Андрей Боголюбский к своим родовым преданиям о Киево-Печерской святыне присоединил новое знамение благословения Божьего на утверждение своего северо-восточного могущества в иконе, вывезенной им из Вышгорода, которая принесена была на Русь вместе с иконою Пирогощею. Следя за тем, как расходилось по всем концам древней Руси Киево-Печерское сказание, по сооруженным храмам во имя Успения, мы доходим наконец до Москвы, которая сообщается с Киево-Печерской святыней через Владимир. Теперь от Киева перейдем к Новугороду. Из множества местных преданий остановимся на сказании об Антонии Римлянине, которое особенно важно для истории русского быта и литературы. Предполагая, что читателям известно содержание этого жития, я остановлюсь только на фактах, наиболее важных для истории нашей древней литературы и народного быта. Во-первых, Антоний был Римлянин, то есть, латинского или римского исповедания, и, без сомнения, немец, потому что, не умея говорить по-русски, когда только что прибыл к Новогороду, понимал речь Греченина Готвина. Впрочем, в житии Антоний представляется даже действительным Римлянином, то есть, жителем Рима. История нам свидетельствует, что не он один был с латинского запада между русскими святыми мужами. Так Меркурий Смоленский († 1237) был тоже Римлянин. Прокопий Юродивый Устюжский († 1303) – от латынска языка от немецкия земли, как сказано в его житии (по рукоп. Графа Уварова, 273 в 4-ку, л. 60 об.). Конечно, особенно Новгород подвергался сильному влиянию Немцев, и уже в XII и XIII в. некоторые из них могли принимать православное исповедание и отличиться святостью жизни. Житие Прокопия Устюжского предлагает нам любопытные подробности по этому предмету. Этот угодник, родившийся в немецкой земле, – как сказано в житии: «Божиим благоволением пришед кораблем и с тем своим со многим имением в великий пресловущий Новград с протчею своею дружиною с Еллины, и яко же обычей они имяще ту по вся лета приходити купецким обычаем» и проч. Но Антоний очутился в новгородской области, как известно, необычайным способом. Прибыл из римской области по морям, чудесным образом, на камне. Еще будучи на родине, в Риме, он уже отказался от латинской веры и принял православие. И там же бросил в море бочку, наполненную драгоценными вещами, сосудами серебряными и золотыми, и хрустальными блюдами и всякой другой церковной утварью. Вслед за чудесно плывшим на камне Антонием и эта бочка приплыла из Италии к Новугороду, и была вытащена рыбаками из реки, и потом передана Антонию. Сосуды и прочая утварь были работы иностранной, даже подписи на сосудах, как сказано в житии, Римским языком написаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Великий Новгород. Антониев монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1106. Ссылки:   Адрес: Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, район Антоново, д. 3 Координаты: 58.539847, 31.286794 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Рождество-Богородицкий Антониев монастырь, 2 класса, в Новгороде, на берегу реки Волхова. Основан преподобным Антонием Римлянином (см. 3 августа). Каменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы построен преподобным Антонием, освящен в 1119 году и сохранился до наших дней. Здесь в серебряной раке, сооруженной в 1860 году, открыто почивают мощи преподобного Антония и под спудом почивают мощи святых 5-ти братьев Алфановых: Никиты, Никифора, Климента и Исаакия (см. 4 мая). К числу достопримечательностей монастыря относится: колокол (весом в 1 пуд 10 фунтов) и 6 мазоичных икон XII века, каменный шестиконечный крест, ветвь морской травы или морская трость, которую преподобный Антоний, по преданию, держал в руке, во время чудесного прибытия в Новгород, камень, на котором приплыл он, два медных паникадила и две фелони, по преданию, принадлежавшие преподобному Антонию. В память открытия мощей преподобного Антония ежегодно совершается в первую пятницу после Петрова поста крестный ход из Софийского Новгородского собора в монастырь; по окончании литургии святые мощи обносятся с крестным ходом вокруг монастырского соборного храма. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» На живописном берегу реки Волхов расположился один из древнейших новгородских монастырей - Антониев. История основания этой обители преподобным Антонием Римлянином в самом начале XII столетия настолько любопытна, что не будет лишним её упомянуть. Преподобный Антоний родился в Риме в 1067 году от православных родителей. В 17 лет юноша осиротел, принял постриг в одном из небольших скитов, где прожил около двадцати лет. Перед этим он отдал часть своего наследства нищим, а другую часть положил в бочку и пустил на волю волн. Когда гонения со стороны латинян вынудили монахов разойтись из скита и скрываться, подвижник избрал для себя пустынное место на берегу моря, где проводил всё время в посте и молитве. Однажды на море поднялась буря, оторвавшая от берега кусок скалы, на которой находился преподобный. Спустя несколько дней, под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень этот (кстати, и сегодня пребывающий на паперти Богородице-Рождественского собора) с совершенно невредимым " путешественником " остановился близ Новгорода. Здесь преподобный Антоний основал монастырь в честь Рождества Богородицы. Но этим чудеса не кончились. Спустя год новгородские рыбаки выловили из Волхова бочку с наследством преподобного, некогда брошенную им в море. Так у святого появились деньги на благоустройство обители. Скончался он 3 августа 1147 года, а канонизирован был в 1597 году.

