Архимандрит Феофан. Января 20 дня 1829 года. Дополнение к Духовному моему завещанию Крест, жалованный мне от покойного Государя Императора Александра Павловича, с драгоценными каменьями, и крест, присланный мне от Коллежского Советника Ивана Максимовича Феодорова, – оба сии креста хранить в монастырской Ризнице. Билет в десять тысяч рублей, доставленный собственно мне от покойного Архимандрита Иоасафа, оставляю в пользу монастыря для получения после меня процентных денег из Московского Воспитательного Дома Сохранной казны, и поминать Преосвященнейшего Митрополита Гавриила и Архимандрита Иоасафа и родственников моих. Из оных процентных денег по смерти моей за два года выдавать по пятисот рублей в Воскресенский девичий монастырь. Келейнику моему Монаху Отцу Антонию, послужившему мне с усердием до 30 лет, по смерти моей завещаваю отдать книги: Четьи-Минеи, книгу Иоанна Лествичника , Новый Завет , Богословие Преосвященного Платона, две Псалтири, одну в лист, а другую в осьмушку. Из платья мною ему отдано: суконная ряса и суконный подрясник, шуба на овчинном меху и шуба на беличьем меху, и сие от него не отбирать. Сие писал я собственною рукою своею и подтверждаю оное. Архимандрит Феофан. Января 20 дня 1829 года. Нравственно-духовные наставления священно-архимандрита Кирилло-Новоезерского монастыря Феофана Бог всегда с нами! – Смиренным благодать дает. Теперь еще все мы в волнении, а это потому, что ума-το к Богу не возводим. Петр Апостол сначала поусердствовал идти по водам, а как только усомнился, то и начал утопать: так то и мы, когда утопаем в смущении помыслов, должны взывать к Господу: Господи! Спаси, погибаем! Пришли в монастырь за тем, чтобы угодить Господу, а враг свои делает приражения; смущаться не надобно, а просить Господа Бога, так все это и пройдет. В искушениях, когда ум соблазнами, суетами мирскими, нечистыми помыслами помрачится, просить надобно Господа Бога, чтобы Он просветил душевные наши очи. – Молитесь чаще и ко Пресвятой Богородице: Пресвятая Владычица моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от Мене смиренные и окаянные рабы Твоея уныние, забвение, неразумие, нерадение!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

Брянчанинов. Из числа глубоко преданных Епископу Игнатию, чтивших его во время жизни в Николо-Бабаевском монастыре и после смерти, следует указать игуменью Московского Страстного монастыря Антонию. Игуменья Антония неоднократно бывала в Бабаевском монастыре, но только уже по смерти Преосвященного Игнатия, который питал к ней при жизни чувство глубокого расположения и уважения. В близких отношениях к Николо-Бабаевскому монастырю во время проживания там Преосвященного Игнатия находился один благочестивый Харьковский помещик – Андрей Феодорович Ковалевский. Считая Преосвященного Игнатия своим Наставником, он глубоко проникся его аскетическим духом и решился удалиться от мира. С этой целью он устроил в своем имении в Змиевском уезде Харьковской губернии иноческую обитель; долгое время это не был самостоятельный монастырь: в нем проживали иноки, присылаемые из Святогорского монастыря. В настоящее время эта обитель уже известна под именем Высочинского Казанского монастыря. А. Ф. Ковалевский хорошо изучив язык славянских богослужебных книг, с любовью занимался писанием акафистов, из которых некоторые уже давно введены с надлежащего разрешения в церковно-богослужебное употребление. 437 Сдав хозяйственную часть монастыря настоятелю и доверенному лицу Архимандриту Иустину с ближайшей известной ему братией, Преосвященный Игнатий углубился в подвиг литературно-аскетический и молитвенный. Но он не был равнодушен к интересам приютившей его обители. В отношении внешнем его заботы о Бабаевской обители выражались в улучшении её материальных средств, особенно личными жертвами, в благоустроении обители при личном руководстве, в опытных указаниях его Петру Александровичу и братии в этом направлении; в отношении внутренней жизни Бабаевской обители, – попечительность святителя Игнатия выражалась в мерах личного влияния на поднятие нравственной жизни монастырского братства. Опытный хозяин-руководитель, возродивший обители и обеспечивший внешние потребности в Лопотовом монастыре и Сергиевой пустыни, Владыка Игнатий через посредство доверенных лиц и здесь достиг экономического и внешнего благоустройства обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В