Т. 6. Отечник. – М., 1993. – VIII, 532 с, 3 с. факс. – Загл. и вых. дан. ориг.: Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым) . – 3-е изд., испр. – СПб., 1891. Т. 7. Письма. – М., 1993. – 480 с. – Загл. и вых. дан. ориг.: [Письма епископа Игнатия Брянчанинова к разным лицам. Вып. 1–2. Сергиев Посад, 1913–1917; Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов : Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 2. Киев, 1915. Прил. 2. Письма епископа Игнатия к разным лицам]. 14 . Творения иже во святых отца нашего святителя Игнатия, епископа Ставропольского: [В 7 т.]/Псково-Печер. Успен. монастырь; Моск. Сретен. монастырь. – Репринт. изд. – М.: Сретен. монастырь, 1996–2001. Т. 1. Аскетические опыты/Предисл. и примеч. авт. – М., 1996. – 570, II с. – Доп. тир. 1998. – Загл. и вых. дан. ориг.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова : В 5 т. СПб., 1905. Т. 1. Т. 2. Аскетические опыты/Примеч. авт. – М., 1996. – 413 с. – Доп. тир. 1998. – Загл. и вых. дан. ориг.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова : В 5 т. СПб., 1905. Т. 2. Т. 3/4. Слово о смерти. Аскетическая проповедь. – М., 1997. – 316, 429, II с. Пагинация разная. – Загл. и вых. дан. ориг.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова : В 5 т. СПб., 1905. Т. 3; Т. 4. В Т. 4 письма к мирянам отсутствуют. Т. 5. Приношение современному монашеству/Предисл. и примеч. авт. – М., 1998. – V, 477, III с. – Загл. и вых. дан. ориг.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова : В 5 т. СПб., 1905. Т. 5. В данный том включены: Избранные письма святителя Игнатия Антонию, игумену Череменецкому. Т. 6. Отечник/Вступ. и заключение свт. Игнатия. – Репринт, изд. без указания года. – М., 1999. – 563 с. Т. 7. Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского/Сост. игум. Марк (Лозинский) . – М., 2001. – 479 с. 15 . Собраний сочинений: В 7 т. – М.: Благовест, 2001. Т. 1. Жизнеописание. Аскетические опыты. – 672 с. – Загл. обл.: Аскетические опыты. Т. 2. Аскетические опыты. – 495 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1895 Видимое разногласие с вышеприведенным указанием на то, что преосвященный Евгений есть «девятый» викарий, а не «десятый», легко разрешается тем, что десятый он вообще викарий при Филарете (начиная с Афанасия, при котором Филарет вступил к управление Московскою паствою), а как избранный митрополитом Филаретом, есть девятый (начиная с Кирилла). 1902 Раньше (о письме от 28 октября, стр. 541) митрополит Филарет и подробно объясняет, как это случаюсь. Прежних вспомогательных архиереев именует Аарона бывшего Архангельского († 1842) и Агапита бывшего Томского († 1854). 1903 Таковы, например, уже при самом митрополите Филарете были викарии: Иннокентий Сельнокринов (1827–1831) – из Псковской епархии, Николай Соколов (1831–1834) – из Тамбовской епархии и Виталий Щепетев (1837–1842) – из ректоров СПб. Духовной Академии. Срав. Письма Филарета к Антонию, IV, 128. 1904 Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 543. Срав. стр. 541, Киев, 1869, Срав. Письма Филарета к Антонию, IV, 127–128. 1908 Преосвященный Порфирий назначен был епископом в Уфу, а в 1860 году переведен в Томск, и 1864 году уволен на покой ив 1865 году скончался. 1911 Письма Филарета к Антонию, IV, 127. Упрек состоял в ток, что митрополит Филарет будто бы пренебрег отцом Леонидом, как дворянином. 1914 Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 643. По вопросу о личных обстоятельствах Леонида нужно иметь в виду, что на попечении последнего была родная мать его. 1916 Так в 1850 году митрополит Филарет не пожелал отпустить отца Леонида, когда его хотели назначить ректором Рижской духовной семинарии (Письма Филарета к Алексию, стр. 66:69), а в 1860 году, когда Леонид был уже епископом, святитель Филарет отклонил назначение его начальником миссионерского института (Собрание мнений и отзывов Филарета, дополнительный том, 526). Срав. также Письма Филарета к высочайшим особам и другим лицам, II, 47. 1917 Собрание мнений и отзывов Филарета, III 396; Письма Филарета к высочайшим особам, II, 161–162, 273 и другие. 1920 См. Письма митрополита Филарета к преосвященному Леониду, Москва, 1883. Предисловие самого преосвященного Леонида.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