http://sobory.ru/article/?object=05347

Волок. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Волок, известное раньше как Волок Держков, расположено на правом берегу Мсты, ниже Боровичей и знаменитых мстинских порогов. Однако именно отсюда начинался сухопутный путь в верховья Увери, в обход порогов. Село являлось важным пунктом на пути «из варяг в арабы», особенно до строительства в начале XVIII века вышневолоцкой водной системы и расчистки мстинских порогов. Примерно до XVI века в селе находился Никольский мужской монастырь. Затем на месте монастырских храмов построили каменный храм Иоанна Предтечи и еще три церкви: Троицкую, Преображенскую и Никольскую. Дошедший до нас Никольский храм построен на месте одноименного деревянного в 1799 году. Помимо главного придела имел ещё два: правый - в честь Воскресения Христова, левый - в честь Вознесения Господня. Храм был закрыт в 1941 году. Сейчас не действует, реставрационные работы не ведутся. Село Волок возникло на погосте, именовавшемся как Волок — Держков. Оно находилось на правомберегу реки Мсты. Село стало значительным торговым центром ещё до времен Ганзейского Союза. Во все времена через Волок проходили значительные грузы на Юг, Восток, Север и обратно в ВеликийНовгород, и дальше на Запад. Здесь разгружали и хранили товары купцы русские и зарубежные. Стояли амбары, лабазы для грузов. Чтобы обойти Мстинские пороги, грузы на ладьях тащили волоком (перетаскиванием по бревнам) до озера Пелено, примерно 10 верст. Вот почему Волок, а не Волочек, где тащили суда на меньшие расстояния. С давних времен в селе находились скит и мужской Никольский монастырь. В Писцовой книге Бежецкой пятины 1564 г. упоминаются церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения на погосте, церкви Иоанна Предтечи, Святой Богородицы и Троицы Живоначальной. Когда перестал существовать монастырь — пока неизвестно, но можно предположить, что во время похода Иоанна Грозногос опричниками в 1570 г. на Новгородскую и Псковскую земли, когда был разграблен монастырь Антония Римлянина в Великом Новгороде и убит его настоятель Гелвасий. Все священные сосуды, приплывшие в бочке к Антонию, были увезены царём в Москву. А Никольский Держковский монастырь в то время был приписанк Антониеву. На месте монастырских деревянных храмов был построен каменный храм во имя Иоанна Предтечи с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Антония Римлянина, в память о том, что монастырь был приписан к Новгородскому Антониеву монастырю. Это место до сих пор называется Иоанновский погост. Позже на месте обветшавшего Иоанновского храма тщанием местных помещиков были построены два новых храма.

