 г. 13 Марта. Милость Божия да будет с тобою! Письмо ваше от сестрицы вашей я получил. Вы требуете вторичного благословения в напутствие ваше. Да благословит Господь Бог путь ваш; по приезде в Киев увидите мощи прославляемых Святых Чудотворцев Печерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

К святому отцу стекались многочисленные почитатели из духовенства и мирян, желая услышать слово назидания. Приходили настоятели монастырей с иноками и даже митрополиты. В это время с особой силой проявлялся дар чудотворения, которым Господь прославил святого отца за высоту его нравственного совершенства и чистоту помыслов. Этот Божественный дар проявлялся у преп. Феодора преимущественно в делах сострадания, благотворения и человеколюбия, как засвидетельствовали очевидцы его чудес и ближайшие ученики. 372 Весьма трогательно было отношение преп. Феодора к ученикам в последние дни жизни. Он непрерывно говорил им оглашения, внушал любовь к отрешению от мира и преданность уставу киновии. Когда силы оставляли святого отца, то он обращался к помощи монастырского каллиграфа и диктовал свои наставления братству. Почувствовав небольшое облегчение, преп. Феодор спешил в храм совершить Божественную литургию и приобщиться Святых Таин, а затем опять и опять руководил, назидал, просвещал братство. Особые наставления он давал эконому Навкратию, своему преемнику по управлению монастырем, и его ближайшим помощникам. Между тем в начале ноября 826 года приступы болезни усилились. Терзаемый страданиями, он, однако, продолжал дело учительства. Восьмого ноября святой отец огласил ученикам свое предсмертное завещание, внушал им в чистоте хранить веру, соблюдать истину и жить по правде, обещал молиться за совершенствование братства и возрастание монастыря. Он также передал свое приветствие патриарху Антонию I, архиереям, иереям, исповедникам за имя Христово и всем своим сподвижникам, простил всех монахов и мирян, бывших под епитимией, а в заключение простился с учениками и сказал: «Господь мира да будет со духом вашим». 11 ноября преп. Феодор причастился Святых Таин, по обыкновению помазал тело елеем и много молился. В шестом часу дня, почувствовав приближение смерти, он повелел ученикам зажечь свечи и петь «Непорочны», и когда они пели вторую статию, он в присутствии всех предал свою чистую душу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Какие задачи в первую очередь ставятся перед возрождаемым “Богословским вестником”? Основная цель - быть органом богословия в изначальном, святоотеческом смысле этого слова; богословия, открывающего искренне ищущему человеку - христианину существо Православия. Другими словами, цель журнала - напомнить современному верующем “забытый путь опытного богопознания”. Отсюда вытекают и его главные задачи: Во-первых, публикации переводов святых отцов; творений русских святых и подвижников благочестия, в основном не издававшихся у нас ранее; агиографических архивных материалов. Затем, публикации работ, исследований и статей по наиболее актуальным проблемам научно-богословского, церковно-практического, исторического, религиеведческого, религиозно-философского характера и др., отвечающих основному направлению журнала. И, естественно, будут рецензии, критика, библиография. Основная же методологическая установка журнала, говоря словами С. Н. Трубецкого, “состоит не в том, чтобы плодить возможно большее количество вопросов... но, скорее, в том, чтобы по возможности способствовать к уменьшению     Об этом видении “чистыми чувствами” Христа воскресшего поется в первом тропаре канона величайшего праздника Церкви - святой Пасхи: “Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася...” Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 85. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 45. Сергиев Посад, !911. С. 183. Например, Н. Зернов так и назвал свою книгу - “Русское религиозное возрождение XX века”. Париж, 1974. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Соч. Спб. 1905. С. 496. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875. С 25-26. Там же. С. 22-23. Леонид Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Приложения. Киев, 1915. С. 250. Епископ Феофан (Говоров). Собрание писем. Выпуск пятый. М., 1899. С. 90. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма к разным лицам. Выпуск II. Сергиев Посад, 1917. С. 78-79. Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым “О цели христианской жизни”. Сергиев Посад, 1914. С. 33.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Какие задачи в первую очередь ставятся перед возрождаемым “Богословским вестником”? Основная цель - быть органом богословия в изначальном, святоотеческом смысле этого слова; богословия, открывающего искренне ищущему человеку - христианину существо Православия. Другими словами, цель журнала - напомнить современному верующем “забытый путь опытного богопознания”. Отсюда вытекают и его главные задачи: Во-первых, публикации переводов святых отцов; творений русских святых и подвижников благочестия, в основном не издававшихся у нас ранее; агиографических архивных материалов. Затем, публикации работ, исследований и статей по наиболее актуальным проблемам научно-богословского, церковно-практического, исторического, религиоведческого, религиозно-философского характера и др., отвечающих основному направлению журнала. И, естественно, будут рецензии, критика, библиография. Основная же методологическая установка журнала, говоря словами С. Н. Трубецкого, “состоит не в том, чтобы плодить возможно большее количество вопросов... но, скорее, в том, чтобы по возможности способствовать к уменьшению их” Примечание Об этом видении “чистыми чувствами” Христа воскресшего поется в первом тропаре канона величайшего праздника Церкви - святой Пасхи: “Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася...” Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 85. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 45. Сергиев Посад, 1911. С. 183. Например, Н. Зернов так и назвал свою книгу - “Русское религиозное возрождение XX века”. Париж, 1974. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Соч. СП б. 1905. С. 496. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875. С 25-26. Там же. С. 22-23. Леонид Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Приложения. Киев, 1915. С. 250. Епископ Феофан (Говоров). Собрание писем. Выпуск пятый. М., 1899. С. 90. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма к разным лицам. Выпуск II. Сергиев Посад, 1917. С. 78-79. Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым “О цели христианской жизни”. Сергиев Посад, 1914. С. 33.