И о[тец] протопресвитер и Владыка митрополит Николай не советуют делать какие бы то ни было приписки в конце Указаний с просьбой к читателям присылать свои замечания и пожелания. Болезнь (ангина в тяжелой форме) понуждает меня выйти временно недели на 2–3 со строя и удалиться на отдых и покой. Дело в том, что хотя уже жар и неприятные ощущения в глотательных путях после сильного обострения в течение нескольких дней прекратились, но я чувствую серьезное недомогание в области сердца. Семья моя уже уехала на а[вто]машине в Киев. А я, если судит Господь, под покровом Ваших молитв и благословения отправлюсь туда же в воскресенье 11 августа самолетом. На праздник Преображения собираюсь приехать в свой храм. А поэтому прошу к этому времени направлять письмами Ваши соображения о дальнейшей работе нашей комиссии, напр[имер] о дне заседания и пр. Так, я пока толком ничего не узнал о том, какие у Вас соображения относительно доклада митрополиту Николаю по запросу Святейшего Болгарского. Между прочим, архимандрит Антоний просит Вас, Владыко, указать житийный материал или другие источники, на основании которых Вы устанавливаете ошибку в трудах болгарских агиологов (2 случая, которые Вы приводили о. Антонию на Пасхальной седмице. Кажется, один – «Аврамий Блгарский», а другой – не помню). Писать архимандриту Антонию можно на Патриархию, Чистый 5. В адрес Вашего Преосвященства посылаю Ваш и новый экземпляры о[тца] Свенцицкого. Спаси Господи, Владыко, за предоставленную возможность иметь столь ценный труд. В настоящее время я утешаюсь чтением писем митрополита Филарета к архим[андриту] Антонию 694 . Прошу Ваших святительских молитв и благословения для себя и для всех моих присных. Послушник Вашего Преосвященства свящ[енник] П. Соколовский. 9.VIII.57 г. P.S. Болезнь мне помешала быть хотя бы в августе в Петушках. Теперь имею намерение и прошу на то Ваше благословение побывать у Вас в первой декаде сентября. Д. 26. Л. 54–55. Подлинник. Автограф. 22. 2 сентября 1957 г. Ваше Преосвященство!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

27 марта. Кончина военного генерал-губернатора Москвы светлейшего князя Д. В. Голицына. 29 марта. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Преподобнейший Отец Наместник! Воистину воскресе Христос! В сем слове примите от меня целование сорадования, Вы и братия, от старейшего до меньшего. Да сотворит Господь благодатию Своею, чтобы радость о Нем была во всех нас исполнена и неотъемлема, приемлема верою в Него и любовию, и охраняема совестию благою» (Письма преподобному Антонию. С. 321. 414). Письмо матери: «Княжна Анастасия Михайловна Голицына прислала мне воды от стопы Божией Матери из Почаевской Лавры, для Вас, чтобы Вы употребляли во здравие. Я умедлил послать, по морозам. Теперь при удобном посредстве доставляю» (Письма. 1882. С. 375. 440). Письмо архимандриту Филофею (Успенскому): «Воскресший Господь есть Единый Источник вечной и всеобщей радости. Но Он же благоволил, чтобы мы обретали утешение во взаимном об- щении сей радости. С сим утешением прияв слово Ваше, благо- дарю Вас и сотрудников Ваших, и благословение мира от Господа усердно Вам призываю» (Письма. 1888. С. 146). Письмо архиепископу Гавриилу (Городкову) : «Есть ли упорныя дети покойной Унии порядочные люди нравственно: то не беда, что остаются в наших монастырях. Время может уменьшить упорство и дать место безпристрастному рассмотрению и вразумлению» (ЧОИДР. 1868. Кн. 2. С. 67). 31 марта. Резолюция на прошении католика о венчании его с православной: «Священник объявил, что невеста живет не в его приходе. Следовательно, и брак не его прихода; и публикации в его приходе о женихе, о лице, не принадлежащем к сему приходу, как принадлежащем другому вероисповеданию, были бы не в порядке и несоответственны своему назначению, тогда как невеста, принадлежащая к православному исповеданию, живет в другом приходе» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 93. 10151). Письмо епископу Николаю (Соколову): «Чтобы рогожские пользовались правилами 1822 года, то Вам говорят неправду. Правда же то, что они пользуются незаконным покровительством продажных чиновников впредь до того времени, когда сие откроет прозорливое начальство» (ЧОЛДПр. 1870. Кн. 11. С. 28. – Материалы).