http://sobory.ru/article/?object=06532

Антония Римлянина монастырь в Новгороде. Обитель прп. Антония Римлянина находится в г. Новгороде, на правом берегу Волхова, в 3 верстах от Кремля. Эта обитель принадлежит к числу древнейших. Основана она в 1106 году прп. Антонием Римлянином, который, по преданию, чудесным образом приплыл на камне в Новгородские пределы. Прп. Антоний скончался в 1147 году и погребен в основанной им обители. В XIV веке монастырь троекратно горел, а затем в 1570 г. он сильно пострадал во время кровавого разгрома Новгорода Иоанном Грозным. После этого обитель запустела, но, впрочем, по приказанию Грозного была вскоре восстановлена и даже прославлена обретением мощей прп. Антония. Управляет обителью архимандрит. Храмов два. Главный соборный в честь Рождества Пресвятой Богородицы с четырьмя приделами. Здесь открыто почивают в серебряной раке мощи прп. Антония, возле раки под стеклом хранятся стебли морской травы, с которыми приплыл прп. Антоний в Новгород. В Богословском приделе этого храма почивают под спудом мощи братьев Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, сокольницких чудотворцев. На паперти в притворе погребено много разных лиц, среди которых обращает на себя внимание могила архиепископа Новгородского Амвросия Юшкевича. Второй храм в честь Сретения Господня; здесь хранится древняя икона прп. Антония. В числе предметов, принадлежавших прп. Антонию, доселе благоговейно сохраняются шесть мозаичных икон, две фелони и орарь, небольшой колокол и камень, на котором преподобный приплыл в Новгород. В монастырской библиотеке хранится много старопечатных книг и древних рукописей. В первую пятницу после Петрова дня совершается вокруг собора торжественный крестный ход с мощами прп. Антония и с чудотворными иконами новгородских церквей. Боровичский Свято-Духов монастырь в Боровичского уезда находится вблизи города Боровичи с западной его стороны. Местность, где расположен монастырь, очень красива и живописна. Она представляет из себя равнину, окруженную с трех сторон высокими холмами, покрытыми густым хвойным лесом, с четвертой стороны его огибает быстрая полноводная река Мста. Все дышит здесь миром и уединением, располагающим душу к тихому созерцанию и молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Позади придела Иоанна Богослова есть еще небольшой придел в честь Грузинской Божией Матери с тремя окнами. Он устроен в начале нынешнего столетия на месте кладовой, служащей продолжением Богословского придела. В длину он 4, а в ширину 2 сажени. К западной стороне всего церковного здания примыкает паперть, устроенная в 1699 году. Длиною она 3½ саж., а шириною 3 саж. 1 арш. Северный конец ее занят частию приделом Грузинской Божией Матери, а частию кладовою. В паперть два входа с западной и южной сторон. Как главная церковь , так и приделы с папертью росписаны. Но иконопись сия не древняя, и в недавнее время возобновлена. Со вне Богородице-Рождественская церковь со стенами и пристройками в длину 12 саж. ¼ арш., а в ширину 15 сажен. Со времени основания своего Богородице-Рождественская церковь видела в стенах своих многих знаменитых лиц; но летопись не сохранила нам известия об них. Неизвестно даже и о всех тех лицах, кои в продолжении семи с половиною веков погребены были под сводами ее. Укажем по крайней мере на то, что известно. 1. Из гробниц первое место занимает кипарисная рака преп. Антония Римлянина, преставльшегося 3-го августа 1147 года. Мощи его обретены 1 июля 1597 года по 450-летнем пребывании в земле. Он погребен был у юго-западного столба на 1½ аршина от северо-западной стены; но по обретении мощи его поставлены были в северо-западном углу Антониевского придела, потом на месте погребения и наконец перенесены на нынешнее место под арку, отделяющую главную церковь от Антониевского придела. Настоящая рака устроена в 1731 году с надписями, вырезанными на семи кругах 1125 . Из прежних, современных открытию св. мощей, кругов один остался с след. надписью: «Благоизволением Божиим и милостию пречистой Богородицы ко пречестные и великие обители