Боге почивший 13 августа 1783 года святитель Тихон (Соколов) Задонский, бывший с 1763 и по 1767 год епископом Воронежским и Елецким, сиявшим в земной жизни своей великими добродетелями, рано просиял великими чудесами и по кончине своей. Поэтому еще в 1846 году, тогдашним архиепископом Воронежским Антонием (Смирнитским), глубоко чтившим память святителя, возбужден был в Св. Синоде вопрос о причислении его к лику святых, так как и чудеса и нетление мощей его (обнаружившееся при переложении его мощей в новый гроб в обозначенном 1846 году) были для всех очевидны 64 . Но в то время, после бывшего не задолго пред тем (в 1832году) открытия св. мощей другого Воронежского святителя Митрофана, Св. Синод нашел открытие мощей святителя Тихона еще неблаговременными, и дело об открытии их затянулось до нового царствования (Государя Императора Александра Николаевича), когда оно разрешено было. Самому открытию в это царствование, по счастливому совпадению обстоятельств, послужили архиереи, которые все приняли епископское рукоположение от святителя Московского Филарета, а именно: первенствующий член Св. Синода, высокопреосвященный митрополит Исидор, архиепископ Воронежский, подобно митрополиту Исидору, некогда бывший (в 1842–1849 годах) викарием Московской митрополии, высокопреосвященный Иосиф (†1892) и епископ Курский (ныне архиепископ Херсонский) Сергий. Открытие мощей состоялось в день блаженной кончины святителя Тихона 13 августа 1861 года. На обратном пути из Воронежской епархии в Петербург митрополит Исидор заезжал к святителю Московскому Филарету и поведал ему все умилительные подробности торжества этого открытия, на котором он сам, в качестве первостоятеля священнодействия торжства, произносил и приличное сему важному случаю слово с церковной кафедры, тогда же напечатанном в значительном количестве экземпляров. В Москве у святителя Филарета высокопреосвященный Исидор был около 20 августа 65 ; а от 23 августа святитель Филарет писал наместнику своему в Сергиевой Лавре архимандриту Антонию: «Утешительно было сказание владыки об открытии мощей святителя Тихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В другом письме к брату он говорит о значении молитвы: «В настоящее время существенная нужда в правильной молитве, а её то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, ищут наслаждения и восторгов, льстят себе, и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она–существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению.» (Письмо от 29 января 1865 года). См: «Приложения», стр. 211 и 239. В другом письме он пишет: «О моем уклонении от общественного служения не жалейте и не думайте, что я мог бы в нем принести какую либо пользу. По духу моему я решительно чужд духа времени и был бы в тягость другим. И теперь терпят меня милостиво единственно потому, что нахожусь вдали и в глуши (Письмо к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому, от 4 февр. 1864 г.). 437 Свящ. Григ. Орлов. Игуменья Антония, настоятельница Московских монастырей–Страстного (1861–1871 г.) и Алексеевского (1871–1897 г.), стр. 95–97. 439 В бумагах, принадлежащих родному племяннику Преосвященного Игнатия Н. С. Брянчанинову, имеются следующие ценные, в этом отношении документы: 1) Рапорты настоятеля Николо-Бабаевского монастыря Архимандрита Иустина со старшей братией от 5 марта, 7 марта, 16 июня и 30 августа 1862 года за 37, 39, 83 и 25, от 14 июля 1864 г. за 122 и от 6 июля 1865 г. за 113–о записи на приход и выражении благодарности за поименованные в рапортах крупные денежные пожертвования на нужды обители, поступившие под разными видами на нужды обители. 2) Отношение Кабинета Его Императорского Величества на имя Преосвященного Игнатия от 8 февр. 1862 г., за 873, об ассигновании ему 3.125 руб. серебром за купленную у него панагию, украшенную бриллиантами,–деньги эти пошли на нужды обители. 