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В бедненькую церковную сторожку весь почти день – «крестный ход» с поздравлениями и пожеланиями о. Антонию. Среди радостных пожеланий были и мрачные: две монахини особенно настаивали на немедленном его отъезде. Но о. Антоний сказал – «что Богом суждено, то и будет». Приготовляются к торжественному служению, убирается и украшается церковь , как к Пасхе, но не суждено было состояться этому торжеству. В час ночи приехало НКВД в количестве трех человек, сделали обыск, конечно, ничего не нашли, но увели священника. Арестован был и церковный совет и многие другие. 1 августа 1937 г. матушка, кстати в день своего рождения, понесла в тюрьму передачу, которую не приняли, но возвратили ей и его одежду, сказав с улыбкой, что о. Антонию дали казенную и что он напишет. С тех пор никаких сведений о нем не стало. Через служащих тюрьмы узнали, что его расстреляли. В те годы пострадали в г. Смоленске: Протоиерей Иоанн Соколов , Одигитриевской церкви, арестован в 1935 г., пропал без вести. Священник Константин Олецкий с сыном арестованы в 1935 г., при обнаружении подземной церкви под старой башней «Веселуха», в крепостной стене, построенной при Борисе Годунове в предместье г. Смоленска – «Ратовка». Случайно, дети, игравшие около башни, услышали пение и обратили внимание на это проходившего милиционера. Местность была оцеплена, и проследили жещину входившую с вином для богослужения в башню. В связи с этим открытием было очень много арестовано духовенства и мирян, так как были найдены списки прихожан этой тайной церкви. Местные газеты уделили много внимания этому событию. Протоиерей Василий Спиридонов, 70 лет, Протоиерей Николай Бурьков, 76 лет, заштатный, при Верхне-Николаевской ц., Протоиерей Иоанн Афонский, арестованы в 1937 г и пропали без вести. Глава 29. Смерть в концлагерях 60 священномучеников 1930, 1931, 1932 г.г. я посещал все места Сибири, пишет свидетель, а в 1933 году наша поездка в г. Иркутск, Нижнеудинск и Балаганск. Г. Качуг – на берегу реки Лены, 200 верст от города Иркутска, с Качуга на Нижнеудинск – Балаганск вел тракт. Тракт проходил исключительно по тайге, населения никакого нет, на строительстве были только заключенные. В Качугских лагерях в то время царил неслыханный произвол. Людей ни за что расстреливали, били палками, пороли нагайками, плохие бытовые условия, в бараках помещалось 60–80 человек, сплошные нары, причем двухэтажные. В случае, если кто из заключенных не выполнит дневное задание, то лагерная охрана палачей имела полное право издеваться над ним и держала заключенных на производстве по целой неделе под открытым небом. Люди умирали с голоду и холоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В письме от 3-го янв. 1863 г. к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому, Владыка Игнатий, между прочим, пишет: «Положение монастырей подобно весеннему снегу в последних числах марта, первых-апреля: снаружи снег, а под ним повсюду едкая весенняя вода, она съест этот снег при первой вспомогательной атмосферической перемене. Важная примета кончины монашества – повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностью напоказ. Весьма часто актерской наружностью маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов актеров. За такое жительство, чуждое внутреннего делания, этого единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам. Однако, он даровал им 120 лет на покаяние». 428 В другом письме к тому же игумену Антонию Бочкову выражается еще более пессимистический взгляд на состояние монастырей. «О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, данный ему срок. Восстановления не ожидаю. Восстановлять некому. Для этого нужны мужи духоносные, а ныне, даже водящихся отчасти писаниями Отцов, каков был о. Макарий Оптинский , нет. Правда, и ныне некоторые разгоряченные верхогляды, даже из светских, берутся за поддержание монашества, не понимая, что оно-великая Божия тайна. Попытки таких людей лишь смешны и жалки: они обличают их глубокое неведение и судеб Божиих и дела Божия. Такие умницы и ревнители что ни сделают, все – ко вреду. Заметно, что древний змей употребляет их в орудия умножения в монастырях житейской многопопечительности и подъяческого характера, чем решительно уничтожается дух монашества, исполненный святой простоты. Надо покоряться самым попущениям Божиим, как это прекрасно изложено в молитве святых трех отроков, ввергнутых в пещь Вавилонскую. В современном монашеском обществе потеряно правильное понятие о умном делании. Даже наружное благочинное поведение, какое введено было в Оптиной пустыне о. Леонидом и Макарием, почти повсюду оставлено...