пречистой Богородицы честного и славного ее Рожества вздвигнуты быша честные и чудотворные мощи преподобного отца нашего и чудотворца Антония Римлянина. Лета 7105 (1597) июля в 1 день на память святых бессребренник и чудотворец Козмы и Дамиана, по четыресте по пятидесяте лете по преставлении его, повелением благочестивого и боголюбивого и христолюбивого великого государя царя и В. Князя Феодора Ивановича всея Русии Самодержца и его благочестивой царицы и великой княгини Ирине и по благословению святейшего Иова, патриарха Московского и всея России, боголюбивым преосвященным Варлаамом Богоспасаемых градов Великого Новогорода и Великих Лук в шестое лето святительства его и тоя пречестные обители при игумене Трифоне; и подай же нам молитвами его оставление грехов и получити милость и жизнь вечную, амин». Память пр. Антонию совершается церковию 3 августа: местно чтится он еще в 1-ю пятницу после Петрова поста, так как в это время было обретение его мощей, когда бывает из Софийского собора крестный ход; а в обители празднуется ему еще и 17 генваря вместе с Антонием Великим , коего он имел своим Ангелом покровителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

РНБ, O.I. 22, л. 2) и «многогрешным Иваном колена Августова от племени варяжского, родом Русина» (Житие Антония Сийского. РНБ, О. I. 22, л. 73). В.Н. Топоров указывает на несомненную «антиримскую» направленность Жития, рассматривая некоторые особенности композиции памятника: предысторию появления Антония Римлянина в Великом Новгороде, его пребывание в Риме, житийный сюжет, связанный с новгородским епископом Нифонтом, а также отмечая особую роль главы, рассказывающей об обретении в Новгороде дельвы (бочки) Антония Римлянина (Топоров В.Н. Антоний Римлянин – новгородский святой в «житии». С. 27−28:40). Говорит о новгородской направленности легенды об Антонии и Е.Д. Захарова, приводя это соображение в качестве обоснования причины того, почему Житие не было написано во время составления ВМЧ (Захарова Е.Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина. С. 146−147). Я.С. Лурье также видел причину невключения Жития Антония Римлянина в ВМЧ в том, что проновгородский дух Жития противоречил основной их идее, идее централизации Русского государства вокруг Москвы (см. История русской литературы: В 4 т. Л., 1980. Т. 1. С. 246). Несмотря на отсутствие до конца XVI в. официальной канонизации Антония Римлянина, он упоминается в Похвальном слове русским святым, составленном царевичем Иоанном Иоанновичем около 1580 г. В Похвальном слове не сообщается о плавании Антония на камне, хотя и указывается, что он явился из Рима: «Радуйся и ты, мужу желаний духовных Антоние, иже из Риму пришедый в Великий Новград!» (РНБ, O.I. 22, л. 373. Текст Похвального слова в редакции царевича опубликован: Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича/Подгот. текста, пер. и коммент. Е.А. Рыжовой//БЛДР. Т. 13. С. 668−677, 832−835. Более подробно о царевиче Иоанне Иоанновиче – писателе см.: Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. С. 49−96). Ещё В.О. Ключевский отмечал, что «ни в летописях, ни в других памятниках, составленных до половины XVI в.» имя Антония «не является с таким эпитетом» – Римлянин (Ключевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Да вот напр. ты, Иван Михайлыч, получил в Коронацию митру, ну что же? Ты в ней только в Церкви или где-нибудь при Богослужениях; – кто видел тебя в ней при Богослужениях, тот знает, а кто не видел, для того ты тот же Протоиерей в камилавке; а будь ты пожалован орденом 1-й степени Анны, и явись где хочешь, хотя и без ордена, а с одною звездою, тогда небось... тут же тебе особый достойный почёт. Да в этом отношении может, кажется, служить примером и Св. Апостол Павел, который, когда являлся и действовал на сонмищах и всюду, как христианин и как Апостол, то его несколько раз били и помоцами, а когда он же в известном случае, т. е. когда повёл тысящник отвести его в полк, рек, ранами истязати его… и когда уже протягоша его вервми... св. Апостол Павел только что заявил, что он «Римлянин