По приезде в дом, в начале 3-го часа дня святитель ходил с крестным ходом из Софийского собора в Антониев монастырь. На молебне, во время этого хода, пели 1-ю статью животворящему кресту и Успению Божией Матери, 2-ю у церкви св. Димитрия в Торгу Иоанну Предтечи и великомученику Димитрию, 3-ю на Никитине улице Сретению Владимирской Божией Матери и великомученику Никите, 4-ю против Рагодовицкого монастыря на поле Иоанну Богослову и свв. Борису и Глебу, 5-ю Рождеству Пресв. Богородицы и Антонию Римлянину в Антониевом монастыре. По приходе крестного хода в монастырь, за алтарем соборного храма совершаем был молебен на пять статей и оканчивался уже в церкви. Здесь святитель совершал водоосвящение и напоенною губою отирал в иконостасе св. иконы с правой стороны и мощи чудотворца Антония, а потам отдавал губу архимандриту, который отирал ею иконы в алтаре и в иконостасе с левой стороны. Из этой губы святитель выжимал воду в чашу и вместе с св. водою наливал вощаники для отправления государю и патриарху. После водоосвящения святитель совершал литургию; а по окончании ее из церкви шли в трапезу чередной священник с крестом, а диакон с панагиею. По совершении трапезы, был предлагаем хлеб Богородицын и чаша о многолетнем здравии государевом и патриаршем. Пред отъездом из монастыря, святитель входил в церковь и знаменался у святых икон и у мощей преподобного 1139 . 5. Соборная церковь Святой Живоначальной Троицы в Клопском Монастыре Местоположение монастыря; его основание и построение в нем церквей. Время построения нынешнего Троицкого собора; устройство его в настоящем виде совне и внутри. Памятники в нем. Колокольня монастырская. Клопский Троицкий мужеский монастырь, 3-го класса, находится на правом берегу реки Веряжи и ручья безымянного 1140 , в весеннее время водою окружаемом, от Новгорода к югу в 20 верстах, а от озера Ильменя к северо-западу за три версты. Когда и кем основан был монастырь, неизвестно. Известно только то, что он существовал еще в начале XV века. Ибо когда в 1408 году преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

При Патриархе Иове установлены были новые церковные праздники: блаженному Василию, Христа ради юродивому Московскому; общее празднование преподобному Иосифу Волоколамскому, которому Святейший сам написал канон и исправил службу; вместе святителям Петру, Алексию и Ионе, а также Казанским чудотворцам Гурию и Варсонофию; общее – благоверному Князю Роману Владимировичу Углицкому, преподобным Антонию Римлянину и Корнилию Комельскому. Из Отроча монастыря перенесены были в Соловецкий монастырь мощи митрополита Филиппа и из Москвы в Свияжский монастырь мощи архиепископа Казанского Германа, основателя сей обители. С именем Патриарха Иова тесно связаны судьбы Иверской или Грузинской Церкви. В конце 1586 г. Грузинский царь Александр, изнемогавший под натиском турок и персов, просил Царя Феодора принять Грузию под свою высокую державу, на что Государь согласился. Вслед затем Александр просил прислать «для исправления Православныя веры христианския учительных людей». Патриарх ревностно занялся этим делом. В Грузию были посланы иеромонахи Троице-Сергиева монастыря Закхей и Иосиф и иеродиакон Чудова монастыря Феодосий, знатоки уставов и хранители благочестия. Отправлены были три опытных иконописца. Ими же было привезено много икон, принятых, по словам Александра, «как Моисей принимал богописанный закон». Патриарх счел нужным написать царю и Грузинскому митрополиту Николаю учительные послания. Первого он убеждал твердо держаться Символа веры , иметь страх Божий и исполнять заповеди Евангелия, а также почитать священников и не касаться ничего церковного. Митрополиту он писал: «Знаем вас изначала, Божиею благодатию, христианами; но не ведаем, откуда возникли у вас соблазны, так что ныне вы не во всем вполне держите христианскую веру и в немногом разделяетесь от нас. Внимайте же прилежно, в чем состоит истинная благочестивая Православная вера». В послании многое заимствовано из «Изборника» митрополита