http://radonezh.ru/analytics/bogoslovie-...

Какова же была картина, которая развернулась перед взором внимательного русского инока? Это был период, когда влечение к монашеству на Востоке достигло высшего своего предела, когда Византийская империя… представляла собою сплошной монастырь. Наблюдалось стихийное стремление к монашеству. Этому покровительствовали императоры, в особенности монахолюбивая македонская династия. Постригались сами императоры (так, в XI веке – 7 из 15). Постригались члены их дома, вельможи, иерархи. К монашеству стремились все классы, часто постригались целые семьи. Проф. Арх. Киприан свидетельствует, что «можно смело говорить о династиях святых и о семьях преподобных». Всякий, кто только имел возможность, считал чуть ли не главной своей обязанностью создать новый монастырь. Вместе с тем это была счастливая пора старчества и развития умного делания, тесно с ним связанного. Это пора Симеона Благоговейного, и Симеона Нового Богослова, и многих других святых, как и они, современников Антония Печерского. На Афоне, где был пострижен Антоний, еще были теплы предания преподобного Афанасия Афонского, отличавшегося великим состраданием к ближним, только что перед этим преставившегося (f 1000). Здесь, на Афоне, преподобный Антоний мог наблюдать все внешние виды монашеского подвига: житие киновиальное и отшельническое. Что касается до внутреннего состояния современного Антонию монашества, значение его было очень велико, ибо оно служило коррективом, исправлявшим все частные и общие недостатки своей эпохи. Проф. И. Соколов, отмечая значение византийского монашества, говорит, что жизнью своею они являли пример того, как должен жить христианин, чтобы достигнуть Царствия Небесного. Кроме того, к ним обращались все слои общества за наставлениями. Затем монахи выступали как безбоязненные обличители неправды. Император Михаил III во время прогулки был обличен за жестокость и бессердечие одним монахом, находившимся среди толпы. Народ его спас от гнева императора. Другой случай противоположен предшествовавшему: преподобный Василий Новый (f 952) обличил Романа Лакапина, соправителя Константина Порфирородного (920–944) в сребролюбии и распутстве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010