есть» абие убо отступиша от него хотящии его истязати, и тысящник же убояся, уразумись, яко Римлянин есть, и яко бе его связал, и разреши его от уз... ( Деян. 22:24–30 ). Таким образом, если Св. Апостол воспользовался по закону правами государственными Римского статута, по которому наименование «Romanus civis sum» означало тоже, что по нашему – столбовой потомственный дворянин, то, значит, и духовному лицу по закону же должно пользоваться своими правами, так как, действительно, с пожалованием ордена известной степени даруется и духовным дворянство потомственное, переходящее и на детей родителей духовных... А что вот вы-то, – Владыка обратился ко мне (Антонию) и к отцу Иоанну – Наместнику) толкуете, т. е. будто награды вообще порождают тщеславие и гордость, или что ордена, по выражению Митрополита Серафима, составляют «laqueus diaboli», то несте ли чли николи же, что вещает св. Апостол о подобных возгордениях и о самой – laqueus (петле)... Подобает быти Епископу, учит св. Апостол, не новокрещенну... и свидетельство добро имети от внешних, – и далее что же?... да не возгордевся в поношение впадёт и в сеть диаволю... ( 1Тим. 3:6–7 ). А так как в подлиннике Греческом слова – в сеть диаволю читаются ις παγδα του διαβλου, а слово παγς – сеть означает, точь в точь, и петлю, то и выходят здесь буквальные слова, сказанные Митропол.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Андрей стал игуменом после смерти Антония, последовавшей в 1147 г. 114 Впоследствии редакция Жития, составленная Нифонтом, дополнилась рассказами о чудесах, случившихся от мощей святого Антония в XVII в. Кроме этих основных трех частей отдельные списки включают Слово похвальное святому Антонию, Службу преподобного Антония на малой вечерне, тексты купчей и духовной. 115 Для изучения начального периода в истории монастыря важна первая часть Жития, посвященная земной жизни святого Антония, которая приписывается игумену Андрею. Некоторые исследователи ( Е.Е. Голубинский , П.М. Строев) сомневались в существовании первоначальной редакции и полагали, что автором и этого текста мог быть сам Нифонт, составивший Житие в конце XVI в. П.М. Строев называет Андрея «мнимым сочинителем». 116 Митрополит Макарий (Булгаков) и В.О. Ключевский не подвергали сомнению тот факт, что автором первой редакции являлся Андрей. По словам митрополита Макария, Житие, «еще сохранившее следы своего первоначального происхождения, в конце XVI в. подверглось новой редакции». 117 Мы присоединяемся к этому мнению. Нифонт, без сомнения, использовал хранившиеся в архиве монастыря рукописные материалы, о чем свидетельствуют содержащиеся в тексте, приписываемом Андрею, исторические факты, а также конкретные реалии, которые не могли быть придуманы в конце XVI в. Во всех списках Житие Антония в своей первой части начинается с предисловия, которое отличается пространностью изложения. В нем утверждается авторство Андрея: «Сеи же Андреи поведа архиепископу Нифонту и князем града того, всем людем, еже слыша от преподобнаго о чюдесах сих. Архиепископ же и вси людие, велми подивишеся и раздаша хвалу Богу и Пречистей Богородици и великому чюдотворцу Антонию. И от толе начат зватися Антоний Римлянин. И повеле архиепископ Нифонт сие житие преподобнаго изложити и написати и церкви Божии предати на утвержение вере християнстеи и на спасение нашим христианам, еже отступиша от православный греческия веры и преложишася в латыньскую веру на посрамление». 118 В тексте особо подчеркнута назидательная роль Жития в борьбе с отступниками от православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