Даниила, болгарского пресвитера Козьмы на богомилов 37 и из «Просветителя» преподобного Иосифа Волоколамского. В заключении послания Патриарх призывает архипастырей и пастырей подражать св. Апостолам и св. Отцам, быть готовыми положить души свои за духовных овец, охранять их от ересей и от всякого зла. Во все время своего правления Святейший оказывал Грузинской Церкви большую помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Таким образом речь может идти лишь о древности славяно-русского Фонда Патриаршей библиотеки, как известно, заключающего в себе очень почтенное количество рукописей пергаменного периода. Подпорки Саввы к гипотезе историографа касаются, очевидно, славянского Фонда библиотеки, но нельзя сказать, чтобы они являлись сколько-нибудь солидными и основательными. Во-первых, подлинных грамот великих князей на имя русских митрополитов в Патриаршей библиотеке нет, а имеются с них списки частью XVI в., в известном сборнике 276, широко использованном в Актах исторических, где он цитуется под старым 173. Во-вторых, если бы даже и были подлинники грамот, это говорило бы за древность Патриаршей библиотеки не больше, чем наличие в Воскресенском собрании того же книгохранилища Пандектов Антиоха XI в. и Цветной Триоди первой половины XII в., свидетельствует в пользу возникновения этого собрания не при патриархе Никоне (ранее и монастыря самого не было) во второй половине XVII в., а, скажем, в XII или XIII в. С именем митрополита Фотия в Патриаршей библиотеке связаны 16 поучений и завещание, но, находясь в составе Макариевских Миней, они решительно ничего не дают для укреплении гипотезы Карамзина. Не лучше обстоит дело в данном отношении и с митр. Киприаном. Служебник Патр. библ. 601, пергаменный, принадлежит XIV в., когда действовал этот митрополит; с л. 40 книги идет подпись: «служебник Киприана митрополита Московского и всея России, писан его рукою с греческого переводу в лета 6905». Но свидетельство это принадлежит 2-й половине XVII века, когда, в видах борьбы с старообрядчеством, усвоили и рукопись Патр. библ. 605 Антонию Римлянину, умершему в 1147 г., хотя книга имеет тератологический орнамент, обычный для XIV в., да и по письму не может принадлежать эпохе Антония. Продолжая мысль Саввы, можно указать на припись к 915, л. 1 «Книга Варлама митрополита», правившего русскою церковью с 1510, но 1522 гг., но и она говорит очень немного для древней истории патриаршего собрания. Эта книга – знаменитая Геннадиевская библия, сработанная в Новгороде, вероятно увезенная ее собственником в Чудов монастырь на Москве, куда удалился Геннадий с Новгородской архиепископии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Славянские рукописи Патриаршей Библиотеки содержания, большею частию, богословского, церковно-служебного, исторического и канонического. Из богословских книг здесь хранится два замечательных списка Библии, заключающих в себе полное собрание книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Одна из таковых Библий написана была в 1499 г., при Архиепископе Новгородском Геннадии, другая в обители преподобного Иосифа Волоколамского, в 1558 г., иноком Иоакимом. Евангелия и Апостолы и другие отдельные книги Священного Писания находятся здесь во многих и различных списках. Драгоценным памятником древнего канонического права почитается хранящаяся здесь Кормчая книга, написанная в 1282 г., для Новгородского Архиепископа Климента. Она, по составу своему, есть самая полнейшая из всех, известных в России, Кормчих книг. Из церковно-служебных книг замечательны служебники, приписываемые Преподобному Сергию Радонежскому Чудотворцу, Варлааму Хутынскому, Антонию Римлянину, Митрополиту Киприану, святому Димитрию Ростовскому и некоторым другим. Драгоценным сокровищем Патриаршей Библиотеки почитается Сборник Святославов, содержащий в себе отрывки из сочинений разных Отцов церкви первых веков христианства. Он написан был в 1073 г. для Великого Князя Святослава Ярославовича. Эта драгоценная рукопись украшена искусными заставками и