3) В отчете о состоянии Николо-Бабаевского монастыря за 1866 год, представленном Свят. Синоду при рапорте Владыки Игнатия от 4 марта 1867 г., за 62, сверх отчетного прихода, в сумме 14.681 руб. 95 3/4 коп, значатся поступившими на приход в 1866 году от разных лиц на созидание строящегося соборного храма 7.854 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В душе этого Божьего избранника никогда не гас яркий благодатный светильник веры во Христа. Его вера, к какой он призывал всех своих духовных детей, была та, которая может родиться только в детски чистом сердце, которая все принимает с любовью и этим входит в любовь к ближним, а ею в любовь к Богу. Он был наделен светлым и глубоким умом, но этот могучий светлый ум был соединен не с гордым превозношением и дерзким самомнением, а с истинно-монашеским смирением, он считал и называл себя «непотребным грешником» и постоянно плакал о грехах своих. Он не стремился к благам земным, но неизменно желал только одного блага –душевного спасения. «Ничто тленное, преходящее не может удовлетворять человека, – говорил он, – если оно кажется удовлетворяющим, – не верьте ему: оно только льстит. Не долго будет льстить, обманет, ускользнет, исчезнет, – оставит человека во всех ужасах нищеты и бедствия. Божие – положительно, вечно». К этому вечному, к познанию истины он стремился всю свою жизнь и шел не отступая ни на шаг от избранного пути. Святитель Игнатий был прославлен в лике святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Мощи святителя почивают в Свято-Введенском соборе Толгского Свято-Введенского женского монастыря Ярославской епархии. Труды: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова : в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1905. Отечник. – 3-е изд. – СПб., 1891. О покаянии//Русский паломник. – 1888, 11. – С. 125–126. Письма преосвященного к близким ему лицам. – СПб., 1881. Письма к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. – 1872. Правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно душевного иноческого деяния. – 7-е изд. – СПб., 1907. Слово о смерти и прибавление к нему. – 6-е изд. – СПб., 1906. Приготовление к таинствам исповеди и Святого причастия. – 3-е изд. – СПб., 1900. О терпении скорбей. (Учение святых отцев). – 4-е изд. – СПб., 1904. О кончине мира. (Три поучения). – 5-е изд. – СПб., 1907. Литература: Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов : его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: в 2 т. – Киев, 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В мужском учит священник Осьминский, а в женском священник Соколов; учащихся, в обеих школах, до 200 человек. Ученики мужск. училища участвуют в церк. пении. Кроме обычных крестных ходов, бывают крестные ходы: вокруг ограды, – на 3-й день Пасхи, 23-го и 26-го июня, 2-го июля к Георгиевской церкви к Тихфинской часовне. В приходе есть богадельня, учрежденная в 1835 г. купцом Алонкиным и – «комитет о бедных», основанный в 1869 г. Новоладожским купцом Назаром Фомичем Кулагиным, Часовен в приходе четыре: одна каменная – за подъемным «Горбатым» мостом, другая каменная, на Песоцкой улице, построена в 1869 г. купцами Луковицким и Марфиным, третья деревянная на острове Птинове, на Ладожском озере, и 4-я деревянная, в городе, у перевоза чрез Волхов. Последние две часовни во имя св. Николая- Церкви, приписные к собору 1) Георгиевская деревянная церковь , стоящая у дороги в Старую Ладогу; она построена была, сперва во имя Петра и Павла, в 1764 г. командиром Суздальского полка, знаменитым полководцем Суворовым. В 1802 г. она обновлена и посвящена великомученику Георгию; в 1820 г. снова поправлена графом Дмитрием Ивановичем Хвостовым. В 1861 г. купец Егор Иванович Ильинский построил здесь каменную колокольню и между церковью и колокольнею – каменный придел в честь положения ризы Богородицы. Фундамент церкви частью из плиты, частью из булыжника. Стены из сосновых и еловых бревен; кровля шатровая, одна с 8-конечным крестом; крыша покрыта железом, в окнах железные решетки; пол деревянный, солея возвышается на 3 ступени. Иконостас в 2 яруса. Антиминс освящен митрополитом Гавриилом 1798 г. декабря, 18 дня. Что церковь построена для Суздальского полка, это подтверждается след. письмом Суворова к соборному протоиерею Антонию от 19 декабря 1768 г. «Честный протоиерей о. Антоний! В оставшейся в Ладоге, полку Суздальского, полковой церкви Петра и Павла, прошу вашего благословения, доколе полк назад не возвратится в Ладогу, чтобы производима была ежедневная служба, за что полк вашему благословению, или кто ту службу отправлять будет, от усердия посылает в год по двадцати рублев, которые изволите получать от оставшегося в Ладоге, при двуротной команде, члена квартирмейстера Ефимова, или кто тут будет при команде членом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В связи со смертью М.