«Ну вот милый мой, смущайся и радуйся», уже совсем ласково сказал великий Авва. И я получил двойную незаслуженную мною радость: чрез руки великого митрополита Антония восприял от Церкви Христовой высокий сан игуменский. 6 . Иногда на мою долю выпадала радость прочитать что-нибудь митрополиту Антонию. Обычно это была привилегия ближайших к владыке людей: Н. П. Рклицкого (покойный архиеп. Никон), моего сродника П. С. Лопухина и гр. Г. П. Граббе. Однажды я читал владыке жития святых и после чтения с сокрушением исповедал митрополиту Антонию о том, что грешу маловерием: не во все в житиях святых могу верить. «Вот особенно огорчаюсь, что в отношении Вашего, Владыка святый, Небесного Покровителя, преп. Антония Римлянина... Верю, искренне верю, что благодать Божия могла сделать и сделала, что он на камне поплыл. Но, что он проплыл Гибралтарский пролив, Бискайский залив, Ламанш, Сев. море, Категат, Скагерат, Балтийское море. Когда все это представишь – не могу поверить». Владыка ответил успокоительно: «Не огорчайся и не сетуй. Это согрешение твоего воображения, которому ты дал излишний разгон, а не маловерие. Неужели ты думаешь, что Господу нужно было вести св. Антония таким сложным путем, и Он не мог перенести его прямо к устью Волхова?» 7 . С владыкой Нестором из Белграда мы собирались ехать во Святую Землю. По этому поводу в присутствии митр. Антония начались разговоры о том, что недавно греческие монахи около Гроба Господня подрались с католическими. И владыка Нестор повторил очень распространенную в таких случаях фразу: «Какой позор, что у Гроба Того, Кто учил любви и миру, монахи дерутся». Митрополит Антоний прервал: «нет, владыка, слава Богу, что дерутся. Значит любят. За то, к чему равнодушны, драться не будут, а за то, что любят, полезут в драку. Слава Богу, что эти простые монахи так любят Господа нашего и Его святой Гроб». 8 . О. Николай Вознесенский собрался принять монашество. Другой харбинский протоиерей, о. Петр, дружный с о. Николаем, писал об этом архиепископу Нестору в скрыто-благоговейном, а внешне шутливом и насмешливом тоне об этом. Владыка Нестор приказал мне прочитать это письмо пред митрополитом Антонием. Мы с вл. Нестором, конечно, тоже видели благоговение сквозь насмешку в письме о. Петра, но мы не ожидали, как воспримет это митр. Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

188 Хотя эта статья есть и в Московском синодике, но в другой редакции. См. Древн. Р. Вивл. VIII, 45. 192 Эта и две след. статьи встречены о. Никольским только в Ростовском и Соловецком списках, 165, 204, 203. 193 Приведем несколько данных: Преподобным Харитону и Кирьяку и Роману и Андронику и Евфимию, иже в Селуни, и еще Давиду (л. 89), Илариону Великому. Преподобным Стефану, Саваиту, Иоанникию Великому и Ивану Колову и Феоктисту и Феоктисту и (Феогносту?), иже в Символех, и Нилу. Архимандриту Синайския горы и преподобному Ивану, списавшему Лествицу; преподобному Саве Освященному, преподобному Ивану Рыльскому; Лазарю, Алимпию, Акакию иже в лествице; Патрекею, Ивану Дамаскину, Виссариону, Потапию, Даниилу Столпнику, Луке Новому, Арсению и Павлу, иже в Латре, Феодосию. Иже за беззакония наша Богу попущающу варваром нашедше избиенным от них преподобным отцем в Раифе. Варлааму, Саваиту, Никифору и Асафу Индейским. Павлу Фивейскому, Ивану Кущьнику, Ксенофонту, Исакию Сирианику, Исидору Пелусийскому, Луке, иже в Елладе; Антонию Великому , Макарию Египетскому , Евфимию; Ефрему Сирину , Косме Пресвитеру, Андронику, Феофану Исповеднику Никейскому, Косме Гражданину, Акакию, Маркиану, Симеону Мироточцу, Авксентию, Тимофею, иже в Символех, и т. д. Виссариону, Илариону Новому Далматским. Л. 91. Перечень Ростовских угодников и разных монастырей русских. Л. 93. Георгию Отилбею новому исповеднику, многомученному от неверных за веру хрестьянскую и Феодору новому мученику Христову исповеднику, убиенному за веру хрестьянскую в Болгарех от иноверных. Л. 98. Преподобному Антонию Римлянину, составльшему обитель в великом Новеграде в Неревском конце во имя св. Богородицы честного Ее Рождества. Преподобному Семиону Серпьскому новому чудотворцу.– Список кончается поминовением епископов Сарских и Коломенских. 195 О Болгарском синодике, или Синодике царя Бориса, была помещена статья во Временнике Общества Истории и Древностей Российских, кн. 21, 1855; в Сборнике статей по славяноведению, в честь В. И. Ламанского, с. 33 (статья Т. Д. Флоринского), в Журнале Мин. Народного Просвещения, ч. 238, отд. 2, с. 174 (статья M. С. Дринова).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010