рисунками: в начале и середине рукописи встречаются особенно замечательные картины, изображающие некоторого рода храм, в котором видны разные святые, вероятно те, которых сочинения помещены в самой рукописи. На первом листе изображён Великий Князь Святослав Ярославович со своим семейством, в древнем русском костюме. Это – памятник русской живописи, изображающий, между прочим, характер одежды Русских Великих Князей. К числу замечательнейших рукописей Библиотеки принадлежат также и Четьи Минеи Всероссийского Митрополита Макария, именуемые, по своей огромности, Великими. Движимый усердием к духовному просвещению русского народа, Митрополит Макарий, в бытность свою в Новгороде Архиепископом, предпринял на себя беспримерный труд – собрать все жизнеописания св.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Благодаря сохранившимся записям секретаря владыки Нестора отца Нафанаила мы можем услышать некоторые разговоры, которые велись осенью 1933 года в резиденции митрополита Антония (Храповицкого) : «Первый разговор наш с митрополитом Антонием был о России. Мы с владыкой Нестором приехали с Дальнего Востока, где в то время начиналась большая антибольшевицкая работа, инспирируемая Японией. Владыка Нестор рассказывал о подробностях этой работы. И вдруг владыка Антоний прервал и произнес: – А я о России скажу пушкинскими словами: “...И как вино печаль минувших дней в душе моей чем старей, тем сильней” 175 . И заплакал» 176 . «Мой правящий архиерей, Преосвященный Нестор, хотел представить нас, отца Филарета и меня, к игуменскому сану. Я об этом знал и знал, что митрополит Антоний об этом знает. Поэтому в общем разговоре при нём я с юношеским легкомыслием заявил: – А знаете, Владыка, я этим отличиям не придаю значение. По-моему, важны лишь три основных сана: диакона, священника, архиерея. Вот иеромонахом мне очень хотелось стать, а игуменству или архимандритству я значения не придаю. Митрополит Антоний посмотрел на меня с полуусмешкой – полуупрёком: – А скажи, вот если ты получишь подарок, хотя бы пустяшный, от людей, которых ты любишь: от матери или от духовного отца, или от друга. А потом получишь внешне ценный подарок от людей, тебе безразличных, – какой подарок будет тебе отраднее? – Конечно, первый, – воскликнул я. – Ну, вот видишь, значит, ценность подарка зависит прежде всего от того, кто его дарит. А ты получаешь подарок от Церкви. Понимаешь? – Да, – смущенно сказал я. – Ну вот, милый мой, смущайся и радуйся, – уже совсем ласково сказал великий Авва» 177 . «Однажды я читал Владыке жития святых и после чтения с сокрушением исповедал митрополиту Антонию о том, что грешу маловерием: не во всё в житиях святых могу верить. – Вот особенно огорчаюсь, что в отношении Вашего, Владыка святый, Небесного Покровителя, преп. Антония Римлянина... Верю, искренне верю, что благодать Божия могла сделать и сделала, что он на камне поплыл. Но что он проплыл Гибралтарский пролив, Бискайский залив, Ламанш, Северное море, Балтийское море... Когда всё это представишь – не могу поверить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

2. а) В памятниках московских древностей между прочими рисунками представлен точный рисунок оклада Евангелия XII века. В самом верху этого оклада, посредине, изображен шестиконечный крестик с тростию и копием такого вида: Но тут же, по краям, изображения святых написаны с находящимися в их руках четвероконечными крестами, такого вида: б) Об изображении креста на Антониевых сосудах. Один из этих сосудов устроен из яшмы и усеян золотыми репейками и листочками, в кои вставлены яхонты и изумруды. В одном из двух, находящихся по сторонам чаши, золотых клейм изображен мозаикой четвероконечный крест с копием, тростию и обыкновенными словосокращениями: IC ХС HIKA. На ободке чаши пред и после золотой надписи — πετε ξ αυτο πντες —  стоят также два четвероконечных крестика. На блюдце из прозеленной яшмы, оправленном в золото, в средине его по четырем сторонам мусийного изображения Агнца, изображены четыре четвероконечных