Н. Гирса, которому следователь Соколов передавал на хранение свои материалы и вещественные доказательства, в среде русских эмигрантов возникло желание благочестиво захоронить «останки Царской семьи» в Русском православном храме в Белграде. Вопрос о перевозке и погребении останков в Югославию требовал согласования с членами Царской Фамилии. В числе адресатов переписки фигурируют владыка Антоний (Храповицкий), великая княгиня Ксения Александровна, В. А. Маклаков и другие лица. Апогеем и заключением дела о «погребении останков Государя Императора Николая II Александровича и Его Августейшего Семейства» стало письмо генерала Миллера от 27 июля 1936 года на имя владыки Антония (Храповицкого), призванное развеять неведение священноначалия РПЦЗ. Приводим его текст ниже: Ваше Преосвященство Всемилостивейший Архипастырь До моего сведения дошло, что Ваше Преосвященство, в проповеди, сказанной перед началом панихиды по зверски убиенным ГОСУДАРЕ ИМПЕРАТОРЕ НИКОЛАЕ II и Его Августейшей семье, коснулись вопроса о судьбе останков умученных и высказали ту мысль, что, вместо христианского погребения останки эти находятся в руках врагов русской государственности и хранятся в неподобающем месте. Так как я не сомневаюсь, что, в данном случае, Вы были кем то введены в заблуждение, как и многие русские люди, то я позволю себе послать Вам мое циркулярное сообщение, которое я разослал по Русскому Обще-Воинскому Союзу три года тому назад и выражаю надежду, что Вы усмотрите из него, что останков, которые могли бы почитаться заслуживающими погребения и были бы действительно останками царственных мучеников — не имеется. Испрашивая Святых молитв Ваших, остаюсь Вашего Преосвященства покорный слуга Миллер . Полный текст циркуляра генерала Е.К. Миллера, предоставленного митрополиту Антонию (Храповицкому), в котором сформулировано все, что позволяло Евгению Карловичу, авторитетнейшему лицу русской эмиграции, слово останки взять только в кавычки и даже выразиться более прямо: «якобы „останки”», — мы публикуем в конце статьи, в первом приложении.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/06/...

В этой местности было восемь архиепископов, которые во время войны могли вместе с своим народом жить среди неверных 17 . В другую западную страну, принадлежащую неверным, во время войны и мира всегда посылались посвященные константинопольским патриархом архиепископы для большого числа христиан, находившихся там под властью неверных, – с разрешения неверных, ради их выгоды и благорасположения со стороны христиан, подчиненных неверным, – причем архиепископов здесь по числу было двенадцать 18 . В восточные страны для большого числа христиан, здесь обитавших, всегда посылались (из Константинополя) архиепископы, числом пятнадцать, причем эти архиепископы имели и подчиненных себе епископов, которых они и посвящали 19 . Греки владели также островом Лимносом, где были два небольших города, шесть крепостей и сто сел. Здесь находился архиепископ. На острове Имвросе был один город, пять крепостей и двадцать сел. На островах Скиаф (Schiatus) и Скопел (Scupelum) были две малых крепости и пятнадцать сел. Другой остров – Мармара имел одну крепость и шесть сел. Грекам принадлежали и другие малые острова. В Пелопоннисе находились следующая провинции: Коринфская, Ахайская, Лакедемонийская, Спартская, Левктрская, Аргосская и другие. В этой стране было тридцать больших городов, двадцать весьма сильных крепостей и четыреста сел 20 . Она находилась под властью трех братьев греческого императора Иоанна Палеолога. Здесь были четыре архиепископа и очень много епископов. Эти земли были собственно греческие и свободны от неверных; здесь греки имели свою как светскую, так и духовную власть. Духовная же только власть принадлежала грекам в следующих местностях. В Афинах они имели архиепископа и в Фивах другого. Светская же власть принадлежала здесь дуке Антонию II Аччьяоли, родом из Флоренции. В состоянии то мира, то войны находились архиепископы Фессалоники, которая после Рима и Константинополя была самым большим городом в христианском мире; шесть лет назад турки отняли город у венецианцев. Иной архиепископ находится в Лариссе, занятой неверными, другие – в Серрах, Драме (in Trachmis), Зихне, Верии (Feria), Сервионе (in Sermone), Христополе, Кипсале (Chipsali), Софии, Филиппополе, Адрианополе, где живет и властитель неверных, Траянополе, Видине (in Fidini) и иные более шести.