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Другой «большой человек», с которым Блок познакомился в Москве, был епископ Антоний, живший на покое в Донском монастыре. Суровый аскет с длинной белой бородой, обладавший даром прозрения, он пользовался большим уважением в кругах интеллигенции. К нему приезжали Мережковские, у него бывал Белый и А. С. Петровский; к нему повезли Блоков. Поэт пишет матери: «14-е, среда. Утром: Мы, Бугаев, Петровский и Соколова едем в Донской монастырь к Антонию. Сидим у него, говорим много и хорошо. Любе — очень хорошо, многое и мне. О Мережковском и „Новом пути“. Обещал приехать к нам в Петербург. Прекрасный, иногда грозный, худой, с горящими глазами, но без „прозорливости“, с оттенком иронии. О схиме, о браке». Дважды Блок с женой ездили в Новодевичий монастырь поклониться могилам родственников: Соловьевых, Марконетов и Ковалевских; 16 января, после заупокойной обедни, Сергей Соловьев, Белый и Блок отслужили панихиды на могилах Владимира Сергеевича, Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых. Но визиты к Рачинскому, поездка к епископу Антонию, посещения Новодевичьего монастыря и осмотр кремлевских соборов — были только эпизодами в московской жизни поэта. Почти всё его время посвящалось знакомству с литературными кругами, объединению с поэтами и писателями-символистами. На следующий день после приезда он попадает к Белому на «воскресение» кружка «Аргонавтов». Собралось человек двадцать пять; вокруг Белого толпились поклонники, было шумно, нестройно; гремели стулья; одни уходили, другие приходили, стоял гул голосов. Блок с церемонной вежливостью выслушивал вопросы и не успевал отвечать; на лице у него бродила растерянная улыбка. Бальмонт надменным голосом, вызывающе и пренебрежительно читал свои стихи; худой, с бледным лицом, рыжей бородкой и безбровыми прищуренными глазами за стеклами золотого пенсне, с маленьким красноватым носиком, он произносил свои строчки в нос, резко обрывая их вопросительными интонациями. Потом читал Брюсов гортанным голосом, переходившим то в орлиный клёкот, то в голубиное воркование. Белый остроумно характеризует его манеру. «В. Брюсов чтением подает хорошо испеченные строчки на стол точно блюда — в великолепной сервировке: „Пожалуйста-с!“» Блок пишет матери: «Брюсов без дам читает два стихотворения— „Белый всадник“ и „Приходи путем знакомым“. Еще важнее „Urbi et Orbi“!». Блок читает стихотворение «Фабрика» и «Три лучика». Его чтение сначала разочаровывает Белого. «Блок, — пишет он, — читал деловитым, придушенным голосом, несколько в нос и проглатывал окончание слова; не чувствовалось повышения и понижения голоса, разницы в паузах: будто тяжелый, закованный в латы, ступал по стопам».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=833...

Предлагаемый план обеспечения многосемейных преподавателей духовно-учебных заведений быть может вызовет вполне основательные возражения со стороны лиц более сведущих. Быть может будут указаны совсем другие источники для образования фонда, о котором мы говорили. Эти возражения и поправки автор встретил бы с благодарностью. Его целью было не решить, а поставить вопрос. Л. Соколов Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни:] Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Т. 6 (1879–1883 гг.) Год: 1880]//Богословский вестник 1904. Т. 3. 10. С. 241–288 (3-я пагин.). (Продолжение.) —241— 1880 г. академии и известный писатель. Он, между прочим, рассказывал мне: 1) о пресловутом проповеднике полковнике Пашкове и о его высылке, по Высочайшему повелению, за границу, что произвело сильное волнение между его последователями; 2) об увольнении ректора Казанской семинарии, протоиерея Бережковского и о выборе нового ректора, сопровождавшемся интригами со стороны преподавателя, архимандрита Сергия; 3) о домогательстве Казанского викария, епископа Павла, получить должность ректора в Казанской академии; 4) об укоризненном и угрожающем письме бывшего Обер-Прокурора Св. Синода, графа Толстого, к преосв. архиепископу казанскому Антонию 1859 по поводу протеста со стороны последнего против церковных и духовно-учебных реформ и 5) об исходатайствовании награды архиепископу Антонию (Св. Александра Невского) К.П. Победоносцевым через Государя Наследника... 