креста. На другом сосуде, состоящем из верхней чаши ониксовой, с четырьмя золотыми переймами, и из серебряной втулки и поддона на ободке, после надписи: «niйme отъ нея вси: ciя есть кровь моя новаго завета, изливаема за вы и за многы» стоит четвероконечный крестик. Оба эти сосуда с прибором принадлежали св. Антонию Римлянину, игумену древнейшего Новгородского монастыря. По сказанию Пролога, Антоний, положив их в бочку, бросил в море (в Риме), и они приплыли в Волхов, где вытащили их сетью рыбаки близ места, где стоит ныне монастырь этого святого. Из Новгорода взял эти древние сосуды в Москву царь Иоанн Васильевич. в) К древнейшим и драгоценным памятникам ризницы у Спаса на Бору, в Москве, принадлежат две хранящиеся в ней древности, открытые в 1836 году в церковной трапезе под лещадными полами, в каменной гробнице с останками тела, облаченного в шелковую малоповрежденную одежду, именно: кожаный параманд и такой же пояс с вытиснутыми на них изображениями Господских праздников и с надписями XIV или начала XV века: Благовещенье, Преображенье Хво, Рожество Хво, Встретнье Хво, Распятье Хво, Вскресенье, Крещенье Хсво, Вознесенье Гсне, Вскресенье Лзво, Шcmbie Дха стго, Вхдъ в Iepcмъ, Успенье ст. Бцi. Праздники изображены в небольших четвероугольных фигурах, равно как и надписи к ним оттиснуты тоже в четвероугольниках, хотя немного поуже сравнительно с первыми. Для нас здесь замечательно то, что Распятие Христово изображено на четвероконечном или пятиконечном кресте и что на изображении Воскресения Господня Спаситель представлен с крестом в руке, также четвероконечным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В Успенском соборе хранилась одна из главных святынь Руси - икона Владимирской Богоматери, перевезённая сюда в 1395 году из Владимира. В тот год взяв Елец, полчища Тамерлана двинулись на Москву, и небыло спасения царствующему граду... Тогда из Владимира в Москву была доставлена икона Владимирской Богоматери, и в тот же день " Темир Аксак царь убояся и устрашися... и к Руси тыл показующи, аки некими гонимы быша " . По преданию, икона Владимирской Богоматери была написана св. евангелистом Лукой и принесена из Царьграда в дар князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому (ум. 1174). Южный портал собора украшают врата работы балканских мастеров 14 века, перевезённые в 1401 году из суздальского Рождественского монастыря. На медных пластинах ворот золотой наводкой изображены сюжеты на библейские темы. Каждая эпоха оставляла свои следы в Успенском соборе. В 1551 году, во времена Ивана Васильевича Грозного (1530-1584), резчики по дереву изготовили и установили в храме узорочное " царское место " , или, как его стали называть, " Мономахов трон " . Ножками трона служат четыре вырезанных из дерева зверя, а стенки трона покрыты барельефами, изображающими получение Владимиром Всеволодовичем Мономахом (1053-1125) царских регалий в Константинополе. Над троном возвышается резной шатёр на фигурных столбиках. Рассказывают, что когда при подготовке к коронации Екатерины I (1684-1727) этот трон хотели убрать из собора, то Пётр I Алексеевич (1672-1725) сказал: Я сиё место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские государи, на нём сидели " . В алтаре Успенского собора находились три больших креста, называемых Корсунскими. По преданию, их привёз из Корсуни в Киев св. равноапостольный князь Владимир Святославович (ок. 960-1015), откуда они попали во Владимир, а затем в Москву. В ризнице собора хранился яшмовый сосуд для драгоценного мира, которым русских царей помазывали при венчании на царство - так называемая Августова Крабия. Этот сосуд, по преданию, принадлежал ещё римскому императору Августу. Из Рима он попал в Византию, а оттуда был прислан в дар императором Алексеем Комнином Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Среди утвари собора выделялись два потира, привезённые Иваном Васильевичем Грозным из Новгорода. По преданию, они принадлежали св. Антонию Римлянину и были привезены им из Рима.