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Вместе с тем, своим по священству словом заявляю Вашему Высокопреосвященству, что, невзирая на существование уездных миссионеров, я по-прежнему с полным усердием буду относиться к миссионерскому делу» 53 . Резолюция владыки Антония на этом рапорте была положена следующая: «Я готов согласиться, но здесь нет отзыва об о. Ляде, которому полагается за миссионерскую деятельность пособие» 54 . Между тем, 2 октября 1911 года в житомирском Преображенском кафедральном соборе (тогда именовался Волынским кафедральным собором, так как Житомир был центром Волынской губернии) Аркадий Остальский был рукоположен в сан диакона, а 5 октября там же в сан священника 55 . Он был единственным из сыновей священника Иосифа Остальского, кто пошёл по стопам предков – принял сан священника. 7 октября епархиальный миссионер архимандрит Митрофан подал владыке Антонию новый рапорт. В нём он писал: «Почтительнейше докладываю Вашему Высокопреосвященству: о миссионерской деятельности о. Серафима Ляде мне решительно ничего неизвестно. Слыхал я частным образом, что он несколько раз совершал богослужения на немецком языке, а один раз по моей просьбе присутствовал на освящении немецкой баптистской молельни в м. Соколове . Больше не знаю ничего. Во всяком случае, я беру на себя смелость утверждать, что в настоящее время деятельность нашей миссии должна быть направлена не к обращению в православие немцев, что к тому же едва ли принесёт желательные результаты, а к удержанию своих, православных, в ограде Св. Церкви. Последнего достигнуть нетрудно, если только буду иметь у себя таких деятельных сотрудников как священники Остальский и Молчанов. Вот почему я снова почтительнейше во имя святого миссионерского дела умоляю Ваше Высокопреосвященство не лишать меня моих уже испытанных сотрудников и назначить священника на диаконском штате при Староконстантиновском соборе Аркадия Остальского уездным миссионером Староконстантиновского, Изяславльского и Острожского уездов с вознаграждением 700 руб. из синодальных средств, и священника с. Несолони Александра Молчанова -уездным миссионером Житомирского и Новоград- Волынского уездов с вознаграждением 300 руб. из Владимиро-Васильевского братства

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Все сие обязывает меня предстательствовать, чтобы по случаю совершения двадцатипятилетия служения наместника архимандрита Антония с отличным достоинством представлен он был во всемилостивейшее Его Императорского Величества благоволение.     За шесть лет перед сим он сопричислен к ордену Св. Владимира в третьей степени. Были примеры, что наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит Товия, и Симоновский архимандрит Герасим сопричислены были к сему ордену во второй степени. Или же, другой соответственный достоинству род награды может состоять в благословении Св. Синода архимандриту Антонию вместо наперсного креста употреблять панагию – по примеру Донского архимандрита. Покорнейше прошу В[аше] В[ысокопревосходительство] предложить о сем Св. Синоду на его благорасмотрение, и споспешествовать моему предстательству. Для чего и послужной список архимандрита Антония при сем прилагается.     Марта 16, 1856 " ».      21(1093) – Ч.III. С.397–398. Публикаторы указывали, что о требованиях преимуществ для римо-католиков святителю Филарету писал А.Н. Муравьев в письме от 12 марта 1856 г. (Письма митрополита Московского Филарета к А.Н. Муравьеву. С.486,487); 22(1140) – Ч.IV. С.15–18; 23(1187) – Ч.IV. С.65; 24(1394) – Ч.IV. С.299; 25(1438) – Ч.IV. С.339–341; 26(1459) – Ч.IV. С.359; 27(1567) – Ч.IV. С.448–449; 28(1636) – Ч.IV. С.496–497. В примечании говорится «Год и число не написаны». Письмо датируется по упоминанию об обручении наследника престола великого князя Николая Александровича; 29(1643) – Ч.IV. С.500–502; 30(1681) – Ч. IV. С.533. Источник: Святитель Филарет (Дроздов) . Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. – С. 725–750; 935 (комментарии). Текст приводится с сохранением авторского стиля, но по возможности с соблюдением правил современного русского языка. Части слов, восстанавливаемые из сокращений, заключаются в квадратные скобки. 43 Николай [Соколов] из ректоров Тамбовской семинарии сделан епископом Дмитровским 8 июня 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010