1-го августа служил в Кафедральном соборе и совершал крестный ход на реку. 4-го ч. получил письмо из Уфы от преосвящ. Никанора. От 25-го июля он писал: „Милостивое послание, Вашего Высокопреосвященства и книгу Воспоминаний имел честь получить. Приношу мою сердечную благодарность. Книгу прочту, портрет в Бозе почившего Святителя Леонида вставил в рамку. Я имел случай прочитать его письма, писанные из Ярославля. Если б я не знал о его кончине, то сказал бы, что такому труженику-подвижнику, в условиях епархиального архиерея, нельзя жить.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в) В IV-kypc – студентов III курса: 1) Соколова Михаила (Моск.), Плотникова Александра, Подлуцкого Ивана, Лебедева Николая, 5) Ярещенко Александра, Струменского Михаила, иером. Герасима (Сайковского), Виноградова Николая , Смоленского Алексея, 10) диак. Крылова Димитрия, Лобова Гаврила, иерод. Нектария (Иванова). Попова Тихона, Голобородько Михаила, 15) иером. Сергия (Дабича), Скворцова Константина , Волкова Бориса, Соколова Михаила (Виф.), Вознесенского Александра, 20) Синева Николая, иером. Иоанна (Маргиева), Даргачевского Алексея, Нечаева Тихона, Лебедева Александра , 25) Ярошевича Евгения. Дьякова Святослава, Орлова Василия, Устинова Павла, Глаголева Николая, 30) Сергиевского Николая , Оглоблина Аркадия, Василевского Ивана, Лобанова Василия, Беляева Тихона, 35) Залеского Сергея, Ключарева Василия, Тихомирова Александра, Соболева Василия, Козырева Сергия, 40) Кузнецова Павла, Доброва Георгия, иером. Максима (Руберовского), Цуйманова Александра, Лилеева Константина, 45) Введенского Пантелеимона, Величкина Алексея, Четыркина Ивана, Пятикрестовского Сергея, Тихомирова Константина, 50) Богоявленского Николая, Кронтовского Николая, диак. Левковского Александра, Зыкова Вячеслава и 54) Авраменко Михаила. —173— 2) Студента курса, болгарского уроженца, Стояна Петкова оставить в том же курсе на второй год. 3) Студентам: курса – Берникову Сергею, курса – Загорскому Александру и Орлову Антонию, курса – иеромонаху Серафиму (Страхову) и Поповичу Спасу, черногорскому уроженцу, разрешить сдать устные испытания и представить письменные работы после летних каникул, в августе месяце сего 1913 года, – о чем и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. III . а) Доклад секретаря Совета Н.Д. Всехсвятского; „Честь имею представить Совету Академии ведомость об успехах и поведении студентов настоящего IV курса за все четыре года академического образования. – По предложению Преосвященного Ректора, поверка ведомости в отношении точности подсчета и вывода среднего балла произведена доцентом Академии Иеромонахом Иларионом (Троицким)“. –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зима у нас с 28 октября стоит чудная, снег местами в полтора аршина, а морозы доходят до 17 градусов. Затем позвольте пожелать вам всего лучшего, остаюсь с истинным почтением и преданностию Вашим покорнейшим слугою   Каллист. 12 ноября 1861 г. Примечания 1. Печатались по репринтному изданию Собрания творений святителя Игнатия. М., 1993. 2. Письма были сверены и выправлены по оригиналам, хранящимся в архивах. 3. Следует отметить, что до сего времени наиболее полным собранием писем святителя Игнатия являлся сборник «Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского» (М. — СПб., 1995), изданный по материалам отца Марка (Лозинского). Он содержит 619 писем, причем многие из них напечатаны в сокращенном виде. Значительное увеличение числа писем в Настоящем издании не исключает, однако, что в будущем в разных архивных собраниях могут быть обнаружены и новые, неизвестные пока письма Святителя. 4. Сопроводительные статьи, примечания, подборка и подготовка писем О. И. Шафрановой. 5. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 693–724. 6. Например, с сентября 1847 г. по март 1853 г. владыка Филарет посещал обители своей епархии более 150 раз. 7. Письма Митрополита Московского Филарета к наместнику Троице-Сергиевой Лавры Антонию. Ч. IV. М., 1884. С. 66. 8. См. примечание: Настоящее издание, т. 5, с. 493. 9. Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002. С. 208. 10. Там же. С. 312. 11. Там же. С. 434. 12.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 1. Киев, 1915. С. 225. 13.  Митрополит Иоанн (Снычев). Жизнь и деятельность Филарета митрополита Московского. Самара, 1997. С. 226. 14.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 1. С. 225–228. 15. См. Настоящее издание, т. 6, с. 712, 731. 16. Письма Московского Митрополита Филарета Архиепископу Тверскому Алексию. М., 1883. С. 238. 17. Настоящее издание. Т. 6. С. 742. 18. По книге: Митрополит Иоанн (Снычев). Жизнь и деятельность Филарета митрополита Московского. С. 577.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010