http://sobory.ru/article/?object=03386

Игумен Антоний , при царе Борисе описал жизнь преп. Нила Столбенского († 1555 г.). См. Царского 107; Толстого II, 232. Около того же времени написано житие преп. Макария Унженского, и вероятно в 1594 г., когда строителем обители, по воле царя Феодора, определен боярский сын Давид Хвостов. Самый старший список жития, из известных ныне, писан в 1602 г. (Царского 743). 194. Варлаам , из архимандритов Чудова монастыря митрополит Новгородский 1594–1604 г., писал увещание Валаамским старцам в Дымский монастырь – не нарушать Валаамского устава (Ист. Акт. I, стр. 236). Его распорядительные грамоты изданы там же, стр. 231–235, 237–241, 244. Иона Думин , с 1589 г. из архимандритов Путивильских архиепископ Вологодской, в 1598 г. подписался под грамотою об избрании царя Бориса, а в 1600 г. был на соборе об установлении празднования преп. Корнелию Комельскому, причем подтвердил верность сведений о чудесах преподобного (А. э. II, 7, 222). Он писал похвальное слово благоверному князю Александру Невскому: «Всех произволяющих Бог спасти желает». Здесь скрыл он имя свое в анаграмме (Зап. Археолог. Общ. III, 149; IV, 141). Без сомнения. Им же исправлено было описание жития благоверного князя Невского, сочиненное бедным Василием (§ 127). Его список сочинений Максима Грека , всего 82, с замечанием: «писана сия книга Максим Грек с добрых переводов (списков), а трудов и потов много положено, как правили сию св. книгу» – у Царского, 241, 242. 195. Нифонт , постриженик Антониева монастыря, просил и упросил царя и патриарха открыть мощи преп. Антония Римлянина, дотоле почивавшие под спудом, и в 1598 г. описал в Сергиевой Лавре чудеса преп. Антония 1678–1697 г., тогда как чудеса 1648–1678 г. описаны уже были прежде (Царского 133, 128; Румянцева 158). Описание Нифонта любопытно и по рассеянным в нем историческим и топографическим сведениям. Усердный Нифонт написал и похвальное слово преп. Антонию. Вероятно, им же написаны: а) проречение преп. Варлаама о мразе и воспоминание о том, установленное при царе Борисе; б) воспоминание о св. Ионе архиеп. Новгор. и повесть о чудесах его, с службою; в) повесть о братьях Алфановых. Эти сочинения помещены подряд с Нифонтовым описанием чудес преп. Антония – у Румянцева 154, 158.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Понимаем мы или не понимаем, дано нам постичь тайны и глубины Божий, как святым отцам, или нам, как людям простым, доступны только какие-то элементарные вещи — главное, чтобы мы воспринимали все сердцем. Вспомним святого Православной Церкви — Павла Препростого, ученика Антония Великого. Он отличался чрезвычайной простотой и, видимо, вследствие этого — невежеством. Однажды пришли к Антонию монахи и он стал им говорить о значении закона и благодати, притом упомянул Моисея и Господа Иисуса Христа. Павел, будучи человеком очень мало образованным, вдруг спросил Антония Великого: «А кто был раньше: Моисей или Христос?» Услышав такую нелепость, Антоний сказал: «Замолчи!» — и тот замолчал. Прошло несколько месяцев, и Антоний спрашивает его: «Почему ты молчишь?» «Ты сказал мне молчать, вот я и молчу», — ответил Павел. С одной стороны, он проявил невежество, которое кажется диким даже нам, людям малосведущим в богословии, а с другой — необыкновенное послушание. И ради своей ревности к исполнению заповедей Божиих он достиг высокого духовного преуспеяния, так что даже Антоний Великий присылал к нему тех бесноватых, из которых он сам не мог изгнать бесов. За свою веру и послушание Павел Препростый мог изгонять не только простых демонов, но и князей бесовских, а также совершал другие чудеса. Вот пример того, что главным является именно сердечное исповедание, хотя бы оно и не было до конца осознано умом. Конечно, я рассказал этот случай не для того, чтобы поощрять невежество. Разве правильно, когда человек не знает, кто был раньше — Христос или Моисей? Я упомянул об этом для того, чтобы восхвалить добродетель, показать, насколько выше она отвлеченного знания. И мы должны со всей простотой сердца принять, подобно тому как принял Павел Препростый и многие тысячи простых верующих, прославленных Церковью или неизвестных, учение о спасительном страдании Господа Иисуса Христа, о благодати Божией, действующей от Его святых икон. Мы должны быть верными Ему так, как были верны мученики братья Маккавеи, решившие лучше потерять свою жизнь, чем отступить от отеческой веры. Аминь. 14 августа 2002 года День памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Истина — в Православии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Владыка Варсонофий обратил внимание присутствующих на то, что в прежние времена образование, даже простое обучение грамоте, было не светским, а духовным: " Раньше с детства приучали детей читать Слово Божие. В дореволюционное время детей учили не по азбуке, а по Псалтыри, дети питали свой ум Словом Божиим, их разум соответствовал разуму Божию, они жили по заповедям Божиим. И нам нужно вернуться к этому, надо начинать жить по заповедям Божиим, тогда будем чистыми умом, светлыми, радостными, у нас меньше будет горестей. Но раз мы нарушаем заповеди Божии, то нам остается только одно - покаяние. Святая Церковь устанавливает специальное время для того, чтобы мы могли приносить покаяние, - это посты. Конечно, нас тяготят какие-то грехи юности, когда мы по неразумию много чего сделали. И с этим грузом тяжело жить, он давит на нас. Но этот груз облегчается постом и покаянием. Пример нам в этом показала преподобная Мария Египетская, которая тяжело боролась с грехами молодости, но потом постом и покаянием она так облегчила свою жизнь, что стала святой. Нам не остается другого пути обрести покой и мир душам нашим, кроме очищения от страстей. В этот коротенький пост мы должны успеть посеять в своей душе добро, омыться покаянием и слезами и подготовиться к Успению Божией Матери. Пусть Пресвятая Богородица поможет нам этим постом исправиться, стать лучше, больше любить друг друга и побольше стяжать Благодати Святого Духа " , - заключил владыка. Митрополит Варсонофий поблагодарил настоятеля храма за послушание, которое он несет уже 12 лет в этом храме. Настоятель от имени всего прихода вручил владыке букет цветов со словами: " Господь сказал апостолу Петру: " Петр, ты камень, и на сем камне Я воздвигну Церковь, и врата ада не одолеют ее " . Вы, владыка, в своем сердце имеете частицу этого камня и, подобно преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу, чью память мы также сегодня празднуем, вы шествуете по волнам Санкт-Петербургской митрополии, пребывая в том или ином храме. Сегодня вы прибыли к нам, в храм святого Иоасафа Белгородского, чтобы вместе с нами разделить великую радость Воскресения Христова " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010